Рефераты

География Албании

инистры кабинета не могут занимать иных должностей, кроме определенных законодательством, в т. ч. входить в правление или наблюдательный совет государственного или частного предприятия. Полномочия премьер-министра и его кабинета заканчиваются с уходом его в отставку в соответствии парламентской практикой, после вынесения вотума недоверия Народным собранием или избрания нового состава парламента

С приходом к власти социалистов, назначением Ф. Нано премьер-министром и избранием Реджепа Мейдани президентом позиции премьер-министра упрочились. В сентябре 1998 Ф. Нано столкнулся с трудностями, которые не смог преодолеть, и ушел в отставку. Новым премьер-министром был назначен Пандели Майко. Однако противоборство внутри Социалистической партии стало причиной неоднократной смены кабинета в последующие годы. Главой правительства с 31 июля 2002 в третий раз является Фатос Нано. Большинство портфелей в действующем кабинете принадлежат представителям Социалистической партии Албании; по одному министерству имеют также Демократический альянс, Социал-демократическая партия и Аграрная партия окружающей среды.

Законодательная власть. Осуществляется однопалатным парламентом - Собранием Республики Албания. Албанский парламент избирается всеобщим голосованием на четырехлетний срок и состоит из 140 членов (из них 40 членов выбираются по партийным спискам на основе пропорционального представительства, остальные 100 депутатов - по одномандатным избирательным округам).

Парламент-Кувенди, осуществляет верховную власть от имени народа и является высшим органом государственной власти. В этом качестве оно принимает законы и поправки к конституции, объявляет войну другому государству, одобряет государственный бюджет и экономические программы, ратифицирует или аннулирует международные договоры и соглашения, избирает президента, утверждает назначение или отставку премьер-министра и других министров, утверждает членов Верховного суда, генерального прокурора и его заместителей и в целом осуществляет контроль за деятельностью правительства, государственного радио и телевидения, государственного информационного агентства и других официальных информационных средств информации. Кроме депутатов парламента, правом законодательной инициативы обладает Совет министров и 20 тыс. избирателей, которые могут предложить на рассмотрение парламента любой закон.

Депутаты могут быть лишены своего мандата в связи с уголовным наказанием или после шестимесячного неучастия в заседаниях парламента. Из своего состава парламент выбирает Председателя Народного собрания, или спикера, и двух его заместителей, образующих Президиум. В целях законодательной работы парламент формирует 15 постоянных комитетов: законодательства; внешней политики; экономики и финансов; промышленности, торговли и транспорта; образования; труда и социального обеспечения; обороны; прав человека и меньшинств; средств массовой информации; науки и культуры. Каждый из комитетов включает от 7 до 15 членов.

Судебная система реорганизована в 1992. В Албании действует кодекс законов, который применяется в системе правосудия.

Судебная система Албании включает Конституционный суд, Верховный суд, апелляционные суды и окружные суды первой инстанции. Высшей юридической властью обладает Верховный суд. Его председатель и заместитель председателя назначаются президентом и утверждаются Собранием (Кувендом), а остальные члены избираются этим же органом на девятилетний срок, но могут переизбираться и на второй срок. Судьи в апелляционных судах и судах первой инстанции назначаются президентом по рекомендации Высшего судебного совета, который возглавляется президентом и состоит из пятнадцати членов, включая председателя Верховного суда, министра юстиции, трех членов, избираемых Народным собранием, и девяти судей всех уровней, избираемых Национальной судебной конференцией.

Конституционный суд насчитывает девять судей, назначаемых сроком на 12 лет. Четверо из них назначаются президентом, а пятеро избираются Народным собранием.31 марта 2000 принят новый Закон о Конституционном суде, круг его полномочий значительно расширен. Этот суд берет на себя толкование конституции и определяет соответствие ей принимаемых законов, выносит решения в случае разногласий, возникающих в правительстве, а также между правительством и местными органами власти.

Всем судьям по конституции гарантируется независимость, но это условие не всегда осуществлялось на практике.

Местное управление. В административном отношении Албания состоит из 12 префектур и 37 округов. В свою очередь округа поделены на более мелкие административные единицы и включают 43 муниципалитета и 310 коммун. Префекты назначаются Советом министров. Руководители администраций округов избираются окружными советами, в то время как члены местных советов выбираются по партийным спискам всеобщим и тайным голосованием на четырехлетний срок. Эти органы отвечают за пополнение местного бюджета и утверждают расходы на муниципальное жилищное строительство, коммунальные услуги, народное образование, культуру и прочие потребности.

На местных выборах в октябре 1996 Демократическая партия одержала победу над Социалистической и укрепила свои позиции во многих органах власти на местах. На выборах в 2000 и 2003, большинство в местных органах власти получили социалисты.

Избирательная система. На парламентских выборах 1991 все албанские граждане, достигшие 18 лет, смогли впервые свободно проголосовать за любого кандидата. Хотя на этих выборах победила правящая коммунистическая партия, но оппозиция набрала почти 40% голосов и получила 75 из 250 мест в законодательном органе, не предвещал ничего хорошего для коммунистов. В следующем году коммунистическое правление закончилось. На состоявшихся в 1992 парламентских выборах оппозиционная Демократическая партия набрала 62% голосов и получила 92 из 140 мест, одержав победу над коммунистами, которые стали называть себя социалистами (на их долю пришлось 26% голосов и 38 мест). На выборах в парламент в 1996 демократы победили во второй раз, но выборы большинством наблюдателей были признаны несвободными и недействительными. Под давлением оппозиции в 1997 были назначены внеочередные выборы. На этот раз верх одержали социалисты, получив 52,7% голосов и 101 из 155 мест, а демократам пришлось довольствоваться только 25,8% голосов и 29 местами. Остальные голоса и места разделились между несколькими небольшими партиями. На выборах в 2001 социалисты сохранили большинство, получив 73 из 140 мест, в то время как оппозиционный блок "Единство за победу", в который вошли Демократическая партия Албании, Республиканская партия Албании, Либерально-демократический союз, "Легитимность" и Национальный фронт, только 46 мест.

На каждых из вышеупомянутых выборов менялись либо общее число мест в парламенте, либо сама процедура голосования. В 1997 было принято сочетание двух принципов: голосование в два тура и выборы на основании пропорционального представительства. Из 155 депутатов однопалатного парламента (Народного собрания - Кувенда), избранных прямым всеобщим голосованием, 115 прошли по одномандатным округам в результате повторного голосования, а 40 - на основе пропорционального представительства. На выборах в 2001 число депутатов в Кувенде сократилось со 155 до 140. При первой системе кандидат должен набрать большинство голосов, но если в первом туре ни один из кандидатов его не получит, через неделю проводится повторное голосование, на котором выставляются кандидатуры двух претендентов, набравших наибольшее число голосов в первом туре. При системе пропорционального представительства процент голосов, полученных каждой партией, прямо соответствует доле мест, которые отводятся представителям этой партии в Народном собрании.

Следующие выборы должны состояться в июне 2005.

Внешняя политика. Албания в течение длительного времени была самой изолированной страной в Европе. Пытаясь удержать старомодный коммунистический режим, скопированный по образцу советской диктатуры сталинских времен, руководители Албании избегали устойчивых и продолжительных контактов с любыми странами.

Албания вышла из Второй мировой войны как близкий союзник Югославии и СССР. Наличие значительного албанского населения в Югославии и боязнь возможной экспансии этой страны породили трения в ее отношениях с Албанией. Когда в 1948 обнажились острые противоречия между СССР и Югославией, Албания активно поддержала советскую сторону. В 1949 она вступила в СЭВ, а в 1955 присоединилась к Варшавскому договору. В том же году Албания стала членом ООН.

В конце 1950-х попытки советского руководителя Н.С. Хрущева наладить "мирное сосуществование" с Западом и улучшить советско-югославские отношения встревожили албанские власти. Когда в 1960 развернулась острая идеологическая и политическая дискуссия между СССР и КНР, Албания поддержала последнюю. В 1961 Албания прервала дипломатические отношения с СССР и прекратила сотрудничество с Организацией Варшавского договора, а в 1962 - с СЭВ.

В 1961-1978 Албания осталась единственным союзником Китая в Европе. Когда в 1966 в КНР развернулась "культурная революция", Албания последовала примеру "старшего брата". В 1968 после вторжения по инициативе СССР в Чехословакию Албания официально вышла из Организации Варшавского договора. В 1970-1980-е Албания установила дипломатические отношения со многими странами Западной Европы.

После смерти Мао Цзэдуна в 1976 (тесные связи с Китаем прервались в 1978), смерти албанского лидера Энвера Ходжи в 1985, а также после полного краха т. н. "реального социализма" в 1989-1990 Албания постепенно заняла менее радикальную позицию в международных отношениях. Были нормализованы отношения с Грецией. В 1987 греческая сторона заявила о прекращении состояния войны с Албанией и отказалась от притязаний на Гирокастру и Корчу. Возобновились политические, экономические и культурные связи Албании со странами Западной и Восточной Европы. К концу 1988 НСРА имела дипломатические отношения со 112 государствами.

В 1990-1991 Албания попыталась нормализовать отношения со всеми крупными странами мира и с соседями на Балканском п-ове. Страна вступила в члены ОБСЕ (июнь 1991), МВФ, МБРР и ЕБРР (1991), Исламского банка развития и Организации Исламская конференция (декабрь 1992), Совета Европы (июль 1995). В июне 1992 Албания стала соучредителем Организации Черноморского экономического развития (ЧЭС). Были восстановлены дипломатические отношения с СССР (30 июля 1990), США (14 марта 1991) и Великобританией (22 мая 1991). В мае 1992 подписано соглашение о сотрудничестве с Европейским сообществом (ЕС, теперь - Европейский союз) сроком на 10 лет. В декабре 1992 Албания одной из первых стран Варшавского договора обратилась в НАТО с просьбой о вступлении. Развитию отношений с США и Европейским союзом способствовала существенная помощь стран Запада. В 1996 США предоставили Албании кредиты на сумму 200 млн. долл., Италия - более 400 млн. и Германия - более 100 млн. долл. Кроме того, ЕС пожертвовал более 650 млн. долл. в качестве гуманитарной помощи.

Удалось наладить удовлетворительные отношения с Югославией (в составе Сербии и Черногории), несмотря на глубокую озабоченность судьбой албанцев, проживающих в крае Косово. Однако после событий в Косове в 1998 тысячи беженцев устремились в Албанию, что вызвало обострение албано-югославских отношений. В середине апреля 1999 произошел разрыв отношений с Югославией. Они были восстановлены только в январе 2001. Годом ранее были нормализованы отношения с Черногорией; между двумя странами подписаны соглашения о торговле и культурном обмене.

В апреле 1993 установились добрососедские отношения с Македонией. Проживающим в этой стране албанцам было рекомендовано сотрудничать с ее правительством. Однако время от времени правительство С. Бериши оказывало давление на Скопье с тем, что заставить македонское правительство расширить права албанцев в Македонии.

Непростыми в течение 1990-х оставались отношения с Грецией. В 1993 из Греции были высланы свыше 30 тыс. албанцев. Только после того как в 1996 были гарантированы права греческого меньшинства в южной Албании, отношения с Грецией нормализовались. Однако к концу 1990-х они вновь ухудшились, поскольку многие беженцы из Косова перемещались в этот регион, что вызвало недовольство греческой стороны.

Приоритетным направлением албанской внешней политики в начале 21 в. оставалась интеграция страны в ЕС и НАТО.

Вооруженные силы. Во времена правления коммунистов и ранее при довоенной монархии вооруженные силы Албании были самыми слабыми на Балканах и использовались главным образом для подавления мятежей внутри страны.

Вооруженные силы Албании формировались на базе партизанского движения в годы Второй мировой войны. Военные находились под строгим контролем АПТ. По проекту конституции 1991, главнокомандующим вооруженными силами является президент, который не должен занимать никаких партийных постов. В 1989 в рядах вооруженных сил состояло 40,7 тыс. человек, в т. ч. в сухопутных войсках 31,5 тыс., военно-воздушном флоте 7,2 тыс. и военно-морском флоте 2 тыс. В 1996 вооруженные силы достигли 72,5 тыс. человек, причем сухопутные войска насчитывали 60 тыс., военно-воздушный флот 10 тыс. и военно-морской флот 2,5 тыс. Если учитывать прочие военизированные организации, то общее число военнослужащих достигало 113,5 тыс. человек.

Однако в начале 21 в. в связи с реорганизацией вооруженных сил их численность сократилась с 47 тыс. человек в 2000 до 22 тыс. человек в 2002. Сухопутные войска включают 16 тыс., ВВС - 3,5 тыс. и ВМС - 2,5 тыс. человек. Продолжительность службы в вооруженных силах составляет 15 месяцев.

Оснащение и обучение вооруженных сил Албании нуждаются в модернизации. В 1960-е эту функцию выполнял СССР, в 1970-е - Китай, в 1980-е были мобилизованы внутренние ресурсы Албании, а в настоящее время надежды возлагаются на помощь западных стран. Процесс модернизации вооруженных сил планируется закончить к 2010.

Общие военные расходы в 2002 составляли 107 млн. долларов, или 2,5% ВВП.

Экономика

Претенциозные планы экономического развития Албании в значительной степени зависели от помощи СССР и других восточноевропейских стран, а после прекращения этой помощи в середине 1960-х произошло снижение темпов развития экономики. Особенно нуждалась в переоснащении горнодобывающая промышленность. Следует также иметь в виду, что в послевоенный период рынки сбыта экспортной продукции Албании находились в Восточной Европе и СССР, и оттуда же поступали жизненно важные предметы импорта. В конце 1980-х годов стали налаживаться отношения со странами Западной Европы, но дефицит капиталовложений, неэффективное управление и политическая нестабильность привели к резкому экономическому спаду в 1990-1991.

В 1992 ВВП Албании резко сократился по сравнению с уровнем 1989, и для дальнейшего развития экономики требовались неотложные меры. Правительство выдвинуло программу реформ, которая включала переход от административно-командной экономики с централизованным контролем к рыночной экономике и частному предпринимательству. Прежде всего была осуществлена приватизация большей части сельскохозяйственного сектора, мелких и средних предприятий, а затем наступила очередь крупных предприятий. В 1996 эти усилия в сочетании с иностранной помощью дали некоторые положительные результаты, ВВП вырос на 9% (по данным ЕБРР - на 5%) и составил 2,3 млрд. долл., т.е.700 долл. на душу населения, а инфляция сократилась до нескольких процентов. Была стабилизирована албанская валюта - лек. Однако эти достижения были омрачены ростом безработицы, официально превышавшей 20%, и распространением коррупции. Дальнейший прогресс в преобразовании экономики в целом тормозился из-за отсутствия надежной инфраструктуры и эффективной финансовой системы. В конечном итоге финансовые пирамиды, потрясшие общество на рубеже 1996 и 1997 годов, политическая нестабильность в 1997 и противоборство сил в 1998 привели экономику на грань полного развала. В 1997 ВВП сократился на 7%, а внешнеторговый баланс - на 22%.

Новое правительство, сформированное в июле 1997, приняло меры по восстановлению общественного порядка и экономической активности. В 2003 ВВП был равен 16,13 млрд. долл. США (2003). Реальное рост валового продукта вырос в 2002 на 4,7%, а в 2003 - на 7%. Годовой доход на душу населения составил 4,5 тыс. долл. По официальным данным, безработица сократилась с 15,8% в 2002 до 15,2% в 2003. Однако, официальные источники не учитывают высокий уровень неполной занятости на албанском рынке рабочей силы. В целом, за чертой бедности находится 30% населения.

Несмотря на прогресс в сфере приватизации и создании правовых рамок экономической деятельности, в албанской экономике сохраняются многочисленные структурные проблемы: рост экономики основывается в значительной степени на помощи международных доноров и живущих за границей албанцев, а также зависит от строительной отрасли, используемой с целью отмывания нелегальных доходов.

На 2004 МВФ прогнозирует увеличение ВВП на 6% при темпах инфляции от 2% до 4%. Внешний долг оценивается в 1,41 млрд. долл. (2003). Валютные запасы страны - 1,038 млрд. долл. (2003).

Объективно оценить экономическое положение Албании трудно. При коммунистическом режиме вся информация была засекречена, а к сведениям, относящимся к посткоммунистическому периоду, следует относиться с осторожностью.

Планирование и индустриализация. Пятилетние планы развития народного хозяйства на основе индустриализации разрабатывались с 1950, первый из них охватывал период 1951-1955. Эти планы, называвшиеся перспективными, намечали контрольные цифры производства продукции основных отраслей хозяйства и регулировали ресурсное обеспечение, необходимое для выполнения плановых заданий. Детальные годовые или квартальные планы, известные под названием оперативных, определяли конкретные задачи каждого предприятия.

Однако сама Албания располагала крайне ограниченной и слабой базой для индустриализации. Без интеграции страны в более обширный рынок и крупных иностранных кредитов все прилагаемые усилия на национальном уровне были обречены на весьма скромные результаты. Поэтому индустриализация Албании находилась в тесной зависимости от помощи СССР и других социалистических стран, а с начала 1960-х до конца 1970-годов - от помощи КНР. В 1954 национальный доход официально оценивался в 270 млн. долл., или 200 долл. в расчете на душу населения. Впоследствии в стране не публиковались статистические данные, но, по одной из западных оценок, в 1982 ВВП Албании составлял ок.2,6 млрд. долл., или 880 долл. в расчете на душу населения. По размерам душевого дохода Албания занимала последнее место среди европейских стран.

По оценкам, в 1994 48,4% экономически активного населения приходилась на сельское хозяйство. В 1996 за рубежом находились ок.700 тыс. албанцев, включая 28% граждан страны трудоспособного возраста; их денежные переводы составляли около трети ВВП Албании.

Топливно-энергетическая база. Индустриализация по образцу, пройденному СССР, требовала быстрого освоения естественных ресурсов Албании - нефти, природного газа, угля и гидроэнергии.

Добычу нефти в Албании впервые стали проводить итальянские компании до Второй мировой войны. Объем производства вырос с 13 тыс. т в 1935 до 134 тыс. в 1938, из них 105 тыс. т экспортировались в Италию. По окончании войны развитие этой отрасли шло бурными темпами. Добыча нефти в 1987 достигла примерно 3 млн. т, тогда как ее запасы оценивались в 20 млн. т. Основные нефтяные месторождения находятся в районах Кучова и Патоси. Албанская нефть, отличающаяся повышенной плотностью, требует специальной переработки. До войны почти вся нефть направлялась по трубопроводу во Влёру, а оттуда - на судах на нефтеперегонный завод в итальянском городе Бари. Во время войны немцы построили в Албании два небольших нефтеперегонных завода. К сооруженному после войны в Церрике близ Эльбасана крупному нефтеперерабатывающему заводу годовой мощностью 150 тыс. т были проложены трубопроводы из месторождений в Кучова и Патоси. В 1987 в Албании было произведено 2,6 млн. т нефтепродуктов. В начале 1970-х годов был сдан в эксплуатацию крупный нефтеперерабатывающий комбинат в Фиери мощностью 450 тыс. т в год. В начале 1990-х годов производство нефтепродуктов в Албании поддерживалось на уровне 600 тыс. т в год, но затем сократилось до 360 тыс. т (1997).

Многие месторождения, в т. ч. в Патоси и Маринзе, неперспективны. Производство сырой нефти в 2001 достигло 2,17 млн. баррелей, тогда как ее запасы оценивались в 185,5 млн. баррелей.

Добыча природного газа, начавшаяся в 1938, существенно снизилась в годы войны. Однако в 1950-е годы она значительно увеличилась и достигла 40 млн. куб. м в 1959. В начале 1960-х годов были открыты новые газовые месторождения. В 1985 было добыто 420 млн. куб. м, но в 1990-е годы произошло резкое падение этой отрасли: добыча газа сократилась до 102 млн. куб. м в 1992 и 18 млн. куб. м - в 1997. В 2001 объем добычи природного газа возрос до 30 млн. куб. м. Разведанные запасы оцениваются в 3,316 млрд. куб. м (2002).

Угледобывающая промышленность развита слабо из-за ограниченности запасов каменного угля. В стране преобладают месторождения бурого угля с низкой теплотворной способностью. Основные центры угледобывающей промышленности: Крраба, Валияси (близ Тираны), Мемалиай (севернее Тепелены), Мборья и Дренова (близ Корчи). Разработка угольных месторождений началась в 1938, когда добыча составляла всего 3,7 тыс. т. Во время Второй мировой войны она возросла до 132 тыс. т в год, а в 1987 достигла 2,3 млн. т, затем в 1990-х годах эта отрасль хозяйства стала приходить в упадок. В 1992 было добыто 366 тыс. т угля, а в 1997 - всего 40 тыс. т.

Особое внимание в годы коммунистического режима уделялось развитию гидроэнергетики. Среди важнейших проектов того времени - сооружение гидроэлектростанций на р. Мати, близ Тираны, и особенно серия ГЭС на р. Дрин в Северной Албании. Выработка электроэнергии выросла с 3 млн. кВтч в 1938 до 9,2 млн. в 1948 и 150 млн. в 1958. В 1970 производилось ок.900 млн. кВт/ч электроэнергии, и правительство объявило о завершении электрификации сельских районов. В 1988 производство электроэнергии достигло почти 4 млрд. кВт/ч, из них на долю ГЭС приходилось 80%. В 1990-х годах производство электроэнергии сократилось, стали обычными перебои в энергоснабжении, но к 1995 оно было восстановлено. Разработаны проекты сооружения линий электропередачи от Эльбасана до Подгорицы (Черногория), от Бурреля до Врутока (Македония), от Влёры до Игуменицы (Греция). Производство электроэнергии в 2001 достигло 5,3 млрд. кВт·ч, из них 97.07% было произведено ГЭС.

Промышленность. Албания богата полезными ископаемыми, особенно хромовыми и медными рудами. В конце 1980-х годов на долю горнорудной продукции приходилось ок.5% стоимости промышленной продукции и 35% стоимости экспорта.

Месторождения высококачественного хромита встречаются в разных частях страны. Хромитовые рудники находятся в Поградеце, Клёси, Летайе и близ Кукеса. Объем добычи вырос с 7 тыс. т в 1938 до 502,3 тыс. в 1974 и 1,5 млн. т в 1986. Месторождения медных руд расположены в основном в северной Албании, в округах Пука и Кукес. В руде, добытой в 1986, содержалось 15 тыс. т меди. Ведется разведка и добыча руд, содержащих золото, серебро, бокситы, никель, марганец и др. В 1958 были сданы в эксплуатацию месторождения железо-никелевых руд. В руде, добытой в 1987, содержалось 9 тыс. т никеля. Налаживалась добыча железной руды на месторождениях в долине р. Шкумбини между Эльбасаном и Перпарими. Из-за падения цен на мировом рынке в 1990-х годах добыча всех этих руд резко упала. В 1997 в государственном секторе было добыто всего 157 тыс. т хромитов и 25 тыс. т меди.

До 1925 в Албании не было почти никакой промышленности. Она стала медленно развиваться только в начале 1930-х годов, этот процесс ускорился в 1939-1943 во время итальянской оккупации. В конце Второй мировой войны в стране действовало несколько лесопильных заводов и фабрик по производству оливкового масла и табачных изделий, крупный пивоваренный завод, несколько предприятий по производству мыла, мебели, картона и др. После внедрения планового хозяйства (с 1951) ускорилось развитие тяжелой промышленности. В годы коммунистического режима были построены металлургический комбинат в Эльбасане, цементный завод, фабрики по производству таннина и рыбных консервов во Влёре, текстильные комбинаты в Тиране и Берате, фабрика по производству резиновых сапог в Дурресе, хлопкоочистительные предприятия в Рогожине и Фиери, фабрики по производству овощных и фруктовых консервов в Эльбасане, Шкодере и Берате, сахарный завод в Корче и еще несколько небольших предприятий в разных частях страны.

В конце 1980-х годов на долю промышленной продукции приходилось около половины валовой стоимости товаров и услуг в Албании. Важнейшие отрасли промышленности были связаны с добычей и обогащением хромовых и медных руд, перегонкой нефти, производством электроэнергии, машин и др. В конце 1980-х годов доля продукции пищевой и текстильной промышленности составляла лишь около трети всей промышленной продукции страны. В 1990-х годах обрабатывающая промышленность переживала глубокий кризис. К 1992 ее продукция сократилась более чем на 50%, а в 1996 составляла всего 12% ВВП.

Ремесленное производство играют важную роль в экономике Албании. Они поставляют строительные материалы (кирпич и черепицу), сельскохозяйственные орудия (плуги, бороны), электрические приборы и широкий спектр потребительских товаров (включая мебель, ковры, ткани, изделия из серебра и проч.). Бульшая часть кустарей объединена в кооперативы. В 1990 правительство разрешило многим кустарям работать индивидуально, а впоследствии была проведена полная приватизация кустарного производства.

Сельское хозяйство. Уровень сельскохозяйственного производства в Албании традиционно невысок, т.к природные факторы весьма неблагоприятны для его развития. Ресурсы пахотопригодных земель невелики. В 1943 обрабатывалось всего 356 тыс. га. В 1964 обрабатываемые земли занимали 521 тыс. га, что составляло лишь 17% всей площади страны. Бульшая часть пахотных земель сосредоточена в прибрежных и центральных районах Албании. В 1987 под пашнями было 714 тыс. га, а под пастбищами - 397 тыс. га.

Коллективизация сельского хозяйства сопровождалась земельной реформой, направленной на ликвидацию крупного частного землевладения и предоставление земли "тем, кто ее обрабатывает". Эта реформа, обнародованная правительством в 1945 и одобренная Народным собранием 1 июня 1946, вскоре была претворена в жизнь. Ее принципиальные положения сводились к следующему:

1) сады, виноградники и плантации маслин подлежали конфискации;

2) религиозным организациям оставляли по 10 га земли;

3) крестьянская семья из шести человек получала надел площадью 5 га и дополнительно по 2 га на каждого человека, если семья была более многочисленной. Вслед за проведением реформы по всей стране стали насаждать коллективные и государственные хозяйства. Процесс коллективизации ускорился с середины 1950-х годов, когда был принят курс на полное кооперирование сельского хозяйства и вовлечение крестьян в коллективные и государственные объединения. В 1967 этим хозяйствам принадлежало 97% пахотных земель. Только в 1990-е годы развернулась кампания по приватизации в сельском хозяйстве, и к 1995 большинство ферм перешли в частную собственность.

Основные сельскохозяйственные культуры в Албании - кукуруза и пшеница. Посевные площади под зерновыми культурами увеличились со 140 тыс. га в довоенные годы до 350 тыс. га в 1988. Среднегодовой сбор кукурузы вырос со 134 тыс. т в середине 1930-х годов до 108 тыс. в 1950 и 315 тыс. т в конце 1980-х годов, а среднегодовой сбор пшеницы - со 40 тыс. т в середине 1930-х годов до 200 тыс. в 1973 и 589 тыс. в 1988; в 1994 урожай кукурузы составил 180 тыс. т, а пшеницы - 470 тыс. т. Главные зерновые культуры (на 2003): пшеница (280 тыс. т), кукуруза (200 тыс. т), сахарная свекла (40 тыс. т) и картофель (170 тыс. т).

Значительных успехов страна достигла в выращивании волокнистых культур, особенно хлопка, и табака. Важную роль играет возделывание маслин. Среди прочих культур, выращиваемых в Албании, - рожь, ячмень, овес, рис; из фруктов - абрикосы, груши, айва, гранат, персики, яблоки, инжир, арбузы, дыни, а на юге - виноград и цитрусовые. В 1990-х произошло увеличение объема валовой продукции сельского хозяйства, и теперь она составляла более 50% ВВП.

Лесное хозяйство. Важный природный ресурс Албании - леса, которые дают древесину, в т. ч. на топливо.

Животноводство. Несмотря на некоторый рост поголовья домашнего скота, продуктивность животноводства в Албании находится на низком уровне. Развитию этой отрасли препятствуют несовершенные методы ее ведения, дефицит кормов, недостаточные площади помещений для содержания скота и некоторые другие факторы. В 1996 в Албании насчитывалось 806 тыс. голов крупного рогатого скота, 98 тыс. свиней, 1410 тыс. овец, 895 тыс. коз и 4108 тыс. голов домашней птицы. Многие из этих показателей сократились в 1997-1998, когда крестьяне забили скота больше, чем обычно. Размеры поголовья домашнего скота в 2003 составляли 700 тыс. крупного рогатого скота, 1,8 млн. овец и 110 тыс. свиней.

Рыболовство. Вопреки тому, что Албания расположена вдоль побережья Адриатического моря, рыболовство остается слабо развитой отраслью. Ежегодный улов рыбы в Средиземном море и внутренних водах в 2001 - 3,596 тонн.

Транспорт и связь. Железнодорожный транспорт играет важную роль в пассажирских и грузовых перевозках. Все железные дороги построены после Второй мировой войны (первая ветка открыта в 1947). Протяженность железных дорог составляла в 1990 всего 720 км. Основная магистраль проходит с севера на юг от Шкодера через Дуррес до Влёры, имеются ответвления к Тиране и Поградцу (на берегу Охридского озера). Последняя линия связала районы добычи железоникелевой и хромитовой руд с металлургическим комбинатом в Эльбасане и портом Дуррес. Железные дороги Албании соединены с городом Титоград (Югославия) и входят в европейскую систему железных дорог. Запланировано строительство железнодорожных линий в Косово и Грецию.

Для внутренних перевозок существенное значение имеет автомобильный транспорт, хотя парк частных автомашин невелик, а дороги находятся в плохом состоянии. Первая скоростная магистраль Тирана-Дуррес закончена в 2000. Продолжается строительство транспортного коридора Восток - Запад. Общая длина дорог - 18 тыс. км, из них с твердым покрытием 5,4 тыс. км (2001). Широко распространены велосипеды. В отдаленной горной местности в качестве транспортных средств используются мулы и ослы.

Возможности морского судоходства ограничены. Морской торговый флот имеет 13 судов грузоподъемностью 34,4 тыс. т дедвейт. В 20 в. главным внешнеторговым портом стал Дуррес, имеющий выгодное положение в центральной части побережья страны и связанный сетью дорог с внутренними районами. Среди других портов выделяются Влёра и Саранда. Имеется паромное сообщение Дурреса и Влёры с итальянскими портами Бриндизи, Бари, Анкона и Триест, а также Саранды с греческим островом Керкира (Корфу). Протяженность внутренних водных путей - 43 км, включая албанский участок озер Шкодер, Охрид и Преспа. Единственная судоходная река - Буна, на северо-западе. Существует также регулярное паромное сообщение на озере Охрид, связывающее албанский г. Поградец с македонским г. Охрид.

Крупнейший аэропорт страны - Международный аэропорт им. Матери Терезы в Ринасе, в 25 км от Тираны - имеет регулярную связь с крупными городами Европы. Число авиапассажиров увеличилось с 30 тыс. в 1990 до 200 тыс. в 1994. Благодаря росту туризма обсуждается возможность строительства еще двух международных аэропортов в Северной и Южной Албании. Национальная авиакомпания - "Албанские авиалинии".

Торговля. При коммунистическом режиме оптовая торговля была полностью национализирована. Розничная торговля являлась преимущественно государственной и кооперативной. Внешняя торговля также была монополизирована государством.

Известно, что в 1960-е годы расходы на импорт регулярно превышали экспортные поступления. Чтобы компенсировать этот дефицит, страна брала иностранные кредиты: до 1948 в Югославии, в 1949-1961 в СССР и других социалистических странах, в 1961-1978 в КНР. В конце 1970-х - начале 1980-х годов правительство решило уравнять внешнеторговый баланс путем заключения бартерных соглашений с партнерами Албании. Страна в то время обеспечивала себя зерном и топливом, что позволяло держать под контролем импорт. Однако развивавшаяся промышленность нуждалась в расширении экспорта готовых изделий и полуфабрикатов. В 1982 стоимость внешнеторгового оборота Албании оценивалась примерно в 1 млрд. долл.

Главный предмет экспорта - хромовая руда. Албания является одним из ведущих поставщиков этой руды на мировой рынок. Другие статьи экспорта - железоникелевая руда, медь, нефтепродукты, фрукты и овощи, табак и сигареты. Важные предметы импорта - машины, промышленное оборудование, продукция химической промышленности и некоторые потребительские товары. В 1948-1978 внешняя торговля в основном зависела от политического курса страны. До 1961 основным партнером являлся СССР, на долю которого приходилось около половины внешнеторгового товарооборота Албании, в 1961-1978 это место занимал Китай. После разрыва связей с КНР в 1978 Албания стала расширять круг торговых партнеров. В конце 1960-х Албания возобновила торговые отношения с некоторыми странами Западной Европы - Италией, Францией, ФРГ, Грецией. На протяжении большей части 1980-х самым крупным ее партнером была Югославия. Однако в конце 1980-х Югославия отошла на шестое место среди торговых партнеров Албании, одновременно расширялись связи со странами Восточной Европы. Резко сократилась торговля с Грецией, но постепенно налаживались связи с другими странами ЕС. В 1988 доля ни одного из торговых партнеров не составляла более 10% суммарного внешнеторгового товарооборота Албании. В 1990-е ситуация изменилась. В 1996 почти 90% экспорта и 80% импорта были связаны с промышленно развитыми странами Западной Европы, в основном с Италией и Грецией. На долю Италии приходилось 58% албанского экспорта и 42% импорта, на долю Греции - соответственно 13% и 21%. В том же 1996 внешнеторговый баланс Албании был сведен с дефицитом 245 млн. долл., а ее внешний долг составил 732 млн. долл.

Во начале 2000-х товарооборот страны возрос. Для внешней торговли характерен большой торговый дефицит (в 2003- 1446 млрд. долл), что некоторые эксперты считают признаком экономического восстановления страны после спада начала 1990-х годов.

Объем экспорта в 2003 составил 425 млн. долл. США, что на 243 млн. больше, чем в 1997. Основными статьями экспорта по-прежнему остается продукция топливной и горнодобывающей отраслей, в т. ч. нефтепродукты, железоникелевая и хромовая руда, медь, а также продукты сельского хозяйства: овощи и фрукты, шесть, табак и вино. Около 70% всей экспортной продукции изготовлено в частном секторе. Главные торговые партнеры Албании (2003) - Италия (73,2%), Германия (5%), Греция (4,3%), Турция, Македония, Болгария, Румыния и Венгрия.

Албанский импорт в 2003 оценивается в 1,76 млрд. долл., что на 1,163 млрд. долл. больше, чем в 1997. В импорте доминируют автомобили и электроника, промышленное и высокоточное оборудование, металлоизделия и стройматериалы, продукция химической промышленности, горюче-смазочные материалы, потребительские товары и продукты питания. Большая часть импорта поступала (2003) из Италии (37,9%), Греции (21,3%), Турции (5,9%), Германии (5.4%), Македонии, Румынии, Венгрии и Болгарии.

Туризм. Вследствие политики изоляционизма проводившейся коммунистами, в Албании отсутствовала какая-либо индустрия туризма. Сегодня развитию туризма препятствует отсутствие соответствующей инфраструктуры, политическая нестабильность и невозможность обеспечить безопасность в отдаленных районах страны. По оценкам, в 2001 Албанию посетили 34 тыс. туристов. Большинство туристов - албанские эмигранты, а также греки, итальянцы и немцы. Основные туристские маршруты - Тирана, Берат, Бутринт (внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО), Дуррес, Гирокастер, Саранда, Влёра.

Денежная система и банки. Денежная единица Албании - лек = 100 киндаркам. Леки выпускаются Албанским государственным банком, который был организован в 1945. Все банковское дело и кредитные учреждения находятся в государственной собственности, хотя обсуждаются планы передать основные коммерческие банки - Национальный Коммерческий Банк, Сельский Коммерческий Банк и Сберегательный банк - в частный сектор. Банковская система изменилась в 1996 в связи с учреждением ряда частных банков, включая иностранные, в первую очередь итальянские.

Государственный бюджет Албании в 1989 составлял 9,55 млн. леков по статьям доходов и 9,50 млн. леков - по статьям расходов, а в 1996 - 51,34 млн. и 72,49 млн. леков соответственно. При коммунистическом правлении не взимался подоходный налог с частных лиц, при новом режиме он был введен наряду с налогами на добавленную стоимость, недвижимость, прибыль корпораций и предпринимательскую деятельность.

В 1992-1996 ЕС предоставил Албании гуманитарную помощь на сумму ок.560 млн. долл.

Общество

На протяжении четырех веков Османского правления в албанском обществе сохранялись племенные и феодальные традиции: крепкие родственные узы, племенные связи, власть местных вождей и землевладельцев. Однако с 1920-х годов и особенно после 1944 в общественной жизни произошли резкие изменения. И король Зогу, и коммунисты предпринимали попытки модернизации, индустриализации и урбанизации Албании, попутно искореняя отжившие социальные ценности и образ жизни. Коммунисты, применяя более жесткие методы и опираясь на более претенциозные доктрины, добились бульших успехов, чем король Зогу, но трудно сказать, насколько их представления об эффективности, дисциплине, производительности труда и национальном единстве укоренились в новой управленческо-интеллектуальной элите, выдвинувшейся из переселившихся в города крестьян.

Трудовые ресурсы. Контингент промышленных рабочих, некогда представленный немногочисленными низкооплачиваемыми горняками и кустарями-ремесленниками, после 1945 значительно расширился. Рабочие объединялись в профсоюзы, которые помогали соблюдать дисциплину и повышать производительность труда. В законодательном порядке был установлен восьмичасовой рабочий день, запрещался труд детей моложе 14 лет. Большинство трудящихся принадлежит к двум профцентрам - Союзу независимых профсоюзов Албании, связанному с Демократической партией Албании, и Конфедерации профсоюзов Албании, созданной в 1991 на базе прежнего Центрального совета албанских профсоюзов, который до 1990 был связан с Албанской партией труда.

В 1988 во всех отраслях хозяйства было занято 1,5 млн. человек, в 1992 - 1,2 млн., в 2002 - 1,59 млн. Приблизительно 57% экономически активного населения занято в сельском хозяйстве, 22% в промышленности и 21% в сфере обслуживания. Число безработных, превышавшее 400 тыс. в 1992, резко возросло к концу 1990-х годов. Официально уровень безработицы на 2003 составляет 15,8%, однако по некоторым оценкам число безработных может достигать 30%.

Социальное обеспечение. Государственная система социального страхования охватывает всех работающих граждан. Государство гарантирует всем работающим и их семьям бесплатное медицинское обслуживание, пособие по безработице, оплачиваемый отпуск, пенсионное обеспечение и другие социальные услуги. Женщины имеют право на 360 дней декретного отпуска по беременности и в этот период получают 80% от своего заработка.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты