2. богданов считал, что критерий истины - общепризнанность
3. конвенционализм - берёт за истину условное соглашение людеё
4. неопозитивизм и постпозитивизм вводят принцип верификпции и принцип фальсифи-
цированности
Принцип верификации - истинное суждение - то, что хотя бы косвенно подтверждается опытом
Принцип фальсифицированости - истинное суждение - то, что выдержало все попытки
опровержения.
Знания можно оценить сточки зрения лжи и сточки зрения пользы. мстина не всегда совпадает с
пользой.
В знаниях о человеке и обществе субъективный момент больше, чем в знаниях о природе. Знания в
этих сферах более альтернативны как и содержание самой действительности, но объективная истина
и здесь имеет место.
59. Характерные черты и особенности современной европейской философии.
(см 51)
60. Диалектическая связь общества и личности, социального, социальные типы личности.
Общество и личность: диалектика единичного, особенного, общего.
Понятие личности является главной характеристикой человеческого индивида. Понятие личность выражается мера присвоения человеку, соц. сущности конкретных исторических условиях. Родившейся человек в течение всей своей жизни социализируется, присваивая социальное - это возможно только в общении, в процессе усвоения культуры. Социализация избирательна , она зависит от среды обитания, влияния эпохи, психофизиологических особенностей человека, поэтому нет 2-х одинаковых личностей. Личность является как бы индивидуальной формой бытия, общественного сознания. Степень присвоения социального у всех различна. Процесс присвоения быстрее идёт в детстве, но продолжается всю жизнь. Личность - это единство общего (т.е. того, что присуще обществу, классу, нации), особенного (т.е. того что характеризует особенности соц-ой среды), единичного (т.е. того, что хар-ет индивидуальность) .Личность формируется под влиянием материальной, социальной, политической, духовной жизни общ-ва. Каждому этапу присущ свой тип личности, с переходом от индустриального к информационному обществу типологизация усложняется.В зависимости от внутренней и внешней активности выделяют след. типы личности: активная и пассивная; личность ориентированная на интенсивное и экстенсивное развитие; творческий тип личности; эгоцентрический тип личности; западный или деловой; восточный (рефлексирующий). На формирование личности оказывают влияние материальные условия жизни и процесс формирования происходит под влиянием окружающей среды. К объективным условиям формиров-ия личности также относятся материальные факторы соц-ой среды - это условия труда, быта, предметы обихода, определенные инстинкты, каналы и средства передачи информации, транспорт, клубы. Вещественной стороной соц-ой среды они становятся тогда, когда включаются в практику общ-ва. Большое значение имеет личностный фактор соц-ой среды - та соц-ная общность (друзья, семья, коллектив), в которую включена личность и её духовная атмосфера . Человек практически не бывает включенным в одну среду. Множественность сред говорит о том, что чел-к может выполнять различные функции, в зависимости от того, в которой к-ой соц-ой среде он находится. Личность может обладать относительной самостоятельностью, т.е. судить о ней можем с учётом всего спектра действий, находясь в макро и микро средах. Однако нельзя абсолютизировать роль соц-ой среды, потому что чел-к активен, способен выйти за пределы соц-ой среды, подняться над ней и изменить её. В процессе формирования личности объективные условия и субъективный фактор зачастую неразрывны. В реальной действительности чел-к приобретает свои личностные хар-ки и качества, тогда, когда он включается в жизнедеятельность определённой соц-ой общности. Индивид только тогда заслуживает право называться личностью, когда он яснее осознаёт мотивы своего поведения.
61. Позитивизм как философское учение, его исторические формы, современный критический рационализм.
Сущность и этапы развития философии позитивизма
1)позитивизм.30-40 гг 19в, во Франции образовалась школа, основоположником позитивизма был Конт. Высказывал убеждения в способности науки к бесконечному развитию и в неограниченности предметной области. Ф нужна для объединения всех знаний.
2)эмпириокритицизм.Пред-ми были Авенариус, мах. Сводили всю философию к субъектно-идеалистическому познанию. Основа знания: чувства и ощущения. Материя-это то, что мы чувствуем.
3)неопозитивизм 20 гг ХХв (надо найти логический атом-научный язык, проблема, значение, метода, верификация{проверено на опыте}). Самая влиятельная из этих направлений-философия лингвистического анализа (все проблемы связаны с засорением нашего языка) Хотели включить науку в философскую истину-то, что наблюдаем…опыт->осмысление-> истина.
4)постпозитивизм Наука как целая динамическая, развивающаяся система. Научный метод-предположительная догадка или опровержение. Отвергают чувсвенность, переживания
Позитивизм и его эволюция.
Позитивисты отрицают все фил. проблемы, которыми занималась
философия на протяжении многих лет. По их мнению фил. не-
должна выходить за рамки позитивного, положительного знания.
т.е. опытных данных наук. А науке не доступна сущность вещей.
Она может описывать лишь внешние связи между явлениями.
(особенно его первые формы) выступает как субъективный идеа-
лизм. Позитивизм трактует опыт, как совокупность ощущений ч-
ка. Возникает в конце 19-го века.
1-ая форма позитивизма - позитивизм Конта, Миля и Спенсера.
Они считают, что фил. должна обобщать научные знания.
2-ая - эмпириокритицизм. (Макк и Авенариус). Характерный
субъективный реализм.
3-я - неопозитивизм. (Шлиг и Карнап). Фил. должна заниматься
изучением природы научного знания. Критерий истины - опыт.
4-ая - пост позитивизм. мсследует соц. природу научного знания и
эффективность научной теории.
Философский позитивизм.
Данная ф-фия является новой формой рационализма (Декар). Позитивизм - есть преимущественно социальная ф-фия. Основоположниками этой ф-фии является Кант и Спенсер, поэтому социология вытекает из позитивизма. Основная работа: «Курс позитивной ф-фии» Канта. Социальным источником данной ф-фии является Великая французская революция, которая породила насилие и хаос. Поэтому главной задачей новой ф-фии и являетя создание эволюционной ф-фии общества исключающей революции (ф-фия револютивизма). По сути дела револитивизм в качестве противопложника марксистской ф-фии, которая обосновывает необходимость революционных преобразований общества. Каковы исходные положения данной ф-фии. Главным объектом ф-фии является не мир в целом, а человечество как единое целое. Человечество является высшим существом и существом мистическим, где существуют два противоположных мира. Мир разума и мир чувств, поэтому необходимо обосновывать синтез между двумя этими мирами. В этом синтезе ведущим началом должен быть мир разума те, в новых условиях повторяется положение , что миром правят идеи. Прогресс общества определяется умственным прогрессом - базис общества - это есть образование и наука - это есть всеобщий дух пораждается человечеством. В то же время существует и проблема деформации всеобщего духа - это деформация «замутнение всеобщего духа». Происходит посредством революции, т.к. революции разрушают структуру единого человеческого организма. Обоснованием необходимости позитивной ф-фии было объяснено 3-мя основными стадиями развития человечества: 1) теологическая стадия 2) метафизическая - это стадия современного человечества. Это тяготение людей к демократии, либерализму, к абстрактным формам мышления и др. 3) позитивная - которая сменяет вторую. Человечество живет в переходе от 2-й к 3-й стадии человечества. Метафизическая стадия базируется на основе наук. По сути дела позитивизм является источником науки управления - менеджмента. Энергетика - наука о самоорганизации. Теория систем (2-я пол ХХв) и теория системно-структурного анализа. Вывод: 1) позитивизм является выражением прежде всего синтеза всех наук, ф-кие науки. 2) позитивизм также является источником возникновения многих наук: социология, энергетика, теория систем и др. Итак, позитивизм выразил в высшей форме законы развития человеческого разума применительно к самой человеческой жизни.
62. Правовое сознание, его сущность, особенности, цели формирования.
Правосознание есть та форма общ сознания, в кот выражаются знание и оценка принятых в данном обществе в качестве юр законов нормативов соц-эконом деятельности разл субъектов права - индивида, предприятия, организации... Правосознание занимает как бы промеж положение между полит и нравственным сознанием: в отличии от полит созн оно мыслит прежде всего индивидуально-личностными категориями и относится к гос-ву не как к субъекту полит власти, а как к вн регламентирующей силе, требующей безусловного подчинения. В отличии от нравств норм в правосознании понятия должного и справедливого мыслятся как возведенные на уровень гос закона, наруш которого сопровождается правовыми санкциями.
Правосознание внутренне близко с рационально-нравств категориями. Это имеет свои истор причины. Первоначально законы рассматривались как нравственая традиция. С образованием гос-ва нравственное и правовое сознание дифференцировались. Вместе с тем уже в античности идей разумного права прочно связывалась с идеей справедливого права, поэтому правовая и нравств формы общ созн продолжали развиваться паралельно. Они оказывали взаимное влияие друг на друга. Правосознание не только отражает действующее законодательство, но может нести в себе и элемент критики сущ юрид системы, может противопоставлять ей исторически обусловленный теорет идеал соц справедливости.
Так в средневековом мировоззр общ неравенство санкциоировалось “божественным правом”, а для нарождающегося буржуазного мировоззр идеал соц справедливости стал связываться с естественным правом, согласно которому каждый человек должен меть равные с другими права.
Юрид право определяет меру социальной свободы индивида, выступает в кач границы этой свободы, получающей благодаря законодательному признанию официальную го защиту. Вместе с тем право регламентирует и нормативно-обязательные эл-ты соц деятельности, что явл обратной стороной меры соц свободы. Естественно, что само законодательство рассм эти отношения со стороны гос-ва, а общ сознание в его правовой обыденно практической форме смотрит на эту же ситуацию со стороны личности и дает ей ту или иную оценку в соотв с нравственным идеалом соц справедливости.
Любое законод право, т.о. исторично, оно сначала появл как теорет идеал, а затем функционирует в кач закона в соотв с вызвавшими его социально-истор причинами.
Однако наряду с переменными характеристиками правосознания в ем содержится и некоторая постоянная величина: всякое общ сознание обязательно содержит в себе идею общества, а всякая идея общ должна базироваться на определенных правовых отношениях. Правосозание всегда есть поддержка самой идеи регламентировнных отношений между личностью и гос-вом, кот признаются необходимыми для поддержания общества против сил анархии, кот нужно знать и соблюдать, но нельзя считать абсолютными, т.е. свободными от крит оценки. Воля гос-ва сама по себе е явл конечным основанием права. Вопрос о кон основаниях права относится к области филос теорет постулатов о назначении гос-ва, сущности человака, его естеств правах...
63. Сущность философского учения герменевтики.
ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА.
Наука о понимании, истолковывании текстов. Г.Г. Гадамер Создал теорию понимания. П.Рикер анализировал язык в шир контексте соц жизни и культуры, применяет гермен для исследования лит-ры.
Искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (грам значения слов и их истор обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований. Возникает в период эллинизма в связи с задачами научного исследования и издания классических текстов и развивается далее в рамках толкования “Свящ писания”. В 19в начинается развитие так назыв свободной Г., не ограниченной предметом, границами смысла текста. У Дильтей Г. превращается в специфический метод общ наук, призванный обеспечить понимание общ событий, исходя из субъективных намерений исторических деятелей. При этом понимание противопоставл объяснению в естествознании, связываемому с абстрагированием и установлением общего, закона. В 20в Г. постепено оформляется в одну из основных методологических процедур фил, сначала в рамках экзистенциализма, затем собственно в фил Г. Так у Гадамера Г. приобретает функции онтологии, поскольку “бытие, кот может быть понято, есть язык”, социальногй философии, поскольку понимание есть форма сущ общ жизни и “критики идеологии”. Результатом оказывается замыкание фил в кругу языка, что роднит Г. с неопозитивистским анализом языка. В рамках Франкфуртской школы (Ю.Хабермас) Г. как критика идеологии должна раскрыть на анализе языка “ средство осподства и соц власти”, служащее оправданию отношений организованного насилия. У Хабермаса Г. выступает одним из консолидации различных течений соврем бурж философии. Г. процедуры м.б. использованы в истор, юрид и др науках, имеющих дело с анализом объективированных рез. сознательной челов деятельности.
Дилтей - Г. - это связующее звено между фил и истор науками.
23 - 28 отсутствуют.
64. Диалектика количественных и качественных изменений характеристика скачков.
Мир многообразен. Это мн-во предметов с различными св-вами. Св-во - сторона предмета,
обуславливающая его сходство и различие с др. предметами, проявл-щаясся во взаимодействии с
линное существование). Существование предшествует сущности.
Ч-к сначала существует, а потом определяет себя в мире, приобре-
тает свою сущность. Свобода ч-ка - свобода выбора и ответствен-
ность за этот выбор. Ч-к проявляет себя в пограничной ситуации в
важный момент(смерть, болезнь:). мменно здесь проявляется его
подлинное бытие. Социально-политические позиции у экзистен-
циалистов не одинаковы. Экзистенциалисты утверждают что
жизнь - бытие к смерти. Ч-к должен достойно умереть, если
приходит смерть и борется с ней если есть шанс жить. Ч-к ориен-
тируется на жизнь, проявляет огромную волю к жизни.
66. Преемственность в развитии, диалектическое отрицание. Закон отрицания отрицания
Всякая конечная сис-ма развивается на основе единства и борьбы противопо-
ложностей и проходит ряд внутренне связанных этапов. Предыдущий этап
развития отрицается по след. этапам. В тоже время сущ. преемственность
развития, связь м/у этапами. Единство преемственности и поступательности
составляет содержание и суть з-на отрицания отрицания.
Отрицание - это необходимый момент всякого развития. Отрицаемое явление
не может быть абсолютно уничтожено в силу принципа не сотворимости и не
уничтожимости материи. Различают три вида отрицания:
1) Формально-логическое
2) Метафизическое. Его источник - внешний источник а не единство и
борьба противоположностей.
3) Диалектическое отрицание, кот. разворачивается на основе единства и
борьбы противоположностей.
Две разновидности диалектического отрицания:
1) Конструктивная, с преобладанием созидательных моментов.
2) Деструктивная, с преобладанием разрушительного момента.
Структура отрицания:
1) Тезис (исходное положение)
2) Антитезис (самоотрицание исходного положения)
3) Синтез (возврат к исходному положению на новой стадии развития с
удержанием положительного)
Развитие спиралевидно. Спиралевидность развития - единство преемственности
поступательности и направленности. Развитие не возможно понять либо как
сугубо прогрессивное или регрессивное. Развитие - всегда единство прогресса и
регресса. Прогресс - развитие от простого к сложному, регресс - наоборот.
67.Сущность философии прагматизма.
Прагматизм - ф-фы этого направл-я отталкивались от принципа практичности. Ф. должна перестать быть простым размышлением о мире, началах бытия и сознания, она должна стать общим методом решения тех практич. проблем, кот. возн. ежедневно перед людьми в различных жизненных ситуациях. Противоположна экзистенциализму и ф. жизни. Смысл жизни видят в достижении успеха. Представители Джон Дью, Вильям Пирс, Вильям Джемс. Развилась в 70-е годы XIX века в США.
прагматизм - критерий истины - польза, удобство
68. Специфика религиозного сознания, религиозная идеология и психология.
Идеология - частичный аналог теоретического уровня сознания, в котором с позиций определенного класса, партии дается систематизированная оценка соц. действительности. Часто проявляется факт "отставания" идеологии от общественной психологии, особенно при тоталитарных режимах. Общественная психология и идеология могут одни и те же явления действительности отражать по-разному. Факт противостояния идеологии и общественной психологии приводит не только к ее отставанию от обыденного сознания, но и к дестабилизации самой общественной психологии. Для стабилизации отношений большую роль играет изучение общественного мнения. Но для того, чтобы его можно было изучать необходимы соответствующие условия (демократия).
Общественная психология - частичный аналог обыденного уровня сознания, в котором представлены научные и ненаучные взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и интересы, образы причудливой фантазии и логика здравого смысла.
69. Неотомизм как философия современного католицизма.
Неотомизм - восходит к идейным принципам Ф.Аквинского, выдвинувшего принцип "гармонии и разума веры". Получил признание Ватикана. Пыт. использовать достижения наук для док-ва сущ-я Бога.
70. Способ производства материальных благ и его структура. Диалектика производительных сил и производственных отношений..
Производительные силы - активная сторона способа пр-ва. Производительные силы состоят из личного элемента (чел-к или труд), вещного эл-та (средства производства), которые подразделяются на предметы труда и средства труда
Производственные отношения - отношения людей
друг к другу в процессе пр-ного обмена, распреде-
ление и потребление матер. благ, это отношение
собственности.
) ведущая роль чел-ка в пр-ве связана не столько с его физическими свойствами сколько с его мышлением. Духовные способности чел-ка позволяют приспособиться к новым техническим средствам пр-ва, идеально конструировать такие средства.
б) активность чел-ка выражается и в возможности предвидения конечной формы продукта пр-ва.
в) трудовые мотивации личности, т.е. отношение чел-ка к труду, его желание трудиться. Без мотивации профессионального знания навыки, физическая сила мертвы.
Другие ученые считают, что главным эл-том производительных сил являются орудия труда, которые чел-к застал в готовом виде, совершенствовал и поднимал их на более высокий уровень развития. Велика роль науки в развитии производительных сил. История науки говорит о том, что наука превратилась в непосредственную производительную силу общества, но такой она является в целостной системе производительных сил. Важным фактором развития пр-ва являются условия труда. В процессе пр-ва чел-к вступает в отношения не только с природой, но и др. с др. для совместной деятельности и обмена этой деятельностью.
71. Философия о происхождении и сущности человека.Человек и человечество.
Человек - это понятие относится к человеческому роду в целом и выражающее те социальные характеристики, которые отличают его от животного. Биологическая сторона в чел.-ке присутствует в снятом виде. Индивид - отдельный представитель чел-го рода. Личность - это действительность индивида, как соц-ого феномена, это субъект общественных отношений, реализующий себя в соц-ой деятельности.
72. Понятия и характеристики диалектики и метафизики как философских методов.
Диалектика и метафизика
Диал-ка - наука о наиб. общ. законах разв-я прир., о-ва и мышл-я. Научному пониманию Д. предшествовала долгая история, само понятие Д. возникло в ходе переработки и даже преодоления первонач. смысла термина. Уже античн. ф. подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действит-сть как процесс, осветила роль, какую в этом пр-се играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милетск. мат-сты, пифагорейцы). К подобным иссл-ям еще не применялся термин Д. Первонач. этим термином обозначались: 1) способность вести спор посредством вопр. и отв.; 2) иск-во классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Аристотель счит. изобретателем Д. Зенона, к-рый подверг анализу противоречия, возник. при попытке мыслить понятия движения и множества. Сам Арист. отличает Д. от аналитики как науку о вероятн. мнениях от науки о док-ве. Платон вслед за элеатами опред. истинное бытие как тождеств. и неизменное, но обосновыв. диалект. выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только т.о., что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое иное. Сл. бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие - необх. условие для побуждения души к размышлению. Это иск-во и является, по Платону, искусством Д. Развитие Д. продолжали неоплатоники. В философии феод. о-ва - в схоластике Д. стали называть формальн. логику, к-рая была противопоставлена риторике. В эпоху Возр. диал. идеи о совпадении противоположностей выдвиг. Ник. Кузанский и Бруно. В Нов. время Декарт и Спиноза (Д. в космогонии, С. в учении о субстанции как о самопричине) дают образцы диал. мышления. В 18 в. во Франции богатством диал. идей выдел. Руссо и Дидро. Первый исслед. противоречия как условие истор. разв-я, второй, кроме того, противоречия в совр. ему обществ. сознании. Важнейшим до Маркса этапом в развитии Д. стал нем. классич. идеализм, к-рый в отличие от метафизич. материализма рассм. действительность не только как предмет познания, но и как предмет деят-сти. Вместе с тем незнание истинной, материальной, основы познания и деят-сти субъекта привело к ограниченности и ошибочности диал. идей нем. идеалистов. Первым пробил брешь в метафизике Кант. Он указал на значение противоп. сил в физич. и космогонич. процессах, ввел впервые после Декарта идею разв-я в познание природы. В теор. познания Кант развив. диал. идеи в учении об антиномиях. Однако Д. разума, по Канту, иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвр. в свои пределы, огранич. познанием одних явлений. Вершиной в развитии домарксистской Д. была идеалистич. Д. Гегеля. Гегель впервые представил весь природн., историч. и духовн. мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутр. связь этого движения и развития. В отл. от абстр. определений рассудка Д., по Гегелю, есть такой переход одного определения в др., в к-ром обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, т. е. содержат отрицание самих себя. Поэтому Д. есть, согласно Гегелю, движущая душа всякого научного развертывания мысли и предст. собой единств. принцип, кот. вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость". Рез-т Д. Гегеля далеко превзошел то значение, к-рое ей отвел он сам. Истинно научное понимание Д. было создано Марксом и Энгельсом.
Отбросив идеалистич. содержание ф. Гегеля, они построили Д. на основе материалистич. понимания историч. процесса и развития познания, обобщения реальн. процессов, происх. в природе, о-ве и мышлении. В научной Д. органически сочетаются законы развития как бытия, так и познания, ибо они по своему содержанию тождественны, отличаясь только по форме. Сл. материалистич. Д. не только онтологическ., но и гносеологич. учение, логика, рассматривающая мышление и познание равным образом в становлении и развитии, т.к. вещи и явления есть то, чем они становятся в пр-се развития, и в них, как тенденция, заложено их будущее, то, чем они станут. В этом смысле и теория познания рассматривается материалистич. Д. как обобщенная история познания и каждое понятие, каждая категория несм. на свой предельно общий характер, отмечены печатью историчности. Гл. категорией материалистич. Д. является противоречие. В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития; в нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам диал. развития: развитие путем перехода колич. изменений в качественные, перерыв постепенности, скачки, отрицание исходного момента развития и отрицание самого этого отрицания, повторение на высшей основе нек-рых сторон, черт первоначального состояния. Материалистич. Д. предст. собой ф. метод иссл-я природы и о-ва. Только с позиции Д. можно понять сложный, полный противоречий путь становления объ. истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абс. и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения к др., более глубоким, мирящейся ни с каким застоем и неподвижностью, делает ее орудием практич. преобразования о-ва, помогающим объ. учитывать историч. потребности обществ. развития, несоответствие старым форм новому содержанию, необходимость перехода к высшим формам, способствующим прогрессу чел-ва.
Метафизика. Термин М. возник в 1 в. до н.э. как обознач. части ф. наследия Аристотеля и буквально означает то, что следует после физики. Сам Арист. называл этот, по его убеждению важнейший, раздел своего ф. учения первой ф-ей, исследующей якобы высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, обязат. для всех наук. В этом смысле термин М. употреблялся в последующей ф. В ср.в. ф. М. служила теологии как ее ф. обоснование. Прибл. к 16 в. наряду с термином М. применялся в равном значении термин онтология. У Декарта, Спинозы и др. фил-в 17 в. М. выступала еще в тесной связи с ест.-науч. и гуманит. знанием. Эта связь была утрачена в 18 в. В Нов. время возник. понимание М. как антидиалектич. способа мышления, как рез-та односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутр. противоречия как источник развития в природе и о-ве. Исторически это было обусловлено тем, что научно-ф. познание, кот. в древности и в эпоху Возр. рассматривало природу в целом, в движении, развитии, теперь, в связи в углублением и дифференциацией науч. знания, расчленяло ее на ряд изолир. областей, рассматриваемых вне связи друг с другом. Впервые термин М. в смысле антидиалектики употребил Гегель, имел в виду также то, что прежняя М., как правило, строилась антидиалектически. Это сближает два разных значения термина М.
73. Характеристика письменных философских источников периода киевской Руси.
74. Аксиология как учение о ценностях, типы ценностных теорий.
Аксиология - наука о ценностях. Предметом анализа явл.страх, тоска, забота, отчаяние. Фил-ия становится психологичной.
Аксеология - раздел философии, посвященный учению о ценностях. Преобразую окружающий мир, люди создают матер. и духовн. ценнсти. Среди них производственно-бытовая техника, здоровье, семья, нравственные нормы, художественные произведения. В контакте с ними проходит жизнь индивида и для него не безразлично, какой круг ценностей будет ориентиром и мотивом в его жизни. Особое значение в качестве ценностей имели истина, добро и красота. Религиозно-христ. мысль в качестве незыблемой основы ценностей предложила Бога, а главной ценностью - спасение души. Критика религиозных догматов способствовала возрождению науки и искусства и завершиласть разработкой новой системы ценностей, в которой должное место заняли труд, здоровье, просвещение, познание и техника, гос-во и социальная справедливость.
75. Роль братских школ Киево-Могилянская академия в развитии философии Украины.(см. )
76. Ценностные ориентации и их типология.
каковы осн.принципы нравствен-ти в фил-ии Сковороды.
Сын малоземельного казака, получил образование в Киево-могилянской духовной академии, отказавшись от духовной карьеры избрал путь проповедника. На его мировоз-ие оказали влияние идеи Платона, философов нового времени, Ломоносова. Колебался во взглядах между матер-ом и идеализмом, во многих проблемах придерживался мат-их принципов, однако пришел к выводу о вечности ид-ти материи о господстве в природе закономерных связей. Создал теорию трех миров “объемлющих собой все сущее”: макрокосмос(природа), микрокосмос(человек) и “мир символов”(библия) и каждый из них состоит из двух натур- “внешней”(матер-ой) и “внутр-ей”(духовной). Пытался объеденить понятия “бог” и “природа” для снятия противоречия между духовным и матер-ым началами, что харак-но для пантеизма. Сковорода признавал распределительность челов-го познания пропагандировал учение Коперника. Его этические проповеди были обречены в религиозную форму. Сковорода призывал покончить с бесправием. Хотя он разделял интересы народа его решения соц-ых проблем носило утопический хар-ер, т.к.он считал главн.фактором нового общ-ва моральное начало. Изучал проблему смысла и цели (жизни) человеч.бытия. его источниками были библия, фил-ия Платона. Осн.структ. принцип его произв-ий- диалог,в кот.рассматр-ся разл.точки зрения. Сковорода выдвигал передовые для того времени идеи о творческом труде, общности имущества, любви и равенстве как основе общ-ой жизни. Работы Сковороды не издавались при его жизни, но распространялись в рукописных изданиях.
----
Работа выполнялась за день до экзамена так что могут быть маленькие ОчЕпЯтКи не обращайте внимание, работа выполнена по билетам НАПКСа г.Симферополя группа ЭК-101 была, щас наверное уже больше на пару курсов!. Использованы материалы всей сети internet! Все перерыл. Был письменный экзамен проверял Михайлов А.Н. поставил ХОРОШО, вот урод! Вообщем желаю удачи, печатай 6 шрифтом, все видно на листе!!! УДАЧИ УДАЧИ УДАЧИ … Maxim.NAPKS-rulit !!! icq 314804045 mail : maximka@crazy.ruпишите мож еще подгоню работ.