Рефераты

Философия как наука

основная мысль - красота выше истины и добра

Согласно И.В.Гёте, между истиной и красотой нет резкой границы.

Просвещение: искусство не как средство познания мира, но как форма человеческого самоутверждения

Русская культура XIXв.: =взгляды Гёте

Эстетическое чувство - просветленное чувство наслаждения красотой мира. Эст. чувства предполагают осознанную или неосознанную способность руководствоваться понятиями прекрасного при восприятии явлений окружающей действительности, произведений искусства.

По степене обобщённости эст. чувства делятся:

- конкретные (к тому или иному худ. произведению);

- абстрактные (чувство трагического, возвышенного)

Категории: прекрасное - безобразное, комическое - трагическое, возвышенное - низменное.

Чувство юмора - способность человека добродушно подшучивать над тем, что ему дорого.

Искусство - это профессиональная сфера деятельности, в которой эстетическое сознания из сопутствующего элемента превращается в основную цель.

47.Роль социальной среды и самодеятельности в формировании личности

Личность - человеческий индивид в аспекте его соц.качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности. Личность есть индивидуальный сгусток (узел, связь, структура, тождество или какая-нибудь единичная закономерность) природных, общественных или исторических отношений.

В настоящее время существуют 2 концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика чел и личность как его сущностная характеристика.

Первая концепция опирается на понятие соц. роли человека. Эта концепция однако не позволяет раскрыть внутренний мир чел, фиксируя только его внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел.

Сущностная концепция является более глубокой. Личность - индивидуальное выражение общ отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных соц. норм. Личностные кач-ва человека в таком случае есть производное от его соц. образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек.

Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот процесс требует от чел продуктивной активности, выраженной в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности.

Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц. факторов и ее психосоциального ядра - “Я”. Это Я определяет характер психики чел, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же является основой формир. соц. чувств человека: собственного достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я - он то и служит основой внутр. самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.

Главным результирующим свойством личности является мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Одновременно с формированием личности складывается и характер личности - психолог стержень человека. “Только в характере индивид приобретает свою постоянную определенность” - Гегель.

Слово характер как правило означает меру личностной силы, т.е. силу воли. Люди с сильной волей обладают сильным характером. Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя требованиям объективных, разумно обоснованных и социальнозначимых идеалов. Если же характер чел разменивается на пустые и мелкие цели, то он переходит в упрямство. Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно вообще общественное самоутверждение человеческого индивида как личности. Особым компонентом личности является ее нравственность Соц. обстоятельства нередко приводят к тому, что чел, поставленный перед выбором, всегда следует самому себе, этическому императиву своей личности. И только высоконравств. личности испытывают глубокое чувство трагизма от сознания своей “не-личности”, т.е неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл “Я”. Т.о., личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности. В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Уникальность каждого человека проявляется уже на биологическом уровне. Каждый чел биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связан не столько с внешним видом человека, сколько с его внутренним дух миром. В каждой личности есть нечто уникальное, что связано во-первых с наследственными особенностями, а во-вторых с условиями Среды в кот она выращивается. Наследственные особенности, условия Среды и деятельность личности создают неповторимый личностный опыт - все это вместе и формирует соц. психологическую уникальность личности. Но индивидуальность е есть просто сумма этих аспектов, она есть их органическое единство, неразложимое на составляющие. “Индивидуальность - это неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я индивидуальное существо”. У каждого конкретного чел всегда есть что-нибудь свое, хотя бы неповторимая тупость, не позволяющая ему оценить ситуацию и себя в ней.

Индивидуальность не есть абсолют. Она изменняется и одновременно остается неизменной на протяжении жизни человека.

48. Личность как объект и субъект общественной жизни

Личность - общие качества человека; индивид, обладающий исторически определёнными социальными качествами и реализующий их в своём поведении и деятельности. Личность всегда активный субъект социальной, материальной и духовной деятельности.

Личность во многом определяет характер общественной жизни, судьбу общества. Она не только старается органически влиться в него, выполнять все возложенные на неё соц.функции, но и намечает пути прогресса человечества, материального и духовного, своим примером показывая их другим людям.

Личность есть человек, он существует вне общества. Само общество во многом определяет судьбу личности. Оно относится к личности, как ко всем остальным людям, не акцентируя на этом внимания. Другое дело, что личности, имеющие большие обязанности (в основном нравственные), труднее их выполнять, но их осуществление подтверждает человека как личность, способствует его многостороннему развитию.

Как объект общественной жизни, личность должна существовать и как неличность. Но примирение с твоим существованием попытки своего нравственного, духовного (и в меньшей степени физического) совершенствования могут позволить личности стать субъектом общества. Это становление уже позволяет говорить о том, что данный человек стал личностью. Личность - индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных соц. норм.

Личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением человек, достигший понимания своих соц. функций, своего места в мире, осмысливающий себя как субъекта исторического творчества, как звено цепи поколений, в том числе родственных. Личность есть индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных соц. норм, в том числе и юридических. Личностные качества чела есть производные от двух моментов: от его самосознающего разума и от его социального образа жизни.

49. Личность в ходе истории. Роль личности в истории. Массы и личность.

Всемирно-исторические личности, герои - выдающиеся люди, личные интересы которых содержат в себе субстанциональный элемент, составляющий солю Мирового духа или Разум истории (Гегель, Сочинения, том VII).

Исторические личности - личности, вознесённые силой обстоятельств, личными качествами на пьедестал истории. Факт выдвижения на историческую роль именно этого человека - случайность. Необходимость же выдвижения определяется исторически сложившейся потребностью общества в личность именно такого рода. Часто в силу исторических условий выдвигаются просто способные люди или даже посредственные.

Как бы гениальна не была историческая личность, она в своих поступках детерминирована сложившейся совокупностью общественных событий. Если же личность начинает творить произвол и возводить свои капризы в закон, то она становится тормозом и в конечном счёте свергается.

Исторические личности благодаря тем или иным качествам своего ума, характера, опыта могут изменять лишь форму общественных событий и некоторые частичные их последствия. Они не могут изменять их общее направление, повернуть историю вспять. В развитие ист. процесса огромный вклад вносят гениальные и талантливые личности, творящие духовные ценности в сфере науки, техники, философии, лит-ры, иск-ва, религиозной мысли.

Гений - это человек, который охвачен великим замыслом, обладает мощным умом, ярким воображением, огромной волей, колоссальным упорством в достижении своих целей. Он обогащает общество новыми открытиями.

Харизматическая личность - духовно одарённая личность, которая воспринимается и оценивается окружающими как необычная, порой даже сверхъестественная по силе постижения и воздействия на людей, недоступная обычному человеку.

По Веберу (Вебер М. Харизматическое господство), харизматическая власть вождя основана на безграничном и безоговорочном, притом радостном подчинении и поддерживается прежде всего верой в избранность, харизматичность властителя.

50. Культура как мир человека. Как способ самоопределения личности.

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению. К. совокупность форм и способов человеческой деятельности, закрепленных в создаваемых людьми материальных и духовных ценностях и передаваемых от одного поколения к другому. Культура есть философское понятие, характеризующее развитие творческих сил и способностей человека. Культура - это сотворенный человеком мир.

Овладение культурой означает для человека возвышение его индивидуальной деятельности до всеобщих норм общества. Достигнутый обществом уровень культуры выступает как образец деятельности и поведения. Поэтому культура производит и самого человека. Он не только субъект, но и объект культуры. Личность проявляет свою индивидуальность в освоении и развитии культуры. Так как человек осваивает культуру в деятельности, он творит ее.

Культура есть показатель господства общества над природой, а следовательно, и показатель господства личности над природой. Так как культура обуздывает животную природу человека, заставляя его следовать нормам искусственной среды, то культура есть показатель господства человека над своей собственной природой. Эту сторону культуры отмечает 3. Фрейд. Он называет культуру механизмом социального подавления и преобразования бессознательных влечений.

Рассматривая материальную и духовную культуру необходимо указать, что они не только не противостоят друг другу, а находятся в противоречивом единстве: в материальной культуре всегда присутствует элемент духовности; продукты же духовной культуры всегда облечены в материальные формы.

Особое место в культуре человека занимает его духовная культура. Она выступает важнейшей системой воспитания и образования, то есть формирования человека. Духовная культура не может существовать без ее опредмечивания. Поэтому духовность проявляется только как интеллигентность -- деятельностно-практическое проявление духовности. Культура -- это мера человеческого в человеке, характеристика его как общественного существа.Кабанов «учебное пособие».

51.Социальные функции культуры.

Многообразными способами включается культура в движение истории. Они выражают личностную сторону деятельности человека в обществе, выполняют важную функцию трансляции опыта, знаний, результатов человеческой деятельности. Новые идеи, и те из них, которые находятся как бы в стадии разработки, и те которые уже являются результатом человеческой деятельности, и сама эта деятельность - все это дает результат, который включаются затем в исторический процесс, внося в него новые элементы.

Любое изобретение человека может превратится в фактор исторического развития и начать оказывать на него воздействие. Примером тому может быть изобретение ядерного оружия, которое с момента своего изобретения начало влиять на ход научно-технического прогресса. Для устранения этой страшной угрозы были созданы различные комитеты во многих странах мира. Так, создание научно-технической мысли вошло в социальную жизнь, оказывая влияние на протекающие в обществе социальные, экономические и политические процессы. Но не все, что было рождено человеческой мыслью вошло в общественную жизнь, в культуру, стало моментом исторического процесса. Многие изобретения не были реализованы по различным причинам, к примеру, изобретение Ползуновым в 18 веке паровой машины (Россия просто не была к этому готова); работы в области генетики советских ученых и т.д. В ходе общественного исторического процесса из тех "предложений", которые идут со стороны культуры, данным обществом осуществляется как бы "социальный отбор" этих предложений и то каким он будет, зависит от текущего состояния развития общества.

К-ра. - в сущности своей родовой овеществленный опыт духовного освоения той ил иной стороны жизнедеятельности человека. Ис-во. - родовой опыт освоения дух. жизни чел-ка. Мир ис-ва - мир дух. жизни чел-ка. культура является ценностью, так как ей живет душа человека(а не тело). Жизнь чел-ка является ценностью только с того момента, когда был накоплен дост. опыт, чтобы понять, ято это явление неповторимо. Чел-к в родовом значении считает, что жизнь ценна сама по себе. Производственная, экономическая, к-ра семьи т .д. - есть родовой опыт выраженный в определенных принципах жизнедеятельности человека. Эти принципы могут быть материализованы. Основная функция к-ры - сделать человека человеком. Причем к-ра единственное средство с помощью которого человек делает себя человеком. Человек существо культурное, все его свойства : способность мыслить и чувствовать, формируются благодаря культуре. В.И.Ленин на 3 съезде комсомола: «коммунистом можно стать лишь тогда, когда ты освоишь все то богатство, что было накоплено человечеством».

52. Культура и развитие познавательных способностей человека.

Культура - это своеобразный «генотип» общественного организма, определяющий его строение и развитие. Она представлена в продуктах материального и духовного труда, в социальных нормах и духовных ценностях, в отношених человека к природе и между людьми. Человеческий мир огромен и разнообразен, все сферы человеческой деятельности переплетены и влияют друг на друга. Например политическая культура будет включать в себя наилучшие способы политического выбора и действия, ценности и идеалы политического переустройства общества, оптимальные формы социальных взаимоотношений людей. В нравственной культуре фиксируется достигнутый обществом уровень представления о добре и зле, чести, справедливости, долге и т.д. Эстетическая культура общества включает в себя эстетические ценности(прекрасное, возвышенное, трагическое и т.д.)способы их создания и потребления. Культура не существует вне своего живого носителя - человека. Индивид усваивает её через язык, воспитание, живое общение. Биологически человеку даётся только организм, обладающий лишь опредплёнными задатками, потенциальными возможностями. Овладевая существующими в обществ е нормами, обычаями и способами деятельности, индивид осваивает к изменяет культуру.Степень его приобщения к культуре определяет меру его общественного развития, меру человеческого в человеке. Культура тесно связана с познанием человека, с его научной, художественно - эстетическими формами. Культура позволяет развивать эти формы познания, если человек сам стремится к ней приобщиться. Осваивая методы воздействия над природой, осваивая природу и социум, приобщаясь к произведениям искусства, человек лучше познаёт себя, общество, природу. Это в свою очередь влияет на его деятельность, жизнь, участие в общественном производстве. Развитие познаватеьных способностей человека ведёт к более продуктивному и качественному материальному производству, к развитию культуры.

53 Единство мнообразия и взаимодействия культур.

Источник развития культур находится в их различных исторических условиях относителиной обособленности различныз регионов. Впроцессе развития общества взаимодействие культур усиливалось. Каждая культура как новая целастность неповторима и универсальна. Различие культур - один из источников многообразия исторического процесса. Межкультурное взаимодействие обладает накоторой самостоятельностью, но является частицей общественно - историчкского процесса и зависит от общественных отношений. Современная интернационализация общественной жизни, увеличивается в следствие НТП, приводит к усилению степени межкультурного взаимодействия. Многообразие культур - объективная реальность; к ней можно подходить двояко: руководствоваться либо идеей единства мировой культуры, либо утверждением несовместимости культур. В настоящее время существуют оба мнения, привлекая к себе много единомышленников.

54 Понятие цивилизации.

Слово «цивилизация» впервые появилось во Франции в середине 19 века. Оно произошло от латинского civilis - гражданский, государсвенный и поначалу носило юридический смысл, относящийся к судебной практике, но затем его значение расширились. Цивилизация - это общество, находящееся на своём уровне развития и характеризующееся уровнем развития, способом производства(для формации). Кризис прогрессивных иллюзий просвятителей, полученный в эпоху «путешествий» и обнаруживший огромное разнообоазие нравов и культур вне Европы, привели к тому, в начале 19 века возникла «этнографическая концепция цивилизаций», в основу которой было положено представление о том, что у каждого народа -совя цивилизация (Т.Жуффруа). Появление в 1869г. работы Данилевского «Россия и Европа», посвященной проблемам зарождения и развития Российской цивилизации, было явным диссонансом в ряду аналогичных исследований. Данилевский отрицал существование «человечества» как целого, как «единой цивилизации», признавая реальным субъектом исторического процесса лишь отдельные «культурно истрические типы», народы с их самобытными цивилизациями, не подлежащими передаче и заимствованию. Всеобщие формы организации:

1 .политическая,2.эстетическая,3 .религиозная,4.правовая,5 .нравственная. Цивилизация как синоним материальной культуры, как достаточно высокая степень овладевания силами природы, безусловно несёт в себе мощный заряд технического прогресса и способствует достижению изобилия материальных благ. Цивилизация -- это преобразованный человеком мир материальных объектов, а культура - это внутреннеедостояние самого человека, оценка его духовного развития,степени свободы от окружающего социального мира. Впервые разграничил эти два понятии И. Кант, а в начале 20 века другой немецкий философ О.Шпенглер окончательно их противопоставил в своём знаменитом труде «Закат Европы». Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит её окончательный упадок. Шпенглер сформулировал теорию культурно - исторического круговорота, которая постулировала цикличность развития моножества разрозненных, но равноценных по уровню достигнутой зрелости культурных миров.

55.Понятие ценности. Ценности познавательные, этические и эстетические.

Философское учение о ценностях называется аксиологией. Ценности создаются в процессе духовного производства. Ценность - продукт материальной и духовной реальности, обладающий положительным или отрицательным значением для человека и человечества. Ценность - это общепринятые представления относительно целей к которым можно стремиться. Общечеловеческие ценности это то, что объединяет людей.

В систему ценностей человек могут входить различные ценности:

* Смысложизненные (добро и зло);

* Универсальные (семья, образование);

* Межличностные отношения (честность, бескорыстие);

* Общественно - признанные (трудолюбие, социальное положение);

* Демократические (свобода слова, совести).

Ценностное отношение человека к миру и себе приводит к ценностным ориентациям личности. Устойчивые ценностные ориентации приобретают характер норм, они определяют формы поведения членов данного общества. Основное содержание ценностных ориентации - это политические, философские, нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества.

Ценность - субъективно-объективная реальность. Она становится самой собой благодаря не только своим объективным свойствам, но и нашему отношению к ней, которое интегрирует в себе и восприятие этих свойств, и особенности наших вкусов. Каждая конкретная ценность удовлетворяет духовные потребности конкретных людей.

Познавательная ценность удовлетворяет потребность познающего данный объект, нередко она приносит радость учёным, исследователям и просто любознательным. Сама ценность заключена в возможности открытия, изучения данного объекта или возможности, предоставляемые им для изучения, открытия новых объектов.

Этическая ценность -- то, что человеку желательно в его стремлениях к нравственным идеалам, которые часто связаны с правосознанием и традициями.

Эстетическая ценность - удовлетворяет стремление человека к красоте, гармонии окружающего природно-социального мира.

56. Глобальные проблемы современности.

Во второй половине 20 века человечество столкнулось с рядом глобальных проблем. Перечислим и
коротко сформулируем самые важные из глобальных проблем:

1.Проблема демографического кризиса. 2.Проблема сырьевого кризиса 3.Проблема энергетического кризиса 4. Проблема экологического кризиса 5. Экономический кризис и так до бесконечности... По мнению А. Печчеи, причины всех этих глобальных проблем лежат внутри человека. Поскольку проблема, возникшая на этой критической стадии его развития, находится внутри, а не вне человеческого существа, взятого как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, то и ее решение должно исходить, прежде всего, и главным образом изнутри его самого. Проблема в итоге сводится к человеческим качествам и путям их усовершенствования. Ибо лишь через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения всей ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее огромный потенциал для благих целей. И если мы хотим сейчас обуздать техническую революцию и направить человечество к достойному его будущему, то нам необходимо прежде всего подумать об изменении самого человека, о революции в самом человеке. Человек в процессе познания не уделил достаточного внимания тому, что находится между двумя крайностями и что на самом деле важнее всего для него самого, - его собственному миру и своему месту в нем. Это и стало ахиллесовой пятой современного человека. Самое важное в свете сегодняшних проблем значение, касается взаимосвязей человека и окружающей его среды, на которую все более активно влияют результаты человеческой деятельности. Именно здесь существуют в высшей степени опасные пробелы, связанные с недостаточным осознанием пределов и последствий деятельности человека в мире; эти пробелы необходимо немедленно восполнить, но как? Начинать надо с того, что поможет привести в соответствие человеческое восприятие и, следовательно, способ существования и образ жизни человека с реальным сегодняшним миром и способностью человека изменять мир, которую он недавно приобрел. Нужна не биологическая, а культурная эволюция, и, хотя процесс этот может оказаться длительным и сложным, осуществление его вполне в пределах наших возможностей. Перед нами непочатый край возможностей улучшения человеческих качеств. Для улучшения человеческих качеств потребуется мобилизовывать волю, способности и возможности жителей всей Земли многие десятилетия. Тем временем, однако, человечество будет продолжать размножаться. Не удастся также остановить и огромную, созданную человеком неуправляемую техническую машину, которая работает сегодня на полную мощность. Все это означает, что грядущие изменения в человеческой системе, скорее всего, окажутся гораздо значительнее тех, которые происходили ранее. Важнее всего глубоко задуматься сегодня, что будет с миллиардным населением планеты завтра - а это почти исключительно зависит от того, что мы все вместе отныне будем или не будем делать.

. Мы должны исправить такое положение вещей, и первым из множества предстоящих дел должно стать понимание реального мира и нашего положения в нем... Источник всех бед и проблем -расточительство. Современный человек не способен понять какие задачи перед ним стоят.

Я считаю, что создание Римского клуба, основной целью которого стало изучение и выявление нового положения, в котором оказался человек в век своей глобальной империи, явилось волнующим событием в духовной жизни человечества. Буквально с каждым часом растут наши знания о самых разных вещах; вместе с тем мы остаемся почти невежественными в том, что касается изменений в нас самих. Никто, кажется, сегодня еще не задумывается над необходимостью радикально изменить не только свой собственный образ жизни, но жизнь своей семьи, своего народа. И именно в том-то, в сущности, и кроется причина многих наших бед, что мы еще не смогли приспособить к этой насущной необходимости свое мышление, мироощущение и свое поведение. Постепенно утрачивая свои природные способности к приспособлению и выживанию, сочтя за благо все больше и больше доверять свою участь разуму, то есть своим техническим возможностям, человек, вместо того, чтобы меняться самому, принялся изменять окружающий мир, став в нем звездой первой величины. Ему бы никогда не одержать победы в прямой схватке с другими видами, но он предложил им бой на свой лад и стал неуязвим. Однако

мир не мог беспредельно изменяться, угождая его желаниям, и на каждой новой ступеньке восхождения человеку приходилось вновь осознавать свою возросшую силу и учиться жить с ней. В результате - вот он, человеческий парадокс: как в зыбучих песках, увязает человек в своих невиданных возможностях и достижениях - чем больше силы он применяет, тем больше в ней нуждается, и если вовремя не научится ею пользоваться, то обречен стать вечным пленником этих зыбучих песков.

И все-таки цели человечества не могут ограничиваться лишь стремлением избежать катастрофы, обеспечить возможности для выживания и потом влачить прозаическое и ущербное существование в своем полуискусственном мирке. Нужно поднять дух человека, ему необходимы идеалы, в которые он мог бы действительно верить, ради которых он мог бы жить и бороться, а если понадобится, и умереть. (56 )И идеалы эти должны произрастать из его осознания своей новой роли на планете.

Если мы хотим поднять уровень самосознания и организации человеческой системы в целом, добиться ее внутренней устойчивости и гармонического, счастливого сосуществования с природой, то целью нашей должна стать глубокая культурная эволюция и коренное улучшение качеств и способностей человеческого сообщества. Только при этом условии век человеческой империи не превратится для нас в век катастрофы, а станет длительной и стабильной эпохой по-настоящему зрелого общества. А. Печчеи «Человеческие качества» М. 1985 г

57.Сознание будущего человечества (утопии, социальное прогнозирование, футурология, глобальное моделирование).

Люди заинтересованы в осознании будущего Это продиктовано не праздным любопытством, а их жизненными потребностями, надеждами, кот. они на будущее возлагают, и опасениями относительно того, что их ожидает.

Утопия и антиутопия - греч.«место, которого не сущ-ет». вымышленное общ-во, как воплощение произвольно сконструированного и зачастую статичного социального идеала. Утопия с одной стороны отражает некоторые особенности социального строя ее порождающего, в то же время в рамках У. наличествует прямая или косвенная критика существующего общ-ва. (фил, словарь. Фролов)

Социальное прогнозирование - разновидность научного предвидения событий и проблем в обществе. Бывает поисковое и нормативное, первое основано на продолжении в будущее наблюдаемых тенденций при условном допущении, что они не изменятся. Второе сводится к определению возможных путей решения проблемы с целью достижения желательного состояния объекта на основе заранее заданных критериев. Футурология - представления о будущем человечества, область знания охватывающая перспективы социальных процессов. Термин ввел нем. Флехтхейм в 1943 г. С 60х годов понятие используется в смысле науки о будущем, призванной выявить прогностические функции всех научных дисциплин. С конца 60х буржуазная Ф. переживает кризис в ходе которого выдвинулось течение, доказьгеающее неизбежность глобальной катастрофы при существующих тенденциях общественного развития. Ведущее влияние в этом течении приобрел Римский клуб. (фил, словарь).Он возник в 1968 г как по инициативе итальянского экономиста Аурелио Печчеи, ставшего президентом клуба. В Р.к. вошли 100 видных европейских и мировых ученых и представителей делового мира. Р.к неправительственная организация , не связанная с полит, партиями классами, существующими формами идеологии. Цель Р.к. - выработка соответствующей тактики и стратегии по разрешению проблем, стоящих перед современным миром. В качестве инструмента для их изучения были выбраны математические компьютерные модели. Членами Р.к . была разработана концепция «глобального равновесия» призывавшая к остановке экономического роста.

Глобальные проблемы - п. затрагивающие интересы всех стран, наций и общественных систем. Согласно теории Р.к. они комплексны и взаимосвязаны, поэтому изучение глоб. проблем должно опираться на системные представления о мире. Системные представления о мире - концепция согласно которой каждый объект может быть представлен в кач-ве. системы и рассмотрен с позиции закономерностей системного целого воздействия его структурных частей. Мир становится единым, поэтому, чтобы посмотреть как будут развиваться проблемы нужно рассматривать их в совокупности факторов для этого используется глобальное моделирование. Цель гл. мод --построить модель мира и с ее помощью описать негативные последствия чел. деятельности; а так же выяснить возможные способы разрешения глобальных проблем и кризисных ситуаций, возникающих в результате обострения противоречий между человеком и природой. Исходные предпосылки, лежащие в основе глобального моделирования должны содержать не только научное представление о формальной теории, но и о мировоззренческих основаниях, философско-социальных концепциях, поэтому при построении глобальных моделей математика вынуждена уступать общетеоретическим дисциплинам философии и социологии. В основе глобального моделирования лежит теория социальной динамики. Социальная динамика изучает последовательность смены фаз развития общества, изменение его социальных институтов, это теория прогресса и развития. (Лейбин В.М. «Модели мира»)

58.Техника и ее роль в общественном развитии. Научно-техническая революция и ее социальные последствия.

Техника - искусственно созданные органы человека, увелич. его возможности, но не способности. Техника создается не для облегчения труда, а для повышения производительности. Человек в родовом значении не стремится к облегчению труда. Соц. функция техники - Увеличение собственного времени, которое человек может потратить для собственного развития или на отдых. Отдых - время, потраченное на делание себя. Техника способствует росту чел. качеств, т.к. оставляет время для самодеятельности человека. Под действием конкуренции создаются системы, поглощающие свободное время, что противно человеку как таковому.(Медведев). Научно-техническая революция - коренное качественное изменение, происходящее в современной системе науки и техники, захватывающее все компоненты этой системы, все стороны технических отношений и характеризующееся прежде всего тем, что техника вступает в новый этап своего развития - этап автоматизации, когда машинное производство, при котором рабочий вынужден непосредственно участвовать в технологическом процессе, у ступает место автоматизированному производству, где предмет труда обрабатывается самой технической системой. Кибернетическая техника внедряется е только в сферу материального производства, но и в управленческую деятельность, сферу обслуживания, науку. Социальная сущность НТР состоит в изменении места и роли чел-ка в производстве. Последствия НТР: Внедрение автоматизации не только не умаляет, но увеличивает эту роль т.к. человек получает возможность посвятить себя более содержательному творческому труду. Под влиянием роста производительности труда сокращается относительный процент занятых в материальном производстве и соответственно развивается непроизводственная сфера (фил, словарь). (По Ракитову «философия компьютерной революции»)

НТР и ее последствия. 3 социально-технические революции: 1) аграрно-ремесленная. 2)индустриальная. 3) Информационно-компьютерная(научно -техническая) -информатизация всех сфер жизнедеятельности человека. Концепция инф. общ-ва. Информатизация общества процесс прогрессивного нарастания использования ИТ. для производства, переработки, хранения и распространения инф-и, особенно знаний. Медиатизация - процесс информатизации назначение которого состоит в создании и распространении новейших систем коллективной и личной связи для обеспечения в конечном счете доступа любого индивида ко всем уровням личностного, межличностного и группового общения. Информационное общество - общ-во в котором, любой индивид или группа индивидов в любое время, в любом месте может получить (бесплатно или за опред. плату) на основе автоматического доступа любую информацию и знания, необходимые для его жизнедеятельности и решения личных и социальных задач. Технологический разум - непрерывно совершенствующаяся система методов, знаний, эталонов, нормативов и правил технологической деятельности. Информационно -компьютерная революция - появление систем и технологий, позволяющих колоссально ускорить все духовно-культурные процессы с помощью СМИ. Ведет к информатизации общества. Инф. общ-ва может привести к тому, что государство будет обладать всеобъемлющей системой контроля над деятельностью всего населения, что может сделать человека информационно прозрачным, и совершено беспомощным в столкновении с правительственными органами, а это в свою очередь может привести к деиндивидуализации личности и потере творческого импульса. Поэтому информатизация общества является социально прогрессивным явлением только если она принимается как путь к свободному и демократическому информационному обществу с отчетливой гуманистической ориентацией и признаием прав человека и свобод личности, как высших самодостаточных ценностей.

59.Социальные кризисы и социальные революции.

Социальный кризис -трудноразрешимое обострение противоречий м/у слоями общества(не классами),когда каждый из слоев чувствует необходимость слома и хочет, чтобы слом произошел в его интересах. С.к. может проявляться в виде политического , экономического и т.д. кризиса. Собственность в С.к. не играет особой роли. С.к. может проявляться открыто - в виде недовольства, или скрыто в виде спада общественного производства. С.к возникает, когда в рамках современной правовой системы производство никак не может развиваться. Существует острое противоречие м/у слоем который заинтересован в твердости существующих правовых норм и не заинтересованным. С.к. является естественным, т.к. система определенных связей и отношений стареет, и возникают новые потребности.(Медведев)Социальная революция - коренной переворот в жизни общ-ва, означающий низвержение низвержение одного и утверждения другого , нового общественного строя; качественное изменение в системе общественных отношений; орудие и средство перехода от одной экономической формации к другой. Согласно марксизму «С.р. - необходимый закономерный результат развития классовой борьбы в антагонистических формациях.» Характер революции определяется тем, какие социальные задачи они осуществляют, какие силы в них участвуют какие интересы преследуют. Чаще всего С.р. включает в себя политическую революцию, в ходе которой наблюдается переход власти от одного класса к другому Показателем необходимости С.р. является С.к. Революция обязательно включает в себя моменты насилия и принуждения, это явл. вынужденной мерой, т.к. правящий класс не хочет отказываться от власти и привилегий. Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции как в строго-научном, так и в практически-политическом значении этого понятия" (Ленин В. И.) (фил.словарь Фролов). Революция - изменение всего общественного строя в интересах определенной социальной грушш(напр. криминальная революция).

60. Понятие и структура общественного сознания. Общественное сознание и дух нации.

Общественное сознание - марксизм определяет как взгляды, представления, идеи, политические, юридические, эстетические этические и другие теории, философия , мораль и другие формы сознания. О.с. есть ни что иное, как отражение в духовной жизни людей из общественного бытия, проще -духовная жизнь общества. О.с. подвижно, оно развивается вместе с развитием и усложнением общественной жизни. На первых ступенях истории О.с. формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей, с расчленением общества на классы и возникновением политики, права, политической борьбы, Общ. бытие воздействует определенным образом на сознание людей через множество промежуточных звеньев, каковыми являются государство и государственный строй, правовые и политические отношения и т.п., так же оказывающие огромное влияние на О.с. В этих условиях непосредственное выведение О.с. из материальных отношений приводит к вульгаризации и упрощению .О.с.и его многообразным формам, при всей их зависимости от О.б. присуща относительная самостоятельность которая выражается в том, что изменения в материальной жизни общества никогда не создают заново продукты О.с, так как духовные представления -научные, художественные, философские и прочие идеи - зависят от накопленного ранее материала и подчиняются определенной внутренней логике своего развития. Кроме того изменения в материальных отношениях не могут вызвать мгновенного автоматического изменения О.с. т. к. духовным представлениям людей свойственна значительная сила инерции и только борьба между новыми старыми представлениями приводит к закономерной победе тех, которые вызываются решающими потребностями изменившейся материальной жизни, нового бытия. В то же время необходимо видеть и учитывать большую роль О.с.и его воздействия на развитие О.б. О.с. может стать и становится решающим, хотя оно в конечном счете определяется О.б. (фил. словарь-Фролов). Носителем О.с. может быть как 1 человек, так и социальная группа. В первом случае говорят о б индивидуальном сознании. Инед. с. содержит в себе все черты присущие данному человеу: способности, интересы, национальность. Уровни О.с. первый - обыденное сознание, осн. на жизненно-практическом опыте человека, второй -теоретическое сознание, рационализированная система знаний , отраж. внутренние свойства объекта, его сущность. Формы О.с.могут различаться по объекту приложения, по способу отражения, по социальной роли и специфике происхождения. Напр: эстетические взгляды, правовые взгл. -политический взгл. В настоящее время доминируют -политика и наука. Функции О.с: познавательная, социально-преобразовательная, прогностическая, регулятивная и воспитательная. Нация(от греч. «народ») - исторически сложившаяся форма общественности людей, которым свойственна общность территории и экономической жизни, языка, известных черт национального характера, проявляющихся в национальном своеобразии их культуры. Дух нации - понятие существует с античности. К. Маркс: «Общее состояние, чувственно -рациональное состояние нации, выявляющееся в те или иные периоды, когда нация действует как единое». Д.н. представляет собой объективированное в живом языке нации и в реальных действиях и поступках нации различных социальных слоев нации, чувственно-рациональное отношение к историческим явлениям и событиям (напр. приватизация и ваучеризация) пр- явление, а ваучер-я -событие.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты