Глава 1. Налоговое законодательство в регулировании ВЭД
1.1. Исторический аспект развития налогового законодательства о ВЭД ………………………………………………………………………………..6
1.2. Параллели с зарубежными системами налогообложения ВЭД …….16
Глава 2. Анализ современной системы налогообложения ВЭД РФ
2.1. Налогообложение экспортных операций …………………..…………..38
2.2. Налогообложение импортных операций ………….………..………….6
2.3. Налогообложение бартерных операций ……………..……..…………..7
Глава 3. Проблемы и перспективы налогового законодательства в сфере ВЭД РФ
3.1. Проблемы, связанные с применением налогового законодательства в сфере ВЭД ..….…………………………………………………………………..7
3.2. Перспективы развития налогового законодательства в сфере ВЭД 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……..…………………………………………………………9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……..……………………………………………..9
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………….………….............…………………9
ВВЕДЕНИЕ
Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Ни одна страна, какой бы крупной и самообеспеченной важнейшими ресурсами она ни была, не может изолированно существовать в рамках мирового пространства.
К числу важнейших форм мировых экономических отношений относятся:
-- международная торговля товарами и услугами;
-- движение капиталов и зарубежных инве-стиций;
-- миграция рабочей силы;
-- межстрановая кооперация производства;
-- обмен в области науки и техники;
-- валютно-кредитные отношения.
Хотя различные формы международных экономических свя-зей развиваются во взаимодействии, в реализации каждой из них есть своя специфика, что позволяет говорить о них как о состав-ных частях структуры мирового хозяйства. В структуру мирового хозяйства входят мировые рынки товаров и услуг, капиталов, рабочей силы, международная валютная система, международная кредитно-финансовая система, сфера обмена в области науки, техники и информации, международный туризм и др.
Актуальность темы дипломной работы неоспорима, т.к. проблемы налогообложения внешнеэкономической деятельности входят в ряд ключевых, оказывающих влияние на процессы развития международных торговых отношений страны. Без совершенствования этих отношений невозможно проведение интеграции России в мировую рыночную экономику.
Для современного этапа реформирования экономики России характерны тенденции ее возрастающей интеграции с мировым сообществом, активного выхода отечественных предприятий на зарубежные рынки, интенсификации развития новых форм международного бизнеса.
Проводимые в Российской Федерации экономические реформы обусловили необходимость радикальных изменений в механизме регулирования государственной внешнеторговой деятельности, которое осуществляется посредством применения экономического и административного методов управления внешнеторговой деятельностью в соответствии с действующим российским законодательством. Каждый метод предполагает использование конкретных инструментов регулирования, которые могут быть объединены в следующие группы:
- таможенно-тарифные инструменты, то есть импортный и экспортный тарифы;
- квазитарифные инструменты (таможенные сборы, акцизы и НДС, взимаемые таможенными органами, и т.д.);
- валютно-финансовое регулирование (порядок совершения валютных операций и т.д.);
- антидемпинговые и компенсационные пошлины;
- государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами;
- установление различного рода технических барьеров;
- контингентирование (квотирование);
- лицензирование внешнеторговых операций.
В данной работе рассматриваются вопросы налогообложения внешнеэкономической деятельности.
Формирование эффективной системы норм налогового законодательства и ее позитивное влияние на экономику Российской Федерации - неотъемлемая предпосылка успешного развития страны. Это предполагает надлежащее правовое регулирование налоговых отношений в общей финансовой деятельности государства.
Одной из важнейших современных проблем в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости государственных налогов. По оценкам ряда экономистов в ведущих индустриальных странах со сложившейся системой налогообложения собираемость налогов достигает 92-93% от расчетного уровня. В российской экономике этот показатель намного ниже - по оптимальным оценкам он составляет 60%, по минимальным - около 40%.
Общеизвестно, что в странах с рыночной экономикой налоги являются важнейшей компонентой доходной части государственного бюджета. Поэтому основная задача органов государственного управления заключается в нахождении варианта налоговой системы, оптимально сочетающей интересы государства и налогоплательщиков. Эта задача предопределяет важность усовершенствования налоговой системы государства и экономического анализа результатов ее деятельности.
Предметом исследования в дипломной работе являются вопросы налогообложения импортно - экспортных операций в стране.
Цель работы:
- рассмотреть исторический и международный опыт решения вопросов налогообложения импортно - экспортных операций;
- провести анализ современной системы налогообложения ВЭД;
- выявить проблемы, связанные с применением налогового законодательства в сфере ВЭД;
- наметить перспективы дальнейшего развития налогового законодательства в сфере ВЭД;
Из поставленных целей логически вытекает главная задача дипломной работы - исследовать эволюцию и перспективы развития налогообложения импортно - экспортных операций в нашей стране.
Источниками для написания работы явились труды современных отечественных и зарубежных исследователей, опубликованные статистические данные и нормативные документы.
Глава 1. Налоговое законодательство в регулировании ВЭД
1.1. Исторический аспект развития налогового законодательства о ВЭД
Внешнеэкономическая политика Российской Федерации находится в стадии формирования постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база Как известно в течение многих десятилетий в нашей стране господствовала монополия внешнеэкономической деятельности то есть исключительное право государства на осуществление всех видов внешнеэкономических связей Государство осуществляло свою монополию через специально созданные органы Внешняя торговля проводилась через Министерство внешней торговли (позднее Министерство внешнеэкономических связей) и его отраслевые экспортно-импортные объединения; международные расчеты через Внешэкономбанк СССР
Постепенное реформирование внешнеэкономической деятельности начинается с 1986г. Были расширены права государственных внешнеторговых организаций наряду с ними на внешний рынок были допущены отраслевые республиканские и региональные организации С конца 80-х годов начали получать право непосредственного выхода на внешний рынок производители экспортной продукции
Решительный перелом в регулировании внешнеэкономической деятельности связан с Указом Президента России от 15 ноября 1991 г “О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР” В соответствии с этим указом право на осуществление внешнеэкономической деятельности получили все субъекты хозяйственной деятельности независимо от форм собственности без специальной регистрации
Одной из приоритетных задач экономических преобразований в России стала либерализация внешней торговли, которая была призвана способствовать равноправной интеграции российской экономики в мировое хозяйство. Это предполагало в свою очередь формирование базирующегося на рыночных принципах механизма государственного регулирования внешнеторговых потоков, снятие неоправданных ограничений в этой сфере.
Задачи первого этапа экономических реформ были определены в принятой в 1993г. среднесрочной Программе Правительства Российской Федерации - «Развитие реформ и стабилизация российской экономики», рассчитанной на 1993-1995гг. В целях улучшения положения России в системе международного разделения труда, проблемы неплатежеспособности страны задачами среднесрочного характера в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности были определены:
сокращение и отказ от количественных ограничений во внешней торговле, использование экономических методов регулирования, переход к единому курсу рубля:
сближение структуры внутренних и мировых цен, последовательное снижение ставок экспортного тарифа с отменой его к началу 1996г., введение унифицированного импортного тарифа;
поддержка экспорта и расширение рынков сбыта российской продукции.
Система регулирования внешнеторговых операций стала формироваться в конце 1991г. - начале 1992г. Основную роль при этом играли методы нетарифного регулирования: квотирование и лицензирование экспортных поставок, а также регистрационный режим в отношении экспортеров стратегически важных сырьевых товаров. Под лицензионным контролем находилась подавляющая часть экспорта России (в 1992-1993гг. - порядка 75-80%), причем по основному его объему лицензии выдавались в пределах установленных государством квот Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Ведяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой, Л.С. Тарасевича - М.: Инфра-М, 2002. - 714 с. (серия «Высшее образование»).
.
С 1992г. стал действовать экспортный таможенный тариф. В первые два года его действия вывозные пошлины охватывали около ѕ российского экспорта. Обложению пошлинами подлежал экспорт топливно-сырьевых товаров, продовольствия, промышленных полуфабрикатов, а также некоторых видов готовой промышленной продукции. Общая классификация таможенных тарифов приведена в Приложении 1.
Ввоз определенного круга изделий подлежит лицензированию - в их число входят химические средства защиты растений, лекарства, промышленные отходы, а также товары, включенные в перечень, по которому разрешения выдаются в порядке, определяемом Правительством и Президентом (вооружение, боеприпасы, ядерные материалы и технологии, драгоценные металлы и камни, наркотические, психотропные вещества и яды, продукция, имеющая двойное назначение). Поэтому регулирование импортных поставок осуществлялось преимущественно тарифными и налоговыми мерами.
Реформирование внешнеэкономических связей в 1993-1996гг. проводилось с учетом результатов, достигнутых в предшествующий период.
В 1993-1994гг. имела место частичная либерализация экспортного режима: список квотируемых товаров постепенно сокращался, уменьшался также перечень товаров, облагаемых экспортными пошлинами, а их ставки снижались. В отношении импорта товаров экономические меры регулирования дополнялись обязательной сертификацией на предмет их безопасности и соответствия российским стандартам.
В течение второй половине 1994г. и в начале 1995г., по существу, был отменен прежний порядок регулирования российского экспорта на основе квот и лицензий. С этого времени в перечень товаров, подпадающих под лицензионный режим, стали входить:
продукция, вывоз которой регламентируется квотами, установленными «извне», т.е. на базе подписанных Россией международных обязательств;
товары, по которым сохранен особый порядок экспорта.
Отмена количественных ограничений и особого режима экспорта основных валютоемких товаров не могла компенсироваться регистрацией экспортных контрактов, которая была введена во второй половине 1994г. в отношении отдельных товаров, ранее подпадавших под лицензионный контроль.
С 1994г. по 2003 г. действовала система валютного контроля при экспорте товаров, разработанная ГТК России и Центробанком.
В случае непоступления или несвоевременного поступления экспортной валютной выручки обоснованность данного факта оценивает специальная комиссия, созданная под эгидой МВЭС.
Важнейшие сдвиги в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности произошли в 1995г. Наиболее значимыми мероприятиями явились либерализация нефтяного экспорта, отмена института спецэкспортеров СВСТ, ограничение области применения мер нетарифного регулирования, отмена в целях обеспечения экономической эффективности и повышения доходов федерального бюджета льгот по таможенным пошлинам, введение новых ставок ввозных таможенных пошлин по основным товарным группам.
Форсированная либерализация внешнеторгового режима вызвала необходимость создания достаточно сложной и громоздкой системы учета и контроля, разработанной по разным ведомствам (ГТК, ВЭК, Центробанк, МВЭС, Госналогслужба, Налоговая полиция и др.). Однако, как свидетельствуют данные оперативного контроля, манипуляции с количеством и качеством и, как следствие, стоимостью товара позволяли экспортерам образовывать до 30% неучтенной валютной выручки Булатов А. Капиталообразование в России / Вопросы экономики. 2001г. №3.
.
Для преодоления указанных недостатков в конце 1995г. было принято решение ввести единую систему обязательной экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 марта 1996г. № 298 эта система была сохранена, но она, во-первых, не носит обязательного характера, а, во-вторых, распространяется на ограниченный перечень товаров.
Основным нормативным актом в сфере валютного регулирования в настоящее время Федеральный Закон № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г. "О валютном регулировании и валютном контроле". Он определяет перечень государственных органов, ответственных за принятие актов валютного законодательства и контроль за их соблюдением (таблица 1).
Таблица 1 Государственные органы РФ, ответственные за принятие актов валютного законодательства и контроль за их соблюдением.
Наименование го-|Наименование подраз-|Правовая основа функциониро-|
|сударственного |деления, выполняющего|вания государственного органа|
В конце 1991 г. в международном сообществе появилось новое образование - Содружество Независимых Государств (СНГ). Учредителями СНГ стали 11 государств - бывших республик СССР, в 1993 г. членом Содружества стала и Грузия.
Страны СНГ поставили перед собой задачу всестороннего и сбалансированного развития государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственной кооперации и интеграции. В целях эффективного решения этой задачи государства Содружества 24 сентября 1993 г. заключили Договор "О создании Экономического союза".
В соответствии с Договором целями Экономического союза являются:
формирование условий стабильного развития экономик договаривающихся сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;
поэтапное создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений;
создание равных возможностей и гарантий для всех хозяйствующих субъектов;
совместное осуществление экономических проектов, представляющих общий интерес.
Отметим, что Экономический союз предполагает:
свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;
согласованную денежно-кредитную, бюджетную, налоговую, ценовую, внешнеэкономическую, таможенную и валютную политику;
Для каждой формы интеграции предусмотрен комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые должны быть приняты и осуществлены в соответствии с отдельными соглашениями.
Договаривающиеся стороны проводят последовательную гармонизацию налоговых систем, унифицируют виды основных налогов, а также законодательные положения о порядке взимания и о применении ставок налогов. Заключено отдельное соглашение о налоговой политике, осуществляемой в рамках Экономического союза.
Договор "О создании Экономического союза" не был подписан Украиной, которая в своем заявлении в связи с данным Договором изъявила желание о намерении сотрудничать с экономическим сообществом в качестве ассоциированного члена на основе отдельного соглашения в соответствии со ст.30 Договора о создании Экономического союза.
2 апреля 1994 г. было принято Соглашение "О создании зоны свободной торговли", цель которого - обеспечение взаимодействия в решении конкретных задач первого этапа создания Экономического союза, направленных на:
постепенную отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, и количественных ограничений во взаимной торговле;
координацию экономической политики в той мере, в какой это необходимо для достижения целей Соглашения (в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, финансов, инвестиций, социальной сферы, развития добросовестной конкуренции и т.д.);
гармонизацию и (или) унификацию законодательства договаривающихся сторон в той мере, в какой это необходимо для надлежащего и эффективного функционирования зоны свободной торговли.
На сегодняшний день для России, Грузии и Туркмении Соглашение применяется временно, так как, согласно ст. 23 Соглашения, оно временно применяется со дня подписания и вступает в силу с даты сдачи на хранение депозитарию третьего уведомления о выполнении подписавшими его договаривающимися сторонами всех необходимых внутригосударственных процедур.
Руководствуясь положениями данного Соглашения, Правительством РФ 10 и 20 октября, а также 29 ноября 2000 г. были подписаны двусторонние соглашения о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле соответственно с Правительством Республики Киргизия, Правительством Республики Армения и Правительством Азербайджанской Республики.
Исходя из положений названных соглашений, взимание косвенных налогов во взаимной торговле между сторонами осуществляется по принципу страны назначения.
Нормы гл.21 и 22 НК РФ отвечают принципу взимания косвенных налогов по стране назначения.
В частности, главой 22 НК РФ вводится одинаковый режим налогообложения операций по реализации подакцизных товаров, вывезенных в государства-участники СНГ и за пределы государств - участников СНГ.
Следует иметь в виду, что, поскольку до 1 июля 2001 г. в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" реализация подакцизных товаров в государства - участники СНГ приравнивается к реализации товаров на территории РФ, вышеизложенная норма вводится в действие лишь с указанной даты.
В соответствии со ст.7 НК РФ если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.
В соответствии со ст.183 НК РФ операции по реализации подакцизных товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта за пределы территории РФ, освобождаются от налогообложения акцизами.
Статьей 184 НК РФ определено, что налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при вывозе произведенных им подакцизных товаров только при представлении в налоговый орган поручительства уполномоченного банка. Согласно ст.74 и 184 НК РФ, поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством РФ договором между налоговым органом и поручителем. В силу поручительства поручитель (т.е. уполномоченный банк) обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате суммы акциза в случае непредставления налогоплательщиком в порядке и сроки, установленные пунктом 6 ст.198 НК РФ, документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров и неуплаты им акциза и (или) пеней.
26 февраля 1999 г. в Москве между Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан, Республикой Киргизия, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан был подписан Договор "О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве".
Данный Договор - это обобщенное основополагающее международное соглашение, заключенное пятью государствами, в котором представлена концепция построения системы отношений в экономической, социальной и правовой сферах. Согласно Договору, Единое экономическое пространство - пространство, состоящее из территорий сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Данным Соглашением стороны подтверждают, что их стремление обеспечить завершение формирования Таможенного союза основано на базе функционирования режима свободной торговли, поэтапного установления единого порядка регулирования внешнеторговой деятельности и исполнения обязательств, вытекающих из принципов и положений соглашений о Таможенном союзе.
Федеральным законом от 22 мая 2001 г. N 55-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" ратифицирован Договор "О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве", со следующей оговоркой к ст.16 и 18 Договора: "Российская Федерация во взаимной торговле с государствами - участниками договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, кроме Республики Белоруссия, и другими государствами - участниками Содружества Независимых Государств переходит с 1 июля 2001 г., если иной срок не предусмотрен международными договорами РФ о порядке взимания косвенных налогов во взаимной торговле, заключенными на двусторонней основе, на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения, за исключением взимания налогов при реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа".
Учитывая изложенное, взимание акцизов по подакцизным товарам, вывозимым в Республику Армения и Республику Киргизия по принципу страны назначения, осуществляется с 1 января 2001 г., в Азербайджанскую Республику - с 1 апреля 2001 г., в другие государства - участники СНГ, за исключением Республики Белоруссия, - с 1 июля 2001 г.
В соответствии с приказом Государственного таможенного комитета РФ от 8 июня 2001 г. N 542 "О мерах по усилению таможенного контроля в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государств-участников СНГ" таможенное оформление и таможенный контроль в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ из государств - участников СНГ (за исключением Республики Белоруссия), обеспечивается в строгом соответствии с правовыми актами ТК РФ России, разработанными в связи с вступлением в силу части второй НК РФ.
Во исполнение Договора "О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" был принят Договор "Об учреждении Евразийского экономического сообщества". ЕврАзЭС - международная организация, основная цель которой - продвижение процесса формирования сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Наиболее тесное сотрудничество в рамках Содружества сложилось между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия. 2 апреля 1997 г. был заключен Договор "О Союзе Беларуси и России" и принят Устав Союза, а 25 декабря 1998 г. в Москве подписана Декларация о дальнейшем единении России и Белоруссии.
Данный документ поддерживал направление на продолжение и углубление устойчивого поэтапного движения к добровольному объединению России и Белоруссии в союзное государство при сохранении национального суверенитета.
Важным моментом во взаимоотношениях Республики Белоруссия и РФ стало подписание в декабре 1999 г. Договора "О создании Союзного государства". Договор знаменует новый этап интеграционного процесса между двумя государствами - создание Союзного государства, одна из задач которого - формирование единого экономического пространства.
В соответствии со ст.20 данного Договора действует унифицированное, а затем и единое законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, в том числе гражданское и налоговое законодательство.
Конкретным шагом в направлении к реализации данного положения стало Соглашение между Правительством Республики Белоруссия и Правительством РФ "О создании унифицированного налогового законодательства и проведении единой налоговой политики", заключенное 30 августа 2000 г. в Москве.
В Соглашении определены основополагающие элементы унифицированного налогового законодательства, как-то:
единые принципы и правила налогообложения;
единый перечень основных налогов;
единые права и обязанности налогоплательщиков на территории Союзного государства;
единые термины и понятия.
На подакцизные товары, вывозимые из РФ на территорию Республики Белоруссия и ввозимые на территорию РФ из Республики Белоруссия, учитывая положения ст.27 договора "О создании Союзного государства", а также положения Федерального закона от 22 мая 2001 г. N 55-ФЗ "О ратификации договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве", принцип взимания акцизов по стране назначения не распространяется, если иное не будет предусмотрено отдельным соглашением "О взимании косвенных налогов во взаимной торговле между Российской Федерацией и Республикой Беларусь".
Статьей 13 Федерального закона от 24 марта 2001 г. N 118-ФЗ установлено, что до 1 июля реализация товаров в государства - участники СНГ приравнивается к реализации товаров на территории РФ. При этом сумма акциза, подлежащая уплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территорий государств - участников СНГ, уменьшается на сумму акциза, уплаченную в стране их происхождения, в порядке, действовавшем до введения в действие части второй Кодекса.
Проблема унификации налогового законодательства государств обусловлена тем, что на сегодняшний день существует множество расхождений в налоговом законодательстве Республики Белоруссия и РФ, в том числе по налогообложению акцизами подакцизных товаров.
Так, ставки акцизов на подакцизные товары белорусским законодательством установлены в евро на единицу измерения, в то время как в российском законодательстве специфические ставки акцизов установлены в рублях.
Несмотря на имеющиеся проблемы, работа по унификации налогового законодательства РФ и Республики Белоруссия идет в соответствии с Планом мероприятий по переходу к единой системе налогообложения, а также с Планом мероприятий по подготовке проекта НК Союзного государства.
Развитие налогового законодательства в отношении внешне - экономической деятельности невозможно рассмотреть без вопроса о Налоговом Кодексе РФ, который является сложным, многоплановым и многофункциональным документом, затрагивающим практически все стороны экономической деятельности людей, предприятий и регионов, отраслей производства.
В Налоговом Кодексе предусмотрено усиление косвенного налогообложения. Усиление косвенного налогообложения, предусмотренное в кодексе связано с созданием условий для роста цен на товары и продовольствие (порядка 7-15%). В конечном счете эта мера оказывает влияние на сокращение платежеспособного спроса и создание льготных условий для зарубежных экспортеров Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 1997. - № 17 (62).
Отдельно следует рассмотреть влияние НДС, акцизов на внешне - экономическую деятельность. Механизм возмещения уплаченного налога, применяющийся при взимании НДС, заключается в его прозрачности и способности в большей степени освободить экспортируемые товары и услуги от уплаченных ранее налогов, а также недостатки, выраженные в высоких административных издержках как налоговых органов, так и налогоплательщиков.
Существенным недостатком налога на добавленную стоимость по отношению к импорту (с точки зрения налогоплательщиков) является необходимость его уплаты непосредственно при таможенном оформлении. Многие страны ввели дополнительную категорию отдельно регистрируемых плательщиков НДС при импорте, налоговое обязательство которых возникает после первой коммерческой операции с ввезенным товаром, а для остальных импортеров сохраняется обычный порядок уплаты НДС.
Преимуществом НДС является уже рассмотренная выше особенность: при высокой степени обложения налогом с продаж сырья и материалов, используемых при производстве продукции и услуг внутри страны, продукция, произведенная в государствах, взимающих НДС, может получить ценовое преимущество на мировых рынках вследствие невозможности установления дифференцированных ставок возмещения налога при экспорте, эквивалентным эффективным ставкам обложения сырья, материалов и комплектующих. Несмотря на более высокие издержки администрирования, НДС по большинству параметров является более приемлемым налогом, чем другие налоги: он обладает большей устойчивостью к злоупотреблениям при его уплате, нейтрален к международной торговле, а также позволяет более эффективно осуществлять налогообложение услуг. В силу этих, а также некоторых иных причин большинство стран ОЭСР и Европейского Союза отказались от взимания некоторых налогов пользу НДС.
Обычно налог на добавленную стоимость начисляется на цену товара с учетом импортных пошлин и акцизов. В принципе, возможно начисление НДС на цену без учета пошлин и акцизов, но принимая во внимание, что последние начисляются на более ранней стадии производственно-коммерческого цикла, расчет налогов с цены, включающей НДС, является более сложным с административной точки зрения. По этой причине, гораздо легче начислять НДС на цену с учетом акцизов и таможенных пошлин, а их ставки устанавливать с учетом НДС -- обычно при введении НДС ставки акцизов меняют таким образом, чтобы розничная цена подакцизных товаров с учетом акцизов и НДС не изменилась. Можно, конечно, более подробно рассмотреть тему НДС и акцизов при экспортно - импортных операциях, но это тема для отдельных работ.