Каждое заседание подпольного правительства начиналось с сообщения о положении в Госбанке. Дело в том, что, овладев зданием Госбанка, советская власть не овладела банком как центральным экономическим учреждением. Сложилась парадоксальная ситуация, когда Совнарком лишен был возможности оплатить даже канцелярские принадлежности, ибо работники банка всячески препятствовали открытию счета на имя правительства.
Аппарат Госбанка игнорировал все указания советского Правительства, поэтому последним было принято решение о применении репрессий. Были арестованы руководители банка. Под угрозой оружия 16 ноября (29 ноября) 1917г. большевики забрали ключи от денежных кладовых. На другой день без оформления соответствующих документов из касс Госбанка на нужды советского Правительства было изъято и доставлено в Смольный 20 млн. руб.
Захватив Госбанк России 25 ноября (7 ноября), большевики провели первую банковскую операцию только 17 ноября (30 ноября), т.е. овладели банком, по существу, через три недели после того, как свершилась Октябрьская революция и была провозглашена Советская власть. Как только советское Правительство получило первые суммы из Госбанка России, дальнейшие операции проводились под его контролем.
Захват конторы Госбанка России в Москве был осуществлен Московским Ревкомом 6 (19) ноября 1917г. В тот же день был назначен в банке комиссар советского Правительства. В ответ на это мероприятие чиновники Московской конторы объявили забастовку и 7 (20) ноября на работу не вышли. Управляющий конторой был арестован 8 (21) ноября, у него при обыске были отобраны ключи от хранилища и кассы банка.
Несмотря на приказ Ревкома, чиновники на работу не выходили. Приведенные в здание банка высшие чиновники отказывались выполнять распоряжение Ревкома о предоставлении денег Советам. Утром 11 (24) ноября делегация из представителей советской власти в присутствии комиссаров Госбанка взяла из оборотной кассы банка 5 млн. руб. В кассу была положена расписка и тут же составлен протокол.
Подчинив себе центральный аппарат Госбанка России, овладев его крупнейшими конторами - Петроградской и Московской, - и организовав их работу, советское Правительство получило возможность распоряжаться и управлять эмиссией денег.
Периферийный аппарат Госбанка России, состоявший в 1917г. из 10 контор и 132 отделений различных разрядов по мере того, как на местах усиливалась власть Советов, начинал функционировать в соответствии с распоряжениями, как центра, так и местных органов власти. Одновременно начали работать и местные органы государственного казначейства.
К концу 1917г., хотя саботаж банковских чиновников еще окончательно не был сломлен, но центральный аппарат Госбанка России как эмиссионного центра страны уже функционировал более или менее нормально.
Захват Государственного банка России открыл пути к овладению кредитной и денежной системой, к национализации коммерческих банков. С учетом того обстоятельства, что в Госбанке России были открыты корсчета коммерческих банков, и что Госбанк обеспечивает их наличностью, большевики предполагали сразу же подчинить своим интересам коммерческие банки. Однако коммерческие банки Петрограда и Москвы прекратили все операции, в том числе и выдачу денег промышленным предприятиям на выплату зарплаты рабочим. Банки открылись лишь после того, как Совнарком Постановлением от 12 ноября 1917г. предупредил, что, если деньги по чекам не будут выдаваться, все директора и главы Правлений будут арестованы и во все банки будут назначены комиссары.
Банки открылись, но работали нерегулярно, не более 2-х часов в день. Деньги населению и предприятиям выдавались с большими перебоями. Это вызвало панику среди вкладчиков. У дверей банков стояли каждый день огромные толпы народа. Одновременно крупные суммы переводились в зарубежные банки.
Овладев Госбанком, Совнарком, используя зависимость акционерных банков от Госбанка, предпринял попытку установить контроль над их деятельностью. В ответ на это коммерческие банки решили обойтись без Госбанка и создать свой эмиссионный и межбанковский расчетный центр. Ими был создан контрреволюционный комитет акционерных банков, который организовал в начале декабря при Азовско-Донском коммерческом банке в Петрограде Межбанковский расчетный отдел, ставивший своей задачей снизить потребность в денежных знаках. Фактически этот отдел использовался, чтобы обойти контроль со стороны Госбанка.
Коммерческие банки пытались создать собственный эмиссионный центр. Тем не менее, 14 декабря 1917г. они были вынуждены подписать соглашение с Госбанком на условиях, предложенных Правительством, которое уже распоряжалось Госбанком и могло применить к коммерческим банками такие меры воздействия, как ограничение в получении денежных подкреплений и даже заблокировать их счета.
В соглашении предусматривался порядок контроля за работой банков. Соглашение с частными банками действовало всего 10 календарных дней - с 17 по 26 декабря. Банка продолжали скрытно осуществлять деятельность, не отвечающую интересам советской власти. В этих условиях Правительство решило ускорить национализацию банков.
Руководством страны 27 декабря 1917г. был принят декрет о национализации банков. Впоследствии национализация была распространена на все частные кредитные учреждения страны: акционерные коммерческие банкирские конторы, общества взаимного кредита и акционерные земельные банки. Декрет предусматривал государственную монополию банковского дела.
Объединенный с бывшими акционерными банками Госбанк России стал называться Народным банком. В январе 1918г. был принят Декрет Правительства, согласно которому все акционерные капиталы частных банков передавались Народному банку на основах полной конфискации. Все банковские акции без каких-либо ограничений аннулировались. Собственники акций, под угрозой репрессивных мер, должны были немедленно сдать их в ближайшее отделение банка: тем самым были уничтожены последние связи собственников банков с их собственностью.
Монополизация банковского дела в России завершилась ликвидацией иностранных банков. Активы иностранных банков подлежали реализации. Из этих денег, прежде всего, возвращались долги советскому Правительству, затем российским вкладчикам, после чего иностранным кредиторам.
Оставшаяся сумма должна была быть зачислена на корсчет иностранного банка в Народном банке.
Одновременно с декретом о национализации банков был принят декрет о ревизии банковских секторов. Согласно этому декрету, все деньги, которые находились в секторах, подлежали зачислению на текущий счет клиента в Народном банке, а золото в монетах и слитках - конфискации и передаче в Общегосударственный золотой фонд. Золото в виде ювелирных изделий частично, в ограниченных количествах, возвращалось владельцам. Из частных банков Петрограда было изъято 1,5 тонны золота.
Полагая необходимым сохранение денег на определенном отрезке времени, Правительство России в мае 1918г. сообщило о намерении провести денежную реформу путем замены всех старых денежных знаков новыми советскими с дифференцированным порядком обмена в зависимости от материального положения владельцев заменяемых старых денег.
Одновременно в феврале 1919г. были выпущены первые советские деньги, которые были названы «расчетными знаками». Их выпуск в дальнейшем неоднократно повторялся. Они были названы так потому, что в тот период, когда шел интенсивный процесс ликвидации товарно-денежных отношений, считалось, что приближается пора отмены денег. Начавшаяся в 1918г. гражданская война помешала проведению денежной реформы, и был установлен режим «военного коммунизма». Начавшись в 1918г., он продолжался вплоть до перехода к НЭПу. Его основные черты - продовольственная диктатура и продразверстка выражались в следующем:
прямом продуктообмене между промышленностью и сельским хозяйством;
замене частной торговли государственным распределением продуктов по карточкам;
отказе от использования денег и натурализации хозяйственных отношений, если одной из сторон выступают государственные или кооперативные организации;
уравнительной оплате труда.
Однако обращение денег не исчезло полностью. В мае 1919г. Правительство вынуждено было предоставить Народному банку право выпускать в обращение денежные (расчетные) знаки. Наряду с централизованной эмиссией были распространены местные эмиссии. В стране обращались миллиарды различных денежных знаков (около 200 видов денежных знаков).
В период военного коммунизма резко упало значение денежной части оплаты труда. К началу 1921г. денежная часть доходов составляла 7%, а остальные 93% относились к бесплатному получению продовольствия, одежды и других вещей.
Обесценение денег в тот период опережало теми выпуска их в обращение. Купюра достоинством в 10000 расчетных знаков (рублей) представляла собой в ценах 1913г. 1 копейку.
Декретом Совнаркома от 19 января 1920г. Народный банк был упразднен, а его активы и пассивы были переданы Наркомфину.
Возрождение банковской системы в 20-е г.г. ХХ века.
Восстановление и развитие торговли и денатурализация хозяйственных отношений в 1921г. требовали широкого использования товарно-денежных инструментов: денег и кредита во всех областях хозяйственной жизни страны. Необходимо было добиться устойчивости денег и организовать кредитование восстанавливаемого хозяйства. Для решения этих важных задач требовалось создать центр кредитования и государственного регулирования денежного обращения. Таким центром и должен был стать государственный банк.
В октябре 1921г. на IV сессии ВЦИК было принято решение об учреждении Государственного банка РСФСР. Ему было поручено развернуть кредитные операции, провести денежную реформу, в соответствии с которой было бы возможно в течение некоторого периода обращение двух параллельных валют: твердой и подверженной обесценению. При этом вторая должна была постепенно вытесняться из денежного обращения. Свою практическую деятельность Госбанк начал с 16 ноября 1921г. К 1 января 1922г., кроме Правления Банка, функционировали четыре его филиала: Московская, Северо-Западная (в Петрограде) и Всеукраинская (в Харькове) конторы и одно отделение в Нижнем Новгороде.
В Положении о Государственном банке РСФСР указывалось, что Банк является самостоятельной хозрасчетной организацией, но находится в составе Народного комиссариата финансов и подчинен непосредственно народному комиссару.
По решению Правительства с июля 1922г. Госбанк РСФСР стал принимать активное участие в заготовках и реализации хлеба. В составе Правления Государственного банка РСФСР был создан специальный хлебный отдел. Хлебные операции Госбанка РСФСР имели существенное значение для борьбы со скупкой хлеба частными торговцами в районах его производства.
Участие Госбанка РСФСР в хлебных операциях объяснялось рядом причин: во-первых, это важнейшая работа не могла быть проведена только государственными и кооперативными заготовительными и торговыми организациями, так как они не располагали в тот период достаточно подготовленным для такой работы аппаратом.
Во-вторых, Госбанк, ожидавший предоставления ему эмиссионного права, был максимально заинтересован в увеличении экспорта зерна, ибо это являлось важнейшим условием накопления резерва золота и иностранной валюты, необходимых для предстоящего проведения денежной реформы.
В-третьих, известную роль сыграло то обстоятельство, что до революции Госбанк России, являющийся экспортером хлеба, имел свои склады, элеваторы, а также обладал опытом ведения хлебных операций.
В период НЭПа в распоряжении Госбанка РСФСР имелось более сотни элеваторов и 27 зерноскладов. Непосредственно через Госбанк РСФСР заготовлялось примерно 20-25% всего хлеба, поступавшего в порядке государственных заготовок. Фактически в этот период Госбанк РСФСР был одним из важных звеньев товаропроводящей системы. По мере развития государственной и кооперативной торговли, укрепления денежного обращения, торговые операции Госбанка сокращались и в 1926г. были частично ликвидированы как несвойственные банковской системе.
Кредитование Госбанком РСФСР легкой и пищевой промышленности помогало восстановлению производства товаров широкого потребления, необходимых для развития торговли как важнейшего условия успешной реализации НЭПа. Кредитуя лесную промышленность, банк стремился накапливать твердую валюту и золото в связи с предстоящей денежной реформой. Продукция лесозаготовок и зерна были основными продуктами экспорта.
Одной из основных задач НЭПа являлось восстановление устойчивости денег и оздоровление денежного обращения. Прежде всего, было принято решение по мере возможности упорядочить сохранившееся денежное обращение, которое само по себе влекло за собой крупные непроизводительные расходы и крайне ограничивало возможности товарооборота. Только бумаги на изготовление денежных знаков в 1920г. было израсходовано около 3 тыс. тонн.
Листаж эмиссии в 1920г. возрос почти в 3 раза, в то время как реальная ценность денежной массы в обращении на 1 января 1921г. по сравнению с ценностью денежной массы на 1 января 1918г., уменьшилась в 5 раз. Народное богатство, промышленная продукция, товарооборот сокращались, а количество бумажных знаков и издержки по их печатанию возрастали.
В 1922г. по состоянию на 1 октября советские знаки по сравнению с царскими деньгами 1913г. обесценились в 100 тысяч раз. На практике это означало, что при самых мелких покупках требовались огромные суммы денег.
Большие затруднения возникли в связи с необходимостью вести счет в астрономических цифрах. С целью упорядочения расчетов и подготовки денежной реформы Наркомфином был осуществлен ряд деноминаций денежных знаков.
Первая деноминация была проведена путем выпуска в обращение денежных знаков образца 1922г., когда 1 руб. приравнивался к 10000 руб. денежных знаков всех прежних образцов. Вторая деноминация - путем обмена денежных знаков образца 1923г. достоинством в 1 руб. на 100 руб. образца 1922г. В итоге денежная масса была уменьшена в 1 млн. раз.
Правительством 11 октября 1922г. был принят декрет, предоставивший Госбанку РСФСР право выпуска банковских билетов (червонцев), которые обеспечивались драгоценными металлами и иностранной валютой, легко реализуемыми товарами, краткосрочными векселями и иными краткосрочными обязательствами. Это решение означало начало денежной реформы. Госбанк начал эмиссию банковских билетов в виде новой золотой денежной единицы, получившей название «червонец».
Так золотые деньги назывались еще во времена Петра I. Новая валюта была приравнена по золотому содержанию к прежней российской десятирублевой монете - 7,74232 гр. чистого золота. Номинал новых банкнот периодически увеличивался. В результате в обращении участвовали банкноты достоинством в 1, 2, 3, 5, 10, 25 и 50 червонцев. Их обеспечением служили на 25% золото и иностранная валюта, на 75% - акцептованные векселя за легко реализуемые товары и высоколиквидные активы.
В марте-апреле 1924г., когда была завершена денежная реформа, 50 тыс. рублей образца 1923г. были обменены на 1 руб. казначейских билетов. В результате трех деноминаций денежная масса в обращении была уменьшена за короткий срок в 50 млрд. раз.
Информация о сумме выпущенных в обращение билетов и их обеспечения публиковалась Правлением Госбанка РСФСР для всеобщего сведения два раза в месяц.
В 1923г. была отчеканена золотая монета номиналом в один червонец. Она до сих пор пользуется большой популярностью среди нумизматов. Эта монета известна под названием «сеятель», ибо на лицевой стороне изображен крестьянин, сеющий вручную пшеницу.
Обмен банкнот на монеты был декларирован, но практически не производился, ибо десятирублевая банкнота (червонец) на рынке ценилась не ниже «сеятеля» или царской десятки.
С середины 1924г. курс золота в монете и слитках, а также курс иностранной валюты в червонных рублях на рынке установился и устойчиво держался на уровне, соответствующем содержанию части золота в червонце. Это было связано с тем, что, во-первых, внедрение в оборот устойчивого банковского билета устранило причину завышенной оценки золота в монете и слитках во внутреннем обороте; во-вторых, активный торговый баланс в 1923-1924г.г. обеспечивал повышенный спрос на банковские билеты («червонцы») на иностранных рынках. Благодаря этому создавались предпосылки для успешных операций Госбанка по поддержанию золотого паритета на объявленном уровне путем золото-валютных интервенций. Они заключались в том, что Госбанк РСФСР выбрасывал на частный валютный рынок золотые монеты и инвалюту и этим снижал курс червонца, имея конечной своей целью достижение паритета червонца с золотой десяткой и инвалютой по установленному законом золотому содержанию червонца.
В первые месяцы выпущенные червонцы обращались только в крупных городах и массами предъявлялись в кассы Госбанка РСФСР для обмена на совзнаки. Это мотивировалось тем, что червонцы были непривычны для рабочих и служащих, которые предпочитали получать зарплату в совзнаках, ибо червонцы были выпущены слишком большими купюрами.
В связи с этим Госбанк заключал особые соглашения с клиентами о том, что они обязуются выплачивать зарплату в червонцах, а с Народным комиссариатом путем сообщения подписывал соглашение о приеме червонцев в платежи и на железных дорогах. Кооперации Госбанк предоставлял льготы при кредитовании при условии, что она будет применять червонцы при расчетах с крестьянами.
Дело в том, что банкнота - червонец равнялась десяти золотым рублям, в то время как для товарооборота нужны были более мелкие купюры, а также разменная монета. Выполнять роль этих знаков банковский билет не мог. Возник «разменный кризис», который породил два негативных явления:
выпуск на местах всевозможных денежных суррогатов;
сокращение торговли в сельской местности или переход здесь к безденежному товарообмену.
Замедлилось проведение реформы, и усилилась роль обесценивающегося совзнака, в результате продолжали сохраняться серьезные противоречия в экономике. Курсовые колебания стимулировали валютную спекуляцию, отрицательно отражались на финансовом положении ряда отраслей промышленности, усиливали расхождение цен на промышленные и сельскохозяйственные товары. От обесценения совзнаков наиболее страдало крестьянство.
Важным мероприятием, способствующим сокращению «разменного кризиса» было решение Наркомфина о выпуске в июле 1923г. транспортных сертификатов. Это была эмиссия средств обращения с твердым курсом на золото достоинством ниже червонца. Транспортные сертификаты выпускались пятирублевыми купюрами. Они являлись краткосрочными беспроцентными заемными обязательствами Правительства, выпущенными на сумму 21 млн. золотых рублей с целью оказания помощи Наркомату путей сообщения на период массовых перевозок в связи с реализацией урожая. Сертификаты были обязательны к приему для всех касс железных дорог, морского и речного транспорта по курсу золотого рубля.
Несмотря на такое ограничение платежной функции, сертификаты охотно принимали не только государственные учреждения, но и частные лица, которые считали сертификат мелкой купюрой червонца: он был усвоен оборотом в качестве твердой валюты. В результате законодательного закрепления за сертификатом платежной силы, этот денежный знак без особых мероприятий по поддержанию курса успешно внедрялся в обращение, имея твердый паритет по отношению к червонцу, а, следовательно, и к золоту.
Решающее значение для отказа от использования совзнаков и повсеместного перехода к стабильной валюте имело сокращение, а затем и полная ликвидация дефицита государственного бюджета. В целях сокращения дефицита бюджета была возобновлена и усилена система сбора налогов, начались выпуски краткосрочных государственных займов и мобилизация сбережений населения.
Правительство 5 февраля 1924г. приняло декрет, которым объявило о выпуске в обращение государственных казначейских билетов достоинством один, три, четыре, пять рублей золотом. Они эмитировались, как дополнительные к червонной валюте и должны были служить разменными денежными знаками по отношению к банковским билетам. После этого эмиссия совзнаков была прекращена, а сохранившиеся в обращении, обменивались до 30 апреля 1924г. из расчета 50 тыс. руб. в виде совзнаков образца 1923г. на 1 руб. казначейских билетов. В заключение проведения денежной реформы была начата чеканка разменной монеты. Новые монеты выпускались такого же качества и формы, как это было до войны, но с новым рисунком и текстом. Серебряная монета чеканилась двух видов: высокопробная («банковское серебро») достоинством в 1 руб. и 50 коп. и низкопробная - достоинством в 15, 20 и 50 коп. Медная монета выпускалась в обращение достоинством в 1, 2, 3 и 5 коп. Первоначально монеты изготовлялись из чистой меди, а через два года стали для этой цели использовать сплав меди и алюминия. При этом размеры монет значительно уменьшались.
В течение первой половины 1924г. сфера денежного обращения была заполнена твердой валютой - банковскими билетами, разменной серебряной и медной монетой.
В ходе денежной реформы 1922 - 1924г.г. была завершена унификация денежного обращения на территории СССР.
Завершение денежной реформы создало условия для расширения кредитных отношений в народном хозяйстве. С ликвидацией параллельного обращения устойчивого червонца и обесцененного совзнака были устранены препятствия, тормозящие развитие коммерческого и банковского кредитов, затрудняющие мобилизацию временно свободных средств, а также выполнение расчетных и кассовых операций банковской системы. Вместе с тем были созданы необходимые предпосылки для дальнейшего развития банковской системы.
Когда в 1921г. создавался Госбанк РСФСР, предполагалось, что он будет единственным кредитным учреждением России. Однако уже первый год НЭПа показал, что быстрое и всестороннее развитие товарно-денежных отношений в стране диктовало необходимость создания ряда кредитных организаций для обслуживания потребностей экономики вместе с Госбанком.
Такая необходимость обусловливалась следующими обстоятельствами:
привлечение в максимальной полной мере всех свободных средств кооперации и населения для кредитования хозяйства, так как один Госбанк не мог справиться с этой огромной задачей; он мог привлечь средства лишь в порядке вкладов и открытия счетов, тогда как имелась еще одна возможность привлечения средств: создание кредитных организаций путем формирования их капиталов за счет реализации акций и создание организаций кредитной кооперации;
наиболее полная аккумуляция временно свободных средств государственных предприятий. Эта задача могла быть успешно разрешена лишь при условии конкретизации форм и методов аккумуляции средств применительно к разным отраслям хозяйства и при условии хорошей осведомленности банков о состоянии финансов предприятий соответствующих отраслей народного хозяйства;
важная роль дифференциации форм и методов кредитования с учетом особенностей деятельности отдельных предприятий.
В течение 1922г. был учрежден ряд акционерных банков, призванных развить кредитование промышленности и торговли. Наряду с этим возрождались: система коммунальных банков, система сельскохозяйственных банков; кредитная система, обслуживающая кооперацию; общества взаимного кредита и др.
В сентябре 1922г. был утвержден Устав торгово-промышленного банка - Промбанка. Будучи по форме банком акционерным, он, по сути, являлся государственным кредитным учреждением, ибо все его акции находились в руках государственных трестов, синдикатов или смешанных акционерных обществ, в которых преобладал государственный капитал.
Одновременно с Промбанком в конце 1922г. было создано акционерное общество «Электрокредит» для кредитования, главным образом, сельскохозяйственной электрификации. В 1924г. это общество реорганизовано в Электробанк с сосредоточением в нем финансирования всей электрификации.
В ноябре 1922г., как первый шаг в привлечении иностранного капитала, для работы в приемлемых для него условиях, был учрежден Российский коммерческий банк - Роскомбанк. Акции приобретались шведскими юридическими и физическими лицами. Основная цель учреждения Роскомбанка заключалась в содействии российским торгово-промышленным организациям в деле развития их коммерческих оборотов с зарубежными странами. Однако фактически он осуществлял преимущественно кредитование частной внутренней торговли.
В 1924г. акции, принадлежащие шведским юридическим и физическим лицам, были выкуплены Наркомвнешторгом и Госбанком РСФСР, а Роскомбанк был преобразован в банк для внешней торговли - Внешторгбанка СССР, которому было разрешено открыть контору в Ленинграде, а также ряд отделений в промышленных центрах.
В 1922-1926г.г. происходило интенсивное развитие обществ взаимного кредита (ОВК).
В феврале 1922г. был организован Банк потребительской кооперации - Покобанк. Он был создан в форме паевого кооперативного товарищества с участием Госбанка РСФСР и центрального совета потребительской кооперации (Центросоюза). Через год Покобанк был преобразован во Всероссийский кооперативный банк - Всекобанк.
В 1925г. начал свою работу Центральный банк коммунального и жилищного строительства - Цекомбанк.
В начале 1925г. был создан Центральный сельскохозяйственный банк, образованием которого завершилось организационное построение системы сельскохозяйственного кредита.
В июне 1927г. законодательно были утверждены принципы построения кредитной системы. Это вызвано тем, что в работе банков (особенно специализированных) наблюдался параллелизм. В погоне за клиентурой эти банки выходили за установленные им рамки отдельных отраслей хозяйства, стремясь стать универсальными. Множественность банков, осуществляющих краткосрочное кредитование, порождала нездоровую конкуренцию между ними.
Были разграничены функции банков и усилена роль Государственного банка СССР (Госбанка СССР), созданного в 1922г., как органа краткосрочного кредитования, а отраслевых банков - как органов долгосрочного кредитования. Сохранив обязанность общего наблюдения за деятельностью кредитных учреждений за Наркомфином, правительство возложило на Госбанк руководство всей кредитной системой с предоставлением ему права участвовать в лице своих представителей в советах и ревизионных органах кредитных учреждений, следить за характером использования банками открываемых им кредитов и за распределением кредитов по отраслям народного хозяйства (в соответствии с правительственными директивами в области кредитной политики).
В 1928г. Промбанк был реорганизован в Банк долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК), а его краткосрочные операции были переданы Госбанку.
Однако разграничению функций банков и разделению между ними клиентуры препятствовало наличие коммерческого кредита: хозяйственные организации имели возможность получать дополнительные средства в порядке взаимного кредитования.
С октября 1925г. Госбанк стал осуществлять кассовые операции по исполнению Государственного бюджета, а с 1928г. на него была возложена вся работа по кассовому исполнению Государственного бюджета.
Проходивший в декабре 1925г. Съезд ВКП(б) предопределил решительный курс на индустриализацию за счет немедленной и максимально возможной мобилизации имеющихся ресурсов. Это в свою очередь предопределило первые шаги по свертыванию НЭПа. Был проведен ряд мероприятий, направленных на вытеснение частного капитала из сферы производства и оптовой торговли.
По указанию Правительства с 1924г. Госбанк СССР перестал принимать от государственных и кооперативных предприятий и организаций к учету векселя, выданные частными предпринимателями. Одновременно строго ограничивался учет векселей, предъявлявшихся непосредственно частниками.
И это при том, что к концу 1925г. в стране была сформирована достаточно развитая кредитная система, состоящая, в основном, из различных кредитных учреждений, созданных на новых началах. К этому времени функционировали 121 акционерный банк, 114 кооперативных банков, 153 коммунальных банка, 196 обществ сельскохозяйственного кредита, 173 общества взаимного кредита и кредитная кооперация, объединившая 3800 подразделений. Сеть учреждений Госбанка СССР насчитывала 459 учреждений.
Банковская система периода централизованного планирования.
Особенностью управления экономикой с помощью использования административно-командных методов являлось детальное централизованное планирование, включая планированные выдачи кредитов и связанное с ним планирование денежного обращения.
Получивший широкое распространение в годы НЭПа коммерческий кредит ограничивал возможности государства в полной мере маневрировать через финансово-кредитную систему денежными резервами хозяйства. Часть этих резервов распределялась и перераспределялась, помимо финансовой системы, непосредственно хозяйственными организациями путем коммерческого кредитования. Между тем, планомерное распределение государством оборотных средств диктовалось задачами выполнения государственных народнохозяйственных планов и, прежде всего, необходимостью направить значительные средства на реализацию планов развития тяжелой промышленности.
Взаимное коммерческое кредитование в условиях административно-командных методов управления превратилось в противодействие централизованному перераспределению ресурсов через бюджет и банки, так как:
тормозило плановую организацию оборотных средств;
затрудняло плановое маневрирование денежными ресурсами в масштабе отрасли и даже всего народного хозяйства;
задерживало развитие и укрепление финансового планирования;
предоставляло возможность хозяйственным организациям пользоваться внеплановыми источниками финансирования.
Одновременно взаимный коммерческий кредит и базировавшееся на нем косвенное вексельное банковское кредитование препятствовали дальнейшему укреплению кредитного планирования, которое имело в то время важное значение в системе государственного управления экономикой. Для того чтобы кредит мог успешно выполнять функцию важного экономического рычага в централизованной системе плановой организации производства и распределения продуктов, необходимо было ликвидировать коммерческий кредит и перейти полностью к прямому банковскому кредиту как единственной форме кредитных отношений.
Усиление роли централизованного планирования, развертывание широкомасштабной индустриализации и коллективизации к началу 30-х г.г. потребовало от банковской системы максимальной мобилизации денежных средств для последующего перераспределения на финансирование капитальных вложений и содействия развитию колхозов и совхозов.
Сложившаяся в период НЭПа кредитная система, включающая множество банков и банковских учреждений, так же как и система коммерческого кредитования, не могла решить эту задачу. Большинство банков осуществляли свои операции, руководствуясь, прежде всего, своими коммерческими соображениями, не считаясь с плановыми предписаниями государственных органов.
Перестройка кредитной системы началась с июня 1927г. Основные изменения этой системы - в усилении регулирующей роли Госбанка при сохранении за Наркомфином функций общего регулирования, на Госбанк возлагались функции непосредственного руководства деятельностью всех кредитных учреждений; в размежевании функций отдельных банков при усилении роли краткосрочного кредита; в размежевании клиентов между банками: каждый клиент, как правило, должен был пользоваться краткосрочным кредитом и сосредотачивать свои свободные средства только в одном определенном банке в соответствии с характером своей организации и хозяйственной деятельности. В дальнейшем эти принципы организации кредитной системы были развиты и углублены.
Перестройку кредитной системы и законодательное закрепление ранее проведенных мероприятий была призвана осуществить кредитная реформа.
30 января 1930г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О кредитной реформе». Основное содержание реформы заключалось в следующем:
ликвидация коммерческого кредита с заменой его прямым банковским кредитованием;
сосредоточение краткосрочного кредитования в едином кредитном институте - Госбанке СССР, с тем чтобы усилить его роль как расчетного центра и возможности контроля за соблюдением предприятиями установленных плановых заданий;
создание системы специальных банков, обеспечивающих аккумуляцию и рациональное использование ассигнований, предназначенных для осуществления капитальных вложений.
Государственный банк приступил к проведению реформы без надлежащей подготовки, хотя ему было предоставлено право определить срок перехода на новую систему кредитования и расчетов. Недостаточный инструктаж, отсутствие заблаговременно отпечатанных стандартных бланков, форм и т.п. ставили филиалы банка в затруднительное положение. Новый порядок выдачи ссуд необоснованно усложнялся и нередко сообщался по телеграфу, задерживалось сообщение местам кредитных лимитов. К тому же Госбанк стал принимать к оплате путем безналичных перечислений счета на любую сумму, какой бы малой она не была.
Справиться с огромным потоком платежных документов банковский аппарат не смог. Одним из следствий и показателей неудовлетворительного проведения реформы было огромное нарастание на балансе Госбанка статьи «междуконторские расчеты»: с 15 млн. руб. на 1.01.1930г. до 1026 млн. руб. на 1 июня 1930г.
При проведении кредитной реформы оказались подорванными некоторые ее основные принципы.
Вместо кредитования отдельных хозяйственных сделок в меру выполнения плана банк встал на путь кредитования «под план» в размере кассового дефицита.
На практике это приводило к стремлению хозяйствующих субъектов преувеличивать плановую потребность в денежных средствах, чтобы тем самым получить больше средств от банка. Все это привело к автоматизму в кредитовании.
Наблюдался и автоматизм в расчетах, заключавшийся в том, что банк оплачивал счета поставщиков независимо от согласия покупателя и даже не считаясь с тем, имелись ли средства на счете покупателя в банке. Отгрузив продукцию в адрес покупателя, поставщик предъявлял счет-фактуру в банк, который без ведома и согласия покупателя зачислял сумму этого счета на контокоррент поставщика, а затем списывал с контокоррента покупателя. С поставщика по сути дела снималась забота о качестве и комплектности отгружаемой продукции, так как достаточно было предъявить документ, подтверждающий сам факт отгрузки, чтобы получить от банка деньги за счет покупателя.
Автоматизм кредитования и расчетов повлек за собой обезличку собственных и заемных средств хозяйственных органов. Наиболее ярким выражением этой обезлички было введение так называемого единого контокоррента, т.е. единого счета в банке, на который зачислялись все средства предприятия, независимо от того, являются ли они собственными средствами предприятия или же предоставлены ему банком во временное пользование.
14 января 1931г. Совнарком СССР принял постановление «О мерах улучшения практики кредитной реформы», положившее конец автоматизму расчетов. Платежи поставщикам были обязаны производить сами покупатели за счет собственных оборотных средств или в необходимых случаях за счет банковских ссуд. Были введены три формы расчетов - акцептная, аккредитив и с особого счета. При акцептной форме расчетов банк вправе оплачивать счета поставщиков лишь при условии согласия покупателя. Только в тех случаях, когда покупатель в установленный срок не заявил о своем отказе от акцепта, банк может, охраняя интересы поставщика, перечислить средства на его счет со счета покупателя и без согласия (акцепта) последнего.
Вторая форма расчетов--аккредитив - применялась в тех случаях, когда необходимо было производить на месте - у поставщика - приемку товаров или осуществлять расчеты по степени готовности. Оплата банком принятых покупателем товаров или выполненных для него работ производилась по поручению покупателя в пределах суммы выставленного аккредитива. Особый счет вводился для расчетов с несколькими поставщиками, обслуживаемыми одним и тем же учреждением банка.
В связи с введением новых форм расчетов постановление СНК СССР от 14 января 1931г. установило два дополнительных вида кредита - на суммы в пути и подтоварный. Первый должен был покрывать дополнительную потребность поставщика в оборотных средствах на период с момента отгрузки товара до получения денег от покупателя; второй предоставлялся хозорганам в тех случаях, когда задержка реализации товаров, а стало быть, и высвобождения оборотных средств происходит по причинам, непосредственно не зависящим от хозоргана.
В целях улучшения расчетной деятельности Госбанка была установлена минимальная сумма счета (1000 руб.), принимаемого банком к оплате в порядке безналичных расчетов; более же мелкие счета подлежали оплате помимо банка, наличными деньгами.
Ликвидация обезлички собственных и заемных оборотных средств была осуществлена на основе постановления Совета труда и обороны (СТО) от 23 июля 1931г. «Об оборотных средствах государственных объединений, трестов и других хозяйственных организаций». Каждая государственная хозяйственная организация наделялась собственными оборотными средствами, достаточными для обеспечения минимальных запасов сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов, незавершенного производства и готовых изделий и товаров, а также вложений в расходы будущих периодов. Эти минимальные запасы, необходимые для нормальной деятельности предприятия, выражались в днях и получили название нормативов.
Для доведения размеров собственных оборотных средств государственных предприятий до уровня норматива в 1931г. была проведена конверсия задолженности хозорганов Госбанку, а именно часть этой задолженности с государственных хозорганов списывалась и зачислялась в их собственные оборотные средства.
Проведение кредитной реформы было неразрывно связано с перестройкой всей кредитной системы. Основная линия такой перестройки заключалась в разграничении функций краткосрочного кредитования и капитальных вложений с отраслевой специализацией банков долгосрочных вложений.
5 мая 1932г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об организации специальных банков долгосрочных вложений», которым предусматривалось «организовать в системе Народного комиссариата финансов Союза ССР всесоюзные специальные банки долгосрочных вложений»: