Курсовая: РОЛЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ в развитии денежного рынка России
Курсовая: РОЛЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ в развитии денежного рынка России
Содержание
Введение. 3
1. Денежная система страны.. 5
1.1 Понятие денежной системы.. 5
1.2 Денежное обращение и денежный (финансовый) рынок. 6
1.3 Денежно – кредитная политика и ее цели. 9
2. Место коммерческих банков в операциях денежного рынка. 15
2.1 Специфика банка как предприятия. 15
2.2 Роль банков в привлечении инвестиций. 18
2.3 Взаимодействие государства и коммерческих банков. 23
3. Коммерческие банки на этапе становления денежного рынка. 31
3.1 Место занимаемая банками в России. 31
3.2 Банковская система Российской Федерации. 33
3.3 Меры по поддержке денежно-кредитной системы Российской Федерации 38
Заключение. 42
Список используемой литературы.. 43
Критическое состояние экономики, в том числе денежного обращения нашей
страны, порождает множество предложений по исправлению сложившейся ситуации,
и в первую очередь, по части улучшения денежного хозяйства. И это вполне
естественно, потому что рыночная экономика - это денежная экономика, и без
наведения порядка в сфере денежных отношений добиться устойчивого
экономического роста невозможно.
Следует отметить, что история денег в России действительно весьма интересна и
содержит немало поучительного, а кое-какие данные могут представлять
практический интерес и для сегодняшнего времени. Если рассмотреть основные
события в денежном обращении России за последние 150 лет, то выяснится
существенная специфика России : в ней часто происходили денежные реформы. За
указанный период их было значительно больше, чем в любой другой крупной
стране с большим количеством населения и объемом производства. Что же
представляет из себя денежная система нашей страны, и какие методы могут быть
предложены для ее усовершенствования?
Целью данной работы выступает определение роли коммерческих банков в развитии
денежного рынка.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. разобраться в понятие денежной системы
2. определить формулировки «денежное обращение» и «денежный
(финансовый) рынок»
3. разобрать денежно – кредитную политику и ее цели
4. установить специфику банка как предприятия
5. определить роль банков в привлечении инвестиций
6. выявить связь государства и коммерческих банков
7. изучить место занимаемое банками в России
8. охарактеризовать банковскую систему Российской Федерации
9. охарактеризовать меры по поддержке денежно-кредитной системы
Российской Федерации
В данной работе были использованы работы таких экономистов и политиков как:
О.Г. Солнцев, М.Ю. Хромов, Егоров А.Е., Харлампиев Дмитрий и другие. А так же
ученых финансистов: Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и другие.
1. Денежная система страны
Денежная система - такая форма организации денежного обращения, которая
юридически установлена государством, учитывает исторически сложившиеся традиции
и обеспечивает функционирование в стране всей финансовой системы. Основными
элементами денежной системы являются:[1]
n национальная денежная единица, т. е. принятая в данной стране за
единицу мера денег, в которой выражаются все цены товаров и услуг.
n масштаб цен - весовое количество денежного металла, принятое в
стране в качестве денежной единицы, или покупательная способность этой
денежной единицы;
n система эмиссии денег - законодательно установленный порядок
выпуска денег в обращение, а также сами учреждения, выпускающие деньги;
n законодательно установленные формы денег - специфическая система
кредитных и бумажных денег, разменных монет, которые являются законными
платежными средствами в наличном обороте данной страны;
n валютный паритет, обеспечивающий соотношение национальной валюты
с валютами других стран;
n институты денежной системы - государственные и негосударственные
учреждения, которые регулируют денежное обращение на законодательной основе.
В современном мире существуют различные системы денежного обращения, каждая
из которых законодательно закреплена государством и отражает исторические
традиции страны.
Исторически человечество знает два основных типа денежного обращения:[2]
n систему обращения металлических денег, когда в обращении были полноценные
золотые и/или серебряные монеты, а кредитные деньги свободно обменивались на
денежный металл;
n систему обращения кредитных и бумажных денег, которые перестали
обмениваться на золото, а само золото ушло из обращения.
Первая система канула в лету, вторая действует ныне во всех странах мира с
теми или иными особенностями.
Денежное обращение - это движение денег при выполнении ими своих функций
в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также
нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. С углублением общественного
разделения труда и формированием общенациональных и мировых рынков при
капитализме денежное обращение получает дальнейшее развитие. Оно обслуживает
кругооборот и оборот капиталов, опосредствует обращение и обмен всего
совокупного общественного продукта, включая доходы различных классов. С помощью
денег в наличной и безналичной формах осуществляется процесс обращения товаров,
а также движение ссудного и фиктивного капиталов.
Денежный оборот страны представляет собой сумму всех платежей, совершенных
предприятиями, организациями и населением в наличной и безналичной формах за
определенный период времени.[3]
Денежное обращение подразделяется на налично-денежное и безналичное.
Налично-денежное обращение - движение наличных денег. Средством обращения и
платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним
субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных
законодательством случаях. Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и
бумажными деньгами (казначейскими билетами).
Налично-денежный оборот страны - это часть денежного оборота, равная сумме
всех платежей, совершенных в наличной форме за определенный период времени.
Данный оборот в основном связан с поступлением денежных доходов населения и
их расходованием.
Безналичное обращение - это изменение остатков денежных средств на банковских
счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений
владельца счета в виде чеков, жироприказов, пластиковых карточек, электронных
средств платежа и других расчетных документов.
Различают две группы безналичного обращения: по товарным операциям и
финансовым обязательствам. К первой группе относятся безналичные расчеты за
товары и услуги, ко второй - платежи в бюджет и внебюджетные фонды, погашение
банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми
компаниями.
Между налично-денежным обращением и безналичным существует тесная взаимосвязь:
деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую. Поступления
безналичных средств на счета в банке - непременное условие для выдачи наличных
денег. Поэтому безналичный оборот неотделим от обращения наличных денег и
образует вместе с ним единый денежный оборот страны, в котором циркулируют
единые деньги одного наименования.[4]
С совершенствованием платежно-расчетных отношений менялось соотношение между
наличными и безналичными сферами денежного обращения. До конца XIX в.
Преобладали платежи наличными деньгами. В современных условиях удельных вес
наличных денег в общей массе денежных средств, особенно в промышленно
развитых государствах, невелик.
Безналичный оборот - это сумма платежей за определенный период времени,
совершенных без использования наличных денег путем перечисления денежных
средств по счетам клиентов в кредитных организациях или взаимных расчетов.
Данный оборот составляет значительную часть денежного оборота страны.
В безналичных расчетах находит выражение безналичный денежный оборот.
Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении
оборачиваемости средств, сокращении наличных денег в обращении, снижении
издержек обращения.
Различия и особенности в организации безналичных расчетов обусловлены
историческим и экономическим развитием отдельных стран. Так, в Великобритании
раньше, чем в других странах, получили распространение безналичные расчеты
векселями и чеками. С 1775 г. здесь возникли расчетные, клиринговые палаты -
специальные межбанковские организации, осуществляющие безналичные расчеты по
чекам и другим платежным документам путем зачета взаимных требований.
Коммерческие банки - члены расчетной палаты - принимают к оплате чеки,
выписанные на любой банк или его отделение.[5]
Все чеки поступают в расчетную палату, где их сортируют и проводят зачет
несколько раз в день. Оплачивается только конечное сальдо расчетов через счета
в центральном банке. В ряде стран функции расчетных палат выполняют центральные
банки. Расчетные палаты существуют также при товарных и фондовых биржах для
взаимного зачета требований по заключенным здесь сделкам, что значительно
упрощает и ускоряет расчеты.[6]
В США, Канаде, Великобритании, Франции, Италии широкое развитие получила система
чековых расчетов. В ряде стран континентальной Европы (Австрии, Бельгии,
Венгрии, Германии, Голландии, Франции, Швейцарии) преобладают жирорасчеты,
которые представляют собой систему безналичных расчетов с помощью дебетовых и
кредитовых поручений, передаваемых по системам межбанковской и почтовой связи.
При системе жирорасчетов плательщик выписывает приказ о снятии денег с его
счета и переводе их на счет получателя[7].
Одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов являются
также пластиковые карточки. Мировая практика показывает, что в настоящее
время при всем многообразии их видов в основном применяются пластиковые
карточки с магнитной полосой. Активная работа проводится и по внедрению в
оборот микропроцессорной карточки, обладающей более высокой степенью защиты.
Расчетные операции относятся к числу важнейших банковских операций. Они
включают инкассовые, переводные и аккредитивные операции.
Под денежно - кредитной (монетарной) политикой понимают совокупность
мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно - кредитной сфере с
целью регулирования экономики. Осуществляет ее центральный банк. Процесс
денежно - кредитного регулирования включает 2 этапа. На первом - центральный
банк воздействует на параметры денежно - кредитной сферы. На втором -
измененные параметры передаются в сферу производства. Соответственно
различают промежуточные и конечные цели денежно - кредитной политики.
Конечными целями являются: устойчивые темпы экономического роста, высокий
уровень занятости населения, относительно стабильный уровень цен, равновесие
платежного баланса страны. Приоритетной целью денежно - кредитной политики
является стабилизация уровня цен в стране.
Достичь заданных конечных целей можно, только правильно выбрав промежуточные,
ибо между ними существует тесная связь. Это объем денежной массы, уровень
процентной ставки, объем кредитов.[8]
Инструменты денежно - кредитной политики. Эффективность монетарной политики в
значительной мере зависит от выбора инструментов денежно - кредитного
регулирования. Прежде всего, они делятся на общие, влияющие на рынок ссудного
капитала в целом, и селективные, предназначенные для регулирования определенных
форм кредита, кредитования отдельных отраслей. Выделяют также косвенные
(экономические) методы регулирования и прямые (административные). Основными
инструментами денежно - кредитной политики являются: изменение учетной ставки,
изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке
[9].
Изменение учетной ставки - старейший метод денежно - кредитного
регулирования, с помощью которого центральный банк влияет на денежную базу и
ликвидность банков. Под ликвидностью понимается способность коммерческих
банков своевременно погашать свои обязательства в денежной форме. Она зависит
от объема имеющихся резервов, структуры депозитов, возможности получить заем,
экономической конъюнктуры.
Один из путей повышения ликвидности состоит в получении банком кредита. Банк
может взять заем у других коммерческих банков на межбанковском рынке или у
центрального банка через так называемое учетное (дисконтное) окно.
Центральный банк предоставляет ссуду, как правило, под залог ценных
государственных бумаг и взимает с заемщика определенный процент. Норма этого
процента называется учетной ставкой (дисконтом).
Коммерческие банки прибегают к займам через учетное окно в двух случаях. Во-
первых, для пополнения обязательных резервов, если по каким-то причинам они
стали меньше требуемого уровня. Во-вторых, в том случае, когда на денежные
средства, взятые в центральном банке, коммерческий банк может получить
прибыль. Это будет возможно, если разница между учетной ставкой и ставкой
ссудного процента будет достаточно велика.
Изменение учетной ставки центральный банк использует для контроля за объемом
денежной базы и предложением денег. Если он хочет увеличить денежную массу в
стране, то понижает учетную ставку. Спрос коммерческих банков на ссуды
центрального возрастает, так как они становятся более привлекательными, чем
займы на межбанковском рынке. Предоставляя денежные средства коммерческим
банкам, центральный увеличивает на соответствующую сумму резервы банков-
заемщиков, расширяя денежную базу. Эти резервы являются избыточными и банки
могут использовать их для выдачи ссуд, создавая тем самым новые деньги.
Следовательно, понижение учетной ставки приводит к росту предложения денег и
расширению кредитования экономики.
При повышении учетной ставки до такого уровня, когда она становится выше ставки
межбанковского рынка, коммерческие банки сокращают заимствование средств у
центрального банка. Это замедляет темпы роста или сокращает предложение денег.
Повышение учетной ставки соответственно приводит к росту ставки процента на
межбанковском рынке и “удорожает” кредит, предоставляемый экономическим
субъектам. [10]
Инструментом, позволяющим регулировать банковскую ликвидность и объемы
кредитования, является изменение норм обязательных резервов. Резервирование
возникло в связи с необходимостью гарантирования вкладчикам выплаты денег в
случае банкротства банка. Однако кризис 1929-1933 гг. показал, что
обязательные резервы в этой роли оказались не эффективны. Для гарантирования
возврата денег стали использовать страхование вкладов, а обязательное
резервирование является теперь одним из основных инструментов денежно-
кредитной политики. Центральные банки могут применять его как ко всем
инструментам кредитно-финансовой системы, так и выборочно. В настоящее время
резервирование обязательно как для всех коммерческих банков, так и для других
депозитных институтов. Центральные банки обычно устанавливают целый ряд норм
обязательных резервов. В качестве критерия их дифференциации может быть
выбран состав банковских резервов. Так, если целью является рост сбережений
населения, то центральный банк может установить более низкие нормы для
срочных депозитов и более высокие для депозитов до востребования.
В период инфляции центральный банк может повысить резервную норму. Обычно банки
в ответ на это одновременно увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу
ссуд. Понижение резервной нормы центральным банком переводит часть обязательных
резервов в избыточное и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков к
созданию денег путем кредитования, а значит, и предложение денег в стране.
[11]
При использовании такого инструмента денежно - кредитной политики следует
учитывать, что даже небольшие изменения норм обязательных резервов вызывают
значительные сдвиги в объеме резервов, масштабе и структуре кредитных
операций.
Наиболее важным инструментом контроля за денежным рынком являются операции на
открытом рынке, которые центральный банк использует в качестве оперативного
средства регулирования. Основным условием их применения является наличие в
стране развитого рынка ценных бумаг.
Сущность операций на открытом рынке заключается в покупке - продаже ценных
государственных бумаг коммерческим банком, населению. При этом объектом
покупки - продажи могут быть все виды ценных бумаг, но главную роль играют
краткосрочные государственные бумаги. В процессе проведения операций на
открытом рынке центральный банк воздействует прежде всего на величину
денежной базы. При необходимости увеличить предложение денег центральный банк
начинает покупать ценные бумаги.
Если необходимо сократить денежную массу, центральный банк продает ценные
государственные бумаги коммерческим банкам, населению.
Для воздействия на денежную массу может быть использован и такой инструмент
денежно - кредитной политики, как покупка - продажа центральным банком
иностранной валюты. Такие операции, называемые интервенциями на валютном рынке,
влияют прежде всего на величину денежной базы. Покупая иностранную валюту,
центральный банк увеличивает свои валютные резервы и денежную базу. Продажа
иностранной валюты, наоборот, ведет к уменьшению денежной базы и предложения
денег.[12]
Наряду с косвенными инструментами денежно - кредитного регулирования существуют
и прямые методы контроля. В основном это лимиты, устанавливаемые на процентные
ставки, и прямое лимитирование кредитов. Административный контроль над
процентной ставкой может осуществляться путем определения величины ссудного
процента или его предельного значения, процентной ставки по депозитам и
сберегательным вкладам.[13] Прямое
лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной
эмиссии (кредитного потолка). Общие (совокупные) кредитные потолки
устанавливаются в отношении общей суммы кредитов, предоставляемых банковским
сектором. Для всех коммерческих банков устанавливаются одинаковые ограничения
для темпов или объемов роста кредита. В некоторых случаях ограничивается кредит
только для определенных секторов экономики. Выборочный кредитный контроль еще
называют селективным. К селективным методам денежно - кредитного регулирования
можно отнести также установление предельных лимитов по учету векселей для
отдельных банков, ограничение потребительского кредита, контроль за ипотечным
кредитом.
Как известно, основными промежуточными целями денежно-кредитной политики
являются процентная ставка и денежная масса. Проблема в том, что центральный
банк должен выбрать одну из них. Он не в состоянии одновременно достичь двух
автономно определенных целей, ибо, как следует из анализа равновесия денежного
рынка, каждой ставке процента соответствует определенная денежная масса и
наоборот. Поэтому центральный банк должен определить, что он будет
контролировать: ставку процента или объем денежной массы.
[14]
Различают виды денежно-кредитной политики в зависимости от ее конечных целей.
В условиях инфляции проводится политика “дорогих денег” (политика кредитной
рестрикции). Она направлена на сокращение предложения денег путем ужесточения
условий и ограничения объема кредитных операций коммерческих банков. Политика
“дорогих денег” является основным методом антиинфляционного регулирования.
В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится
политика “дешевых денег” (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она
заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля за
приростом денежной массы, увеличении предложения денег.
Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики исходя из
состояния экономики страны. При разработке политики необходимо учитывать, что,
во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от
его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное
регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.
[15]
В основе деятельности любого банка лежит идея его функционирования как
специфического предприятия. Банки могут быть при этом самыми разнообразными.
Типы банков[16]. По
характеру выполняемых операций банки могут быть эмиссионными и коммерческими. В
первом случае это означает, что продуктом банка является эмиссионное
регулирование; подобная операция, как правило, возложена на центральные банки.
Ими могут быть государственные (национальные, народные) банки, а также другие
крупные банки, выполняющие по распоряжению законодательной власти операции по
выпуску и изъятию денег из обращения. Главной задачей таких банков является
укрепление позиций денежной единицы как внутри страны, так и за рубежом. Обычно
эмиссионные банки не занимаются кредитованием народного хозяйства и населения;
эта операция входит в компетенцию коммерческих банков, которые предоставляют
самые разнообразные ссуды, как предприятиям, так и отдельным гражданам.
По срокам выдаваемых кредитов могут быть банки, предоставляющие
преимущественно долгосрочные или краткосрочные ссуды. Задача таких банков —
обеспечить на возвратной основе потребности заемщиков в дополнительных
ресурсах, в которых они нуждаются в ходе своей коммерческой деятельности.
Банки можно классифицировать и по хозяйственному признаку — промышленные,
торговые, сельскохозяйственные (с самой разнообразной комбинацией отраслей),
внешнеторговые. В мировой практике выделяются также сберегательные,
депозитные, инвестиционные, ипотечные банки, в основные задачи которых входит
аккумуляция свободных денежных средств, привлечение депозитов (вкладов) и их
использование преимущественно для кредитования других кредитных учреждений. В
банковской системе отдельно могут быть представлены кредитные учреждения,
выполняющие специальные задачи — различного рода инновационные банки, фонды
специального назначения, общества взаимного кредита, ломбарды, кассы
взаимопомощи.
По территориальному признаку банки делятся на местные (региональные) и
обслуживающие потребности ряда регионов, страны в целом, международные.
Разумеется, на практике трудно встретить тот или иной банк в чистом виде. Вряд
ли найдется, к примеру, крупное кредитное учреждение, которое выдает только
краткосрочные кредиты, только кредиты промышленным предприятиям, только
клиентам отдельно взятого региона. В современном денежном хозяйстве скорее
можно найти комбинацию выполняемых банком операций при сохранении, однако,
главного направления их деятельности, что, собственно, и позволяет нам выделять
отдельные их типы[17].
Среди критериев классификации кредитных учреждений следует особо выделить
признак собственности. По характеру собственности банки могут быть
государственные, акционерные, кооперативные, частные, муниципальные, смешанные.
В банках государственного типа признак государственности с позиции
собственности на банковский капитал является основополагающим. Исходным в
деятельности таких банков является ее подчиненность государственным
национальным интересам (например, поддержание стабильности денежного обращения
через систему эмиссионных банков, финансирование программ развития тех или иных
отраслей или регионов через государственную систему коммерческих банков). На
базе государственной собственности в стране созданы различные отраслевые банки,
учредителями которых стали отраслевые министерства и ведомства. Особенность
данных банков состоит в том, что их стартовый капитал не единственный капитал,
скорее он является акционерным, поскольку может включать в себя другие части,
относящиеся к другим формам собственности. Это, однако, не мешает данным банкам
оставаться государственными по характеру своей деятельности, поскольку они
призваны, прежде всего, содействовать развитию предприятий соответствующей
отрасли народного хозяйства.[18]
Наиболее распространенная форма собственности в современном банковском деле —
акционерная. Акционерами могут выступать самые разнообразные юридические и
физические лица. Даже государственный банк, где преобладание государственной
формы собственности является естественным, может включать в качестве своих
учредителей другие юридические лица, например другие банки. Капитал такого
государственного банка становится акционерным, однако, это не мешает ему
обеспечивать реализацию национальных интересов.
Учредителем кооперативного банка является соответствующий союз кооперативов,
пайщиками такого банка выступают кооперативы. Обычно это более мелкие банки,
как по уставному капиталу, так и по масштабам деятельности. Совладельцами
кооперативного банка могут быть не только кооперативы (как пайщики, так они в
нем преобладают), но и другие лица, в том числе государственные предприятия.
В настоящее время разрешены частные, муниципальные и смешанные (с участием
иностранного капитала) кредитные учреждения. Важно при этом, чтобы
законодательство обеспечивало не только разнообразие типов банков, но и их
равноправие. В любом случае необходимо, чтобы банк был автономным
предприятием.
Ситуация в экономике, сложившаяся к настоящему времени делает особенно
актуальным вопрос об инвестициях. Признаки экономической стабилизации налицо.
Падение ВВП и промышленного производства в целом существенно замедлилось.
Сохраняются низкие темпы инфляции, укрепляются позиции национальной валюты.
Однако продолжает оставаться неблагоприятной ситуация в инвестиционной сфере.
Следует подчеркнуть, что это сокращение произошло на фоне низкой инфляции,
существенного снижение доходности государственных ценных бумаг. Сохранение
тенденций инвестиционного спада не позволяет пока говорить о достаточности
предпосылок перехода к устойчивому экономическому росту. Необходимо отметить,
что в ряде отраслей наблюдающийся рост и оживление основанный на использовании
имеющихся производственных мощностей, бывших хронически незагруженными на
протяжении последних нескольких лет. Устойчивый же и долговременный рост может
быть обеспечен только за счет введения новых мощностей и применения новых
технологий, а это, в свою очередь, обязательно предполагает рост инвестиций в
реальный сектор экономики.[19]
Важную роль в повышении инвестиционной активности и обеспечении экономического
роста призваны сыграть банки. Однако в настоящее время банки еще не стали
аккумулятором заметных инвестиционных ресурсов, ни их эффективным оператором.
Причины такого положения многообразны. Но, если говорить кратко, то
неустойчивость общеэкономической ситуации в полной мере проявляется и в
банковском секторе. Более того, ряд факторов, в целом благоприятных с точки
зрения макроэкономики, оказывает на развитие кредитных организаций довольно
противоречивое влияние. Так, существенное замедление темпов инфляции, падение
доходности государственных ценных бумаг, порой отрицательная доходность
валютного и фондового рынков приводят к ухудшению финансового положения
кредитных организаций. Распространенная логика, что в таких условиях свободные
финансовые ресурсы, а за ними и все банки устремятся в реальный сектор
экономики, на практике дает сбой. Инвестиций по-прежнему нет. И пока нет
оснований считать, что в ближайшее время они будут.
[20]
Во-первых, остаются запредельно высокими риски вложений в промышленность.
Особенно это касается капиталоемких инвестиционных проектов. В настоящее
время кредитование промышленных предприятий, которое призвано, как правило,
возместить временную нехватку оборотных средств, носит краткосрочный характер
и осуществляются или под контрольные экспортные поставки, или под готовую
ликвидную продукцию. Степень риска долгосрочных капитальных вложений остается
несовместимой с потенциально возможной нормой прибыли от этих вложений.
Во-вторых, падение доходности на финансовых рынках уменьшает инвестиционные
возможности банков, делает неустойчивым их финансовое положение. Банки,
озабоченные состоянием текущей ликвидности, вряд ли склонны к инвестиционным
проектам. Следует также отметить, что и при условии относительно
благополучной экономической конъюнктуры совокупные финансовые ресурсы
значительной части российских кредитных организаций недостаточны для
обеспечения серьезных капитальных вложений в промышленность, транспорт и
связь.
В-третьих, уход государства из инвестиционной сферы в целом, негативно
сказывается на инвестиционном климате. Это влияние проявляется как в подрыве
доверия к инвестиционному процессу со стороны частных инвесторов, так и в
разрушении механизма ’’запуска’’ инвестиций. Идея правительства и Минэкономики
о том, что каждый рубль государственных инвестиций способен привлечь 4 рубля
негосударственных средств, срабатывает, но с обратным знаком.
[21] Каждый рубль недофинансирования со стороны государства приводит к
бегству из инвестиционной сферы нескольких рублей средств потенциальных
негосударственных инвесторов. Если государство не хочет брать на себя
инвестиционные риски и не находит для этого средств, то почему сектор должен
брать на себя такую инициативу и какие-либо обязательства.
В-четвертых, большинство предприятий не готовы к приему инвестиций. Имеется в
виду привлечение инвестиций на принятых во всем мире условиях, когда инвестор
требует эффективного освоения средств, финансовой ’’прозрачности’’
предприятия, передачи прав по распоряжению имуществом в рамках, адекватных
объему выделенных средств, и т.д. Немалая часть руководителей предприятий по-
прежнему желает привлечь финансовые ресурсы со стороны и не нести за это
экономической ответственности.
С учетом сказанного очевидно, что причины недостаточности участия банков в
инвестиционной деятельности - отнюдь не просто в нежелании банков смещать
акценты в своей работе. Если будут созданы возможности для нормального
извлечения прибыли в реальном секторе экономики, деньги действительно туда
пойдут и банки не будут препятствовать этому процессу. Конечно, одномоментно
устранить все перечисленные причины невозможно. Но принятие сбалансированного
комплекса первоочередных мер было бы достаточно для запуска механизма
инвестиций.
Реализация таких мер должна вестись по трем направлениям.[22]
Первым направлением должна стать активизация роли государства в обеспечении
инвестиционного процесса. Это не означает примитивного увеличения доли
государственных расходов на инвестиции, хотя объемы таких расходов надо
увеличивать. Прежде всего, имеется в виду развитие механизма государственных
гарантий, а также повышение координирующей доли государства в создании
организационных и институциональных предпосылок инвестиционной деятельности.
Вторым направлением деятельности должно стать непосредственно создание этих
организационных и институциональных предпосылок в сферах банковской и
инвестиционной деятельности.
Третье направление заключается в адекватном законодательном закреплении
условий, благоприятствующих инвестициям
В развитии перечисленных направлений необходимо:
Задействовать инвестиционные ресурсы государственного сектора экономики и
естественных монополий, обратив их на нужды федеральной инвестиционной
программы.
Осуществить переориентацию кредитной политики Сбербанка с преимущественного
вложения своих активов в государственные ценные бумаги на кредитование
инвестиционной сферы. Вероятно, целесообразно рассмотреть вопрос о выдаче
Сбербанком межбанковских кредитов специально отобранными государством банкам,
связанных с кредитованием эффективных инвестиционных проектов.
Перейти к практике долгосрочных целевых инвестиционных вкладов под гарантии
государства с возможным выпуском валютного займа для реконструкции народного
хозяйства.
Осуществить страховой заем, ориентированный на страхование и перестрахование
инвестиционных и предпринимательских проектов.
Пересмотреть нормы обязательного резервирования по вкладам населения с
относительно длинным сроком хранения в увязке с объемом выданных
инвестиционных кредитов, что позволит сделать инвестиционные кредиты более
дешевыми для предприятий.
Развивать институты коллективного финансирования (для населения) и проектного
финансирования (для юридических лиц), позволяющие аккумулировать ресурсы и
снижать инвестиционные риски.
Установить повышенные нормативы привлечения сбережений населения для банков,
участвующих в финансировании федеральных программ под частичные гарантии
правительства.
Предусмотреть в Налоговом кодексе освобождение банков и других кредитных
организаций от уплаты налогов на прибыль, получаемую от предоставления
долгосрочных кредитов (на 3 года и более ) для реализации операций
финансового лизинга.
Сохранить в Налоговом кодексе норму, предусматривающую включение в затраты
предприятий расходов, связанных со страхованием ОПФ, что будет способствовать
снижению инвестиционных рисков.
Упорядочить процесс слияний, поглощений и банкротств кредитных организаций
,направив его на формирование такой структуры банковской системы, которая бы
отвечала требованиям оживления инвестиций и экономического роста.
Законодательно установить и отработать процедуру отбора банков, призванных
осуществить крупные инвестиционные проекты с участием государства. Возможно,
следует вернуться к вопросу о придании им специального статуса
(инвестиционные банки, банки развития).
Банки должны найти свое место в инвестиционном процессе, что будет залогом
экономического роста в стране. Основой взаимодействия промышленных предприятий
и банков должна служить реализация законченного инвестиционного цикла; их
взаимодействие позволяет увеличить эффективность и масштабность инвестиционных
процессов, расширить направления инвестиционных процессов.
[23]
Переход к новым формам хозяйствования не означает полного отказа государства от
управления экономикой. Наоборот, именно в переходный период как никогда важной
становится возможность контроля за ходом реформ, и в этом большую роль играют
коммерческие банки. Стабилизация экономики невозможна без эффективно
действующей, разветвленной сети надежных банков, деятельность которых не идет в
разрез с интересами государства. Только, в отличие от командной экономики
управление банками осуществляется не директивно, а посредством законодательства
о банковской деятельности.[24]
На сегодняшний момент основными задачами ЦБ являются регулирование денежного
обращения, обеспечение устойчивости рубля, единая денежно-кредитная политика,
Страницы: 1, 2
|