Налоговая система России
пятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.
.
- 27 -
2III. Пути реформирования налоговой системы
Российской Федерации
23.1. 0 2Пути реформирования правовой базы
Во-первых, что касается понятийного аппарата, то не
претендуя на полноту определения, попробуем выделить неко-
торые признаки упомянутых выше понятий.
Обычно указывают, что налоги и сборы - это обязятель-
ные платежи в бюджет, установленные государством в лице за-
конодательных органов. Общим признаком для налога и сбора
можно считать и безэквивалентность платежа, понимаемую как
отсутствие встречного равновеликого этому платежу блага.
Перечисленные признаки, верные по сути, все же не позволяют
разграничить понятия "налог" и "сбор" от других обязатель-
ных платежей. Как представляется, достич цели можно, если
отразить в определении экономическую сущность этих плате-
жей, необходимость налогообожения как института, призванно-
го экономически обеспечить деятельность, функционирование
государства.
Итак, все же отличительной чертой сбора следует счи-
тать его связь с совершением определенных юридически значи-
мых действий государственными органами или органами самоуп-
равления в пользу (в интересах) граждан и организаций. При
взимании налогов такая связь отсутствует.
23.2. Предложения российских экономистов
В каких же направлениях совершенствовать нынешнюю на-
логовую систему страны? В.Г. Пансков предлагает: "... самым
первым шагом в этом направлении должна стать 1дифференциация
1налоговых ставок 0(в первую очередь налога на прибыль) с
установлением минимально возможной ставки для приоритетных
отраслей экономики и максимальной - для предприятий торгов-
ли, снабжения и посреднических организаций." То есть в ко-
нечном счете значительно увеличить налоговое бремя на ко-
нечного потребителя. (РЭЖ, 1994, N 3, С. 20-21)
"Одновременно с этим, - продолжает В.Г. Пансков, -
законодательно установленную ставку налога на прибыль 1сле-
1довало бы увеличивать или уменьшать в зависимости от роста
1(снижения) объема производства в сопоставимых ценах 0. В
частности, целесообразно установить порядок, при котором за
- 28 -
каждый процент прироста (снижения) объма производства став-
ка налога соответственно снижается (повышается) на 0,5-0,7
пункта. На первом этапе этот порядок можно было бы устано-
вить для приоритетных отраслей народного хозяйства, расп-
ространив в дальнейшем и на остальные предприятия...
Переход к применению свободных (рыночных) цен и тари-
фов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, в
условиях практически полного отсутствия конкуренции произ-
водителей товаров и услуг привел в ряде случаев к резкому
росту массы прибыли и соответственно рентабельности, не яв-
ляющемуся заслугой тех, кто ее имеет. Учитывая эти обстоя-
тельства на время переходного периода и стабилизации эконо-
мики следовало бы ввести налог на сверх прибыль в виде по-
вышенной ставки налога, применяемой в случаях, когда уро-
вень рентабельности превышает 50%. Нечто подобное уже пред-
лагалось, но ставки в 90% прибыли, полученной сверх стопро-
центного уровня рентабельности, слишком высоки. Целесооб-
разнее было бы ввести более мягкую прогрессию увеличения
налогооблагаемой ставки: 0,5 пункта за каждый пункт превы-
шения уровня рентабельности в 50%."
Кроме того В.Г. Пансков предлагает сократить количест-
во как потенциальных, так и реально уплачиваемых налогов. В
первую очередь это относится к местному налогообложению.
Пора пересмотреть систему местных и региональных налогов,
ликвидировать ее множественность, установить не более 4-5
видов налогов, в первую очередь имущественного характера.
"Реформирование действующей налоговой системы, - по
мнению В.Г. Панскова, - должно осуществляться (одновременно
с ее упрощением) в направлениях создания благоприятных на-
логовых условий для товаропроизводителей, стимулирования
вложения заработных средств в инвестиционные программы,
обеспечения льготного налогового режима для иностранных ка-
питалов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач
развития российской экономики." Эти направления имеют не-
посредственное отношение практически ко всем федеральным и
региональным налогам. Среди них ключевое значение получают
налоги на прибыль и добавленную стоимость, которые в решаю-
щей мере определяют налоговое бремя на товаропроизводителей
и благодаря этому способны либо подавить производство, либо
стать мощным рычагом его стимулирования.
В итоге В.Г. Пансков заключает, что в условиях инфля-
ции стихийная корректировка законодательства и постоянное,
- 29 -
как правило, в конце года, изменение ставок налогов уже не
годятся: нужна принципиально новая система налогообложения.
"Применительно к доходам населения, - по мнению В.Г.
Панскова, - она призвана обеспечить стабильность классифи-
кации доходных групп и налоговых ставок как минимум на 3-5
лет - с тем, чтобы не пересматривать их ежегодно. Для это-
го, считаю, необходимо определять доходы, подлежащие нало-
гообложению не в абсолютном денежном выражении, а в коли-
честве минимумов оплаты труда ежемесячно нарастающим ито-
гом. ... величину ставок налогов как за нижний предел дохо-
дов каждой группы, так и доходы сверх него следует устанав-
ливать только в процентах. Такой подход четко выявит долю
налогоплательщика, вносимую в бюджет от абсолютной суммы
его дохода. В этом случае налогоплательщика будет меньше
беспокоить значительная разница между долей налога за ниж-
ний предел дохода и сверх него."
Кандидат экономических наук Беляков А.А. предлагает
еще один путь решения проблемы реформирования налоговой
системы: " 1Это путь увеличения производимой товарной массы 0.
И начинать надо не с "инфляции", а с самого производства.
Его увеличение сократит и рост цен (хотя бы потому, что до-
ходная часть госбюджета начнет относительно возрастать).
Только в случае подъема производительности труда налоги
смогут стать приемлемыми одновременно для производства и
финансовой стабилизации. При увеличении производства добав-
ленной стоимости в 2-3 раза ставку налога НДС без ущерба
для бюджета можно снизить до европейсткого уровня (10-12%).
С одновременным же ростом рентабельности производства и
массы прибыли средства из последней, идущие на инвестиции,
также возрастут до уровня, приемлемого для развития эконо-
мики, даже при сохранении текущих ставок налогообложения
этой прибыли."
Из-за острого дефицита оборотных средств и неплатежей
налоги и так фактически не платятся большей частью вполне
законопослушных предприятий. Общий недобор налогов за 10
месяцев 1994 года составил 35%.
"Уменьшения же ставки налогообложения такие предприя-
тия даже не заметят, - считает А.А. Беляков, - у них нет
средств и на зарплату, не говоря уж о налогах и инвестици-
ях."
Конечно предлагаются и радикальные пути реформирова-
ния. Популярность радикальных идей реформирования налогово-
- 30 -
го законодательства огромна. Их авторов не прельщает
перспектива серьезного анализа современного финансового по-
ложения страны, исследования проблем распределения налого-
вого бремени, тяжкой работы по исправлению ошибок и преодо-
лению трудностей. Куда эффектней требовать коренной замены
налогов, построения податной системы на невиданных принци-
пах. Неважно, что эти принципы икогда и нигде не использо-
вались, - зато можно прослыть крутым реформатором, задав
стране очередную перестроечную взбучку. Отменить налог на
прибыль и личный подоходный налог, убрать НДС и таможенные
пошлины, повысить ресурсные платежи, свести налоговую
систему к двум-трем налогам - таков круг требований налого-
вых новаторов. Хотя при этом никто не выдвигает идей сокра-
щения государственных расходов, т. е. снижения налогового
бремени.
Между тем существующие проекты изменения налогового
законодательства явно отражают две принципиально разные
концепции развития налоговой реформы: эволюционную и рево-
люционную. К последней относятся проекты Центрального эко-
номико-метематического института РАН (ЦЭМИ) и Ассоциации
"Налоги России" (АНР).
Что касается идей, заявленных ЦЭМИ, то они имеют весь-
ма отдаленное отношение к налогам. Упраздняя НДС и все дру-
гие налоги, а также начисления на заработную плату, проект
ставит во главу угла налог на прибыль со ставкой в 50-60%,
который далее трансформируется в "априорно задаваемые пла-
тежи", имеющие целью регулировать "уровень оставляемой при-
были". Эта система глобального управления прибылью оборачи-
вается абсолютным контролем за каждым предприятием.
В отличие от проекта ЦЭМИ, в котором едва ли не
единственным объектом обложения служит прибыль, проект на-
логового кодекса Ассоциации "Налоги России" являет собой
другую крайность, где нет места ни налогу на прибыль, ни
налогу с индивидуальных налогов. Эдесь в центр податной
системы ставится обложение средств, направляемых предприя-
тиями на потребление, по ставке в 70%. В начале 1993 года
проект АНР уже получил однозначно отрицательную оценку.
______________________________
Александр Анатольевич Беляков, кандидат экономических
наук, руководитель экономического управления Российского
союза промышленников и предпринимателей.
- 31 -
Но вместе с тем некоторые идеи, заложенные в кодексе
АНР, интересны и заслуживают рассмотрения:
- требование официального опубликования налоговых норм
и издание специального "Налогового вестника";
- подробная регламентация "сроков в налоговых отноше-
ниях";
- создание комиссий по налоговым спорам;
- образование Комитета по налоговой политике;
- уточнение места и порядка "прокурорского надзора в
налоговых отношениях".
Единственно приемлемым является эволюционный подход к
реформированию налоговой системы. При этом возможно принять
за базовый проект Основ налоговой системы, предложенный Со-
ветом Федерации. Он не только полнее других, но имеет еще и
то преимущество, что является общей частью самого удачного
проекта Налогового кодекса, подготовленного Центром по
иностранным инвестициям и приватизации.
В проекте Совета Федерации заложены многие принципи-
ально новые положения, которые уже востребованы жизнью:
формулировка таких понятий как товар, услуга, место реали-
зации, представительство налогоплательщика, классификация
налоговых нарушений и др.
"В последнее время часто звучат предложения, - расска-
зывает газета "Налоги" (1995, N 4, С. 5), - о переносе
центра тяжести в налогообложении с юридических лиц на физи-
ческие и о резком увеличении имущественного налога. Д.Г.
Черник (начальник Налоговой инспекции по г. Москве) катего-
рически против этих мер. Если повысить налог на имущество,
пострадает главным образом производитель. И в это время,
когда России необходимо остановить падение производства.
Увеличение подоходного налога - удар по всем гражданам на-
шей многострадальной Родины. Действительно, подоходный на-
лог - основной в во многих странах с развитой рыночной эко-
номикой (Великобритания, США, Германия, Австрия и т. д.).
Тем не менее нельзя забывать о том, что доходы наших граж-
дан смехотворно низки по сравнению с той же Великобритани-
ей. Даже высокооплачиваемый москвич получает 110-120 долла-
ров в месяц, а средний доход москвича, по расчетам инспек-
ции, в 1994 году составил 350 тыс. рублей в месяц."
В итоге напрашивается вывод: 1решить проблему налогов,
1как и более общие проблемы дефицита денежных и инвестицион-
1ных ресурсов, невозможно, коль, скоро все перенапряжено,
- 32 -
1развивается на грани срыва, а регуляторы производства не
1действуют. И напротив, создать нормальные финансовые усло-
1вия для деятельности товаропроизводителей можно только в
1гораздо более управляемой и регулируемой экономической мо-
1дели, с низкими инфляционными ожиданиями и эффективной
1системой государственного и частного инвестирования произ-
1водства.
"Ключевые направления такого подхода известны..., -
заявляет А.А. Беляков, - ... нужно отказаться от принципа
"рынок все сделает сам" и повышать с помощью государства
управляемость производства на уровне отдельных предприятий,
содействовать всестороннему развитию и расширению произ-
водства качественной товарной массы. А главное устранять не
пресловутый "дефицит бюджета", а подлинные факторы развития
отечественной инфляции."
Все сказанное эдесь, конечно, - лишь рамочное, но
вместе с тем непреложные условия качественного обновления
налоговой системы и вообще выхода из кризиса.
1РСПП (Российского союза промышленников и предпринима-
1телей) предлагает свою модель рациональной 0"нейтральной к
производству" 1налоговой системы 0. Приведем некоторые выдерж-
ки из их программы. (Данные взяты из РЭЖ,1994, N 11, С.
28-29).
При нормативном (как сегодня) исчислении материальных
затрат должно изыматься в бюджет не более 40% прибыли това-
ропроизводителей, идушей на текущее потребление, и не более
60% соответствующей прибыли кредитно-финансовых коммер-
ческих учреждений (сегодня эти цифры - примерно 80 и 70%).
Налог на добавленную стоимость как "всеохватный", сложный и
поэтому инфляционный, должен быть постепенно отменен; вво-
дить вместо него другой обременительный для потребителя
косвенный налог тоже нецелесообразно.
Общее количество федеральных и местных налогов должно
составлять не более 13-14. И, повторю еще раз, это число,
равно как и меру жесткости налогов, следует определить не
произвольно (скажем, "сбалансировать бюджет"), а внутренней
логикой, минимальными требованиями к любой рациональной на-
логовой системе.
Как видим предложений различного толка у нас хоть
"пруд пруди". Конечно они заслуживают пристального внима-
ния, но позволю себе напомнить мнение В.Г. Панскова: в
условиях инфляции стихийная корректировка законодательства
- 33 -
и постоянное, как правило, в конце года, изменение ставок
налогов уже не годятся: нужна принципиально новая система
налогообложения.
Анализ реформаторских идей в области налогов в основ-
ном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в луч-
шем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде
всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привелегий;
объектов обложения; усиления или замены одних налогов на
другие). Предложений же о принципиально иной налоговой
системе, соответствующей нынешней фазе переходного к рыноч-
ным отношениям периода, практически нет. И это не случайно,
ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только
на серьезной теоретической основе.
23.3. 0 2Налоги и инвестиции
Нестабильность налоговой системы является существен-
ным, если не основным, экономическим фактором, сдерживающим
привлечение иностранного капитала в российскую экономику.
В условиях спада производства, продолжающейся инфляции
и ограниченности ресурсов исключительно важное значение
имеет принятие в налоговом законодательстве мер по стимули-
рованию инвестиционной деятельности.
Представляется необходимым 1предусмотреть в налоговом
1законодательстве положение о том, что установленные для
1иностранных инвесторов налоговые льготы и преимущества не
1могут ухудшаться в течение какого-либо определенного отрез-
1ка времени ( 0например, пяти лет).
Введение такой поправки явилось бы для иностранных ин-
весторов твердой гарантией стабильности налоговой системы
России. Вместе с тем было бы целесообразно предусмотреть
для предприятий с иностранными инвестициями некоторые до-
полнительные налоговые льготы и привелегии. В частности,
следовало бы восстановить двухгодичные (для Дальнего Восто-
ка - трехгодичные) "каникулы" по налогу на прибыль для за-
нятых в сфере материального производства предприятий с до-
лей иностранного участника не менее, чем в 30%. При этом
выручка от материального производства должна быть более 70%
от всей суммы выручки. В третий и четвертый год (в Дальне-
восточном экономическом районе - в четвертый-пятый) эти
предприятия должны были бы, согласно данному предложению,
уплачивать налог в размере соответственно 25 и 50% от
- 34 -
основной ставки, но при условии, что выручка от деятель-
ности в сфере материального производства превышает 80-90%.
23.4. 0 2Теоретический и практический опыт в
2налогообложении стран с развитым рынком
23.4.1. Теоретическое наследие
Не лишним будет повториться, что налоги, как известно
из зарубежного же опыта, являются одним из наиболее эффек-
тивных инструментов косвенного регулирования экономических
процессов.
В теории и практике налогового регулирования развитых
стран Запада налоговая политика в послевоенные годы строи-
лась в соответствии с кейнсианской концепцией функциональ-
ных финансов. Согласно этой концепции величина расходов и
норма налогообложения подчинены потребностям регулирования
совокупного общественного спроса, который должен удержи-
ваться на уровне, обеспечивающем полное использование тру-
довых ресурсов и капитала при сохранении стабильности цен
(при этом бюджетное равновесие приносится в жертву равно-
весию экономическому). Начиная же с 80-х годов, в связи со
снижением доли государственного сектора в экономике разви-
тых стран и уменьшением экономической доли государства
(сокращением его прямого вмешательства в экономику в основ-
ном через снижение государственных расходов) налоговая по-
литика наряду с выполнением регулирующих функций стала
средством обеспечения бездефицитности бюджета. В условиях
развитой экономики эта цель достигается посредством не уси-
ления налогового бремени, ложащегося на производителей и
физических лиц, а расширения налоговой базы и сокращения
государственных расходов на фоне широкомасштабного и целе-
направленного снижения налогов.
Если до недавнего времени считалось, что высокие уро-
вень налогов и степень прогрессивности налоговых шкал соот-
ветствуют, как правило высоким уровням развития экономики и
социальной защищенности населения, то сейчас общей тенден-
цией в области налогообложения в странах Запада является
снижение фактического налогового бремени на прибыль корпо-
раций и доходы физических лиц. Одновременно в ряде ведущих
стран (США, Японии, Англии и других) происходит расширение
базы налогообложения, уменьшаются количество и размеры на-
- 35 -
логовых льгот.
В существующих условиях нелепо говорить об "идентич-
ности уровней налогообложения в нашей экономике и на Запа-
де". Абсолютные размеры производимой прибыли и добавленной
стоимости там значительно выше, чем у нас. Поэтому и сте-
пень налогового пресса там фактически в несколько раз мень-
ше, несмотря на одинаковость отдельных налоговых ставок.
Роль отдельных налогов в формировании бюджета в разви-
тых странах с рыночной экономикой обычно такова (%):
Налоги на личные доходы .................. 40
Налоги на прибыль корпораций ............. 10
Социальные взносы ........................ 30
Налог на добавленную стоимость ........... 10
Таможенные пошлины ....................... 5
Прочие налоги и налоговые поступления .... 5
Таким образом можно заключить, что на Западе основным
источником формирования бюджета служит налогообложение фи-
зических лиц и налоговое бремя в большей степени лежит на
гражданах, тем самым стимулируя производство.
Американские эксперты во главе с профессором Лаффером
теоретически доказали, что при ставке подоходного налога
более 50% резко снижается деловая активность фирм и населе-
ния в целом (График 1).
График 1
Совокупный¦
налогооб- ¦- - - - -
лагаемый ¦
доход ¦
¦
¦
¦
+----+----+----+----+------
25 50 75 Ставка налога (%)
Но невозможно теоретически расчитать идеальную шкалу
налогообложения. Она должна быть откорректирована на прак-
тике. Немаловажное значение имеют национальные, психологи-
ческие, культурные факторы. Американцы, например, считают,
что при такой шкале налогобложения, которая существует в
Швеции - 75%, в США никто не стал бы вкладывать капитал в
производство. Так, рост производственной активности в США
после налоговой реформы 1986 года в значительной степени
был связан со снижением предельных ставок налогообложе-
- 36 -
ния.
Таким образом, кривая Лаффера, скорректированная в
соответствии с реальностью приобретает следующий вид:
График 2
Совокупный¦
налогооб- ¦- - - - - - -
лагаемый ¦
доход ¦
¦
¦
¦
+----+----+----+----+------
25 50 75 100 Ставка налога (%)
Профессор Михаил Семенович Бернштам (США) предлагает
некоторые практические наработки относительно импортного
тарифа, которые вполне можно использовать и у нас. Импорт-
ный тариф, как считает профессор, способен выполнить по
меньшей мере три выжных задачи переходного времени. (РЭЖ,
1993, N12, С. 31)
Во-первых, это мощный источник налоговых поступлений в
бюджет. Причем поскольку тариф выборочен, его можно исполь-
зовать прежде всего применительно к товарам не первой необ-
ходимости, предметам роскоши и т. п. В этом случае речь
идет о высокопрогрессивном налоге, помогающем бедным соци-
альным слоям за счет богатых.
Во-вторых, импортный тариф защищает от конкуренции пе-
рестраивающуюся внутреннюю промышленность. Рональд И. Мак-
киннонразработал подробную модель каскадного, убывающего по
годам, импортного тарифа.
В-третьих, (и это особенно важно для нынешней
российской российской ситуации), импортный тариф на товары
не первой необходимостипозволит сократить импортный и ва-
лютный спрос (это товары высокоэластичного спроса). Госу-
дарство же сможет быстро сосредоточить высвободившуюся ва-
люту и поднять обменный курс рубля."
23.4.2. 0 2Льготы
Система налоговых льгот для капиталовложений в разви-
тие производства в Великобритании. В соответствии с законо-
- 37 -
дательством для определения облагаемого налогом дохода кор-
пораций из валового дохода компании вычитаются все разре-
шенные законодательством расходы, произведенные в отчетном
налоговом году. В частности, полному вычету из валового до-
хода компании подлежат все расходы на научные исследования.
Вычитаются и амортизационные отчисления на машины и обору-
дование, промышленные и сельскохозяйственные постройки и т.
д. Для списания машин и оборудования используется ставка
25% от остаточной стоимости, а это означает, что 30% стои-
мости машин и оборудования, купленных после 1986 года, бу-
дет списано за 8 лет.
В последние годы во многих странах Запады распростра-
нение получили налоговые льготы, стимулирующие частные ин-
вестиции в акции, с тем, что увеличить приток капиталов для
производственного накопления. Налоговые скидки, многие из
которых были введены в середине 80-х годов, предоставляются
по ряду определенных видов инвестиций.
Так, в Бельгии в 1982 года суммы, истраченые на покуп-
ку акций бельгийских компаний или сертификатов оговоренных
больгийских "взаимносберегательных" фондов разрешено (до
определенного предела) вычитать из облагаемой суммы дохо-
дов, а с 1984 года эта льгота распространена и на другие
инструменты "венчурного" финансирования, т. е. способствую-
щие становлению и развитию в стране венчурных компаний.
Во Франции с 1978 года действует налоговая скидка с
дохода в сумме чистых покупок акций, котирующихся на фондо-
вой бирже (установлен потолок льготы).
В Ирландии в 1984 году введены льготы по инвестициям в
венчурные компании.
В Испании с 1979 года предоставляется налоговый кредит
в отношении покупок ценных бумаг и инвестиций в деловые
сферы.
Так обстоит дело с налогообложением инвестиций в про-
мышленность.
23.4.3. 0 2Обложение 0 2предприятий Сирии
Налогообложение предприятий в Сирии. В настоящее время
предприятия Сирии уплачивают пять налогов: налог на при-
быль, налог на земельные участки, налог на ренту от недви-
жимости, налог на доходы от оборотного капитала, акцизы.
Среди налогов, уплачиваемых сирийскими предприятиями,
- 38 -
наибольший удельный вес занимают два: налог на прибыль и
налог на ренту от недвижимости. Эти налоги активно влияют
на финансовое состояние предпритий, на их производственные
интересы.
Налог на прибыль уплачивают не только предприятия и
организации, являющиеся юридическими лицами, их дочерние
предприятия, филиалы, но и лица, занимающиеся предпринима-
тельской деятельностью (юристы, врачи, кузнецы, парикмахеры
и другие).
Система ставок налога на прибыль имеет сложную струк-
туру: включает как единые, так и прогрессивные ставки. Про-
исходит это потому, что налогом на прибыль в Сирии облага-
ется как прибыль юридических лиц, так и предпринимателей.
Например, промышленные акционерные компании и промышленные
компании с ограниченной ответстсвенностью платят налог
соответственно по ставке 32% и 42%; остальные плательщики
облагаются на основе прогрессивной шкалы ставок. Она выгля-
дит следующим образом:
---------T----------------------------------T-----------¬
¦ Группа ¦ Размер облагаемой прибыли, сир.ф.¦ Ставка, % ¦
+--------+----------------------------------+-----------+
¦ 1 ¦ До 20000 ¦ 10 ¦
¦ 2 ¦ 20001-50000 ¦ 14 ¦
¦ 3 ¦ 50001-100000 ¦ 18 ¦
¦ 4 ¦ 100001-120000 ¦ 22 ¦
¦ 5 ¦ 120001-400000 ¦ 26 ¦
¦ 6 ¦ 400001-600000 ¦ 30 ¦
¦ 7 ¦ 600001-800000 ¦ 35 ¦
¦ 8 ¦ 800000-1000000 ¦ 40 ¦
¦ 9 ¦ свыше 1000000 ¦ 45 ¦
L--------+----------------------------------+------------
В большинстве стран с рыночной системой хозяйствования
(в том числе и в Сирии) предприятия уплачивают налог на
прибыль один раз в год, исходя из фактических результатов
на основе декларации, представляемой в налоговое ведомство.
Налог на ренту от недвижимости был введен в 1963 году.
Объектом обложения этого налога это рента получаемая, от
основных фондов, используемыми предприятиями. Ставки налога
дифференцированы в зависимоти от суммы получаемой ренты,
причем применяются две шкалы ставок: для предприятий, сдаю-
- 39 -
щих и не сдающих недвижимость в аренду.
Плательщиками налога на ренту от недвижимости являются
все предприятия за исключением: общественного имущества,
недвижимоти государства, учреждений, муниципалитетов, кото-
рые не приносят ренты; недвижимость, предназначенная для
хранения сельскохозяйственной продукции, помещения для ско-
та, жилье сельскохозяйственных рабочих; недвижимость, при-
надлежащая учебным заведениям; сроком на 6 лет новые машины
и оборудование, купленные промышленными предприятиями.
В связи со снижением в России инвестиций в основной
капитал можно было бы рекомендовать обратить внимание на
последнюю льготу. Она способстует повышеню заинтересован-
ности предпринимателей в обновлении и расширении основных
фондов.
Таким образом, в Сирии действует прогрессивная шкала
налогообложения.
23.4.4. Шведская модель налоговой системы
Заслуживает пристального внимания также опыт шведских
специалистов в области налогообложения, хотя бы потому, что
сочетание частного предпринимательства и элементов общест-
венного регулирования несколько схожи с не так давно ушед-
шей советской действительностью. В частности перераспреде-
ление через государственный бюджет большей части ВНП.
Что же конкретно понимается под "Шведской моделью со-
циализма"?
Главной целью правящей сейчас партии в Швеции является
- добиваться решения существующих социально-политических
проблем, не ущемляя интересов каких-либо групп общества и
не нанося ущерба экономике как по линии производительности
труда, так и в отношении конкурентоспособности шведских
предприятий.
Каким же путем Шведские лидеры хотят добиться своей
цели?
То, что легко предположить: повышенный уровень налого-
обложения. Общая сумма взимаемых в Швеции налогов превышает
половину величины ВНП, тогда как в других развитых странах
с рыночной экономикой колеблется в пределах от 30 и не бо-
лее 45%.
В результате налоговой реформы 80-х-90-х годов сокра-
тился размер части прямых налогов, налогов на дивиденды с
- 40 -
акций и другие формы помещения капитала, к снижению некото-
рых показателей подоходного налогообложения и др.
Следует заметить, что шведская система налогообложения
весьма разветвлена и включает многочисленные прямые и
косвенные налоги и сборы. Основными прямыми налогами явля-
ются национальный и коммунальный (местный) подоходные нало-
ги и национальный имущественный налог. Кроме того, сущест-
вует, как уже говорилось, широкая система обязательных
предпринимательских выплат на социальное обеспечение.
Основные косвенные налоги - налог на добавленную стои-
мость и акцизные сборы на некоторые товары. Косвенные нало-
ги и социальные взносы служат главным источником доходов
для бюджета центрального правительства, а прямые - для
местных органов управления.
Система налогообложения - как центрального, так и
местного, - устанавливается шведским риксдагом, но размер
взимаемых налогов местные власти определяют сами.
Налог на трудовые доходы физических лиц составляет
примерно 31%, если речь идет о суммах, не превышающих за
год 170 тыс. крон, в том числе национальный - 100 крон, и
остальная сумма идет в местный бюджет. С суммы более 170
тыс. крон взимается коммунальный налог в размере 31% и на-
циональный в размере 100 крон плюс 20%, общий налог состав-
ляет, таким образом, примерно 51%.(РЭЖ, 1993, N8, С. 91-92)
Имущественный налог взимается главным образом с физи-
ческих лиц. Налог является прогрессивным и составляет: при
нетто-имуществе (за вычетом задолженности) до 800 тыс. крон
- 0%, 800-1600 тыс. крон - 1,5%, 1600-3600 тыс. крон - 12
тыс. крон плюс 2,5%, более 3600 тыс. крон - 62 тыс. крон
плюс 3%.
Акционерные общества выплачивают национальный корпора-
ционный налог, с них не взимаются имущественный и комму-
нальные налоги. С 1991 года размер корпорационного налога
уменьшен до 30%. Новое правительство, пришедшее к власти
осенью 1991 года, объявило о дальнейшем снижении корпораци-
онного налога: до 25%.
Как видим, преобладающую долю составляют налоги с ко-
нечных доходов различных социальных групп населения и мень-
шую - поступления от налогов, выплачиваемых частными компа-
ниями и банками.
.
- 41 -
23.4.5. 0 2В итоге
Подводя итоги, определим основные цели современной
налоговой политики государств с рыночной экономикой. 1Они
1ориентированы на следующие основные требования 0:
- налоги, а также затраты на их взимание должны быть
по возможности минимальными. Это условие наиболее тяжело
дается законодателям и правительствам в их стремлении сба-
лансировать бюджеты. Но так очень легко свести налоговую
систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о необходи-
мости расширения налоговой базы, о функциях стимулирования
производственной и предпринимательской деятельности, под-
держки свободной конкуренции;
- налоговая система должна соответствовать структурной
экономической политике, иметь четко очерченные экономи-
ческие цели;
- налоги должны служить более справедливому распреде-
лению доходов, не допускается двойное обложение налогопла-
тельщиков;
- порядок взимания налогов должен предусматривать ми-
нимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика;
- обсуждение проектов законов о налогообложении должно
носить открытый и гласный характер.
Этими основными принципами необходимо руководство-
ваться и нам при создании новой налоговой системы. При
этом, разумеется, речь идет не о механическом копировании,
а о творческом осмыслении, опирающемся на глубокое изучение
истории развития и современного состояния российской эконо-
мики.
Таким образом существует огромный, причем теоретически
обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования на-
логов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма
затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уде-
лять первостепенное внимание специфике экономических, соци-
альных и политических условий сегоднящней России, ищущей
лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
Но выше сказанное не говорит о том, что надо вообще
игнорировать теоретическое наследие многих поколений уче-
ных-экономистов. Уже сформированы важнейшие требования, ко-
торым должны отвечать налоговые системы вне зависимости от
развитости в стране рыночных отношений, уровня зрелости ее
- 42 -
производительных сил и производственных отношений. Эти тре-
бования всесторонне подтверждены практикой и безусловно
должны учитываться и нами. Они, кстати, не исключают, а
напротив, предполагают отличия между разными странами по
структуре, набору налогов, способам их взимания, ставкам,
фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговым
льготам и другим важным элементам.
Но при этом любая налоговая система, где бы она ни
применялась и какими конкретными чертами ни характеризова-
лась, должна отвечать определенным кардинальным требовани-
ям. Первое и важнейшее из них - это соблюдение принципа 1ра-
1венства и справедливости 0. Это прежде всего означает: тя-
жесть налогового бремени должна распределяться между всеми
в равной (не одинаковой) мере, и каждый налогоплательщик
обязан вносить свою справедливо определенную долю в казну
государства.
Вторым непременным требованием, которому должна отве-
чать налоговая система, является 1эффективность налогообло-
1жения 0. Реализация этого требования предполагает, во-первых,
что налоги не должны оказывать влияние на принятие экономи-
ческих решений, либо оно должно быть минимальным; во-вто-
рых, что налоговая система обязана содействовать проведению
политики стабильности и успешного развития экономики стра-
ны. Понятно, что по отношению к нашей стране, экономика ко-
торой находится в глубоком кризисе, это обстоятельство име-
ет исключительно важное значение. Обязательным условием эф-
фективности налоговой системы является и то, чтобы она не
допускала произвольного толкования, была понятна налогопла-
тельщикам и принята большей частью общества. К сожалению ни
одно из выше перечисленного не имеет место быть в нашей
стране. И последнее условие реализации требования эффектив-
ности налогообложения: административные расходы, которые
нужны для управления налогами и соблюдения налогового зако-
нодательства, надлежит минимизировать.
.
- 43 -
2Заключение
Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный
взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в
порядке, определенном законодательными актами. Налоги быва-
ют прямыми и косвенными они различаются по объекту налого-
обложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в
формировании доходной части бюджета.
Существует ряд общепризнанных принципов налогообложе-
ния, важнейшие их них: реальная возможность выплаты налога,
его прогрессивный, однократный обязательный характер,
простота и гибкость.
Основные функции налогов - фискальная, социальная и
регулирующая. Налоговая политика государства осуществляется
при помощи предоставления физическим и юридическим лицам
налоговых льгот в соответствии с целями государственного
регулирования хозяйства и социальной сферы.
Одним из главных элементов рыночной экономики является
налоговая система. Она выступает главным инструментом воз-
действия государства на развитие хозяйства, определения
приоритетов экономического и социального развития. В связи
с этим необходимо, чтобы налоговая система России была
адаптирована к новым общественным отношениям, соответство-
вала мировому опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр
ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет
отрицательную роль, особенно в период перехода российской
экономики к рыночным отношениям, а также препятствует ин-
вестициям как отечественным, так и иностранным. 1Нестабиль-
1ность налоговой системы на сегодняшний день - главная проб-
1лема реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на
чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоп-
лательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблага-
емую базу и уменьшая налоговую массу.
Анализ реформаторских идей в области налогов в основ-
ном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в луч-
шем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде
всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привелегий;
объектов обложения; усиления или замены одних налогов на
другие). Предложений же о принципиально иной налоговой
- 44 -
системе, соответствующей нынешней фазе переходного к рыноч-
ным отношениям периода, практически нет. И это не случайно,
ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только
на серьезной теоретической основе коей у нас в России еще
нет.
На сегодняшний день существует огромный, причем теоре-
тически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использо-
вания налогов в странах Запада. Но ориентация на их практи-
ку весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразум-
но не уделять первостепенное внимание специфике экономи-
ческих, социальных и политических условий сегоднящней
России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного
хозяйства.
На Западе, в большинстве стран с развитым рынком
основным источником формирования бюджета служит налогообло-
жение физических лиц и налоговое бремя в большей степени
лежит на гражданах, тем самым стимулируя производство. Это
положение для нас сегодня предельно актуально.
В ситуации осуществления серьезных и решительных пре-
образований и отсутствия времени на движение "от теории к
практике" построение налоговой системы методом "проб и оши-
бок" оказывается вынужденным. Но необходимо думать и о
завтрашнем дне, когда в стране утвердятся рыночные отноше-
ния. Поэтому представляется весьма важным, чтобы науч-
но-исследовательские и учебные институты, располагающие
кадрами высококвалифицированных специалистов в области фи-
нансов и налогообложения, всерьез занялись разработкой тео-
рии налогообложения, используя опыт стран с развитой рыноч-
ной экономикой и увязывая его с российскими реалиями.
Подчеркнем, 1что пока не будет выработано авторитетной
1целостной концепции реформирования налогообложения и его
1правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере
1останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов
1и специалистов.
Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком
много, что бы их можно было изложить в рамках одной курсо-
вой работы. Незначительная их часть будет так или иначе ре-
шена в недалеком будущем. Но большая их часть вновь будет
отложена до лучших времен, по-видимому, до принятия 1Налого-
1вого кодекса 0.
Array
Страницы: 1, 2, 3
|