Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том чис-ле в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организацион-но-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.
Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на на-рушителя финансовой дисциплины.
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.
Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, соответствующие управления местных органов власти и др. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.
В России выполнение задач организации, осуществления и контроля за исполнением Республиканского бюджета Российской Федерации возложено на казначейство.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т. д.). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений.
Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы. Контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы являются независимыми организациями, призванными способствовать повышению качества контроля, его объективности.
По формам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительских документов и т. д.
Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и де-нежных средств, соответствие отпуска средств выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов.
Предварительный финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений.
По приемам и способам осуществления финансового контроля различают: проверки, обследования, анализ, ревизии.
6. Согласно определению, управление - это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.
Управление финансами осуществляется специальным аппаратом с помощью особых приемов и методов, в том числе используя разнообразные стимулы и санкции.
В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, а субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три группы объектов: финансы предприятий (организаций, учреждений), страховые отношения, государственные финансы. Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений), страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.
В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль.
Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом - составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный пери-од, связи со звеньями финансовой и кредитной систем (взносы отчислений на социальное страхование, платежи в бюджет, плата за банковский кредит и др.).
Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего звена финансовой системы. Так предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, - сметы; кооперативные организации, общественные объединения и страховые компании - финансовые планы; органы государственной власти - бюджеты разных уровней.
В ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью ликвидации ”узких” мест, решения вновь возникающих задач и т. п.
Контроль как элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования.
Научный подход к управлению финансами определяет многоплановый характер и системный подход к управлению ими в каждой сфере финансовых отношений, в каждом их звене. При выработке управленческих решений финансового характера, оформляемых в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и др. следует учитывать: требования экономических и юридических законов; результаты экономического анализа не только итогов прошлого хозяйственного периода, но и перспективы; экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами; рациональное сочетание экономических и административных методов управления.
11. СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ГОС. БЮДЖЕТА, ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.
Государственный бюджет является важнейшим звеном системы финансов РФ и взаимосвязан со всеми звеньями финансовой системы страны. Бюджет представляет собой единство основных финансовых категорий в их действии (налогов и других обязательных платежей, государственного кредита, государственных расходов), т. е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация денежных ресурсов и их целевое использование.
Финансовые отношения, возникающие у государства с предприятиями (учреждениями) и населением, называются бюджетными и регулируются Бюджетным кодексом РФ. Эти отношения представляют собой часть финансовых отношений, но имеют определенную специфику.
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет -- это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием бюджетного фонда и целевым использованием средств на выполнение государством всех возложенных на него экономических, социальных, политических и других задач в рамках соответствующей экономической системы.
Отличительные особенности государственного бюджета как самостоятельной экономической категории заключаются в следующем.
1. Бюджетные отношения являются особой формой экономических перераспределительных отношений, связанной с обособлением части стоимости совокупного общественного продукта (главным образом национального дохода) в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований.
2. При помощи бюджета осуществляется процесс перераспределения ресурсов, сконцентрированных в централизованном денежном фонде страны, между отраслями народного хозяйства, сферами общественной деятельности. территориями страны и т. д. в пределах экономической системы.
3. Посредством государственного бюджета не только осуществляются перераспределительные процессы, но и проводится большинство мероприятий по государственному финансовому регулированию экономики. Изменением состава налоговых платежей и размеров их ставок, системой государственных расходов и т.п. государство активно влияет на совокупные экономические процессы в обществе. В этом плане государственный бюджет является действенным инструментом финансовой политики государства.
4. В условиях рыночной экономики мероприятия бюджетной политики должны быть продуманы, четко скоординированы с денежно-кредитной, ценовой и валютной политикой государства.
5. Бюджетное распределение занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями. Так как в государственном бюджете отражаются все экономические процессы в обществе, а также находят свое концентрированное выражение все основные финансовые институты -- налоги, государственные расходы, государственные займы и т.д., то его можно охарактеризовать как основной финансовый план государства.
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется посредством выполняемых функций. Они заключаются в следующем:
* перераспределение национального дохода и ВВП;
* государственное регулирование и стимулирование
экономики;
* развитие социальной сферы;
* контроль за образованием и целевым использованием централизованного фонда денежных средств.
Федеральный бюджет является основной сферой перераспределения национального дохода и ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, развития экономики и социальной сферы на всей территории страны, включая республики, края, области, районы.
59. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СТРАХОВАНИЯ В СОВР. УСЛОВИЯХ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАХОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Страхование представляет собой систему отношений по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, которые формируются из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премии). Главные стороны таких отношений -- страховщик и страхователь.
Страхование - это один из способов обеспечения экономической безопасности и устойчивого материального благополучия, это разумная предусмотрительность. Его применяют с глубокой древности.
Страхование - необходимый элемент производственных отношений. Оно связано с возмещением материальных потерь в процессе общественного производства. Важным условием нормального процесса воспроизводства является его непрерывность и бесперебойность.
Смысл страхования состоит в минимизации ущерба при наступлении неблагоприятных обстоятельств, сопряженных с убытками. Страхование, однако, не может приходить на помощь во всех случаях, когда имеет место имущественный или иной ущерб, напротив, необходимо наличие некоторых дополнительных условий, делающих возможной страховую помощь.
Экономическую категорию страхования характеризуют следующие признаки:
1. При страховании возникают денежные перераспределительные отношения, обусловленные наличием страхового риска как вероятности и возможности наступления страхового случая, способного нанести материальный или иной ущерб. Этим признаком страхование связано с категорией страховой защиты общественного производства.
2. Для страхования характерны замкнутые перераспределительные отношения между его участниками, связанные с солидарной раскладкой суммы ущерба в одном или нескольких субъектах на все субъекты, вовлеченные в страхование. Подобная замкнутая раскладка ущерба основана на вероятности того, что число пострадавших субъектов, как правило, меньше числа участников страхования, особенно если число участников достаточно велико.
3. Для организации замкнутой раскладки ущерба создается денежный страховой фонд целевого назначения, формируемый за счет фиксированных взносов участников страхования. Поскольку средства этого фонда используются лишь среди участников его создания, размер страхового взноса представляет собой долю каждого из них в раскладке ущерба. Поэтому, чем шире круг участников страхования, тем меньше размер страхового взноса и тем доступнее и эффективнее становится страхование. Если в страховании участвуют миллионы страхователей и застрахованы сотни миллионов объектов, то появляется возможность за счет минимальных взносов возмещать максимальный ущерб.
Признаком замкнутой раскладки ущерба категория страхования отличается от других финансовых категорий. Например, доходы государственного бюджета формируются за счет платежей предприятий и граждан, но использование мобилизованных денежных средств распространяется не только на плательщиков взносов.
4. Страхование предусматривает перераспределение ущерба как между разными территориальными единицами, так и во времени. При этом для эффективного территориального перераспределения страхового фонда в течение года между застрахованными хозяйствами требуется достаточно большая территория и значительное число подлежащих страхованию объектов. Только при соблюдении этого условия возможна раскладка ущерба от стихийных бедствий, охватывающих большие территории.
5. Характерной чертой страхования является возвратность мобилизованных в страховой фонд платежей. Страховые платежи определяются на основе страховых тарифов, состоящих из двух частей - а) нетто-платежей, предназначенных для возмещения вероятного ущерба, и б) накладных расходов на содержание страховой организации, проводящей страхование.
Размер нетто-платежей устанавливается на основе вероятного ущерба за расчетный период (обычно 5 или 10 лет) в масштабе определенной территории (области, края, республики). Поэтому вся сумма нетто-платежей возвращается в форме возмещения ущерба в течение принятого в расчет временного периода в том же территориальном масштабе.
Страхование выполняет четыре функции: рисковую, предупредительную, сберегательную, контрольную.
1. Содержание рисковой функции страхования выражается в возмещении риска. В рамках действий этой функции происходит перераспределение денежных ресурсов между участниками страхования в связи с последствиями случайных страховых событий. Рисковая функция страхования является главной, так как страховой риск как вероятность ущерба непосредственно связан с основным назначением страхования по возмещению материального ущерба пострадавших.
2. Назначением предупредительной функции страхования является финансирование за счет средств страхового фонда мероприятий по уменьшению страхового риска. В страховании жизни категория страхования в наибольшей мере сближается с категорией кредита при накоплении по договорам страхования на дожитие обусловленных страховых сумм.
3. Содержание сберегательной функции страхования заключается в том, что при помощи страхования сберегаются денежные суммы на дожитие. Это сбережение вызвано потребностью в страховой защите достигнутого семейного достатка.
4. Содержание контрольной функции страхования выражается в контроле за строго целевым формированием и использованием средств страхового фонда.
25. . ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ
Предприятие -- это самостоятельный хозяйствующий субъ-ект, обладающий правами юридического лица, производящий про-дукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности, целью которой является обеспечение общественных потребностей, извлечение прибыли и приращение капитала.
Финансы предприятий -- это финансовые или денежные от-ношения, возникающие в процессе формирования основного и обо-ротного капитала, фондов денежных средств предприятия и их использования.
Финансовые отношения предприятий в зависимости от экономического содержания можно сгруппировать по следующим направлениям:
- Возникающие между учредителями в момент создания предприятия по поводу формирования уставного (складочного, акционерного) капитала, который является первоначальным источником формирования производственных фондов, приобретения немате-риальных активов.
- Между предприятиями и организациями, связанные с произ-водством и реализацией продукции, возникновением вновь соз-данной стоимости. К ним относятся финансовые отношения между поставщиком и покупателем сырья, материалов, готовой продук-ции, отношения со строительными организациями в период инве-стиционной деятельности, с транспортными организациями при перевозке грузов, с предприятиями связи, таможней, иностранны-ми фирмами и т.п.
- Между предприятиями и его подразделениями: филиалами цехами, отделами, бригадами в процессе финансирования расходов, распределения и перераспределения прибыли, оборотные средств.
- Между предприятием и работниками предприятия при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций и облигаций предприятия, выплате процентов по облигациям и дивидендов по акциям, взыскании штрафов и компенсаций за при чиненный материальный ущерб, удержании налогов с физических лиц.
Наиболее полно сущность финансов проявляется в их функциях.
Большинство экономистов признают, что финансы предпри-ятий выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Обе функции тесно взаимодействуют между со-бой. С помощью распределительной функции происходят фор-мирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, распределение валового внутреннего про-дукта в. стоимостном выражении, определение основных стои-мостных пропорций в процессе распределения доходов и финан-совых ресурсов, обеспечивается оптимальное сочетание интере-сов отдельных товаропроизводителей, предприятий и организа-ций и государства в целом.
Объективной основой контрольной функции являются стои-мостной учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг, формирование доходов и де-нежных фондов предприятия и их использование. В основе фи-нансов лежат распределительные отношения, обеспечивающие источниками финансирования воспроизводственный процесс (распределительная функция) и тем самым связывающие воеди-но все фазы воспроизводственного процесса: производство, об-мен и потребление. Однако размер получаемых предприятием, доходов и эффективное и рациональное ведение хозяйства опре-деляют возможности его дальнейшего развития. И наоборот, на-рушение бесперебойного кругооборота средств, рост затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, ока-зание услуг снижают доходы предприятия и соответственно возможности его дальнейшего развития, конкурентоспособность и финансовую устойчивость. В этом случае контрольная функция финансов сигнализирует о недостаточном воздействии рас-пределительных отношений на эффективность производства, о недостатках в управлении финансовыми ресурсами, организации производства. Игнорирование таких сигналов может привести к банкротству предприятия.
Реализация контрольной функции осуществляется с помощью финансовых показателей деятельности предприятий, их оценки и разработки необходимых мер для повышения эффективности рас-пределительных отношений.
26. Принципы организации финансов
Организация финансов предприятия строится на определенных принципах: хозяйственная самостоятельность, самофинансирова-ние, материальная ответственность, заинтересованность в резуль-татах деятельности, формирование финансовых резервов.
Принцип хозяйственной самостоятельности предполагает, что предприятие самостоятельно независимо от организационно-правовой формы хозяйствования определяет свою экономическую деятельность, направления вложений денежных средств с целью извлечения прибыли.
Однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя. Государство регламенти-рует отдельные стороны деятельности предприятий. Так, законодательно регламентируются взаимоотношения предприятий с бюджетами разных уровней, внебюджетными фондами, государство определяет амортизационную политику.
Принцип самофинансирования означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов. Реали-зация этого принципа -- одно из основных условий предпринима-тельской деятельности, обеспечивающее конкурентоспособность предприятия.
Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности. Предприятия, нарушающие договорные обязательства (сроки, качество продукции), расчетную дисциплину, допускающие несвоевременный возврат краткосрочных и долгосроч-ных ссуд, погашение векселей, нарушение налогового законодательства, уплачивают пени, неустойки, штрафы.
Принцип заинтересованности в результатах деятельности обусловлен основной целью предпринимательской деятельности - извлечением прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща работникам пред-приятия, самому предприятию и государству в целом. На уровне отдельных работников реализация этого принципа должна быть обеспечена достойной оплатой труда, за счет фонда оплаты труда и прибыли, направляемой на потребление в виде премий, вознаграждений по итогам работы за год, вознаграждений за выслугу лет, материальной помощи и других стимулирующих выплат, а также выплат работникам предприятия процентов по облигациям и дивидендов по акциям. Для предприятия данный принцип может быть реализован с проведением государством оптимальной налоговой политики и соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на фонд потребления и фонд накопления. Интересы государства обеспечиваются рентабельной деятельностью предприятий.
Принцип обеспеченности финансовых резервов обусловлен необ-ходимостью формирования финансовых резервов, обеспечиваю-щих предпринимательскую деятельность, которая сопряжена с риском из-за возможных колебаний рыночной конъюнктуры. В рыночной экономике последствия риска ложатся непосредственно на предпринимателя, который самостоятельно принимает решения, реализует разработанные программы с риском не возврата вложен-ных денежных средств.
39. ФИН. РЫНОК И ЕГО СТРУКТУРА, МЕСТО ФИН. РЫНКА В ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ ГОСУДАРСТВА.
Финансовый рынок является одной из функциональных частей рыночной экономики и представляет собой подсистему глобального рынка - национальной экономики. Национальную экономику можно представить как рынок, состоящий из следующих субрынков: рынок труда, товарный рынок (или рынок товаров) и финансовый рынок (или рынок капиталов) - все тесно взаимодействуют между собой и дополняют друг друга в процессе функционирования национальной экономики. Основная функция финансового рынка - формирование, перераспределение и применение капитала как одного из факторов общественного производства. Финансовый рынок тесно взаимодействует с рынками товаров и труда, в результате чего все факторы общественного производства приходят в соприкосновение. Гармоничное развитие экономики предполагает структурное соответствие различных субрынков друг другу. В переходный период в России естественным образом оформилось отставание развития финансового рынка от развития товарного рынка. Сегодня уже можно заметить более интенсивное развитие финансового рынка, что выражается в увеличении численности занятых, количества институтов, оперирующих на финансовом рынке (стали появляться инвестиционные банки), объемов предоставляемых услуг. Все это, в конечном счете, означает рост доли данного сектора в валовом национальном продукте.
Финансовый рынок делится на фондовый рынок, в основе которого лежит рынок ценных бумаг, и денежный рынок, иногда также называемый рынком банковских ссуд или рынком ссудных капиталов. Критерием разделения финансового рынка выступает цель привлечения капитала посредством обращения к институтам фондового или денежного рынка. Если капитал привлекается для целей расширения производств, обновления основного капитала, используется, как правило, фондовый рынок. Если же требуется покрыть потребность в оборотном капитале, обращаются к денежному рынку. Фондовый и денежный рынок также различаются по срокам, на которые привлекается капитал. На фондовом рынке эмитенты и заемщики привлекают капитал, как правило, на срок не более 1 года, т.е. фондовый рынок является сферой среднесрочных и долгосрочных инвестиций. На денежном рынке капитал привлекается на срок менее года, и, следовательно, денежный рынок является сферой краткосрочных инвестиций.
Финансовыми рынками называют рынки, где происходят купля-продажа, обмен и другие операции с финансовыми активами, которыми могут быть деньги, иностранная валюта, ценные бумаги и т.д. Таким образом, валютные, фондовые, кредитные, вексельные и деривативные рынки можно рассматривать как составляющие финансовых рынков. Эти рынки тесно связаны, и отсутствие или ослабление одного из них немедленно сказывается на всех других. Длительное, после кризиса 1998 года практическое прекращение работы рынков деривативов в России негативно сказывается на валютном и, особенно, фондовом рынках.
Важнейшей тенденцией современного этапа развития финансовых рынков является резкое увеличение и безусловное доминирование на них спекулятивных операций, на долю которых приходится более 95% всех финансовых сделок. Если учесть, что на $1, работающий в реальном секторе, приходится $60, обращающихся на финансовых рынках, то становится ясно, как велик удельный вес спекулятивных операций в мировой экономике в целом. Международные финансовые организации и национальные государства не могут противостоять нестабильности, вызываемой неконтролируемыми перемещениями спекулятивного капитала. Например, финансовые ресурсы МВФ оцениваются сейчас в $350 млрд., а средства только хеджфондов, осуществляющих, в частности, валютные спекуляции, - в $500 млрд. Так что? Даже если МВФ вовремя сосредоточит свои ресурсы и попытается противостоять международным валютным спекулянтам, его средств окажется явно недостаточно.
В развитии финансовых рынков значительную роль играет рынок евровалют. Возникновение этого рынка представляет собой одно из самых значительных и интересных явлений мировой экономики. За последние два десятилетия значительная часть мирового капитала - около $8-10 трлн. - по разным причинам вышла из-под юрисдикции конкретных государств и стала самостоятельной транснациональной силой в форме евровалют.
По объемам среди финансовых рынков первенствует валютный рынок, объем которого превышает $680 трлн. в год. Это означает, что на каждого жителя Земли приходится $120 тыс. валютных, в основном спекулятивных, операций. В то же время, по данным ООН, 1,2 млрд. человек на планете не имеют и $1 в день, а 2,5 млрд. - $2 в день.
3. Важнейшей стадией общ-го пр-ва яв-ся воспроизводство. Оно включает 4 стадии: пр-во, обмен, рапр-ие, потр-ие. В воспр-ве, как в едином эк-м процессе участвуют разл-ые эк-ие ед-цы: 1. хоз. субъекты, 2. гос-во, 3. дом. хоз.
Все эти ед-цы потребляют множ-во ресурсов, получают доходы и несут расходы. Осн-ми доходами в дом-х хоз-вах выступают: оплата труда в форме з.п., дивиденды, %....Эти средства расходуются на приобретение потреб-х тов-в и услуг, оплату жилья,отдых,лечение.Роль финансов в дом. хоз-х значительно возрасла.
Гос-во формирует свои доходы за счёт налогов, выпуска облигаций, акций. Гос-во т. же несёт и расходы: ооронные, административные, суды, мед, соц., услуги.
Т. О. доходы и расходы имеются у всех эк-х субъектов воспроизвод-го процесса т.е все они имеют бюджеты состояния из доходной и расходной ч астей. При этом у одних уч-в возникают профициты ( дох > расх) у др-х дефициты. Следов-но создаются объективная необходимость перераспределения полученных ден-х средств, кот-ые и осущ-ся с помощью фин-в в широком понимании этого термина.
5. Фин. пол-ка - совок-ть метод-х принципов, форм организации и методов исп-ия фин-в.
Практически фин-ая пол-ка реа-ся на основе принятия системы гос-х мероприятий разраб-х на опред=й период времени по мобилизации части фин-х рес-в об-ва в юджет и их эф-му исп-ию для вып-ия гос-м своих функ-й.
Фин. пол-ка есть составная часть эк-ой пол-ки напр-ой на обесп-ие эк-го роста, а так. же на усиление значимости гос-ва в междунар-м сообщ-ве. Для осущ-ия и приме-ия в жизнь фин. пол-ки применяется совокупность бюджетно-налоговых и др-х фин-х инструментов и институтов наделённых соответ-ми закон-ми полномоч-ми по формир-ию и использ-ию фин-х ресурсв и регул-ию ден-х потоков.
Сод-ие фин. пол-ки опред-ся в след-м: соответ-ей теорет-ой базой и разра-ой на её основе концепции пред-ей роль гос-ва в области фин-в. Разраб-ой основ-х направлений и целей в достижении макроэк-х показ-й обеспеч-х сбалансир-ть доходов и расходов гос-ва на текущий период и перспективу. Осущ-ие практич-х мер по реализации этих целей с помощью всей совокупности фин-х и гос-х инструментов.
Важно, чтобы в фин. пол-ке провод-ая гос-вом, была достигнута стабилизация( соблюдение заплан-х темпов инфляции, темпов бюджетного дефицита) У нас профицит бюджета, а гос-во д. план-ть дефицит, ояз-но наличие достаточной денеж-ой массы.
Фин. пол-ка в её широком понимании включ-т тамож-ую, кредитно-денеж-ую, бюджетную пол-ку.
Приоритет-ые задачи фин. пол-ки в значительной степени обесп-ся бюджетной полит-ой с помощью кот-ой реал-ся след-ие осн-ые функции:
1. фин-ое обеспечение в рез-те вып-ия гос-ом своих функ-ий.
2. поддержание фин-ой стаб-ти в стране.
3. обеспечение фин. целостности федер-го гос-ва.
4. создание условий для социально-эк-го развития.
Ближайшими стратегическими целями яв-ся:
1. обеспечение полного и устойчивого вып-ия фин-х об-в на всех уровнях власти.
2. устранение дестимулирующих и развитие стим-х Эл-в в бюд-ой пол-ке.
3. существенное снижение издержек.
4. урегулирование кредитной задолжности гос-ва.
5. значительное уменьшение долговой нагрузки на эк-ку.
6. постепенный отказ от практики предоставления гос-х гарантий по иностранным кредитам.
7. оценка эф-ти бюджет-х расходов.
8. обеспечение бездефицитного фед-го бюд-та.
9. мак-ая консолидация внебюд-х фондов в бюджетах всех уровней, а т.же ликвидация целевых юд-х фондов фед-го бюджета.
7. Фин-ое планир-ие и прогноз-ие это процесс принятия решений ориентир-х на будущее. Применительно к гос. фин. план. предполагается, что эта деятельность направлена на достижение сбалансированности и пропорциональности фин. рес-в.
Сбалансированность означает оптимальное соот-ие между фин-ми ресурсами наход-ся в распоряжении гос-ва и доходами остающимися у субъектов.
Пропорциональность-это рациональное соот-ие между величинами дохода до уплаты налогов и после их. Через увеличение или уменьшение этого соотношения го-во м. стимулировать или ограничивать их развитие.
14. Межбюджетное регулирование - это предоставление финансовой помощи одним бюджетом другому в различных формах…Такое регулирование выступает как форма взаимодействия гос-ого, регион-ых и местных бюджетов. Можно выделить несколько форм: дотации, субвенции, бюджетные ссуды, отчисления от регулирующих налогов и доходов, трансферты. Дотации для сбалансирования из ФБ предоставляется бюджетам субъектов РФ и местным сумма средств, не оговариваемая к-л целевым направл-м, на безвозм-й, безвозвр-й основе для покр-я тек-х расх-в. Субвенции - целевая дотация бюджету для финансирования определенных мероприятий, может предоставляться на долевых началах, на безвозм-й, безвозвр-й основе (пред-ся на финанс-е расх по фед целевым прогр-м, кап расх) .Бюджетные ссуды - это предоставление средств на возвратной основе под небольшой процент на срок не более 6 мес в теч фин года(финвнс-е кассовых разрывов). Отчисления от регулирующих налогов и доходов - наиболее распространенная до последнего времени форма. Механизм ее реализации заключается в следующем: с налогов, поступающих в вышестоящий бюджет, устанавливается определенный процент отчислений в соответствующий территориальный бюджет, местн б-т. Трансферты- финансовая помощь предоставляется за счет специально создаваемого фонда финансовой поддержки регионов (внутри его - фонд для особо нуждающихся) - в эти фонды направляется примерно 15% всех собираемых налогов и сборов, кроме таможенных пошлин. Субсидии- на основе долевого финанс-ия целевых расх-в. Однако при нарушении правил уплаты налогов и сборов в бюджет предусмотрены следующие санкции приостановление финансирования из федерального бюджета программ и мероприятий, осуществляемых на территории региона (в т.ч. трансферты, субвенции);+ могут перед-ся расх из фед б-та в б-ты суб-тов, из б-та в б-ты суб-тов в местн бюджет.
Вопрос 15. Доходы и расходы региональных бюджетов: сотав и структура.
Доходы региональных бюджетов формируются за счет местных налогов, неналоговых доходов, поступления из вышестоящих бюджетов.
Местные налоги - налог на прибыль, на доход, на имущество, акцизы, надбавки к налогам, закрепленным за вышестоящими бюджетами.
Поступления из вышестоящих бюджетов - отчисления от налогов, закрепленных за вышестоящими бюджетами, дотации, субвенции (на цели).
Неналоговые доходы - доходы от предприятий в муниципальной собственности, арендные доходы, штрафы, пошлины, добровольные взносы.
Расходы региональных бюджетов: текущие затраты (на все расходы) за счет налоговых и неналоговых поступлений, капитальные вложения (для развития - инвестиционные затраты) за счет субвенций, займов.
17. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ.
В соответствии с законодательством бюджетный процесс -- это регламентированная нормами права деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Составной частью этого процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Бюджетный процесс РФ регулируется Бюджетным кодексом, решениями государственных правительственных органов власти субъектов Федерации, Правилами о порядке составлении исполнения бюджета, издаваемыми Министерством финансов РФ на основе бюджетного законодательства.
Бюджетный процесс включает четыре этапа бюджетной деятельности:
1) разработка проекта бюджета;
2) рассмотрение и утверждение бюджета;
3) исполнение бюджета;
4) составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.
Все стадии бюджетного процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны и являются прямым отражением экономической и политической жизни общества.
Продолжительность этапов бюджетного процесса: разработка, рассмотрение и утверждение бюджета -- 18 месяцев; исполнение бюджета -- 12 месяцев; составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение -- до 6 месяцев.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально - экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.
Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.
В Бюджетном послании Президента РФ определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год.
В целях своевременного и качественного составления проектов бюджетов финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от финансовых органов другого уровня бюджетной системы.