Организация и опыт работы органов федерального казначейства по учету операций по расходованию средств федерального бюджета
В 2004 году по сравнению с 2003 годом финансирование расходов сократилось по следующим статьям экономической классификации:
- по статье «предметы снабжения и расходные материалы» -на 36,8% или на 20339 тыс. руб.
- по статье «трансферты населению» финансирование расходов снизилось на 3,3 % или на 1098 тыс. руб.
- по статье «капитальные вложения в основные фонды» - на 21% или на 2646 тыс. руб.
Структура расходов федерального бюджета по статьям экономической классификации за 2004 год представлена на рисунке 11.
Из данных представленных на рисунке 11 видно, что наибольший удельный вес в структуре расходов федерального бюджета по статьям экономической классификации занимают расходы на заработную плату работников (с начислениями) 64 % от общей суммы финансирования за 2004 год. Их доля в 2004 году по сравнению с 2003 годом повысилась на 4,86% пункта.
- расходы на коммунальные услуги составляют 13,6% от общей суммы финансирования; доля расходов в 2004 году по сравнению с 2003 годом снизилась на 0,02% пункта;
- расходы на коммунальные услуги составляют 13,6% от общей суммы финансирования; доля расходов в 2004 году по сравнению с 2003 годом снизилась на 0,02% пункта;
- расходы на предметы снабжения и расходные материалы 8% от общей суммы финансирования расходов составляют; доля этих расходов в 2004 году по сравнению с 2003 годом снизилась на 4,77% пункта;
- расходы по трансфертам населению составляют 7,2% от общей суммы финансирования расходов; доля этих расходов в 2004 году по сравнению с 2003 годом снизилась на 0,36 % пункта;
- расходы на капитальные вложения в основные фонды составляют 2,3% от общей суммы финансирования расходов, доля капитальных вложений в 2004 году по сравнению с 2003 годом снизилась на 0,64% пункта;
- прочие текущие расходы составляют 2,1% от общей суммы финансирования расходов, их доля в 2004 году по сравнению с 2003 годом повысилась на 1,22% пункта;
- по 1 % от общей суммы финансирования расходов в структуре расходов федерального бюджета занимают расходы на транспортные услуги, услуги связи, командировочные расходы.
Рисунок 11.
Рис. 11. Экономическая структура расходов федерального бюджета
Отделения за 2004 год
Основными задачами Отделения в 2005 году являются:
1. исполнение Федерального закона “О федеральном бюджете на 2005 год” в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ, другими нормативными и правовыми актами, обеспечение эффективного предварительного и текущего контроля за целевым использованием бюджетополучателями средств федерального бюджета с лицевых счетов, открытых в Отделении, контроль за исполнением лимитов бюджетных обязательств, принимаемых бюджетными учреждениями за счет средств федерального бюджета;
2. проведение разъяснительных мероприятий по выполнению приказа Министерства Финансов РФ 50Н;
3. изучение и внедрение Инструкции по бюджетному учету, включающей Единый план счетов бюджетного учета, основанный на методе начисления;
4. проведение подготовительных мероприятий и переход областного бюджета на ЕКС 40201;
5. развитие, внедрение и организация эффективного электронного документооборота с использованием ЭЦП со всеми участниками бюджетного процесса;
6. организация и проведение мероприятий по выполнению федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов, вновь образуемых поселений на территории района, в условиях проводимой реформы муниципальных образований;
7. организация и проведение мероприятий в органах федерального казначейства области, связанных с реформированием государственной службы.
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОТДЕЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО УЧЕТУ ОПЕРАЦИЙ ПО РАСХОДОВАНИЮ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
3.1. Необходимость перевода получателей средств на финансирование через лицевые счета
В соответствии с Положением о Федеральном казначействе от 01 декабря 2004 г. № 703, приказами Минфина России в целях обеспечения установленных задач на территориальные органы Федерального казначейства возложены функции по финансированию расходов федерального бюджета, федеральных целевых программ и мероприятий. С конца 1994 года УФК стало перечислять федеральные средства на счета учреждений и организаций Плесецкого района. В целях осуществления последующего контроля за целевым использованием средств федерального бюджета сведения о перечислении средств предприятиям, учреждениям, организациям ежемесячно доводились до Отделения.
Первым рубежом в решении проблем контроля являлось внедрение системы финансирования, при которой средства, выделенные из федерального бюджета на нужды отраслевых министерств, ведомств, числились на казначейских счетах. Это достигалось за счет максимально целесообразного приближения органов федерального казначейства к бюджетным единицам и распорядителям средств федерального бюджета.
На этом этапе Отделением проводился контроль за движением средств.
При поступлении средств из УФК на счет Отделения и при получении реестров на финансирование расходов бюджетных учреждений и организаций работниками отделения составлялись платежные поручения на перечисление средств на счета учреждений и организаций.
Все учитываемые в отделении федерального казначейства операции по исполнению федерального бюджета оформлялись документами согласно «Временных методических указаний по бухгалтерскому учету и отчетности исполнения федерального бюджета в органах федерального казначейства».
При осуществлении бюджетного процесса требуется исполнять бюджет строго в соответствии с назначениями, указанными в Законе о бюджете на очередной финансовый год. Согласно федеральному законодательству ответственность за исполнение бюджета несет Правительство. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 1997 № 477 « О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета», Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 № 1082 «О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения бюджета», а также Распоряжения ГУФК от 10 апреля 1998 № 88 была проведена работа по переводу распорядителей и получателей средств федерального бюджета на финансирование расходов через лицевые счета, открываемые в органах Федерального казначейства.
Согласно ст. 254 БК РФ исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств, открываемых в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого получателя средств федерального бюджета.
С 1 сентября 1997 года в отделении открываются лицевые счета получателей бюджетных средств.
3.2. Учет операций по расходованию средств федерального бюджета
3.2.1. Открытие лицевого счета
Управление процессом исполнения расходов федерального бюджета на территории района осуществляется через лицевые счета получателей бюджетных средств, открытые им в Отделении, на основании полученных реестров в рамках доведенных лимитов, учтенных бюджетных обязательств.
Одним из получателей средств федерального бюджета на территории Плесецкого района являетсяОбозерский лесхоз им. Алексеева.
При открытии лицевых счетов Отделение присваивает им в установленном порядке номера. При этом номер лицевого счета должен однозначно определять принадлежность распорядителя или получателя средств к главному распорядителю средств.
Каждому лицевому счету присваивается код, который используется при их нумерации. Устанавливаются следующие коды лицевых счетов:
01 - лицевой счет распорядителя средств;
03 - лицевой счет получателя средств;
09 - лицевой счет иного получателя средств.
Нумерация лицевых счетов осуществляется исходя из характера операций, подлежащих учету.
Номер лицевого счета состоит из одиннадцати разрядов:
Номер разрядов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
где:
- 1 и 2 разряды - код лицевого счета;
- с 3 по 10 разряд - учетный номер клиента, из них:
- с 3 по 5 разряд - код главы главного распорядителя средств, в ведении которого находится распорядитель, получатель средств, в соответствии с бюджетной классификацией РФ;
- с 6 по 10 разряд - код распорядителя или получателя средств в Реестре получателей средств федерального бюджета;
- 11 разряд - резервный разряд
Порядок присвоения клиентам учетных номеров устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
Пример номера лицевого счета Обозерского лесхоза им. Алексеева 03053295781, где:
- 03 код лицевого счета получателя средств федерального бюджета;
- 053 код главы Федерального агентства лесного хозяйства;
- 29578 код получателя средств;
- 1 резервный разряд (указывает на принадлежность к федеральному бюджету).
Ответственный работник операционного отдела принимает от распорядителей и получателей средств федерального бюджета, включенных в Реестр получателей средств федерального бюджета, документы, необходимые для открытия лицевых счетов распорядителей средств, получателей средств, проверяет комплектность пакета документов, правильность их оформления и передает пакет документов главному бухгалтеру отделения федерального казначейства для проверки и принятия решения об открытии лицевого счета.
Основанием для открытия распорядителю средств лицевого счета распорядителя средств является представленный им в отделение федерального казначейства учредительный документ или письменное разрешение вышестоящего распорядителя средств, в соответствии с которыми данному распорядителю средств предоставлены полномочия по распределению лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования по распорядителям и получателям средств, находящимся в его ведении Об утверждении инструкции о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства Финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета: Приказ Министерства Финансов РФ от 31 декабря .2002 № 142Н // СПС Консультант Плюс.
.
Для открытия лицевого счета получателя средств получателем средств в отделение федерального казначейства представляются следующие документы:
- заявление на открытие лицевого счета;
- копия учредительного документа, заверенная учредителем или нотариально;
- копия документа о государственной регистрации, заверенная учредителем или нотариально либо органом, осуществившим государственную регистрацию;
- карточка образцов подписей, заверенная подписью руководителя (его заместителя) вышестоящей организации и оттиском гербовой печати вышестоящей организации или нотариально;
- копия свидетельства налогового органа о постановке на учет, заверенная нотариально либо выдавшим его налоговым органом О внесении изменений и дополнений в инструкцию о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства Финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета: Приказ Министерства Финансов РФ от 22 января 2004 № 9Н // СПС Консультант Плюс..
Открытие лицевого счета осуществляется по разрешительной надписи руководителя и главного бухгалтера отделения федерального казначейства на заявлении на открытие лицевого счета.
Лицевой счет, открытый Обозерскому лесхозу им. Алексеева регистрируются в Книге регистрации лицевых счетов.
При передаче клиента из ведения одного главного распорядителя средств в ведение другого главного распорядителя средств открытие ему соответствующего лицевого счета в отделении федерального казначейства производится на основании заявления на открытие лицевого счета и заверенной карточки образцов подписей, после включения клиента в Реестр получателей средств федерального бюджета главным распорядителем средств, в ведение которого он передан О внесении изменения в инструкцию о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства Финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета: Приказ Министерства Финансов РФ от 27 августа 2004 № 73Н // СПС Консультант Плюс.
.
После процедуры открытия лицевых счетов с клиентами заключается Договор об обслуживании лицевого счета распорядителя (получателя) средств федерального бюджета.
3.2.2. Организация операционного дня
Работа Операционного отдела строится в соответствии с приказами Минфина России, распоряжениями, указаниями Главного управления федерального казначейства и Инструкцией по ведению лицевых счетов.
Для организации ведения учета и контроля за финансированием и расходованием средств федерального бюджета в Отделении по Плесецкому району разработаны и утверждены:
- положение об операционном отделе;
- график операционного дня отделения федерального казначейства;
Операционным днем считается рабочее время с 9 до 13 часов.
Операции по документам, поступившим в отделение федерального казначейства по окончании операционного дня, производятся следующим операционным днем.
Начиная с 1 января 2005 года учет операций по финансированию расходов ведется с использованием централизованного программного продукта «Смета-WM» (Федеральный бюджет).
3.2.3. Открытие финансирования расходов
Для открытия финансирования расходов Обозерский лесхоз им. Алексеева до введения в действие Приказа Министерства Финансов РФ от 10 июня 2003 года № 50Н « Об утверждении порядка организации работы по доведению через органы федерального казначейства Министерства финансов РФ объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета » представлял в Отделение:
- уведомление о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджтетных обязательств на соответствующий период, изменения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, внесенных в обязательном порядке;
- утвержденную вышестоящей организацией смету доходов и расходов на соответствующий год с поквартальной разбивкой сметных назначений.
С 1 января 2005 года в Отделении Приказом МФ РФ от 10 июня 2003 года № 50н был утвержден Порядок организации работы по доведению через органы Федерального казначейства объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) и объемов финансирования расходов фе-дерального бюджета (ОФР). Данный Порядок существенно изменя-ет организацию работы по финансированию получателей средств федерального бюджета.
Теперь при поступлении финансирования бюджетополучатели не предоставляют в Отделение смету доходов и расходов, уведомление о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств.
Основным документом для распорядителей и получателей средств федерального бюджета, находящихся в ведении главного распорядителя, является расходное расписание. Этим докумен-том организация уведомляется о выделенных ей ЛБО и ОФР. Об утверждении порядка организации работы по доведению через территориальные органы федерального казначейства Министерства Финансов РФ объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета: Приказ Министерства Финансов РФ от 10 июня 2003 № 50Н // СПС Консультант Плюс.
Однако в ходе исполнения Порядка организации работы по доведению через органы Федерального казначейства объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета сотрудники Отделения столкнулись с рядом трудностей в сфере процедурных и информационных аспектов работы.
Приведем лишь некоторые из них:
- цикличное несоблюдение временных ограничений, установленных в приказе, в ходе осуществления информационного обмена между Отделением и УФК; причиной тому является недостаточность качества используемых информационных технологий как следствие слабой материальной базы многих отделений и ненадежности технологии прохождения информации в ходе санкционирования расходов федерального бюджета;
- необходимость вовлечения кадрового состава отделов Отделения в проведение непрофильной работы по преодолению программных сложностей, связанных с непрохождением, блокированием или утерей поступающей информации;
- нет механизмов верификации своевременности предоставления информации другими УФК или Отделениями в случае ее отсутствия или задержки, особенно в условиях большого потока расходных расписаний. Механизм обратной связи по верификации доставки сведений в соответствии с документооборотом, прописанным в Приказе № 50н, основан на отправке извещений и квитанций, и, к сожалению, распределен во времени. Этот факт оказывает негативное воздействие на полноту и своевременность обмена информацией.
Вышеуказанные проблемы затрудняют процесс исполнения федерального бюджета и снижают эффективность функционирования казначейской системы исполнения федерального бюджета. Под эффективностью казначейской системы мы понимаем совокупность критериев оценки по обеспечению максимально полного и своевременного удовлетворения потребностей государства и операторов бюджетных ресурсов посредством рационализации организационной, методологической, технической составляющей процесса управления бюджетными потоками в ходе кассового обслуживания исполнения бюджета.
Решением вышеназванных проблем по повышению эффективности процесса кассового обслуживания исполнения бюджетов могло бы стать создание единого информационного пространства для органов Федерального казначейства, работающего в режиме on-line. Внедрение новой системы позволило бы:
- оперативно отслеживать обязательства на различных стадиях процесса исполнения бюджета;
- иметь точную информацию для прогноза денежных средств, необходимых для осуществления расходов по временным периодам;
- улучшить состояние планирования государственных финансов;
- сузить возможность несоблюдения временных лимитов санкционирования расходов федерального бюджета, прописанных в Приказе № 50н;
- обеспечить максимальную прозрачность и оптимизировать систему контроля за процессом исполнения федерального бюджета по расходам.
Несомненно, чтобы максимально рационализировать на практике процедуру исполнения федерального бюджета в соответствии с Приказом № 50н потребуются значительные совместные усилия специалистов не только Федерального казначейства, но и отраслевых департаментов Минфина России, а также главных распорядителей бюджетных средств. Однако в случае успешного функционирования системы исполнения федерального бюджета на основе принципов, алгоритмов и схем, изложенных в указанном Приказе, весьма перспективной может оказаться идея унификации методов и механизмов этого приказа с механизмом, применяемым на субфедеральном уровне Бессонов, В.В. Федеральное казначейство в условиях проводимых реформ / В.В. Бессонов // Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях и некоммерческих организациях.-2005.-№20. - С. 6-8.
.
3.2.4. Учет расходования наличных средств и средств
по безналичным расчетам
В целях реализации Правил осуществления операций по обеспечению наличными деньгами получателей средств федерального, областного и местного бюджетов, лицевые счета которым открыты в Отделении федерального казначейства , отдельно для каждого бюджета открыты счета на балансовом счете № 40116 «Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям».
Накануне дня получения наличных денег получатель средств представляет в Отделение заявку на получение наличных денег в двух экземплярах.
Ответственный исполнитель отдела расходов и контроля производит санкционирование данных расходов, ставит штамп, свою подпись и дату на заявке (на одном экземпляре) и передает в операционный отдел.
Одновременно с заявкой получатель средств представляет в Отделение денежный чек. Работник операционного отдела проверяет оформление представленного денежного чека.
Проверенный чек подписывается руководителем и главным бухгалтером Отделения федерального казначейства, ставится печать.
Отделение федерального казначейства после подтверждения банком проведения операции по списанию средств со счета № 40105 на счет № 40116 отражает кассовый расход федерального бюджета в соответствии с представленными заявками на лицевых счетах получателей средств.
Возврат неиспользованных наличных денег в кассу банка производится получателем средств на основании Объявления на взнос наличными.
Принятые банком наличные деньги зачисляются на счет отделения федерального казначейства № 40116. Ордер к Объявлению на взнос наличными с отметкой банка о приеме наличных денег прилагается к выписке из счета органа федерального казначейства № 40116.
Операционным отделом по согласованию с отделом расходов и контроля разработан график приема Расчетно-денежных документов получателей средств федерального бюджета.
Все бюджетополучатели Отделения представляют платежные поручения на бумажном носителе с одновременным предоставлением их на магнитном носителе (дискете).
Платежные поручения составляются клиентом в двух экземплярах, с подписями руководителя и главного бухгалтера данного получателя средств на первом экземпляре. Первый экземпляр платежного поручения после подтверждения выписки о списании средств с ЕКС 40105 УФК подшивается в документы операционного дня, второй экземпляр подкладывается к выписке и передается получателю средств.
Отделом расходов и контроля проверяются документы, подтверждающие наличие у получателя средств денежных обязательств, возникших в результате заключения договоров на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг.
После завершения проверки платежных поручений на первом экземпляре платежного поручения работник отдела расходов и контроля, проводивший проверку, проставляет штамп "Проверено", дату приемки платежного поручения к исполнению и свою подпись О внесении изменений и дополнений в инструкцию о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства Финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета: Приказ Министерства Финансов РФ от 22 января 2004 № 9Н // СПС Консультант Плюс.
.
Принятое к исполнению платежное поручение передается в операционный отдел для осуществления кассового расхода на лицевых счетах получателей средств. Кассовый расход осуществляется путем списания денежных средств с ЕКС 40105 УФК.
3.3. Формирование оперативной и бухгалтерской отчетности
Органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы, в соответствии с БК РФ является Федеральное казначейство. Органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов, ведут бюджетный учет на следующих счетах для учета денежных средств:
- 20301000 «Средства поступлений, распределяемые между бюджетами разных уровней» - предназначен для отражения движения средств по счету 40101 «Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы РФ»;
- 20302000 «Средства единого счета бюджета в органах осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов» - предназначен для отражения движения средств по счетам 40105 «Средства федерального бюджета», 40201 «Средства бюджетов субъектов РФ», 40204 «Средства местных бюджетов», 40503 «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческий организации»;
- 20303000 «Средства на счетах органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, в пути» - предназначен для отражения сумм при перечислении средств между счетами, открытыми соответствующим органам, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджетов;
- 20304000 «Средства на счетах органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, для выплаты наличных денег» - предназначен для отражения движения средств по счету 40116 «Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям».
При осуществлении кассового обслуживания исполнения бюджетов между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, возникают расчеты:
- друг с другом
- с получателями бюджетных средств
- прочие расчеты.
Лимиты бюджетных обязательств в Отделении записываются на основании данных полученных Расходных расписаний. Учет полученных лимитов бюджетных обязательств ведется в Карточке учета лимитов бюджетных обязательств.
Операции по полученным лимитам бюджетных обязательств для распорядителей средств бюджета отражаются в Отделении бухгалтерскими записями по дебету соответствующих счетов счета 150105000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств» и кредиту соответствующих счетов счета 150102000 «Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств»
Операции по поученным лимитам бюджетных обязательств для получателей средств, чьи лицевые счета открыты в отделении Федерального казначейства, учет которых осуществляется в управлении Федерального казначейства, оформляются в управлении бухгалтерскими записями по дебету соответствующих счетов счета 150105000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств» и кредиту соответствующих счетов счета 105104000 «Переданные лимиты бюджетных обязательств».
Средства бюджетов и операции по движению бюджетных средств в российской и иностранной валюте, связанные с исполнением бюджетов, учитываются на счетах в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, - органах казначейства.
Отражение операций по указанным счетам осуществляется на основании документов, прилагаемых к выпискам банковских счетов или счетов, открытых органам, которые осуществляют кассовое обслуживание исполнения бюджетов.
Отделение формирует бюджетную отчетность по формам, установленным Минфином России приказом от 21 января 2005 года № 5н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности», с учетом особенностей исполнения федерального бюджета.
Для учета операций со средствами бюджетов применяются следующие регистры бюджетного учета:
- Сводный реестр поступлений и выбытий средств бюджета;
- Ведомость учета внутренних расчетов по исполнению бюджета;
- Ведомость учета невыясненных поступлений;
- Журнал по прочим операциям;
- Главная книга;
Учет операций по кассовому обслуживанию и кассовому исполнению бюджета в Отделении сводится:
- к обеспечению проведения выплат из бюджета по платежным документам учреждений, обслуживаемых в отделении Федерального казначейства, со счета, открытого управлению Федерального казначейства;
- к обеспечению этих учреждений наличными средствами;
- к отражению поступлений доходов и выбытий по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Для осуществления учета операций по оплате платежных документов учреждений в Отделении используются счета:
- 130700000 «Расчеты по операциям единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджета»
- 130900000 «Внутренние расчеты по выбытию средств из бюджета между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов».
Для отражения операций по кассовому исполнению бюджета - следующие счета:
- 140201000 «Результат по кассовому исполнению бюджета»;
- 130900000 «Внутренние расчеты по выбытию средств из бюджета между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов».
Операции по движению средств на счете 40116 «Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям» отражаются на счетах бухгалтерского учета следующими записями:
- поступление денежных средств со счета 40105 «Средства федерального бюджета», на счет органа федерального казначейства для выплаты наличных денег на основании платежного поручения с отметкой банка об исполнении:
Дебет 020304510 «Поступление средств на счета органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, для выплаты наличных денег».
Кредит 030600730 «Увеличение кредиторской задолженности по выплате наличных денег органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов».
- использование наличных денег бюджетными учреждениями на основании документов, полученных от банка (выписки со счета), Справки (ф. 0504833):
Дебет 030600830 «Уменьшение кредиторской задолженности по выплате наличных денег органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов».
Кредит 020304610 «Выбытия средств со счетов органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, для выплаты наличных денег».
Операции по движению денежных средств для обеспечения наличными деньгами осуществляются только при кассовом обслуживании исполнения бюджета в соответствии с установленным порядком.
Данные Справки (ф. 0504833) ежедневно отражаются в Журнале по прочим операциям (ф.0504071).
Аналитический учет операций по движению денежных средств по счету 40116 «Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям» ведется в многографной карточке (ф. 0504054) в разрезе источников (бюджетной - 1 и внебюджетной деятельности - 2), а также получателей бюджетных средств.
Отделение формирует следующую отчетности по операциям кассового обслуживания и кассового исполнения бюджета:
- Баланс по операциям кассового обслуживания исполнения федерального бюджета (код формы 0521450);
- Баланс по поступлениям и выбытиям средств бюджета (код формы 0521440);
- Отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета) (код формы 0521423);
- Отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (органа, организующего исполнение бюджета) (код формы 0521424). Артюхин, Р.Е. Бюджетный учет и отчетность: в 2 ч. / Р.Е. Артюхин, Г.И. Маклева. - М.:ЭКАР, 2005. - Ч. 1. - С. 127-490.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе, на примере Отделения по Плесецкому району, показана организация и опыт работы органов Федерального казначейства по учету операций по расходованию средств федерального бюджета.
Можно сделать следующий вывод: на сегодняшний день для организации исполнения федерального бюджета на территории района Отделением решаются основные задачи, а именно:
- концентрируются средства федерального бюджета на счетах отделения федерального казначейства;
- регулярно предоставляется в вышестоящие органы оперативная информация об исполнении федерального бюджета, т.е. о поступивших в доход федерального бюджета платежах, о финансировании расходов, о кассовых расходах, об остатках на счетах получателей средств в разрезе всех направлений классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
- упорядочивается расходование средств, в соответствии с принятыми законами, в частности, путем установления постатейных лимитов расходов, а также учет отделением федерального казначейства договоров на поставку товаров и услуг, заключаемых бюджетополучателями;
- оперативно обеспечивается предварительный и текущий контроль при расходовании бюджетных средств, что сводит к минимуму не целевое использование бюджетных средств;
- ежедневно ведется аналитический и синтетический учет доходов и расходов.
В работе выявлено, что основными побудительными причинами для разработки и внедрения новой системы бюджетного учета были следующие:
- отсутствие интеграции с бюджетной классификацией РФ;
- бухгалтерский учет по операциям кассового обслуживания бюджета и учет по операциям исполнения бюджета бюджетным учреждением должно вести учет финансово-хозяйственных операций по методу начисления;
- должна существовать единая система ведения бухгалтерского учета для всех единиц бюджетной системы РФ, для формирования качественной прозрачной отчетности о государственных операциях, позволяющая консолидировать учетную информацию по правилам бухгалтерского учета;
- необходимо формирование отчетности на основании Международных стандартов, что даст возможность формировать всеобъемлющую и полную информацию о секторе государственного управления, причем на качественно новой основе;
- санкционирование бюджетных расходов вообще не отражалось в бухгалтерском учете участников бюджетного процесса, что существенно снижало уровень контроля со стороны распорядителей бюджетных средств за их целевым использованием.
В целях реализации новых принципов формирования системы бюджетного учета и устранения вышеперечисленных и иных недостатков ранее действующей системы организации бухгалтерского учета в секторе государственного управления Приказом Минфина России от 26.08.2004 № 70н была утверждена Инструкция по бюджетному учету (далее по тексту - Инструкция № 70н).
Для введения в действие всей системы мер по реализации реформы создана интегрированная система счетов, объединяющая счета бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях с бюджетной и программно-целевой классификацией.
Все же при всем том позитивном потенциале, который заложен в новой системе учета, существует целый ряд проблемных вопросов, связанных:
- дефицитом квалифицированных кадров в бюджетных учреждениях;
- необходимостью разработки нового программного обеспечения;
- необходимостью обучения администраторов программ;
- отсутствием систем автоматического бюджетного учета и отчетности во многих бюджетных учреждениях;
- отсутствием возможности осуществления бюджетного учета и формирования отчетности вручную;
- чрезвычайной новизной и сложностью учетных механизмов;
- неприменимостью принципов бюджетирования, ориентированного на результат к отдельным видам расходов;
- незапланированным ростом бюджетных расходов на субфедеральном уровне в связи с технологическими и методическими нововведениями.
Для успешного перехода к ведению бухгалтерского учета в соответствии с требованиями Инструкции № 70н бюджетному учреждению необходимо наряду с глубоким изучением порядка ведения учета продумать его техническое обеспечение.
В целом новая Инструкция № 70н - это важный этап в повышении эффективности бюджетного учета, в частности, обеспечении "прозрачности" отчетности об использовании средств бюджета.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) - М. Юрист, 2001.
2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации // СПС Консультант Плюс.
3. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 09 марта 2004 № 314 // СПС Консультант Плюс.
4. О внесении изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений: Федеральный закон РФ от 20 августа 2004 № 120-ФЗ // СПС Консультант Плюс.
5. О Федеральном казначействе: Постановление Правительства РФ от 01 декабря 2004 № 703 // СПС Консультант Плюс.
6. Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах: Постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 № 249 // СПС Консультант Плюс.
7. Инструкция по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов: Приказ Министерства Финансов РФ от 17 февраля 1999 №15-н // СПС Консультант Плюс.
8. Об утверждении Инструкции о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации: Приказ Министерства Финансов РФ от 26 апреля 2001 № 35Н // СПС Консультант Плюс.
9. Об утверждении инструкции о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства Финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета: Приказ Министерства Финансов РФ от 31 декабря 2002 № 142Н // СПС Консультант Плюс.
10. Об утверждении порядка организации работы по доведению через территориальные органы федерального казначейства Министерства Финансов РФ объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета: Приказ Министерства Финансов РФ от 10 июня 2003 № 50Н // СПС Консультант Плюс.
11. О внесении изменений и дополнений в инструкцию о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства Финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета: Приказ Министерства Финансов РФ от 22 января 2004 № 9Н // СПС Консультант Плюс.
12. О внесении изменения в инструкцию о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства Финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета: Приказ Министерства Финансов РФ от 27августа 2004 № 73Н // СПС Консультант Плюс.
13. Порядок работы органов федерального казначейства по совершенствованию контроля за доведением в электронном виде расходных расписаний и извещений о принятии на учет расходных расписаний: Письмо Главного Управления Федерального казначейства Министерства Финансов РФ от 15 ноября 2004 № 11-13Д-12/02-367 // СПС Консультант Плюс.
14. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: Приказ Министерства Финансов РФ от 10 декабря 2004 № 114Н // СПС Консультант Плюс.
15. О внесении изменений в приказ Министерства Финансов об утверждении порядка организации работы по доведению через органы федерального казначейства Министерства Финансов Российской Федерации объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета: Приказ Министерства Финансов РФ от 27 декабря 2004 № 125Н // СПС Консультант Плюс.
16. Антипова, Т.В. Новая бюджетная классификация расходов для бюджетных учреждений / Т.В. Антипова//Советник бухгалтера в сфере образования и науки.-2004.-№4. - С. 8.
17. Артюхин, Р.Е. Бюджетный учет и отчетность в РФ и его совершенствование / Р.Е. Артюхин, Г.И. Маклеева // Финансы.-2002.-№ 2.- С.3-9.
18. Артюхин, Р.Е. Бюджетный учет и отчетность: в 2 ч. / Р.Е. Артюхин, Г.И. Маклева. - М.:ЭКАР, 2005. - Ч. 1. - С. 127-490.
19. Бессонов, В.В. Федеральное казначейство в условиях проводимых реформ / В.В. Бессонов // Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях и некоммерческих организациях. - 2005.-№ 20.- С. 6-8.
20. Бюджетная система России: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 550 с.
21. Гарнов, И. Новая система бюджетного учета / И. Гарнов // Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь".- 2005.- № 2.-С. 9-10.
22. Дубинина, И. Реформирование бюджетной классификации Российской Федерации / И. Дубинина //Финансы.-2004.-№ 12. - С. 7-11.
23. Ерошкин, А.В. История государственных учреждений дореволюционной России / А.В. Ерошкин. - М.: ИНФРА-М, 1983.-348с.
24. Зырянова, Т.В. Федеральное казначейство в системе органов государственного финансового контроля РФ / Т.В. Зырянова // Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях и некоммерческих организациях. - 2005. - № 10.- С.5-9.
25. Маклеева, Г.И. Новое в бюджетном учете: Инструкция и комментарии / Г.И. Маклеева.-М.: Финансовая газета.-2004. - С. 257.
26.Маклеева, Г. Реформа бюджетного учета в Российской федерации / Г. Маклеева // Финансовая газета. - 2004 .- № 2.- С.3-8.
26. Нестеренко, Т. Казначейское исполнение бюджетов и развитие системы учета в государственном секторе Российской Федерации / Т. Нестеренко //Финансы.-2004.-№3. - С. 3-8.
27. Нестеренко, Т. Стенограмма селекторного совещания ГУФК и руководителей УФК по субъектам Российской Федерации от 08 декабря 2004г. // Отделение по Плесецкому району УФК по Архангельской области.
28. Нестеренко, Т. Федеральное казначейство на новом этапе / Т.Н. Нестеренко //Финансы.-2005.-№4. - С. 3-8.
29. Обухова, Т. Функции органов Федерального казначейства / Т. Обухова // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение.- 2005. - № 6. - С. 2-4.
30. Саакян, Т.В Полномочия федерального казначейства в бюджетном процессе / Т.В. Саакян // Советник бухгалтера социальной сферы.-2005.- №2. - C. 3-5.
31. Тарасов, М. Единый казначейский счет: преимущества, порядок функционирования / М. Тарасов // Финансы. - 2004.-№ 40.- С. 3-8.
Приложение № 1
Количество лицевых счетов, открытых в Отделении по Плесецкому району на 01.01.2005года.
Приложение № 2
Документооборот Отделения по исполнению федерального бюджета по расходам за 2002- 2004 год.
Приложение № 3
Количество поступивших реестров с УФК и реестров от распорядителя в 2004 году.
Приложение № 4
Объем финансирования расходов федерального бюджета за 2002-2004 год по Отделению по Плесецкому району
Приложение № 5
Ведомственная структура расходов федерального бюджета за 2004год
Приложение № 6
Финансирование расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации за 2003-2004 год
Приложение № 7
Структура функциональной классификации расходов федерального бюджета Оотделения по Плесецкому району за 2004 год.
Приложение № 8
Экономическая структура расходов федерального бюджета Отделения по Плесецкому району за 2004 год
Приложение № 9
Анализ остатков средств федерального бюджета за 2002-2004 год.
Приложение № 10
Учет бюджетных обязательств в Отделении
по Плесецкому району в 2004 году
Наименование
Код
ЛБО на 2004 год
(руб.)
Принято на учет БО в 2004 году (руб.)
Принято в % к лимиту 2004 года
Оплачено БО на 01.01.2005г.
(руб.)
% исполнения принятых на учет БО
Оплата отопления и технологических нужд
110721
3836286
3836280
99,9
3836280
100
Оплата потребления котельно-печного топлива
110723
6295875
6295771
99,9
6295771
100
Оплата потребления электрической энергии
110730
43803008
43802985
99,9
43802983
99,9
Оплата водоснабжения
110740
2811296
2811287
99,9
2811287
100
Итого
56746465
56746323
99,9
56746322
99,9
Приложение № 11
Анализ поступления и расходования средств по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности Отделения
по Плесецкому району за 2004год:
Наименование ведомства
Код
по
ППП
Поступило средств
(руб.)
Доля
к общей сумме финанси-рования (%)
Израсходо-вано средств
(руб.)
1
2
3
4
5
Федеральное агентство лесного хозяйства
053
38246524
46
38240010
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благосостояния человека
141
588337
1
625305
Федеральное агентство по образованию
073
4485921
5
4531028
Федеральное агентство по сельскому хозяйству
085
15051737
18
14183753
Министерство РФ по делам ГО,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стих.бедствий
177
11641510
14
11693500
Федеральная служба по труду и занятости
150
19150
0
19150
Министерство РФ по налогам и сборам
181
0
0
3
Министерство обороны РФ
187
5997757
7
5626593
Министерство внутренних дел РФ
188
306559
0
306559
Министерство юстиции РФ
318
7118489
9
9258759
ИТОГО
83455984
100,00
84484657
Приложение № 12
Структура ведомственной классификации расходов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности Отделения по Плесецкому району за 2004 год
Приложение № 13
Выплата льгот и компенсаций, гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС за 2002-2004 год
Направления расходования средств
2002 год
(руб.)
2003 год
(руб.)
2004 год
(руб.)
Доля к общей сумме финансирования за 2004 год ( %)
Расходы по увеличению продолжительности отпуска
15692,00
16738,00
26738,00
44,0
Расходы по бесплатному или со снижением на 50% приобретение лекарств
9632,50
6519,00
7780,00
12,8
Расходы, связанные с ежегодной материальной помощью
3700,00
2600,00
3000,00
4,9
Расходы по оплате бесплатного проезда
1828,70
9234,00
501,00
0,8
Расходы, связанные с обеспечением продовольственными товарами
30499,30
23600,00
22800,00
37,5
Всего расходов
61352,50
58691,00
60819,00
100
Приложение № 14
Структура расходов 2004 года по выплате льгот и компенсаций гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС
Приложение № 15
Исполнительные листы судебных органов, предъявленные взыскателями в Отделение по Плесецкому району за 2002-2004 год
Глава
Кол-во (штук)
2002г.
Сумма
2002 г.
Кол-во
(штук)
2003г.
Сумма
2003г
Кол-во
( штук)
2004г.
Сумма
2004г.
53
1
60851.00
0
0
0
0
73
1
1547.00
1
116328.83
1
231508.57
187
10
123012.29
5
53456.67
1
0
188
4
787405.00
3
22069.18
0
44165.33
318
101
18720872.38
223
16471150.46
25
923974.35
Прочие
1
11348.00
0
0
320
0
Итого
118
19705035.67
232
16663005.14
347
1199648.25
Приложение № 16
Исполнительные листы судебных органов, исполненные в Отделение по Плесецкому району за 2002-2004 год