Рефераты

Прогнозирование и программирование миграционных процессов

Прогнозирование и программирование миграционных процессов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт экономики и управления

Кафедра «Государственное и муниципальное управление »

Курсовая работа на тему :

«Прогнозирование и программирование миграционных процессов»

Выполнил

т. гр. 04ЭГ1

Попов А.С.

Проверила:

к.с.н, доцент

Ретинская В.Н.

Пенза 2008 г.

Содержание

Введение

1 Теоретико-методологические основы прогнозирования и программирования

1.1 Понятие и сущность прогнозирования и программирования

1.2 Виды прогнозов

1.3 Методы прогнозирования и программирования

2 Особенности и способы программирования и прогнозирования миграционных процессов

2.1 Прогнозирование миграционных процессов

2.2 Программирование миграционных процессов на федеральном уровне

2.3 Программирование миграционных процессов на региональном уровне (па примере Пензенской области)

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Современная демографическая ситуация представляет собой довольно сложную и разнообразную картину. Это в значительной степени вызвано вопросами демографического характера: падение рождаемости, рост смертности, старение населения, увеличение числа миграционных потоков. Однако процесс миграции не является ни беспричинным явлением, ни раз и навсегда данной реальностью, поскольку она имеет свои причины. Миграция как процесс существует с древнейших времен, меняются только её причины, периодичность, направленность и что самое главное на мой взгляд это её последствия.

В связи с этим актуальна работа по исследованию прогнозирования и программирования миграции как процесса и последствий миграционных процессов в России, а также особенностей прогнозирования и программирования процессов миграции в РФ. Для того чтобы избежать негативных последствий , которые может принести миграция и использовать её преимущества необходимо представлять возможные последствия миграции, т.е. попытаться её спрогнозировать и быть готовым к её последствиям. Очень много здесь зависит от существующих программ, от их направленности, от того как они реализуются на практике.

Существует необходимость в более четком контроле государственных органов за миграционными процессами протекающими на нашей территории. Россия должна извлекать из неё максимум пользы и стараться сгладить все отрицательные моменты.

Новизна темы заключается в постоянном изменении сущности самой миграции. Возникают новые очаги миграции (Косово), новые направления миграционных потоков, факторы толкающие большое количество людей на смену жительства (постоянное или временное, сезонное) и так далее. Также не стоит на месте и наука: разрабатываются новые методы прогнозирования и программирования социально-экономических явлений (в том числе и миграции), модернизируются старые.

Целью работы является детальный анализ особенностей прогнозирования и программирования процессов миграции.

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

1) выделить определение миграции, назвать ее виды;

2) обрисовать миграционную картину современной России;

3) определить виды прогнозирования и программирования

4) рассмотреть методы прогнозирования и программирования

6) рассмотреть прогнозирование миграционных процессов в России

7) рассмотреть программирование миграционных процессов на федеральном и региональном уровне.

8) сделать выводы относительно прогнозирования и программирования миграционных процессов в РФ на федеральном и региональном уровне ( на примере Пензенской области) .

Объектом работы является прогнозирование и программирование социально-экономических массовых явлений.

Предметом выступает прогнозирование и программирование миграционных процессов.

В отечественной науке внимание к миграции проявлено в достаточной мере. Существует очень много литературы касающейся вопросов миграции, прогнозирования и программирования миграционных процессов и их последствий. Такие авторы как Воронин В. В., Денисов Е. Н., Панина И. Г., Савельева И. О. занимаются в своих роботах проблемами миграции её последствиями в РФ. Достаточно много информации для анализа миграции содержаться у Горланова А. Н. в его статье «Итоги переписи 2002 года.». Огромное количество статей в современных журналах отражают весь спектр мнений ученого сообщества не только на возможные последствия миграции , но и способы её прогнозирования и программирования. Следует обратить внимание на большой пласт федеральных законов и других нормативно правовых актов, которые регулируют деятельность различных органов и учреждений в этой области, а также ряд федеральных и региональных целевых программ .

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, формулирующего цели и задачи исследования, основной части, заключения, подводящего итоги работы, списка использованной литературы.

Научно-практическая значимость работы заключается в возможности использования ее в профессиональной деятельности в сфере государственного и муниципального управления, а также в привлечении результатов исследования к дальнейшей научной разработке обозначенной проблемы.

1. Теоретико-методологические основы прогнозирования и программирования

1.1 Понятие и сущность прогнозирования и программирования

В наши нестабильные дни , характеризующиеся высокой степенью социально-экономической неопределенности , политических рисков, хаоса в умах и сердцах миллионов наших сограждан, равно как и властных структур, особо актуальной становится проблема научно обоснованного предвидения будущего и не только пассивного, исходящего из нынешних скудных возможностей почти полностью дезориентированной социально-экономической системы, но и активного, основанного на возможности формирования желаемого будущего. Сделать это можно, только опираясь на надежный научный фундамент профессиональных дисциплин, в числе которых базовое место занимает «социальное и экономическое прогнозирование и программирование».

В основе прогнозирования лежит разработка прогнозов -- научно обоснованных суждений о возможных состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления. Разработанные прогнозы представляют собой информацию, необходимую для планирования социально-экономической системы любого уровня - предприятия, отрасли, региона, общегосударственного экономического комплекса и мировой экономики, различных социальных групп и общества в целом. Особая значимость прогнозов заключается в том, что они обеспечивают возможность перехода от анализа к синтезу социально-экономической системы.[14]

В качестве основного условия обоснованности и надежности прогнозов необходимо соизмерять постановку задачи прогнозирования и возможности ее решения с помощью имеющегося методологического аппарата. Предпосылками получения обоснованных решений являются: хорошее знание как самих методов прогнозирования, так и соответствия их конкретной задаче; умение обрабатывать массивы информации, выделять и описывать проблемы, которые могут возникнуть в будущем; разработка альтернативных вариантов решений и отбор наиболее оптимального из них; определение уровня эффективности самого прогнозного исследования.

Следует помнить, что в прогнозировании одним из важнейших переменных является время, в течение которого меняется объект прогнозирования. Учет фактора времени предъявляет прогнозисту повышенные требования. Хороший прогнозист должен владеть не только инструментарием прогнозирования, но и обладать широкой эрудицией и высокой культурой. Наука, помноженная на искусство, - вот что такое современное прогнозирование.

Существуют два принципиально различных подхода к прогнозированию. Первый - изыскательский, или поисковый, - означает разработку прогноза, содержанием которого является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем. Второй - нормативный - означает разработку прогноза, содержанием которого является определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемым в качестве цели.

Прогноз (forecast) - это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и /или об альтернативных путях и сроках их осуществления

С этим понятием часто ассоциируются близкие по смыслу понятия: предсказание, предвидение, предположение, прогностическая модель.

В определении прогноза встречается понятие объекта. Когда этот объект рассматривается с прогнозным фоном, то в этом случае его называют объектом прогнозирования и говорят о прогнозах объекта прогнозирования и прогнозах прогнозного фона этого объекта. А под прогнозным фоном будем понимать совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий, существенных для решения задачи прогноза.

В качестве объекта прогнозирования могут выступать процессы, явления, события, на которые направлена познавательная и практическая деятельность человека. В зависимости от природы объекта различают социальные, экономические, научно-технические, военно-политические и другие объекты прогнозирования. В задачу данного учебного пособия входит рассмотрение первых двух объектов - социального и экономического.

Прогнозирование (forecasting) - процесс разработки прогнозов.

Прием прогнозирования - одна или несколько математических или логических операций, направленных на получение конкретного результата в процессе разработки прогноза. В качестве приема прогнозирования могут выступать вычисление средневзвешенного значения оценок компетентности экспертов, определение компетентности эксперта, сглаживание и выравнивание динамического ряда и т.д.

Метод прогнозирования - способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогнозов. Методы прогнозирования являются основанием для методик прогнозирования.

Методика прогнозирования - совокупность специальных правил и приемов (одного или нескольких методов) разработки конкретных прогнозов.

Прогнозирующие система - система методов прогнозирования и средств их реализации, функционирующая в соответствии с основными принципами прогнозирования.

Средствами реализации являются: экспертная группа, организационные мероприятия, технические средства и т.д. Прогнозирующие системы могут быть автоматизированными и неавтоматизированными; дискретными и непрерывными; системами на государственном, межотраслевом, отраслевом, подотраслевом уровне, а также на уровне предприятий, учреждений и уровне технологических процессов. В настоящее время известны прогнозирующие системы ИНПРОГС, ПАТТЕРН, ФЕЙМ, ПРОФАЙЛ и др.[13]

Научное предвидение - опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления.

Планирование - это разработка планов развития той или иной сферы на конкретный период.

Под программой- понимается совокупность мероприятий и действий, направленных на разрешение сложной ситуации в определенной сфере и получения запланированных результатов. [13, 12].

Для того, чтобы создать реально работающую социальную или экономическую программу необходимо:

Проанализировать ситуацию, изучить проблему.

Составить план улучшения условий создавшейся ситуации.

Наметить основные мероприятия, способствующие улучшению социальной проблемы, ее частичному или полному разрешению.

Выявить основные статьи расходов, общую сумму расходов и источник финансирования программы.

Воплотить реализацию программы.

Подвести итоги действия программы, в случае необходимости устранить недостатки, скорректировать ход программы.

Первым направлением деятельности при разработке программы является диагностика как основное средство выявления социальных и экономических проблем общества [17, 31].

Диагностика -- это методологический инструмент, дающий управленческим органам необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Это творческий и трудоемкий процесс, который не склонен к стандартизации. Тем не менее, общая схема методики осуществления диагностики сложилась и ее можно рассматривать в качестве исходной базовой модели. Она включает в себя ряд этапов:

- предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;

- проведение общей диагностики, т. е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;

- проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;

- построение выводов, на основе которых делается заключение.

Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы и составляют, как отмечалось выше, социальный и экономический диагноз. Корректировка полученных результатов может осуществляться путем совместной работы с практическими работниками, занятыми в той или иной социальной сфере. Определение диагноза -- заключительный этап социальной диагностики, далее начинается разработка конкретных программ и решений государственных или общественных организаций по преодолению, поддержанию или развитию выявленных процессов и тенденций в исследованном объекте или явлении [14, 34].

Социальная и экономическая диагностика основывается на ряде принципов:

- объективность заключается в непредвзятом рассмотрении объекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-то интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;

- причинность обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;

- комплексный подход в изучении социальных и экономических явлений объясняется тем, что и социальная и экономическая сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных факторов , человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявления, и выделение отдельных возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;

- научная обоснованность и подтверждаемость особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основе диагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы [13, 36].

Правовую основу социально-экономического прогнозирования в РФ составляет закон РФ от 20.07.95 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ».

Согласно Закону государственное прогнозирование социально-экономического развития РФ - система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно - технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения РФ, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по РФ, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов

Порядок разработки прогноза социально-экономического развития и порядок разработки концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу определяются Правительством Российской Федерации.

Результаты прогноза на среднесрочную перспективу отражаются в специальном разделе послания Президента Российской Федерации, где он характеризует состояние экономики РФ, формулирует и обосновывает стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводит важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно.

Ежегодное послание Президента Российской Федерации, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год.

Правительство Российской Федерации одновременно с представлением проекта федерального бюджета представляет Государственной Думе следующие документы и материалы:

- итоги социально-экономического развития Российской Федерации за прошедший период текущего года;

- прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;

1.2 Виды прогнозов

По логике составления прогноза "от настоящего (прошлого) к будущему" или "от будущего к настоящему" различают два вида противоположных по смыслу прогнозов:

- поисковый (изыскательский) прогноз;

- нормативный прогноз.

Поисковый (изыскательский) прогноз -- прогноз, содержанием которого является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем. Прогнозирование начинается от сегодняшнего дня и затем постепенно проникает от имеющегося базиса информации в будущее.

Нормативный прогноз - прогноз, содержанием которого является определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве цели. Прогнозирование начинается от определения будущих целей и ориентиров и затем постепенно двигается к настоящему.

Различие между изыскательским и нормативным прогнозированием можно показать графически

Рисунок 1 - Два вида прогнозирования: изыскательный (слева) и нормативный (справа)

Фундаментальное различие этих видов прогнозирования, как видно из рисунка 1, связано с полярностью действия и реакции. Логические направления построения прогнозов противоположны друг другу. Если прогнозирующие органы желают совместить оба вида прогнозов (рисунок. 2), то они должны суметь правильно сформулировать взаимодействие изыскательского, или ориентированного на представляющуюся возможность, прогнозирования и нормативного, или ориентированного на миссию, потребности, прогнозирования. Прогноз - как изыскательский, так и нормативный - должен быть сделан в пределах неких дополнительных временных рамок: противоположно направленные векторы изыскательского и нормативного прогнозирования нужно совместить с учетом фактора времени (направление времени показано на рисунках. 3 и 4).

Рисунок 2 - Совмещение изыскательного и нормативного прогнозов

В методологическом плане наиболее трудным аспектом прогнозирования, основанного на взаимодействии обоих прогнозных видов, является их согласование, Согласовать эти два методологически полярных прогноза можно путем итерации или введения цепи обратной связи.

По виду результата представления прогноза различают два вида прогнозов:

интервальный прогноз;

точечный прогноз.

Интервальный прогноз -- прогноз, результат которого представлен в виде доверительного интервала характеристики объекта прогнозирования для заданной вероятности осуществления прогноза. Что касается характеристики объекта, то под ней будем понимать качественное или количественное отражение какого-либо свойства объекта прогнозирования. Применительно к интересующим нас социально-экономическим прогнозам для данного понятия используется термин показатель.

Точечный прогноз -- прогноз, результат которого представлен в виде единственного значения характеристики объекта прогнозирования без указания доверительного интервала.

По горизонту прогнозирования - максимально возможному периоду упреждения прогноза заданной точности - прогнозы можно подразделить на несколько видов. Чаще всего их делят на краткосрочные и долгосрочные, иногда к ним добавляют также среднесрочные. В социалистической экономике (вспомним, что это была плановая экономика, и на разработке планов мы "съели собаку") были приняты следующие виды планирования: оперативно-календарное (до 1 месяца), текущее (от 1 месяца до 1 года), перспективное (от 1 года до 5 лет) и долгосрочное (от 5 лет до 15 лет). Ориентируясь на такое деление народнохозяйственного планирования, можно дать следующую классификацию прогнозов по горизонту прогнозирования:

- оперативный прогноз с периодом упреждения для социальных, научно-технических и экономических объектов до 1 месяца;

- краткосрочный прогноз с периодом упреждения от 1 месяца до 1 года;

- в среднесрочный прогноз с периодом упреждения от 1года до 5 лет;

- долгосрочный прогноз (long-term) с периодом упреждения от 5 до 15 лет;

- дальнесрочный прогноз (very long-term) с периодом упреждения свыше 15 лет.

Часто прогнозы составляют в нескольких вариантах, например, оптимистический сценарий и пессимистический.[13]

1.3 Методы прогнозирования и программирования

К настоящему времени разработаны и внедрены в практику социально-экономического прогнозирования и программирования многие десятки, а может быть и сотни, различных методов и их модификаций.

Основные методы прогнозирования можно сгруппировать в три класса:

качественные методы;

аналитические методы динамических рядов (анализ временных рядов);

каузальные (причинные) методы.

Качественные методы используют качественные данные такие, как агрегированное мнение сбытовиков о продажах в будущем. Анализ временных рядов (опирается целиком на исторические данные, фокусируя внимание на сезонные и циклические колебания и экстраполяцию тренда. Каузальные методы пытаются определить взаимозависимости между независимыми и зависимыми переменными в системе взаимосвязанных уравнений. Каждый их этих трех основных классов может быть разбит на подклассы конкретных прогнозных методов.

Качественные методы:

метод Делъфи

исследование рынка

- групповое согласие

местные прогнозы

историческая аналогия

Анализ временных рядов:

скользящая средняя

экспоненциальное сглаживание

метод Бокса-Дженкинса

прогноз тренда

Каузальные методы:

регрессионный анализ

эконометрические модели

модель "затраты-выпуски "

анализ жизненного цикла

имитация

Какой из этих методов выбрать? Ответ зависит от характеристик конкретной прогнозной проблемы. Но кое-что можно сказать и заочно, если принять во внимание сравнительные преимущества, стоимость и логику использования различных методов.

При выборе метода прогнозирования лицо, принимающее решение, должно учитывать два вида затрат. Первый вид, который назовем издержками неточности, обусловлен стоимостью получения требуемой точности прогноза. Второй вид затрат образуют издержки самого прогнозирования. В качестве стоимостного критерия нужно брать минимизацию совокупных затрат. Иначе говоря, мало смысла в том, чтобы тратить огромные суммы на составление прогноза, имеющего небольшую ценность для организации. В таком случае уместнее был бы интуитивный прогноз, предложенный менеджером по продажам. В другом случае можно, потратив при составлении прогноза небольшую сумму денег, сэкономить для организации большие суммы в будущем, если прогнозные решения очень чувствительны к будущим условиям.

Решение о выборе метода прогнозирования зависит от многих факторов. Многие методы требуют большого количества исторических данных. Если эти данные отсутствуют или же их получение связано с огромными затратами, то многие методы прогнозирования могут быть сразу отброшены. Другим релевантным фактором является временной горизонт. Одни методы более пригодны для составления краткосрочных прогнозов, другие -для долгосрочных. Существенным фактором является время, требуемое для разработки прогноза. Если менеджеру необходим прогноз для выполнения им текущих действий, то он не может ждать несколько месяцев, чтобы получить прогнозные результаты.

Методы прогнозирования различаются по стоимости и точности, и, следовательно, важно определить требуемую точность прогноза и разумную стоимость получения этой точности.

2. Особенности и способы программирования и прогнозирования миграционных процессов

2.2 Прогнозирование миграционных процессов

В наиболее узком понимании миграция -- это совокупность безвозвратных межпоселенных передвижений населения, связанных с переменой места жительства, т. е. переселение.

Эксперты ООН выделяют пять категорий мигрантов:

1) иностранцы, допущенные в страну въезда для получения образования и обучения;

2) мигранты, въезжающие на работу;

3) мигранты, въезжающие по линии объединения семей, создание новых семей;

4) мигранты, въезжающие на постоянное поселение;

5) иностранцы, допущенные в страну въезда из гуманитарных соображений (беженцы, лица, ищущие убежища, и др.). [8, 135 - 136].

Особенности развития миграционной ситуации в Российской Федерации в последнее десятилетие обусловлены политическими и социально-экономическими переменами, имевшими место на всем постсоветском пространстве после распада СССР.

Миграционная ситуация в России позволяет определить приоритеты миграционной политики, сосредоточить усилия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на:

1. Предупреждении, предотвращении и минимизации негативных последствий стимулированных миграционных потоков.

2. Адаптации и интеграции мигрантов на новом месте жительства.

3. Пресечении незаконной миграции.

4. Обеспечении регулирования внешнетрудовой миграции, социальной защиты трудящихся мигрантов.

5. Оптимизации размещения населения и трудовых ресурсов посредством социально-экономических миграций.

6. Добровольном возвращении мигрантов (внутренних перемещенных лиц, беженцев и лиц, ищущих убежище) [9, 183].

В процессе прогнозирования миграционных процессов используются различные методы.

Очевидно, что вопросы миграционной политики -- одни из наиболее значимых для обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, поддержки устойчивого экономического роста. В частности, не имея четкого представления о потоках внутренней и внешней миграции, невозможно планировать развитие социальной инфраструктуры, ситуацию на региональных рынках труда. Прогнозы межрегиональной и внешней миграции на среднесрочную и долгосрочную перспективу необходимы для:

- создания условий для легального привлечения в Россию квалифицированных трудовых ресурсов,

- совершенствования миграционного учета иностранных граждан,

- противодействия нелегальной миграции,

- разработки комплекса мер по поддержке внутренней трудовой миграции [8, 168].

Специалистами ЦЭФИР разработан усовершенствованная модифицированная гравитационная модель внутренних и внешних миграционных потоков. Модель была впервые построена на основе данных за 1993-2003 гг. для 90 регионов и стран. Модель позволяет оценить поток мигрантов для каждой пары регионов России за любой год вплоть до 2025 на основании прогноза прямой и обратной миграции между этой парой за предыдущий год, а также на данных демографии и социально-экономического положения в данном и прошлом годах.

Согласно этой модели, миграция между двумя регионами находится в прямой пропорциональной зависимости от размеров регионов (включая численность населения) и в обратной пропорциональной зависимости от расстояния между ними. Однако миграция также зависит от целого ряда демографических и социально-экономических показателей. Факторами притяжения, на микроэкономическом уровне будут хорошие возможности поиска работы и высокий доход, высокий уровень предоставления общественных благ. Соответственно, к факторам отталкивания можно отнести отсутствие стабильной высокооплачиваемой работы, трудности в поиске новой работы, низкий уровень доходов населения, низкое качество образования и уровня предоставления общественных благ. Важную роль играют климатические, культурные и другие условия.

Поскольку переселения приводят к изменению в размещении населения, прогноз миграций -- необходимая составная часть прогнозов численности населения по регионам страны, городской и сельской местности.

Миграции оказывают большое влияние на структуру населения, так как разные его группы участвуют в них неодинаково. Исследователи миграции отмечают, что наиболее часто переселяются молодые люди в возрасте до 30 лет, одинокие или семейные, но без детей. Семьи с детьми и особенно пожилые люди переселяются реже.

Поэтому миграция деформирует возрастные структуры в местах притока и оттока населения в противоположных направлениях. В местах притока население «омолаживается», так как в нем увеличивается доля молодежи, в местах оттока, наоборот, молодежи становится меньше, а пожилых больше, население стареет. Ясно, что в «молодом» и «старом» населении будут сильно различаться уровни рождаемости, смертности и естественного прироста в расчете на 1000 жителей. Таким образом, прогноз миграций необходим и для большей точности прогнозов воспроизводства, и для определения общей численности населения [27, 61].

Прогноз миграций исключительно важен для народного хозяйства. Экономическое значение миграций определяется главным образом тем, что с помощью миграций перераспределяются трудовые ресурсы между районами страны, между городом и селом. Благодаря миграциям различия в обеспечении хозяйства рабочей силой по разным территориям могут быть существенно сглажены.

Велики различия в миграционной подвижности между регионами. В большинстве случаев на территориях с низким естественным приростом отмечается высокая подвижность населения, а на территориях с высоким уровнем естественного прироста подвижность населения невысока. Эти различия затрудняют обеспечение хозяйства отдельных районов трудовыми ресурсами. Наиболее мобильно сельское население в РСФСР, Белоруссии, наименее мобильно -- в Средней Азии. Сельские жители РСФСР охотно переезжают в города любых районов страны, а в Средней Азии они предпочитают жить на селе и даже в города своей республики переезжают неохотно. В то время как население, а следовательно, и трудовые ресурсы «смещаются» в южные республики, рабочие места по-прежнему сосредоточиваются преимущественно в РСФСР и на России. В 1960--1970 гг. на РСФСР пришлось 53,0% прироста численности рабочих и служащих страны, на Россию -- 20,0%; в 1970-- 1982 гг. -- соответственно 49,0 и 16,6. Сдвиги, как видим, небольшие.

В миграциях различают потоки (прибывших, выбывших) и их результат -- миграционный прирост (или сальдо миграции), т. е. разницу между числом прибывших на данную территорию и числом выбывших. Потоки миграции и миграционный прирост формируются под воздействием разных причин, поэтому методы их прогнозирования тоже разные. Мы остановимся только на проблемах прогноза миграционного прироста, обусловленного межрайонной миграцией. По отношению к потокам миграционный прирост составляет обычно небольшую величину, но именно его величина и направленность-- главный индикатор соответствия миграционных процессов требованиям народного хозяйства.

Как мы уже говорили, реалистичный прогноз миграций, основывающийся на знании закономерностей этого процесса, крайне важен как для того, чтобы успешно управлять миграциями, так и для оценки возможности увеличить численность трудовых ресурсов в районах с низким их приростом.

Было бы большой смелостью утверждать, что наука знает, как сделать такой прогноз. Однако поиск идет непрерывно, и многие принципиально важные положения уже выяснены. Преодолены и схематичные, оторванные от действительности взгляды на прогнозирование и управление миграциями.

В условиях высокой обеспеченности хозяйства трудовыми ресурсами прогноз миграций не имел принципиального значения для планирования. Поэтому он разрабатывался по принципу «будет так, как надо». В соответствии с этим главное внимание уделялось определению потребностей того или иного региона в трудовых ресурсах. По каждому региону составлялся баланс трудовых ресурсов, т. е. потребность в них сопоставлялась с наличием. Разница между необходимыми и наличными трудовыми ресурсами и представляла собой прогноз перераспределения населения. Предполагалось, что недостаток трудовых ресурсов в одном регионе будет легко восполнен за счет избытка их в другом. Приходилось следить только за тем, чтобы плюсы и минусы региональных балансов были уравновешены в масштабе страны. По существу этим утверждался принцип, что размещение производства не зависит от расселения и что миграции всецело определяются интересами производства.

Первые же работы по анализу современных миграционных процессов показали, что это не так. Многочисленные исследования, проведенные затем по большинству республик и районов, а также перепись 1970 г. подтвердили этот вывод. В 60-х годах люди переселялись в южные и западные районы страны, обеспеченные в то время трудовыми ресурсами, -- на Северный Кавказ, в центральные районы России, на Россию, в Среднюю Азию.

Такое несоответствие направлений миграции народнохозяйственным целям пробудило большой интерес к исследованию ее причин и механизма. Эта проблема привлекла внимание ученых разного профиля -- социологов, демографов, экономистов, географов, этнографов. Были проведены обстоятельные исследования миграционного поведения сельского населения -- уровня, мотивов и факторов мобильности, достижения людьми поставленных при переселении целей в зависимости от уровня образования, квалификации, социальной принадлежности и материальной обеспеченности.

Было также изучено, как связаны направления перераспределения населения с территориальными различиями в уровне жизни и с размещением рабочих мест. В результате исследователи пришли к выводу, что перераспределение населения по территории в решающей степени определяется региональными различиями условий жизни и мало зависит от трудообеспеченности хозяйства регионов. Многочисленные корреляционные модели миграции, построенные применительно к этому времени, показали, что теснее всего ее результаты связаны с различными элементами условий жизни.

В значительной мере благодаря этим исследованиям были приняты важные хозяйственные решения по выравниванию уровня жизни в разных районах страны, в частности введены районные коэффициенты к заработной плате, а также повышена оплата труда в восточных районах, северных и пустынных местностях.

Казалось бы, путь к управлению и прогнозированию миграций был открыт, оставалось только найти методы реальной оценки возможностей общества по выравниванию условий жизни.

Однако картина миграций за 1970 г. выявила ограниченность и неполноту такой схемы. В этот период перераспределение населения по территории обнаружило тесную связь с размещением производства.

В межрайонном перераспределении населения страны произошли разительные изменения. Направления его поменялись почти на противоположные: переместились полюса притяжения и оттока мигрантов, изменились значения миграционного прироста, изменилась и роль отдельных экономических районов в общем балансе миграций. Это хорошо представлено данными табл. 1, в которой показан удельный вес различных экономико-географических зон среди всех регионов с притоком и соответственно с оттоком населения [27, 67].

В начале 70-х годов произошел качественный перелом в направлениях межрайонного перераспределения: стал уменьшаться приток населения на Юг и увеличиваться поток мигрантов на Восток и в Центр.

Научно обоснованное предвидение параметров развития населения как производителя и потребителя материальных благ и услуг, разработка демографического прогноза является предпосылкой формирования государственной социально-экономической стратегии. Демографическое прогнозирование включает два этапа:

Расчет перспективных показателей рождаемости, смертности и миграций.

Собственно исчисление прогнозной численности и половозрастной структуры населения.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты