2.3. Страховое звено финансово-кредитной системы ……….…..20
3. Финансы предприятий различных форм
собственности …………………………………………………….….25
Заключение ………………………………………………………………30
Список использованных источников ……………….………….. 32
Введение
Государство не может реализовать свою внутреннюю и внеш-нюю политику, обеспечить выполнение своих социально-экономи-ческих программ, функций обороны и безопасности страны, не располагая финансовыми ресурсами, не используя широкие воз-можности воздействия на все эти явления посредством финансово-го механизма. Развитие в стране местного самоуправления, призванного решать задачи местного значения, также требует соответ-ствующего финансового обеспечения, функционирования финан-сов муниципальных образований.
Переход к рыночным отношениям требует усиления роли эко-номических, в том числе и финансовых, рычагов в регулировании общественного производства взамен административно-командных методов управления. Развитие этих отношений обусловлено обще-ственным разделением труда, наличием разных форм собственнос-ти и основанных на них организационно-правовых форм хозяйст-венной деятельности, экономической обособленностью и равно-правием их субъектов, внешнеэкономическими связями. В ре-зультате распределение общественного продукта и национального дохода происходит в денежной форме. Конституционное и законо-дательное закрепление разнообразия форм собственности и разви-тия рыночного механизма Ст. 8 Конституции РФ; ст. 1 и гл. 13 ГК РФ. определяет перспективы расширения и углубления товарно-денежных отношений в Российской Феде-рации.
Финансы как целостная экономическая категория, обладаю-щая общими свойствами, имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности. Необходимость их выделе-ния обусловлена многообразием потребностей общества, которые обслуживают финансы, охватывая своим воздействием всю эконо-мику страны и социальную сферу. Совокупность входящих в со-став финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует фи-нансово-кредитную систему страны.
В финансовой системе Российской Федерации в последние годы произошли существенные изменения в связи с новыми экономи-ческими и политическими условиями (переход к рыночным отно-шениям, распад СССР, изменение федеративных отношений в Российской Федерации, становление местного самоуправления и др.). Они коснулись как состава финансовой системы (появились новые институты), так и содержания вошедших в нее звеньев, их внут-реннего строения, взаимодействия между собой.
На современном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:
- бюджетная система, состоящая из государственных (феде-рального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;
- внебюджетные целевые государственные и муниципальные
(местные) фонды;
- финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
- имущественное и личное страхование;
- кредит (государственный, муниципальный и банковский). Названные звенья финансовой системы существуют как на фе-деральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местно-го самоуправления. Все они обладают общими свойствами финан-сов как экономической категории, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собою. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности.
1. Понятие и сущность финансово-кредитной системы и ее звеньев
Понятие "финансовая система" является развитием более общего понятия "финансы". Финансы, как отмечалось во введении, выражают экономические общественные отношения. Однако в каждом звене финансов эти отношения проявля-ются по-разному, имеют свою специфику. Каждое звено фи-нансов определенным образом влияет на процесс воспроиз-водства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. При их участии создается ВВП, распределяемый внутри предпри-ятий и отраслей хозяйства. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит перераспределение средств между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельны-ми социальными группами населения. Внебюджетные специ-альные фонды имеют строго целевое назначение. Так, круп-нейший социальный Пенсионный фонд Российской Федера-ции мобилизует средства на выплату пенсий гражданам стра-ны. Фонды страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а по личному страхованию - выплаты застра-хованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.
Таким образом, каждое звено финансовой системы пред-ставляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер фи-нансовых отношений, в процессе которых образуются и использу-ются фонды денежных средств.
Другими словами, финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фон-дов денежных средств государства и предприятий.
Финансовая система Российской Федерации включает сле-дующие звенья финансовых отношений:
- государственную бюджетную систему;
- внебюджетные специальные фонды;
- государственный кредит;
- фонды страхования;
- финансы предприятий различных форм собственности.
Первые три блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финан-совые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
* В 1991 г. бюджетная система Российской Федерации претер-пела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет Российской Федерации, как и других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюдже-ты на территории страны, в том числе сельские и поселковые. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета государственного социального страхования. В союзном бюджете в 1970 - 1990 гг. концентрировались 52 - 50% об-щего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союз-ных республик приходилось 48 - 50%, из которых 35% находились в распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% - в ме-стных бюджетах.
В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. и рядом других законов и постановлений Правительства Российской Федерации государственная бюджетная система России была коренным образом перестроена и в настоящее время включает три звена:
ь республиканский бюджет Российской Федерации, или фе-деральный бюджет;
ь бюджеты национально-государственных и административ-но-территориальных образований, к которым относятся рес-публиканские бюджеты республик в составе Российской Феде-рации, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных об-ластей, автономных округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Это бюджеты субъектов Федерации;
ь местные бюджеты.
Все эти бюджеты функционируют автономно. Мест-ные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюд-жеты территорий, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет.
Таким образом, структура бюджетной системы Российской Федерации приближена к структуре бюджетных систем западных стран.
Если в 1992 г. 70% ресурсов поступили в федеральный бюд-жет и 30% - в бюджеты территорий и местные бюджеты, то в 1995 г. это соотношение соответственно составило 49% и 51%. Однако средств территориям не хватает, поскольку расширены их функции, связанные с расходами, и задача состоит в увели-чении их собственной доходной базы.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение - расширить социальные услуги населению, стимулировать раз-витие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополни-тельными ресурсами приоритетные отрасли экономики.
Важнейший среди социальных фондов - Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых взносов ра-ботодателей и работающих, дотации из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий, а также пособий на детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Так, доходы бюджета Пенсионного фонда РФ на 1996 г. утверждены в сум-ме 163,1 трлн. руб. Из них 137,3 трлн. руб. приходятся на стра-ховые взносы. Основная часть расходов Пенсионного фонда (140,3 трлн. руб., или 88% от общей суммы расходов) направля-ется на выплату трудовых пенсий. К социальным фондам отно-сятся также Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальный фон-ды обязательного медицинского страхования.
В соответствии с Указом Президента от 22 декабря 1993 г. "О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоот-ношениях с бюджетами РФ в 1994 г." № 2268 в целях усиления контроля за расходованием государственных финансовых ре-сурсов в республиканском бюджете Российской Федерации должны быть консолидированы все государственные внебюд-жетные фонды, доходы которых формируются за счет обяза-тельных платежей предприятий, учреждений и организаций, за исключением Пенсионного фонда, Фонда социального страхо-вания и Фонда обязательного медицинского страхования с со-хранением целевой направленности консолидируемых фондов. Органам государственной власти субъектов Российской Феде-рации рекомендовано консолидировать в бюджетах националь-но-государственных и административно-территориальных обра-зований аналогичные региональные внебюджетные фонды.
* Государственный кредит представляет собой особую форму кредитных отношений между государством и юридическими и фи-зическими лицами, при которых государство выступает главным образом в качестве заемщика средств. Политику в отношении го-сударственного внутреннего долга определяет федеральное Соб-рание Российской Федерации, которое устанавливает его верхний предел при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год. Увеличение внутреннего долга за последние го-ды связано с эмиссией банкнот Центральным Банком России для покрытия бюджетного дефицита и явилось мощным инфляцион-ным фактором. Задача состоит в том, чтобы бюджетные дефициты, как и в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой, покрывались путем выпуска государственных займов, размещае-мых среди юридических и физических лиц. Государственный внутренний долг Российской Федерации в 1993 г. достиг 16,1 трлн. руб., его предельный размер в 1995 г. установлен в сумме 159,3 трлн. руб. и в 316 трлн. руб. на 1 января 1997 г.
В 1993 г. для покрытия бюджетного дефицита были выпу-щены новые ценные бумаги - государственные краткосрочные облигации (ГКО) со сроком обращения три месяца и золотые сертификаты Министерства финансов со сроком обращения один год. В 1994 г. наряду с трехмесячными облигациями эми-тированы шестимесячные государственные облигации, а затем со сроком погашения до одного года. В 1995 г. были выпущены облигации Федерального займа (ОФЗ) и Государственного сбе-регательного займа (ОГСЗ), что привело к развитию рынка го-сударственных ценных бумаг.
В настоящее время внутренний государственный долг Рос-сии состоит из государственных ценных бумаг, выпущенных
Министерством финансов РФ от имени Правительства России, а также в виде кредитных соглашений с Центральным Банком России. Все виды заимствований являются срочными и по ним выплачиваются проценты.
* В условиях административно-командной системы действо-вала государственная монополия на страховое дело. Страхование осуществлялось на всей территории страны Госстрахом СССР, и страховые органы союзных республик находились в двойном под-чинении - Правлению Госстраха и Министерству финансов со-юзной республики. Деятельность страховой системы была подчи-нена интересам государственного бюджета. Государство безвоз-мездно изымало из страховых фондов крупные средства для по-крытия бюджетного дефицита. С переходом к рыночной экономи-ке созданы объективные условия для активного развития страхо-вания.
В 1990 г. было покончено с государственной монополией в страховом деле. Наряду с государственными страховыми орга-низациями страхование осуществляют акционерные страховые компании, получившие лицензию на проведение страховых операций. В настоящее время на страховом рынке действуют около трех тысяч страховых компаний.
По мере развития рыночных отношений имущественное и личное страхование и страхование ответственности приобретают все большее значение, поскольку степень страхового риска, свя-занного с возможностью наступления стихийных бедствий, спадов производства, политической нестабильностью, возрастает.
Следует отметить, что четкая специализация среди российс-ких страховщиков по направлениям страховой деятельности на сегодняшний день отсутствует. Большинство страховых компа-ний проводят операции по страхованию жизни, страхованию имущества юридических и физических лиц, страхованию гру-зов, страхованию от несчастных случаев и болезней, страхова-нию ответственности.
Ведущую роль на страховом рынке занимает государствен-ная страховая компания Росгосстрах, которая за более чем 70-летний период своего функционирования создала мощный ме-ханизм страховой защиты отдельных сторон общественного производства, жизни, здоровья, трудоспособности членов об-щества. Успешно работают такие акционерные страховые об-щества, как АСКО, Ингосстрах, "Росно", "Энергогарант", "Макс", "Россия" и другие страховые компании.
* Финансы предприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные, частные, аренд-ные и др.) составляют основу финансов. Здесь формируется пре-обладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее финансовое положение страны.
В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при кото-ром расходы предприятия должны покрываться за счет собствен-ных доходов. Главным источником производственного и социаль-ного развития трудовых коллективов становится прибыль.
Предприятия стали обладать реальной финансовой незави-симостью, самостоятельно распределяют выручку от реализа-ции продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибы-лью, формируют производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка.
Предприятия стали свободны от мелочной опеки со сторо-ны государства, но вместе с тем резко повысилась их ответ-ственность за экономические и финансовые результаты работы.
В следующей части работы будут более подробно рассмотрены принципы функционирования основных звеньев финансово-кредитной системы Российской Федерации.
2. Характеристика, формирование и принципы функционирования основных звеньев финансово-кредитной системы
2.1. Бюджетное звено финансово-кредитной системы
Все действующие на территории Российской Федерации бюд-жеты представляют в совокупности определенную систему, кото-рая называется бюджетной системой. В законодательстве было дано ее определение как основанной на экономических отношени-ях, государственном устройстве и юридических нормах совокуп-ности федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов муниципальных образований.
В бюджетную систему России как федеративного государства также входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельны-ми частями. К ним относятся государственные бюджеты двух уровней:
а) федеральный бюджет;
б) бюджеты субъектов Федерации - республиканские бюдже-ты республик в составе РФ; краевые, областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербур-га, областной бюджет автономной области и окружные бюджеты автономных округов.
Третий уровень - местные бюджеты, к которым относятся бюджеты муниципальных образований (бюджеты районов, горо-дов и других административно-территориальных единиц, являю-щихся муниципальными образованиями в соответствии с феде-ральным законодательством и законами субъектов Федерации).
Среди них следует выделить бюджеты административно-терри-ториальных единиц с особым режимом - бюджеты закрытых ад-министративно-территориальных образований.
Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятель-ности соответствующих органов государственной власти или мест-ного самоуправления.
С 1991 г. при сохранившихся в основном видах бюджетов бюд-жетное устройство в РФ претерпело существенные изменения. Со-держание организационно-правовых принципов взаимосвязи между бюджетами еще в рамках Союза ССР стало иным после при-нятия бывшими союзными республиками, в том числе и Россий-ской Федерацией, Деклараций о суверенитете. Бюджеты союзных республик обособились от союзного (федерального) бюджета и перестали представлять вместе с ним единый государственный бюджет, утверждаемый высшим органом государственной власти страны. Обособление бюджетов произошло и в Российской Федера-ции, что нашло свое закрепление в Законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». В ре-зультате государственный бюджет Российской Федерации пере-стал утверждаться как ее основной финансовый план формирова-ния и использования единого денежного фонда, в котором сосредо-точивались средства всех бюджетов.
Законодательно закреплены в качестве основы бюджетного уст-ройства принципы единства и самостоятельности бюджетов.
Принцип единства. Несмотря на самостоятельность каждого из бюджетов в РФ, законодательство подчеркивает единство бюд-жетной системы. Оно проявляется во взаимодействии бюджетов всех уровней по линии доходов. Это взаимодействие осуществля-ется путем распределения между бюджетами регулирующих до-ходных источников, создания и частичного перераспределения це-левых и региональных фондов.
Законодательство определяет организационно-правовые и эко-номические гарантии единства бюджетной системы. К ним отно-сятся: ее единая правовая база, использование единых бюджетных классификаций, обеспечивающих сопоставимость доходов и рас-ходов бюджетов всех уровней, а также статистической и бюджет-ной информации, позволяющей составить консолидированные бюджеты, согласованные принципы бюджетного процесса; единая денежная система.
Единство бюджетной системы является необходимым условием проведения единой социально-экономической, финансовой, в том числе налоговой, политики в стране.
Бюджетный кодекс РФ 1998 г. (ст. 29) указывает и на другие проявления и гарантии единства бюджетной системы - единство форм бюджетной документации, санкций за нарушение бюджет-ного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней и ведения бухгалтерского учета.
Самостоятельность бюджетов обеспечивается правом само-стоятельного утверждения каждого уровня бюджета соответству-ющими представительными органами власти, правом определять направления использования и расходования бюджетных средств; наличием собственных источников бюджетных доходов, запреще-нием изъятия дополнительно полученных в ходе исполнения бюд-жета доходов, сумм превышения доходов над расходами и эконо-мии по расходам.
Обобщенное выражение рассмотренные принципы находят в принципах федерализма и развития местного самоуправления, свойственных финансовой деятельности российского государства в целом.
В соответствии с законодательством государственные и мест-ные бюджеты состоят из доходной и расходной частей. Кроме того, в составе бюджетов образуются целевые и резервные фонды, имею-щие свои источники доходов или создаваемые за счет общих бюд-жетных ресурсов. Они используются на определенные цели соот-ветственно своему предназначению. Однако их доходы и расходы входят в общий состав доходов и расходов бюджета. Все доходы и расходы бюджетной системы распределяются (разграничиваются) между бюджетами.
Распределение (разграничение) доходов и расходов бюдже-тов - это определение видов и объемов доходов и расходов, подле-жащих включению в каждый из бюджетов.
Законодательство устанавливает единую для всех уровней бюд-жетов классификацию доходов и расходов, что обеспечивает сопо-ставимость их показателей. Такая классификация обусловлена принципом единства бюджетной системы в РФ.
Впервые в России бюджетная классификация утверждена зако-нодательным актом - Федеральным законом «О бюджетной клас-сификации Российской федерации» от 15 августа 1996 г.
Закрепленные доходы бюджетной системы - это доходы, кото-рые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговре-менной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет.
Для нормального функционирования бюджетов, своевременно-го финансирования намеченных расходов законодательство пред-усматривает утверждение в структуре бюджетов сверх расходов оборотной кассовой наличности в определенной сумме. Оборот-ная кассовая наличность - это утверждаемая в составе бюджетов сумма, образуемая за счет остатков средств по соответствующему бюджету, предназначенная для использования в течение года на покрытие временных кассовых недостач. В том же году она долж-на быть восстановлена до утвержденных на начало года размеров.
2.1.1. Государственные внебюджетные фонды РФ
Государственные социальные внебюджетные фонды РФ (Пен-сионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государст-венный фонд занятости населения РФ, фонды обязательного меди-цинского страхования) формируются за счет различных источни-ков, в том числе добровольных взносов и ассигнований из бюдже-та. Однако основным и постоянным источником финансовых ре-сурсов этих внебюджетных фондов являются обязательные плате-жи, именуемые в действующем законодательстве «страховые пла-тежи» либо «страховые взносы».
Денежные средства государственных социальных внебюджет-ных фондов являются федеральной собственностью, однако при этом не включаются в бюджет и имеют строго целевое назначение, обусловленное задачами фондов и содержанием разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется на положениях Конституции РФ, устанавливающих каждому гражданину гаран-тии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на защиту от безрабо-тицы (ст. 37,39,41).
Таким образом, именно общегосударственная значимость на-званных социальных внебюджетных фондов позволяет законода-телю отнести страховые взносы в них к числу особых обязательных платежей и запретить изъятие денежных средств государственных социальных внебюджетных фондов, в том числе и в целях погаше-ния бюджетного дефицита.
Одним из характерных признаков создания названных фондов, согласно действующему законодательству, является особый метод финансирования на основе обязательности уплаты страховых взносов работодателями (страхователями), а в определенных слу-чаях - гражданами (застрахованными) либо органами управле-ния (за отдельные категории застрахованных граждан). Ведь все действующие в России государственные социальные внебюджет-ные фонды формируются страховым методом, предусматриваю-щим обязанность всех страхователей - работодателей (организа-ций), работающих и самозанятых граждан (нотариусов, занимаю-щихся частной практикой, частных детективов, адвокатов), а в определенных случаях и органов управления вносить обязатель-ные страховые платежи (взносы) в фонды.
Страховой метод образования финансовых ресурсов государст-венных социальных внебюджетных фондов, в свою очередь, и предопределил название платежей в эти фонды как «страховые взносы».
В материальном аспекте страховой взнос представляет собой сумму, периодически вносимую страхователями (организациями и физическими лицами) в государственный социальный внебюд-жетный фонд для материального обеспечения граждан в связи с достижением определенного возраста, при наступлении болезни, инвалидности, в случае безработицы, на охрану здоровья и полу-чение бесплатной медицинской помощи.
Уплата страховых взносов производится по страховым тари-фам - ставкам платежей по социальному страхованию с единицы страховой суммы за определенный период. Размер страховых та-рифов в государственные социальные внебюджетные фонды по представлению Правительства РФ утверждается Федеральным Со-бранием РФ в ежегодно принимаемом Федеральном законе «О та-рифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федера-ции, Фонд социального страхования Российской Федерации, Госу-дарственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования».
Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования в первоначаль-ном варианте Налогового кодекса РФ должны были быть объеди-нены в социальный налог, включенный в перечень федеральных налогов. Однако в окончательном варианте первой части Налого-вого кодекса РФ, принятой 31 июля 1998 г., вместо «социального налога» в перечень федеральных налогов и сборов (ст. 13) включе-ны «взносы в государственные социальные внебюджетные фонды», предусматривающие сохранение действующих в настоя-щее время обязательных платежей в каждый из этих внебюджет-ных фондов. Однако необходимо учитывать, что ст. 13 Налогового кодекса РФ будет введена в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса. Поэтому к идее объединения отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды в едином обязательном платеже законодатель возможно вернется позднее, после ее всесторонней дополнительной проработки, тем более что данные предложения поддерживают как ученые, так и представители финансово-кредитных органов Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. - М.: Юристъ, 2000. С. 179..
С учетом анализа норм действующего финансового законода-тельства, страховые платежи (взносы) в государственные социаль-ные внебюджетные фонды в правовом аспекте можно определить как вид обязательных платежей, взимаемых с организаций и фи-зических лиц по ставкам (тарифам), в порядке и сроки, закреплен-ные в нормативно-правовых актах, в целях финансового обеспече-ния гарантированных государством прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь, а также обеспечения деятельности самих внебюджетных фондов.
Таким образом, страховые взносы в государственные социаль-ные внебюджетные фонды устанавливаются как ставки (тарифы).
2.1.2. Государственный кредит
Для привлечения денежных средств в распоряжение государст-ва и решения проблем бюджетного дефицита, помимо других способов, применяется государствен-ный кредит.
Слово «кредит» произошло от латинского creditum - ссуда, долг, credere - верить. В толковом словаре В.И. Даля понятие «кредит» раскрывается как «доверие, вера в долг, забор, дача и прием денег или товаров на счет, на срок». В современном рус-ском языке термин «кредит» сохранил свое основное содержание и определяется как «ссуда, предоставление ценностей (денег, то-варов) в долг; коммерческое доверие». Таким образом, в общеп-ринятом смысле, кредит - это предоставление денег или товаров в долг на определенный срок на условиях возмездности и возврат-ности.
Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключе-ния договоров государственного займа регулируются также граж-данско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-право-вым институтом.
Как совокупность финансово-экономических отношений госу-дарственный кредит представляет собой отношения между госу-дарством, с одной стороны, и юридическими и физическими ли-цами - с другой, при которых государство выступает в роли за-емщика временно свободных денежных средств указанных субъ-ектов.
Правовые основы государственного кредита в Российской Фе-дерации закреплены в различных нормативных актах, основным среди которых является Закон РФ «О государственном внутрен-нем долге Российской Федерации». Этот закон впервые был при-нят 13 ноября 1992 г. Ранее специального нормативного акта, за-крепляющего основные положения государственного кредита Рос-сийской Федерации, не было. Не было такого закона и в бывшем Союзе ССР.
Кредитные отношения такого рода складываются, как мы вы-яснили, также на уровне субъектов Федерации и местного самоуп-равления и регулируются правовыми актами соответствующего уровня на основе законодательства Российской Федерации.
Вопросы государственного кредита конкретных субъектов РФ и муниципального кредита регулируются также конституциями и уставами субъектов Федерации, а также уставами конкретных му-ниципальных образований.
Общие же положения, касающиеся правового регулирования выпуска в обращение региональных и муниципальных займов со-держатся в Конституции Российской Федерации (ст. 12, 71, 72, 75, 132) и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Особое место в системе правовых источников займет Бюджет-ный кодекс РФ, которым комплексно урегулированы правоотно-шения по осуществлению государственных и муниципальных за-имствований, а также правоотношения в области государственно-го и муниципального долга.
2.2. Банковское (кредитное) звено финансово-кредитной системы
В банковской системе Российской Федерации, условно можно выде-лить несколько уровней, поскольку элементы, ее составляющие, имеют раз-личные в рамках данной системы цели, задачи, функции, полномочия и от-ветственность, то есть имеют различный правовой статус, но при этом дей-ствуют в одной и той же сфере общественных отношений - сфере финансов и денежно-кредитного обращения, имеют единые предмет и метод правово-го регулирования. Гейвандов Я. А. Основы правового регулирования банковской системы в Российской Федерации//Государство и право. 1997. - № 6. - С. 84
Существование в банковской системе нескольких уровней обуслов-лено тем, что в единую систему включены Центральный банк Российской Федерации, являющийся федеральным банком и главным банком Россий-ской Федерации, кредитные организации (банковские и небанковские), создающиеся по законодательству России, а также филиалы и представительст-ва иностранных банков. Банк России, согласно законодательству, является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для устойчивого функционирования кредитных организаций, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.
Как орган управления кредитной системы РФ он осуществляет контроль за законностью и целесообразностью создания банков и небанковских кредитных организаций. Химичева Н.С. Финансовое право. - М.: Юристъ, 2000. С. 211. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственные общества, и в свою очередь подразделяются на банковские и небанковские кредитные организации. Банковские кредитные организации представляет собой кредитные организации, которые имеют исключи-тельное право осуществлять в совокупности следующие банковские опера-ции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на ус-ловиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Небанковские кредитные организа-ции имеют право осуществлять отдельные банковские операции, причем до-пустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных ор-ганизаций устанавливаются Банком России. Иностранным банком является банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован. Ст. 1. Федерального Закона РСФСР №395-1 "О банках и банковской деятельности в РСФСР".
Каждая кредитная организация имеет устав, который содержит фирменное (полное официальное) наименование, указание на организационно-правовую форму, перечень осуществляемых банковских операций и сделок, сведения о месте нахождения органов управления, в том числе исполни-тельных, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и их полномочиях, а также иные сведения, предусмотренные федеральными зако-нами для уставов юридических лиц указанной организационно-правовой формы.
Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гаран-тирующего интересы ее кредиторов. Привлеченные денежные средства не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации.
Банк России устанавливает предельный размер неденежной части в уставном капитале кредитных организаций, а также минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемых кредитных организаций. Норматив минимального размера уставного капитала может устанавливаться в зависи-мости от вида кредитных организаций.
Право осуществления банковских операций кредитная организация получает после государственной регистрации в Банке России с момента получения лицензии, выдаваемой Банком России. Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России.
Кредитным организациям запрещается осуществлять деятельность в сфере материального производства и совершать операции с торгово-материальными ценностями, а также заниматься всеми видами страхования.
Банки вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами.
Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональ-ную деятельность на рынке ценных бумаг.
Отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотре-но Федеральным Законом.
Кредитные организации на договорных началах могут привлекать и размещать друг у друга средства в форме вкладов (депозитов), кредитов, осуществлять расчеты через расчетные центры и корреспондентские счета, открываемые друг у друга. Ст. 5, 6, 9, 10, 11, 12, 14, 28, 30. Федеральный Закон РСФСР №395-1 "О банках и банковской деятельности в РСФСР".
Центральное место в банковской системе занимает Банк России, который помимо сходных с кредитными организациями банковских опера-ций выполняет ряд не свойственных им функций, а также наделен государ-ственно-властными полномочиями по организации функционирования сис-темы в целом.
Структурные элементы системы кредитных организаций могут быть классифи-цированы по различным признакам. Так, по признаку наличия государствен-но-властных полномочий могут быть выделены: Центральный банк Россий-ской Федерации как единственный банк, имеющий государственно-властные и нормотворческие полномочия, и кредитные организации, филиалы и пред-ставительства иностранных банков.