Рефераты

Философия

26, 27. Понятие и виды научной революции Научная революция - это закономерный и периодически повторяющийся в истории науки процесс качественного перехода от одного способа познания к другому, который отражает более глубинные связи и отношения природы. В ходе научной революции происходит выделение качественно нового типа объектов, резкое изменение системы методологических установок познания, идеалов познания, критериев оценки результатов познания, критика старых и утверждение новых ценностей познания. Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной цивилизации. А) XVII-XIV века - классическое естествознание; первая революция революция: 1. выработка идеалов научности; 2. приобретение дисциплинарной организации. В) Неклассическое естествознание. Конец XIXв - I половина XXв.; 2 революция: 1. понимание относительной истинности теорий, учет особой роли средств наблюдения.

С) Постнеклассическое естествознание. Последняя четверть XX века; 3 революция: компьютеризация естествознания, распространение междисциплинарных исследований, широкое освоение идей эволюции и историзма. Этап же научной революции сменяется периодом эволюционного развития науки.

28, 29. Понятие «научно-технической революции». 29. Роль НТР в развитии общества.

Большие возможности для прогресса цивилизации создаются развернувшейся в мире революцией в науке технике (НТР). Если первая великая революция в производительных силах была связана с возникновением производящей экономики, вторая - с переходом от ручного труда к машинному, то научно - техническая революция знаменует собой переход от машинного производства к автоматизированному и, следовательно, приводит к коренному изменению места человека в производстве. В отличие от производства машинного, создаваемое НТР автоматизированное производство является четырехзвенным, когда к прежним трем звеньям добавляется управляющее устройство. Развитие автоматизированного производства связано с совершенствованием электронно-вычислительных машин, с появление робототехники, гибких автоматизированных систем. Автоматизация вытесняет человека из непосредственного процесса материального производства и меняет его производственные функции. Человек становится «рядом» с производством как его контролер и регулировщик. Использование новых технологий и материалов в различных отраслях общественного производства, автоматизация производственных процессов и интеллектуализация труда, быстрое совершенствование и миниатюризация информационной техники, информатизация производства создают качественно новые производительные силы, способные принципиально изменить весь образ жизни людей на основе огромного роста производительности общественного труда, экономии времени и, следовательно, увеличения свободного времени в обществе, развития творческой деятельности людей. Все это позволяет с полным основанием сказать, что научно-техническая революция - процесс социальный, затрагивающий все стороны общественной жизни, а не только область науки и техники. Но, конечно, научно-технические достижения являются исходными, ибо именно они определяют новые возможности для человеческой деятельности, мощь используемых средств. Социальная природа НТР выражается и в порождаемых ею противоречиях - в неоднозначности ее влияния на природу и общественную жизнь, которое может быть и положительным и отрицательным. Здесь многое зависит от социальных условий ее развития, контроля общества над использованием ее достижений.

30. Понятие «метод» и его аспекты

МЕТОД (греч. methodos--буквально “путь к ч.-л.”) -- в самом общем значении -- способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. М. как средство познания есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета. Сознательное применение научно обоснованных М. является существеннейшим условием получения новых знаний. В процессе развития познания выработались такие общие принципы научного мышления, как индукция, дедукция, анализ и синтез, аналогия, сравнение, эксперимент, наблюдение и др. В основе всех М. познания лежат объективные законы действительности. Поэтому М. неразрывно связан с теорией. Существуют специальные М. конкретных наук, поскольку последние изучают свои специфические предметы. Философия, в отличие от конкретных наук, вырабатывает всеобщий М. познания -- материалистическую ди-алектику. Объективную основу диалектического М. составляют наиболее общие законы развития материального м^ира. Этот М. не подменяет М. др. наук, а является их общей философской основой и выступает в качестве орудия познания во всех областях. Диалектика одновременно есть и М. преобразования мира. Диалектике-материалистический М. противоположен идеалистической диалектике и метафизике.

31. Понятие «методология» и её виды Методология науки - специфическая область знания, занимающая промежуточное положение в иерархии познавательных сфер между конкретными науками и философией. Поэтому методология наук не входит специально в предмет исследования конкретных научных дисциплин. Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учения об этой системе. Метод (с греч. путь, исследование) - способ достижения определенных целей, совокупности приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. Хотя методология вырабатывает общие подходы и принципы, она не дает готовый рецепт нового знания. Она указывает на возможные варианты решения проблемы и на тупиковые пути. Методология, как учение о познавательной деятельности, может выражаться в двух основных формах: дескриптивной и нормативной. Дескриптивная методология - это история отношения научного знания. Ее называют также первичным уровнем рефлексии или самосознания определенной науки. Нормативная методология - учение об общезначимых путях познавательной деятельности, сформулированных в форме методологических принципов. Нормативная методология рассматривается как феномен явного самосознания науки , явная рефлексия. Существуют еще понятия «протометодология». Это интуитивный выбор пути познания, на основе индивидуального познавательного опыта. Различают еще формальную и содержательную методологию. Предмет формальной методологии - это язык и логика научного познания. Формальная методология в основном занимается решением проблем обоснования научного знания. Она характерна для позитивизма и неопозитивизма. Предмет содержательной методологии - это зарождение нового знания и его рост. Она характерна для постпозитивизма. В методологии можно выделить три уровня: 1. философский 2. общенаучный 3. частнонаучный

Философский уровень методологии близок к проблемам гносеологии. Общенаучный уровень методологии есть специфический синтез частнонаучного знания и философского знания. Частнонаучный уровень методологии есть синтез общенаучной методологии и системы знаний частных наук. Методология научного познания связана с тремя основными традициями философского учения в познании: сенсуализмом, рационализмом, агностицизмом.

Особое место в разработке проблем методологии принадлежит Сократу, Платону и Аристотелю. Если раньше понятие методология охватывало преимущественно совокупность представлений о философских основах научно-познавательной деятельности, то теперь ему соответствует внутренне-дифференцированная и специализированная область познания.

32. Наблюдение и эксперимент как методы эмпирического иссл-я. В структуре общенауч. методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1. Методы эмпирич. иссл-я. 2.методы теоретич. позн-я. 3.общелогич. методы и приемы исслед-я. М.э.и.:1.Наблюдцеленаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органы чувств. Н. может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и др. тех-ми устройствами. Основн. требов-я к научному н.: однозначность замысла; возможность контроля путем либо повторного н., либо с помощью др. методов. Важным моментом н. яв-ся интерпретация его результатов- расшифровка показ-й приборов. 2.Экспер-нт- активное и целенаправ-ое вмешательство в протек-е процесса, соотв-щее измен-е исследуемого объекта или его воспроизвед-е в спец-но созданных контролируемых усл-ях, определяемых целями э. Основные особенности э.: а) более активное отнош-е к объекту исслед-я, вплоть до его измен-я и преобраз-я; б) возмож-сть контроля за поведением объекта и проверки рез-тов; в) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исслед-я; г) возмож-сть обнаруж-я таких св-в яв-ий, кот-ые не наблюдаются в естествен. усл-ях. Виды э. весьма разнообразны. По своим ф-м выделяются исследов-ские, проверочные, воспроизводящие э. По хар-ру объектов различают физ-кие, хим-кие, биол-кие, соц-ные. Сущ-ют э. Качеств-ные и колич-ные. Широкое распр-е в сов-ой науке пол-л мысленный э. - с-ма мыслительных процедур, проводимых над идеализированными объектами. 3.Срав-е - познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов, т.е. их тождество и различия. С. предметов в классе осуществляется по признакам, сущ-ным для данного рассмотрения. При этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому. С. яв-ся основой такого логич-ого приема как аналогия, и служит исходным пунктом сравнительно-исторического метода. Его суть - выявл-е общего и особенного в познании различных ступеней развития одного и того же яв-ия или различных сосущ-их яв-ий. 4.Описание - познавательная операция, состоящая в фиксировании рез-тов опыта с помощью опред-ых систем обозн-я, принятых в науке. 5.Измер-е -совокупность действий, выпол-мых при помощи опред-ых средств с целью нахожд-я числов. знач-я измеряемой вел-ны в принятых ед-цах измер-я.

33. Анализ и синтез как общелогические методы познания. В структуре общенауч. методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1. Методы эмпирич. иссл-я. 2.методы теоретич. позн-я. 3.общелогич. методы и приемы исслед-я. К общелогич. методам и приемам исслед-я отн-ся а. и с. А. -реальное или мысленное раздел-е объекта на составные части и синтез - их объединение в единое органическое целое, а не в мех-й агрегат. Рез-т синтеза - совершенно новое образование. Применяя эти приемы иссл-я, следует иметь в виду, что, во-1-ых, анализ не должен упускать качество предметов. В каждой обл-ти знаний есть свой предел чления объекта, за кот. мы переходим в иной мир св-в и закономерностей. Во-2-ых, разновидностью анализа яв-ся также раздел-е классов предметов на подклассы - их классиф-ция и периодизация. В-3-их, анализ и синтез диалектически взаимосвязаны. Но некот-ые виды научной деят-ти яв-ся по преимуществу аналит-скими или синтет-скими.

34. Абстрагированиее и обобщение. В структуре общенауч. методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1. Методы эмпирич. иссл-я. 2.методы теоретич. позн-я. 3.общелогич. методы и приемы исслед-я. К общелогич. методам и приемам исслед-я отн-ся а. и о. Абстраг-е - процесс мысленного отвлеч-я от ряда св-в и отнош-й изучаемого яв-я с одновременным выдел-ем интересующих исслед-теля св-в. В рез-те этого процесса получаются различного рода «абстрактные предметы», кот. яв-ся как отдельно взятые понятия и категории так и их с-мы. Наиболее развитыми из них яв-ся мат-ка, логика, диалектика, фил-фия. Выяс-е того, какие из рассматриваемых св-в яв-ся сущ-ми, а какие второстепенные- главный вопрос аб. Обобщение - процесс установл-я общих св-в и признаков предметов, тесно связано с аб-ем. При том м. б. выделены любые признаки или существенные.

35. Индукция и дедукция. В структуре общенауч. методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1. Методы эмпирич. иссл-я. 2.методы теоретич. позн-я.3.общелогич. методы и приемы исслед-я. К общелогич. методам и приемам исслед-я отн-ся и. и д. Индукция - движение мысли от единичного к общему и дедукция - восхождение процесса познания от общего к единичному. Это противоположны, взаимно дополняющие ходы мысли. Поскольку опыт всегда бесконечен и неполон, то индуктивные выводы всегда имеют проблематичный х-р. Инд-ые обобщения обычно рассматриваются как опытные истины. Из видов ин. общ. выделяют индукцию популярную, неполную, полную, научную, мат-ую. В логике рассматриваются также инд. методы установления причинных связей - законы инд-ии. К ним относятся методы: ед-го сх-ва, ед-го различия, сходства и различия, сопутствующих измен-й и методов остатков. Харак-ная особен-сть д. заключ-ся в том, что от истинных посылок она всегда ведет к достоверному истинному заключ-ю, а не к вероятностному. Д. умозакл-я позволяют из уже имеющегося знания получать новые истины, и притом с помощью чистого рассуж-я, без обращения к опыту, интуиции здравому смыслу.

36. Системный подход и его применение при изучении природы и общества. В структуре общенауч. методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1. Методы эмпирич. иссл-я. 2.методы теоретич. позн-я. 3.общелогические методы и приемы исследования. К общелогическим методам и приемам исслед-я отн-ся с.п. С.п.-сов-сть общенаучных методологических принципов, в основе к-ых лежит рассмотр-е объектов как с-м. К числу этих требов-й относится: а) выявл-е завис-сти каждого эл-та от его места и ф-ий в с-ме с учетом того, что св-ва целого несводимы к сумме св-в его эл-тов; б) анализ того, настолько повед-е с-мы обусловлено как особен-тями ее отдельных эл-тов, так и св-ми ее структур; в) исслед-е механизма взаимод-я с-мы и среды; г) изуч-е хар-ра иерархичности, присущей данной системе; д) обеспеч-е всестороннего многоаспектного опис-я с-мы; е) рассмотр-е с-мы как динамичной, развивающейся целостности.Специфика с.п. опред-ся тем, что он ориентирует исслед-е на раскрытие целостности развивающегося объекта и обеспечивающих ее мех-змов, на выдел-е многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теор-кую картину. Важным понятием с.п. яв-ся понятие «самоорганизация». Данное понятие хар-ет процесс созд-я, воспроизведения или совершенствования организации сложной, открытой, динамичной, саморазвивающейся с-мы, связи меджу элементами к-ой имеют не жесткий, а вероятностный хар-р. В современной науке самоорганизующиеся с-мы яв-ся спец. предметом исслед-я синергетика, общенаучной теории самоорг-ции, ориентированной на поиск законов любой природы - природных, соц-ных, когнитивных.

37. Идеализация как метод изучения мира В структуре общенауч. методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1.Методы эмпирич. иссл-я.2.методы теоретич. позн-я. 3.общелогич. методы и приемы исслед-я. К общелогич. методам и приемам исслед-я отн-ся идеал-ция. И.-мыслительная процедура, связанная с образ-ем аб-ых объектов, принцип-но не осуществимых в действ-сти. Данные объекты не есть «чистые фикции», а весьма сложное и очень опосредованное выраж-е реальных процессов. Они представляют собой некот. предельные случаи последних, служат средством их анализа и постр-я теорет-х представл-й о них. И-ый объект, в конечном счете, выступает как отраж-е реальных предметов и процессов. Теор-ое утвержд-е, как правило, непосредственно относятся не к реальным, а к идел-м объектам познавательная дел-ть с кот-ми позволяет устанавливать сущ-ые связи и законом-сти, недоступные при изуч-и реальных объектов, взятых во всем многооб-и их эмпирических, св-в и отн-ий.

38. Структурно-функциональный метод и его особенности В структуре общенауч. методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1.Методы эмпирич. иссл-я.2.методы теоретич. познания. 3.общелогич. методы и приемы исслед-я. К общелогич. методам и приемам исслед-я отн-ся с.-ф.м. С.-ф.м.-метод строится на основе выделения в целостных с-мах их структуры - сов-сти устойчивых отнош-й и взаимосвязей между ее эл-тами и их роли отн-но друг друга. С. понимается как нечто инвариантное при опред-ных преобраз-ях, а ф-ия как назнач-е каждого из эл-тов данной с-мы. Основные требов-я с.-ф. м.: а) изучение строения, структуры с-много объекта; б) исслед-е его эл-тов и их функциональных характеристик; в) анализ изменения этих элементов и их ф-ий; г) рассмотрение развития системного объекта в целом; д) представление объекта как гармонически функционирующей системы, все элементы которой « работают» на поддержании этой гармонии.

39. Вероятностно-статистические методы и их роль в познании природы и общества В структуре общенауч. методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1.Методы эмпирич. иссл-я.2.методы теоретич. позн-я. 3.общелогич. методы и приемы исслед-я. К общелогич. методам и приемам исслед-я отн-ся в.-с. м. В.-с.м. основаны на учете действия мн-ва случайных факторов, к-ые характериз-ся устойчивой частотой. Это и позволяет вскрыть необх-сть, к-ая « пробивается» через совокупное действие множества случайностей. Названные методы опираются на теорию вероятностей, которую зачастую называют наукой о случайном. Вероятность - кол-ная мера возможности появления некоторого явления, события при определенных условиях. Диапазон вероятности - от нуля до единицы. В статистических законах предсказания носят не достоверный, а лишь вероятностный характер, который обусловлен , действием множества случайных факторов, через сложное переплетение которых выражается необходимость. В.-с. м. широко применяются при изучении массовых, а не отдельных яв-й случайного х-ра ( квантовая механика, стат. физика, синергетика, социология и др.).

40. Гипотетико-дедуктивный метод В структуре общенаучных методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1.Методы эмпирического иссл-я.2.методы теоретич. познания. 3.общелогические методы и приемы исслед-я. К методам теоретич. позн-я отн-ся г.-д.м. Г.-д м. - метод научного познания, сущность кот. заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из кот. в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Тем самым этот метод основан на выведении заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение кот. неизвестно. А это значит, что заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь вероятностный хар-р. Общая структура г.-д. метода: а) ознакомление с фактическим материалом, требующим теоретического объяснения и попытка такового с помощью уже сущ-их теорий и законов. Если нет, то:б) выдвижение догадки о причинах и закономерностях данных яв-ий с помощью разнообразных логических приемов;в)оценка основательности и серьезности предположений и отбор из мн-ва из них наиболее вероятного; г)выведение из гипотезы следствий с уточнением ее содержания; д) экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий.Тут гипотеза или получает экспериментальное подтверждение, или опровергается. Однако подтверж-е отдельных следствий не гарантирует ее истинности в целом. Лучшая по результатам проверки гипотезы переходит в теорию. Разновид-тью г.-д. м. можно считать мат. гипотезу, где в качестве гипотез выступают некот. ур-я, предоставляющие модификацию ранее известных и проверенных состояний.

41. Аксиоматический метод (греч. axioma -- значимое, принятое положение) -- один из способов дедуктивного построения научных теорий, при котором: 1.Выбирается некоторое множество принимаемых без док-ва предложений определенной категории (аксиом); 2. Входящие в них понятия явно не определяются в рамках данной теории; 3. Фиксируются правила определения и правила вывода данной теории, позволяющие вводить новые термины (понятия) в теорию и логически выводить одни предложения из других; 4. Все остальные предложения данной теории (теоремы) выводятся из (1) на основе (3). Первые представления об А.М. вознивли в Древн Греции. Для этих исследований было характерно содержательное аксиоматическое построение определенной теории, и только ее одной; при этом особое внимание уделялось определению и выбору интуитивно очевидных аксиом. Начиная со второй половины 19 века связи с интенсивной разработкой проблем обоснования математики и мат логики аксиоматическую теорию стали расматривать как формальную, а далее и как формализованную систему устанавливающую соотношения между ее элементами знаками и описывающую любые множества объектов, которые ей удовлетворяют. Аксиоматизация осуществляется обычно после того, как содержательно теория уже в достаточной мере построена, и служит целям более точного ее представления. В последние время большое внимание уделяется аксиоматизации не только мат дисциплин, но и определенных разделов физики, биологии, психологии, экономики, лингвистики и др., включая теории структуры и динамики научного знания.

42. Формализация (лат. Forma - вид, образ) - уточнение содержания познания, осуществляемое посредствам того, что с изучаемыми объектами, явлениями, процессами данной области действительности определенным образом сопоставляются некоторые материальные конструкции, обладающие относительно устойчивым характером и позволяющие в силу этого выявить и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов. В современной интерпретации - это способ выражения содержания совокупности знаний через опреленную форму - знаки искусственного языка. Наиболее значимой разновидностью Ф. является логическая Ф., которая означает выражение мысленного содержания посредством логических форм. Это способствует процессу приведения наук в строгую систему; однако всеобъемлющая Ф. невозможна даже в области математики (теорема Геделя). Логическая Ф. часто служит в целях составления программ для ЭВМ и попыток моделирования мышления. В этом случае используются особые алгоритмические языки. Поскольку логическая Ф. производится на основе формальной логики, постольку исчисление высказываний (и предикатов) всегда предполагает лишь имитацию движения понятий в ходе мышления у человека: часть социальной информации теряется вследствие того, что происходит оперирование "застывшими" понятиями, в которых неизбежно отражается дискретность процесса мышления. Это не означает, что при логической Ф. не может быть получено новое знание, так как и формальная логика может служить методом получения нового знания в рамках рассудочной деятельности.

43. Метод восхождения от абстрактного к конкретному.

А. (лат. abstractio -- отвлечение) --часть целого, одностороннее, неразвитое; К (лат. соnсгеtus --сросшийся) -- многостороннее, сложное, целостное. В истории философии до Гегеля К. понималось как чувственно данное многообразие единичных вещей и явлений, А -- как характеристика исключительно продуктов мышления. Гегель ввел категории АиК в своем специфическом смысле: К. -- синоним диалектической взаимосвязи, расчлененной целостности; А. -- не метафизическая противоположность К., а этап движения самого К., неразвившееся К Субъектом К. является материальная действительность, мир чувственно данных, конечных вещей и явлений. К. предмета есть объективная взаимосвязь его сторон; К. познания есть отражение этой реальной взаимосвязи в системе понятий, воспроизводящих объективное содержание предмета. А. в самой действительности есть выражение неполноты, неразвернутости, ограниченности любого ее фрагмента, поскольку он берется в отрыве от опосредующих его связей или своей последующей истории. А. знание, соответственно, противостоит К. знанию, как одностороннее, фиксирующее ту или иную сторону предмета вне связи с др. сторонами, вне ее обусловленности специфическим характером целого Т. обр., если целью теоретического знания не может и не должно быть лишь воспроизведение чувственного многообразия, то такой целью не может служить вычленение неких “абсолютных” логических связей Ибо, как только такие связи изолируются, они теряют свою конкретность и истинность Научное теоретическое познание состоит в таком движении мысли, к-рое отправляется от чувственного многообразия К. и достигает воспроизведения объекта в его всесторонних отношениях. Способом теоретического воспроизведения в сознании целостного объекта является восхождение от АкК, к-рое есть всеобщая форма развертывания научного знания, систематического отображения объекта в понятиях Являясь способом связывания понятий в целостную систему, отражающую объективную расчлененность исследуемого объекта и единство всех его сторон, восхождение от АкК. предполагает первоначальное движение от К. (данного в созерцании) к А. На этом последнем пути образуются понятия, отражающие отдельные свойства объекта, к-рые сами могут быть поняты лишь постольку, поскольку они рассматриваются как моменты целого, определяемые его специфическим содержанием. Поэтому необходимо различать К как изучаемый предмет, как исходный пункт исследования (чувственное К ) и К как завершение, итог исследования, как научное понятие об объекте (мысленное К.)

44. Понимание-объяснение Общепринятое долгие годы представление философского смысла понятия «понимание» следующее: «Понимание - универсальная форма освоения действительности, постижение и реконструкция смыслового содержания явлений исторической, социально-культурной, а также природной реальности» Понимание - личностный процесс, связанный с особенностями психики, нервной системы, духовного развития и т. п., одновременно оно связанно с его включенностью в различные коммуникативные системы человеческого общения. Основные виды научного понимания: · понимание жизненного опыта людей прошедших эпох (историческое понимание); · интерпретация инокультурных символов и метафор; · перевод и истолкование древних текстов (филологическое понимание); · понимание иных форм жизни; · понимание культурных норм и ценностей (понимание в социально-антропологических исследованиях); · понимание природных объектов и интерпретация формализмов научных теорий (понимание в естествознании). Соотношение субъективного и объективного, психологического и логического, интуитивного и рационального по-разному представлены на разных уровнях и типах понимания. «Впервые как обозначение особого научного метода термин «понимание» был применен Дройзером (1868г.)» Позднее понимание было противопоставлено (в частности, Дильтеем) в качестве основополагающего метода наук о духе естественнонаучному методу «объяснение». Объяснение как философское понятие рассматривается в качестве важнейшей функции человеческого познания, особенно в ходе научного исследования. Объяснение предназначено для раскрытия сущности изучаемого объекта. В реальной практике исследователя объяснение осуществляется путем показа того, что объясняемый объект подчиняется определенным законам. Объяснение может быть: · атрибутивным, когда объясняется неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может существовать; · субстанциальным, когда объективная реальность выступает в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознания, поэтому подобная форма объяснения воспринимается как фундаментальная категория научного познания, теоретического обобщения конкретного; · генетическим, когда используется способ исследования природных и социальных явлений, основанный на анализе их развития; · контрагенетическим; · структурным - при данной форме объяснения в научной теории осуществляется переход от описания к объяснению, переход от одних структурных уровней к другим, более глубоким. Объяснение тесно связанно с описанием - этапом научного исследования, состоящего в фиксировании данных эксперимента или наблюдения в помощью определенных систем, принятых в науке.

44 Методы понимание и объяснение; 66 Основный черты современной методологии.

МЕТОДОЛОГИЯ -- 1) совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в к.-л. науке; 2) область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически преобразующей деятельности. Так, М. науки изучает научное знание и научную деятельность. Развитие М.-- одна из сторон развития научного познания в целом. Всякое научное открытие имеет не только предметное, но и методологическое содержание, т. к. оно связано с критическим пересмотром существующего понятийного аппарата, предпосылок и подходов к интерпретации изучаемого материала. Делая объектом анализа ту деятельность, в ходе к-рой вырабатывается предметное знание, М. науки выступает как одна из форм самопознания и самосознания науки. М. вскрывает и анализирует деятельность, обретающую в знании законченные формы. М. тесно связана с гносеологией, к-рая анализирует всеобщие характеристики познавательной деятельности. Отправляясь от них, М. фокусируется на особенном, на том, как они воплощаются в конкретных познавательных ситуациях и сферах познания, в определенных историко-культурных условиях. Традиционно проблемы М. разрабатывались в рамках философии. Однако в связи с дифференциацией совр. научного познания, усложнением понятийного аппарата, усиливающейся теоретизацией научного мышления, совершенствованием познавательных средств и методов дифференцируется и сфера М. Совр. М. выполняет два типа функций. Во-первых, она выявляет смысл научной деятельности и ее взаимоотношений с др. сферами деятельности, т. е. рассматривает науку с т. зр. практики, об-ва, культуры, человека. Это -- философская проблематика. Философская М. не есть особый раздел философии: методологические функции по отношению к специальным наукам выполняет мярксистско-ленинская философия в целом. Во-вторых, М. решает задачи совершенствования, рационализации научной деятельности, выходя за пределы философии, хотя и опираясь на разрабатываемые ею мировоззренческие и общеметодологические ориентиры и основоположения. Среди проблем, изучаемых М., выделяются: описание и анализ этапов научного исследования; анализ языка науки; выявление сферы применимости отдельных процедур и методов (объяснение, доказательство, эксперимент); анализ исследовательских принципов, подходов и концепций.

45. Исторический и логический методы.

ИиЛ -- философские категории, раскрывающие важные особенности процесса развития, а также соотношение между логическим развитием мысли и реальной историей предмета. И. выражает структурные и функциональные процессы возникновения и формирования данного объекта, Л. -- те соотношения, законы, связи и взаимодействия его сторон, к-рые существуют в развитом состоянии объекта. И. относится к Л. как процесс развития к его результату. ИиЛ находятся в диалектическом единстве, включающем в себя момент противоречия. Их единство выражается, во-первых, в том, что И. содержит в себе Л. в той мере, в какой всякий процесс развития заключает в себе свою объективную направленность, свою необходимость, приводящую к определенному результату. Хотя в начале процесса Л., как выражение развитой структуры объекта, еще отсутствует, последовательность проходимых процессом фаз в общем и целом совпадает с тем отношением (логической связью), в к-ром находятся компоненты развившейся системы, т. е. процесс как бы несет в себе свой результат. Во-вторых, единство ИиЛ выражается в том, что соотношение и взаимозависимость сторон развитого целого своеобразно отражают историю становления этого целого, историю формирования его специфической структуры. Результат содержит в себе в “снятом” виде породившее его движение: Л. заключает в себе И. Но хотя единство ИиЛ имеет решающее значение для понимания соотношения между историей объекта и его развитой формой, они совпадают лишь в общем и целом, т. к. в объекте, достигшем полной зрелости и классической формы, отпадает и утрачивается все случайное, преходящее, все те зигзаги развития, к-рые неизбежны в реально протекающем процессе. Задачей исторического исследования является раскрытие конкретных условий и форм развития тех или иных явлений, последовательности их переходов от одних исторически необходимых стадий к др. Задачей логического исследования является раскрытие той роли, к-рую отдельные элементы системы играют в составе развитого целого. Но т. к. развитое целое сохраняет лишь те условия и моменты своего развития, к-рые выражают его специфический характер, то тем самым логическое воспроизведение развитого целого оказывается ключом к раскрытию его действительной истории. Вместе с тем грани, отличающие эти два способа исследования, условны, подвижны, ибо Л. в конечном счёте -- это то же И., только освобожденное от его конкретной формы, представленное в обобщенном, теоретическом виде, и наоборот: И.-- это то же Л., только облеченное в плоть и кровь конкретного исторического развития.

46. Основные формы научного познания. Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной форме сущ-я и за пределами науки. Появление науч. знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы знания. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политики, религии и т.д.- соответст-ют спец-ие формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или худож-но-образную. В самом общем смысле научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Научное знание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и яв-ий дейс-ти. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теории и принципов, и периоды нормального развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Научные знания хар-ся объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость. Научное исследование начинается с постановки фиксирования проблемы и эмпирических фактов. Русский физиолог Павлов назвал факты воздуха и ученых. Французский математик А.Пуанкаре в своей книге «Наука и метод» писал: «наиболее интересными являются те факты, которые могут служить свою службу многократно, которые могут повторяться». Эмпирический факт превращается в научный факт на основании эмпирических исследований, делаются эмпирические обобщения. Затем надо придумать гипотезу, которая объяснит данный материал. Гипотеза - это научное предположение, истинность которого не определена. Научная гипотеза всегда выходит за пределы фактов, послуживших основой для ее построения (В.И.Вернадский. Биосфера). На теоретическом уровне, кроме эмпирических фактов требуются понятия, которые создаются заново или берутся из других разделов науки. Гипотеза проверяется на опыте. Если гипотеза выдерживает эмпирическую проверку, она превращается в теорию.

47. Роль гипотезы в научном познавании. Развитие Естествознания представляет развитие естественнонаучных взглядов на сущность материальных процессов. Открытие новых объектов выявляет недостаточность старых способов объяснения и рождает потребность изобретения новых. Рождение гипотез, таким образом , жёстко детерминировано самим ходом развития науки. Это означает также, что наличие теоретического компонента в начале исследования совершенно неизбежно. Гипотезы или новые способы объяснения относятся к новому кругу явлений. Следовательно, в начале, когда имеется небольшой эмпирический материал, может быть предложено сравнительно большое кол-во гипотез, совместимых с собранным свидетельством. По мере накопления опытных данных свидетельство начинает выполнять функции элиминации, исправление выдвинутых гипотез. Но никакое эмпирическое свидетельство не может выполнить функцию оформления единой теории на основании оставшихся исправленных опытом гипотез и, следовательно, не может играть решающей роли в установлении закона. установление закона в чистом виде равносильно его дедукции из новой теоретической системы совместимой с новыми фактами. Процесс познания закона предполагает теоретическую деятельность как в период осмысления нового фактического материала (период выдвижения гипотез), так и в период оформления единой теории, из которой он дедуцируется.Если бы мы захотели ждать, пока материал будет готов в чистом виде для закона, то это значило бы приостановить до тех пор мыслящее исследование и уже по одному этому мы никогда не получили бы закона. (В.А. Светлов)Другими словами, принятие или познание закона означает одновременно принятие определённой теории.К двум указанным выше предложениям о познании законов природы мы добавляем третий - о выводе закона с одновременным принятием определённой теории. Для рассмотрения с единой точки зрения всей индуктивной проблематики, по нашему мнению, представляется целесообразным создание теории обобщения учитывающей вышеуказанные положения.

48. Научная проблема: постановка и решение

Наука, как особый вид познавательной деятельности, неизбежно связана с постановкой и разрешением П. Разрешение всякой П. можно представить как ряд последовательных, взаимосвязанных шагов, ведущих, в конечном счете, к уменьшению неопределенности в знаниях и деятельности человека и, тем не менее, до самого последнего момента отличающихся недостаточностью возможностей для получения окончательного решения, являющегося целью творческого поиска. Цель П. достигается лишь тогда, когда вырабатывается идея, могущая выполнить роль необходимого и достаточного средства для получения такого решения. Тем самым П. преобразуется в задачу, решаемую по правилам преобразования ее условий. Вместе с тем, условия, необходимые для возникновения П., не обязательно являются условиями, необходимыми для ее разрешения. В процессе вызревания П. многие из них отбрасываются как избыточные или противоречивые. Цель должна: а) выражаться на языке предпосылок; б) не вступать в противоречие со средствами своего достижения; в) быть содержательнее имеющихся исследовательских средств; г) удовлетворять требованию последовательности при выдвижении; д) предполагать наличие надежного способа проверки результата; е) формулироваться ясно.

49. Научная теория и её основные функции Теория выступает как наиболее совершенная форма научного обоснования и программирования практической деятельности. Теория не только обобщает опыт практической деятельности, но и переносит его на новые ситуации. В теории этот опыт творчески перерабатывается. Благодаря этому, теория открывает новые перспективы перед практикой, расширяет ее горизонты. Программирующая роль теории по отношению к практике проявляется как в сфере материального производства, так и в области общественной жизни. Теория выполняет также ориентирующую, направляющую функцию

50., 51 Роль фактов в процессе постижения истинны. Факты достоверные и вероятные

ФАКТ (лат. factum -- сделанное, совершившееся) - понятие, имеющее выраженную субъект-объектную природу, фиксирующее реальное событие или результат деятельности и употребляющееся для характеристики особого типа эмпирического знания. В логике и методологии науки эмпирические Ф. выполняют многообразные функции по отношению к теории: являются основой ее возникновения, играют роль проверки и подтверждения либо опровержения гипотезы (в отдельных случаях и самой теории). Достоверными являются факты, которые можно проверить на непосредственном чувственном опыте, т.е. нек-рое событие, явление, фрагмент реальности. А вероятные факты опираются на достоверные факты. Научный Ф.-- это отражение объективного Ф. в человеческом сознании, т. е. его описание посредством нек-рого -- искусственного или же естественного -- языка. Научные Ф. служат основой теоретических построений, к-рые были бы без них невозможны. Будучи единичным явлением или событием, Ф. необходимо связан многообразными отношениями с др. Ф. Поэтому научное познание должно дать по возможности полную картину Ф. со всеми их отношениями и связями. Совокупность научных Ф. составляет научное описание. Идеалистическая интерпретация понятия Ф., идущая от Юма и эмпириокритицизма к неопозитивизму, трактует Ф. как непосредственно данное, т. е. существующее лишь в ощущениях человека. Согласно этой концепции мир рассматривается как совокупность изолированных, “атомарных фактов”, элементов чувственного опыта, связь между к-рыми вносится субъектом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 Современные рефераты