Рефераты

Философия, ее предмет и метод

41. Основные черты и особенности классической немецкой философии.

Общие особенности немецкой классической ф-фии.

Временные рамки: последние два десятилетия 18в. и трех первых 19в. За 50 лет была создана классическая ф. В этой связи можно отметить, что во всей истории ф. существовала два классических периода: греческая и немецкая. В истории существовало два выдающихся мыслителя и систематизатора: Кант и Гегель. Обе формы идеализма в рамках классической ф. достигли высших форм развития. Данная ф. отличается максимальной степенью обобщения действительности. Это самое абстрактная ф. Отличается в тоже время строгой теоретичностью, в особенности произведения Гегеля. Основные заслуги Германской ф., заключаются в создании классической теории: - теория развития (диалектика); - теория познания; - этика; - эстетика Гегеля. Немецкая классическая ф. была представлена большой группой достаточно сильных мыслителей: Фейербах, Вольф, Лессинг.

Ф-фия Канта.

Ф-ия Гегеля.

42. Характеристика политической сферы жизни общества. Политическая организация, государство и его функции.

Политическая структура общества. Сущ-

ность пол-ки.

Полит. структура - совокупность полит институ-

тов, идей норм. изберательного права, общест-

венное гонение с помощью кот. осуществляется

власть и влияние на нее. Основной элемент гос-

ва. С возникновением гос-ва возникает пол-ка.

Сущность пол-ки можно выразить:

1) Деятельность больших соц. групп, полит.

институтов и отношения м/у ними по поводу

использования институтов гос. власти.

2) Пол-ка - борьба за власть, за влияние на нее.

3) Пол-ка - всегда процедура принятия реше-

ний.

4) Пол-ка - вид искусства.

65. Сущность и функции государства.

Гос-во - организация обладающая верховной властью на опр.

территории. Осуществляющей власть с помощью спец. аппарата,

выступающая как представитель об-ва.

Основные признаки гос-ва:

1) Публичная власть т.е. власть не совпадающая со всем

населением.

2) Суверенитет народа.

3) Территории

4) Монополия на легальной силы.

5) мсключительное право на издание з-на.

6) Право на взымание налогов

Внутренние ф-ции гос-ва:

1) Экономич.

2) Соц. ф-ции.

3) Экологическая ф-ция.

4) Защита прав граждан.

Внешние:

1) Защита границ

2) мнтеграция в мировую эк-ку.

3) Защита м/у народной безопасности.

43. Сущность и значение закона единства и борьбы противоположностей.

Закон- общая, относительно устойчивая, необходимая, существенная, повторяющаяся связь явлений.

Законы подразделяются на общие и специфические.

Общие законы - законы действующие во всех сферах действительности (в природе, обществе, мышлении). К ним относятся законы диалектики.

Специфические законы - законы распространяющиеся на более или менее ограниченную сферу явлений (пр. закон всемирного тяготения , распростр. только на физические явления; закон Бойля-Мариотта, распростр. на газы).

Законы диалектики (1. закон единства и борьбы противоположностей; 2. закон перехода количественных изменений в качественные и обратно 3. закон отрицания отрицания ) - законы изменения и развития . Они носят всеобщий, необходимый характер.

Закон единства и борьбы противоположностей. Понятие противоположности и противоречия. Виды противоречий.

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.

Противоположность - черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ).

Противоположности применяются:

1. в науке (+,-),

2. диалектике (причина и следствие, возможность и действительность, содержание и форма),

3. в мышлении (истина и заблуждение, абсолютная и относительная истина).

На определенном этапе развития предмета противоположности начинают друг другу не соответствовать, сталкиваться между собой, взаимоисключать друг друга и приходят в состояние борьбы. Момент взаимодействия противоположностей - противоречие . В процессе развития предмета , явления противоречие может разрешаться и предмет переходит в новое состояние, новое качество с новыми, но вначале скрытыми противоположностями.

«Противоречие - это импульс, толчок к изменению и развитию предмета. Противоречие - это корень всякого движения и жизненности. Нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает жизненностью и деятельностью, но способностью к движению обладают не материальные предметы, а мысли, идеи». (Гегель)

Различают виды противоречий:

1. Антагонистические и неантагонистические.

