Рефераты

Курсовая: РОЛЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ в развитии денежного рынка России

организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков,

банков, надзор за деятельностью коммерческих банков, внешнеэкономическая

деятельность, установление норм обязательного резервирования, учетной ставки.

ЦБР является кредитором последней инстанции. Среди банков составляющих второй

уровень банковской системы существуют и специализированные: муниципальные,

ипотечные, земельные, инвестиционные.[25]

Особое место в банковской системе России занимают Внешэкономбанк - он

обслуживает внешний долг РФ и Банк реконструкции и развития - занимается

финансированием правительственных программ с использованием бюджетных

ресурсов. Кроме того, существуют специальные кредитные институты: кредитные

союзы, кооперативы, финансовые и трастовые компании, страховые компании,

частные пенсионные фонды, ссудно-сберегательные ассоциации, инвестиционные

фонды. Их основное отличие от банков состоит в том, что они выполняют

ограниченное число банковских операций. Они аккумулируют средства населения и

юридических лиц, осуществляют кредитование предприятий и граждан, трастовые

операции.

В РФ функции регулирования деятельности коммерческих банков в рамках единой

денежной системы возложены на Центробанк. Основными, возложенными на него

задачами являются:[26]

- устойчивость работы и укрепление финансового положения КБ

- ориентация и стимулирование деятельности банка в областях кредитования

направленных на выполнение приоритетных задач экономики

- научная организация денежного обращения в народном хозяйстве.

Но, в отличие от командной экономики, теперь методы управления банковской

системой в основном экономические:

- изменение норм обязательного резервирования в ЦБР

- изменение объема кредитов, предоставляемых ЦБР коммерческим банкам, а также

процентных ставок по ним

- проведение операций на открытом рынке с ценными бумагами и валютой.

В соответствие с инструкцией №1 ЦБР образован резервный фонд кредитной

системы РФ за счет резервирования определенной доли привлеченных

коммерческими банками средств сторонних предприятий и организаций, которые

используются в качестве кредитных ресурсов.

ФОР при необходимости обеспечивает возможность коммерческим банкам

своевременно выполнять обязательства за счет того, что часть этих средств

депонируется и не используется банками как кредитные ресурсы. ЦБР изменяя

нормы обязательного резервирования, влияет на кредитную политику КБ и

изменение денежной массы в стране.

Одним из инструментов экономического управления коммерческими банками

является централизованное кредитование экономических субъектов со стороны ЦБР

через КБ, а также кредитование самих банков.

Но в отдельных случаях, к примеру, устойчивая потеря банком ликвидности,

нарушение сроков внесения средств в ФОР, могут применяться административные

меры.

Управление и контроль за устойчивостью банковской системы заключается в

выполнении банками определенных условий, обеспечивающих выполнение 12 основных

нормативов[27].

- Н1-минимальная достаточность капитала - соотношение капитала банка и

суммарного объема активов, взвешенных с учетом риска.

- Н2-минимальная текущая ликвидность - отношение суммы активов к сумме

обязательств банка по счетам до востребования более половины ликвидных

активов представлено остатками по счету “Операции с государственными ценными

бумагами”

- Н3-норматив мгновенной ликвидности банка-отношение суммы высоколиквидных

активов к обязательствам банка до востребования.

- Н4-максимальный риск по долгосрочным кредитам - отношение кредитов сроком

свыше года к капиталу и долгосрочным депозитам.

- Н5-минимальное соотношение ликвидных и суммарных активов. Соотношение

ликвидных активов и суммарных активов. Суммарные активы рассматриваются как

активы-нетто.

- Н6-максимальный размер риска на одного заемщика - отношение совокупной

суммы кредитов и гарантий, выданных одному заемщику к капиталу банка.

- Н7-максимальный размер риска по крупным кредитам - соотношение совокупной

величины крупных кредитов и 50% гарантий к капиталу банка.

- Н8-максимальный размер риска на одного кредитора - соотношение величины

вклада по счетам одного кредитора к капиталу банка.

- Н9-максимальный размер кредитов, предоставленных одному акционеру -

отношение совокупной суммы кредитов и гарантий, выданных одному заемщику-

акционеру, к капиталу банка.

- Н10-максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных

инсайдеру. Отношение совокупной суммы кредитов и гарантий, выданных

инсайдерам, к капиталу банка.

- Н11-максимальный размер привлеченных вкладов населения. Соотношение общей

суммы вкладов граждан и капитала банка.

- Н12-максимальное использование собственных средств для приобретения акций

одного юридического лица. Процентное соотношение инвестируемых и собственных

средств.

Кроме того, существуют методики, позволяющие определять риск неуплаты заемщиком

основного долга и процентов, причитающихся кредитору в установленный кредитным

договором срок - кредитный риск. Это необходимо при формировании кредитного

портфеля, показывающего общую картину кредитов, выданных банком в отчетный

период (как правило, квартал). Исходя из степени риска ссудную задолженность

подразделяют на 5 условных групп риска. Оценка кредитных рисков производится в

зависимости от наличия соответствующего и надлежащим образом оформленного

обеспечения, а также количества дней просрочки по ссуде. Существуют также

ограничения по крупным кредитам - кредитам, выдаваемым одному заемщику, и

составляющем 20 и более процентов от уставного капитала банка.

[28]

Попытки государства контролировать банки в переходный период не новы: они

предпринимались еще в период НЭПа. Способность банка обеспечить своевременность

своих обязательств, находилась в центре внимания кредитной политики в середине

20-х годов. Тогда ликвидность советских банков достигалась через

сбалансированность их активов и пассивов, а государственное регулирование их

платежеспособности осуществлялось путем установления пропорций между величиной

обязательств банка и его собственными средствами, ограничение разовой выдачи

кредита одному клиенту и другими способами. Деятельность кредитных учреждений с

1921 по 1928 г. ограничивалась, как правило, десятикратной величиной их

собственного капитала. Так, в соответствии с Декретом ВЦИК и СНК от 18 января

1923 г. были созданы коммунальные банки, в Уставе которых указывалось, что

“общий итог принятых банком сумм во вклады и на текущие счета переучтенных ими

векселей и всяких других сумм принятых на себя денежных обязательств не должен

ни в коем случае превышать более чем в десять раз собственный капитал банка,

основной и запасной”. Аналогичное требование было включено в уставы

Центрального сельскохозяйственного банка, акционерного банка по электрификации

“Электробанк”.[29]

Для обществ сельскохозяйственного кредита сумма принимаемых на себя

обязательств, включая поручительства, не должна превышать более чем в 20 раз

их собственные капиталы. Переход к кредитному планированию долгосрочных и

краткосрочных кредитов в конце 20-х годов, противопоставление плана и рынка

привели к отказу от регулирования деятельности отраслевых банков в целом. В

интересах соблюдения ликвидности банков и клиентов в 20-х годах уставами и

положениями кредитных учреждений также ограничивалась выдача кредита одному

заемщику. Так, в Уставе коммунального банка предусматривалось, что кредит,

открываемый каждому из отдельных клиентов, не мог превышать сумму, равную

1/10 доли основного капитала. Несмотря на изменение экономической ситуации в

стране такие требования актуальны и по сей день.

Начиная с 30-х годов банковская система, основанная на государственной форме

собственности, работала в основном с государственными предприятиями и

организациями. Преобладание государственности в народном хозяйстве означало,

что по обязательствам заемщиков перед кредитными институтами, в конечном счете,

отвечало государство в лице министерств и ведомств. Это привело к тому, что

банки в своей работе не ощущали риска. Безграничные платежеспособность и

ликвидность государства в условиях неконвертируемости национальной валюты и

закрытой экономики ограждали банки от рисков, делали излишней работу кредитных

институтов по поддержанию ликвидности.[30]

В результате были утрачены опыт и навыки распознавания, оценки и

контролирования кредитных рисков. Новый экономический механизм, приведенный в

действие законами о государственном предприятии, о кооперации в СССР,

изменения в формах собственности потребовали адекватных изменений в

банковской сфере. Возникновение специализированных, коммерческих и

кооперативных банков, основанных на разных формах собственности, вызвало

децентрализацию кредитных ресурсов, отделило эмиссионную деятельность от

кредитной, изменило облик Госбанка и других кредитных институтов. Появление

элементов рыночных отношений сделало деятельность банков сопряженной с

рисками.

Более чем полутора вековой банковский опыт позволил определить классические

рычаги воздействия со стороны Центрального банка на другие кредитные институты

с целью поддержания их платежеспособности и регулирования денежно-кредитных

отношений в целом. [31]

Это, прежде всего, ограничение задолженности одного заемщика, система

резервирования средств, обязывающая коммерческие и другие банки хранить в

Центральном банке определенную долю от общей суммы вкладов, система

рефинансирования и процентных ставок по рефинансированию или учету банковских

векселей в Центральном банке, операции Центрального банка с ценными бумагами

на рынке, контроль за достаточностью капитала. Самым сильным методом

регулирования деятельности коммерческих банков является система

рефинансирования со стороны Центрального (эмиссионного) банка. Большая часть

кредитов, выдаваемых коммерческими банками, покрывается за счет

рефинансирования.

Вообще, банк - это организация, выполняющая определенные экономические и

общественные функции. Причем, эти функции разнятся в зависимости от

экономического строя. В условиях жесткой централизации и планирования банки

являются частью государственного аппарата управления и контроля за

деятельностью хозяйства. При этом надзор, сигнализация о допущенных

недостатках, бесхозяйственности на предприятиях становятся одним из основных

направлений их деятельности. В такой ситуации банк может толковаться как

элемент надстройки. Основная функция банка в рыночной экономике -

перераспределение денежных средств в этих условиях базируется не на рыночной

конъюнктуре, а на директивах высшего руководства, принцип “один банк для

клиента” не дает основы для развития коммерческих отношений в банковской

сфере. А это в свою очередь, не способствует развитию новых форм банковской

деятельности, ведет к ее застою. Действительно, при реформе банковской

системы стало, очевидно, что отечественный уровень банковских операций ни

количественно, ни качественно не соответствует зарубежному. То, что имелось,

к примеру, операции с векселями - забыто, а новые виды банковских услуг не

сформированы.

Но, и в нынешней Российской экономике коммерческие банки продолжают

участвовать в контроле за деятельностью предприятий, зачастую в ущерб своей

основной деятельности.

Нельзя не отметить, что банки также могут воздействовать на государство путем:

[32]

-предоставления или не предоставления кредитов правительству

-изменения объемов операций с валютой и государственными ценными бумагами

-изменением своей кредитной политики по отношению к отечественным

товаропроизводителям.

Наконец, у банковского сообщества в России существует представительный орган

- Ассоциация Российских Банков, на последнем съезде которой рядом ведущих

банкиров была высказана серьезная озабоченность существующем положением дел в

экономике.

3. Коммерческие банки на этапе становления денежного

рынка

3.1 Место занимаемое банками в

России

На данный момент, банковская система является важным звеном отечественной

экономики. Именно вследствие значительной аккумуляции денежных средств, банки

могут оказывать значительное влияние на курс национальной валюты, и на приток

денег в казну, путем операций с государственными ценными бумагами. В условиях

непрекращающегося кризиса неплатежей банковская система призвана удерживать

объем денежной массы в рамках, обеспечивающих функционирование экономики.

[33]

Стабилизационная роль банковского сообщества на данном этапе развития экономики

очень важна. Попытки стихийного (чисто рыночного) перелива средств из одной

отрасли в другую не привели к желаемым результатам, более того, капитал

банковской системы по данным Г. Ханина абсолютно сократился с 1991 года в 3-4

раза, по отношению к ВВП он находится на уровне Англии 80-х годов XVIII века.

[34] Это наводит на мысль о том, что эффективное перераспределение средств в

отечественной экономике на данном этапе способна обеспечить только

государственная программа, разработанная с учетом мирового опыта и

отечественных реалий. Как это, к примеру было в США в 40-50-х годах, когда там

была, принята программа поддержки приоритетных отраслей в науке и экономике.

Привлечение зарубежных кредитных ресурсов затруднено по нескольким причинам:

Во-первых, Россия и так уже является довольно крупным должником.

Во-вторых, коррупционные процессы в государственном аппарате, который

собственно и должен заведовать распределением зарубежных кредитов, серьезно

подрывают доверие иностранных кредиторов и не дают гарантий направления

выделенных средств в экономику страны.

В-третьих, до сих пор в России очень высоки инвестиционные риски, частично

из-за отсутствия подобной программы.

В-четвертых, иностранные кредиторы зачастую не заинтересованы в развитии

определенных отраслей нашей экономики, и никогда не будут выделять на это

кредитные ресурсы.

Кроме того, не стоит забывать, что России и так предоставляются кредиты МБРР.

Все это указывает на необходимость создания такой системы государственного

взаимодействия с банками в области кредитной политики, которая обеспечивала

бы не на словах, а на деле эффективное выполнение банками свойственных им

функций.

Принятие программы призвано определить наиболее приоритетные направления

кредитования, но не стоит забывать, что у многих предприятий нет ни

приемлемого залогового обеспечения, ни гарантий. Таким образом, кредитование

этих предприятий значительно ухудшает совокупный кредитный портфель

российских банков с точки зрения рисков. А это на сегодняшний момент

недопустимо, ибо он и так перегружен сомнительными кредитами. Значит,

необходимо разработать систему гарантий и поручительств, которые должны

обеспечить приемлемые кредитные риски вложений в эти предприятия.

Отдельные шаги по упорядочению роли коммерческих банков уже принимаются. К

примеру принятие указа “О мерах по усилению контроля за использованием средств

федерального бюджета” должно сократить до минимума число уполномоченных банков.

[35]

А пока, банковская система является не полностью используемым экономическим

инструментом, к тому же не слишком развитым.

3.2 Банковская система Российской Федерации

В течение последних восьми лет основные сегменты российского рынка банковских

услуг демонстрируют устойчивый положительный темп роста, для описания которого

в определенные периоды даже требовались трехзначные числа. Это, в частности,

касается «кредитов физическим лицам», объем, которых за последние 5 лет

увеличился примерно в 15 раз. Начиная с 2003 года, совокупные активы банковской

системы ежегодно увеличивались на 40-50%, темп роста собственного капитала в

2007 году практически достиг 60%, что с одной стороны выглядело впечатляюще, в

другой, уже стало восприниматься практически как должное. Данный позитивный

процесс определялся целой совокупностью объективных факторов, как внешних, так

и внутренних. [36]

В настоящее время финансовая система (как, впрочем, и мировой финансовый рынок)

и, соответственно, банковский сектор РФ, переживают этап нестабильности

определенного «сжатия», тем не менее, на долгосрочный характер тенденции мы не

рассчитываем. Основная проблема современного этапа – рост стоимости финансовых

ресурсов и сложность рефинансирования ранее привлеченных займов, как следствие,

риск неисполнения обязательств перед контрагентами.

[37]

Первичная причина – сужение мирового финансового рынка и доминирующая

инвестиционная стратегия «неприятие риска», которые обусловили массовый вывод

средств с emerging markets, а также обеспечили рост спроса на safe haven, а с

данной функцией до сих пор успешно справляются долларовые активы. В сухом

остатке получилось снижение основных мировых фондовых индексов, рост ставок

мирового денежного рынка (который, правда уже в значительной степени

компенсирован принятыми ЦБПРС стабилизационными мерами), существенный чистый

отток капитала из высокодоходных активов (в том числе инструментов

развивающихся рынков), а так же самое резкое в истории укрепление доллара к

единой европейской валюте на forex.

Все выше перечисленные негативные импульсы в полной мере впитала и

денежно-кредитная система РФ, хотя «посадка» и была существенно смягчена рядом

проведенных и проводимых денежными властями мероприятий. Первичным проявлением

нестабильности стал рост ставок денежного рынка, а сокращения объема

ликвидности банковского сектора (совокупность остатков на корреспондентских и

депозитных счетах). Далее, что примечательно, «номинальный» объем ликвидности

восстановился для теоретически комфортного уровня, однако рыночные процентные

ставки продолжали оставаться высокими. Этот феномен является следствием

диспаритетного (неравномерного) характера распределения средства на рынке, а

также усиления «кризиса доверия к контрагентам» (особенно после известного

случая неисполнения обязательств по сделке РЕПО), в результате чего имел место

пересмотр взаимных лимитов банка и ограничение операций на рынке МБК. Это можно

классифицировать как существенно более губительное для системы явление по

сравнению с локальным «физическим» дефицитом средств.

[38]

Если говорить об изменениях основных элементов баланса банковской системы РФ,

то уже по итогам сентября 2008 года (на 01.10.2008), согласно доступным

данным официальной статистики, можно констатировать определенные проявления

негативных тенденций. Соответственно, в сентябре имело место замедление роста

основных элементов баланса банковской системы – наиболее сильно упал месячный

темп роста кредитов, предоставленных нефинансовым организациям – с 3,4% до

1,7%, при этом объем депозитов физических лиц показал довольно существенный

отрицательный рост – минус 1,5%. Причем, по итогам октября отток усилился до

5-7%.

Однако, вполне логично рассчитывать на то, что в определенной степени отток

депозитов физических лиц может быть компенсирован/замещен перераспределением

клиентских средств в пользу крупнейших государственных банков. Очевидно, что

ухудшение рыночной конъюнктуры не может не сказаться как на активности

кредитного рынка, так и на поведении вкладчиков. Соответственно, в

краткосрочной перспективе мы, скорее всего, станем свидетелями дальнейшего

замедления роста совокупного кредитного портфеля, а также вероятного

сокращения объема депозитов физических лиц.

Нет ничего удивительного в том, что клиенты (физические лица) кредитных

организаций, памятуя о кризисе 1998 года, а также, хотя это актуально в

меньшей степени, о гиперинфляции 1992 года, приняли решение досрочно отозвать

вклады и, во многих случаях, конвертировать рублевые средства в доллары

(которые, до сих пор успешно справляются с функцией safe haven). Тем не менее

текущая ситуация в значительной ситуации отличается в лучшую сторону от

описанных эпизодов, как минимум по трем параметрам.

Во-первых, речь идет о наличии государственной гарантии возмещения вкладов на

100% в объеме до 700 тыс. руб., во-вторых, ЦБРФ располагает значительными

международными резервами, которые позволяют оказывать комплексную поддержку

финансовому сектору, в-третьих, ЦБ и Минфин сформировали и постоянно

совершенствуют систему краткосрочного и среднесрочного рефинансирования

банковской системы, «возможности» которой, согласно планам регулятора должны к

2011 году достичь 7 трлн. руб. (объем «чистого кредита» ЦБРФ банковскому

сектору). [39]

Обратим так же внимание на тот факт, что за первый месяц кризиса количество

действующих кредитных организаций (с правом осуществления банковских операций)

не сократилось, а напротив, выросло на единицу – до 1126. Хотя, безусловно, по

итогам октября- ноября статистика скорее всего оказалась более удручающей, если

учитывать состоявшиеся отзывы лицензий. Вообще, обращая внимание на «жертвы»

кризиса, стоит подчеркнуть, что крупнейшие кредитные организации, пострадавшие

от нестабильности финансовой системы усилиями денежных властей на данном этапе

удалось спасти (не допустить банкротства) – это Связь-банк, Собинбанк,

КИТ-Финанс, Банк «Глобэкс», БанкВЕФК. [40]

Среднесрочные ожидания относительно развития российского банковского сектора

умеренно - оптимистичные, хотя, с высокой вероятностью мы столкнемся с

«охлаждением» рынка банковских услуг.

По итогам 2009 года, ожидается замедление темпов роста основных элементов

баланса банковской системы РФ, признаки которого появились уже по итогам

первого полугодия. «Охлаждение» определяется формализуемыми и не формализуемыми

факторами. В первом случае речь идет о чистом оттоке капитала, который по

итогам прошедшего года составит не менее $20 млрд., а также ухудшении

внешнеторговой конъюнктуры, что приведет в 2009 году к существенному сокращению

объема экспорта и, следовательно, величине сальдо торгового баланса. Во втором

случае подразумевается, наблюдаемый рост стоимости заимствования ресурсов из-за

роста недоверия к контрагентам, в условиях которого остро проявляется

«диспаритетность» распределения средств на рынке, которая является основной

причиной проблем с рефинансированием для мелких и даже средних банков. В

контексте данных изменений предполагается замедление темпов роста основных

денежных агрегатов и, как следствие, снижение активности в секторе банковских

услуг, особенно в наиболее быстрорастущих («разогретых») сегментах

(потребительское кредитование, авто кредитование, ипотека). Вместе с тем,

прогнозируется положительный рост банковского сектора РФ –рост активов в

текущем году составит около 28% (против 44% в 2007 году) и порядка 14% в 2009

году. Этому будет способствовать как чистый приток иностранной валюты по

основным статьям счета текущих операций, так и прогнозируемое возобновление

чистого притока капитала в РФ – $20 млрд. в 2009 году (согласно «базовому»

сценарию МЭР). Спрос на заемные средства, как у реального сектора, а так и

физических лиц сохранится, так как предполагается положительный экономический

рост (порядка 7% в текущем и 5,5% в следующем году), а также рост реальных

располагаемых доходов населения. При этом стоимость заемных ресурсов в 2009

году объективно складывается на более высоком уровне, чем в среднем за 2008

год, тем не менее «расшивка» платежей и восстановление доверия к контрагентам,

позволит в значительной степени стабилизировать рыночные процессы.

[41]

Также важным фактором нормализации функционирования денежно-кредитной системы

должен, возможно, с отставленным эффектом, выступить принятый властями

комплекс мер по стабилизации финансового сектора. В частности, все большую

роль (и, в конечном счете, определяющую) в обеспечении банковского сектора

короткими деньгами будет играть система рефинансирования регулятора

(основными источники, как сказано выше, «беззалоговые» кредиты и операции

прямого РЕПО под залог облигаций и акций). Соответственно, регулирование

ставок рефинансирования (минимальный уровень – 8%) станет важным инструментом

управления активности банковского сектора и финансовой системы в целом -

ранее, в условиях «валютной» эмиссии и относительно низкого уровня рыночных

ставок, эластичность процентных инструментов была относительно невысокой.

Также важным направлением развития банковской отрасли станет продолжение

процесса консолидации бизнеса, признаки которого проявились уже в сентябре –

имел место резкий рост доли совокупных активов банковского сектора,

приходящегосянаТОП-5 – 43,3% против 42,4% в августе. Примечательно, что

значение показателя близкое к 42% было стабильным в течение последних двух

лет. Также вероятно дальнейшее сокращение собственно количества действующих

кредитных организаций - за 5 месяцев текущего года количество действующих в

РФ кредитных организаций сократилось на 10.

3.3 Меры по поддержке денежно-кредитной системы Российской Федерации

Денежные власти РФ в лице ЦБ РФ и Минфина, начиная с середины сентября

прошедшего года, разворачивают серьезный комплекс (ничего сопоставимого по

масштабу и предполагаемому относительному объему ресурсов новейшая

экономическая история РФ не знала) мер противодействия нестабильности

денежно-кредитной системы РФ. С предпринимаемыми мерами, их описанием и

анализом можно ознакомиться в наших специальных обзорах (См. обзоры «Рублевая

«СВОП-защита» от 21.10.2008, «Нормативная» поддержка денежного рынка» от

15.10.2008, «Обещанная помощь «изнутри» от 14.10.2008). Сейчас необходимо

обратить внимание на существенное нововведение в системе рефинансирования

банковского сектора РФ, которое, в силу декларируемых ЦБ РФ тезисов, может

стать одним из основных каналов расширения денежного предложения в РФ до 2011

года. Также, что не менее важно, нельзя оставлять за рамками эффективность

предпринимаемых стабилизационных мер, которую, к настоящему моменту, можно

охарактеризовать как низкую, или, как минимум, недостаточно высокую.

[42]

Начавшийся процесс разбалансировки банковской системы РФ, закономерно не

может остаться без внимания властей всех уровней, в результате чего с

середины сентября прошлого года осуществляется реализация многоступенчатого

комплекса стабилизационных мер, беспрецедентного по масштабу и объему

выделяемых средств. Данный комплекс мер будет значительным позитивным

фактором развития банковского сектора в среднесрочной перспективе. Меры

краткосрочной поддержки денежного рынка:

Двойное снижение нормативов обязательного резервирования – на 4% 17.09 и до

единого уровня 0,5% (с возможностью повышения норматива, начиная с 01.02.2009)

15.10, что в совокупности «высвободило» порядка 330 млрд. руб. свободной

ликвидности банковского сектора.[43]

Введение рассрочки по уплате в бюджет квартального НДС сроком на 3 месяца (с

01.10). Данная мера так же позитивна, так как решение позволило банкам

избежать единовременной уплаты в конце октября на уровне 600 млрд. руб. (в

терминах бюджета 2008 года), заменить равномерными выплатами в течение

последующего квартала.

Меры долгосрочной поддержки денежного рынка

Предоставление ЦБРФ кредитов без обеспечения на аукционной основе на срок 1-6

мес. (первый аукцион – 20.10). Фактически, данной мере, наряду с операциями

прямого РЕПО с ЦБРФ, отведена определяющая роль в структуре рефинансирования

банковского сектора РФ в среднесрочной перспективе.

Анонсирование начала проведения операций прямого РЕПО с ЦБ санкциями

российских компаний. Данная мера, в случае если в качестве совокупного объема

залоговой базы использовать весь предполагаемый «первый эшелон» (11 бумаг) с

дисконтом 30% (что в полной мере отвечает текущим рыночным условиям), то

максимальный объем средств, доступный банкам посредством данных операций,

может увеличиться на 1,7 трлн. руб.

Меры, направленные на формирование пассивной базы банковской системы

Зачисление на депозит ВЭБа $50 млрд. подставку LIBOR+1% сроком на 1 год.

Средства выделены для рефинансирования внешних займов компаний, работающих в

реальном секторе экономики РФ по минимальной ставке LIBOR+5%. Существует

возможность осуществлять рефинансирование займов, привлеченных до 25.09.2008

для финансирования инвестиционных программ мили приобретения активов на

территории РФ. Совокупный объем внешних выплат компаний в 4 кв. 2008–2009 гг.

составляетоколо165 $млрд.

Предоставление банковской системе 950 млрд. руб. в форме субординированного

кредита сроком на 5 лет. Предполагается, что весь объем средств так же будет

предоставлен за счет МРЦБРФ, 500 млрд. - Сбербанку до 31.12.2019. 450 млрд.

будут направлены

Внешэкономбанку на аналогичный срок, который, в свою очередь, должен

перераспределить средства внутри сектора. Опираясь на последние изменения

объема МРЦБРФ, можно предположить, что перечисление средств началось.

Меры, призванные повысить уровень доверия к банковской системе

Государственная гарантия возмещения вкладов физических лиц в коммерческих банках

в объеме до 700 тыс. руб. на 100%. Возмещение производится в случае отзыва

банковской лицензии, начиная с 01.10.2008. При этом под действие закона

подпадают банки, не участвующие в системе страхования вкладов. Напомним, что в

предыдущий период вкладчику выплачивалось возмещение в размере 100 % суммы

вкладов в банке, не превышающей 100 тыс. руб., плюс 90 % суммы вкладов в банке,

превышающей 100 тыс., но не более 400 тыс. руб. в совокупности.

[44]

При посредничестве ЦБРФ и Агентства по страхованию вкладов. В соответствии с ФЗ

«О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период

до 31 декабря 2011г» (вступил в силу с 28.10.2008), перечень мер по

предупреждению банкротств подразумевает оказание финансовой поддержки со

стороны АСВ инвесторам, приобретающим контрольный пакет акций проблемной

кредитной организации или ее имущество/долги, а также самостоятельное

приобретение АСВ контрольного пакета проблемного банка, в случае, если

покупатели не будут найдены. Первым проблемным российским банком, который начал

«санироваться» в соответствии с новым законодательством стал Банк ВЕФК.

[45]

Заключение

Несмотря на то, что с конца 90-х годов отечественная экономика переживает не

лучшие времена, именно за этот период сформировалась банковская система.

Конечно, ее нельзя назвать сильной, полностью отвечающей принципам рыночной

экономики, но она доказала свою жизнеспособность. Кроме того, она сыграла не

последнюю роль в самом процессе реформирования экономики.

На сегодняшний момент, когда отечественная экономика находится в не в лучшем

положении, к примеру опасность эмиссии, грядущий секвестр бюджета, неплатежи

банковская система продолжает успешно функционировать. Конечно, это во многом

обусловлено состоянием валютного и фондового рынка, о чем было сказано выше,

но с течением времени, объем спекулятивных операций в структуре банковских

доходов неуклонно уменьшается. Это во многом связано с проведением

Центробанком политики низкой процентной ставки, а также курсом правительства

на снижение инфляции.

Следует надеяться на то, что все то позитивное влияние на экономические

преобразования в стране, которое банковская система оказывала на протяжении

последних лет продолжится и в будущем.

Список используемой литературы

1. Банк как элемент экономической системы. Бондаренко И. //Мировая

экономика и международные экономические отношения. – 1997. - №4. – С.131-133.

2. Банковское дело Лаврушин О.И.-М., Банковский и биржевой научно-

консультационный центр, 2002.

3. Банковский сектор в переходной экономике России Симановский А.Ю.

// Деньги и кредит 1999.-№11.-с.26.

4. Борисов С.М., Коротков П.А. Банковская система России: состояние

и перспективы// Деньги и кредит 1996.-№8.-с.5.

5. Бубнов Л.Н. Одна из возможностей стабилизации Российского

денежного рынка//Бухгалтерия и банки 2001.-№1.-с.4-9.

6. «Вопросы экономики»/ Институт экономики РАН – М. : № 2, 1998

7. «Вопросы экономики»/ Институт экономики РАН – М. : № 3, 2002

8. «Вопросы экономики»/ Институт экономики РАН – М. : № 5, 2003

9. Денежный механизм. Берже П. / Пер. с фр. Красавиной Л.Н. -

«Прогресс», 2003.- 144с.

10. Денежный рынок: банки 2009. Харлампиев Дмитрий/ Petrocommerce Bank

// http://www.cbonds.info/all/eng/comments/ view_comment.php

/params/id/3520320 08-11-17

11. Интеграция банковского и промышленного капитала в ходе структурной

перестройки экономики Хоминич И.П., Финансы, №10, 2002

12. Новая денежно-кредитная политика Колесников А.С. //Финансы, №10,

2000 г.

13. О денежных реформах в России Лушин С.И. //Финансы, №5, 2000 г.

14. Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.:

Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.

15. Особенности российской банковской системы и среднесрочные сценарии

ее развития. О.Г. Солнцев, М.Ю. Хромов. Проблемы прогнозирования. 2006. № 2.

16. Проблемы деятельности коммерческих банков на современном этапе

развития экономики Егоров А.Е. // Деньги и кредит 1995.-№6.-с.4.

17. Принципы регулирования банковской сферы Парамонова Т.В. // Деньги и

кредит 1995.-№6.-с.10.

18. Резервные требования как инструмент регулирования деятельности

коммерческих банков Воронин Д. // Банковское дело - 1995 - №8 - С.21-22

19. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Л.А.

Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А.

Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

[1] Общая теория денег и кредита: Учебник /

Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.

[2] Денежный механизм. Берже П. Пер. с фр.

Красавиной Л.Н. - «Прогресс», 2003.- 144с.

[3] Денежный механизм. Берже П. Пер. с фр.

Красавиной Л.Н. - «Прогресс», 2003.- 144с.

[4] Денежный механизм. Берже П. Пер. с фр.

Красавиной Л.Н. - «Прогресс», 2003.- 144с.

[5] Общая теория денег и кредита: Учебник /

Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.

[6] Денежный механизм. Берже П. Пер. с фр.

Красавиной Л.Н. - «Прогресс», 2003.- 144с.

[7] Общая теория денег и кредита: Учебник /

Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.

[8] Новая денежно-кредитная политика Колесников А.С. //Финансы, №10, 2000 г.

[9] Финансы. Денежное обращение. Кредит:

Учебник для вузов/ Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред.

проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

[10] Финансы. Денежное обращение. Кредит:

Учебник для вузов/ Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред.

проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

[11] Финансы. Денежное обращение. Кредит:

Учебник для вузов/ Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред.

проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

[12] Финансы. Денежное обращение. Кредит:

Учебник для вузов/ Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред.

проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

[13] Общая теория денег и кредита:

Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.

[14] Финансы. Денежное обращение. Кредит:

Учебник для вузов/ Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред.

проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

[15] О денежных реформах в России Лушин С.И. //Финансы, №5, 2000 г.

[16] Общая теория денег и кредита:

Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.

[17] Общая теория денег и кредита:

Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.

[18] Банковское дело Лаврушин О.И.-М.,

Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 2002.

[19] Борисов С.М., Коротков П.А.

Банковская система России: состояние и перспективы// Деньги и кредит

2006.-№8.-с.5.

[20] Банк как элемент экономической

системы. Бондаренко И. //Мировая экономика и международные экономические

отношения. – 1997. - №4. – С.!31-133.

[21] Хоминич И.П. “Интеграция банковского

и промышленного капитала в ходе структурной перестройки экономики”, Финансы,

№10, 2002

[22] Банковский сектор в переходной

экономике России Симановский А.Ю. // Деньги и кредит 1999.-№11.-с.26.

[23] Банковский сектор в переходной

экономике России Симановский А.Ю. // Деньги и кредит 1999.-№11.-с.26.

[24] Борисов С.М., Коротков П.А.

Банковская система России: состояние и перспективы// Деньги и кредит

2006.-№8.-с.5.

[25] Парамонова Т.В. Принципы

регулирования банковской сферы// Деньги и кредит 1995.-№6.-с.10.

[26] Принципы регулирования банковской

сферы Парамонова Т.В. // Деньги и кредит 1995.-№6.-с.10.

[27] [8] Лаврушин О.И. Банковское

дело-М., Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 2002

[28] Резервные требования как инструмент

регулирования деятельности коммерческих банков Воронин Д. // Банковское дело -

1995 - №8 - С.21-22

[29] Одна из возможностей стабилизации

Российского денежного рынка Бубнов Л.Н. //Бухгалтерия и банки 2001.-№1.-с.4-9.

[30] Резервные требования как инструмент

регулирования деятельности коммерческих банков Воронин Д. // Банковское дело -

1995 - №8 - С.21-22

[31] Одна из возможностей стабилизации

Российского денежного рынка Бубнов Л.Н. //Бухгалтерия и банки 2001.-№1.-с.4-9.

[32] Одна из возможностей стабилизации

Российского денежного рынка Бубнов Л.Н. //Бухгалтерия и банки 2001.-№1.-с.4-9.

[33] Особенности российской банковской

системы и среднесрочные сценарии ее развития. О.Г. Солнцев, М.Ю. Хромов.

Проблемы прогнозирования. 2006. № 2.

[34] Хоминич И.П. “Интеграция банковского

и промышленного капитала в ходе структурной перестройки экономики”, Финансы,

№10, 2002

[35] Особенности российской банковской

системы и среднесрочные сценарии ее развития. О.Г. Солнцев, М.Ю. Хромов.

Проблемы прогнозирования. 2006. № 2.

[36] Особенности российской банковской

системы и среднесрочные сценарии ее развития. О.Г. Солнцев, М.Ю. Хромов.

Проблемы прогнозирования. 2006. № 2.

[37] Денежный рынок: банки 2009.

Харлампиев Дмитрий/ Petrocommerce Bank //

http://www.cbonds.info/all/eng/comments/ view_comment.php /params/id/3520320

08-11-17

[38] Денежный рынок: банки 2009.

Харлампиев Дмитрий/ Petrocommerce Bank //

http://www.cbonds.info/all/eng/comments/ view_comment.php /params/id/3520320

08-11-17

[39] Денежный рынок: банки 2009.

Харлампиев Дмитрий/ Petrocommerce Bank //

http://www.cbonds.info/all/eng/comments/ view_comment.php /params/id/3520320

08-11-17

[40] Денежный рынок: банки 2009.

Харлампиев Дмитрий/ Petrocommerce Bank //

http://www.cbonds.info/all/eng/comments/ view_comment.php /params/id/3520320

08-11-17

[41] Денежный рынок: банки 2009.

Харлампиев Дмитрий/ Petrocommerce Bank //

http://www.cbonds.info/all/eng/comments/ view_comment.php /params/id/3520320

08-11-17

[42] Денежный рынок: банки 2009.

Харлампиев Дмитрий/ Petrocommerce Bank //

http://www.cbonds.info/all/eng/comments/ view_comment.php /params/id/3520320

08-11-17

[43] Денежный рынок: банки 2009.

Харлампиев Дмитрий/ Petrocommerce Bank //

http://www.cbonds.info/all/eng/comments/ view_comment.php /params/id/3520320

08-11-17

[44] Денежный рынок: банки 2009.

Харлампиев Дмитрий/ Petrocommerce Bank //

http://www.cbonds.info/all/eng/comments/ view_comment.php /params/id/3520320

08-11-17

[45] Денежный рынок: банки 2009.

Харлампиев Дмитрий/ Petrocommerce Bank //

http://www.cbonds.info/all/eng/comments/ view_comment.php /params/id/3520320

08-11-17

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты