Рефераты

Философия как наука

как порождение материи с позиции физики и других прикладных наук. Солипцизм - крайний

взгляд на природу сознания, согласно которому, сознание индивидуально, оно -

единственная достоверная реальность, а материальный мир его порождение. Объективный идеализм - признает наличие сознания и материи, сознанию отдает первичную роль, и рассматривает его в отрыве от личности как часть «мирового сознания». Умеренный материализм - точка зрения большинства философов, в соответствии с которой сознание - это способ проявления материи, способность высокоорганизованной материи отражать саму себя.

13.Природные и социальные предпосылки возникновения сознания.

Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной осиовой психики.

животных и формирования механизмов сознательней деятельности. Сознание могло

возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под

влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков труд же стал

отличительным признаком их преемников -- питекантропов и синантропов -- первых людей

на земле, положивших начало изготовления орудий и покорению огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличился их ассортимент и вовлек в производство новый прикладной материал (научился

изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища). Наконец, человек

современного типа - человек разумный, поднял уровень техники еще на большую высоту.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое

материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался

одновременно с развитием руки как органа труда. В процессе развития трудовой

деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. логика практических

действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился

думать. И прежде чем приступить к делу он уже мог мысленно представить и его результат,

и способ осуществления, и средства достижения этого результата. Ключ к решению вопроса

который представляет собой происхождение человека и его сознания заключается в одном

слове - труд. Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время

оттачивал лезвие своих умственных способностей. Вместе с возникновением труда

формировался человек и человеческое общество, Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий

между его участниками. Разделение трудовых усилий возможно только в том случае,

если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов

коллектива и тем самым с достижением конечной цеди. Формирование сознания человека

связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни

индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, историчесик

сложившихся обычаев и нравов.

14.Сознание и самосознание. Проблема идеального в философии.

Человек не только есть сам в себе, но есть и для себя, чтопроявляется в обращенности на

самого себя: он создал себя. Человек мыслит и знает себя. Человек отдает отчет в том,
что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе своего индивидуального развития
человек первоначально осознает предметы и свои практические действия а на более

высоком уровне развития - и свои мысли о предметах и действиях. Он осознает себя как

личность. Самосознание предполагает выделение и отличие самого себя, своего я

от всего, что его окружает. Самосознание - это сознание человеком своих действий, чувств,
мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании

самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела,
движений, действий. Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими

людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. самосознание тесно

связано с феноменом рефлексии, как бы расширяя его смысловое поле. Рефлексия -

размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей

внутренней духовной жизни. Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразны - от

элементарного самосозерцания, до глубоких раздумий над смыслом жизни своего бытия, его

нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки
Познавая себя, человек никогда не остается таким же, каким он был прежде.

Важнейшим свойством сознания является идеальность. Идеальное - это такая динамическая,

подвижная модель объекта, в которой выражена его содержание и которая свободна от всех

его реальных социо-природных свойств. Черты идеального:

1. противоположность

материальному объекту, образ которого воплощен в идеальном (огонь-образ огня);

2.несводимость к материальным процессам, которыми сопровождается чувственная и

мыслительная деятельность (физико-химическая);

3.невоспринимаемость органами чувств

(отсутствие запаха, вкуса);

4,субъективноеть со стороны формы (зависит от

психофизиологических и духовных качеств человека) и объективность со стороны

содержания (зависит от отражаемого материального объекта);

5.нетождественностьпсихическому. К идеальному можно отнести все то, чего нет в окружающем нас мире, но что конструируется человеком в связи с теми или иными объективными обстоятельствами: правовые нормы, правила повседневной жизни. Идеальное - это которое представлено всегда лишь в сознательном состоянии каждого отдельного человека. Это специфическое отображение, свойственное только человеку. Можно сказать, что идеальное есть субъективная реальность, существующая в восприятии представлении или мышлении человека. Эта модели или образы таковы, что челове может включать их в свою деятельность. Он может их изменять, модифицировать. Он может сохдатьна их. основе материальные объекты.

15. Мышление и язык. Знаковая и сигнальная функция языка.

Абстрактное мышление может существовать только в языковой форме.

Язык - "непосредственная действительность жизни" (Маркс). Язык представляет собойсложную языковую систему, имеющую словарный запас и грамматический строй. Основной единицей языка является слово. Слово - это материальное явление, имеющее три формы: звуковую, как основную, произносимую (речедвигательную) и видимую. Слово связано со значением, основным компонентом которого выступает понятие. Духовная культура общества прежде всего мышление, представляет собой содержание, в то время как язык выступает в качестве формы, в которой это содержание

непосредственно существует. Язык - материальное средство возникновения и

существования мышления, духовной культуры вообще.В отличие от духовной культуры, которая развивается по своим собственным законам, зависящим от экономических, классовых, социальных устоев общества, язык остаётся более стабильным и не имеет классового характера. Язык является средством формирования, сохранения и передачи мысли. Понятие, отделяясь от наглядных представлений, теряет опору наглядности, образности и поэтому должно получить некоторую иную умственно фиксируемую опору. Такой

опорой, по оценке И.П. Павлова, становятся материальные явления, выступающие в

качестве абстрактных раздражителей, не имеющих конкретного сходства с вещами, т.е. знаки. Одной из важнейших функций языка является знаковая функция (функция обозначения).Мышление понятиями возникает на основе совместной трудовой деятельности людей как необходимое средство общения между ними. Поэтому оно должно было приобрести такую материальную форму, которая служила бы

средством обмена мыслями между людьми. Сигнальная (коммуникативная) функция является второй важнейшей функцией языка. Различают естественные (стихийные, возникающие в ходе формирования и развития человеческого общества) и искусственные, специально создаваемые для целей познания,

управления техникой ит.д. языки. Искусственные языки возникают и развиваются на основе естественных языков. В настоящее время на Земле насчитывается свыше 2500 языков. Язык - это средство бесконечного развития человеческой мысли, человеческой сущности вообще.

16. Категории причины и следствия. Детерминизм и индетерминизм.

Причина - то, что порождает другое, - следствие. Причина характеризуется двумя признаками: временньм - причина всегда относительно предшествует следствию, содержательным - причина порождает следствие.

Механические воздействия являются причиной изменения механического состояния тел. Наследственная изменчивость и естественный отбор - основные причины биологической революции. Изменение в содержании и характере труда - причина изменения в производственных отношениях и идеологии сообщества.

Возникновение любых объектов и систем и изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях материи. Эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения - следствиями. Существуют объективные и субъективные причины. Субъективные причины общественных событий связаны с человеческим сознанием - целями, стремлениями, намерениями, взглядами группы, классов, общества тодей.Объективные факторы - независящие от сознания как отдельных, так и групп людей, так и общества в целом. В конечном итоге субъективные причины отражают объективные условия, причины, законы природы и общества. То, что было причиной в одном случае, может быть следствием в другом. Категория причины в концентрированном виде выражает природу развития: возникновение высшего из низшего есть порождение высшего низшим. Философский детерминизм - это мировоззренческий и методологический принцип, согласно которому из того факта, что всё в мире взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность познания, объяснения и предсказывания событий, имеющих как однозначно определённую, так и вероятностную природу.

Классической формой детерминизма в его механическом истолковании является детерминизм, созданный и развитый фр. учёным Лапласом и предполагавший однозначную причинную обусловленность одного события другим и потому приводящий к возможности абсолютно строгого предсказания. Т.е. если бы существовал ум, осведомлённый о всех силах природы в точках приложения этих сил, то не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором.

В противоположность механицизму диалектика определяет детерминизм как учение об

относительной, а не абсолютной необходимости. Подтверждением принципы

диалектического детерминизма служит реальный процесс развития общества, в котором

развитие всегда осуществляется на основе экономической необходимости, в конечном счёте прокладывающей себе путь через массу случайностей.

17.Сущность и явление: Диалектика и взаимосвязи.

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ - филос. категории, отражающие всеобщие формы объективного мира, его познания и практич. деятельности людей. Сущность -- то внутр. содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление -- то или иное обнаружение (выражение) предмета, внеш., непосредственно-данные формы его существования. В мышлении категории С. и я. выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутр. содержанию и единству -- к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.

В антич. философии сущность мыслилась как «начало» понимания вещей и вместе с тем как источник их реального генезиса, а явление -- как видимый, иллюзорный образ вещей или как-то, что существует лишь «по мнению». Согласно Демокриту, сущность вещи неотделима от самой вещи и производна от тех атомов, из к-рых она составлена. По Платону, сущность («идея») несводима к телесно-чувств. бытию, т. е. совокупности конкретных явлений; она имеет сверхчувств, нематери-альный характер, вечна и бесконечна. У Аристотеля, в отличие от Платона, сущность («форма вещей») не существует отдельно, помимо единичных вещей; с другой стороны, сущность, по Аристотелю, не выводится из той «материн», из к-рой строится вещь. В ср.-век. философии сущность резко противопоставляется явлению: носителем сущности выступает здесь бог, а земное существование рассматривается как неистинное, иллюзорное. В философии нового времени противопоставление С. и я. приобретает гносеологии. характер и находит своё выражение в концепции первичных и вторичных качеств.

Кант, признавая объективность сущности («вещи в себе»), считал, что сущность принципиально не может быть познана человеком в её самобытном существовании. Явление, согласно Канту, есть не выражение объективной сущности, а лишь вызванное последней субъективное представление. Преодолевая метафизич. противопоставление С. и я., Гегель утверждал, что сущность является, а явление есть явление сущности. Вместе с тем в диалектич. идеализме Гегеля явление истолковыва-лось как чувственно-конкретное выражение «абс. идеи», что влекло за собой неразрешимые противоречия.

В зап. философии 20 в. категории С. и я. получают идеалистич. истолкование: неопозитивизм отвергает объективность сущности, признавая реальными только явления, «чувств, данные»; феноменология рассматривает явление как самообнаруживающееся бытие, а сущность -- как чисто идеальное образование; в экзистенциализме категория сущности вытесняется понятием существова-ния, явление же трактуется в субъективистском духе; в постпозитивизме категория сущности релятивистски интерпретируется как теоретич. конструкт, удобный для систематизации фактов.

Диалектическое содержание взаимоотношений С. и я. было раскрыто марксистской философией. С. и я.-- универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Категории С. и я. всегда неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявления сущности, последняя раскрывается в явлении. Однако единство С. и я. не означает их совпадения, тождества: «...если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 25, ч. 2, с. 384).

Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутр. содержания, существ, связей объекта, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях. Но будучи устойчивой но отношению к явлению, сущность также изменяется: «...не только явления преходящи, подвижны, текучи..., но и сущности вещей...» (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 227). Теоретич. познание сущности объекта связано с раскрытием законов его развития: «...закон и сущность понятия однородные..., выражающие углубленно познания человеком явлений, мира...» (тал же, с. 136). Характеризуя развитие человеч. познания, В. И. Ленин писал: «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, I; сущности второго порядка и т. д. без конца» (там же, с. 227).

(Ильеников О. В., Диалектика абстрактного и конкретного в «Напитало»)

ДИАЛЕКТИКА - (греч. искусство вести беседу) теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин «ДИАЛЕКТИКА» в исторической философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал Д. как искусство обнаружения истинны путем столкновения противоположных мнений; способ ведения, ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий (Ксефонт, Воспоминания о Сократе, IV, 5,12). Платон назвал диалектикой логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит понятие истинно сущего - идей, движение мысли низших понятий к высших понятий к высшим. Софисты придали термину «ДИАЛЕКТИКА» дурной оттенок, называя диалектику искусство представить ложное и сомнительное за истинное (Аристотель, Риторика, 11, 24, 1402 а 23), мегарцы диалектикой называли искусство спора (Платон, Софист, 253 ДЕ). Диалектика в философии Аристотеля - способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность, которая неизвестна. Аристотель различал 3 типа умозаключений: аподиктические (пригодные для научного доказательства), диалектические (применяемые в споре) и эристические. В диалогическом доказательстве исходят из вероятных суждений и приходит к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектических умозаключения только случайно эристическое умозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям, которые имеют только кажущуюся вероятность.

В философии факта диалектика - логика видимости, которая не приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится диалектикой.

ВЗАИМОСВЯЗЬ - категория, выражающая тот факт, что все предметы и явления находятся в бесчисленных связях между собой, в процессе изменения материального мира. Взаимосвязь существует как переходящий результат и момент этого процесса. Все предметы и явления принадлежат одному и тому же материальному миру; в нем они возникают, изменяются и исчезают, превращаясь в другие предметы и явления. Эта нигде не прерывающаяся всеобщая взаимосвязь предметов и явлений, или единство мира, заключается в их материальности. Это означает, что все возможные изменения, содержащие в любом отдельном предмете или явлении, вызываются изменениями в других предметах и явлениях и, в свою очередь, вызывают эти последние. Каждое отдельное явление, таким образом, связано с другим множеством переходов, отношений, воздействующих, имеющих взаимный характер.

Диалектический материализм не ограничивается отстаиванием исходного тезиса о том, что «все связано со всем», но нацеливает мышление на отыскание и раскрытие конкретной взаимосвязи, конкретного единства тел, явлений, событий фактов.

Взаимосвязь - одна из наиболее общих и абстрактных категорий диалектики. Все другие категории (причина, действие, необходимость, случайность, закон, противоречие и т.д.) суть конкретные виды и способы взаимосвязи. Через эти категории и раскрывается ее конкретное содержание. Это имел в виду Энгельс, определял диалектику «как науку о связях» или, то же самое, - о «законах всякого движения», ибо реально взаимосвязь осуществляется только через движение в его многообразных формах. Без движения взаимного изменения тел, явлений невозможно.

18. Необходимость и случайность. Вероятность. Проблемы свободы.

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ, соотносительные филос. категории, отражающие различные типы связей в объективном мире и его познании. Необходимость (Н.) -- отражение преим. внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, осн. нап-равлений её развития; движение познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; способ превращения возможности в действительность, при к-ром в определ. объекте имеется только одна возможность, превращающаяся в действительность.

Случайность (С.) -- отражение внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; начальный пункт познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий; способ превращения возможности в действительность, при к-ром в данном объекте, при данных условиях имеется неск. различных возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется только одна из них; форма проявления Н. и дополнение к ней.

Н. вызывается регулярными и постоянными причинами процесса, выражает устойчивое, не изменяющееся в структуре объективного мира, характеризуется строгой однозначностью (часто неизбежностью). С. появляется в результате действия отдалённых, нерегулярных, непостоянных причин, характеризуется неоднозначностью, неопределённостью своего протекания. Один и тот же комплекс причин может обусловливать необходимые процессы на одном структурном уровне материи, в одной системе связей и одновременно вызывать случайности на др. уровне или в др. системе связей. В зависимости от степени детерминированности, причин возникновения, форм проявления, структуры и характера действия, а также роли для практики и развития науки Н. может быть подразделена на такие осн. виды: Н., выражающая объективно существующие стороны и связи природы и общества; П., выражающая объективно существующие стороны и связи идеальных явлений; внутр. Н., вызванная к жизни природой самих явлений и процессов объективного мира; внеш. Н., порождаемая привходящими обстоятельствами; Н. более общего, фундаментального порядка, действие к-рой распространяется на сравнительно широкий круг явлений действительности; Н. менее общего порядка, действие к-рой охватывает сравнительно узкий круг явлений; сложная Н., определяющая поведение совокупности объектов, к-рая выражается статистич. закономерностями; простая Н., определяющая поведение индивидуальных макрообъектов, к-рая выражается динамич. закономерностями; Н., управляющая явлениями действительности, к-рая может одновременно выражаться как статистич., так и динамич. закономерностями.

С. также подразделяется на ряд видов: внутр. С., органически связанная с данной Н.; внеш. С., выступающая как нечто постороннее по отношению к данной Н. и вызываемая преим. побочными факторами; объективная С., к-рая вызывается влиянием различных объективных условий; субъективная С., порождаемая субъективизмом, волюнтаризмом, нарушением объективно действующих законов.

Ф. Энгельс подверг критике метафизич. материалистов, а также показал несостоятельность механич. детерминизма, вообще отрицавшего С.

В объективной действительности Н. и с. не существуют в чистом виде: «...случайность -- это только один полюс взаимозависимости, другой полюс которой называется необходимостью».

В ходе развития науч. познания представления о соотношении и природе Н. и с. претерпели существенные изменения. Модель мира, созданная в классич. механике, отвергая объективные основы С., ориентировала познание лишь на раскрытие Н.-- строго однозначных связей и отношений в природе. Развитие термодинамики и утверждение статистич. идей и методов привело к концептуальной перестройке в науках о природе, к-рая основывалась на признании С. как самостоят, начала, элемента строения и фактора эволюции материального мира. Исследование эволюц. процессов (прежде всего дарвиновская модель развития) показало роль С. (как отражения реального разнообразия) в развитии живой природы. Для понимания природы С. важное значение имело создание квантовой механики, к-рая раскрыла вероятностный (случайностный) характер поведения микрообъектов, а также глубокую диалектич. взаимосвязь Н. и с. в квантовых процессах. Изучение физич. основ процессов самоорганизации привело к разработке бифуркационных моделей развития, к-рые рассматривают С. как нелинейную характеристику материальных взаимодействий, порождающую в точках ветвления (бифуркации) процесса новую линию эволюции. Целостный анализ реальных процессов или систем предполагает раскрытие диалектики Н. и с., внутренне присущей строению и эволюции материального мира.

19.СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА -

филос. категории, во взаимосвязи к-рых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутр. процессов, связей, противоречий и тенденции, а форма есть способ существования и выражения содержания.

В истории философии понятие «форма» выступало в единстве с понятием «материя», означающим сохраняющийся субстрат всех изменений. В новое время Ф. Бэкон, исходя из многокачественности «материи», утверждал примат последней над формой. Кант выдвинул тезис, согласно к-рому форма есть принцип упорядочивания, синтезирования «материи», понимаемой как чувственно данное многообразие. Переосмыслив традиц. проблему соотношения «материи» и формы, Кант выдвинул на первый план новый аспект -- вопрос о С. и ф. мышления. Для более адекватного выражения сущности отношения между «материей» и формой Гегель ввёл категорию «содержание», к-ран включает форму и «материю» как снятые моменты: содержание объемлет собой как форму, так и «материю». По Гегелю, отношение между С. и ф. есть взаимоотношение диалектнч. противоположностей, т. е. их взаимопревращение.

К. Маркс и Ф. Энгельс развили введенное Гегелем различение содержания и материального субстрата вещи («материи»): содержанием является не сам по себе субстрат, а его внутр. состояние, совокупность процессов, к-рые характеризуют взаимодействие образующих субстрат элементов между собой и со средой и обусловливают их существование, развитие и смену; в этом смысле само содержание выступает как процесс. Диалектико-материалистич. понимание формы предполагает рассмотрение её как развивающейся: необходимо, по мысли Маркса, «...генетически вывести различные формы...» и понять «...действительный процесс формообразования в его различных фазах», с учётом объективной субординации С. и ф.

Углубляя марксистский анализ особенностей развития как борьбы С. и ф., составными моментами к-рой являются взаимопереход С. и ф. и «наполнение» старой формы новым содержанием, 13. И. Ленин сформулировал важное положение о том, что «...всякий кризис, даже всякий перелом в развитии, неизбежно ведет к несоответствию старой формы с новым содержанием». Разрешение противоречий между С. и ф. может протекать по-разному -- от полного отбрасывания старой формы, переставшей соответствовать новому содержанию, до использования старых форм, несмотря на существенно изменившееся содержание. Но в последнем случае и форма не остаётся прежней, новое содержание «... может и должно проявить себя в любой форме, и новой и старой, может и должно переродить, победить, подчинить себе все формы, не только новые, не и старые...».

Применительно к мышлению проблема взаимоотношения С. и ф. рассматривается в диалектич. материализме на основе принципа, согласно к-рому мышление отражает объективный мир как содержанием, так и формой. Содержание мышления -- это результат отражения в совокупной духовной культуре человечества природных и социальных явлений. В содержание мышления входят все многообразные определения действительности, воспроизводимые сознанием, в т. ч. её всеобщие связи и отношения; эти последние при определ. условиях приобретают специфически логич. функции, выступают в качестве форм мышления. Категориальная структура мышления развивается по мере развития познания, и чем полнее, глубже и всестороннее содержание мышления, тем в более развитых и конкретных формах оно выражается. (Мамардашвили М. К., Формы и содержание мышления, М., 1968; Кураев В. И., Диалектика содержательного и формального в науч. Познании)

20.ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Процесс развития осуществляется путем перехода возможности в действительность.

ВОЗМОЖНОСТЬ - объективно существующая тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - категории материалистической диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении. Возможность - объективно существующая тенденция развития предмета; она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность. Действительность -- объективно сущее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений. В. и Д. - категории, отражающие свойства самого материального мира и фиксирующие основные моменты движения и развития материи. В. и Д. - соотносительные категории, выражающие диалектический характер, всякого процесса развития каждого предмета в неорганической и органической природе, в человеческом обществе и мышлении та или иная возможность превращается в действительность. Каждая из возможностей превратится в действительность - это зависит от обстоятельств, от условий, в которых протекает развитие.

В. является более бедным и абстрактным понятием, а Д. - более богатым и конкретным.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - объективная реальность как конкретно развитая совокупность природных и общественно-исторических явлений; все существующее с необходимостью как результат закономерного развития природы, общества и духовной культуры в ее объективном значении. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ обычно противополагается фантазиям, иллюзиям, несущественным и неосуществимым планам, намерениям, нереализованным возможностям и видимости, скрывающую подлинную картину и содержания явлений, событий, взглядов и теорий. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ раскрывается как система реально существующих фактов, понятая в их конкретно историческом взаимодействии, в процессе ее саморазвития, в ее конкретной сущности, т.к. она складывается на самом деле независимо от воли и сознания людей. Каждое отдельное явление в общем контексте ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ может иметь совершенно иное знание и содержание, нежели будучи искусственно или естественно изолировано от нее.

21 Проблема познаваемости мира в истории философии: реализм, скептицизм, агностицизм. Вопрос, над которым веками билась неуемная мысль человека, - как возможно познание, познаваем ли мир в принципе. В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек конечен, и в границах его конечного опыта невозможно познание того, что бесконечно. В попытке ответить на него четко обозначились три основные линии: реализм, скептицизм и агностицизм. В обычном понимании рационализм - это «трезвость ума», «рассудительность», т.е. способность человека в своей обыденной жизни и познавательной практике рассуждать трезво, выходя по возможности из-под власти чувств, эмоций, размышлять, взвешивая все «за» и «против», стремиться к обоснованию своих утверждений и поступков. В философии под рационализмом понимают также особое направление в теории познания, противоположное эмпиризму. При этом чувственное (эмпирическое) познание (ощущение, восприятие, представление) или отрицается, или же рассматривается как несовершенное, не дающее истинного знания лишь разум, интеллект, по мнению, способен дать достоверное знание, которое носит всеобщий, необходимый, а вероятный (случайный) характер. Для обоснования своей точки зрения рационалисты выдвигали учение о так называемых врожденных идеях (Декарт, Лейбниц), или учение об априорных (апостеори и априори), существующих в мышлении человека до всякого опыта в формах знания (Кант). Диалектический материализм отвергает односторонность рационализма. Познание - это неразрывное единство рационального (разумного) и чувственного моментов. В решении вопроса о познаваемости мира существуют позиции-антиподы: точке зрения познавательного оптимизма противостоят более пессимистические системы взглядов - скептицизм и агностицизм. Агностицизм - учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей не может иметь достоверное значение о них. В истории философии классическими выразителями идей А. были Юм и Кант. Юм считал, что человек имеет дело только с собственными ощущениями, фактами субъективного опыта, поэтому он не может ничего знать о внешнем мире: ни о том, существует ли он на самом деле, ни о том, каков он. Кант хотя и признавал объективное существование вещей самих по себе, насущность их считал непознаваемой, полагая, что вещи сами по себе не даны ни в каком опыте. По его мнению, человек при помощи рассудка и разума в состоянии познать лишь явления (феномены). При этом то, как вещи являются нам, как мы видим их, определяется, по Канту, не свойствами самих вещей, а особенностями форма познания. Скептицизм - в философском смысле теория, высказывающая сомнение в возможности достижения истины. Скептицизм возник еще в античной философии, где он был представлен Пироном, Тимоном, Энесилемом и др. и систематизирован Секстом Эмпириком. Скептицизм опирается на различные теоретические предпосылки. Ими могут быть либо сомнение в надежности чувственного познания, либо преувеличение факта относительности человеческих знаний вообще.

22 Общественно-историческая природа познания. Роль практики впроцессе познания. Познание - это отражение и воспроизведениедействительности в мышлении субъекта, результатом которого являетсяновое знание о мире. Практика - материальная деятельность человека.Различают материальную и духовную практику. Материальная практикасуществует как самостоятельный род деятельности человека или в качествекомпонента или условия какой-либо духовной деятельности. Практика какматериальный труд есть высшая и универсальная форма материальнойактивности. Практика, труд - это сущность человека в действии, выражениевсеобщей, универсальной природы человека как микрокосмоса, высшейступени развития материи. Живое только приспосабливается к среде,становится в отношение к конечной среде. Человек обладает уникальнойспособностью преобразовывать вещи, а эта способность может принадлежатьтолько существу, являющегося итогом бесконечного развития материи,несущему в себе бесконечность, поставленному в отношения бесконечностисамим процессом своего возникновения их этой бесконечности,бесконечного мира, преобразуя мир, человек преобразует себя, проходитпуть от примитивного существа первобытнообщинного строя, «частичного иразделенного» человечка к целостному и всестороннему человеку со«свободной индивидуальностью» (Маркс « Роль труда в процессе познания»)Практика есть специфически человеческий способ отношения к миру, сутькоторого заключается в том, что в отличие от представителей животногомира, человек не просто приспосабливается к окружающей среде, а активнопреобразует ее. Этот способ включения человека в окружающий егоприродный и социальный мир путем активного преобразования объективносуществующих предметов и явлений внешнего мира и определяется какпрактика. Именно практика выявляет место человека в структуре бытия, еговзаимосвязи с живой и неживой природой, с социальной действительностью,его включенность в систему материальной и духовной культуры, благодаряпрактике раскрывается сущность человека. Структура практическойдеятельности представляет собой единство объект-субъектных и субъект-субъектных связей, где человек может выступать и как субъект и как объектпрактических действий. Таким образом, взятая в качествеобщеисторического процесса, практика предстает как единство предметно-материальных изменений природы и социальных отношений, в процессекоторого происходит развитие самого человека как субъекта практики.(Арефьева « Общество, познание, практика») Цели познавательнойдеятельности, проблемы определяются общественно-исторической

практикой. В конечном счете, практика является целью процесса познания.

23.Многообразие форм познания: научное, художественное, чувственно-практическое,философское, религиозное.

Познание - высшая форма отражения объективной реальности. Познание не существует отдельно от познавательной деятельности отдельных индивидов, однако последние могут познавать лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективизированной системой знаний, передаваемых от одного поколения к другому. Познание - обусловленный прежде всего общественно - исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Различают следующие формы познания:

1). Научное познание. Наука - это сфера человеческой деятельности, философией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о мире. От других форм концептуального знания науку отличает специализированный профессиональный характер. Логические особенности науки рассматриваются в современной философии как критерии научности. Критерий научности:

Стремление к обоснованности, обязательное обоснование любого выдвигаемого
положения.

Стремление к объективности.

Стремление открывать за явлениями сущность как можно более глубокую.

Ориентация на всеобщность выводов - универсализм. Внешне эта особенность науки
выражается в формулировке законов.

Стремление к систематичности.

2). Художественное познание отражает реальность, выявляет закономерности и сущность происходящих событий, общие принципы и варианты поведения людей, тенденции развития. Логические особенности художественного познания: наглядность, представление типичного через единичное (целостное, а не расчлененное отображение мира и особенно человека в мире), использование эмоционально-выразительных средств. 3). Чувственно- практическое познание тесно примыкает к научному познанию. Различие между ними состоит в целевой установке. Если главной фигурой научного познания является ученый , то для практического познания - инженер. Цель ученого -открытие закономерности, общего принципа. Цель инженера - создание уже новой вещи на основе полностью известных, фиксированных принципов. Преобразуя мир, практика преобразует человека, она связана с социальностью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты