Независимость Банка России проявляется, прежде всего, в том, что он не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.
Банк России, являясь государственным, с точки зрения собственности на капитал, обладает юридической самостоятельностью в вопросах тактики и стратегии проведения денежно-кредитной политики.
Вопросы независимости Банка России имеют принципиальное значение в связи с необходимостью разграничения государственных финансов и банковских ресурсов.
Правительству, как правило, не хватает государственных финансов, что проявляется в дефиците бюджета. В результате образуется внутренний и внешний долг.
Как Центральный банк должен участвовать в его покрытии, в каких размерах должна проводиться эмиссия под прямое кредитование Правительства, какой тип денежной реформы - девальвация или же деноминация - может помочь Правительству в решении его задач, определяется Центральным банком. В этом и проявляется принцип независимости Центрального банка. Статьей 22 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации Банке России)» предусмотрено, что Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусмотрено федеральным законом о федеральном бюджете.
Принцип независимости Центрального банка проявляется также в передаче функций по кассовому исполнению бюджета из Банка России в Федеральное казначейство. Средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России. Казначейству передаются функции ведения учетных операций и оперативного управления средствами на счетах Федерального бюджета и главных распорядителей кредитов, пользующихся бюджетными средствами.
Организационно Банк России представлен центральным аппаратом, территориальными учреждениями, расчетно-кассовыми центрами.
Все многообразие функций Банка России (по закону их 19) можно свести к пяти основным задачам. Центральный банк призван быть:
эмиссионным центром страны, т.е. он осуществляет монопольную эмиссию банкнот;
«банком банков», поскольку в двухуровневой банковской системе его главной клиентурой являются коммерческие банки, которые работают с предприятиями, предпринимателями и населением. Банк России хранит свободную денежную наличность банков, т.е. их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставляет им кредитную поддержку и осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков;
«банкиром» Правительства, от имени Правительства он управляет внешним и внутренним государственным долгом, т.е. размещает, погашает и проводит другие операции с государственными ценными бумагами, предоставляет кредиты Правительству и выполняет расчетные операции для него, хранит золотовалютные резервы и проводит политику их наращивания;
органом регулирования экономики посредством проведения денежно-кредитной политики.
Высшим исполнительным органом Банка России является Совет директоров, куда входит Председатель Банка России и 12 членов Совета.
Федеральным законом №86-ФЗ от 10 июля 2002г. (ст.12) предусмотрен коллегиальный орган Банка России - Национальный банковский совет, состоящий из 12 человек.
Председатель Банка России назначается на должность и освобождается от должности Госдумой по представлению Президента.
Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций.
Банк России не в праве участвовать в капиталах кредитных организаций, кроме: Сбербанка, Внешторгбанка, Донау банка АГ, Вена; Ист-Вест Юнайтед банк, Люксембург; Коммерческий банк для Северной Европы - Евробанк, Париж; Московский народный банк Лтд., Лондон; Ост-Вест Хандельсбанк ЛГ, Франкфурт-на-Майне. Банк России выходит из капитала Внешторгбанка до 1 января 2003г.
Уставной капитал Банка России - 3 млрд. руб.
Коммерческие банки и их деятельность.
Банковская система Российской Федерации, являясь двухуровневой, включает в себя Банк России - первый уровень и кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков - второй уровень.
Кредитные организации являются основным звеном банковской системы. Они занимаются непосредственным обслуживанием хозяйствующих субъектов разных форм собственности и населения.
По действующему законодательству под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законом.
Банковское законодательство Российской Федерации выделяет два вида кредитных организаций: банки и небанковские кредитные организации.
Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
размещение этих средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратной платности и срочности;
открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Все российские банки могут развиваться как универсальные, поскольку все они в настоящее время подчиняются единым нормам банковского законодательства, Банк России предъявляет к ним одинаковые требования, для всех установлены единые нормативы, реализующие их деятельность (за исключением Сбербанка). Универсальный статус не исключает возможности добровольной специализации банков на отдельных продуктах, операциях или видах деятельности. Добровольная специализация в рамках универсального статуса предполагает, что всю ответственность за решения по выбору сфер деловой активности несут сами банки и их учредители.
Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом. При этом определено, что допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций должен устанавливать Банк России. В настоящее время Банк России выделил три типа небанковских кредитных организаций: расчетные, депозитно-кредитные и организации инкассации. Он установил также перечень допустимых операций, которые каждый тип организаций может совершать.
Расчетные небанковские кредитные организации могут иметь различное функциональное назначение - обслуживание юридических лиц, в том числе кредитных организаций, на межбанковском, валютном рынках, на рынке ценных бумаг; проведение расчетов по пластиковым картам; инкассирование денежных средств, платежных и расчетных документов; кассовое обслуживание юридических лиц, операции по купле-продаже иностранной валюты в безналичной форме.
Небанковские кредитные организации инкассации на основании лицензии, выданной Банком России, вправе осуществлять только инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов. Небанковские депозитно-кредитные организации на основании лицензии Банка России имеют право привлекать денежные средства юридических лиц во вклады, размещать их от своего имени и за свой счет, покупать и продавать иностранную валюту в безналичной форме, выдавать банковские гарантии, а также осуществлять иные сделки, не отнесенные законодательством к банковским операциям, в том числе: выдавать поручительства за третьих лиц, осуществлять доверительное управление денежными средствами или иным имуществом клиентов, проводить лицензионные операции и др. Следует отметить, что лицензия, выдаваемая этим кредитным организациям, может предусматривать проведение разрешенных им операций либо только в валюте Российской Федерации, либо и в валюте Российской Федерации, и в иностранной валюте.
Но при любой лицензии небанковским депозитно-кредитным организациям запрещено привлекать денежные средства физических лиц во вклады и юридических лиц во вклады до востребования; открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам и переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов; инкассировать денежные средства, векселя, платежные и расчетные документы и проводить кассовое обслуживание физических и юридических лиц; покупать и продавать иностранную валюту в наличной форме, привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы. Небанковским депозитно-кредитным организациям не разрешается также открывать филиалы и создавать дочерние организации за рубежом.
Согласно действующему банковскому законодательству, в состав банковской системы Российской Федерации включаются также филиалы и представительства иностранных банков, на них распространяется российское правовое регулирование банковской деятельности. При этом иностранным банком считается банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован. На сегодня в России действует 127 кредитных организаций с иностранными инвестициями, из которых под раздел иностранных (т.е. с участием нерезидентов в уставном капитале более 50%) подпадает 37, в т.ч. у 23 - уставный капитал полностью сформирован за счет нерезидентов.
Операции коммерческого банка представляют собой конкретное проявление банковских функций на практике. Весь перечень банковских операций (сделок) можно объединить в три группы: пассивные, активные и комиссионно-посреднические.
Пассивные операции - это операции по формированию и пополнению банковского капитала и его ресурсной базы. Пассивы коммерческого банка представляют собой его кредитный потенциал, состоящий из собственных и привлеченных ресурсов.
Собственные средства (капитал) включают в себя уставный капитал, резервный фонд, добавленный капитал, нераспределенную в течение года прибыль. Капитал выполняет регулирующую, защитную и оперативную функции.
Заемные и привлеченные средства - это средства, которые формируются на основе вкладов, депозитов, выпуска собственных долговых обязательств банков и получения кредитов на межбанковском рынке и от Центрального банка. Средства на расчетных и текущих счетах - средства, которые аккумулируются на банковских счетах в связи с проведением безналичных расчетов.
Активные операции - это операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы с целью получения прибыли. При их осуществлении банк выступает в роли кредитора. Активные банковские операции многообразны по форме и экономическому содержанию.
По экономическому содержанию все активы коммерческого банка можно разделить на 4 группы:
Свободные резервы - это наличные деньги в кассе, остатки на корреспондентском счете в РКЦ Банка России на корреспондентских счетах в других кредитных организациях. Свободные резервы - самый ликвидный вид активов банка. Но, как правило, эти активы или не приносят доходы, или дают минимальный доход.
Кредиты предоставленные и средства, размещенные в виде депозитов в других кредитных организациях, в том числе и в Банке России.
Инвестиции - это вложение ресурсов банка в ценные бумаги и другие финансовые активы (иностранную валюту, драгоценные металлы), а также долевое участие в совместной хозяйственной деятельности.
Материальные и нематериальные активы самого банка (внутренние инвестиции).
Активы банка должны быть ликвидными, т.е. легко превращаться в наличные средства. С точки зрения ликвидности в банковской практике различают:
а) высоколиквидные активы, т.е. активы, находящиеся непосредственно в денежной форме (резервы первой очереди) либо легко обращаемые в денежную форму (резервы второй очереди). К резервам первой очереди относятся кассовая наличность, остатки на корреспондентских счетах (если нет ограничений на их использование). Резервами второй очереди считаются легкореализуемые государственные ценные бумаги, когда есть емкий и ликвидный вторичный рынок;
б) краткосрочные ликвидные активы - краткосрочные ссуды и ценные бумаги, имеющие вторичный рынок;
в) труднореализуемые активы - долгосрочные ссуды, ценные бумаги, не имеющие развитого вторичного рынка, долевое участие в совместной деятельности;
г) низколиквидные активы - вложения в основные банка.
Основу активных банковских операций составляют кредитные операции. Именно эти операции, несмотря на свой высокий риск, являются главным источником доходов банка. Кредитные операции - это операции банков по размещению привлеченных ими ресурсов от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности и платности.
Второй группой активных банковских операций являются инвестиционные. В процессе их совершения банки выступают в качестве инвестора, вкладывая ресурсы в ценные бумаги с целью получения по ним дохода или приобретения с их помощью прав участия в управлении другими субъектами рыночной экономики. Вложения банком средств с целью непосредственного управления другими субъектами рыночной экономики называются прямыми инвестициями. Кроме прямого инвестирования, банки занимаются и портфельным инвестированием, создавая портфели ценных бумаг различных эмитентов, управляемые как единое целое с целью получения по ним дохода в виде дивидендов, процентов и прироста курсовой стоимости. Объектом портфельного инвестирования российских коммерческих банков являются корпоративные ценные бумаги (акции и облигации акционерных обществ, а также производные от них ценные бумаги - опционы, фьючерсы и др.), государственные и муниципальные ценные бумаги и неэмиссионные бумаги - векселя, депозитные сертификаты банков.
Торговые операции - это операции по купле-продаже различных финансовых активов: ценных бумаг, иностранной валюты, драгоценных металлов.
Обязательства и требования банка, возникающие при активных и при пассивных операциях, могут носить как безусловный (например, обязательства по депозитам, требования по кредитам), так и условный характер (например, обязательства по имуществу, переданному в доверительное управление; требования, вытекающие из выданных гарантий; требования и обязательства по срочным сделкам). Требования и обязательства, имеющие для банка безусловный характер, отражаются на балансовых счетах банковского баланса, а имеющие условный характер, т.е. реализующиеся только при наступлении определения условий, - на его забалансовых счетах.
Балансовые счета участвуют в формировании баланса по основной деятельности коммерческого банка. Они открываются по разделам, имеющим экономически однородное содержание, и подразделяются на счета первого порядка (трехзначные) и открываемые к ним счета второго порядка (пятизначные).
Счета первого порядка отражают экономическую сущность статей баланса, а счета второго порядка раскрывают содержание счетов первого порядка (по различным признакам).
Действующим Планом счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях определена схема обозначения счетов и их нумерация. По каждому балансовому и внебалансовому счету синтетического учета открываются отдельные лицевые счета со своим наименованием и номером. Каждый лицевой счет содержит определенные реквизиты. Номер лицевого счета состоит из 20 знаков.
Все банковские счета сгруппированы в четырех главах: глава Б «Счета доверительного управления»; глава В «Внебалансовые счета» (разделы 2-6); глава Г «Срочные операции»; глава Д «Счета депо».
ТЕМА: «Международные финансовые и кредитные институты».
Цели создания и особенности функционирования МВФ и Мирового банка.
Европейский банк реконструкции и развития.
Европейский инвестиционный банк. Банк международных расчетов.
Цели создания и особенности функционирования МВФ и Мирового банка.
Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом.
Международные финансовые институты преследуют следующие цели:
объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;
осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;
совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.
Международный валютный фонд (МВФ) предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств - членов и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН.
МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1-22 июля 1944г.) в Бреттон-Вуде (США). Свою деятельность фонд начал в мае 1946г. в составе 39 стран-членов; к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947г. СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции, однако в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом не ратифицировал Статьи Соглашения (Устав) о МВФ. По этой же причине в 50-60-х годах из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба. Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992г. В настоящее время число стран - членов МВФ составляет 182.
По мере эволюции мировой валютной системы, а также трансформации деятельности МВФ Статьи Соглашения трижды пересматривались. Первая серия поправок (1968 - 1969г.г.) связаны с образованием механизма СДР, вторая (1976 - 1978г.г.) определила основные принципы Ямайской валютной системы, сменившей Бреттон-Вудскую валютную систему; третья поправка (1990-1992г.г.) предусматривала введение санкций в виде приостановки права участвовать в голосовании в отношении стран - членов, не выполнивших свои финансовые обязательства перед Фондом. Кроме того, в стадии ратификации странами - членами МВФ находится принятая Советом управляющих поправка к Уставу, касающаяся специального разового выпуска СДР. Готовятся поправки, возлагающие на страны - члены обязательства по либерализации международного движения капиталов.
Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих, в котором каждая страна - член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков.
Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.
В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов, который предполагает, что возможность стран - членов оказывать воздействие на деятельность фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса.
Самым большим количеством голосов в МВФ обладают: США - 17,78%, Германия - 5,53%, Япония - 5,53%, Великобритания - 4,98%, Франция - 4,98%, Саудовская Аравия -3,45%, Италия - 3,09%, Россия - 2,90%.
Совет управляющих делегировал многие свои полномочия Исполнительному совету, т.е. директорату, который несет ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности, предоставление кредитов странам - членам и осуществление надзора за их политикой в отношении валютных курсов. Исполнительный совет работает на постоянной основе в штаб-квартире Фонда в Вашингтоне и обычно проводит свои заседания три раза в неделю. Число исполнительных директоров составляет 24.
МВФ устроен по образцу акционерного предприятия: его капитал складывается из взносов государств - членов, производимых по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота - ключевое звено во взаимоотношениях стран - членов с Фондом - определяет:
сумму подписки на капитал;
возможности использования ресурсов Фонда;
сумму получаемых страной - членом СДР при их очередном распределении;
количество голосов страны в Фонде.
Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике и торговле с учетом следующих показателей: ВВП; объем текущих операций платежного баланса; официальные золотовалютные резервы.
30 января 1998г. Совет управляющих МВФ в завершение одиннадцатого пересмотра квот стран-членов принял решение об увеличении общей суммы квот на 45%. 22 января 1999г. это решение вступило в силу, в результате чего капитал Фонда возрос до 212 млрд. СДР (297 млрд. долл.).
После этого увеличения квоты распределены следующим образом: США - 17,5%, Япония - 6,3%, Германия - 6,1%, Великобритания - 5,1%, Франция - 5,1%, Италия - 3,3%, Канада - 3,0%, Россия - 2,8%.
МВФ представляет кредиты в иностранной валюте странам - членам для двух целей:
для покрытия дефицитов платежных балансов, т.е. практически пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центральных банков;
для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит для кредитования бюджетных расходов правительств.
МВФ производит кредитные операции только с официальными органами - казначействами, министерствами финансов, стабилизационными фондами, центральными банками.
МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты как бы «под залог» соответствующих сумм национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до их выкупа странами - эмитентами этих валют.
Первая порция иностранной валюты, которую страна - член может приобрести в МВФ - в пределах 25% квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой долей», а с 1978г. - «резервной долей». Резервная доля определяется как превышение валюты квоты страны - члена над суммой, находящейся в распоряжении Фонда национальной валюты данной страны.
Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли, делятся на четыре «кредитные доли» или транша, составляющие по 25% квоты.
Предоставление Фондом кредитов странам-членам связано с выполнением ими определенных политико-экономических условий. Подобный порядок получил наименование «обусловленности» кредитов. МВФ обосновывает эту практику необходимостью быть уверенным в том, что страны - заемщицы будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный кругооборот ресурсов Фонда, будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный кругооборот ресурсов Фонда. Поэтому МВФ требует, чтобы страна, покрывая за счет его кредитов дефицит платежного баланса, заботилась о его ликвидации или сокращении.
Принцип обусловленности кредитов находит свое выражение в согласовании со страной - заемщицей определенной программы экономической политики, реализация которой и кредитуется Фондом. Эта программа называется с конца 80-х годов «программой экономической реформы».
Степень детализации предъявляемых Фондом условий кредитов различна - от общих обязательств страны сотрудничать с Фондом в выработке экономической политики до определения мер финансовой политики, предусматривающих конкретные количественные показатели.
Группа Всемирного банка - это специализированное финансовое учреждение ООН, в состав которого входят: Международный банк реконструкции и развития (МБРР); Международная ассоциация развития (МАР); Международная финансовая корпорация (МФК) и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Деятельность структур, входящих во Всемирный банк, подчинена единой стратегии, но каждая из них, руководствуясь общей целью, выполняет свои особые функции.
Всемирный банк - это крупнейший в мире инвестиционный институт, задачи которого сфокусированы на борьбе с бедностью и отсталостью, стимулировании экономического роста и рыночных отношений в развивающихся государствах и странах с переходной экономикой.
Европейский банк реконструкции и развития.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) - международная организация, созданная на основе Соглашения от 29 мая 1990г. Ее учредителем являются 40 стран. Ее членами могут быть, помимо европейских стран, все члены МВФ. В настоящее время акционерами ЕБРР являются 60 стран.
Главная задача ЕБРР - содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативе.
В отличие от других международных финансовых организаций Устав Банка (статья 1) содержит политический мандат, предусматривающий, что страны, где Банк осуществляет свои операции, должны быть привержены принципам многопартийной демократии плюрализма и рыночной экономики.
ЕБРР активно поощряет развитие частных коммерческих и промышленных предприятий и обязан не менее 60% своих ресурсов направлять в негосударственный сектор. При этом предоставление государственных гарантий по таким проектам не требуется, и они осуществляются исключительно на основе расчетов окупаемости и с учетом степени риска.
При принятии решений ЕБРР руководствуется политикой в области основной деятельности и стратегиями по странам, утвержденными Советом директоров. Стратегии по странам включают обзор политических и экономических событий и определяют приоритетные сферы деятельности.
Руководство деятельностью ЕБРР осуществляют Совет управляющих, Совет директоров и президент.
Совет управляющих - высший распорядительный орган ЕБРР - включает по 2 представителя (управляющего и его заместителя) от каждого участника Банка.
Совет директоров - главный исполнительный орган, в компетенцию которого входят текущие вопросы работы ЕБРР. Совет директоров состоит из 23 членов.
Капитал ЕБРР составляет 20 млрд. ЕВРО.
В своей деятельности ЕБРР использует следующие формы операций для предприятий частного и государственного секторов, переходящих на рыночные методы хозяйствования:
предоставление кредитов (включая совместное финансирование) на развитие производства;
инвестирование в капитал;
гарантированное размещение ценных бумаг;
облегчение доступа на рынки капитала путем предоставления гарантий и оказания содействия в других формах;
размещение ресурсов специальных фондов в соответствии с соглашениями, определяющими их использование;
предоставление займов (включая совместное финансирование) и оказание технического содействия под реконструкцию и развитие инфраструктуры (в том числе природоохранные программы) ЕБРР не выдает гарантии по экспортным кредитам и не занимается страхованием.
Европейский инвестиционный банк. Банк международных расчетов.
В рамках стран - членов ЕЭС в 1958г. был учрежден Европейский инвестиционный банк (ЕИБ).
Банк предоставляет долгосрочные кредиты сроком от 7-12 (промышленность) до 20 лет (инфраструктуры); развивающимся странам, кредиты на малорентабельные проекты - до 40 лет из 1-2% годовых. Кроме того, ЕИБ дает гарантии частным и государственным предприятиям. Цель кредитной деятельности ЕИБ: освоение наименее развитых районов стран ЕС, реконструкция и строительство предприятий, которые не могут быть осуществлены за счет ресурсов одной страны; модернизация отраслевой структуры в рамках специализации и кооперирования производства; создание совместных хозяйственных объектов, представляющих общий интерес для стран ЕС; развитие приоритетных отраслей - производства стали, угля, энергетики. Источником ресурсов ЕИБ является уставный капитал, резервы и выпуск облигационных займов. Особое место среди международных валютно-кредитных организаций занимает Банк международных расчетов (Базель). БМР был создан в 1930г. на основе межправительственного Гаагского соглашения шести государств (Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Японии) и конвенции этих государств со Швейцарией, на территории которой функционирует Банк. БМР не подвластен швейцарскому банковскому законодательству. Правовой статус банка утвержден его соглашением со Швейцарским федеральным советом 10 февраля 1987г. Фактически он был организован центральными банками этих стран. Число членов БМР - 34.
БМР организован в форме акционерного общества с капиталом в 1,5 млрд. золотых франков.
Несмотря на межгосударственные соглашения о замене с 1978г. этой международной счетной валютной единицы на СДР, БМР продолжает использовать в этом качестве франк с золотым содержанием 0,290 грамм чистого золота, введенный во Франции в 1799г. и с 1865г. служивший единой валютой Латинского монетного союза, в том числе Швейцарии.
Органами управления БМР являются общее собрание акционеров и Совет директоров в составе управляющих 13 центральных банков и правление. Остальные члены ограничиваются получением дивидендов и статусом клиента. БМР - банк центральных банков. На БМР по Уставу возложены две основные функции:
содействовать сотрудничеству между центральными банками, обеспечивать благоприятные условия для международных финансовых операций;
действовать в качестве банка-агента или банка-депозитария при проведении международных операций своих членов.
Исходя из этих функций, БМР выполняет следующие операции:
депозитно-ссудные операции с центральными банками;
прием правительственных вкладов по особым соглашениям;
операции с валютой и ценными бумагами (кроме акций);
куплю-продажу и хранение золота;
операции на мировых рынках (валют, кредитов, ценных бумаг, золота) в качестве агента или корреспондента центральных банков;
заключение соглашений с центральными банками в целях содействия взаимным международным расчетам.
В соответствии с Уставом операции БМР должны согласовываться с денежной политикой центральных банков соответствующих стран. Банку не разрешено открывать текущие счета и предоставлять кредиты правительствам. Основной источник ресурсов БМР - краткосрочные вклады (до трех месяцев) центральных банков в иностранной валюте или золоте. Для выплаты процентов по ним Банк размещает их на рыночных условиях в других центральных банках, международных организациях или в банках-корреспондентах. Основной активной операцией БМР являются инвалютные кредиты центральным банкам.
С 1982г. БМР предоставляет промежуточный кредит под гарантию центрального банка странам, ожидающим кредит МВФ, чтобы избежать кризиса их международной валютной ликвидности. Такие кредиты получили Венгрия, Мексика, Бразилия, Аргентина, Югославия.
Специфика БМР заключается в строго конфиденциальном характере его деятельности, как и ежемесячных заседаний Базельского клуба (в который входят страны - члены Банка), где обсуждаются актуальные проблемы и перспективы валютно-кредитных отношений.
БМР - ведущий информационно-исследовательский центр. Годовые отчеты Банка - одно из авторитетных экономических изданий в мире.
Международная ассоциация развития (МАР) была создана в 1960г. К этому времени обнаружилось, что за рамками деятельности МБРР остается большое число развивающихся стран, для которых рыночные, хотя и несколько облегченные, условия его кредитования неприемлемы. Образовав фонд льготного кредитования через МАР, Банк получил возможность значительно расширить свое влияние на развивающиеся страны.
Кредиты МАР выдаются на срок от 35 до 40 лет, льготный период - 10 лет. Ссуды беспроцентные, взимается только плата на покрытие административных издержек в размере 0,5% годовых. МАР кредитует только правительства стран-участниц. Претендовать на льготные кредиты могут лишь те страны, которые по классификации ВБ относятся к группе государств с низкими доходами на душу населения (менее 925 долларов).
Ресурсы МАР формируются за счет взносов развитых стран, а также трансферта прибыли МБРР. По мере истощения ресурсов МАР страны-участницы делают новые взносы.
Юридически и в финансовом отношении МАР является самостоятельным институтом. Однако она имеет общие с МБРР органы управления во главе с президентом Банка. МБРР и МАР реализуют общую стратегическую линию. Многие проекты кредитуются совместно МБРР и МАР. Однако, поскольку МАР создавалась для восполнения пробела в деятельности МБРР, ее структура кредитования отличается от структуры Банка.
Структура кредитов МАР имеет более ярко выраженную социальную направленность: выше удельный вес кредиторов на образование, здравоохранение, сельское хозяйство и развитие сельских районов.
Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956г. с целью стимулирования частных инвестиций в экономику развивающихся стран, укрепления там частного сектора. МФК выполняет функции, во многом отличные от МБРР, и тем самым существенно дополняет его инициативы. В отличие от МБРР МФК не требует правительственных гарантий и берет на себя риски. Поэтому отбор проектов отличается особой тщательностью. Выделенные МФК кредиты обычно не превышают 25% стоимости проекта.
МФК располагает более широким набором инструментов, чем МБРР. Она не только предоставляет кредиты, но и приобретает акции компаний. Но при этом Корпорация не стремится к закреплению в качестве одного из собственников компании. Ее задача заключается в привлечении своими действиями частных инвесторов, особенно нерезидентов. Поэтому МФК регулярно обновляет структуру портфеля акций.
Так же как и МБРР МФК основную массу ресурсов формирует путем привлечения средств с мирового рынка капиталов. Но ее финансовые возможности значительно меньше, чем у МБРР и даже у МАР. МФК тоже осуществляет масштабную деятельность по оказанию технической помощи. В 90-х годах особую известность получали ее усилия в сфере приватизации.
Располагая сравнительно ограниченными финансовыми ресурсами, МФК выполняет важную функцию в качестве катализатора инвестиционных проектов. Эта роль Корпорация получила особенно большие масштабы в 90-х годах в связи с формированием фондовых рынков в странах с развивающимися финансовыми рынками.
В структурном отношении кредиты и инвестиции МФК также отличаются от ссуд МБРР. Если банк незначительно кредитует промышленность, то для МФК это одно из основных направлений деятельности. Кредиты МФК предоставляются в среднем на срок в 7-8 лет, максимально - на 15 лет. Вложения в акции по отмеченным причинам не носят долгосрочного характера.
МФК насчитывает 178 членов. В юридическом и финансовом отношениях Корпорация является самостоятельной организацией. Высшим органом Корпорации является Совет управляющих. Функции Директората МФК возложены по совместительству на Президента МБРР.
Курс лекций подготовил
кандидат экономических наук, доцент П. А. Тимощенко