Рефераты

Теория реформирования системы налогообложения и практика ее применения в Республике Беларусь

В этом аспекте не вызыва-ет особых эмоций и снижение на 3,4 пп. удельного веса НДС и такое же увеличение доли акцизов. Тем более что пос-ледних может быть собрано и поменьше по причине устой-чивой тенденции к сокраще-нию импорта, который в пер-вую очередь облагается ак-цизным налогом.

Рис. 2.2.1.

Динамика прямых и косвенных налогов в доходах республиканского бюджета, % (Рассчитана на основании законодательных актов Республики Беларусь)

Из рис. 2.2.1 видно, что удельный вес прямых налогов в доходах государства с течением времени несколько изменялся, что обусловлено, во-первых, реформированием в налогообложении доходов как физических, так и юридических лиц, и, во-вторых, экономическими потрясениями, которые, воздействуя на благосостояние налогоплательщиков, эхом отражались на доходах государства. Косвенные же налоги стабильно держат и без того слишком высокую планку. Принимаемые меры по снижению налоговой нагрузки, включаемой в цену продукции, как-то снижение ставки чрезвычайного налога, не способствовали снижению уровня косвенного налогообложения. Не так то просто перестроиться на новую систему налогообложения, когда почти половина доходов государства образуется именно за счет внутренних налогов на товары и услуги, а других перспективных источников доходов на горизонте не предвидится.

Значительная доля в общем объеме поступлений в бюджет приходится на неналоговые доходы (приложение 1). Неналоговые платежи явля-ются альтернативным источником формирования доходов бюдже-та и, по существу, отражают место государства в системе эконо-мических отношений, возможность его функционирования нарав-не с прочими субъектами хозяйствования при реализации объек-тов госсобственности, оказания услуг и т.п. Ограничение и запреты в области финансово-хозяйственной деятельности предусматривают также материальное (стоимостное) возмещение издержек (штрафы, финансовые акции) государству как основному распределяющему органу и формируют неналоговые доходы в виде “государственной ренты”.

Неналоговые платежи классифицируются по характеру самого поступления платежей в бюджет и включают: возмездные операции от прямого предоставления государством услуг и прода-жи товаров (доходы от собственности и предпринимательской деятельности, поступления от продажи товаров и услуг и случайных продаж, кассовую прибыль ведомственных предприятий, т. е. чистую прибыль или проценты, получаемые от Национального бан-ка и органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода), а также некоторые безвозмездные поступления, такие как штрафы и санкции, конфискации и все добровольные невозвратные текущие поступления в бюджет из негосударственных источников (от физических и юридических лиц), поступления от продажи бывших в употреблении товаров, отходов и лома.

Неналоговые доходы также можно подразделить на текущие и капитальные. К текущим неналоговым доходам относятся возмездные, невозвратные платежи в бюджет (5,7% на 2001 год).

В текущих доходах по форме, методам изъятия и содержания можно выделить несколько разновидностей:

* доходы от государственной и предпринимательской дея-тельности;

* административные сборы и платежи, поступления от неком-мерческих и сопутствующих продаж;

* поступления по штрафам и санкциям;

* прочие текущие неналоговые доходы.

Капитальные неналоговые доходы включают капитальные трансферты от юридических и физических лиц и реализацию не-финансовых активов - произведенных и непроизведенных (2,1% на 2001 год).

Таким образом, доходная часть бюджета Беларуси весьма схожа с бюджетами развитых стран. В ней можно найти признаки ры-ночной экономики, когда решающая часть доходов формируется за счет множества налогов и сборов. Однако у большинства налогов высокие ставки, которые не стимулируют в должной мере развитие производства. Для изыскания источников покрытия всевозрастающих расходов, сбалансированности бюджета на первое место выдвинута фискальная функция налогов, а их экономическое воздействие, социальное значение остается незначительным.

В зависимости от плательщика, доходы можно разделить на две группы. Первую из них образуют поступления от юридических лиц, т. е. предприятий, организаций, других коммерческих структур, а вторую - от физических лиц. Первая группа платежей (в виде налогов, сборов, неналоговых доходов) преобладает в доходах бюджета республики. Одновременно увеличивается доля платежей в результате расширения объектов налогообложения, а также роста доходов отдельных групп граждан. Четко выраженной становится тенденция расширения объектов обложения юридических и физических лиц за счет включения в налогооблагаемый оборот имущества, земли, природных ресурсов и др.

Сфера деятельности позволяет разделить доходы бюджета на платежи, поступающие от субъектов материального производства, а также от учреждений, организаций, предприятий непроизводственной сферы. Более детализированной является классификация их по отраслям хозяйства, культуры, ведомствам (промышленности, транспорта, сельского хозяйства, торговли, коммунального и жилищного хозяйства и т. п.). Платежи зависят также от вида предприятия, формы его управления, организации коммерческой деятельности.

Система доходных поступлений строится на базе налоговых платежей; взаимоотношения предприятий с бюджетом носят правовую основу, регулируемую законом.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие.

Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны. /24/

Главным среди прямых налогов, взимаемых с юридических и физических лиц, является налог на прибыль (доход) предприятий. Его применение вызвано тем, что в условиях рыночного хозяйства роль прибыли существенно возрастает; она становится важнейшим объектом воздействия государства. Налог на прибыль должен использоваться не только в фискальных целях, но и для создания заинтересованности предприятий в повышении эффективности производства и улучшении его материально-технической оснащенности.

Банки и другие кредитные учреждения, осуществляющие свою деятельность на коммерческих началах, уплачивают в бюджет налог на доходы. Система подоходного обложения распространяется также на страховые организации, получающие доходы от страховых видов деятельности.

Необходимо отметить, что за счет подоходных налогов формируется около ? доходов бюджета. (таблица 1.2.2)

Наличие разных форм собственности, их экономическое соперничество вызывает необходимость взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на недвижимость - неотъемлемая часть налоговой системы страны при рыночных отношениях. Он введен для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками имущества на территории РБ. На долю налога на недвижимость приходится около 2,3-3,4% доходов бюджета.

Основное место в системе налогообложения физических лиц занимает подоходный налог. Переход к рыночной экономике создает предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих условиях применяется прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать у них в увеличенных размерах денежные средства, необходимые для проведения социальных программ.

Таблица 2.2.2

Структура прямых налогов в РБ (1998-2001гг.) /16, с. 89/

1998

1999

2000

2001

% в доходах бюджета

% в доходах бюджета

% в доходах бюджета

% в доходах бюджета

1. Имущественные налоги

2,6

0,9

2,3

3,4

1.1. Налог на недвижимость

2,6

0,9

2,3

3,4

2. Подоходные налоги

25,2

24,8

25,6

23,8

2.1. Подоходный налог

10,5

8,5

8,7

9,1

2.2. Налог на прибыль

12,3

13,4

12,6

11,4

2.3. Налог на доходы

0,3

0,4

1,4

1,6

2.4. Рентный сбор

-

-

0,5

-

2.5. Сбор на содержание и развитие инфрастуктуры

0,6

0,6

1,0

0,8

2.6. Транспортный сбор

1,2

1,5

1,3

0,8

2.7. Другие целевые сборы

0,1

0,1

0,0

0,0

2.8. Сборы с пользователя

0,2

0,2

0,1

0,1

2.9. Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц

-

-

-

0,8

ВСЕГО:

27,8

2,6

27,9

28,0

Отметим нововведение 2001 года: с целью упрощения налогообложения малого предпринимательства был принят Декрет Президента РБ от 17.05.2001г. №12 «О введении единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров, работ (услуг), и о некоторых вопросах, связанных с указанной деятельностью».

В системе налогов республики с момента ее создания и до настоящего времени значительную роль играют косвенные налоги. Большой удельный вес данной категории налогов в формировании доходов бюджета (более 50%) обусловлен необходимостью решения объективно возникающих задач по государственной поддержке отдельных отраслей и финансированию инфрастуктуры, которые в переходный период не могут быть решены иными средствами, кроме как за счет централизованных в рамках бюджета финансовых ресурсов.

Крупнейшим из категории косвенных - является налог на добавленную стоимость (НДС). Он введен с января 1992г. и количественно заменил (вместе с акцизами) ранее действовавшие налог с оборота и налог с продаж. Доля НДС в доходах бюджета в течение 1998-2001гг. сохранялась практически на неизменном высоком уровне - в пределах ? всех доходов бюджета.

По данным (табл. 2.2.3) прослеживается тенденция к постоянному увеличению доли оборотных платежей (платежей из выручки без НДС) в доходах консолидированного бюджета с 12,1% в 1988 году до 20,6% в 2001 году.

Одновременно с НДС в системе косвенного обложения используются также акцизы, устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров. Их введение с 1992г. обусловлено отменой налога с оборота. Доля акцизов в формировании доходов бюджета снизилась с 11,1% в 1998 году до 7,6% в 2001 году.

Таблица 2.2.3.

Структура косвенных налогов в РБ (1998-2001гг.) /16, с. 92/

1998

1999

2000

2001

% в доходах бюджета

% в доходах бюджета

% в доходах бюджета

% в доходах бюджета

1. Акцизы (налог с производителя)

11,1

9,5

8,0

7,6

2. Налоги с розничного товарооборота

0,9

0,9

1,6

2,2

3. Налоги с продаж

0,7

0,7

0,8

1,3

4. Налоги на отдельные виды услуг

0,1

0,1

0,1

0,6

5. Отчисления в республиканский фонд поддержки производителей с/х продукции и продовольствия

4,5

4,6

5,7

-

6. Отчисления в фонд стабилизации экономики производителей с/х продукции и продовольствия

-

4,2

3,8

-

7. Целевые сборы на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда

1,8

3,8

3,4

-

8. Целевые сборы на содержание детских дошкольных учреждений

-

-

2,2

-

9. Отчисления в дорожный фонд

5,8

6,7

5,6

2,6

10. Отчисления в местный целевой бюджетный жилищно-инвестиционный фонд

-

-

2,2

-

11. Отчисления в республиканский ф-д поддержки производителей с/х продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления пользователями автомобильных дорог в дорожные ф-ы

-

-

-

8,3

12. Отчисления в местные целевые бюджетные ф-ды стабилизации экономики производителей с/х продукции и продовольствия, местные бюджетные целевые жил-инвестиц. ф-ды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного ф-да

-

-

-

9,7

13. Налог на добавленную стоимость

25,8

25,1

26,2

25,3

14. Прочие

0,1

0,1

0,7

0,3

ВСЕГО:

49,9

54,8

58,7

55,7

Проанализировав данные таблицы, можно отметить, что в 2001г. ряд платежей был объединен (вместо 6 отчислений и сборов в различные фонды в 2000г. - 3 платежа в 2001г.). Это несколько упростило порядок расчетов, а также уменьшило налоговую нагрузку на 2,3%.

Платежи и налоги, включаемые в себестоимость и имеющие признаки как прямых, так и косвенных налогов некоторые авторы выделяют в группу смешанных налогов.(табл. 2.2.4)

Таблица 2.2.4.

Структура смешанных налогов в РБ (1998-2001гг.) /16. с. 95/

1998

1999

2000

2001

% в доходах бюджета

% в доходах бюджета

% в доходах бюджета

% в доходах бюджета

Социальные платежи

5,5

5,3

3,1

3,3

Чрезвычайный налог

2,6

2,3

2,3

-

Отчисления в государственный фонд содействия занятости

1,0

0,8

0,8

-

Единый платеж от ФЗП в размере 5%

-

-

-

3,3

Отчисления в местный ф-д на содержание детских дошкольных учреждений

1,9

2,2

-

-

Прочие налоги и сборы

2,5

1,9

1,6

1,9

Земельный налог

1,1

0,7

0,6

0,8

Налог на добываемые из природной среды ресурсы

0,2

0,1

0,1

0,1

Отчисления в фонд охраны природы

0,7

0,4

0,4

0,5

Отчисления в другие целевые бюджетные фонды

0,0

0,0

0,0

0,0

Экологический налог за переработку нефти

0,3

0,3

0,2

0,3

Налоги за пользование лесными фондами

0,2

0,4

0,3

0,2

ВСЕГО:

8,0

7,2

4,7

5,2

Платежи за природные ресурсы: земельный налог, лесной налог, экологический налог и др. играют не только фискальную, но и стимулирующую роль, ориентируя субъектов хозяйствования на более эффективное использование соответствующих видов ресурсов.

Снижение доли смешанных налогов постоянно снижалось, что связано с переходом некоторых из них в группу косвенных налогов (отчисления в местный фонд на содержание детских дошкольных учреждений).

Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы (табл. 1.2.5). Неналоговые платежи явля-ются альтернативным источником формирования доходов бюдже-та и, по существу, отражают место государства в системе эконо-мических отношений, возможность его функционирования нарав-не с прочими субъектами хозяйствования при реализации объек-тов госсобственности, оказания услуг и т.п. Ограничение и запреты в области финансово-хозяйственной деятельности предусматривают также материальное (стоимостное) возмещение издержек (штрафы, финансовые акции) государству как основному распределяющему органу и формируют неналоговые доходы в виде “государственной ренты”.

Таблица 2.2.5.

Соотношение налоговых и неналоговых доходов в консолидированном бюджете РБ (без учета целевых бюджетных фондов), в % к итогу (Рассчитано на основании законодательных актов Республики Беларусь)

Доходы бюджета

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Доходы - всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Из них:

Налоговые

Неналоговые

88,1

11,9

91,5

8,5

91,1

8,9

92,5

7,5

92,2

7,8

93,3

6,7

Неналоговые платежи классифицируются по характеру самого поступления платежей в бюджет и включают: возмездные операции от прямого предоставления государством услуг и прода-жи товаров (доходы от собственности и предпринимательской деятельности, поступления от продажи товаров и услуг и случайных продаж, кассовую прибыль ведомственных предприятий, т. е. чистую прибыль или проценты, получаемые от Национального бан-ка и органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода), а также некоторые безвозмездные поступления, такие как штрафы и санкции, конфискации и все добровольные невозвратные текущие поступления в бюджет из негосударственных источников (от физических и юридических лиц), поступления от продажи бывших в употреблении товаров, отходов и лома.

Таким образом, формирование доходной части государственного бюджета в основном по-прежнему ориентировано на налоговые доходы. Причем при переходе к рынку доля налогов в общем объеме бюджетов увеличивается. Это вызвано спецификой рыночных отношений, предполагающей установление единых правил хозяйствования для всех субъектов и финансированных, взимаемых в бюджет налогов.

Официальная статистика оценивает тяжесть налогового бре-мени на макроуровне как отношение общей суммы налогов и сбо-ров к валовому внутреннему продукту. Выделяя задолженность плательщиков перед бюджетом, можно отследить уровень номинальной и реальной налоговой нагрузки (табл. 2.2.6).

Таблица 2.2.6.

Динамика номинальной и реальной налоговой нагрузки на экономику РБ (1993-2001г.г.), % (рассчитано на основании законодательных актов Республики Беларусь)

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Темпы роста ВВП

92,4

83,3

89,6

102,8

111,4

107,4

103,4

105,8

104,0

Реальная налоговая на грузка (с учетом ФСЗН)

49,6

49,4

42,6

39,2

41,9

41,1

42,4

42,2

41,5

Недоимка по платежам в бюджет и внебюджетные фонды

15,4

13,4

4,6

7,7

1,2

0,5

0,3

0,5

0,9

Номинальная налоговая на грузка (с учетом ФСЗН)

65,0

62,8

47,2

46,9

43,1

41,6

42,7

42,7

42,4

Таблица 2.2.6 показывает, что, несмотря на снижение общей на-логовой нагрузки на экономику с 65% в 1993 г. до 42,4% в 2001 г., она остается довольно значительной. Например в России этот показатель составляет 37%, в США - 30%.

Снижение удельного веса непосредственно налогов в ВВП про-изошло за счет уменьшения ставок платежей. Ставки были сниже-ны по налогу на добавленную стоимость с 28 до 20%, чрезвычайному Чернобыльскому налогу -с 18 до 10%, а с 1998 г. - с 8 до 4%.

Состав, структура и нормы отчислений во внебюджетные фонды подвергались более существенным изменениям. Сокращение их общего количества с 12 в 1992 г. до 8 видов в 1997 г. и до 3 видов в 2001 г. произошло за счёт объединений ведомственных централизованных фондов в единый инновационный фонд и за счет изменения состава платежей. Были отменены отчисления на раз-витие здравоохранения, снижены нормы платежей в фонд соци-альной защиты с 40,8 до 35% /12/. В 2001г были введены новые формы целевых сборов: отчисления в республиканский фонд поддержки производителей с/х продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления пользователями автомобильных дорог в дорожные фонды; отчисления в местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей с/х продукции и продовольствия, местные бюджетные целевые жилищно-инвестиционные фонды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда.

С целью уси-ления контроля за использованием государственных средств боль-шинство внебюджетных фондов с 1998 г. было преобразовано в целевые бюджетные фонды, что, однако, не изменило общего уровня налоговой нагрузки. Следует заметить, что непредсказуе-мость налоговых нововведений вызывает негативную реакцию на-логоплательщиков, так как лишает их возможности составлять бизнес-план даже на год вперед.

Порядок распределения доходов между отдельными видами и уровнями бюджетов Республики Беларусь отражает единые принципы построения и организации бюджетной системы. Прежде всего учитывается необходимость создания финансовой базы для каждого органа государственной власти и управления для осуществления их функций в соответствии с программами экономического и социального развития территорий.

По принципу значимости производится зачисление доходов в республиканский и местный бюджеты, имеющих общереспубликанское, межгосударственное либо местное значение. Так, в соответствии с этим в бюджет зачисляется налог на добавленную стоимость, акцизы, чрезвычайный чернобыльский налог, в местные бюджеты - местные налоги, сборы, пошлины в зависимости от уровня бюджета.

В соответствии с принципом подчиненности (подведомственности) налог на прибыль предприятий республиканского подчинения поступает в доход республиканского бюджета, соответственно налог на прибыль, плата за природные ресурсы предприятий, относящихся к коммунальной собственности административно-территориального образования, зачисляются в доходы местного бюджета.

Значительная часть налогов и доходов зачисляется в бюджеты по принципу территориальной принадлежности плательщиков. В частности, в местные бюджеты поступает подоходный налог с граждан, проживающих на территории данного Совета народных депутатов.

Таким образом, следуя указанным принципам, доходы государственного бюджета за 2001 год распределились следующим образом: республиканский бюджет - 51,8%, местные бюджеты - 48,2% (см. табл. 2.2.7).

Таблица 2.2.7.

Структура распределения доходов в консолидированном бюджете по уровням бюджетной системы за 2001 г. (в %) (Рассчитано на основании данных статистического сборника)

Республи-канский бюджет

Местные

бюджеты

Доходы

51,8

48,2

В том числе:

Налоговые доходы

52,6

48,9

Из них:

Налог на прибыль и доходы

65,3

34,7

Подоходный налог

-

100,0

Налог на добавленную стоимость

65,7

34,3

Акцизы

72,2

27,8

Доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций

100,0

-

Налоги на собственность

-

100,0

Налоги за использование природных ресурсов

-

100,0

Неналоговые доходы

56,1

43,9

Из них:

Доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности

76,3

23,7

Административные сборы и платежи

56,7

43,3

Доходы государственных целевых бюджетных фондов

51,2

48,8

За 2001г. в республиканский бюджет поступило 2 365,8 млрд. руб. Общая сумма задолженности предприятий республики по платежам в бюджет на 01.01.2002г. составила 134,2 млрд. руб. (2,2% к годовому плану доходов). Необходимо отметить, что впервые за последние 5 лет рост ВВП на 4% не нашел соответствующего отражения в динамике налоговых поступлений. Причины видятся в том, что рост объемов производства почти во всех отраслях сопровождался увеличением запасов готовой продукции на складах, а также опережающим ростом затрат на ее производство. Не способствовали пополнению бюджета и многочисленные индивидуальные льготы, предоставленные отечественным предприятиям, а так же новая методология исчисления и уплаты важнейшего доходного источника - НДС, которая предусматривает возврат части уплаченного налога из бюджета при экспорте продукции, облагаемом по нулевой ставке. В целом по республике зачтено в счет уплаты других налогов и сборов свыше 350 млрд. руб. НДС и возвращено из бюджета свыше 50млрд.руб., что составило 27,4% от поступивших в бюджет сумм по данному источнику.

В итоге удельный вес НДС в ВВП снизился с 7,2% в 1999 году (до введения зачетного метода) до 6,5% в 2001году. Поступления НДС составили 96,3% от уровня 2000г.

Динамика еще одного значительного источника - акцизов - была примерно на том же уровне, что и НДС - 97,2% по сравнению с 2000г.

Наиболее сложная ситуация с выполнением плана по налогу на прибыль - 79,7% от установленного задания. Это явилось результатом ухудшения финансового состояния многих отечественных предприятий. Так, в 2001 году прибыль от реализации продукции в сопоставимых ценах сократилась практически на 27,2%, количество убыточных предприятий возросло с 21,1% до 35%. В итоге поступления по налогу на прибыль по сравнению с 200 годом сократились на 10,8%, а по другим платежам из прибыли - на 28,7%.

По остальным доходным источникам, важнейшими из которых являются платежи от выручки и налоги на заработную плату, в 2001 году наблюдался заметный рост поступлений. Частично это позволило компенсировать выпадающие доходы по налогу на прибыль, НДС и акцизам и в целом обеспечить выполнение плана бюджета. Отметим, что план доходов консолидированного бюджета налоговыми органами выполнен на 100,2%, по местным бюджетам - 99,5%./17, с. 9/

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Современные рефераты