Финансово-кредитная система РФ, принципы ее формирования и функционирования отдельных звеньев
Образующие систему организации могут иметь статус юридического лица (Банк России, кредитные организации, иностранные бан-ки) или не иметь такого статуса (структурные подразделения, территориаль-ные учреждения Банка России; представительства и филиалы иностранных банков в Российской Федерации).
По месту регистрации в банковской системе России действуют ор-ганизации, созданные и зарегистрированные в Российской Федерации, а также организации, зарегистрированные по законодательству иностранных государств, расположенные за пределами Российской Федерации, и их пред-ставительства и филиалы, находящиеся в Российской Федерации. Гейвандов Я. А. Основы правового регулирования банковской системы в Российской Федерации.// Государство и право. 1997. - № 6. - С. 84
В зависимости от целей, стоящих перед кредитными и иными орга-низациями, включенными в банковскую систему России, их можно разде-лить на коммерческие и некоммерческие. К некоммерческим организациям относится Центральный банк Российской Федерации, не имеющий цели по-лучения прибыли. Ст. 3. Федеральный Закон РСФСР №394-1 "О Центральном Банке РСФСР (Банке России)". Коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, то есть все кредитные организации. При этом, руководствуясь статьей 50 ГК РФ, можно сделать вывод, что представительства и филиалы иностранных бан-ков коммерческими организациями по законодательству России признаны быть не могут, поскольку таковыми являются непосредственно те иностран-ные банки, которые они представляют. Гражданский Кодекс Российской Федерации. (часть первая) (ст. 50) от 30 ноября 1994 г.//СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. Коммерческие банки бывают уни-версальными и специальными, региональными и межрегиональными (не ог-раничивающими свою деятельность определенной территорией), отраслевыми или созданными под реализацию конкретной программы (например, банки развития) и не ограничивающими свою деятельность определенной отраслью или программой.
Одним из важнейших критериев, позволяющих классифицировать организации, образующие систему кредитных организаций России, на группы, является форма собственности. По этому признаку могут быть выделены частные, государственные, муниципальные и смешанные кредитные организации. Банк России является государственной организацией, поскольку его уставной капитал и иное имущество являются федеральной собственностью, Ст. 2. Федеральный Закон РСФСР №394-1 "О Центральном Банке РСФСР (Банке России)". а 50 % финансовой прибыли перечисляется в федеральный бюджет.
В целях обеспечения экономической реформы в России могут соз-даваться муниципальные банки. Таковыми признаются коммерческие банки, входящие в банковскую систему Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством о банках и банков-ской деятельности, одним из учредителей (участников) которых выступает соответствующий орган местного самоуправления. К частным относятся кредитные организации, уставный капитал и имущество которых находятся в собственности физических или юридических лиц, основанных на частной собственности. Во всех иных случаях кредитные организации могут быть отнесены к смешанному типу. Среди них такие крупнейшие банки, как Сбербанк России и Внешторгбанк России. В зависимости от при-надлежности юридических и физических лиц, внесших свои средства в ус-тавный капитал кредитных организаций, тому или иному государству эти организации могут быть российскими или иностранными инвестициями (со-вместные, иностранные). Гейвандов Я. А. Основы правового регулирования банковской системы в Российской Федерации//Государство и право. 1997. № 6. - С. 85.
В последнее время много спорят о месте и роли иностранных бан-ков в России. В действующем законе о Центральном банке России преду-смотрено равенство прав банков резидентов и нерезидентов в России. Од-нако под мощным давлением коммерческих банков и их ассоциаций (Ассо-циация Российских банков - АРБ) эта норма была скорректирована Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 1993 года "О деятель-ности иностранных банков и совместных банков с участием средств нерезидентов на территории Российской Федерации". Указ Президента РФ № 1924 "О деятельности иностранных банков и совместных банков с участием средств нерезидентов на территории Российской Федерации" от 17 ноября 1993 г.//САППРФ. 1993. № 47. Ст. 4525. Этот Указ предусматри-вал введение моратория на операции иностранных и совместных банков с резидентами до 1 января 1996 года. Однако Указом от 10 июня 1994 года "О совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации" Указ Президента РФ №1184 "О совершенствовании работы банковской системы Российской Феде-рации" от 10 июня 1994 г.//СЗ РФ. 1994. № 7. Ст. 696.
изложенные ограничения были сняты в отношении банков из стран, с которыми у России заключены соглашения о поощрении и защите капита-ловложений.
Нестабильность законодательства в рассматриваемой области являет-ся отражением острой дискуссии по поводу правового положения ино-странных и совместных банков на российском рынке. Совершенно четко прослеживаются две противоположные позиции. Сторонники первой счита-ют необходимым существенно снизить деятельность иностранных банков, поставить заслон, который дал бы возможность их менее мощным и не очень опытным российским коллегам прочно встать на ноги. Поэтому такие условия, как не превышение капиталом иностранных банков 12 процентов совокупного российского банковского капитала, ограничение на три года их работы с ценными бумагами и требование минимального остатка на счете банка не 50 тыс. ЭКЮ или иной достаточно мягкий набор ограничений, представляются обоснованными, поскольку российским банкам действитель-но трудно конкурировать с зарубежными монстрами. При равных или более привлекательных условиях в российских банках клиент в силу особенно-стей российского менталитета все равно пойдет в иностранный банк, счи-тая, что последний обеспечит ему большую надежность вкладов. Для срав-нения, сторонники данной позиции приводят пример США, рекламирующих свою якобы абсолютно либеральную к иностранцам политику, примерно на 17 тысяч банков приходится всего 250-300 иностранных, а также пример Испании, создавшей совершенную банковскую систему, где до 1992 года иностранные банки могли иметь только представительства. Молчанов А., Тавасиев А. Российская банковская система: отечественная или иностранная?//Российская Федерация. 1994. № 4. - С. 30.
Сторонники противоположной позиции считают, что протекционист-ская позиция по отношению к российским коммерческим банкам создает им тепличные условия развития и, в конечном счете, приведет к полной неконкурентноспособности российских банков, в то время как кон-куренция заставит их "крутиться". Важно учитывать и благоприятное влия-ние функционирования иностранных банков на уровень банковской техно-логии и применение приемов, которые наработаны за долгие годы. Наконец, возможность пользоваться привычными банковскими услугами, надежность банковских механизмов снимет одну из причин слабого развития процесса иностранного инвестирования. Усиление протекционистских мер в России неминуемо приведет к ответным мерам со стороны развитых государств. В результате интеграция российских банков в мировой рынок окажется под угрозой. В пример, сторонники данной позиции приводят Чехию, где созда-ние банков с полной иностранной собственностью и совместных банков на национальный рынок не привел к разрушительным результатам: доля во вкладах девяти иностранных банков составляет 13 процентов, а в пяти со-вместных - 18 процентов совокупного банковского капитала. Торкановский Е. Каким быть банковскому законодательству России?//Хозяйство и право. 1994. № 11. - С. 76.
Следует отметить, что никто не ставит вопрос: "Пускать или не пускать иностранные банки в российскую экономику?", а дискуссии разво-рачиваются о мере их допуска, а, следовательно, в законодательстве должно быть решено какие и чьи капиталы и инвестиции нам нужны, в какие от-расли и в каком именно виде они нам желательны, на каких условиях и посредством каких механизмов мы готовы их принимать и многие другие взаимосвязанные вопросы.
Кредитные организации вправе создавать союзы и ассоциации, которые непосредственно не осуществляют банковских операций, и деятельность которых не может преследовать извлечение прибыли. Основными задачами союзов и ассоциаций являются защита и представление интересов своих членов, координация их деятельности, осуществление межрегиональных и международных связей, удовлетворение научных, информационных и профессиональных интересов, выработка рекомендаций для осуществления банковской деятельности и решения иных совместных задач.
2.3. Страховое звено финансово-кредитной системы
Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым эле-ментом социально-экономической системы общества.
Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы Российской Федерации. Оно выступает в двух обособлен-ных формах: в форме социального страхования и собственно стра-хования, связанного с непредвиденными чрезвычайными собы-тиями.
Социальное страхование в современных условиях развития ры-ночной экономики и функционирования предприятий, основан-ных на различных формах собственности, как самостоятельная форма страхования подразделяется, в свою очередь, на два вида: государственное социальное страхование и негосударственное со-циальное страхование. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ первый из названных видов социального страхования гражданам России гарантируется, второй - поощряется.
Вторая форма страхования - собственно страхование, связан-ное с непредвиденными чрезвычайными событиями.
В русском языке понятие «страхование» всегда ассоциирова-лось с деятельностью по предохранению от чего-нибудь неприят-ного, нежелательного Ожегов СМ., Шведова Н.Ю. Толковый сло-варь русского языка. М., 1998. С. 772.. Например, В. Даль так объясняет значение слова «страховать»: отдавать кому-либо «на страх, на ответ, руча-тельство, т.е. платить посрочно, за обезпеченье целости чего, с ответом на условную сумму» Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1980. Т. 4. С.337..
В современном русском языке основной смысл понятия «стра-хование» сохранился. Страховать - означает «предотвращать ма-териальные потери путем выплаты взносов учреждению, которое берет на себя обязательство возместить возможный ущерб, поне-сенный в специально оговариваемых случаях»2.
В экономическом аспекте страхование представляет собой сис-тему экономических отношений по поводу образования централи-зованных и децентрализованных резервов денежных и материаль-ных средств, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов.
С материальной точки зрения в ходе страхования создаются денежные (материальные) фонды специализированных учрежде-ний - страховщиков, используемые для возмещения ущерба, причиненного стихийными бедствиями, несчастными случаями, а также в связи с наступлением определенных событий.
Страхование предоставляет гарантии восстановления нарушен-ных имущественных интересов в случае непредвиденных природ-ных, техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влия-ние на укрепление финансов государства. Оно не только освобож-дает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.
Это определяет стратегическую позицию страхования в странах с развитой рыночной экономикой.
Для современной России ускоренное развитие страхования как механизма защиты имущественных интересов лиц становится осо-бенно значимым. Так, в результате широкомасштабной привати-зации значительная часть основных фондов перешла в собствен-ность физических лиц и негосударственных структур. Это настоятельно требует создания системы финансовых гарантий, обеспечи-вающей возмещение ущерба в случае стихийных бедствий, ава-рий, пожаров и других непредвиденных событий, которые могут негативно повлиять на формирующиеся производственные связи, породить сбои в отраслях экономики.
Характерными чертами страхования являются:
1. Не постоянный, а вероятностный характер отношений. При страховании нельзя заранее предусмотреть ни время наступ-ления страхового случая (определенного события, с которым свя-зано возмещение потерь страхователю), ни размер причиненных убытков. Невозможно определить заранее и конкретного страхова-теля, интересы которого будут подлежать защите в тот или иной момент времени.
2. Возвратность средств. Страховые платежи после объедине-ния их в страховой фонд подлежат (за вычетом расходов за услуги страховой компании) выплате самим же страхователям. Размер выплат конкретному страхователю при данной форме страхования (в отличие от социального) может зависеть не только от величины потерь, но и от условий конкретного страхового договора, напри-мер, от размера страховых платежей, срока договора и т.д. Возврат средств, согласно среднестатистическим данным, осуществляется, как правило, по истечении пяти - десяти лет после их внесения. Поэтому невыплата средств какому-либо конкретному страховате-лю из-за краткосрочности договора лишь подтверждает вероят-ностный характер отношений при страховании, но не свидетельст-вует об отсутствии этой характерной черты страхования. Ведь при страховании выплата средств предназначается не какому-либо конкретному страхователю, а как бы всем им в совокупности.
3. Строго очерченный (замкнутый) характер перераспредели-тельных отношений. Перераспределительные отношения при страховании заключаются в том, что сумма ущерба, подлежащая возмещению при наступлении страхового случая, распределяется между всеми участниками этих отношений. Субъекты страхова-ния - юридические и физические лица - аккумулируют в специ-ализированном предприятии (страховой компании) денежные фонды, за счет которых и осуществляется защита имущественных и личных интересов этих лиц. При этом риск раскладывается на всех страхователей, что особенно важно и максимально эффектив-но при нестабильных экономических условиях хозяйствования.
Таким образом, перераспределительные отношения при страхова-нии основываются на том, что общее количество страхователей, участвующих своими взносами в формировании страхового фонда, как правило, превышает число страхователей, получающих право на возмещение потерь, связанных с наступлением страхового слу-чая (что в конечном итоге и делает возможным перераспределе-ние). И поскольку этот фонд используется исключительно для воз-мещения потерь страхователям, размер страховых взносов будет зависеть от количества лиц, участвующих в этих отношениях: чем шире круг страхователей, тем меньшая доля придется на каждого из них в распределении ущерба. Поэтому возможность возместить значительный ущерб при незначительных суммах взносов появля-ется лишь тогда, когда количество страховщиков будет макси-мальным. В этом одно из преимуществ государственного обяза-тельного страхования.
Страховой деятельностью в Российской Федерации могут зани-маться как государственные, так и негосударственные организа-ции и компании. Деятельность страховых компаний носит пред-принимательский характер.
Содержание взаимоотношений государства и страховых ком-паний после перехода России к рыночным отношениям карди-нально изменилось. Государственное управление заменено на го-сударственное регулирование и контроль (надзор). Системы орга-нов государственного страхования как самостоятельной системы органов государственного управления на современном этапе не существует.
Основным органом, уполномоченным государством осущест-влять надзор за страховой деятельностью, является Министерство финансов РФ, а точнее - его Департамент страхового надзора. Ранее страховой надзор был возложен на Росстрахнадзор - Феде-ральную службу по надзору за страховой деятельностью, которая действовала в России с апреля 1993 г. по ноябрь 1996 г. На Депар-тамент страхового надзора Минфина России (как правопреемника) возложены функции по анализу документов, которые страховщи-ки представляют в Минфин РФ для получения лицензий и дачи по
ним (документам) заключения, регистрации страховых компаний, а также функции по ведению единого реестра страховщиков, уста-новлению правил формирования и размещения страховых резе-рвов, обобщению практики страховой деятельности, осуществле-нию контроля за обеспечением платежеспособности страховщи-ков. В случае обнаружения неоднократных нарушений законода-тельных актов РФ Департамент вправе предъявлять в арбитраж-ный суд иски об их ликвидации.
Сложный характер взаимоотношений при страховании, учас-тие в этих отношениях государственных органов предопределили изменения в этой области, регулируемой несколькими отраслями права, в частности гражданским и финансовым правом. Граждан-ское право регулирует договорные отношения в этой области (гл. 48 ГК РФ), финансовое право - отношения, основанные на государственно-властных велениях. Нормы финансового права оп-ределяют систему и организацию страхования, его виды, порядок обязательного страхования, лицензирование страховой деятель-ности, обеспечение финансовой устойчивости организаций-стра-ховщиков, а также осуществление государственного надзора за страховой деятельностью.
Государственный надзор, возложенный на федеральные органы исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защи-ты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинте-ресованных лиц и государства.
Отношения в области страхования, регулируемые нормами фи-нансового права, в зависимости от участвующих в них субъектов можно классифицировать на следующие виды:
1) отношения между государством в лице Правительства РФ и федеральными органами, исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью (Департаментом Минфина России) по по-воду утверждения основных положений их деятельности в целях осуществления государственного надзора за страховой деятельнос-тью в Российской Федерации (п. 2 ст. 30 Закона РФ «Об организа-ции страхового дела в Российской Федерации»);
2) отношения между федеральными исполнительными органа-ми власти по надзору за страховой деятельностью и организация-ми-страховщиками по поводу выдачи лицензий, установления правил формирования и размещения страховых резервов, показа-телей и форм отчетности страховых организаций, а также по пово-ду выполнения предписаний Департамента страхового надзора об устранении нарушений Закона РФ «Об Организации страхового дела в Российской Федерации», в связи с приостановлением или ограничением действия, а также отзывом лицензий страховщиков и т.д. (п. 3, 4 ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; п. 31 п. 7 Положения о Министерстве финансов РФ от 6 марта 1998 г.);
3) отношения между государством в лице федерального антимо-нопольного органа (Министерства РФ по антимонопольной поли-тике и поддержке предпринимательства) и организациями-стра-ховщиками по поводу предупреждения, ограничения и пресече-ния монополистической деятельности и недобросовестной конку-ренции на страховом рынке (ст. 31 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»);
4) отношения по обязательному государственному страхова-нию, где государство как обязательный субъект всех финансовых правоотношений выступает в качестве страховщика имуществен-ных и личных интересов отдельных категорий граждан и выраба-тывает меры по обеспечению имущественных интересов страхова-телей. Так, еще Росстрахнадзором 14 марта 1995 г. были утверж-дены Правила размещения страховых резервов Экономика и жизнь. 1995. № 19.. Страховые резе-рвы, образуемые из полученных от страхователей страховых взно-сов для предстоящих страховых выплат, в соответствии с п. 1.2 этих Правил инвестируются страховыми организациями в целях обеспечения их финансовой устойчивости и гарантий страховых выплат на принципах диверсификации, возвратности, прибыль-ности и ликвидности.
В целях обеспечения финансовой устойчивости всех страхов-щиков принято решение о повышении до 1 января 1999 г. мини-мального размера уставного капитала до 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни; не менее 35 тыс. МРОТ - при про-ведении страхования жизни и иных видов страхования и не менее 50 тыс. МРОТ - при проведении исключительно перестрахования (ч. 2 ст. 25 Закона РФ «Об организации страхового дела в Россий-ской Федерации»).
5) отношения между Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Министерством РФ по налогам и сборам со страховщиками по осуществлению контрольных функций за страховой деятель-ностью.
Поскольку в условиях рыночных отношений государство и предприятия становятся равноправными хозяйствующими субъ-ектами, каждый из которых отвечает только по своим долгам, осо-бенно остро ощущается необходимость использования страхова-ния. Таким образом, сами рыночные условия хозяйствования объ-ективно предопределяют необходимость защиты имущественных и личных интересов юридических и физических лиц путем созда-ния страховых фондов.
3. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
Финансы организаций и предприятий как часть финансовой системы охватывают процессы создания, распределения и использования ВВП в стоимостном выраже-нии. Они функционируют в сфере материального производства, где в основном создаются совокупный общественный продукт и национальный доход.
В ходе финансово-хозяйственной деятельности коммерчес-ких организаций и предприятий возникают определенные фи-нансовые отношения, связанные с организацией производства, реализацией продукции, формированием финансовых ресурсов, распределением и использованием доходов.
Финансы организаций и предприятий представ-ляют собой экономические отношения, возникающие в про-цессе формирования производственных фондов, производства и реализации продукции, образования собственных финансо-вых ресурсов, привлечения внешних источников финансирова-ния,их распределения и использования Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. С. 122..
Такие экономические отношения часто называют денеж-ными, или финансовыми, хотя финансовые отношения явля-ются частью денежных отношений, возникают лишь при дви-жении денежных средств и сопровождаются формированием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
* По своему экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений предприятий можно систематизиро-вать по следующим направлениям:
ь связанные с формированием уставного капитала хозяйст-вующего субъекта. Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы хозяйст-вования. Уставный капитал является основным источником формирования производственных фондов, приобретения нема-териальных активов любой коммерческой организации и пред-приятия;
ь связанные с производством и реализацией продукции, воз-никновением вновь созданной стоимости. К ним относятся де-нежные отношения между поставщиком и покупателем, транс-портом и клиентурой, заказчиком и подрядчиком и т. д.;
ь между коммерческими организациями и предприятиями, связанные с эмиссией и размещением ценных бумаг, с взаим-ным кредитованием, долевым участием в создании совместных предприятий;
ь между хозяйствующим субъектом и его подразделениями, вышестоящей организацией, союзами и ассоциациями, члена-ми которых они являются при выполнении взаимных финансо-вых обязательств;
ь между коммерческими организациями и предприятиями и от-дельными работниками, возникающие при распределении и ис-пользовании доходов, выпуске и размещении акций, облигаций, выплате дивидендов по акциям и процентов по облигациям;
ь между хозяйствующими субъектами и финансовой системой государства при уплате налогов и других платежей в бюджет, формировании внебюджетных фондов, получении ассигнова-ний из бюджета, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций;
ь между хозяйствующими субъектами и банковской системой в процессе хранения денег в банках, получения и погашения ссуд, уплаты процентов за кредит, оказания банковских услуг;
ь между хозяйствующими субъектами и страховыми компаниями, возникающие при страховании имущества, отдельных категорий ра-ботников, предпринимательского и коммерческого рисков.
Очевидно, что финансовые отношения, являясь частью де-нежных отношении, возникают лишь при реальном движении денежных средств и сопровождаются созданием или изменени-ем величины денежных фондов.
* Финансам коммерческих организаций и предприятий при-сущи те же функции, что и общегосударственным финансам, - распределительная и контрольная. Обе функции тесно связаны между собой.
Посредством распределительной функции происходят форми-рование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, создание основных пропорций в распре-делении доходов и финансовых ресурсов, обеспечивается опти-мальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, хозяйствующих субъектов и государства в целом.
Объективная основа контрольной функции - стоимостный учет затрат на производство и реализацию продукции (выпол-нение работ и оказание услуг) и формирование доходов и де-нежных фондов. Финансы как распределительные отношения обеспечивают источниками финансирования воспроизводствен-ный процесс (распределительная функция) и тем самым связы-вают воедино все фазы воспроизводственного процесса: произ-водство, обмен и потребление. Однако распределить и исполь-зовать доходов больше, чем создано в процессе производства и получено после реализации продукции, (выполнения работ и оказания услуг), невозможно. Размер получаемых хозяйствую-щим субъектом доходов определяет возможности его дальней-шего развития. От эффективности производства, снижения за-трат, рационального использования финансовых ресурсов зави-сят конкурентоспособность предприятия, его финансовая ус-тойчивость.
При нарушении нормального кругооборота средств, увели-чении затрат на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) снижаются доходы хозяйствующего субъекта и общества в целом, что свидетельствует о нарушении в произ-водственном процессе, недостаточном воздействии распредели-тельных отношений на эффективность производства.
Распределительные отношения затрагивают интересы как общества в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов, их работников, акционеров, кредитных и страховых институтов. Поскольку к распределению вновь созданной стоимости имеет-ся всесторонний интерес, финансовый контроль за деятельнос-тью хозяйствующего субъекта осуществляют:
ь непосредственно хозяйствующий субъект путем всестороннего анализа финансовых показателей, оперативного контроля за ходом выполнения финансовых планов, обязательств перед поставщика-ми товарно-материальных ценностей, потребителями продукции, государством, банками и другими контрагентами,
ь налоговые органы, которые следят за своевременностью и полнотой уплаты налогов и других обязательных платежей;
ь контрольно-ревизионная служба Министерства финансов РФ, которая осуществляет контроль за финансово-хозяйственной дея-тельностью предприятий и организаций, использующих бюджет-ные средства;
ь коммерческие банки при выдаче и возврате ссуд, оказании других банковских услуг;
ь независимые аудиторские фирмы при проведении аудитор-ских проверок.
Положительный финансовый результат хозяйственной дея-тельности коммерческих организаций и предприятий свиде-тельствует об эффективности применяемых форм и методов управления финансовыми ресурсами. И, наоборот, отрицатель-ный результат или отсутствие его говорят о недостатках в уп-равлении финансовыми ресурсами, организации производства и может привести к банкротству хозяйствующего субъекта.
Финансовые отношения коммерческих организаций и пред-приятий строятся на определенных принципах, связанных с ос-новами хозяйственной деятельности: хозяйственная самостоя-тельность, самофинансирование, материальная заинтересован-ность, материальная ответственность, обеспечение финансовы-ми резервами.
* Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты не-зависимо от формы собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования, направления вложений денежных средств с целью получения прибыли. Развитие рыноч-ных отношений существенно расширило самостоятельность хо-зяйствующих субъектов, появились новые возможности в инвести-ровании денежных средств. Коммерческие организации и пред-приятия с целью получения дополнительной прибыли могут осу-ществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других ком-мерческих организаций, государства, участия в формировании ус-тавного капитала другого хозяйствующего субъекта, хранения де-нежных средств на депозитных счетах коммерческих банков. Од-нако сказать о полной финансовой самостоятельности хозяйст-вующих субъектов в процессе формирования финансовых ресур-сов и использования принадлежащих им денежных средств нельзя. Государство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, коммерческие организации и предприятия всех форм собст-венности в соответствии с законодательством уплачивают необхо-димые налоги в соответствии с установленными ставками, участ-вуют в формировании внебюджетных фондов. Начисление амор-тизации также происходит по нормам, установленным законода-тельно.
* Принцип самофинансирования. Реализация этого принципа - одно из основных условий предпринимательской деятельности и обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в разви-тие производства за счет собственных денежных средств и, при необходимости, банковских и коммерческих кредитов. В настоя-щее время не все предприятия и организации способны полно-стью реализовать этот принцип. Предприятия и организации ряда отраслей народного хозяйства, выпуская продукцию, необходимую потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить ее достаточную рентабельность. К ним относятся отдельные пред-приятия городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, оборонной промышлен-ности, добывающих отраслей. Такие предприятия получают до-полнительные ассигнования из бюджета на разных условиях.
* Принцип материальной заинтересованности - объектив-ная его необходимость диктуется основной целью предпринима-тельской деятельности - получением прибыли. Заинтересован-ность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща коллективам предприятий и организаций, отдельным ра-ботникам и государству в целом. Реализация этого принципа мо-жет быть обеспечена достойной оплатой труда, оптимальной нало-говой политикой государства соблюдением экономически обосно-ванных пропорций в распределении чистой прибыли на потребле-ние и накопление.
* Принцип материальной ответственности - означает на-личие определенной системы ответственности за результаты фи-нансово-хозяйственной деятельности. Финансовые методы реали-зации этого принципа различны для отдельных хозяйствующих субъектов, их руководителей и отдельных работников. В целом для хозяйствующего субъекта этот принцип реализуется через пени и неустойки, штрафы, взимаемые при нарушении договорных обя-зательств (сроки, качество продукции), несвоевременности возвра-та краткосрочных и долгосрочных ссуд, погашения векселей, на-рушении налогового законодательства, а также в случае неэффек-тивной деятельности путем применения к данному хозяйствую-щему субъекту процедуры банкротства. Для руководителей ком-мерческих организаций и предприятий принцип материальной ответственности реализуется через систему штрафов в случаях на-рушения хозяйствующим субъектом налогового законодательства.
К отдельным работникам предприятий и организаций при-меняется система штрафов, лишения премий, увольнение с ра-боты в случаях нарушения трудовой дисциплины, допущенного брака.
* Принцип обеспечения финансовых резервов - необходи-мость формирования финансовых резервов и других аналогичных фондов связана с предпринимательской деятельностью, которая всегда сопряжена с риском. В условиях рыночных отношений по-следствия риска ложатся непосредственно на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реа-лизует разработанную им программу. В экономической борьбе за покупателя хозяйствующие субъекты вынуждены продавать свою продукцию в кредит с риском невозврата денег в срок. При нали-чии временно свободных денежных средств хозяйствующий субъ-ект вправе размещать их в виде депозитных вкладов или ценных бумаг с риском получения недостаточного процента дохода в срав-нении с темпами инфляции или новыми более доходными сфера-ми приложения денежных средств. Наконец, могут иметь место прямые экономические просчеты в разработке производственной программы.
Законодательно этот принцип реализуется в открытых и закрытых акционерных обществах. Величина резервного фонда регламентирована и не может быть менее 15% величины опла-ченного уставного капитала, но не более 50% налогооблагаемой прибыли, поскольку отчисления в резервный фонд производят-ся до налогообложения прибыли.
Финансовые резервы могут образовывать и хозяйствующие субъекты других организационно-правовых форм собственности по своему усмотрению, но из чистой прибыли, после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Вместе с тем денежные средства, направленные в финансо-вый резерв и другие аналогичные фонды, целесообразно хра-нить на депозитных счетах в банке либо в другой ликвидной форме с тем, чтобы они приносили дополнительную стоимость.
Все принципы организации финансов хозяйствующих субъ-ектов находятся в развитии и для их реализации в каждой кон-кретной экономической ситуации применяются свои формы и методы, соответствующие уровню развития производительных сил и производственных отношений.
Заключение
Итак, каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специ-фические финансовые отношения, посредством которых образуют-ся и используются соответствующие виды денежных фондов (дохо-дов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными, общего и целевого назначения. Централизованные денежные средства в определен-ных территориальных пределах (например, федеральный, респуб-ликанский, областной бюджеты) используются для удовлетворе-ния общих нужд соответствующей территории. К децентрализо-ванным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюдже-та, являются внебюджетные фонды (Пенсионный фонд. Фонд за-нятости населения и т.п.). В сравнении с ними государственный или местный бюджет - денежный фонд общего назначения.
Центральное место в финансовой системе Российской Федера-ции занимает бюджетная система. Путем ее использования обра-зуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюдже-тов субъектов РФ и муниципальных образований. Такие денежные фонды необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов Россий-ской Федерации, развития местного самоуправления.
Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов и иных обязательных платежей юридических и физичес-ких лиц. Однако используется привлечение средств и на возврат-ной основе через внутренний и внешний кредит.
Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды - новое звено финансовой системы Российской Федераций, появившееся в начале 90-х гг. При формировании этих фондов был использован зарубежный опыт. Внебюджетные целевые фонды со-здаются соответствующими представительными или исполнитель-ными органами государственной власти и местного самоуправле-ния.
Однако в связи с недостаточностью средств в бюджетной систе-ме (бюджетным дефицитом), распыленностью государственных финансовых ресурсов по многочисленным фондам, фактами неэф-фективного использования их в рамках фондов проведено вклю-чение (консолидация) в бюджетную систему части этих фондов. Так с 1995 г. в федеральном бюджете консолидируются дорожный и экологический фонды, государственный фонд борьбы с преступ-ностью, развития таможенной системы и др. при сохранении своей обособленности в форме целевых бюджетных фондов.
Финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства как обособленные денежные фонды, нахо-дящиеся в распоряжении соответствующих субъектов (предпри-ятий, министерств и т.д.), используются ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функцио-нируют финансы предприятий, организаций и учреждений. Это звено финансовой системы подразделяется на финансы коммер-ческих и некоммерческих организаций. Так, коммерческими ор-ганизациями являются предприятия, имеющие основной целью своей деятельное извлечение прибыли, в отличие от них бюджет-ные организации такой цели не имеют, хотя на основании зако-нодательства последних лет они вправе заниматься предприни-мательской и иной деятельностью для получения дополнитель-ных доходов в целях более полного выполнения ими своих функ-ций.
Финансы предприятий - исходное звено, основа всей финансо-вой системы, так как они непосредственно связаны с материаль-ным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. Имущественное и личное страхование обеспечивает форми-рование страховых денежных фондов, направляемых на возме-щение материального ущерба, причиненного физическим и юри-дическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Од-нако законодательство предусматривает случаи страхования за счет средств государственного бюджета (военнослужащих, госу-дарственных служащих, работников государственной налоговой службы и т.д.).
В связи с переходом к рыночной экономике страхование пере-стало быть государственной монополией. Наряду с государствен-ными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзо-ром государства.
Кредит выражается в привлечении свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляцию их в денежные фонды и предоставление другим субъектам во временное исполь-зование на началах возмездности и срочности. Кредит предостав-ляется заемщику не только из привлеченных, но и собственных средств кредитора. В условиях перехода к рыночной экономике кредитные отношения по своему содержанию и кругу участников стали более разнообразными.
Под государственным кредитом принято понимать отноше-ния, посредством которых образуется государственный долг. Это отношения по временному использованию денежных средств юри-дических и физических лиц государством при недостаточности го-сударственных (бюджетных) доходов для осуществления намечен-ных расходов. Государство в этих отношениях выступает в качест-ве заемщика, а лица, предоставившие ему средства, являются кре-диторами. Заимствование осуществляется в форме выпуска обли-гаций государственных займов, получения Правительством РФ кредитов в банке и др.
Список использованных источников
Актуальные проблемы финансов и банковского дела: Сб. науч. тр. / Под ред. А. И. Михайлушкина, Н. А. Савинской. - СПб.: СПбГИЭА, 1999.
Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. М.: Финстатинформ, 1995.
Бабич А. М., Павлова Л. Н. Финансы. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.
Балабанов И. Т., Степанов В. Н. Бюджетная система Российской Федерации. - СПб.: СПбТЭИ, 1995.
Бюджетный кодекс РФ
Гейвандов Я. А. Основы правового регулирования банковской системы в Российской Федерации // Государство и право. - 1997. - № 6.
Гражданский кодекс РФ
Гурьев А. Н., Памфилов С. Ф. История России: кредитная система. - М.: ЮКИС, 1995.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1980. Т. 4.
Конституция РФ 12 декабря 1993 года
Молчанов А., Тавасиев А. Российская банковская система: отечественная или иностранная? // Российская Федерация. 1994. - № 4.
Налоговый кодекс РФ
Ожегов СМ., Шведова Н.Ю. Толковый сло-варь русского языка. М., 1998.
Торкановский Е. Каким быть банковскому законодательству России? // Хозяйство и право. - 1994. - № 11.