Антагонистические - это такие противоречия, которые сущ. между классами, группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие.

Неантагонистические - противоречия, противоположные антагонистическим. Этот вид противоречий характерен только для общества.

2. Внутренние и внешние.

Внутренние - противоречия между противоположными сторонами предмета (пр. между производством и потреблением).

Внешние - противоречия между данным явлением и другими явлениями (пр. между обществом и природой, живым организмом и внешней средой).

3. Основные и неосновные.

Основные - противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета (пр. производительные силы и производство).

Неосновные - противоречия между другими сторонами предмета.

Различие основных и неосновных, внешних и внутренних противоречий важно проводить потому, что они играют неодинаковую роль в развитии предмета, а также связаны с наличием у предмета неодинаковых по своему значению сторон. Внутренние противоречия играют решающую роль в развитии предмета, они определяют сам характер и содержание развития. Внешние противоречия оказывают влияние на темпы развития (ускоряют или замедляют его).

Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета. Необходимо различать виды противоречий, т.к. это позволяет находить правильные пути и способы их разрешения. Данный закон показывает источник движения, источник развития.

44. Диалектика причины и следствия, принцип детерменизма.

Понятие причины и следствия возникают на стыке принципов всеобщей связи и развития. С точки зрения принципа всеобщ связи причинность опред как один из видов вязи, а имено генетическая связь явлеий, в кот одно при опр условиях порождает другое. С точки зр принципа развития причинность определяется так: всякое изменение и тем более развитие, т.е. изменение в сторону появл нового качества, имеет свою прич и следствие. Причинные отнош присутствуют при люб проц изменения.

Ораничение на прим принципа причинноси накладываются принципом всеобщей вязи. К не имеющим прич - следств связей относятся такие виду связей как пространственно-временные кореляции, функциональные зависимости, отношения симметрии... Однако люб явление имеет свои прич и следствия, не с одним так с другим.

Одной из характер причинности является ее связь с катег времени. Время - форма сущ материи, в кот наиболее естественно реализ причинно-следств связи. До сих пор прич-сл связь взятая в аспекте врем понимается по разному. Одни счит , что причина всегда предшеств. следствию. Какое-то время пр и сл сосуществуют, а потом прич угасает а сл превращается в новую величину. Др утверждают, что интевалы частично накладываются, третьи, что прис и сл строго одновремены. Четвертые оворят, что бессмысл говорить о прич, кот существ и значит действует, если ее сл еще не вступило в сферу бытия. Разве м.б. недействующаа причина?

Но пон пр и сл равно используются для хар одновременно протек событий, явлений примык друг к другу во врем, и явл, ля кот следствие зарождается в недрах причины. Иногда они разделены вем интервалом и связаны между собой через цепь пром звеньев. Следствие мож иметь несколоко причин, одни из кот явл необход, другие - случайными.

Сущ чертой причинности явл непрерывность ее действия пр-сл связей. Не м.б. ни первой прич ни последнего сл.

Всем типам веменных отнош свойственна длительность. Время длительно, необратимо и ассиметрично, ассим и причинно- сл отнош.

Причинность нельзя рассм только как однонапр действие прич на следствие, т.к. она явл внутр содержанием связи и взаимод явлений. Следств распростан свое влияие не только вперед (как нов причина), но и назад, на производ его причину, видоизменяя ее силы, особенно когда прич связь не мгновенна , а протяженна. Это растянутое во врем взаимод прич и следствия наз принципом обратной связи. Он действует всюду, особенно в самоорганиз системах., где происх восприятие, хранение , переработка и использов информации. Без обр связи немыслемы устойчивость, управлеие и поступ движ системы.

Итак, все пр-сл процессы в мире вызваны не одностор действием, а основыв по крайней мере на отнош между 2 взаимод предметами, и в этом смысле причинность должна рассм не просто как вид связи, а и как тип взаимодействия.

Сущ несколько типов классиф пр-сл отношений, построенных по разным основаниям. Прежде всего это клас по внутренему содержанию процессов причинения. Внутр мех причинения связан с переносом материи, энергии и информаци. В этом типе клас причин выделяют материальные и идеальные, информац и энергетические причины, кот тоже делятся не физ, хим, биолог, психолог, социальые причины.

По этому признаку различ причину и условие события. Прич - то, чо предает свою силовую потенцию, т.е. в-во, энергию, информ, а условие - совок обстоятельств причинного события.(не участв в переносе ...)

2-й тип классиф. строится на основе способов проявления причинной связи, кот подразделяются на динамические (однозначные) и статистические (вероятностные). (Квант механика, информ взаимодействия)

Выделяются такжн причины общие, специфические и главные; объект и субъективные, непосредственые и опосредованные; всеобщие , особенные и единичные.

Детерминизм и индетеминизм. Детерминизм - методолог принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и прич обусловлено, следует возм познания и предсказания событий, имеющих как однозначно определ, так и вероятностную природу. Механический детерминизм - однозначная прич обусловленность=> абсол строгое предсказание.

45. Исторические предпосылки возникновения, источники марксистской философии, её особенности .

Марксистская философия

Маркс и Энгельс критически использовали немецкую классическую философию, материализм Фейербаха и диалектику Гегеля. В Ф марксизма было показано, что чо не общественная жизнь связана с деятельностью человека. Общество-это обработка людей людьми. Общество развивается по законам, носителем которых был человек. Бытие определяет сознание. Особое внимание уделялось практике, практика-критерий истины, истина- основа познания. Центральное место занимает проблема познания и преобразование мира. Важной заслугой является развитие диалектики, соединение ее с материализмом. В основу моровоззрения кладуться не религиозно-мистические, а выводы современного естествознания; Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности т.е. практики .

46. Сфера духовной жизни общества, её структура и предназначение.

Общество и личность: диалектика единичного, особенного, общего.

Понятие личности является главной характеристикой человеческого индивида. Понятие личность выражается мера присвоения человеку, соц. сущности конкретных исторических условиях. Родившейся человек в течение всей своей жизни социализируется, присваивая социальное - это возможно только в общении, в процессе усвоения культуры. Социализация избирательна , она зависит от среды обитания, влияния эпохи, психофизиологических особенностей человека, поэтому нет 2-х одинаковых личностей. Личность является как бы индивидуальной формой бытия, общественного сознания. Степень присвоения социального у всех различна. Процесс присвоения быстрее идёт в детстве, но продолжается всю жизнь. Личность - это единство общего (т.е. того, что присуще обществу, классу, нации), особенного (т.е. того что характеризует особенности соц-ой среды), единичного (т.е. того, что хар-ет индивидуальность) .Личность формируется под влиянием материальной, социальной, политической, духовной жизни общ-ва. Каждому этапу присущ свой тип личности, с переходом от индустриального к информационному обществу типологизация усложняется.В зависимости от внутренней и внешней активности выделяют след. типы личности: активная и пассивная; личность ориентированная на интенсивное и экстенсивное развитие; творческий тип личности; эгоцентрический тип личности; западный или деловой; восточный (рефлексирующий). На формирование личности оказывают влияние материальные условия жизни и процесс формирования происходит под влиянием окружающей среды. К объективным условиям формиров-ия личности также относятся материальные факторы соц-ой среды - это условия труда, быта, предметы обихода, определенные инстинкты, каналы и средства передачи информации, транспорт, клубы. Вещественной стороной соц-ой среды они становятся тогда, когда включаются в практику общ-ва. Большое значение имеет личностный фактор соц-ой среды - та соц-ная общность (друзья, семья, коллектив), в которую включена личность и её духовная атмосфера . Человек практически не бывает включенным в одну среду. Множественность сред говорит о том, что чел-к может выполнять различные функции, в зависимости от того, в которой к-ой соц-ой среде он находится. Личность может обладать относительной самостоятельностью, т.е. судить о ней можем с учётом всего спектра действий, находясь в макро и микро средах. Однако нельзя абсолютизировать роль соц-ой среды, потому что чел-к активен, способен выйти за пределы соц-ой среды, подняться над ней и изменить её. В процессе формирования личности объективные условия и субъективный фактор зачастую неразрывны. В реальной действительности чел-к приобретает свои личностные хар-ки и качества, тогда, когда он включается в жизнедеятельность определённой соц-ой общности. Индивид только тогда заслуживает право называться личностью, когда он яснее осознаёт мотивы своего поведения.

47. Материализм и диалектика марксисткой философии.

Маркс и Энгельс критически использовали немецкую классическую философию, материализм Фейербаха и диалектику Гегеля. В Ф марксизма было показано, что чо не общественная жизнь связана с деятельностью человека. Общество-это обработка людей людьми. Общество развивается по законам, носителем которых был человек. Бытие определяет сознание. Особое внимание уделялось практике, практика-критерий истины, истина- основа познания. Центральное место занимает проблема познания и преобразование мира. Важной заслугой является развитие диалектики, соединение ее с материализмом. В основу моровоззрения кладуться не религиозно-мистические, а выводы современного естествознания; Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности т.е. практики .

Сущность философских воззрений Маркса и Энгельса

Их ф. учение - диал. и историч. матер-м. Идейный источник - системы Гегеля и Фейербаха. Осн. тезисы: 1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания; 2) М. открыто признал свою связь с интересами определенного класса - пролетариата; 3) как следствие ставится принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразования общества на основе сознательной рев. деятельности; 4) отсюда центр Ф. исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область практики; 5) это приводит к тому, что матер-м впервые распространяется на понимание общественной жизни; 6) наконец сами познание и мышление были поняты по иному. Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики. Осн. принцип: антогонизм между производственными силами и производственными отношениями - движущая сила в переходе от одной к другой общественно-эк. формации (исторически определенный тип общества, представляющие особую ступень его развития). Повязан с эк. История рассматривается объективно, вне личности. Для этого: общественное бытие и сознание. ОБ - материальное отношение людей к окр. миру, прежде всего к природе, в процессе пр-ва мат. благ, и те отношения, в к-рые вступают люди между собой в процессе пр-ва. ОС - осознание обществом самого себя, своего ОБ и окр. действительности. Б определяет С.

48. Возможность и действительность. Их характеристика и диалектическая связь.

Действительность - то, что уже возникло, осуществилось. Это совокупность

реализованных возможностей.

Возможность - то, что содержится в данной действительности как предпосылка

её изменения и развития, нереализованная действительность.

Возможность и действительность - 2 этапа закономерного развития явлений

природы и общества. Возможности - реальные и абстрактные:

- реальные - это, когда условия превращения возможности в

действительность уже созрели или находятся в процессе становления.

- абстрактные - те, которые в данных условиях не могут превратиться в

действительность

Возможности - прогрессивные и регрессивные.

Условия превращения возможности в действительноость:

1. в развитии природы это происходит стихийно

2. в общественной жизни:

- объективные - условия материальной жизни, процессы

не зависящие от людей

- субъективные - сознательная деятельность людей

49. Философские традиции в Украине. Учение Г.Сковороды “о трех мирах” и “двух натурах”

Сковорода-выдающийся украинский философ и просветитель

Философская концепция -пантеизм (человек и бог составляют единое целое, каждый человек имеет в себе бога, он не существует где-то вне его). Главная проблема его философии-проблема человека, его счастья. Он интересуется моральной проблематикой, она имеет религиозно-философский характер. Считает, что счастье доступно для всех . Философские идеи: 1)идея трех миров и двух натур(мир природный-макромир, мир человека-микромир, мир библейский -символический, видимая-телесная натура , невидемая-духовная(приоритет). Философия его- “философия сердца”. 2)Идея самопознания и смысла жизни человекаи “сродный труд”-связан с самореализацией человека. 3)Идея искренности как принципа жизни. Божественность сущности человека=сущности бога. 4)Идея неравного равенства

50. Диалектический характер процесса познания, единство чувственной и логической сторон познания.

51.Характеристика иррационалистического направления в Европейской философии. Второй половины 19 начала 20 в.

существовавших ранее.

Иррационализм - фил учение, настаивающее на ограниченных возможностях разума, мышления и признающее осн родом познания интуицию, чувство, инстинкт...Считает действительность хаотичной, лишенной закономерностей, подчин игре слусая, слепой воле. (ирр. в частности явл экзистенциализм)

Философский иррационализм.

Данная ф-фия является противоположной позитивизму. Философский иррационализм - это 1) критика абсолютизации роли человеческого разума в развитии общества. 2) Иррационалисты считают, что чрезмерная вера в человеческий разум ведет к стремлению людей полностью познать законы общества, что в принципе невозможно. 3) Рационализм подталкивает людей к коренному изменению общества, хотя позитивизм тоже был против революции, но иррационалисты увидели в аппозитивизме возможность революции. Иррационалисты считают, что и Марксизм и позитивизм как 2 разные формы иррационализма являются скрытым источником зла.

Основные положения ф-фии жизни: Главным объектом своей ф-фии иррац. Как и позитивисты считают единое человечество, поэтому иррационализм скрывает другую сторону жизни единого человечества. Противоречие между миром разума и миром чувств в принципе неразрешимо и поэтому существует только определенное «снятие» этого противоречия. Это противоречие разрешается только на уровне человеческой воли, поэтому главной категорией этой ф-фии является воля как базисное понятие этой ф-фии. Итак, противоречие между миром разума и чувств разрешается волей жизни. Поэтому данная ф-фия и называется ф-фией жизни. Если брать все человечество, то оно представляет из себя в сущности хаос, т.к. человечество есть ничто иное как бесконечное кол-во различных воль. Т.е. в рамках единого человечества не существует единого источника воли. Отсюда зло в жизни общества неискоренимо и является вечным спутником человечества. Отсюда главным свойством человека является пессимизм, т.е в сущности человек - вещество пессимистическое. Из этого положения 2 основных варианта выхода:1) заключается во внутренней работе человека надо собой и финалом этой работы должна быть выработка безмятежности. 2) В реализации волей во вне за счет попыток людей установить определенных реорганизаций в обществе. Решение главной проблемы человеческой жизни, т.е. 1 обязана не просто волей к жизни, а с волей к власти (к политической), т.е. высшей формой трудоволия является стремление к политической власти, отсюда зарождается идея - бог умер, т.е. возникает вера в политич. Власть, вера в сверхчеловека, т.е. возникает ситуация порождения богов на земле и это является главным средством преодоления человеческого хаоса, создания порядка. Т.о. ф-фия Ницше заключает в себе следующее: вера людей в политику и в политических лидеров является самой опасной человеческой иллюзией, т.е. это обстоятельство связано с созданием богов. В тоже время другого противовеса человеческого хаоса не существует. В сущности ф-фия жизни является самым гениальным предупреждением человечеству и в этом его значение. Не следует считать ф-фию Ницше источником. Т.о. ф-фию жизни можно считать одной из самых высших форм иррациональной ф-фии.

52. Общество как подсистема объективной реальности. Философские основания теоретической модели общества: натурализм, идеализм, материализм.

Иными словами натурализм замечает в чел только природную субстанцию. В р-те и чел связи обретают прир характер. Общество призается, но в кач цементирующего начала берется или польза (просветители 17-18вв), или половая любовь (Феербах). Общество в натурал фил характеризуется как всеобщность, связующая множество индивидов лишь прир узами. Но в этом случае каждый волен защищать свою природу вопреки сущ моральным принципам, ибо последние не вытекают из прир чел-ка. Теор обоснование этой исключит эгоистической жизн позиции дал нем фил Макс Штинер в книге “Единственный и его собственность”.

Идеализм наоборот слишком отрывает чел от природы, превращая дух сферу общ жизни в самост субстанцию. На практике это означает следовать принципу “мнения правят миром”. Идеал в принципе не отриц объективного фактора истории. Однако развитие общества полностью определяется действием мирового разума или волевая активность человека. В первом случае в соц фил вносится фатализм, а во втором - обосновывается чисто субъективистское понимание

53. Сущность основного вопроса философии и характеристика двух его сторон.

О.в.фс. есть вопрос об отношении мышления и бытия, духа и природы, объективного и субъективного, психического и физического, материального и идеального, материи и сознания и т.д.

О.в.фс. имеет две стороны:

что первично, что вторично

познаваемый мир (или как относятся мысли об окружающем нас мире к самому этому миру или в состоянии ли мышление человека познать мир таким, каким он отражается в его сознании)

При решении первой стороны выделилось 2 основных направления: материализм и идеализм

М. считает, что материя первична (основа сознания), сознание вторично (производно от материи)

Идеалисты считают наоборот.

Разновидности идеализма:

объективный ид. считает, что сознание, дух существовали до, вне, независимо от человека: Платон, Гегель

субъективный ид. - направление в философ. которое за основу принимает индивидуальное сознание человека: Беркли, Мах, Авинариус

Общее между объект. и субъект. идеализмом в решении первой стороны О.в.фс. заключается в том, что они за основу принимают идею.

Фейербах (нем.) «Материя не есть продукт духа, но дух есть лишь высший продукт развития материи» - материалист (иногда нет)

Кант считал, что материя является объектив. реальностью (был агностиком)

К решению второй стороны философы относились по разному.

субъектив. ид. исходил из основного положения: мир есть комплекс моих ощущений, воспринимать - значит существовать (мир познаваем не полностью, ощущение - единственный источник познания)

Гегель признавал познаваемость мира, но считал, что познаваемы мысль, мышлен. чел-ка, абсолютная идея и дух.

Фейербах процесс познания начинается при помощи ощущений, но ощущения дают не полное, разрозненное представление об окружающей действительности и дальнейший процесс познания происходит при помощи восприятий (материалист)

Франц. материалисты 18 в.:Толон, Гельвеций, Гольбах, Дидро… - процесс познания происходит при помощи органов чувств, а разум человека не в состоянии познать то, что находится за пределом органов чувств (позиция суб. идиализма)

Кант - агностик.

Агностицизм - направление, сомневающееся в возможности познания мира

Кант считал, что мир познаваем как явление, но не как сущность.

Явление - познание предмета с внешней стороны, т.е. Кант стоял на позиции субъект. идеализма.

54. Категории случайности и необходимости, их диалектическая связь и роль в жизни общества и личности.

Категории необходимости и случайности, их взаимодействие.

Изменения, происходящие с предметами, имеют свою причину, но одни изменения связаны с внутренней природой самого предмета, а другие изменения зависят от внешних обстоятельств. Это лежит в основе различия категорий необходимости и случайности.

Необходимость - это те свойства предмета, а также происходящие с ним изменения, которые обусловлены внутренней природой самого предмета.

Случайность - это те свойства, изменения, которые обусловлены стечением внешних, несущественных для предмета обстоятельств.

Необходимость и случайность взаимосвязаны между собой. Всякая необходимость пробивает себе дорогу через массу случайностей. Случайность всегда, так или иначе, связана с необходимостью, служит формой ее проявления. А необходимость имеет своим дополнением случайность.

Связь необходимости и случайности проявляется в том, что одно и тоже событие случайное в одном отношении выступает как необходимое, в другом.

Пример: Засуха, погубившая растения - случайность для них, но засуха - необходимое следствие метеорологических условий.

Существует несколько подходов необходимости и случайности. Некоторые считают, что в мире все только необходимо, что случайности не играют никакой роли - фатализм (все в мире заранее предопределено). Противоположная точка зрения ощущает всякую необходимость и считает, что случайности играют определенную роль.

55. Основные направления российской философии и её особенности в конце XV начале XX в.

Философско-исторические исследования всегда имеют определенную практическую ориентацию. Постигая прошлое мы стремимся разобраться в настоящем, определить тенденции развития современного общества. В этом смысле особо важное значение для нас приобретает решение вопроса о соотношении Западной и Восточной культур и цивилизаций, а также месте Росси в диалоге этих культур. Запад и Восток рассматриваются как геосоциокультурные понятия. Запад - особый тип цивилизационного и культурного развития, который сформировался в Европе в XV-XVII вв. Цивилизацию этого типа можно назвать техногенной. Ее характерные черты - это быстрое изменение техники и технологий, благодаря применению науки. Результатом чего являются НТРии, меняющие отношение человека к природе и его место в системе производства. Это приводит к быстрому формированию и смене нового типа личности. Предпосылки западной культуры закладывались еще в античности и средневековье. Основные вехи в ее истории: опыт демократии, становление образов теоретических наук, а затем сформировавшаяся в эпоху европейского средневековья христианская традиция с ее представлениеми о человеческой индивидуальности, с концепцией морали и пониманием человеческого разума как созданного по образу и подобию бога, и поэтому способного к рациональному постижению смысла бытия. Вэпоху Просвещения завершилось формирование мировозренческих установок, определевших последующее развитие техногенной цивилизации. В социальном плане западная цивилизация отождествляется с эпохой становления капит произ экон отн и бурж демокр форм правления, становления гражданского общества и правового государства. В технологическом плане - с индустриальным и постиндустриальным обществом. Философы и социологи рассматривают мировозренческий, социальный и технологический аспекты культуры как единое целое. М. Вебер показал чтов результате становления кальвинизма в сочетании с развитием капитализма сформировались следующие ценности западной культуры: 1)динамизм, ориентация на новизну, 2) утверждения достоинства и уважения к человеческой личности, 3) индивидуализм, установка на автономность личности, 4) рациональность, 5) идеалы свободы, равенства и терпимости, 6) уважения к частной собственности.

Западному типу культуры в философии противостоит восточный тип, получивший название “традиционного общества”. Геополитически Восток связывается с культурами Древней Индии, Вавилона, Древнего Египта, национальногосударственными образованиями масульманского мира. Эти культуры были самобытными, но имели и общие черты: ориентация на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию устаявшегося образа жизни. Традиционное поведение, аккумулирующее опыт предков - высшая ценность. В духовной сфере господствовали религиозно-мифологические представления, научной рациональности противопоставлялась нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, интуитивно-мистическое слияние с бытием. Автономия, свобода и достоинство человеческой личности чужды духу восточной культуры. Жизнь человека предопределена. Отсюда проистекают политические и экономические модели устройства жизни восточного человека. Восточным людям чужд дух демократии, гражданского общества.

Особого рода стоит вопрос относительно Росси, возникали вопросы как соотносятся в культуре России западное и восточное? Возможен ли и необходимли самобытный путь развития России? В связи с этим в России в 19в сформировались идеологии западничества (Чаадаев, Станкевич, Белинский, Герцен) и славянофильства (Киреевский, Хомяков, Самарин). Западники считали что Россия должна перенимать все лучшее у западной культуры. Славянофилы отстаивали идею самобытности Российского пути развития, связывая эту самобытность с приверженностью русского народа православию. По их мнению, православие явилось источником особенностей русской души: глубокая религиозность, повышеная эмоциональность, приоритет коллективного начала над индивидуальным, приверженность к самодержавию и т.д.

Этот вопрос о самобытности России большое значение приобрел для философов эмигрантов после революции (Бердяев, Вышеславцев, Федотов и др.). Бердяев считеет, что для определения национального типа, народной индивидульности определения дать невозможно. Тайна индивидуальности познается любовью и в ней всегда есть что то не постижимое для ума. Главный вопрос по Бердяеву что же представляет собой умопостижимый образ русского народа. По Тютьчеву “Умом Россию ...” Поэтому говорит Бердяев для постижения России надо применить веру, надежду, любовь. Бердяев считает что Россия соединяет в седе и Запад и Восток.

Несколько иной характер носит решение темы о самобытности российской истории и культуры в работах представителей так называемого евразийского движения (Карсавина, Трубецкого, Норовского). Евразийство рассматривает Россию как Евразию - особый этнографический мир, занимающий срединное пространство Азии и Еврпы. Россия имеет самобытную культуру с креном в сторону Азии. Революция уничтожила прежнюю Россию. Запад исчерпал себя и его поразит глубокий кризис, а будущее принадлжит России и православию.

Эти вопросы имеют актульность и сегодня особенно в свете проблем Запада и кризиса в странах СНГ.

56. Общественное сознание и его структура. Диалектика общественного сознания и общественного бытия.

Общественное сознание, его структура и пути формирования

О.С. - осознание о-вом самого себя, своего обществ. бытия и окр. дейст-сти. О.с. порождается о. бытием, но может обратно влиять на него, сл. 2 фундамент. закономерности р-я общ. созн-я - вторичность и его отн. самостоятельность. О.с. формируется с учетом вида мат. пр-ва. М.пр. - основа, прридающая цельность, связь и непрерывность мир. истории. Знач. м.п. не только в том, что оно необх. условие сущ-я о-ва и ч-ка, но и в том, что весь строй жизнедеят-сти людей зависит от способа производств мат. благ в кажд. эпоху, обусл. соц., полит., духовн. процессы жизни. Фомы о.с. предст. собой разл. способы духовного освоения дейст-сти. Классификация: 1) по предмету отражения: полит. созн. отраж. отн-я между классами, нациями, гос-вами, к пробл. власти. 2) по формам отражения: наука отр. дейст-сть в формк понятий, гипотез, теорий, моделей. 3) по особ-стям своего р-я, сопостовляя науку и иск-во. 4) по выполн. ими соц. F. Различие F прежде всего выявл. своебразие каждой формы о.с. Наука - познават. и практич. F, моральн. созн. - основа формир. нравств. личности, отн-я ч-ка другим людям. По этому пр-ку все формы о.с. делятся на 2 гр.: 1) связ. регулир. чел. отн-й: Политическое - совокупность полит.доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений. Возникает вместе с появлением классов, но оказывает сильнейшее влияние на др. формы общественного сознания, в т.ч. и на экономику. Особенность: она выражает коренные интересы различных больших соц.групп. Право - совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных гос-вом. Мораль - совокупность норм поведения,не установленных гос-вом.(обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества) 2) Наука, иск-во, философия - формы дух. и дух.-практич. освоения всей окр. ч-ка дейст-сти. Плюс религия - промежут. полож. Анализ форм о.с. и разраб. критерия их разгран-я имеют методологич. знач-е для иссл-я о.с. конкр. о-в.

57. Характеристика позитивизма в европейской философии конца конца XIX начала XX в.

Современная ф-фия антропоцентрична. Антропологичес-кий поворот характерен для западноевропейской ф-фии XIX--XX вв. Представленные в мировой ф-фии определения при-роды и сущности человека можно систематизировать по-раз-ному. Остановимся на варианте, разграничивающем три под-хода: 1) субъективистский (человек -- это прежде всего его внут-ренний, субъективный мир); 2) объективистский (человек -- продукт и носитель внешних, объективных условий его существования); 3) синтезирующий (человек -- единство внутренней субъек-тивности и внешней объективности). Последователи этих подходов либо разделяют понятия «природа» и «сущность» человека, либо -- нет. В первом слу-чае под природой человека понимается своеобразие, специфи-ка человека как живого существа, а под сущностью -- его оп-ределяющее, ведущее, интегрирующее основание.

58. Проблема истины в философии, диалектика абсолютной и относительной истины.

Философские учения об истине.

Истина - соответствие наших знаний действительности. мстина объективна по своему содержанию

и источнику. Объективная истина - такое содержание наших знаний - кот. не зависит от ч-ка.

Объективная истина выступает как диалектический процесс взаимод. абсолютной и относительной

истины. Абсолютная истина - это цель, к кот. стремится познание. Она не достижима. Но нет

пределов все более полного овладения ею. Абсолютная истина - моменты абсолютного не

приходящего знания в составе знания относительного. Абсолютная истина - вечные истины, т.е.

истины факта, кот. не ставятся под сомнения.

Относительная истина - такое знание, которое при всём своём объективном содержании не обладает

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты