Рефераты

География Великобритании

p align="left">93% учащихся школ получают образование в учебных заведениях за счет средств, выделяемых из государственного бюджета, а также местными органами самоуправления. Наряду с государственными школами в Великобритании традиционно действует довольно широко разветвленная сеть т.н. независимых (частных) школ.

Существует госпрограмма материальной поддержки детей из малоимущих семей, а также ряд благотворительных программ, направленных на предоставление этой категории учащихся возможности обучения в независимых школах. Речь идет об обучении детей, которым местные органы образования не могут, с учетом их особенностей и потребностей, обеспечить получение необходимого образования: музыкально одаренных школьников, детей, решивших посвятить себя балету или овладению редкими иностранными языками и т.п.

В государственных начальных школах ведется совместное обучение мальчиков и девочек. В системе среднего образования число смешанных школ составляет около 80% от общего числа государственных школ. Большинство независимых начальных школ также проводит совместное общение. Однако среди независимых школ, дающих среднее образование, превалируют раздельные школы для мальчиков и девочек.

В системе начального и среднего образования можно выделить три основных типа государственных школ, полностью или частично финансируемых за счет центрального и местного бюджетов:

государственные школы графства (в Лондоне - муниципальные школы), территория и здания этих учебных заведений принадлежат соответственно графству или муниципалитету, а их финансирование осуществляется из средств местных органов народного образования, т.е. за счет средств, выделяемых централизованно из госбюджета, дополненных дотациями из бюджетов местных органов самоуправления;

добровольные школы, учрежденные религиозными общинами и взятые под покровительство государства. Первый тип таких школ, основанный одной из двух государственных церквей Великобритании, полностью финансируется местными органами образования. Два других типа школ также в основном финансируются из централизованных источников, однако, попечители школы в лице соответствующей религиозной общины должны обеспечить свое долевое участие в их финансировании в размере не менее 15% от необходимых средств. Им предоставлена автономия в том, что касается определения порядка набора учащихся, найма преподавательского и вспомогательного персонала и организации религиозного обучения;

государственные школы прямого подчинения были созданы по решению правительства консерваторов в 1989 году в целях повышения эффективности использования централизованного бюджетного финансирования и улучшения уровня преподавания. Данный тип школы является самостоятельным бюджетополучателем и имеет прямую подчиненность непосредственно Министерству образования и занятости.

Согласно подлежащим ежегодной публикации сведениям об успеваемости учащихся школ всех типов, учащиеся школ прямого подчинения имеют более высокую успеваемость. Отчасти такое положение объясняется тем, что реально бюджет этих школ больше бюджетов аналогичных учебных заведений других типов на 15-30%.

В основе получения среднего образования лежит обязательная общенациональная школьная программа. Министерством образования определен рекомендованный уровень знаний, которыми должен обладать учащийся по завершении каждого из четырех учебных циклов школы. Тестирование на уровень полученных знаний в британских школах проводится по достижении учащимися возраста 7, 11 и 14 лет, и совпадает по времени с окончанием обучения по программе соответствующей ступени. Тестирование проводится каждой школой самостоятельно, с правом контроля результатов независимой организацией инспектирования школ (OFSTED), работу которой координирует главный инспектор школ, назначаемый указом королевы. Итоги тестирования по возрастным группам подлежат доведению до сведения родителей и должны быть опубликованы в прессе, а также в специально издаваемых ежегодных справочниках "Какую школу выбрать?"

Последняя версия общенациональной программы среднего образования января 1995 года останется в силе и в начале третьего тысячелетия. Полученные учащимися знания с I по III ступень обучения оцениваются по восьмибалльной системе уровня знаний.

Экзамены на Единый сертификат о среднем образовании (GCSE), как правило, сдаются учащимися по завершении обучения в 10-11 классах, т.е. по освоении программы четвертой, последней, ступени средней школы в возрасте 16 лет. В определенной степени аттестат GCSE можно считать эквивалентом российского свидетельства о неполном среднем образовании.

Желающие продолжить среднее образование могут быть зачислены на два последующих года в классы для получения продвинутого среднего образования или поступить в т.н. колледж шестого класса для прохождения курса и сдачи экзамена на Единый сертификат о получении продвинутого среднего образования по избранным предметам (GCE-A). Местные органы народного образования согласно закону обеспечивают желающих продолжить учебу доступом к бесплатному обучению, либо непосредственно в школе, либо в системе внешкольных учебных заведений, по программе продвинутого среднего образования очной и заочной форм обучения.

Получение сертификата GCE-A может считаться равнозначным получению российского аттестата о полном среднем образовании и открывает для его обладателей возможность получения высшего образования. Обучение включает в себя две составляющие: двухгодичный курс по избранному предмету и итоговую письменную экзаменационную работу на GCE-A. Число предметов, которые может изучать школьник или учащийся колледжа, практически не ограничено, однако их не должно быть меньше трех, причем эти три предмета выбираются учащимися так, чтобы они совпадали с профилирующими предметами вуза, в котором данный школьник или учащийся колледжа планирует в дальнейшем получить высшее образование.

Экзаменационные работы соискателей на получение единых сертификатов направляются на оценку в независимые экзаменационные комиссии. Указанные комиссии создаются, как правило, исходя из географического принципа. В крупных городах, таких как Лондон, Бирмингем, Манчестер и т.д. комиссии могут создаваться также с учетом различий в учебных программах школ. В отличие от программы средней школы, продвинутые курсы среднего образования могут настолько отличаться друг от друга по целому ряду предметов, что из-за этого затруднен, в случае необходимости, перевод учащихся этой возрастной группы из одной школы в другую. Оценка знаний выпускников средней школы, прошедших курс продвинутого среднего образования, осуществляется по шкале оценок от А до G по латинскому алфавиту.

Большинство независимых школ также предоставляют своим выпускникам возможность продолжить среднее образование с последующей сдачей экзаменов на получение сертификата о продвинутом среднем образовании. Оценка полученных знаний проводится в том же порядке, что и оценка знаний выпускников государственных школ. Желающие могут продолжить образование также в частных колледжах, ведущих подготовку к сдаче экзаменов на сертификат GCE-A с одновременной подготовкой своих учащихся по основам избранной профессии.

Учащиеся средних школ, решившие продолжить свое образование в вузе, должны направить заявление-анкету с указанием заведения, в котором они хотели бы обучаться, в Службу организации приема в университеты и колледжи в г. Челтенхеме (UCAS). В анкете-заявлении администрацией школы по результатам "тренировочных экзаменов" даются предполагаемые результаты, которые выпускник должен показать при сдаче экзаменов на сертификат GCE-A. Полученные заявления анкеты регистрируются и затем направляются непосредственно в соответствующие учебные заведения.

Упомянутые заявления анкеты должны быть поданы в UCAS до 15 декабря года, предшествующего учебному году, когда должны начаться экзамены. Лица, желающие обучаться в Оксфорде и Кембридже, наряду с направлением заявлений анкет в UCAS, должны направить копию и непосредственно в приемную комиссию избранного университета. В соответствии с законом вузы Великобритании обладают правом самостоятельно определять критерии отбора абитуриентов.

Закон не содержит каких-либо ограничений по числу заявок, которые выпускник школы вправе направить в различные вузы. Чем известнее и авторитетнее высшее учебное заведение, тем выше предъявляемые им требования. Обладатели сертификатов GCE-A с оценками от А до G имеют достаточно высокие шансы быть зачисленными в высшее учебное заведение. Теоретически же студентом может стать и учащийся, получивший на экзаменах GCE-A все оценки "G".

В целях содействия получению высшего образования представителями национальных меньшинств, учащимся школ из многодетных семей и другим категориям школьников, не сумевшим на момент окончания курса среднего продвинутого образования получить оценки, достаточные для поступления в вуз, правительство финансирует систему подготовительных курсов (в общем по стране их число составляет порядка 600). В ходе обучения, которое продолжается от года до двух и может быть очным и заочным, слушатели курсов повторно проходят курсы по выбранным ими профилирующим дисциплинам и сдают соответствующие квалификационные экзамены. Важное место в выравнивании уровня знаний принадлежит здесь и частному сектору, который предоставляет возможность ускоренной подготовки и сдачи экзаменов по одному или ряду предметов. Как и в случае с выпускниками средних школ, экзаменационные работы выпускников упомянутых курсов направляются для оценки в независимые экзаменационные комиссии.

Выпускники британских школ при поступлении в вуз не сдают вступительных экзаменов. Первичный отбор студентов осуществляется на основе конкурса сертификатов о получении продвинутого среднего образования с последующим, в случае необходимости, проведением личного собеседования членов приемной комиссии вуза с заявителем.

Перспективная программа развития системы образования выдвигает необходимость доведения к 2000 году числа юношей и девушек, получающих высшее образование до соотношения один к трем от обшей численности молодежи против один к восьми в середине семидесятых годов. На сегодня данная цель практически реализована.

Финансирование системы государственного школьного образования. Заложенные в госбюджете средства на школу доводятся до местных органов народного образования как бы по двум каналам. Одна часть входит в бюджет, определяемый для Министерства транспорта, регионов и окружающей среды. По линии этого министерства осуществляется финансирование местных органов самоуправления (составной частью которых являются и местные органы народного образования): плата преподавателям, эксплуатация школьных зданий и территорий, школьное питание, приобретение учебников и т.п., порядка 80% наполняемости бюджетов местных органов народного образования. Другая часть средств направляется по линии Министерства образования и занятости в бюджет местных органов народного образования на капитальный ремонт школьных зданий, новое школьное строительство и т.д.

Школы получили право по своему усмотрению решать вопросы, такие как численность преподавательского состава и вспомогательного персонала, включая прием на работу и увольнение и др. Право распоряжения средствами находится в компетенции советов школ, в состав которых входят представители педагогического коллектива, родителей, местных общественных организаций, и соответствующих религиозных общин, когда речь идет о добровольных школах. В советах школ представлены и местные коммерческие структуры. На совет школы возложена обязанность ведения учета поступления и расходования всех, получаемых из различных источников средств, включая дополнительно привлеченные внебюджетные средства.

В основе подготовки местными органами народного образования обоснований на запрашиваемые ассигнования из государственного и местного бюджетов, лежит учет числа и возраста школьников, возможные расходы на возмещение школой транспортных расходов школьникам, несение дополнительных расходов теми школами, в которых значительно число школьников, для которых английский язык не является родным, и т.п.

Школы, в которых отмечается значительный отток учащихся в связи с тем, что последними отдано предпочтение другим учебным заведениям, оказываются в сложном финансовом положении. Выход из такой ситуации единственный - повышение уровня обучения с тем, чтобы вернуть школе прежнее доверие и уважение. Руководители народного образования рассматривают это как реализацию на практике принципа "деньги следуют за учащимися".

Министерство образования и занятости ежегодно выпускает в свет обновленную версию справочника для членов школьных советов "Введение в закон", дающего толкование законов на общедоступном уровне. Учитывая различия в правах школ графств и муниципалитетов и добровольных школ, упомянутый справочник выпускается, соответственно, в двух редакциях. Справочник распространяется бесплатно и должен иметься у каждого члена совета школы.

Закон запрещает взимание платы за обучение в госшколах. Вместе с тем им предоставлено право привлечения дополнительных средств (в денежной и иной форме) за счет добровольных пожертвований со стороны родителей и других граждан.

В законе предусматривается обязанность школьных советов (администрации) обеспечить соблюдение принципа добровольности таких пожертвований, и декларируется недопустимость ущемления интересов детей, чьи родители по той или иной причине не сделали соответствующего пожертвования.Учащийся не может быть отстранен от участия в таком мероприятии на том основании, что его родители не смогли или не захотели внести необходимые денежные средства. Использование советом школы бюджетных средств на полную или частичную оплату внешкольных мероприятий не допускается.

Наряду с практикой сбора добровольных пожертвований с родителей учащихся, в британских школах широкое распространение имеет привлечение пожертвований (в денежной или иной форме) со стороны коммерческих структур, а также сдача в аренду школьных помещений и территории (открытые спортивные площадки и т.п.) в аренду местным организациям. Широкое распространение получила и такая форма привлечения дополнительных средств, как распродажи поделок школьников и вещей, безвозмездно переданных родителями и коммерческими организациями для проведения "школьных базаров".

Имеет довольно широкое распространение использование во внеклассное время школьных помещений на условиях аренды различными образовательным организациями - лингвистическими школами, разнообразными курсами профессиональной подготовки, спортивными клубами, организациями. В тех случаях, когда помещения школ арендуются образовательными некоммерческими или общественными организациями, школы, как правило, освобождаются от уплаты налога с получаемой прибыли. В остальных случаях закон приравнивает учебные заведения, сдающие свои помещения и территорию в аренду сторонним организациям, к арендодателям.

В целях привлечения бизнеса и поощрения отдельных граждан, предприятий, компаний и фирм к оказанию финансовой поддержки школе, закон предусматривает освобождение из-под налогообложения денежных пожертвований и подарков школам, сделанных этим категориям спонсоров. Например, не подлежат налогообложению безвозмездно переданные учебным заведениям оборудование и денежные средства. Министерством образования и занятости выпущена специальная брошюра "Поддержи школу", ориентированная на потенциальных спонсоров, в которой детально рассматриваются возможные формы спонсорской поддержки школ и те льготы, которые государство предоставляет в этом случае спонсорам.

О шотландской Ассоциации частных школ. Ее руководящим органом является совет, в который входят педагоги, избранные от школ, входящих в Ассоциацию. Повседневная работа Ассоциации организуется штатом в 5 человек. Бюджет составляется из взносов школ, из расчета 5 ф. ст. в год за каждого обучающегося ученика.

Всего в Ассоциацию входят 80 частных школ, что составляет 90% от общего количества этой категории школ Шотландии. В частных школах, входящих в Ассоциацию, обучается 31 тыс. учеников, в них работают свыше 3 тыс. учителей. Все входящие в Ассоциацию школы имеют регистрацию Департамента образования Министерства по делам Шотландии и подлежат его инспекции.

Ассоциация оказывает следующие виды помощи школам: выработка рекомендаций консультативными группами; предоставление информации о новейших достижениях в образовательном процессе; повышение квалификации учителей и технического состава школ.

Школы-члены Ассоциации предлагают родителям широкий выбор оказываемых услуг их детям. Имеются школы с обеспечением школьников жильем, питанием и необходимыми учебными материалами или только с дневным пребыванием с последующим проживанием ребенка в семье.

Учителя допускаются к преподаванию после прохождения регистрации в Шотландском совете учителей. Большинство школ строго следуют требованиям сложившейся экзаменационной системы, критерии которой определяются государственными учреждениями. Ассоциация ежегодно обобщает предложения администраций школ по совершенствованию учебного процесса и представляет их в Министерство по делам Шотландии.

Ассоциация оказывает консультативную помощь родителям в определении ребенка в школу, в выборе приемлемого для него режима пребывания в школе, перечня предоставляемых услуг. В частных школах круглосуточное содержание ребенка, включая стоимость учебных занятий, обходится родителям до 12-14 тыс. ф. ст. за учебный год (19-22 тыс. долл.).

Инвалиды. В Великобритании существует несколько десятков специализированных организаций и ассоциаций для различных групп инвалидов. Это ассоциации слепых и глухонемых, Дома для инвалидов с сильными увечьями, организации для военных инвалидов, пенсионеров, женщин, молодых людей старше 16 лет и т.д. Существуют также различные службы и учреждения по обслуживанию инвалидов.

Политика правительства в отношении их работы построена в нескольких плоскостях: законодательное оформление, финансовая поддержка, координация на национальном и местном уровнях, содействие в международных контактах и т.д.

Финансирование деятельности организаций осуществляется в форме предоставления грантов или выделения безвозмездных ссуд со стороны центрального правительства и местных органов власти, а также за счет поступлений денежных средств от ведения самостоятельной хозяйственной деятельности и сбора добровольных пожертвований. Существуют также отдельные группы инвалидов, строящие свою деятельность без поддержки государственных органов с исключительной опорой на собственные средства. Организации инвалидов являются некоммерческими организациями, что обеспечивает им возможность получения значительных финансовых и таможенных льгот при осуществлении административно-хозяйственной деятельности. Важную роль в их деятельности играет институт патронирования.

Одной из крупных организаций является Королевский Фонд инвалидов. Его патроном является Королева. Фонд специализируется на работе с людьми с сильными увечьями. Имеет отделения по всей стране. При Фонде существует колледж и бесплатные курсы по переобучению и профессиональной переподготовке. Фонд располагает солидной медицинской базой, а также своими домами отдыха. Королевский фонд инвалидов тесно сотрудничает с государственными департаментами, местными властями, добровольными организациями.

Британский Совет организаций инвалидов объединяет национальные, региональные, местные организации инвалидов, является важным информационным центром, где проводятся дискуссии, обсуждаются законодательные проекты, поддерживаются связи между новыми и уже существующими группами инвалидов. Здесь же инвалиды могут получить самую разнообразную информацию, квалифицированную помощь юристов, медиков.

Важным направлением деятельности ассоциации "Помощь вооруженным силам" является организация работы на добровольных началах. 7,5 тысяч человек в 100 отделениях Ассоциации участвуют в этой деятельности. Они посещают больных и престарелых в госпиталях и на дому, организуют акции пожертвования. Патронируют Ассоциацию Королева и Королева-мать. Президентом является принц Майкл Кентский. На правительственном уровне работу Ассоциации координирует министерство обороны.

Работа Королевского Британского Легиона строится на следующих направлениях: финансовая поддержка и помощь в психологической адаптации увольняемых в запас или отставку; использование опыта военнослужащих-отставников применительно к гражданской жизни, их переподготовка и переобучение. Программы бесплатных курсов включают в себя подготовку по основам менеджмента и бизнеса, работе с компьютерной техникой, строительному и плотницкому ремеслу, работе в детских дошкольных учреждениях, оказанию социальной помощи на дому. В структуре имеется подразделение, которое оказывает действенную помощь желающим открыть свое собственное дело: возможно предоставление безвозмездной ссуды в размере 2.500 ф.ст. Легион владеет жилыми домами для ветеранов, состоящих из 2-3-комнатных квартир, оказывает посильную материальную помощь, выплачивает стипендии, содействует в организации санаторного лечения тяжелобольным.

Ветеринария

Правительство начало предпринимать меры по предотвращению распространения губчатой энцефалопатии (BSE), заболевания животных, получившего название "коровье бешенство", сразу после получения зарегистрированных случаев в 1987 году. Под эгидой минсельхоза был образован консультативный комитет по BSE, который отвечает за проведение исследовательских работ и готовит рекомендации правительству.

В марте 1996 года, после того, как был обнаружен новый вариант заболевания, известного под названием "Синдром Крейнцфельда-Якоба" (nv CJD) и зафиксировано 23 случая, правительство инициировало изученияе возможностей передачи заболевания губчатой энцефалопатией человеку. В комитет по координации вошли представители минсельхоза, минздрава, исследовательских советов по биотехнологии и медицине, агентства по защите окружающей среды и ряда страховых компаний. Исследования подтвердили предположение о взаимосвязи заболевания животных губчатой энцефалопатией с возникновением нового варианта болезни "Крейнцфельда-Якоба" у людей.

Минсельхозом на исследования BSE только в текущем финансовом году было потрачено 12 млн.ф. ст. С учетом финансирования работ другими ведомствами к началу следующего финансового года госрасходы на исследования BSE, составят 84 млн.ф. ст. Общее количество инфицированных коров с момента регистрации первого случая заболевания оценивается в 1 млн. голов. Наибольшее число зарегистрированных заболеваний пришлось на 1992 год; пик распространения болезни среди животных пришелся на 1988-89 годы, т.к. клинические симптомы заболевания проявляются у животных, начиная с возраста 30 месяцев. Наблюдается резкое снижение количества зафиксированных заболеваний. Предполагается, что к своему минимальному уровню этот показатель подойдет к 2001 году.

Введен запрет на продажу в стране говядины животных старше 6 месяцев (как для местных, так и зарубежных поставщиков). Усилен контроль специальной службой по качеству мясной продукции за исполнением установленных ограничений с целью исключения заражения людей. Особое внимание обращено на выявление случаев инфицирования людей. Предусматривается проведение в масштабах всей страны обязательного, на анонимной основе, исследования удаленных хирургическим путем внутренних человеческих органов (в основном гланд) и мозговой ткани жертв автомобильных катастроф.

4. ГОСЭТИКА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Предотвращением коррупции среди должностных лиц правительственного аппарата всех уровней, - основополагающим документом в этой области следует считать Закон о предотвращении коррупции 1906 года. Любые денежные выплаты, подарки или вознаграждения государственным служащим от частного лица или организации, исполняющих государственный контракт или стремящихся получить таковой, будут рассматриваться в суде как факт коррупции, если иное не будет доказано.

Порядок получения госслужащими подарков и услуг входит составной частью в "Свод правил, регламентирующих деятельность государственных служащих", который является базовым документом, и разделы которого определяют порядок поведения в различных служебных ситуациях.

В настоящее время базой для внутриведомственных документов, устанавливающих правила и регламент деятельности госслужащих, является "Свод правил", подготовленный аппаратом кабинета министров и вступивший в силу в мае 1996 года. Одно из центральных мест в документе уделено нормам, дающим, по мнению авторов, выход на должный баланс между служебной деятельностью высших должностных лиц государства и их личными коммерческими интересами.

Премьер потребовал от членов кабинета "самым тщательным образом избегать реальных или возможных ситуаций, когда бы их служебная деятельность накладывалась бы на их частные финансовые интересы". Данное положение распространяется также на супругов высших должностных лиц и лиц, состоящих с членами кабинета в гражданском браке.

В целях предотвращения ситуаций, при которых члены кабинета могли бы быть обвинены в использовании служебного положения в личных целях, вводится норма, в соответствии с которой членам правительства рекомендуется принимать на себя в добровольном порядке обязательство на время пребывания в должности воздерживаться от занятий бизнесом, а также от операций на фондовом рынке с принадлежащими им ценными бумагами. Другим возможным вариантом поведения должностных лиц, имеющих акции, является рекомендация передачи ценных бумаг в доверительное управление. При этом факт их нахождения в трасте не освобождает чиновника от ответственности в случае возникновения конфликтных ситуаций, поскольку за владельцем ценных бумаг сохраняется возможность получения информации о работе с ними. В этом же контексте следует рассматривать и положение, предусматривающее для выходящего в отставку министра обязательное согласование в течение последующих двух лет вопроса о своем возможном трудоустройстве с независимым комитетом по должностным назначениям в сфере бизнеса.

Среди других правил, которые в определенной степени также могут быть отнесены к сфере регулирования финансовых интересов высших должностных лиц, следует отметить запрет на получение членами кабинета денежного вознаграждения за публичные выступления в своем официальном качестве, даже если имеется в виду использовать их на благотворительные цели. Вводится потолок на стоимость принимаемых подарков и порядок специальной их регистрации.

Специальный раздел документа посвящен вопросам, связанным с профессиональной этикой и сохранением служебной тайны. Члены правительства не должны разглашать информацию о ходе заседаний кабинета, правительственных комитетов, а также делать достоянием гласности высказывавшиеся на них различные точки зрения и позиции, и раскрывать содержание внутренних документов. Одним из ключевых положений стало закрепление нормы, в соответствии с которой в случае умышленной дезинформации парламента высшим должностным лицом оно должно уйти в отставку.

"Сводом правил" довольно детально регулируется деятельность высших должностных лиц в их качестве руководителей партии, сформировавшей правительство. Ведя партийную работу, руководители ведомств не вправе принуждать государственных служащих к участию в партийных конференциях или к участию в работе специальных групп, создаваемых политическими партиями, представленными в парламенте для изучения того или иного вопроса. При этом допускается выступление министра на партийном форуме с изложением вопросов, касающихся его деятельности, если само высшее должностное лицо сочтет такое необходимым. Вводится строгий запрет на использование государственного имущества для ведения партийной работы министрами в своих избирательных округах, а также для партийной работы в более широком плане.

Составители "Свода правил" отдельный раздел посвятили вопросам, связанным с поездками и размещением высших должностных лиц. Министрам рекомендовано воздерживаться от использования бесплатно предоставляемых сторонними организациями или частными лицами транспортных услуг и услуг по размещению. В зарубежных поездках допускается пользование транспортом, предотавляемым от имени государства принимающей стороны, однако при том понимании, что это не повлечет за собой принятия каких-либо обязательств. При заграничных поездках также настоятельно рекомендовано воздерживаться от использования транспорта, предоставляемого или оплачиваемого частными организациями или лицами. Во всех поездках членам кабинета предписывается стремиться к экономии бюджетных средств.

С учетом практики предоставления авиакомпаниями своим постоянным клиентам значительных финансовых выплат при налете определенного километража предусматривается использование полученных министрами льгот в связи со служебными разъездами либо для оплаты в дальнейшем им или их коллегам транспортных расходов, либо для использования в благотворительных целях.

Высшие должностные лица в обязательном порядке должны заблаговременно согласовывать с аппаратом премьер-министра тематику и формат своих сколь-либо значительных публичных выступлений перед СМИ. Под учет подпадают даже ланчи, на которых имело место присутствие журналистов.

Следует отметить, что с введением "Свода правил" снимается существовавший при консерваторах запрет на регулярное занятие журналистской деятельностью членов кабинета. Сегодня, в частности, допускаются их выступления в качестве авторов и ведущих газетных рубрик в местных изданиях, распространяемых в их избирательных округах. На это, однако, требуется получение разрешения премьер-министра.

О порядке выдачи национальных журналистских удостоверений. Работа национального журналистского корпуса Великобритании традиционно пользуется уважением и доверием со стороны общества. В соответствии с положением о пресс-карточке национальная полиция (Новый Скотланд Ярд), муниципальная полиция г. Лондона и Ассоциация высших чинов полиции признают за ее предъявителем журналистский статус и декларируют свою готовность предоставить, в пределах разумного, необходимое содействие в осуществлении его профессиональных полномочий по сбору информации (на оборотной стороне пресс-карточки напечатана соответствующая выдержка, подтверждающая вышеприведенное положение).

Пресс-карточка единого образца выдается как журналистам, работающим на национальные СМИ, так и всем иностранным журналистам (оформление карточки в этом случае осуществляется через Ассоциацию иностранных журналистов).

Положение о пресс-карточке предусматривает, что они могут быть выданы журналистам-фотографам, членам телевизионных съемочных групп, а также отдельным категориям вспомогательного персонала, например, осветителям, звукоинженерам, посыльным и т.п., деятельность которых непосредственно связана с содействием оперативной подготовке и передаче информации с места событий.

В качестве автора пресс-карточки зарегистрирована национальная полиция (Новый Скотланд-Ярд).

Правом выдачи журналистских пресс-карточек обладают 14 объединений журналистов. Это Объединение газетных изданий (Newspaper Society), Ассоциация Прессы (Press Association), Ассоциация зарубежных СМИ (Foreign Press Association), Ассоциация издателей газет (Newspaper Pablishers Association), Институт журналистики (Institute of Journalists), Национальный профсоюз журналистов (National Union of journalists), Ассоциация издателей периодики (Periodical Publishers Association), Телевизионные новости Би-Би-Си (ВВС Television News), Национальная ассоциация информагентств (National Association of Press Agencies) и ряд других организаций.

Право выдачи пресс-карточек накладывает на соответствующие общественно-профессиональные объединения журналистов ответственность. Введен порядок, при котором начинающим журналистам установлен двухлетний испытательный срок, после которого можно претендовать на получение пресс-карточки.

Выдаваемые пресс-карточки представляют собой идентификационный документ единого образца, на лицевой стороне которого имеется наименование общественно-профессионального объединения его выдавшего, фотография, срок действия и порядковый номер. Нет фамилии журналиста, и место его работы также не указано. На оборотной стороне имеется защитный код из нескольких цифр. Документ закатывается в термопленку.

Предусматривается обязательная регистрация всеми объединениями, наделенными правом выдачи пресс-карточек, факта их выдачи в правоохранительных органах. При этом при регистрации последним сообщается лишь защитный код и контрольный пароль. Данные о выдаче всех пресс-карточек сведены в единую компьютерную базу.

В случае возникновения у правоохранительных органов сомнений ими по любой доступной связи запрашивается центральная база данных, куда сообщается защитный код, обозначенный на документе, а также называемый лицом, предъявившим документ, пароль. Совпадение этих данных является подтверждением личности и профессиональных полномочий лица, предъявившего документ. Центральная база данных, как заверяют британские власти, не содержит ни личных сведений на владельца документа (таких, как имя и фамилия, место и время рождения и т.п.), ни каких-либо указаний на средство массовой информации, на которое работает его предъявитель. Таким образом, обеспечивается защита профессиональных интересов журналистов от произвола или дискриминационного подхода со стороны властей.

5. АВИАЦИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Правительство уделяет большое внимание вопросам совершенствования организации воздушного движения (ОВД), которая считается одной из самых эффективных в мире и обеспечивает высокую степень безопасности полетов.

Головным органом, отвечающим за все вопросы ОВД в стране, включая систему управления воздушным движением (УВД), является Агентство гражданской авиации. Большая часть из 6200 сотрудников агентства работает в принадлежащей ему компании NATS (National Air Traffic Services), которая отвечает за все вопросы управления воздушным движением на территории страны, включая диспетчерские службы, радиосвязь и навигацию. Компания NATS осуществляет управление как гражданскими, так и военными самолетами, и в последней части подотчетна МО Великобритании.

Бюджет Агентства формируется из средств выделяемых правительством, взносов частного сектора (в частности, авиапрома), а также оплаты предоставляемых услуг. Оборот финансовых средств в 1996-97 году составил 592 млн. ф.ст.

В качестве основных задач, возложенных государством на Агентство гражданской авиации, определены следующие.

Обеспечение безопасности полетов, включая: проверку летнопригодности авиационного парка и технического состояния систем управления; лицензирование летного состава, авиаинженеров, авиадиспетчеров и аэродромов: сертификацию национальных авиалиний, самолетов, оборудования и систем обеспечения в соответствии с разработанными стандартами.

Проведение экономического регулирования, включая: лицензирование маршрутов движения; утверждение цен на авиаперевозки за пределами Евросоюза; регулирование цен на услуги аэропортов; лицензирование организаций, занимающихся авиаперевозками.

Управление воздушным движением (через компанию NATS).

Консультирование правительства по вопросам гражданской авиации.

Агентство также формирует государственную техническую политику в своей области, ведет экономические и научные исследования, в том числе на контрактной основе с университетами и частными компаниями.

С целью улучшения координации между гражданской и военной диспетчерскими службами компания NATS и оборонное ведомство подписали соглашение, в котором конкретизированы их взаимоотношения и зоны ответственности. В частности, положительную оценку получила практика включения военных диспетчеров в дежурную диспетчерскую смену центра УВД, которая достаточно давно используется в самой насыщенной авиатранспортом юго-восточной зоне страны. Предполагается данный опыт распространять и на другие зоны.

Для решения задачи более эффективного использования гражданских и военных навигационных систем был сформирован совместный комитет по навигации (Joint Air Navigation Services Council), в состав которого вошли представители NATS, Агентства и военной диспетчерской службы.

Совершенствование системы ОВД и органов ее управления будет продолжаться и дальше. Это вызвано предполагаемым значительным ростом воздушных перевозок (на 55% за период с 1995 по 2010 год) и необходимостью привлечения дополнительных инвестиций (в первую очередь из частного сектора) для модернизации системы УВД и строительства нового центра управления в Шотландии (общая стоимость программы - 800 млн. ф. ст.).

В начале 1997 года правительством консерваторов был поставлен вопрос о приватизации компании NATS, что позволило бы компании активнее привлекать частные инвестиции в строительство и модернизацию оборудования центров УВД и на улучшение сервисного обслуживания. В настоящее время данный вопрос активно обсуждается, но пока новое правительство лейбористов склоняется к варианту использования схемы, основанной на привлечении средств из авиационной национальной индустрии и частного сектора, но без изменения государственного статуса компании.

При любом варианте правительство не планирует выделение бюджетных средств на строительство шотландского центра УВД. Оно также ставит перед Агентством гражданской авиации и компанией NATS вопрос так, что все проекты, связанные с капитальным строительством, должны финансироваться за счет частных инвестиций.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты