Рефераты

География Албании

ужчины выходят на пенсию в возрасте от 55 до 65 лет, женщины - от 50 до 60 лет. Размер пенсии равен 70% от среднего ежемесячного заработка.

Здравоохранение. Официально медицинская помощь бесплатная для всего населения. Однако уровень медицинского обслуживания остается низким. Система здравоохранения страдает от нехватки врачей, лекарственных препаратов и устаревшего оборудования. Развивается платная и народная медицина.

Согласно официальной статистике, в послевоенный период удалось заметно снизить уровень смертности и заболеваемости. В значительной степени благодаря легализации абортов между 1990 и 1993 на половину сократились смертельные случаи в период беременности. Беременные женщины были освобождены от работы в тяжелых и вредных условиях. Младенческая смертность в 2003 составляла 22,3 на 1000 новорожденных. Главные причины заболеваемости и смертности среди детей - респираторные и желудочно-кишечные инфекции. После 1990 возросло количество случаев заболевания вирусным гепатитом А, основным источником распространения которого явилась некачественная питьевая вода. В 1994 отмечен ряд случаев холеры.

На одного врача в 1987 приходилось 577 жителей (для сравнения, в 1950 - 8154 жителей), на одну больничную койку - 168 жителей (в 1950 - 229 жителей). Дальнейшее усовершенствование здравоохранения затрудняется антисанитарными условиями и неблагоприятным положением в экономике.

Отношение к религии. В конституциях 1914 и 1928 провозглашалась свобода вероисповедания. Государство стремилось заручиться поддержкой религиозных общин. Правоверные мусульмане (сунниты) реорганизовали свою общину в 1929, возложив руководство ею на генеральный совет, в который входили представители от каждой префектуры и четырех крупных географических зон. Тогда же мусульмане-бекташи отделились от суннитов и с тех пор сами управляли своим орденом. После длительных и трудных переговоров с Константинопольским патриархатом православная церковь Албании в 1922 объявила о своей административной независимости, с чем патриархат вынужден был согласиться в 1937. Организация и политика католической церкви находились под контролем Ватикана.

С приходом к власти коммунистов в религиозной жизни произошли серьезные изменения. Коммунисты резко выступили против религии, особенно католической. В мае 1945 был провозглашен новый устав мусульман-бекташей, совершенно независимый от суннитского. Правительство поставило противников суннитов во главе обоих течений, ввело своих людей в религиозные общины, укрепило связи с СССР и организовало поддержку международных коммунистических кампаний, например движения сторонников мира. Такая же политика велась по отношению к православной церкви. Католическая религия подверглась более резким нападкам, что получило отражение в тексте конституции, принятой в августе 1951. Смягчение политики в отношении католицизма началось с конца 1950-х годов, когда Албания пыталась наладить контакты со странами Запада, особенно с Италией и Францией. Однако усилившееся в 1966-1967 китайское влияние стимулировало новую волну антикатолических мер, и 4 июня 1967 в стране была закрыта последняя католическая церковь. Тем не менее религиозная жизнь в Албании не прекращалась, и в мае 1990 под нажимом общественности власти объявили о легализации всех вероисповеданий.

Культура

Влияние турецкой, греческой и итальянской культур затрудняло развитие национальной культуры. Подъем национального самосознания с 1878 способствовал становлению публицистики и лирической поэзии на албанском языке. Однако такие проводники культуры, как школы, книжные магазины, журналы и газеты, стали появляться только в 1920-1930-е годы. После Второй мировой войны влияние на албанскую культуру оказывали сначала советская, а затем китайская культура. Коммунистическое правительство стимулировало развитие культуры, уделяя внимание переводам книг писателей из стран коммунистического блока и особенно СССР. Культурные связи с Западом стали оживляться с 1961, после разрыва отношений с СССР.

В 1945 в Тиране открылся первый профессиональный театр. Затем последовало создание театров в Шкодере в 1949 и в Корче в 1950. В начале 1950-х годов при помощи СССР была создана кинопромышленность. Она выпускала патриотические фильмы, пронизанные национальной идеей. В конце 1980-х годов в Албании насчитывалось ок.100 кинотеатров. Ежегодно выпускалось ок.900 названий книг. В настоящее время издается ок.100 газет и журналов.

Архитектура. Древнейшие архитектурные памятники иллирийской культуры на территории Албании относятся ко 2 и 1 тыс. до н.э. С античных времен сохранились многочисленные памятники зодчества (до 4-5 вв. н. э), созданные греками и римлянами (остатки крепостных сооружений, акведуки и мосты, общественные бани и жилые здания). В средние века на территории Албании формируется христианская религиозная архитектура: на севере - католического типа, в южных районах - греко-православного. В период османского господства в городах на юге страны появляется турецкий архитектурный стиль (дворцы, крепости, мечети и медресе, мосты, фонтаны, публичные бани, рынки и др.).

До середины 20 в. в большинстве албанских городов преобладали двухэтажные каменные жилища, крытые черепицей. В сельских районах строились деревянные дома; в прибрежных областях доминировали глинобитные, саманные или тростниковые жилища с глиняной обмазкой. Для Северной Албании в прошлом характерны дома-башни (кулы) крепостного типа из серого и белого камня. В современных городах преобладает массовая типовая застройка многоэтажными домами, в сельских районах - кирпичными двухэтажными домами; традиционная архитектура сохранилась в ряде исторических центров городов, а также в некоторых сельских и горных районах.

Изобразительное искусство. Средневековая живопись развивалась под сильным византийским влиянием. В период раннего Ренессанса в творчестве живописцев усиливается итальянское влияние. Наиболее известный живописец этого периода - Онуфрий Киприоти. В живописи 18 в. господствовали реалистические элементы стиля барокко (Давид из Селяницы, Констандини Шпатараку). В сер.18 в. ведущую роль в изобразительном искусстве приобретает иконопись. Созданный в этот период художественный стиль доминировал вплоть до начала 20 в. В период национального возрождения (сер. 19 в) впервые появляется станковая живопись. Ведущее место среди живописцев 1-й пол.20 в. занимают представители школы западного импрессионизма (В. Мио, А. Зенг и др.). Были представлены и такие направления, как романтизм и реализм. В скульптуре, возникшей в 1920-х., доминировал портретизм и монументализм.

Произведения современных мастеров выставляются в Национальной галерее искусств, Международном культурном центре (бывший мавзолей Энверы Ходжи), Академии декоративных искусств, а также в музеях, частных галереях др. В столице открыты несколько независимых галерей керамики.

Богатые традиции имеет декоративно-прикладное искусство - обработка серебра (литьё, филигрань, украшения одежды), резьба по камню и дереву, чеканные металлические изделия, керамика. Албанские мастера славятся изготовлением шерстяных ковров ручной работы. В настоящее время правительство выделяет субсидии на развитие изделий кустарного промысла.

Литература. См. АЛБАНСКАЯ Литература.

Музыка и танец. В Албании сохраняются богатые традиции музыкального фольклора с местными стилистическими и жанровыми особенностями. Для албанской народной музыки на севере характерен гомофонический (одноголосый) строй; большое место в песенном фольклоре здесь занимают эпические сказания, воспевающие национальную честь и героев освободительной борьбы. Музыка Южной Албании более мягкая и полифоничная по природе, часто исполняющаяся на несколько голосов и в сопровождении инструментов. Наиболее распространены музыкальные инструменты: струнные (чифтели, шарки, саз и ляхута), духовые (зумаре, фюэл - род свирели; гайда - род волынки), ударные (бубен, барабан). Типичны тоскские ансамбли из четырех или пяти инструментов (скрипка, кларнет, аккордеон, ляхута и дэф - вид тамбурина), исполняющие народную музыку и аккомпанирующие танцам.

Сохраняется богатый танцевальный фольклор, распространены хороводные танцы, особенно в деревнях. Раз в четыре года проводится Национальный фестиваль фольклора. В столице и в деревнях ежегодно устраиваются разнообразные фестивали песни и танца. Наиболее известные исполнители народной музыки конца 20-ого века - Тефта Ташко (Tefta Tashko), Мария Палуца (Maria Paluca) и Гьёргья Филце (Gjorgjija Filce). За сохранением традиционного культурного наследия следит Институт народной культуры в Тиране.

Профессиональная музыкальная культура появилась после Второй мировой войны. Одно из первых произведений албанской профессиональной музыки - оперетта Заря К. Коно. В 1963 состоялась премьера первого национального балета Халиль и Хайрия Дайи. С концертами выступают симфонические оркестры Тираны (Симфонический оркестр радио и телевидения и Симфонический оркестр Театра оперы и балета). Албанская опера и балет выступают с гастролями как, так и за рубежом.

В конце 20 в. в Албании появились современные направления музыки (поп, рок, рэп и др.). Столица Албании, Тирана, считается родиной алб-попа, музыкального течения, в котором ощущается цыганское влияние. Наиболее известные исполнители алб-попа: Мерита Халили, Парашкеви Симаку и Мислим Лели.

Музеи. Основные музейные центры - в Тиране, Гирокастре, Берате, Дурресе и Эльбасане. В столице расположены: Музей национальной истории, Музей национальной культуры, Музей естественной истории и Археологический музей (осн. в 1948).

В Гирокастре имеется Этнографический музей, а в цитадели 14 в. Национальный музей вооружений. Берат второй наиболее важный город-музей Албании после Гирокастры. Здесь расположены Музей Онуфрия, Этнографический музей, Исторический музей и Археологический музей (1988). Экспозиция Музея народного искусства открыта в Мечети Бачелорс (1827). Многие музеи находятся в Корче: Музей албанского средневекового искусства, демонстрирующий иконопись средневековых мастеров; Исторический музей и Музей национального образования. В Шкодере расположен Музей народной культуры и Общественный музей, который обладает огромной коллекцией исторических фотографий, а также имеет археологическое собрание.

Большую ценность представляют Музей независимости во Влёре и Музей истории в Дурресе, а также Археологические музеи Бутринте (1950), Дурресе (1951) и Аполонии (1958) с коллекциями экспонатов от доисторических времен до средневекового периода. В Эльбасане сохранились остатки римских укреплений, крепость 15 в., в которой сейчас находится музей.

Театр и кинематограф. Сценическое искусство существовало еще в эпоху античности, о чем свидетельствуют археологические раскопки театров и амфитеатров (ок.4-3 вв. до н. э). Национальная драматургия возникла во 2-й пол. 19 в. Видные драматурги этого периода - А. Сантори, С. Фрашери, Ф. Ноли. Большинство произведений ставились любительскими театрами. После Первой мировой войны театры и труппы возникли во всех крупных городах Албании (Тиране, Шкодере, Корче, Влёре, Дурресе, Гирокастре, Эльбасане). Существовали театральные общества, среди них "Братство", "Богдани", "Клятва албанцев" (в Шкодере), "Молодёжь Корчи" и "Друг искусства" (в Корче). В период Второй мировой войны возник любительский партизанский театр. В мае 1945 в Тиране открылся первый профессиональный театр - Государственный театр (Народный театр). Последовало создание театров в других городах: в Шкодере (Театр им. Мичени, 1949), в Корче (Театр им. Чаюпи, 1950) и в Дурресе (Театр им. Моисеи, 1953). Позднее, в 1956, в Тиране был основан Государственный театр оперы и балета. В 1959 была поставлена первая албанская национальная опера Мрика П. Яковы.

Крупнейшим театральным центром сегодня является Тирана. Здесь расположены Национальный театр, Театр оперы и балета, Варьете-шоу и Кукольный театр, построенный в 1920-е. В репертуаре театров представлен широкий диапазон постановок классической драматургии, так и современных авторов.

Кинематограф в Албании появился в 1911-1912. В начале 1950-х при помощи СССР была создана кинопромышленность. Первые албанские фильмы были преимущественно документальными. В 1945 в Тиране был основан "Албанский институт кино", на базе которого в 1952 построена Киностудия "Новая Албания" (с 1990-х - "Албафильм"). Выпускались преимущественно патриотические фильмы, пронизанные. Одним из первых опытов албанской художественной кинематографии стал фильм Великий воин Албании Скандербег (1954, режиссер С.И. Юткевич), снятый совместно с советскими кинематографистами и получивший премию Каннского кинофестиваля. Основная тематика фильмов 1960-х - борьба албанского народа против итальянских и немецких захватчиков в годы Второй мировой войны. Производство художественных фильмов в начале 1980-х возросло до 14 в год. Активно развивалась документалистика и мультипликация. Всего к началу 1990-х кинематографистами Албании снято около 200 художественных фильмов различного жанра - от исторических эпопей до детского и семейного кино. В конце 1980-х в Албании насчитывалось более 450 кинотеатров.

После падения тоталитарного режима политические ограничения с кинематографа были сняты, но отсутствие финансовых средств и технических возможностей тормозит развитие албанского кино. Новые фильмы снимаются небольшими студиями, в т. ч. частными, возникшими на месте центральной киностудии. В конце 1990-х открыто ряд новых кинотеатров, особенно в больших городах (напр., "Миллениум" в Тиране). В кинопрокате в основном демонстрируется западное и американское кино. Определенной популярностью по-прежнему пользуется старое албанское кино.

Образование. Правители Османской империи вплоть до конца 19 в. не разрешали использовать албанский язык в школах и даже запрещали говорить на родном языке. В Албании работали только турецкие, греческие и итальянские школы. Уступая требованиям албанских националистов и опасаясь вооруженного восстания, турецкое правительство позволило открыть в 1887 первую албанскую школу в Корче.

Много школ открылось в период между двумя мировыми войнами, и начальное образование стало обязательным для детей в возрасте от 6 до 11 лет. Образование было лучше организовано в городах (особенно на юге страны), где сильнее выражены просветительские традиции, было больше кадров преподавателей и достаточно приспособленных для школ зданий. Среднее образование дети получали в гимназиях, а также в педагогических колледжах и коммерческих училищах. Имелось несколько частных школ: две при католических миссиях в Шкодере, американская техническая школа в Тиране и американская сельскохозяйственная школа близ Дурреса. До 1957 в Албании не было университетов. Дети, имевшие состоятельных родителей или получившие государственные стипендии, часто обучались в итальянских или французских университетах. Еще в 1939 80% населения Албании оставалось неграмотным.

Коммунистическое правительство реорганизовало и сильно расширило систему образования, а в 1955 провозгласило курс на ликвидацию неграмотности среди взрослого населения моложе 40 лет. Образование стало обязательным и бесплатным для детей в возрасте от 7 до 15 лет. Создавались технические школы, дававшие среднее образование. В 1960 началась трехлетняя реорганизация образования с целью совмещения учебы с работой в промышленности и сельском хозяйстве, одновременно повышалась роль технического образования. В результате принятых мер уровень грамотности повысился с 20% в 1939 до 86,5% в 2003.

Современная система образования включает: дошкольные учреждения для детей до 6 лет, начальные школы (4 года обучения), неполные средние школы (4 года обучения) и полные средние школы (4 года обучения). Профессионально-техническое образование продолжается от 2 до 5 лет. Большинство школ - государственные и финансируются из бюджета; открылось несколько частных школ. В 2000/01 учебном г. в начальных школах обучалось 274,2 тыс. учащихся, в средних и технических школах (по данным, на начало 1990-х) - около 206 тыс. учащихся.

В стране действует восемь университетов, а также институты: два сельскохозяйственных, искусств, физкультуры и педагогические. Тиранский университет (ТУ), открытый в октябре 1957, насчитывает более 14 тыс. студентов и 600 преподавателей (2003). Первоначально ТУ включал десять факультетов, но в 1991 технические факультеты были выделены в Политихнический университет. Другие университеты: Сельскохозяйственный университет Тираны (1971); Шкодерский университет им. Луидьи Гуракучи (1957); Университет им. Фана С. Ноли в Корче (1971); Университет им. Александера Джувани в Эльбасане; Университет им. Экрема Цабея в Гирокастре (1971); Влёрский технологический университет им. Исмаила Кемали (1994). В вузах обучается 40,859 студентов (2000-2001).

Научные учреждения. В 1947 было открыто первое научное учреждение - Институт наук с отделениями языка и литературы; истории, социологии и экономики; естественных наук, а в 1973 создана Академия наук Республики Албании.

Библиотеки. В Албании более 3600 библиотек, крупнейшая - Национальная библиотека в Тиране (осн. в 1922). Фонды библиотеки содержат ок.1 млн. томов, различные публикации и рукописи (с 15 в). Периодически библиотека проводит публичные выставки своих исторических коллекций.

Ежегодно выпускалось ок.900 названий книг.

Средства массовой информации. В период коммунистического правления все информационные потоки строго контролировались государством. После изменения политического режима в стране и отмены большинства ограничений появились независимые средства массовой информации. В настоящее время издается ок.100 газет и журналов, в т. ч. ежедневно - 34 газеты. Наиболее крупные публикации: "Зери и популлит", орган СПА; "Рилиндья демократике" ("Демократическое единство"), издаваемая Демократической партией Албании; "Република", орган Республиканской партии; "Газета штиптаре"; "Шекулли". Другие периодические издания: еженедельная газета "Дрита" ("Свет"), "Коха йон" ("Наше время") и ежемесячный журнал "Нентори" ("Ноябрь").

В Тиране функционирует Албанское телеграфное агентство (АТА), основанное в 1944. Телевидение и радио остаются под государственным контролем, но цензура уже менее жесткая, чем во времена ходжаистского режима. Государственная организация "Албанское радиовещание и телевидение" располагается в Тиране. В последнее время появилось множество независимых коммерческих станций. К 2001 в стране работали около 75 частных телевизионных каналов и 30 радиостанций. Основная частная сеть - "ТВ Клан". Зрителям доступны итальянское и греческое телевидение. На средних волнах и FM слушателям доступны передачи Би-би-си, "Немецкой волны", Радио "Франс интернасиональ", Радио "Свободная Европа" и "Голоса Америки" на албанском языке. Вещание на зарубежную аудиторию осуществляет "Радио Тирана". Политическим партиям, религиозным группам и государственным организациям запрещено владеть частными теле - и радиостанциями. Сеть Интернет развита слабо. Только несколько тысяч человек, главным образом из недавно появившегося бизнес-класса, имеет доступ к компьютерам. Пользователей сети Интернет - около 12 тыс. человек (2001). Зарегистрированных компаний поставщиков услуг Интернет - 10 (2001).

Спорт. Наиболее популярным видом спорта является футбол. Албания занимает 86 место в квалификации ФИФА (2003). Среди других видов спорта распространены: баскетбол, волейбол, бокс, художественная гимнастика, легкая и тяжелая атлетика, борьба и др.

Праздники. Главные национальные праздники - День независимости (28 ноября) и День освобождения (29 ноября). В числе других государственных праздников: Новый год (1 января), Пасха (март/апрель) и Рождество (25 декабря). Отмечаются также два важнейших мусульманских праздника - Рамадан и Байрам.

История

Античный период и Средние века. Античный период. История Албании связана с историей Иллирии, контролировавшей внутренние районы на западе Балканского п-ова от Истрии до северной Греции вплоть до 6 в. н.э. Греческое влияние сильно проявлялось в прибрежных торговых городах и в южной Албании. Иллирийцы были организованы в самоуправляемые общины, во главе которых стояли советы старейшин. В период 8-7 вв. до н.э. на Адриатическом и Ионическом побережье возникли несколько греческих колоний - Эпидамн или Диррахий (совр. Дуррес), Аполлония, Бутрот (совр. Бутринт) и др. К 3 в. до н.э. колонии начали приходить в упадок и постепенно исчезать. В 4-3 вв. до н.э. возникли первые государственные образования иллирийских племен - энкелеев, таулантов и ардианов. Наиболее могущественное из древних иллирийских государств - царство ардианов (осн. в 3 в. до н. э) - простиралось от побережья Далмации до территории Эпира. Значительного расцвета Иллирия достигла в период царствования Агрона (250-231 до н. э). Воинственные иллирийцы, многие из которых промышляли пиратством, в 229 до н.э. вступили в конфликт с Римом, но в 167 до н.э. были разбиты. Окончательно иллирийские племена были покорены при императоре Тиберии в 9 в. н.э. и образовали область Иллирик, управляемую имперским легатом.

Иллирия, в состав которой входила Албания, под властью римлян добилась экономических и культурных успехов. В этот период строились крепости и торговые колонии, акведуки и дороги. Через иллирийские земли проходила Via Egnatia, важнейшая военная и торговая артерия, связывавшая Рим с Византием. Ее порты, в первую очередь Диррахий, обеспечивали связь с Востоком; процветала торговля вином, сыром, маслом и рыбой; разрабатывались месторождения меди и серебра, а честолюбивые люди могли сделать карьеру, поступив на службу в римские легионы. Римские императоры Клавдий II Готский (268-270), Аврелиан (270-275), Проб (276-282), Диоклетиан (284-305) и Константин I Великий (306-337) происходили из бедных иллирийцев. Однако романизация мало затронула иллирийцев, особенно проживавших во внутренних районах, и у них сохранилась племенная квазиавтономия.

В 1 в. н.э. в Иллирию проникло христианство (по легенде здесь проповедовал апостол Павел). Однако широкая христианизация иллирийцев началась в 4 и 5 веках. Когда в 395 Римская империя разделилась на Восточную и Западную, Албания оказалась в составе Восточной (Византийской) империи. Некоторые иллирийцы стали византийскими императорами, среди них Юстиниан I (527-565). Вероятно, в это же время албанский язык стал выделяться из иллирийского.

Средние века. Падение Римской империи в 5 в., разрушительные набеги аваров, гуннов и готов в конце 4-5 вв., а также появление славян в 6-7 вв. положили конец существованию Иллирии. Многие иллирийцы, которые к тому времени обратились в христианство, были ассимилированы южными славянами, другие, оставив насиженные места в прибрежных районах, ушли в горы и тем самым сохранили свою этническую самобытность. Именно от них произошли современные албанцы.

К началу 9 в. побережье Албании с г. Диррахий и часть горных районов (Дардания, или Косово, Эпир и Превалитания) все еще оставались под властью Византии, объединившей эти территории в фему Диррахий. Однако Албанию, расположенную на окраине Византийской империи, было нелегко защищать, и в 9-10 вв. ее центральные и южные районы захватило Болгарское царство. В 998-1019 сама Болгария вновь попала под власть Византии, возрожденной при императоре Василии II. После падения Первого болгарского царства (1018) здесь вновь образовалась фема Диррахий. Византийская империя снова возродилась в 1081, однако Северная Албания в 1050 оказалась под контролем сербов. В то же время южные прибрежные районы испытывали влияние норманнов, обосновавшихся на юге Апеннинского п-ова и в Сицилии, а затем - крестоносцев. В 1081-1082 норманны захватили Диррахий. Византийцы отвоевали этот город в 1083 при помощи Венеции, которая взамен получила привилегии на торговлю в албанских городах. Норманны возвращались в 1107 и 1185, но каждый раз их удавалось вытеснять с албанских земель.

Воспользовавшись слабостью Византийской империи албанцы, возглавляемые князем Прогоном, в 1190 основали первое независимое государство, Арберийский принципат со столицей в Круе. Основу Арберии составила область Арванон, находящаяся в верховьях р. Шкумбини, к югу от Косово, недалеко от Охридского озера. Южные славяне тоже пользовались слабостью византийского влияния в Албании. В 1180-х сербы захватили Шкодер, а ок.1200 болгары покорили восточную Албанию.

После захвата Константинополя в 1204 во время 4-го крестового похода и временного распада Византийской империи Албания, имевшая важные выходы к морю, стала ареной борьбы на протяжении почти двух столетий, пока не была установлена власть Османской империи. В 1204 Венеция предъявила требования на всю центральную и южную Албанию, но осуществляла контроль только над ключевыми портами, включая Диррахий. Внутренние районы по договору 1210 были переданы греческому вассалу Михаилу Комнину, который в 1213 выступил против венецианцев, захватил Диррахий и перед своей кончиной в 1215 основал Эпирский деспотат. Его преемнику Феодору Ангелу в 1216 удалось умиротворить албанских вождей, покончив с Арберийским принципатом; в 1217 он отразил нападение западных рыцарей и венецианских судов на Диррахий и двинул свои войска на восток, но в 1230 потерпел поражение в борьбе с Болгарской империей, возродившейся при Иване Асене II. Болгарские войска двинулись на запад через Македонию и Албанию и вышли к Адриатическому морю, но продержались там недолго. В 1246 усилившаяся Византийская империя разгромила Болгарию и двинула свои войска на побережье северной Албании, в результате чего был прерван союз местных племен с Эпирским деспотатом.

В 1256 византийцы захватили Диррахий, но в 1257 были вынуждены уступить его королю Обеих Сицилий Манфреду. Однако власть Неаполитанского королевства была неустойчивой, и в 1259 Диррахий обрел независимость. Только в 1268 Манфред восстановил свою власть над Диррахием и завоевал также Влёру и Берат. Западное влияние усилилось при преемнике Манфреда Карле I Анжуйском, который сделал албанцев своими вассалами и 21 февраля 1272 провозгласил создание Королевства Албания со столицей в Диррахие, что послужило первым шагом к нападению на Константинополь. Однако в 1276-1277 Византия оказала ему отпор на территории Албании.

В 14 в. Албания подверглась натиску сербов; в 1346-1355 вся территория Албании, за исключением Диррахия, входила в состав Сербского королевства Стефана Душана (правил с 1331 по 1355). Некоторые албанские подразделения армии Душана мигрировали на юг и основали колонии на территории Греции - в Фессалии, на Пелопоннесе и в Эпире. После смерти Душана в 1355 империя стала распадаться. Среди феодалов и племенных вождей развернулась борьба за власть в Албании. Особенно большим влиянием пользовались род Бальшей на севере и рода Музака и Топия на юге. Южная Албания в 1367 досталась сербскому вождю Томасу Прелюбовичу.

Албания под властью Османской империи. Албания под властью Османской империи. В результате распада населенных албанцами земель на маленькие феодальные владения, бесконечной междоусобной борьбы феодальных правителей и вождей племен Албания стала легкой добычей для Османской империи.

Турки впервые вторглись в Европу в 1345 и стали продвигаться на запад, покоряя на своем пути разрозненные балканские государства. Достигнув Албании в 1381, они выступили на стороне рода Топия, который одержал верх в борьбе с родом Бальшей в 1385. Хотя многие албанские племена, которых турки называли арнаутами, в то время превратились в номинальных вассалов Османской империи, они часто переходили на сторону Венеции, которая пыталась воспрепятствовать проникновению турок к побережью Адриатического моря. В 1392-1393 Диррахий и Лежа были захвачены Венецией, а Шкодер в 1394 выкуплен у рода Бальшей.

Османская империя, одержав крупную победу над сербами в битве на Косовом поле в 1389, направила войска против Албании в 1394 и 1397, а в ходе кампаний 1415 и 1423 завоевала ее центральные и южные районы. Из-за непосредственной близости Венеции и Неаполя, а также считаясь с остатками сербского и греческого могущества, турки вначале вели себя осторожно.

Усиление турецкого господства и особенно подготовка к распределению земель явились причиной восстания феодальных правителей и горных племен в 1433, подавленного в 1434. Однако вскоре вспыхнуло еще более мощное восстание во главе с Георгием Кастриоти (1403-1468), которого в Турции прозвали Искендер-беем, более известным как Скандербег. Сын феодального властителя, Скандербег принял мусульманство и стал видным турецким чиновником. Когда у его семьи отняли родовое поместье в Круе, Скандербег отрекся от мусульманства и поднял восстание. В ноябре 1443 он был объявлен главой княжества Кастриоти. Заключив в 1444 военно-политический союз с Венецией и вождями разных племен ("Лига Лежи") и располагая небольшим кавалерийским отрядом, базировавшимся в Круе, он развернул партизанскую войну в Северной Албании. Нанеся поражение войскам Османской империи в 1449 и 1451, Скандербег был признан (1461) султаном Мехмедом II в качестве правителя Албании. Скандербег умер в Лежи в 1468, но под руководством его сына и при поддержке Неаполя, Венеции и Ватикана сопротивление туркам не прекращалось, пока турецкая армия не захватила Влёру (1466) и Крую (1478). После 15 месяцев осады 25 января 1479 пал Шкодер. Постепенно турки завоевали все остальные районы Албании: в 1501 веницианцы покинули Диррахий (Дуррес), а в 1571 пали последние оплоты венецианцев - Бар и Улцинь. Поражение вызвало большой исход албанцев в Южную Италию, а также на Сицилию, в Грецию, Румынию и Египет. Оставшееся в Албании население, главным образом в центральных и южных районах, было вынуждено в большинстве своем принять ислам.

Во время турецкого владычества северная Албания с ее непроходимыми горами, близостью к иностранным государствам и воинственными племенами гегов сохраняла полунезависимый режим. Геги не допускали в свои деревни турецких чиновников и сборщиков налогов. В каждом племени внутриклановые отношения регулировались на собраниях и передаваемых по наследству советах старейшин при байрактаре (хранителе знамени). Во время войн геги отбывали службу в качестве солдат нерегулярной армии и в 18 - начале 19 в. составляли весьма существенную часть армии османов. Однако они воевали только под руководством своих племенных вождей и в основном ради добычи (главным образом скота), что было важным подспорьем для их бедных хозяйств в горах. Турки имели большее влияние в центре и на юге страны, где взимали умеренные налоги и разрешали христианским властителям пользоваться своими землями в обмен на службу в кавалерии. С переходом в мусульманство для честолюбивых и способных людей открывался путь к власти.

С начала 17 в. повышение налогов османскими властями и рост поборов в пользу местных феодалов вызвали волнения среди албанских крестьян. В 1645 и 1649 турецкие правители подавили заговоры и бунты, организованные католическими лидерами в прибрежных городах во время войны с Венецией. Различные северные племена сотрудничали с австрийскими и венецианскими войсками во время нескольких войн, происходивших между 1683 и 1739. Поэтому турки усилили давление на албанских католиков, заставляя их принять мусульманство.

В 18 в. происходило ослабление Османской империи. Некоторые члены североалбанских племен организовали кампании по вербовке наемных солдат. Тысячи сербов после 1690 покинули Косовскую равнину, отчасти опасаясь репрессий со стороны турок. Шкодерские паши Бушати правили на севере и в центре страны, а во время наполеоновских войн и в последующий период Али-паша Тепелена (1744-1822) основал полунезависимое государство, Янинский пашалык, в южной Албании, Эпире и западной Македонии. Султан Махмуд II, одержимый реформаторскими идеями и стремившийся централизовать и укрепить Османское государство, разгромил в 1820-1822 войска Али-паши (сам Али-паша был обезглавлен, а его голова послана в Стамбул), а в 1831 пашей Бушати. В 1830-х годах менее видные представители албанской знати выступили против турок, но реорганизованная османская армия подвергла их замки обстрелу из артиллерийских орудий и заставила подчиниться.

После разгрома Бушати и Али-паши, Порта предложила ряд реформ, которые были направлены на укрепление империи. Правительство организовывало программу вербовки в армию и открыло турецкие школы, чтобы поощрять ислам и прививать лояльность к империи. Земли, населенные албанцами, в 1835 были разделены на эйялеты Янина и Румелия, во главе которых ставились чиновники из Константинополя. Позже, в 1846, были созданы пашалыки в Монастире (до 1877) и Ускибе (до 1863). После 1865 Стамбул повторно разделил албанские земли между вилайетами Ишкодра (Шкодер), Янина (с 1867), Битола (Монастир) и Косово (с 1877).

Реформы 1826-1856, закрепившие регулярную выплату налогов, призыв на военную службу в мирное время и назначение чиновников неалбанского происхождения, встретили сильное противодействие и оказались эффективными только в южной Албании. Сопротивление переросло в национальное движение, усилившееся после 1878.

Движение за независимость (1878-1912). Распад Османской империи и стремление балканских народов к независимости впервые получили отклик в Албании после русско-турецкой войны 1877-1878. На Берлинском конгрессе великие державы предложили как одно из условий мирного договора передать Сербии и Черногории районы северной Албании. Против этого решения выступили некоторые албанские вожди и представители знати, в основном мусульмане.10 июня 1878 в Призрене (Косово) ими было объявлено о создании Албанской, или Призренской лиги. Вначале она получала поддержку от османского правительства, собирала средства, вербовала вооруженных бойцов и готовилась к борьбе. Лига приобрела более националистический и независимый характер после присоединения католических племен из Шкодера и православных - с юга. В 1879-1880 было оказано сопротивление попыткам уступить даже незначительные территории Черногории; Лига согласилась на передачу района Улцинь Черногории в 1880 лишь после того, как турецкая армия нанесла поражение албанцам. Южное отделение Лиги решительно отвергало притязания Греции на территории, населенные албанцами в Эпире. Возникли опасения, что после окончательного распада Османской империи Албания может оказаться разделенной на части соседними государствами. Для предотвращения подобного исхода Лига потребовала объединения албанских округов (Шкодер, Янина, Битола и Косово) в одну автономную провинцию с тем, чтобы управление, школьное образование и сбор налогов контролировали сами албанцы. Такая национальная программа привела к расколу Лиги: мусульмане Центральной Албании выступили против программы, сохранив верность Константинополю. Начались вооруженные выступления в Шкодере, Призрене и Янине. После того, как Генеральный совет Призренской Лиги объявил о создании (1880) Временного правительства, разгневанный султан направил в 1881 войска на его подавление. В апреле 1881 турецкая армия заняла Призрен, а затем Улцинь. Некоторые из руководителей Призренской лиги и члены их семей были арестованы, других туркам удалось склонить на свою сторону.

Национальное движение ушло в подполье, распространяясь в албанской зарубежной диаспоре и среди политических лидеров в самой Албании. Наиболее известными обществами, созданными эмигрантами, были: "Стамбульское общество" (оно же - "Общество печати на албанском языке" или "Центральный комитет по защите прав албанской нации") (основано 1879), "Дрита" ("Свет") в Бухаресте (основано 1884), "Дешира" ("Стремление") в Софии (основано 1891), "Башкими" ("Единение") в Египте и др. Однако росту движения мешали региональные, религиозные и классовые противоречия. Католики Севера стремились сохранить свои традиционные привилегии. Мусульмане Косовской равнины оставались верными султану, поддерживавшему их в борьбе со славянами. Мусульмане-землевладельцы Центра не желали иметь отношение к опасному напряжению в пограничных районах, где многие православные христиане причисляли себя скорее к грекам, чем к албанцам.

В начале 20 в. в различных районах страны активизировалось национальное движение. В городах возникали тайные комитеты, в которые входили представители самых разных слоев населения. В январе 1906 Комитетом за свободу Албании было принято решение о создании вооруженных чет, многие из которых, в надежде получить автономию в рамках Османской империи, участвовали в младотурецкой революции.

После свержения султана Абдул-Хамида II в июле 1908 появились албанские школы, возникли газеты и политические клубы, особенно на юге страны. В ноябре 1908 в Монастире (Битоль) состоялся национальный конгресс, обсудивший вопрос о национальной автономии и едином албанском алфавите на основе латиницы. Однако политические требования албанцев отклонялись младотурками, стремившимися укрепить Турцию, облагая налогами и воинской повинностью национальные меньшинства. Вскоре турецкое правительство обрушилось с репрессиями на албанское движение. Стремясь расширить контроль над горцами, младотурками был принят т. н. закон о бандах (1909); запрещалось ношение оружия, вводилось наказание палками и др. Такой подход возмутил даже албанских мусульман.

В начале апреля 1910 протест против турецкого гнета перерос в вооруженное восстание на севере Албании, продолжавшееся пять месяцев. Турецкие власти запретили все албанские организации, разоружили население, закрыли албанские школы и печатные издания. Весной 1911 вспыхнуло второе антитурецкое восстание, требованием которого стало предоставление автономии. Правительство Черногории, которое рассчитывало использовать восстание в своих интересах, также поддержало выступление. Неспособное подавить восстание силой, младотурецкое правительство пошло на некоторые уступки (в школьном образовании, в военной службе, в налогообложении и использовании латиницы в албанском языке), но отказалось объединить четыре населенных албанцами вилайета. Несмотря на это соглашение, в марте 1912 в северных горных районах вспыхнуло третье восстание, распространившееся затем на южную и центральную части страны. К середине августа албанские повстанцы заняли гг. Скопье, Дибра, Эльбасан, Пермети и ряд других. Потеряв контроль над значительной частью страны, турки были вынуждены пойти на перемирие.23 августа 1912 Османская империя согласилась предоставить албанцам (но не Албании) ограниченную автономию, объединив вилайеты Шкодра, Янина, Косово и часть Монастира.

Слабость Османской империи побудила Сербию, Болгарию, Черногорию и Грецию вступить в Первую балканскую войну (октябрь 1912 - апрель 1913), в результате которой Турция утратила большую часть своей территории в Европе. Черногорцы осадили Шкодер. Сербские войска, разбив турок в Македонии, в октябре вступили в Центральную Албанию и заняли Эльбасан. В ноябре 1912 сербы взяли Дуррес и Тирану. Контроль над Яниной и городами Южной Албании установили войска Греции. Чтобы воспрепятствовать разделу Албании между ее соседями, албанские лидеры, собравшись во Влёре, 28 ноября 1912 провозгласили независимость страны и сформировали временное правительство во главе с Исмаилом Кемаль-беем (1844-1919).

Борьба за суверенитет и независимость (1913-1921). Самой трудной задачей для Албании было добиться международного признания ее суверенитета и границ, учитывая противодействие некоторых балканских государств. Сербия надеялась получить выход к Адриатическому морю, контролируя центральную Албанию, Черногория стремилась приобрести Шкодер, а Греция хотела присоединить районы Гирокастра и Корча. Этих претендентов поддержали Франция и Россия. Однако Италия и Австро-Венгрия, опасаясь усиления позиций России на Балканах, выступили против. Они предпочитали иметь дело с независимой Албанией, которая могла бы нейтрализовать восточное побережье пролива Отранто и сохранить равновесие политических сил в Адриатическом регионе.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты