Рефераты

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость

67

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В современном цивилизованном обществе налоги -- основная форма доходов государства.

В связи с введением 23 главы Налогового кодекса Российской Федерации в настоящее время не остается сомнений в актуальности данной темы, так как любые изменения в законодательстве приводят к появлению множества вопросов о применении новых норм.

К функциям налога относится проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств, она показывает каким образом реализуется общественное назначение данной категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Объектом исследования данной работы является реализация действующего законодательства в области отношений по поводу исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц (далее НДФЛ).

Предметом исследования являются отношения, регулируемые налоговым законодательством в части налога на доходы физических лиц.

НДФЛ, как и все налоги не бывает индивидуально возмездным, а является регулирующим доходным источником бюджета, так как доходы по нему используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налога по ставке, утверждаемой в установленном порядке на очередной финансовый период.

Цель данной работы - проанализировать теоретические основы налогового обложения физических лиц; показать их практическое применение; выявить проблемы связанные с исчислением, уплатой указанного налога; разработать мероприятия по совершенствованию действующего законодательства в указанной сфере деятельности.

Задачами данной работы являются:

1.) дать юридическую характеристику основных элементов НДФЛ;

2.) провести исследование особенностей формирования налогооблагаемого дохода;

3.) определить особенности налогового контроля за соблюдением налогового законодательства, а также особенности ответственности за его нарушение.

Для реализации поставленной цели и решения выявленных задач дипломная работа структурирована в следующей последовательности:

1. Во введении определяется актуальность выбранной темы дипломной работы, цель и задачи работы, объект исследования; анализируется состояние разработанности проблемы в юридической литературе; приводится краткий обзор правовой базы исследования, на материале которой выполнена выпускная квалификационная работа; раскрывается структура работы с кратким изложением ее основных положений.

2. В первой главе дается юридическая характеристика основных элементов налога на доходы физических лиц, определяется правовой статус налогоплательщиков НДФЛ и налоговых агентов, рассматриваются элементы НДФЛ и порядок исчисления, удержания и уплаты НДФЛ.

3. Во второй главе проводиться исследование особенностей формирования налогооблагаемого дохода, дается характеристика особенностей определения налоговой базы при получении доходов в натуральной форме, в виде материальной выгоды, по договорам страхования, договорам негосударственного пенсионного обеспечения и особенности по уплате налога на доходы от долевого участия в деятельности организаций, а также определение доходов отдельных иностранных граждан.

4. В третьей главе дается характеристика налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства, исследуется порядок представления налоговой декларации и анализируются проблемы двойного налогообложения.

5. В заключении обобщаются материалы исследования и предлагаются пути совершенствования действующего законодательства.

При написании данной работы использовались следующие нормативные акты - Налоговый кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы о внесении изменений в перечисленные кодексы, а также материалы судебной практики и научная литература.

В данной работе исследованы нормативные акты такие как, Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации первая и вторая части, Гражданский кодекс Российской Федерации первая и вторая части и федеральные законы, также работы таких авторов как Винницкий Д.В., Шаталов С.Д., Лукаш Ю.А., Никитин А.А. и другие работы.

При написании работы использованы следующие методы исследования: аналитический, сравнительный, графический, и другие.

1. ЮРИДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО НАЛОГОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Правовой статус налогоплательщиков налога на доходы физических лиц и налоговых агентов

С момента вступления в действие Налогового кодекса Российской Федерации появилось понятие - налоговый агент. Нельзя сказать, что по своему содержанию оно совершенно новое для российских налогоплательщиков, «… новой эта категория является только с точки зрения закрепления за ней специального термина, но никак не с точки зрения выполняемых налоговыми агентами функций» Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). - М.: Право, 2000. - С. 54..

Налоговый кодекс РФ определяет налогового агента как лицо, на которое возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Непосредственно в отношении налога на доходы физических лиц, перечень лиц, которые могут приобрести статус налогового агента, установлен гл. 23 НК РФ.

Налоговые агенты сталкиваются с двумя группами налогоплательщиков, для которых порядок обложения налогом на доходы физических лиц различен.

Ст. 207 НК РФ дает определение таких групп. Это:

- физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации;

- физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, получающие доходы от источников в Российской Федерации Налоговое право России: Учебник для вузов / Под ред. д. ю. н. проф. Ю.А. Крохиной. - М.: Бератор-Пресс, 2003. - С.69.

Объекты налогообложения, налоговые ставки и порядок расчета налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, предусмотренные главой 23 НК РФ, отличаются для двух групп налогоплательщиков.

Для налогового агента вопрос об отнесении налогоплательщика к первой или второй группе является первостепенным для правильного расчета налога на доходы физических лиц по доходам, источником которых явился данный налоговый агент.

Налоговые резиденты РФ - это физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году (ст. 11 НК РФ).

Налоговыми резидентами являются физические лица вне зависимости от их гражданства.

Порядок расчета периода времени, в течении которого физическое лицо находилось на территории РФ, изложен в Приказе МНС РФ от 29 ноября 2000 года № БГ-3-08/73 «Методические рекомендации налоговым органам о порядке применения гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» ч. 2 Налогового кодекса РФ» (в редакции Приказа МНС РФ от 05.03.2001 г. № БГ-3-08/73).

Даты отъезда и даты прибытия физических лиц на территорию Российской Федерации устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина.

В соответствии с НК РФ течение срока фактического нахождения на территории Российской Федерации начинается на следующий день после даты прибытия в Российскую Федерацию.

Российские граждане, состоящие в трудовых отношениях с организацией, предусматривающих продолжительность работы в Российской Федерации в текущем календарном году свыше 183 дней, считаются налоговыми резидентами с начала года.

Налогоплательщики предъявляют налоговому агенту (по месту получения дохода) документы, удостоверяющие принадлежность к гражданству того или иного государства.

Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей; Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

Иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства Налоговый кодекс Российской Федерации Ч.1 от 31.07.1998г № 146-ФЗ //СЗ РФ. - 1998. - № 31. - ст. 11.

Список документов, удостоверяющих личность налогоплательщика, принимаемых в качестве доказательства принадлежности к гражданству того или иного государства, содержится в Приложении к Приказу от 30.10.2001 г. № БГ-3-08/379 МНС России. (Приложение 1.)

Для освобождения от налогообложения доходов, полученных от источников в РФ, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий нерезидент Российской Федерации должен представить подтверждение того, что он является налоговым резидентом государства, с которым у Российской Федерации заключен договор об избежании двойного налогообложения Налоговый кодекс Российской Федерации Ч.2. от 05.08.2000г. № 117-ФЗ.// СЗ РФ. - 2000. - № 32. - ст.232. В противном случае его доходы, полученные от источников в РФ, будут облагаться налогом по ставке 30%.

На практике нередко возникает вопрос уплаты НДФЛ несовершеннолетними лицами в случаях, например, оплаты за их обучение в учебном заведении организацией или получения ими призов и вознаграждений за участие в различных конкурсах. В этих и подобных случаях налогоплательщиком является лицо, непосредственно получающее доход, т.е. несовершеннолетний гражданин. Однако законодательством о налогах и сборах пока не предусмотрен порядок уплаты НДФЛ указанными лицами. Поэтому данный вопрос может регулироваться следующим образом. Сумма налога с совокупного дохода несовершеннолетнего удерживается по соглашению с заработной платы родителя или вносится по приходному ордеру в кассу организации. Кроме того, гл. 4 НК РФ "Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" предусмотрена возможность участия в налоговых отношениях, в том числе и при уплате НДФЛ, представителя налогоплательщика. Законным представителем налогоплательщика - физического лица согласно п. 2 ст. 27 НК РФ признается лицо, выступающее в качестве его представителя в соответствии с гражданским законодательством РФ, т.е. это могут быть родители либо усыновители, попечители и опекуны. При отсутствии таковых в случаях, когда судом родители лишены родительских прав или по иным причинам, в силу которых дети остались без родительского попечения (в частности, когда родители уклоняются от воспитания либо защиты их прав и интересов), над детьми устанавливается опека или попечительство.

Кроме того, обязанность по уплате налогов и сборов за налогоплательщиков - физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими или недееспособными, предусмотренная ст. 51 НК РФ, исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять их имуществом Парыгина В.А., Тедеев В.А. Налоговое право Российской Федерации. /Серия «Учебники, учебные пособия» Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - С. 94. При получении указанными лицами доходов они считаются плательщиками НДФЛ, который уплачивается только за счет денежных средств этих лиц. Однако исполнение такой обязанности приостанавливается по решению соответствующего налогового органа в случае недостаточности или отсутствия денежных средств у указанных физических лиц для исполнения обязанности по уплате НДФЛ.

Особо следует отметить, что лица, на которых возложена обязанность по уплате налога за отсутствующих или недееспособных лиц, не вправе уплачивать различного рода штрафы, предусмотренные НК РФ, за счет имущества последних. Это связано, в частности, с тем, что безвестно отсутствующие лица должны быть дополнительно защищены от возможного причинения им имущественных убытков со стороны налоговых органов. При причинении гражданину убытков в результате незаконных действий государственных, в том числе и налоговых, органов всех уровней эти убытки в соответствии со ст. 16 ГК РФ подлежат возмещению.

Обязанность по уплате НДФЛ безвестно отсутствующим исполняется опекуном или попечителем, а недееспособным - его опекуном. При принятии в установленном порядке решения об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение обязанности по уплате НДФЛ возобновляется со дня принятия указанного решения.

1.2. Элементы налога на доходы физических лиц

В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, когда определены налогоплательщики и следующие обязательные элементы налогообложения:

- объект налогообложения;

- налоговая база и налоговая ставка;

- налоговый период;

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Следствием данного положения ст. 38 НК РФ являются следующие обязательные элементы налогообложения - налоговая база и налоговая ставка.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). - М.: Право, 2000. - С. 28..

В определенных случаях ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством Российской Федерации в порядке и пределах, определенных НК РФ.

Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются настоящим Кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных настоящим Кодексом.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи Парыгина В.А., Тедеев В.А. Налоговое право Российской Федерации. /Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - С. 94.

Общий порядок исчисления для всех установленных налогов определен ст. 52 НК РФ. В соответствии с положениями данной статьи налогоплательщик самостоятельно, а в случаях предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, налоговый орган или налоговый агент исчисляют сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Порядок и сроки уплаты налога зависят от того, на кого возложено исполнение данной обязанности. По общему правилу, содержащемуся в ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Если же обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога с налоговым агентом.

Льготы по налогам и сборам не являются обязательным элементом налогообложения, но в соответствии с п.2 ст.17 НК РФ в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые льготы, а также основания для их использования налогоплательщиком.

Льготами по налогам и сборам признаются представляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов.

Включается и возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 НК РФ).

Налог на доходы физических лиц включен в состав федеральных налогов. Как определено п.5 ст.3 НК РФ, федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом РФ. В дополнении к данному положению в соответствии со ст.53 НК РФ налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам тоже устанавливаются только НК РФ. Поэтому по всем вопросам, касающимся исчисления налога на доходы физических лиц, налоговых ставок, налоговой базы и порядка ее определения по данному налогу, необходимо руководствоваться только гл. 23 НК РФ.

Объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц в соответствии со ст. 209 НК РФ признается доход полученный налогоплательщиками:

от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;

от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ Налоговый кодекс Российской Федерации Ч.2. от 05.08.2000г. № 117-ФЗ// СЗ РФ. - 2000. - № 32. - ст.209.

Общие для всех налогов принципы определения доходов установлены ст. 41 НК РФ.

Доходом признается экономическая выгода в денежной или материальной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

Если положения НК РФ не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам от источников в Российской Федерации либо к доходам от источников за пределами Российской Федерации, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с гл. 23 НК РФ порядок определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц изложен в ст. 210 НК РФ.

Правилом при определении налоговой базы является то, что учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право распоряжения, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения доходов физических лиц служит доход, полученный налогоплательщиком (налоговым резидентом РФ) от источников в России и (или) за ее пределами. Поэтому в состав налоговой базы включаются все налогооблагаемые доходы, полученные физическим лицом в течение календарного года, независимо от вида, формы или способа их получения. Освобождаются от налогообложения доходы, перечисленные в ст. 217 НК РФ (например, государственные пенсии или пособия).

Налоговый кодекс в п. 1 ст. 210 упоминает два принципиально различающихся между собой способа получения дохода: приобретение имущества (в денежной и натуральной форме); сбережение имущества (в форме материальной выгоды) Налоговое право России: Учебник для вузов / Под ред. д. ю. н. проф. Ю.А. Крохиной. - М.: Бератор-Пресс, 2003. - С.53.

Правильность определения налоговой базы за отчетный период зависит от момента фактического получения дохода. Для установления этой даты могут использоваться два метода - кассовый и метод начислений.

Правовой режим определения налоговой базы зависит от вида налогооблагаемого дохода. Налоговая база большинства доходов (к ним применяется ставка 13%) соответствует денежному выражению доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов (ст. ст. 218 - 221 НК РФ).

Налоговый кодекс РФ предусматривает несколько разновидностей этих вычетов: стандартные (ст. 218), социальные (ст. 219), имущественные (ст. 220) и профессиональные (ст. 221). По сравнению с прежним законодательством о подоходном налоге современный режим вычетов изменился: одни вычеты введены впервые (например, социальные образовательные вычеты), размер других увеличен (например, льготы при покупке жилья).

Стандартные налоговые вычеты зафиксированы в твердой денежной сумме (3000, 500, 400 и 300 руб. за каждый месяц налогового периода) и предоставляются налогоплательщику одним из работодателей - источников выплаты на основании его письменного заявления и доказательств права на вычеты. Некоторые стандартные вычеты зависят от размера совокупного дохода налогоплательщика за предыдущие месяцы (подпункты 3 - 4 п. 1 ст. 218) Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). - М.: Право, 2000. - С. 36.

. Начиная с месяца, в котором этот доход превысил 20 тыс. руб., соответствующий налоговый вычет не применяется. Поэтому при переходе в течение календарного года с одного места работы на другое налогоплательщик обязан взять справку о доходах, полученных на прежней работе. Эти сведения будут учтены при определении налоговых вычетов по новому месту работы.

Расчет налоговой базы с учетом стандартных вычетов возможен не только у источника выплаты дохода, но и в налоговом органе на основании налоговой декларации (п. 4 ст. 218).

Социальные вычеты предоставляются налогоплательщикам, участвующим в благотворительной деятельности, оплачивающим свое (или своих детей в возрасте до 24 лет) обучение в образовательных учреждениях, финансирующим лечение и приобретение медикаментов. Законодатель ограничил максимальный размер вычетов. Например, по расходам на лечение вычет не может превышать 25 тыс. руб.

Имущественные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам, получившим доход от продажи своего имущества, построившим или купившим на территории РФ жилой дом или квартиру, взявшим ипотечный кредит в российских банках для нового строительства либо приобретения жилья. Такой вычет, как правило, ограничен твердой денежной суммой (например, 125 тыс. руб.) или размером фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением налогооблагаемого дохода. Налогоплательщик обязан доказать факт приобретения им права собственности на жилой дом или квартиру, а также уплаты денежных средств.

Профессиональные налоговые вычеты предоставляются индивидуальным предпринимателям, частнопрактикующим специалистам (п. 1 ст. 227), участникам гражданско-правовых договоров на выполнение работ или оказание услуг, авторам произведений науки, литературы и искусства. Такой вычет предоставляется в соответствии с фактически произведенными и документально подтвержденными расходами, прямо связанными с исполнением соответствующих договоров.

Обязанность доказывания того, что произведенные расходы соответствуют перечисленным признакам, лежит на налогоплательщике.

Если у налогоплательщика отсутствуют необходимые доказательства, то законодатель, как правило, дает возможность вычесть из налогооблагаемого дохода затраты, рассчитанные исходя из твердо установленного норматива.

Если сумма налоговых вычетов окажется больше доходов, то в таком налоговом периоде налоговая база считается нулевой.

Налоговые вычеты применяются не ко всем доходам. Так, налоговая база по доходам, перечисленным в п. 2 (например, стоимость товаров, переданных по договору дарения в рекламных целях) и п. 3 (например, дивиденды по акциям) ст. 224, не уменьшается на сумму каких-либо вычетов. С учетом повышенной налоговой ставки это приведет к значительному увеличению налогового бремени по этим видам доходов Парыгина В.А., Тедеев В.А. Налоговое право Российской Федерации. /Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - С. 55..

Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению или по указанию уполномоченных органов удерживаются какие-либо суммы, эти вычеты не уменьшают налоговую базу.

Хотя законодатель отказался от прогрессивной шкалы налогообложения, тем не менее, к налоговой базе подоходного налога может применяться три различные налоговые ставки (13, 30 и 35%). Поэтому она определяется отдельно по каждому виду доходов. В качестве общего правила для основной массы доходов (независимо от типа или вида договора) установлена единая налоговая ставка - 13% (п. 1 ст. 224). Повышенные ставки в 30 и 35% применяются лишь в отдельных высокодоходных сферах экономической деятельности, исчерпывающий перечень которых приводится в п. п. 2-3 ст. 224 НК РФ.

1.3. Порядок исчисления, удержания и уплаты налога на доходы физических лиц

Российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, а также коллегии адвокатов и их учреждения, обязанные исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц (НДФЛ), именуются налоговыми агентами Налоговое право России: Учебник для вузов / Под ред. д. ю. н. проф. Ю.А. Крохиной. - М.: Бератор-Пресс, 2003. - С.94.

Статья 226 НК РФ раскрывает особенности исчисления налога налоговыми агентами.

Согласно данной статье налоговый агент - это российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, за исключением доходов следующих видов налогоплательщиков:

- индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;

- частных нотариусов и других лиц, занимающихся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности;

- физических лиц - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества, а также от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;

- физических лиц - налоговых резидентов Российской Федерации, получающих доходы из источников, находящихся за пределами Российской Федерации, - исходя из сумм таких доходов.

Налоговые агенты удерживают начисленную сумму налога из любых доходов налогоплательщика при их фактической выплате, при этом удерживаемая сумма не должна превышать 50% от суммы выплаты.

Перечисление налога по доходам, выплачиваемым в денежной форме, налоговые агенты обязаны произвести не позднее дня получения денежных средств в банке или дня, следующего за днем фактической выплаты дохода в денежной форме. Если доход выплачивается в натуральной форме или получен в виде материальной выгоды, то налоговые агенты обязаны перечислить его не позднее дня фактического удержания налога.

Исчисление и уплата сумм налога в соответствии со ст. 226 НК РФ производится налоговым агентом в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент. Таким образом, для налоговых агентов установлен общий порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц. Однако из всех рассматриваемых доходов выделены некоторые доходы налогоплательщика, в отношении которых налоговые агенты производят исчисление и уплату налога в особом порядке, установленном НК РФ.

В перечень исключений попадают следующие виды доходов:

доходы по операциям с ценными бумагами, включая инвестиционные паи паевого инвестиционного фонда, и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги (ст. 214.1 НК РФ);

доходы индивидуальных предпринимателей и других лиц, занимающихся частной практикой, полученные от осуществления такой деятельности (ст. 227 НК РФ);

доходы установленные ст. 228 НК РФ:

исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;

исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;

физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы из источников, находящихся за пределами Российской Федерации;

доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, - исходя из сумм таких доходов;

выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других, основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) Винницкий Д.В. Налоги и сборы: Понятие. Юридические признаки. Генезис. - М.: Омега-Л, 2002. - С. 23..

Рассмотрим подробнее основания, по которым перечисленные виды доходов рассматриваются в качестве исключения.

1. Доходы по операциям с ценными бумагами, включая инвестиционные паи паевого инвестиционного фонда, и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги.

При определении налоговой базы по доходам по операциям с ценными бумагами, включая инвестиционные паи паевого инвестиционного фонда, и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги, учитываются доходы, полученные по следующим операциям Постатейный комментарий к части первой налогового кодекса Российской Федерации. Гуев А.Н. - М.: Инфра-М, 2000. - С. 249.:

купли-продажи ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг;

купли-продажи ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг;

с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги;

купли-продажи инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, включая их погашение;

с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги, осуществляемым доверительным управляющим (за исключением управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд) в пользу учредителя доверительного управления (выгодоприобретателя), являющегося физическим лицом.

Под финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги, в целях настоящей главы понимаются фьючерсные и опционные биржевые сделки.

Налоговым агентом в отношении данных доходов признается доверительный управляющий, который определяет налоговую базу с учетом положений ст. 214.1 НК РФ.

2. Доходы индивидуальных предпринимателей и других лиц, занимающихся частной практикой, полученные от осуществления такой деятельности. В соответствии со ст. 227 НК РФ доходы индивидуальных предпринимателей и других лиц, занимающихся частной практикой, полученные от осуществления такой деятельности, относятся к группе доходов, в отношении которых налоговые агенты не производят исчисление налога.

Эти налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет.

3. Перечень доходов, установленных ст. 228 НК РФ.

Налогоплательщики, получившие доходы самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет.

Они обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

Таким образом, налоговые агенты не производят исчисление и уплату сумм налога на доходы физических лиц в отношении тех доходов, источником которых может явиться налоговый агент.

Неисполнение или не надлежащее исполнение налоговым агентом возложенных на него налоговым законодательством обязанностей является основанием привлечения налогового агента к ответственности.

Исчисление сумм и уплата НДФЛ производятся налоговым агентом нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка в размере 13%, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога Щур Д.Л., Шаповалов И.С. Налоговое право: Учебное пособие. - М.: Дело и сервис, 2002. - С.48..

Сумма НДФЛ применительно к доходам, в отношении которых применяются ставки 30 и 35%, исчисляется налоговым агентом по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику. Исчисление НДФЛ производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов и удержанных ими сумм налогов. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Причем удержание производится за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате их налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма НДФЛ не может превышать 50% от суммы выплаты.

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

В случае невозможности удержания у налогоплательщика исчисленной суммы налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Таким обстоятельством, в частности, признается случай, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.

Уплата НДФЛ за счет налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

Если совокупная сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 руб., она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года.

Налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена МНС России. Кроме того, они представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за налоговый период и суммах начисленных и удержанных налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной МНС России. Указанные сведения представляются на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникации в порядке, определяемом МНС России. После чего налоговые органы направляют эти сведения налоговым органам по месту постоянного жительства физических лиц. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях. В исключительных случаях с учетом специфики деятельности либо особенностей места нахождения организаций налоговые органы могут предоставлять отдельным организациям право представлять сведения о доходах физических лиц на бумажных носителях. При этом сведения о выплаченных индивидуальным предпринимателям суммах за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы не представляются в том случае, если они предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица.

Налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных ими доходах и удержанных с них суммах налога по форме, утвержденной МНС России. Излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату по соответствующему заявлению налогоплательщика. Суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения задолженности по налогу Постатейный комментарий к части первой налогового кодекса Российской Федерации. Гуев А.Н. - М.: Инфра-М, 2000. - С. 249..

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОГАЕМОГО ДОХОДА

2.1. Особенности определения налоговой базы при получении доходов в натуральной форме и в виде материальной выгоды

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты