Рефераты

Сущность и функции финансов. Финансовая политика

К сведениям, необходимым для составление проектов бюджетов, относятся сведения о:

действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве;

нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы РФ на другой;

23. ГОСУД. И МУНИЦИП. КРЕДИТ. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОС. ДОЛГОМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

Государственный кредит представляет собой совокупность фи-нансовых отношений, где одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками -- физические и юридические ли-ца. Существенным отличием государственного кредита от банков-ского является то, что средства, взятые взаймы государством, ча-ще всего не имеют производительного использования, т.е. не на-правляются на обеспечение процесса расширенного воспроизвод-ства и создание новой стоимости, а, превращаясь в дополнитель-ные финансовые ресурсы, используются для покрытия всей совокупности государственных расходов. Как правило, государство яв-ляется заемщиком средств, - а население, предприятия, банки - кредиторами. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства.

Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

Государственный долг может быть подразделен на капиталь-ный и текущий. Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату; теку-щий состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.

Государственный долг подразделяется также на внутренний и внешний. На сегодняшний день более корректным является определение внутреннего долга как совокуп-ности обязательств федерального правительства перед резидента-ми, а внешнего долга -- как совокупности обязательств федерально-го правительства перед нерезидентами.

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;

объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;

объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;

объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

фактическим воплощением механизма государственного кре-дита, приводящим к образованию государственного долга, явля-ются государственные займы. Наиболее распространенной фор-мой государственных займов являются облигации.

Государственная облигация (ценная бумага, удостоверяющая долговое обязательство государства) дает ее держателю право по-лучить при погашении в определенный срок основную сумму дол-га и проценты. Номинальная цена государственной облигации ус-танавливается эмитентом - т.е., государством; она выража-ет сумму, которую эмитент получил во временное пользование. Именно эта сумма подлежит возврату с начисленными на нее про-центами в оговоренный срок. Реальная доходность облигаций для инвесторов может отклоняться от номинального процента, по-скольку сделки с облигациями заключаются по курсовой цене, складывающейся на основе рыночной конъюнктуры. Под курсом облигации в мировой практике понимается ее цена на рынке, сло-жившаяся на основе спроса и предложения.

Муниципальный долг

1. Муниципальный долг - совокупность долговых обязательств муниципального образования.

2. Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

3. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме:

кредитных соглашений и договоров;

займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

договоров о предоставлении муниципальных гарантий.

4. В объем муниципального долга включаются:

основная номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;

объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;

объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;

объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным муниципальным образованием.

5. Органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.

6. Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет.

Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.

Управление государственным долгом представляет собой комплекс мер, предпринимаемых государством в лице его уполномоченных органов по определению мест и условий размещения и по-гашения государственных займов, а также обеспечению гармони-зации интересов заемщика, инвесторов и кредиторов.

Целью управления государственным долгом является оптимиза-ция затрат, связанных с финансированием дефицита государст-венного бюджета.

В управлении государственным долгом страны можно выде-лить следующие основные принципы:

* безусловности -- обеспечение режима безусловного выполне-ния государством всех обязательств перед инвесторами и кредиторами, которые государство, как заемщик, приняло на себя при заключении договора заимствования средств;

* единства -- учет в процессе управления государственным долгом всех видов обязательств, эмитированных как сувере-ном, так и субъектами РФ;

* снижения рисков -- размещение и погашение займов таким образом, чтобы максимально снизить влияние колебаний конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных обязательств;

* оптимальности структуры -- поддержание оптимальной структуры долговых обязательств по срокам обращения и по-гашения;

* сохранения финансовой независимости -- поддержание опти-мальной структуры долговых обязательств государства между инвесторами-резидентами и инвесторами-нерезидентами;

* прозрачности -- соблюдение открытости при выпуске зай-мов, обеспечение доступа международных рейтинговых агентств к достоверной информации об экономическом по-ложении в стране для поддержания высокой кредитной репу-тации и рейтинга страны-заемщика.

Одним из широко распространенных методов управления госу-дарственным долгом является рефинансирование государственного долга, то есть погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов.

16. ГОС. ВНЕБЮДЖ. ФОНДЫ. ОСОБ-ТИ ФОРМИР. ИХ ДОХОДОВ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА.

Главным источником социальных фондов является единый социальный налог (с 1 января 2001 г.).

Внебюджетные средства - это финансовые ресурсы государства, имеющие целевое назначение и не включаемые в бюджет.

Внебюджетные средства находятся в распоряжении органов государственной власти соответствующего уровня и концентрируются в специальных фондах, предназначенных для финансирования определенных мероприятий. Таким образом, внебюджетные фонды - это способ организации государственных финансовых ресурсов.

Необходимость создания внебюджетных фондов состоит в следующем: в рамках бюджета практически отсутствует закрепленность доходов за конкретными видами расходов, существует возможность перелива средств по статьям расходов, сокращения финансирования по важным статьям расходов, в частности, социальным. Выходом из такой ситуации является формирование финансовых ресурсов за пределами бюджета и использование их для финансирования отдельных общественных потребностей на основе оперативной самостоятельности.

Внебюджетные фонды создаются федеральным и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, поступающих как в обязательном порядке, так и на добровольной основе. Расходование средств этих фондов осуществляется по строго целевому назначению. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение. Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения. В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.

Внебюджетные фонды принято делить на экономические и социальные. Экономические: Федеральный дорожный фонд, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, Фонд финансового регулирования, Фонд поддержки предпринимательства и др. Социальные: Пенсионный Фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и др.

Пенсионный Фонд (ПФ) создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.. Средства ПФР используются на выплату: пенсий: по возрасту; по инвалидности; при потере кормильца; за выслугу лет; пенсий военнослужащим; пособий : на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; одиноким матерям, пострадавшим на Чернобыльской АЭС; материальной помощи престарелым и инвалидам.

Фонд социального страхования (ФСС) создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования. Средства фонда направляются на: выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1.5 лет, на погребение; санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

Региональные и местные органы государственной власти обладают полной самостоятельностью в решении вопросов формирования внебюджетных фондов за счет местных источников. В частности, это могут быть:

- фонды развития территорий;

- фонды природоохранных мероприятий;

- фонды социальной поддержки населения;

- валютные фонды и др.

Общими направлениями использования средств внебюджетных фондов являются следующие:

- расходы, обусловленные назначением фондов;

- расходы на учредительскую деятельность;

- инвестиции.

По основным направлениям своей деятельности фонды освобождаются от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.

35. . ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ: СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ, ВИДЫ И МЕТОДЫ.

Назначение финансового плана предприятия, с одной стороны - прогноз среднесрочной финансовой перспективы, а с другой - определение текущих доходов и расходов предприятия. Финансовый план составляется предприятием на год с распределением по кварталам. В нем находят отражение доходы и расходы по статьям и пропорции в распределении средств. Следует отметить, что в рамках годового и квартального финансовых планов не проявляется влияние внутримесячных отклонений от планов деятельности предприятия, оказывающих влияние на финансовое состояние предприятия в течении месяца, что чаще случается в течении первой половины месяца, когда предприятия обычно испытывают сбои в связи с недопоступлением в течение договорных сроков материально-технических ресурсов.

Планирование - это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определения путей их наиболее эффективного достижения.

Эти цели разрабатываются в виде «дерева целей» и отражают желаемое будущее, выраженное стоимостными или количественными показателями, ключевыми для данного уровня управления.

Основными задачами финансового планирования на предприятии являются: обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности; определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования; выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств; установление рациональных финансовых отношения с бюджетом, банками и контрагентами; соблюдение интересов акционеров и других инвесторов; контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа, нормативный, балансовых расчетов, денежных потоков, многовариантности, экономико-математического моделирования.

Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.

Сущность нормативного метода заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и др. Существуют и нормативы хозяйствующего субъекта, разрабатываемые непосредственно на предприятии и используемые им для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. Современные методы калькулирования затрат, такие, как стандарт-кост и маржинал-костинг, основаны на использовании внутрихозяйственных норм.

Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе. Причем большое внимание должно быть уделено выбору даты: она должна соответствовать периоду нормальной эксплуатации предприятия.

Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных, потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод даст более объемную информацию, чем метод балансовой сметы.

Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные.

Так, например, в одном варианте может быть заложен продолжающийся спад производства, инфляция и слабость национальной валюты, а в другом - рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста мировой экономики и снижение цен на продукцию.

Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими.

Виды фин. плана:

- перспективный фин. план определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. Данный план обычно явл. Коммерческой тайной предприятия.

- текущее фин. планирование включ. в себя годовой баланс доходов и расходов, сметы образования и расходования фондов денежных средств: фонда оплаты труда; фонда накопления; резервные и др. фонды.

- оперативное финансовое планирование заключ. В составлении и использовании платежного календаря, отражающего оперативный денежный оборот предприятия.

27. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ.

Финансы обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) является хозяйственное общество, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли, что зафиксировано в учредительных документах. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества, не полностью внесшие вклады в уставный капитал общества, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости не оплаченной ими части вклада. Все эти и другие особенности финансов обществ с ограниченной ответственностью определены Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, другими законодательными и нормативными актами.

В собственности ООО находится обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, от сво¬его имени оно приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, является истцом и ответчиком в суде, несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. При этом 000 не отвечает по обязательствам своих участников. В случае несостоятельности общества по вине его участников или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания или имеют возможность определять его действия, на таких участников или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Финансы акционерных обществ

Акционерные общества объединяют широкий круг юридических и физических лиц -- акционеров. Соблюдение прав акционеров -- одно из условий финансовой деятельности акционерных обществ. Имущество акционерного общества формируется за счет полученных доходов, продажи акций в форме открытой либо закрытой подписки и иных источников.

Акционерное общество (АО) -- это коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников по отношению к обществу.

Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

АО несет ответственность по финансовым и другим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Оно не отвечает по обязательствам своих акционеров. Если несостоятельность АО вызвана действиями или бездействием его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные указания, то на указанных акционеров или других лиц в случае недостаточности имущества АО может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Банкротство АО считается вызванным действиями либо бездействием его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные указания либо имеют возможность определять его действия иным образом, только в случае, если они использовали указанные право и возможность в целях совершения обществом действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит несостоятельность АО.

АО имеет свое фирменное наименование, которое содержит указание на его организационно-правовую форму и тип: закрытое или открытое. АО может иметь полное и сокращенное наименования на русском языке, иностранных языках и языках народов РФ.

Особенности финансов малых предприятий

Масштабы, цели, формы и виды деятельности предприятий оказывают существенное влияние на выбор источников финансирования и их структуру, показатели рентабельности, финансовые взаимоотношения с контрагентами и т. п. Развитию малого бизнеса способствовал процесс приватизации. Малые предприятия традиционно ориентированы на текущую прибыль, способны быстро реагировать на спрос и предложение, оперативно удовлетворять потребности в товарах, работах и услугах. Они формируют своеобразную инфраструктуру рынка, создают конкурентную среду. Существует группа отраслей, где малый бизнес может быть преобладающей формой организации труда, -- прежде всего это обслуживание населения.

Для предпринимательства в незначительных масштабах не нужны большие накопления не только потому, что не требуются дорогостоящие производственные фонды, но и из-за относительно высокой оборачиваемости капитала. Но в период становления малых предприятий им, как правило, необходима государственная поддержка. Она обусловлена во многом тем, что малые предприятия ориентированы в основном на массового потребителя в социально-ориентированных сферах.

Малые предприятия не способны самостоятельно выступать инициаторами наукоемких, фондоемких, энергоемких, ресурсоемких и трудоемких производств, поэтому их значение в экономике нельзя переоценивать. Они могут эффективно обслуживать крупные производства на условиях подряда.

В соответствии с действующим законодательством к малым предприятиям относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте -- 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере -- 60 человек; в оптовой торговле -- 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения -- 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности -- 50 человек.

К субъектам малого предпринимательства относятся также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, так называемые многопрофильные, принадлежат к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Субъект малого предпринимательства получает соответствующий статус с момента его государственной регистрации в органах исполнительной власти. Данное положение относится и к малым предприятиям -- учредителям других малых предприятий, и к вновь создаваемым малым предприятиям.

19. Общие положения составления, рассмотрения и утверждения бюджетов

Несмотря на то, что каждый субъект Российской Федерации и органы местного самоуправления формируют и исполняют свои бюджеты самостоятельно, это не исключает наличия процессуальных юридических норм, устанавливающих общие положения порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджетов независимо от их уровневого положения. Эти общие положения закреплены в бюджетном законодательстве Российской Федерации и состоят в следующем.

1. Составление бюджетов производится в соответствии с прогнозом и программами социально-экономического развития территорий. Это означает, что до составления проектов бюджетов разрабатываются планы, прогнозы развития национально-государственных и административно-территориальных образований и соответствующие целевые программы. На основе этих разработок исполнительные органы власти вносят предложения в представительные органы власти.

2. Правительство Российской Федерации организует работу по доведению до органов представительной и исполнительной властей субъектов Российской Федерации включая города Москву и Санкт-Петербург не позднее чем за семь месяцев до начала финансового года инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на предстоящий финансовый год, в том числе о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах (минимальных).

3. В основе составления проектов бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований лежат:

-- проценты отчислений от регулирующих доходов и принятые в их расчет суммы контингентов этих доходов;

-- показатели дотаций и субвенций, намечаемые к предоставлению из соответствующего вышестоящего бюджета, и их целевое назначение;

-- перечень и фиксированные доли (в процентах) доходов, закрепленных за бюджетами соответствующих национально-территориальных образований, обеспечивающих не менее 70% уровня доходной части их минимальных бюджетов;

-- перечень расходов, передаваемых из вышестоящего бюджета.

4. Органы исполнительной власти тщательно анализируют показатели, доведенные до них вышестоящими органами. При этом они могут вносить свои предложения по изменению и уточнению этих показателей.

5. На основании разработанных планов и прогнозов развития территорий и целевых программ органы исполнительной власти вносят в соответствующие органы представительной власти предложения о постатейном санкционировании бюджетных расходов. Одновременно представляются расчеты по определению доходов бюджетов.

Рассмотрение предложений в соответствующем органе представительной власти обязательно включает в себя их всестороннее изучение в его комиссиях и комитетах на предмет целесообразности, необходимости, актуальности расходов, а также финансовой и материальной возможности их осуществления.

Решения органов представительной власти о санкционировании бюджетных расходов являются основанием для выделения бюджетных ассигнований.

6. Утверждение бюджетов осуществляется постатейно. Ассигнования на финансирование деятельности органов представительной власти, аппарата исполнительной власти и судебной власти включаются в бюджеты соответствующего уровня в качестве самостоятельных статей расходов.

7. Практическую работу по составлению проектов бюджетов осуществляют соответствующие финансовые органы.

8. Принятые бюджеты оформляются на уровне Российской Федерации и ее субъектов -- законами; на уровне местного самоуправления -- решениями соответствующих органов.

Законы и решения о соответствующих бюджетах подлежат опубликованию.

9. Одновременно с составлением, рассмотрением и утверждением бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований составляются и анализируются консолидированные бюджеты соответствующих территорий.

20. . Контроль за исполнением бюджетов. Отчет об исполнении бюджетов

Исполнение бюджетов любого уровня находится под постоянным контролем органов власти. Порядок и организационные формы осуществления контроля за исполнением бюджета определяются соответствующими органами представительной власти в положении о бюджетном процессе на территории данного национально-государственного или административно-территориального образования. Органы исполнительной власти осуществляют контроль за использованием предприятиями, учреждениями и иными организациями выделенных им бюджетных ассигнований.

Бюджетное законодательство России запрещает вмешательство вышестоящих органов в бюджетную деятельность нижестоящих территорий. Вместе с тем в определенных случаях закон допускает возможность осуществления контроля со стороны вышестоящих органов за исполнением нижестоящих бюджетов.

Контрольные полномочия органов исполнительной власти неразрывно связаны с их функцией по исполнению бюджета, т.е. они контролируют бюджет, исполняя его.

Иное содержание имеет контроль за исполнением бюджета со стороны органов представительной власти. Эти органы не осуществляют исполнения бюджета, они лишь контролируют его исполнение. Поэтому функция контроля за исполнением бюджета законодательно закреплена именно за органами представительной власти.

Полномочия органов представительной власти по контролю за исполнением бюджета можно подразделить на две группы: во-первых, это полномочия по организации контроля, а во-вторых -- собственно контрольные полномочия.

В целях повышения эффективности контроля за исполнением бюджета органы представительной власти могут образовывать в своей структуре специальные органы, осуществляющие эту контрольную функцию

Так, ст. 101 Конституции РФ предусматривает образование Советом Федерации и Государственной Думой Счетной палаты, предназначенной для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета.

В конце финансового (бюджетного) года после заключения бюджета начинается работа по составлению отчета об исполнении бюджета.

Составление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета осуществляются в соответствии с установленным порядком, который регламентируется бюджетным законодательством Российской Федерации, а также законодательством субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления.

Организация составления отчета об исполнении бюджета возлагается на соответствующее Правительство либо администрацию территории. Непосредственно составлением отчетов об исполнении бюджетов занимаются, финансовые органы.

Законодательством предусмотрено, что отчеты об исполнении бюджетов должны составляться по всем основным показателям доходов и расходов соответствующих бюджетов с необходимым анализом их исполнения, в том числе по обеспечению уровня закрепленных доходов.

Составленный финансовыми органами проект отчета об исполнении бюджета передается соответствующим органам исполнительной власти для их рассмотрения и представления в органы представительной власти.

Исполнение бюджета

Это работа по обеспечению полного и своевременного поступления налогов и других платежей, доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.

Эта работа возложена на Минфин РФ, Государственную налоговую службу, Государственный таможенный комитет и их подразделения на местах.

Исполнение бюджета осуществляется на основе бюджетной росписи доходов и расходов -- основному оперативному плану распределения доходов-расходов по подразделениям бюджетной классификации, в котором проставлены сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств.

Организация исполнения бюджетов возложена на Федеральное казначейство РФ (ФК) -- структуру МФ, которое осуществляет с единого (главного) счета Федерального казначейства все операции со всеми государственными федеральными ресурсами. Все остальные счета, открытые казначейством в учреждениях банковской системы служат для транзитного перемещения бюджетных средств на счеты субъектов, финансируемых за счет федерального бюджета. Казначейство информирует о результатах исполнения ФБ министра финансов - ежедневно, а высшие органы государственной власти -- ежемесячно.

Главное управление Федерального казначейства МФ РФ:

* организует бюджетное и финансовое исполнение ФБ и государственных внебюджетных фондов;

* доводит до территориальных органов ФК размеры бюджетных ассигнований;

* ведет сводный реестр распорядителей средств ФБ;

* организует распределение в установленных размерах доходов между ФБ и бюджетами субъектов РФ;

* осуществляют управление доходами и расходами ФБ и иными централизованными ресурсами;

* регулируют финансовые отношения между ФБ и государственными внебюджетными фондами;

* организует и осуществляет ведение операций по учету государственной казны РФ и другие мероприятия по исполнению ФБ.

На уровне бюджетной единицы прослеживаются следующие этапы процесса исполнения бюджета :

* доведение объема бюджетных ассигнований;

* доведение гарантированных лимитов финансирования, в пределах которых распорядитель бюджетных средств может принимать на себя финансовые обязательства;

* объем фактически заключенных соглашений;

* сумма счетов, предъявленных к оплате;

* сумма фактического перечисления бюджетных средств со счетов.

Правительство ежемесячно предоставляет в ГД информацию о ходе исполнения ФБ и ежеквартально -- отчет.

Составлением отчета занимается Министерство финансов, Государственная налоговая служба и Государственный таможенный комитет. Отчет докладывается Федеральному собранию, которое его утверждает.

Контроль за исполнением ФБ осуществляет Счетная палата.

51. . Понятие, принципы и виды банковского кредита

Банковский кредит как экономическая категория является одной из форм движения ссудного капитала. При банковском кредитовании возникают экономические (денежные) отношения, в процессе которых временно свободные денежные средства государства, юридических и физических лиц, аккумулированные банками, предоставляются хозяйствующим субъектам (а также гражданам) на условиях возвратности. Банковское кредитование создает необходимые условия, при которых имеется возможность восполнить недостаток собственных денежных средств юридических и физических лиц для различных потребностей, требующих дополнительных, вложений.

Общественные отношения, возникающие при банковском кредитовании, в зависимости от их специфики регламентируются нормами различных отраслей российского права, главным образом нормами административного, финансового и гражданского права.

Конституционные основы банковского кредита закреплены статьей 71 Конституции Российской Федерации, согласно которой финансовое, кредитное регулирование и федеральные банки находятся в ведении Российской Федерации.

Банковское кредитование регулируется законами Российской Федерации, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Большое значение для развития банковского кредитования в условиях рыночной экономики имеют Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» от 2 декабря 1990 г.* и Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 2 декабря 1990 г.^

Банковское кредитование осуществляется в соответствии с определенными принципами -- основными руководящими положениями, закрепленными в нормах права. Основными принципами банковского кредитования являются: возвратность, срочность, платность, обеспеченность, целенаправленность.

Принцип возвратности банковского кредита означает, что денежные средства, полученные в виде ссуды, служат для заемщика лишь временным источником финансовых ресурсов и должны быть возвращены банку или иной кредитной организации. Из принципа возвратности банковского кредита вытекает принцип срочности: ссуды подлежат возврату в установленные сроки, нарушение которых влечет за собой применение определенных санкций. Осуществление принципа платности банковского кредитования основывается на возмездном характере услуг, оказываемых банками при предоставлении кредита. За предоставление банковской ссуды, как правило, взимается определенная плата в виде процента. Принцип обеспеченности банковского кредита проявляется в том, что банки с целью возврата кредита выдают его под различные формы обеспечения: под залог товарно-материальных ценностей, недвижимости, под поручительство, под обязательства в других формах, принятых в банковской практике.

Банковский кредит выдается на строго определенные цели; использование ссуды не по целевому назначению нарушает принцип целенаправленности банковского кредита и влечет за собой применение соответствующих санкций.

В зависимости от срока, на который выдан банковский кредит, и объекта кредитования банковский кредит подразделяется на два вида -- краткосрочный и долгосрочный. Краткосрочный кредит выдается на срок менее года при возникновении у хозяйствующего субъекта временной потребности в денежных средствах. Долгосрочный кредит выдается на один год и более длительное время.

При краткосрочною кредите объектами кредитования являются потребности текущей деятельности хозяйствующего субъекта, определяемые по укрупненным показателям.

"Виды банковского кредита"

Получение кредита - это заем денег в долг у банка. Существуют следующие виды кредитов. Контокоррентный кредит - кредит по специальному контокоррентному (текущему) счету. Контокоррентный счет представляет собой сочетание текущего и ссудного счетов, он открывается по специальному поручению клиента. На контокоррентном счете отражаются все операции банка с клиентом.

В форме контокоррентного кредита может быть предоставлен определенный (оговоренный в кредитном соглашении) лимит нежных средств, который определяется средствами заемщика, масштабами его деятельности, прочностью связей с банком, основными характеристиками кредитоспособности. Контокоррентный кредит может предоставляться с обеспечением или без него (бланковый кредит предоставляется только первоклассным заемщикам).

Раз в квартал или в полугодие банк проводит расчеты, при этом подсчитывается весь приход и весь расход средств клиента и определяется фактическая сумма кредита по контокоррентному счету.

Похожая ситуация может иметь место и на текущих счетах клиента банка, она называется овердрафт. Овердрафт -- это одна из форм краткосрочного банковского кредитования. Впервые появилась в Англии. Банк предоставляет своему клиенту право расплачиваться чеками сверх остатка на текущем счете. Подобное право предоставляется наиболее надежным клиентам. При этом заключается дополнительный договор, в котором фиксируется предельный срок покрытия образовавшегося долга, а также процент отчислений банку за предоставление овердрафта.

В настоящее время ситуация овердрафта часто возникает при чековых формах расчетов, использовании кредитных карточек.

Онкольный кредит (англ. on call -- по требованию) представляет собой разновидность контокоррентного кредита и выдается обычно под залог товарно-материальных ценностей или ценных бумаг. В пределах обеспеченного кредита банк оплачивает счета клиента, получая право погашения кредита по первому своему требованию за счет средств, поступивших на счет клиента, а при их недостаточности -- путем реализации залога. Процентная ставка по онкольному кредиту ниже, чем по обычным банковским кредитам.

Кредитование под вексель. Вексель (нем. Wechsel -- перемена, размен) письменное долговое обязательство, оформляемое по нормам особого (вексельного) законодательства, выдаваемое заемщиком кредитору. Вексель -- универсальный платежный, расчетный и кредитный документ, пригодный для оплаты товаров и услуг, предоставления краткосрочных кредитов, получения ранее выданных кредитов.

Простой вексель (соло) -- свидетельство, содержащее письменное безусловное обязательство векселедателя уплатить определенную сумму денег предъявителю векселя или лицу, указанному в векселе, через установленный срок или по предъявлении.

Переводной вексель (тратта) представляет собой документ, содержащий письменное безусловное указание векселедателя лицу, на которое выставлен вексель (плательщику), уплатить определенную сумму денег держателю векселя или лицу, указанному в векселе, через установленный срок или по требованию. Плательщиком по простому векселю является векселедатель, по переводному -- другое лицо, берущее на себя обязательство оплатить вексель в срок и являющееся вексельным должником.

Выдавая вексель, векселедатель становится обязанным перед векселедержателем. По переводному векселю обязанным является Плательщик, поэтому переводной вексель прежде всего предъявляется плательщику для акцепта (лат. acceptus -- принятый), т. е. согласия на оплату. Посредством акцепта плательщик принимает на себя обязательство оплатить переводной вексель. Акцепт оформляется надписью на векселе (“Акцептован”, “Обязуюсь заплатить” или другим равнозначным словом или фразой) и подписью плательщика. Так он становится акцептантом -- главным вексельным должником. По простому векселю векселедатель обязан так же, как и акцептант по переводному.

Векселедержатель по истечении установленного срока может предъявить вексель к оплате или, не дожидаясь установленного срока, может передать его другому лицу с помощью специальной передаточной надписи -- индоссамента (лат. indorsum -- спина) на обороте векселя или на специально прикрепленном лис¬те -- аллонже (фр. allonge -- надставка), но уже для оплаты своего долга, или он может вексель продать. Продажа векселя до наступления срока погашения называется учетом векселя; имеет целью немедленное получение денег.

Платеж по векселю (в пределах всей вексельной суммы или только ее части) может быть гарантирован третьим лицом или одним из лиц, подписавших вексель. Такое вексельное поручительство называется аваль (фр. aval -- поручительство по векселю); оформляется гарантийной надписью и подписью авалиста -- лица, совершающего аваль. Аваль может быть произведен и посредством выдачи специального документа. За поручительство авалисты берут плату.

Кредит под залог векселя. Подобная операция уже упоминалась при рассмотрении характера обеспечения кредита -- вексель упоминался как способ обеспечения кредита.

Под залог векселя банк может предоставить разовый кредит. Размер кредита составляет 60 -- 90% номинальной суммы векселя. Срок кредита определяется сроком погашения векселе. При осуществлении подобной операции банк тщательно анализирует вексель: правильность юридического оформления, экономическую надежность векселедержателя, а также содержание сделки, лежащей в основе выписки векселя. На векселе банк ставит надпись “Валюта в залог”, “Валюта в обеспечение”, хранит вексель до истечения срока в установленном порядке.

Кредит под залог векселя может носить постоянный характер. Такой кредит осуществляется по специальному ссудному счету в пределах лимита кредитования, устанавливаемого отдельно для каждого клиента. Погашение кредита осуществляется либо перечислением средств с расчетного счета клиента на ссудный, либо за счет платежей по заложенным векселям. Специальный ссудный счет открывается только солидным клиентам, имеющим большое количество надежных векселей, срок погашения по которым еще не наступил. Наиболее эффективен во взаимоотношениях банка с торговыми и снабженческо-посредническими предприятиями.

Дисконтный кредит. Банки часто и охотно учитывают векселя. Это одна из самых старых и традиционных банковских операций. Осуществляется через индоссамент (передаточную надпись на векселе). Держатель векселя в момент учета получает вексельную сумму за вычетом учетного процента, или дисконта. Поскольку держатель векселя получает деньги, не дожидаясь срока погашения, то фактически он получает от банка кредит.

Акцептный кредит. Банк часто бывает акцептантом, т. е. плательщиком по переводному векселю. Акцептный кредит, в отличие от дисконтного, не принимает характера кредита, а является лишь гарантией, предоставленной банком. Акцептуя вексель, банк гарантирует осуществление платежа точно в установленные сроки. Векселедатель вносит вексельную сумму в банк до наступления срока платежа по векселю (обычно за 1--2 дня), а также уплачивает комиссию за акцепт (обычно 0,5% от суммы).

Авальный кредит. Банки и другие кредитные организации часто выступают авалистами (поручителями по векселю). За вы¬дачу вексельного поручительства банк взимает плату, так называемый надписательный процент. В случае авального кредита, так же как и при акцептном кредите, речь идет не о собственно кредите, а лишь о гарантиях, предоставляемых банком по выплате вексельной суммы или ее части.

Заметим, что три последние формы кредита (особенно акцептный и авальный) носят характер косвенного кредитования, непосредственно не имеют дела с предоставлением дополнительных средств во временное пользование заемщику.

Форфетирование (от фр. a forfait -- цели¬ком) -- покупка банком у производителя (кредитора) коммерческих векселей, акцептованных покупателем (должником или плательщиком), срок по которым еще не наступил, исключающая возможность регресса (обращения требования о взыскании долга) на предыдущих должников. Вексель передается банку (фейтору). Владелец векселя (производитель) получает сразу сумму долга за вычетом учетной ставки форфетирования, которая обычно выше, чем по другим формам кредитования. Величина ставки зависит от категории должника, сроков кредита, валюты (естественно, предпочтение отдается векселям, выписанным в устойчивых валютах). При наступлении срока платежа вексель предъявляется должнику от имени форфейтора.

Внешне операция форфетирования схожа с операцией учета векселя, но отличается объемом прав и обязанностей форфейтора и покупателя векселя. Форфейтор не имеет права регресса к продавцу векселя, в то время как владелец векселя имеет право требовать выплаты по векселю у всех лиц, обозначенных на векселе.

Чаще всего форфетирование используется во внешней торговле. Векселя приобретаются на крупные суммы и на длительный срок (от 6 месяцев до 5 лет). Форфетирование обычно применяется как разовая операция, связанная с куплей-продажей отдельного векселя.

21. Государственный кредит

Государственный кредит -- это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

Как финансовая категория ГК выполняет 3 функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Через распределительную функцию расходы государства капитального характера (например, по строительству высокоскоростной магистрали Москва--Санкт Петербург) или на покрытие дефицита бюджета более равномерно распределяются во времени. Обслуживание государственного долга идет а счет налогов, прибыли от функционирования построенного объекта, размещения новых государственных займов, т.е. рефинансирования государственного долга.

Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень % ставок на рынке денег или капиталов, на производство и занятость.

Размещая займы среди населения, государство снижает платежеспособный спрос; если за счет кредита финансируются капитальные вложения, то уменьшается денежная масса в обращении. Выступая заемщиком на финансовом рынке, государство способствует росту % ставок, уменьшению объемов инвестиций в производство. За счет займов, размещаемых за рубежом, развивается национальное производство.

22. Классификация государственных займов:

1. По субъектам заемных отношений различают:

* займы, размещаемые центральными органами управления;

* займы, размещаемы территориальными органами управления.

2. По месту размещения:

* внутренние;

* внешние.

3. По возможности обращения на рынке:

* рыночные;

* нерыночные (выпускаются с целью мобилизации средств крупных инвесторов, например, страховых компаний, банков).

4. По сроку:

* краткосрочные (до года) (векселя);

* среднесрочные (от 1 до 5 ) (облигации);

* долгосрочные (> 5 лет, но не более 30).

5. По обеспеченности долговых обязательств:

* закладные, обеспеченные конкретным залогом (например, зданием администрации);

* беззакладные, когда обеспечением служит все имущество данного органа управления.

6. По способу выплаты дохода различают :

* выигрышные облигации;

* процентные;

* с нулевым купоном (т.е. продажа со скидкой (дисконтом)).

7. В зависимости от метода определения дохода:

* долговые обязательства с твердым доходом:

* с плавающим доходом.

8. В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения различают:

* обязательства с правом долгосрочного погашения;

* без права долгосрочного погашения.

9. В зависимости от варианта погашения задолженности различают:

* погашение единовременным платежом;

* частями :

в том числе равными долями;

возрастающими;

снижающимися долями.

46. Ссудный капитал - это совокупность денежных средств, на возвратной основе передаваемых во временное пользование за плату в виде процента.

Специфика ссудного капитала состоит в следующем (в отличие от торгового и промышленного):

-владелец (собственник) капитала продает заемщику не сам капитал, а лишь право на его временное использование;

-потребительная стоимость ссудного капитала как товара определяется его способностью обеспечивать прибыль заемщику;

-передача капитала от кредитора заемщику и его оплата как правило имеют разрыв во времени;

-на стадии передачи ссудный капитал имеет денежную форму.

В отличие от ростовщического капитала (основным источником которого выступают собственные денежные средства кредитора) ссудный капитал формируется за счет:

-временно свободных денежных средств государства, юридических и физических лиц на добровольной основе передаваемых финансовым посредником в виде депозитных счетов для последующей капитализации и извлечения прибыли;

-средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота промышленного и торгового капитала из-за несовпадения сроков поступления доходов и осуществлением расходов на приобретение материалов, выплату зарплаты, приобретение основных фондов, выплату дивидендов. Эти средства аккумулируются на расчетных счетах юридических лиц и, в отличие от первого источника являются для банков бесплатными и не требуют согласия владельцев на использование.

Основными участниками рынка ссудных капиталов являются:

1. Первичные инвесторы -- владельцы свободных финансовых ресурсов;

2. Специализированные посредники в лице кредитно-финансовых организаций;

3. Заемщики в лице юридических, физических лиц и государства, испытывающих потребность в финансовых ресурсах и готовых заплатить за право их временного использования.

Исходя из целевой направленности кредитных ресурсов рынок ссудных капиталов можно разделить на 4 сегмента:

1. Денежный рынок -- совокупность краткосрочных кредитных операций, обслуживающих движение оборотных средств;

2. Рынок капиталов -- совокупность средне- и долгосрочных операций, обслуживающих движение прежде всего основных средств;

3. Фондовый рынок -- совокупность кредитных операций, обслуживающих рынок ценных бумаг;

4. Ипотечный рынок -- совокупность кредитных операций, обслуживающих рынок недвижимости.

Основные принципы кредита:

? возвратность;

? срочность (возврат в точно определенный срок);

? платность;

? обеспеченность;

? целевой характер;

? дифференцированный характер.

24. На организ-ию фин-сов хоз-х субъектов оказ-ют влияние 2 фактора:

· организационно-правовая форма хозяйствования

· отраслевые технико-экономические особенности.

- фин-ые отношения возникают уже на стадии формирования уставного капитала хозяйствующего субъекта, который с эк-ой точки зрения пред. сой. имущество хозяйст-го субъекта на дату его создания. Организационно- правовая форма хозяйствования определяет содержание фин-х отношений в процессе создания уставного капитала.

-на содержание фин. отношений и организацию фин. работы хозяйств-х субъектов существенно влияют их отраслевая принадлежность, технико-экономические особенности отраслей народного хозяйства. Отраслевая специфика влияет на состав и структуру производственных фондов, длительность производственного цикла, особенности кругооборота средств, источники финансирования простого и расширенного воспроизводства, состав и структуру фин-х средств, формирования фин-х резервов и др-х аналогичных фондов.

38. РЦБ пред. собой. систему обеспечивающую условия для обмена фин-ми активами . С одной стороны это система отношений совладения и кредита выраженных через эмиссию ц.б, которые имеют собственную стоимость и могут продаваться, покупаться. А с др-й стороны это система элементов опосредствующих взаимодействия участников операций с данными фин-ми инструментами.

Осн. уч-ки:1. Эмитенты и инвесторы 2. Профес-ые уч-ки.

Эмитентом м.б. гос-во в лице центральной и местной власти, негосуд-ые организации и предприятия.

Инвесторы- юр-ие и физ-ие лица, кот-ые осущ-т вложения в ц.б.

В состав проф-х уч-в входят организаторы торговли ц.б. Они м. существовать в форме биржи или не биржевой организации. И предоставлять услуги способствующие заключению сделок. Торговлю м. проводить только её члены.

К проф-м уч-м относятся т. же рокеры, дилеры, фондовые управляющие, расчётно-клиринговые организации, диппозитарии и регистраторы.

Брокером м.. юр-ое или физ-ое л., действующее на основании договора поручения или комиссии за счёт клиента.

Дилер- юр-ое л. совершающее операции купли-продажи цб.. от своего имени и за свой счёт на основе публичного объявления их котировок.

Фондовый управляющий совершает операции с ц. б. в интересах клиента от своего имени и за вознаграждение в течении опред-го срока.

В расчётно-клиринговой орган-ии в ходе сверке и корректировки инфляции по заключённым сделкам определ-ся и засчит-ся взаимные обязательства сторон, по поставкам ц. б. и расчётам по ним.

Диппозитарии оказывают услуги по хранению сертификатов ц.б. и переходу прав собственности на ц.б.

Регистратор занимается деятельностью по ведению реестра владельца ц.б., кот-й зак-ся в сборе, фиксации, оработки, хранении предоставлении данных о реестре т.е. списка владельцев ц.. на опред-ую дату.

8 Фин. Регулирование соц.-экон. Процессов.

Эта ф-я связ. С вмещательством гос-ва через финансы (гос. Расходы, налоги, гос. Кредит ) в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и соц. Отношений используются также фин-е и бюджетное планирование, гос. Регулирование рынка цен. Бумаг. Однако на сегодняшний день в РФ регулир-я ф-я развита слабо.

47. Коммерческие банки: сущность, виды и роль в экономике РФ

 

Ответ

В соответствии с законодательством РФ банк - это коммерческое учреждение, созданное для привлечения денежных средств от юридических и физических лиц и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности срочности, а также осуществления иных банковских операций. С одной стороны, банк, как и любое другое предприятие, создается для удовлетворения интересов собственника банка (акционеров) и общественных интересов (клиентуры). С другой стороны, банк - это предприятие особого вида, которое организует и осуществляет движение ссудного капитала, обеспечивая получение прибыли собственникам банка.

Формирование банковской системы, соответствующей развитой рыночной экономике, в РФ началось с 1987 г. и в дальнейшем сопровождалось ростом числа коммерческих банков.

Коммерческие банки можно классифицировать по ряду признаков: по характеру собственности (государственные, акционерные, кооперативные, частные, муниципальные и смешанные); по видам операций (универсальные и специализированные); по территориальному признаку (международные, республиканские, региональные и обслуживающие несколько регионов страны); по отраслевой ориентации (промышленные, сельскохозяйственные, строительные, торговые).

Основными функциями банков являются: мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал; кредитование предприятий, государства и населения; выпуск кредитных орудий обращения (кредитных денег); осуществление расчетов и платежей в хозяйстве; эмиссионно учредительская деятельность; консультирование, предоставление экономической и финансовой информации.

В развитых странах благодаря банкам действует механизм распределения и перераспределения капитала по сферам и отраслям производства, который в значительной степени обеспечивает развитие народного хозяйства в зависимости от объективных потребностей производства. Финансируя дополнительные потребности предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства в инвестициях, расширении производства, банки имеют возможность воздействовать на создание прогрессивной воспроизводственной структуры народного хозяйства.

В настоящее время деятельность коммерческих банков РФ по кредитованию предприятий недостаточно эффективно воздействует на структурную и инвестиционную политику. В деятельности многих коммерческих банков кредитование занимает не главное место. Необходимость качественного совершенствования кредитования в деятельности коммерческих банков РФ требует увеличения направления ресурсов на инвестиционные цели, внедрения в банковскую практику новых форм кредитования.

В период преобразования российской экономики регулирование депозитной эмиссии стало острой проблемой. Нестабильность денежного обращения, инфляция в значительных размерах потребовали от Центрального банка РФ проведения политики ограничения предложения кредитных ресурсов коммерческим банкам. Ограничителями возможностей коммерческих банков увеличивать денежную массу являются прежде всего резервные требования и уровень процентной ставки ЦБ при кредитовании коммерческих банков. Кроме того, ЦБ установил лимиты на рост централизованных кредитов и направляет их в приоритетные отрасли народного хозяйства.

Тем не менее, в настоящее время в современных условиях продолжается развитие тенденции расширения функций коммерческих банков, которые для улучшения банковской ликвидности, получения доходов, занятия позиций на рынке развивают нехарактерные ранее для банков операции и услуги.

 

 

 Банковское законодательство РФ предусматривает, что выдача кредита коммерческими банками должна производится под различные формы обеспечения кредита. Важнейшими видами кредитного обеспечения, широко используемыми за рубежом и принятым на вооружение коммерческими банками РФ, являются: залог, гарантии, поручительства, страхование кредитного риска, переуступка (цессия) в пользу банка требований и счетов заемщика третьему лицу и др.

Заемщик в качестве кредитного обеспечения может использовать одну или одновременно несколько форм, что закрепляется в кредитном договоре. Обеспечительные обязательства по возврату кредита оформляются вместе с кредитным договором и являются обязательным приложением у нему.

Банковский кредит предоставляется банками и другими кредитно-финансовыми институтами юридическим лицам, населению, государству, иностранным клиентам в виде денежных ссуд. Банковский кредит превышает границы коммерческого кредита по направлению, срокам, размерам и имеет более широкую сферу применения. Замена коммерческого векселя банковским делает этот кредит более эластичным, расширяет его масштабы, повышает обеспеченность. Банковский кредит носит двойственный характер: он может выступать как ссуда капитала для функционирующих предприятий, компаний либо в виде ссуды денег, т.е. как платежное средство при уплате долгов. По мере развития и расширения кредитной системы увеличиваются темпы роста банковского кредита. В настоящее время существует несколько форм банковского кредита:

 

 53. К основным формам международных расчетов применяемых банками при проведении их клиентами внешнеторговых операций, относятся инкассо и аккредитив. При таких формах расчетов импортер осуществляет платеж, а экспортер получает валюту при условии отгрузки товара в соответствии с условиями заключенного контракта. Аккредитив и инкассо могут быть формой расчетов при продаже товаров как за наличные, так и в кредит. Формы инкассо и аккредитивов различны (простое инкассо, документарное инкассо, отзывный аккредитив, безотзывный аккредитив которые в свою очередь бывают отзывные и безотзывные, а безотзывные - подтвержденными и неподвержденными и т.д.) и каждый из них находит свое отражение в применяемой практике международных расчетов. Платежи по аккредитивам регулируются Унифицированными правилами по аккредитивам изданными Международной торговой палатой в 1993 г.(редакция № 500), а по инкассо Унифицированными правилами по инкассо изданными 1995году (№522).

Во внешнеторговой практике РФ такие формы расчетов как банковский перевод, чек, открытый счет, используются реже и применяются чаше по операциям неторгового характера.

 

 

 

28. Упр-е финансами предприятий.

Финансы предприятий играют решающую роль в системе фин отношений гос-ва. Поэтому профес-е упр-е ими способствуют решению и таких проблем ,как инфляция, дефицит бюджета, кредитно-ден пол-ка…

Основ методами фин управления явл-ся: прогнозирование, планирование, налогообложение, самофинансирование, кредитование, система расчётов, система амортизационных отчислений, вопросы стимулирования и тд. 

 

 

 

 

33. Понятие инвестиций и их виды

Инвестиции - долгосрочное вложение капитала с целью получения дохода. Объекты инвестици-онной деятельности: основные фонды и оборотные средства, ценные бумаги, научно-техническая продукция и др. собственность, имущественные права, права на интеллектуальную деятельность. Инвесторы: физ. и юр лица, в т.ч. иностранные гос, международные орг. Инвестиции делятся на реальные (инвестиции в создание и воспроизводство основных фондов - капитальные вложе-ния); финансовые ( вложения в цен бум, разновидность - портфельные инвестиции). В зависи-мости от инвестирования и6нвестиции делятся на государственные (часть национального дохо-да в виде ср-в бюджетов, вклады для поддержания производства, социальной сферы, экономиче-ского роста), частные (физ. и юр лиц); иностранные (как частные, так и гос). В зависимости от сроков различают: краткосрочные (не более 1 г) и долгосрочные. В зависимости от формы вло-жения средств, инвестиции могут быть в материально-вещественной и денежной форме. На территории РФ инвестиции могут финансироваться за счет: собственных ср-в инвестора (сбере-жения, прибыль предприятия, страховые возмещения и др.), заемных ср-в (банковские кредиты, облигации, займы и др.), привлеченных ср-в (от продажи акций, паевые взносы).

Источники и методы инвестиций. Потребителями инвестиционных ресурсов являются гос, предприятия и предприниматели, население. Чтобы привлечь необходимые инвестиции, гос ис-пользует внешние и внутренние источники. Из внешних источников инвестиции в виде кредитов и ин помощи (часть идет на потребление). К внутренним средствам относятся: средства бюдже-тов, полученные путем налогообложения, целевых сборов, обязательных платежей (1/5-1/6 на-ционального дохода идет на цели инв.); средства от продажи гос займов; кредиты ЦБ; средства от продажи цен бум, в т.ч. лотерей; средства от внешнеэкономической деятельности. Источниками инвестиций граждан являются сбережения, средства предприятий или государства.

29. Капитальные вложения источники и методы финансирования кап вложений. Наиболь-шую активность в инвестиционной деятельности проявляют предприятия и предприниматели, которые без инвестиций не могут существовать. Внутренними источниками финансирования инвестиций предприятия являются: 1) амортизационные отчисления; 2) прибыль в распоряжении предприятия; 3) паевые, учредительские и другие взносы денежных и имущественных вложений. К внешним источникам относятся кредиты (заемщик предъявляет уставные документы, баланс, технико-экономическое обоснование, бизнес план). В настоящее время существует специфическая форма гос инв кредитования - инвестиционный налоговый кре-дит. Представляет собой отсрочку налоговых платежей, предоставляется гос и налоговыми органами. Применяется также межбанковский и товарный кредит (лизинг). К внешним источникам также относятся средства вышестоящих орг, открытая продажа акций, облигаций, средства иностранных инвесторов. Менее значимыми инвестиции могут быть 1) при устойчивой кредиторской задолжности - она может рассматриваться как источник инвестиции; 2) получение инв ресурсов дочерними предприятиями от головной фирмы (франчайзинг); 3) средства страховых компаний, спонсорские взносы, средства, получаемые от продажи заложенного имущества должников; 4) фирмами, которые занимаются нововведениями, инновациями нужен венчурный капитал для освоения новых видов продукции, новых технологий. Венчурные инвестиции являются рискоинвестициями, поэтому предприятия привлекают венчурный капитал из разнообразных источников. Например, гос, частных венчурных фондов, частные вложения частных лиц. Венчурный кредит без гарантий, высоко рискованный, но доход в случае успеха очень высокий. Экономическая эффективность инвестиций. Абсолютная эффективность: Е н/х = ?НД / К, где Ен/х - коэффициент, ?НД - прирост национального дохода, К - капитальные вложения); Ток = 1/Е = К/?НД (Ток - срок окупаемости); для отрасли Еотр = ?НЧП/К, где ?НЧП - прирост нормы чистой прибыли) (вновь созданная стоимость, стоимость труда работников предприятия + прибыль). Для прибыли: Епр = (С1 - С2)* V2/ К, где V2 - прибыль после капитальных вложений, Ток= К/ (С1-С2)*V2. Полученные «Е» уравниваются с их нормативными значениями, которые дифференцированы по отраслям (Енорм = 0,16, Ток= 6,25). Если Ерасч >= Енорм, то К экономически целесообразны, если Ерасч< Енорм, - нецелесообразны. Недостатками этой методики является то, что норм К занижены, кроме того, они должны изменятся в зависимости от изменения индекса цен (с учетом инфляции), должны соответствовать % ставке. Сравнительная экономическая эффективность капитальных вложений. Экономически целесообразно считать тот вариант, при котором прив затраты минимальные. Зi= Сi + Ен * Кi - мин, где Зi - приведенные затраты по i-ому варианту, Ен - нормативный коэффициент абсолютной экономической эффективности, Кi - сумма капитальных вложений. Рассчитывается годовой экономический эффект от реализации лучшего варианта капитальных вложений. Эг = З1 - З2 = (С1+Ен*К1) - (С2+Ен*К2) Сравнительный коэффициент эффективности капитальных вло-жений. Еср=С1-С2/К2 - К1, Ток = К2 - К1/ С1 - С2 Если Еср>= Енорм, то капитальные вложения целесообразны. Недостатками этого метода является то, что критерием здесь выступают приве-денные затраты, а не прибыль, что более соответствует принципам рыночной экономики; мето-дика не применима при расчетах экономической эффективности капитальных вложений на улуч-шение качества продукции, т.к. это обычно ведет к увеличению издержек.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты