Рефераты

Прогнозирование и программирование миграционных процессов

p align="left">Каждый вариант прогноза демографического развития представляет собой специфическую комбинацию вариантов прогнозов миграций населения, рождаемости и смертности. Будущая численность населения России и его состав в первую очередь будет зависеть от масштабов миграционных процессов. Итак, прогноз миграций населения, определение будущих величин миграционных показателей является важным компонентом демографического прогноза.

В России накоплен значительный опыт прогнозирования демографического развития, разработаны научно обоснованные методические подходы к оценке перспективных параметров рождаемости и смертности. Вместе с тем при прогнозировании миграций отечественные исследователи обычно ограничивались определением общего сальдо миграций населения в прогнозном периоде (методом экспертных оценок или экстраполяции) с следующей разбивкой его по возрастным группам. Необходимо применять принципиально отличительной методики прогнозирования миграций, построенной на оценке перспективных параметров прибытия и убытия, а также половозрастной структуры мигрантов в зависимости от типа и географического направления перемещений [29, 18].

Разработка достоверных прогнозов миграций населения - намного более сложная задача по сравнению с прогнозированием параметров естественного движения населения. Если естественное воспроизводство представляет собой саморазвитие отдельно взятого населения, то миграция является результатом взаимодействия двух территориально разобщенных совокупностей людей. Поэтому будущие масштабы и направленность внешних миграций в России зависят не только от внутригосударственных, но и от внешних по отношению к России факторов. В сегодняшних условиях едва ли не единственным выходом остается опора на метод экспертных оценок как основное средство прогнозирования масштабов миграционных процессов.

Соответственно прогноз миграций заранее будет менее точным, чем прогноз рождаемости и смертности. Это обусловлено, во-первых, относительно невысокой инерционностью миграционных процессов (изменение социально-экономических тенденций на показателях миграций населения отображается довольно быстро, тогда как процессы естественного движения реагируют на смену внешних условий с определенным лагом), во-вторых, недостаточной точностью исходных данных (проблемы учета миграций существуют даже в наиболее богатых странах с высокоразвитой статистикой). Следует осознавать, что достичь при прогнозировании миграций такого же уровня точности, как и при прогнозировании естественного движения, невозможно.

Основными тенденциями миграций населения в России в период между последней переписью населения бывшего СССР (1989 год) и первой переписью населения независимой России (2002 год) стали:

- снижение общего уровня мобильности населения;

- уменьшение интенсивности миграционных связей с бывшими республиками СССР;

- расширение контактов со странами "старого" зарубежья: становление потока постоянной эмиграции из России в страны Европы, Америки и Израиль (сначала представителей отдельных этнических групп - евреев, немцев, греков, венгров, чехов и др., со временем - украинцев и русских), а также ротация учебных мигрантов из развивающихся стран (возвращение на родину выходцев из соответствующих стран, закончивших обучение в вузах нашей страны, и замена их новыми контингентами);

- обретение миграциями более "семейного" характера - уменьшение доли молодежи и увеличение удельного веса лиц среднего возраста среди мигрантов, прежде всего среди внешних;

- значительный миграционный прирост населения страны на рубеже 1980-1990-х годов, сменившийся продолжительным периодом превышения убытия над прибытием (более чем на 100 тысяч человек ежегодно), начиная с 1994 года [27, 219].

В начале ХХІ столетия в России произошло уменьшение величины модуля отрицательного сальдо миграций до -7,6 тысячи человек в 2004 году и переход к положительному миграционному балансу в 2005 году. Причем положительные сдвиги состоялись главным образом за счет индивидуальных миграций, в то время как баланс семейной миграции остается отрицательным. Так, в 2004 году при коэффициенте сальдо миграций всего населения -0,16‰ сальдо миграций возрастной группы 17-18 лет составило +0,14‰, тогда как в группе детей в возрасте 0-14 лет этот показатель равнялся -0,23‰, а в группе их родителей (23-34 года) - -0,40‰.

Конечным результатом прогнозирования миграций является получение величин миграционного прироста (уменьшения) каждой половозрастной группы населения России за каждый год прогнозного периода. Однако, при формировании гипотез перспективного развития миграционных процессов следует помнить, что общее сальдо миграций населения (определенной половозрастной группы) - всего лишь математическая разница двух значимых величин - численности прибывших и количества выбывших, и само по себе имеет ограниченную смысловую нагрузку. Поэтому корректный расчет прогнозных величин сальдо миграций населения требует проведения оценки масштабов отдельно прибытия и убытия как промежуточного звена прогнозирования. В этом состоит особенность данного методического подхода к прогнозированию миграционных процессов, отличающего его от большинства попыток прогнозирования миграций, осуществленных в России.

Собственно прогнозирование миграций населения включает три этапа. Первым этапом является оценка будущих объемов прибытия и убытия, а также распределения мигрирующих по географическим направлениям. Конечно, проведение прогнозной оценки миграционных связей России с каждой отдельно взятой страной мира не является рациональным и повышает вероятность ошибок, которые при наложении одна на одну могут привести к ошибочным результатам прогнозных величин сальдо миграций населения. Поэтому прогнозирование масштабов межтерриториальных потоков миграций населения целесообразно осуществлять в разрезе небольшого количества групп стран, выделенных по таким социально-экономическим и геополитическим признакам, как географическое положение, ментальные признаки населения, история и особенности развития миграционных контактов с Украиной и т.п. Группирование стран должно опираться на такой основополагающий принцип: отличия между соответствующими характеристиками стран внутри каждой группы должны быть меньшими, чем между разными группами стран.

Очевидно, что первым шагом к такой группировке стран является различение так называемого нового и старого зарубежья - продолжительное пребывание в составе единого государства еще не один десяток лет будет влиять на ход миграционных процессов сильнее, чем действие любых других геополитических факторов. В пределах бывшего СССР целесообразно отдельно рассматривать Россию как основного миграционного партнера России по абсолютным масштабам как прибытия, так и убытия. Все остальные бывшие республики Союза следует разбить на западные (Беларусь, Молдова и страны Балтии) и южные (Закавказье и Центральная Азия). Такое различение учитывает не только географическое положение, но и особенности образа жизни населения соответствующих стран, степень близости менталитета их жителей к ментальности жителей России, и является отображением глобального деления мира на Запад и Восток.

Аналогично все регионы Земного шара за пределами бывшего СССР наиболее целесообразно разделить на т.н. территорию европейского заселения (ТЕЗ) и группу стран Востока. ТЕЗ включает Западную и Центральную Европу, Северную и Южную Америку, Австралию, Новую Зеландию и Израиль, к группе Восточных стран принадлежат страны Азии (кроме бывших республик СССР и Израиля), Африки и Океании.

Ключевые элементы прогноза - характер развития миграционных контактов с той или другой группой стран (тенденция увеличения или уменьшения объема миграционного потока, ускорение или замедление темпов), максимальный (или минимальный) годовой объем потока, год достижения этого уровня и т.п., определяются методом экспертных оценок. Расчет конкретных числовых величин показателей миграций на протяжении прогнозного периода осуществляется с помощью методов экстраполяции, интерполяции и аналогового. Интерполяция применяется для определения объема того или другого миграционного потока за каждый год периода, в случае если объем потока в конце периода и тенденция развития процесса на протяжении данного периода определенные методом экспертных оценок.

Вторым этапом прогноза является оценка перспективной структуры мигрантов. К сожалению, государственная статистика не предоставляет информации о распределении мигрантов по полу и возрасту в зависимости от страны происхождения (назначения), возрастная структура имеется лишь для контингентов прибывших (выбывших) из групп стран нового и старого зарубежья. Анализ внешних миграций в России показал, что потоки иммиграции в нашу страну из бывших республик СССР, эмиграции в страны СНГ и Балтии и эмиграции за пределы бывшего Советского Союза характеризуются почти идентичным распределением мигрантов по полу и возрасту. Особую половозрастную структуру имеет лишь незначительный по масштабам миграционный поток прибывших из-за пределов бывшего СССР. Это объясняется спецификой формирования данного потока миграций - более половины от общего количества прибывших из стран старого зарубежья составляют учебные мигранты, дипломатические представители, бизнесмены и т.п., то есть те контингенты лиц, которые среди относительно большого количества межгосударственных (в пределах бывшего СССР) мигрантов и эмигрантов за пределы бывшего Союза просто теряются.

Учитывая эти различия в возрастной структуре мигрантов разных потоков, при переходе от прогнозирования объемов внешних миграций населения России к оценке перспективной структуры мигрантов, контингент выбывших можно рассматривать вместе, а что касается прибывших, то прогнозирование половозрастной структуры прибывших из нового и старого зарубежья необходимо производить отдельно [27, 223].

Кроме того, следует иметь в виду, что при определенных условиях в перспективе возможно становление потоков миграции, которые в современной России почти не представлены. Речь идет, во-первых, о второй волне возвращения в Россию представителей ранее депортированных народов и о переселении в нашу страну граждан афро-азиатских стран. В условиях демографического кризиса привлечение иммигрантов из Азии и Африки становится единственным источником замедления депопуляции и поддержания приемлемого соотношения между численностью наиболее экономически продуктивных возрастных групп и лиц преклонного возраста. Этот поток неминуемо породит обратный поток возвращения в страны происхождения переселенцев, не прижившихся в России.

Итак, если прогнозирование объемов внешних миграций населения осуществляется в разрезе пяти географических направлений, то при прогнозной оценке половозрастной структуры мигрирующих в системе обмена населением между РФ и другими странами мира целесообразно выделять шесть качественно особых компонентов: поток прибытия населения из стран нового зарубежья (без учета репатриации ранее депортированных народов); поток прибытия населения из стран ТЕЗ и учебных мигрантов из афро-азиатских стран: поток убытия населения из России; репатриация ранее депортированных народов; иммиграция в Россию граждан афро-азиатских стран; возвратная миграция переселенцев.

Первые три компонента существуют на современном этапе, три последние сформируются при определенных условиях. Перспективное распределение внешних мигрантов по полу и возрасту зависит от соотношения этих компонентов в структуре миграционного оборота. Половозрастная структура прибывших и выбывших рассчитывается в отдельности по этим компонентам. Половозрастная структура иммигрантов из развивающихся стран определяется по аналогии со структурой подобных миграционных потоков в других регионах Земного шара. При этом возрастная структура прибывших и выбывших в прогнозном периоде согласовываются между собою соответственно развитию возвратных миграционных потоков.

Итоговое сальдо внешних мигрантов по каждой половозрастной группе рассчитывается как разница между суммой прибывших соответствующего пола и возраста по всем видам миграционных потоков и суммой всех выбывших данной половозрастной группы.

Третий этап прогноза - исчисление сальдо миграций по году рождения. Необходимость таких подсчетов вызвана тем, что применение метода передвижки возрастных групп предусматривает учет численности возрастных контингентов населения (в т.ч. мигрантов) по количеству полных лет на начало года. Лица, осуществляющие миграционные перемещения, могут на момент переезда как иметь тот же самый возраст, что и по состоянию на начало года, так и пребывать в возрасте, на 1 год старшем - в зависимости от того до или после своего дня рождения в данном году они мигрируют.

Анализ особенностей распределения мигрантов по возрасту и году рождения показывает, что около 45% мигрантов переезжают до своего дня рождения в данном году, то есть имеют тот же возраст на начало года, что и на момент переезда, и соответственно 55% - мигрируют после дня рождения и на момент переезда находятся в том же возрасте, что и на конец года. В разные годы и для разных возрастных групп имеют место отклонения от этого соотношения, однако, в целом оно является постоянным (отличия не превышают допустимую величину погрешности прогноза).

Прогноз миграций обычно разрабатывается в нескольких вариантах в соответствии с возможными сценариями социально-экономического развития России и возможными изменениями в государственной социально-демографической политике. Собственно одна из задач демографического прогнозирования - оценка влияния тех или иных макроэкономических и геополитических факторов на изменения численности и состава населения. Ниже изложены результаты варианта прогноза миграций до 2050 года, осуществление которого возможно при условии закрепления положительных социально-экономических тенденций последних лет, а также реализации положений проекта Стратегии демографического развития России на 2006-2015 годы.

Основные гипотезы, положенные в основу расчета данного варианта прогноза миграций такие:

- прекращение уменьшения интенсивности контактов со странами бывшего СССР (поскольку эта интенсивность достигла чрезвычайно низкого уровня, дальнейшее ее снижение маловероятно);

- положительный миграционный баланс в обмене населением с этими странами соответственно тенденциям последних лет;

- вторая волна репатриации представителей ранее депортированных народов (которая по масштабам, безусловно, будет значительно меньшей, чем поток, имевший место на рубеже 1980-1990-х годов);

- снижение интенсивности постоянной эмиграции в страны ТЕЗ: во-первых, из-за исчерпания этнической составляющей этого потока, во-вторых, вследствие смягчения действия факторов, стимулирующих отъезд, в-третьих, благодаря расширению возможностей осуществления возвратной трудовой миграции в эти страны без изменения местожительства;

- некоторое увеличение объемов прибытия из стран Европы и Америки в Россию вследствие возрастания количества представительств зарубежных компаний, совместных предприятий с экономически развитыми странами;

- становление и развитие потока иммиграции в Россию ограниченных контингентов выходцев из развивающихся стран;

- усиление "индивидуальной" составляющей миграций (более семейный характер миграционных перемещений обычно присущ периодам экономического кризиса) [27, 226].

При условии реализации названных гипотез постепенно увеличится поток прибытия населения из государств СНГ (до 50 тысяч человек в год, т.е. до уровня 1998-1999 годов), а также из других европейских стран бывшего СССР (до 10-11 тысяч человек ежегодно т.е. до уровня 1997 года), обратные потоки на протяжении 2006-2025 годов стабилизируются, а во второй половине прогнозного периода будут медленно возрастать. В 2006-2015 годах резко увеличится миграционный прирост в обмене населением между Россией и странами Закавказья и Центральной Азии за счет второй волны возвращения представителей ранее депортированных народов. Положительный миграционный баланс с этим регионом сохранится и после завершения репатриации, хотя величина сальдо миграций заметно снизится.

Количество выбывших в страны ТЕЗ до конца прогнозного периода уменьшится вдвое по сравнению с 2004 годом, обратный поток возрастет в 1,7 раз. В результате соотношение количества выбывших из России в страны ТЕЗ и прибывших из этого региона будет составлять 7:3 (ныне - 6:1). Количество прибывших из афро-азиатского региона постепенно будет возрастать, стабилизировавшись во второй половине прогнозного периода на уровне 47-53 тысяч человек в год. Обратный поток будет в 4,5-5 раз меньшим, около 40% выезжающих в развивающиеся страны, будут составлять учебные мигранты, закончившие обучение в России, остальные - переселенцы, не закрепившиеся на новом месте.

Сальдо миграций населения России постепенно будет возрастать, достигнув максимума в +80 тысяч человек в год в конце 2020-х годов, в последние годы прогнозного периода миграционный прирост составит +60-63 тысячи человек ежегодно. Его величина во второй половине прогнозного периода приблизительно на 2/3 будет обеспечиваться за счет афро-азиатских стран (таблица. 1). В структуре мигрантов заметно возрастет доля молодежи и соответственно уменьшатся удельные веса детей и лиц среднего и старшего возраста (рисунок. 1).

Таблица 1 - Сальдо миграций населения России с различными регионами мира в 2004-2050 годах (тысяч человек, 2004 год - фактические данные, 2007-2050 годы - прогноз)

2004

2007

2010

2025

2040

2050

Итого

-7,6

11,9

27,8

75,6

67,9

61,6

Украина

-5,4

-2,7

0,6

18

11,3

10,9

Беларусь, Молдова, Балтия

2,8

3,2

3,6

8,1

6,6

4,1

Закавказье и Центральная Азия

6,7

19,4

29,5

9,7

13,9

13

Территория европейского заселения

-12,9

-12,2

-12,2

-8,6

-4,9

-2,7

Афро-азиатский регион

1,3

4,1

6,3

48,4

41

36,2

Примечание. Сумма показателей сальдо миграций по пяти географических направлениях может не совпадать с итоговым показателем за счет округления исходных данных.

Рисунок 1 - Возрастная структура внешних мигрантов в 2004 году (фактические данные) и в 2050 году (прогноз)

2.2 Программирование миграционных процессов на федеральном уровне

Программирование миграционных процессов проводится на основании законодательства РФ в этой области.

Это в первую очередь федеральная миграционная программа, которая имеет долгосрочный характер.

Наконец, «одобрена» концепция миграционной политики, названная «Концепцией регулирования миграционных процессов в Российской Федерации».

Концепция регулирования миграционных процессов, подписанная 1 марта 2003 года, описывает миграционную ситуацию, цели, принципы, задачи, направления и механизмы регулирования миграционных процессов. Во главу угла регулирования миграционных процессов ставится «обеспечение условий социально-экономического и демографического развития страны» Концепция демографического развития Российской Федерации на период 2015г. [8, 171].

Если рассматривать действующую федеральную миграционную программу более подробно, то можно отметить её комплексной характер. Программа разработана Федеральной миграционной службой России (ФМС России) с участием ее территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти, посольств Российской Федерации в государствах - республиках бывшего Союза ССР, научных учреждений и общественных объединений, занимающихся проблемами миграции.

В программе описаны цели, принципы и задачи миграционной политики на федеральном уровне. Выделены пять основных миграционных потоков:

вынужденная миграция;

внешняя миграция;

внешняя трудовая миграция;

незаконная миграция;

внутренняя (социально-экономическая) миграция

В рамках реализации Федеральной миграционной программы будет осуществляться координация перемещения репрессированных народов с целью исключения наложения миграционных потоков и оказания содействия в обустройстве в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В связи с этим предусматривается разработка механизмов возвращения репрессированных народов в места их исторического проживания.

В отношении народностей, проживавших в Российской Федерации, решение проблем восстановления исторической справедливости осуществляется в основном при участии государств - республик бывшего Союза ССР там, где это затрагивает общие интересы. Проблемы в отношении народов, имеющих другую историческую родину, необходимо решать совместно с государствами, участвовавшими в их перемещениях

Закреплены основные направления программы:

1.Подготовка предложений по совершенствованию законодательства в области миграции, создание правовой базы, определяющей основные взаимные права и обязанности мигранта и государства.

2.Защита прав мигрантов в соответствии с действующим законодательством и нормами международного права.

3.Организация иммиграционного контроля, регулирование миграционных потоков.

4.Прием, временное размещение беженцев и вынужденных переселенцев, организация расселения, оказание помощи, содействие в трудоустройстве и обустройстве на новом постоянном месте жительства.

5.Разработка предложений по реализации внешней и внутренней политики России, влияющих на миграционные процессы.

6.Прогнозирование миграционных процессов и формирование государственной миграционной политики с учетом изменения общеполитической и экономической ситуации.

7.Разработка региональных и межрегиональных программ и организация их выполнения.

8.Распределение средств, выделяемых из федерального бюджета на решение проблем миграции, и контроль за их использованием. Определение альтернативных источников финансирования.

9.Разработка механизмов взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, правоохранительными органами.

10.Взаимодействие с российскими, международными и зарубежными правительственными и неправительственными организациями, ассоциациями и фирмами с целью оказания практической помощи и привлечения финансовых средств для решения миграционных проблем

Также в программе четко прописаны мероприятия , которые необходимо провести в различных направлениях для выполнения программы и назначены ответственные исполнители. Назначение не просто исполнителей, а ответственных исполнителей играет важную роль в успешном выполнении мероприятий. Сами программные мероприятия осуществляются в следующих направлениях: мероприятия по правовому обеспечению; мероприятия программы по оказанию помощи вынужденным мигрантам; мероприятия программы по организации иммиграционного контроля; мероприятия программы по решению проблем внешней трудовой миграции и ряду других направлений.

Еще в программе дана краткая характеристика территорий России, оцениваемых как относительно благоприятных для массового приема вынужденных мигрантов. Перечень этих территорий постоянно изменяется , какие-то территории добавляются, какие-то выбывают.

В процессе реализации программы ведется учет фонда земель для расселения в сельской местности всех категорий граждан- переселенцев.

Очерчен круг вопросов, подлежащих совместному решению ФМС России и другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, общественными объединениями , благотворительными фондами.

Помимо этого программа содержит перечень государственных, региональных и отраслевых программ оказывающих воздействие на формирование миграционных потоков в РФ.[2]

Одним из самых важных и проработанным моментом является финансирование как всей программы, так и отдельных её направлений, а также источников средств. И пожалуй этот элемент не всегда отвечал действительности, из-за сложной экономической ситуации в стране , из-за высокой инфляции и т. д. И только в последние годы государство стало выделять необходимые суммы на реализацию миграционной программы.

2.3 Программирование миграционных процессов на региональном уровне (па примере Пензенской области)

В целях обеспечения реализации государственной миграционной политики на территории области была принята и реализована « Целевая миграционная Программа Пензенской области на 2004 - 2006 годы.» Она является продолжением «миграционной Программы Пензенской области на 1998 - 2000 года.», которая была довольно успешно реализована на территории Пензенской области.

Основание для разработки «Целевой миграционной Программы Пензенской области на 2004 - 2006 годы.» являлась "Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации", одобренная распоряжением Правительства РФ от 01.03.2003 N 256-р.

Заказчиком выступило- Управление по делам миграции УВД Пензенской области.

Целью Программы является создание системы регулирования миграционных процессов, приведение их параметров в соответствие со стратегией устойчивого социально-экономического развития Пензенской области.

Приоритетные задачи: оптимизация объема и структуры миграционных потоков, лучшее использование потенциала мигрантов в интересах социально-экономического и демографического развития области; совершенствование системы регистрации иностранных граждан, прибывающих на территорию области, борьба с незаконной миграцией; предупреждение возникновения инфекционных и паразитарных заболеваний в связи с прибытием мигрантов, в том числе из регионов повышенного эпидемиологического риска; обеспечение приемлемых социально-бытовых условий пребывания мигрантов в области.

Основные исполнители программы - Управление по делам миграции УВД Пензенской области, Департамент федеральной государственной службы занятости населения ( ФГСЗН) Пензенской области, Министерство образования и науки Пензенской области, Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Пензенской области, Экспертно-консультативный совет при Управлении по делам миграции УВД Пензенской области, Пензенский областной комитет государственной статистики, Управление финансов Пензенской области, отдел паспортно-визовой службы УВД Пензенской области.

Источники финансирования- Финансирование мероприятий Программы из федерального бюджета производится согласно плановым назначениям Федеральной миграционной службы МВД России.

Финансирование мероприятий из бюджета Пензенской области производится по согласованию с Правительством области с учетом реальных возможностей бюджета области на соответствующий год. Внебюджетные источники.[6]

В программе дана полная характеристика социально-экономическая характеристика области, описана инфраструктура области.

В 90-е годы демографическое развитие области, как и России в целом, вступило в период острейшего кризиса, охватившего все основные демографические процессы. Наблюдается тенденция сокращения численности населения.

За 2005 год общая убыль населения составила 14,2 тысячи человек. Естественная убыль населения - 13,7 тысячи человек, миграционная - 560 человек.

В настоящее время каждый четвертый умирает в трудоспособном возрасте. Миграционный приток населения, который остается долгое время положительным, не компенсирует потери населения от естественной убыли.

За последние 10 лет миграционный прирост составил 65,6 тысячи человек. Основную долю - около 90% - составляют мигранты из республик бывшего СССР. Из дальнего зарубежья - около 1%.

В потоке вынужденной миграции из стран СНГ примерно 80% составляют выходцы из Пензенской области или люди, имевшие здесь родственные корни. Абсолютное большинство - русские. Второе место по количественному составу в потоке вынужденной миграции занимают татары, что также характерно и для постоянного населения области. Количество мигрантов, расселившихся в городской местности, незначительно превышает количество расселившихся в сельской (соответственно 53% и 47%).

Приток мигрантов играет положительную роль в возрождении Пензенской области. Они пополняют численный состав населения, более половины мигрантов в трудоспособном возрасте, 16% - пенсионеры. Большое количество вынужденных переселенцев расселяется в сельской местности - 47%, что помогает снизить дефицит кадров в селах, особенно медработников, учителей, квалифицированных механизаторов.

В 2005 году на территории области работали 192 иностранных гражданина (с учетом разрешений, выданных в 2004 году, но действующих и в 2005 году). Из них граждане СНГ - 130 человек (68%).

Эти показатели не оказывают заметного влияния на внутриобластной рынок труда.

Основную часть представителей стран дальнего зарубежья составляют граждане Турции (17%), остальные - граждане Индии, Эстонии, Афганистана, Великобритании, КНР, ФРГ, Туркмении и Грузии. Из республик бывшего СССР преобладают граждане Армении - 44% (занятые в основном в области строительства), Узбекистана - 24%.

Основная часть иностранных работников - 85% - заняты в промышленности, 14% - в строительстве, незначительная часть занимается коммерцией. Наблюдаются периодические перепады в количестве привлеченной иностранной рабочей силы, связанные с сезонным характером сельскохозяйственных и строительных работ, а также устойчивые связи отдельных плодоовощеводческих и свеклосеющих хозяйств области с бригадами иностранных работников из Украины и Молдовы.

Также в целях достижения желаемых результатов был разработан целевой комплекс мер по стабилизации миграционного процесса в области. В первоочередном порядке эти меры включают:

- стимулирование активного участия мигрантов в процессе собственного хозяйственного обустройства, интеграции в социальную сферу, реального трудового вклада в экономическое развитие области;

- обеспечение мигрантов рабочими местами, осуществление переподготовки, создание условий для организации собственных дел, осуществление выпуска информационных материалов, позволяющих мигрантам ориентироваться в наличии вакантных рабочих мест на территории области по отраслям хозяйства, осуществление переподготовки и повышения квалификации мигрантов с помощью учебно-методического центра Департамента ФГСЗН по Пензенской области, обучение основам предпринимательства, содействие самозанятости и предпринимательству, созданию крестьянских и фермерских хозяйств в местах компактного расселения мигрантов;

- льготное кредитование на обустройство со стороны государства. Это позволило бы желающим организовать собственное производство, крестьянские или фермерские хозяйства, построить жилье, хозяйственные постройки, закупить оборудование, технику для обработки земли, домашний скот;

- обеспечение мигрантов жилой площадью как для временного, так и постоянного проживания путем создания системы обеспечения жильем. Эта задача может быть осуществлена как за счет средств мигрантов, так и за счет средств федерального и областного бюджетов на строительство и приобретение готового жилья. Необходимо принять меры по созданию областного жилищного фонда для социально незащищенной категории вынужденных переселенцев, которые имеют право на внеочередное и первоочередное предоставление жилья в соответствии с действующим жилищным законодательством;

- улучшение положения детей вынужденных мигрантов как наиболее социально незащищенной категории граждан. Для этого необходимо обеспечить размещение детей, прибывших без семей, в домах ребенка, в детских домах, в школах-интернатах; создать единый банк данных оздоровительных лагерей, детских санаториев и профилакториев, школ-интернатов, общежитий образовательных учреждений профессионального образования, детских дошкольных учреждений на территории области, которые могут быть использованы для временного размещения эвакуированных детей; организовать работу по выявлению семей, способных временно принять детей, потерявших родителей в межнациональных конфликтах, и оказывать этим семьям необходимую поддержку; организовать поиск родителей, родных и близких детей, прибывших без родителей;

- прогнозирование величин и социально-демографических структур притока и оттока внешней миграции, в связи с чем необходимо изучить миграционные потоки, научно обосновать причины их возникновения и результат воздействия на социальную обстановку и миграционную ситуацию в области;

- выдачу разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и контроль за их использованием;

- постоянное регулирование процессов внутриобластной миграции на основе организованного привлечения населения к заселению малообжитых территорий и укреплению аграрного сектора экономики.

- выработку совместных действий органов государственной власти области, принимающих участие в регулировании миграционных процессов, для обеспечения обустройства, социальной и психологической адаптации мигрантов;

- эффективное выполнение настоящей Программы, обеспечение систематического контроля за ее осуществлением, создание организационных условий для приема и размещения вынужденных мигрантов на территории области, проведение семинаров, практических конференций по проблемам организации работы с мигрантами с участием заинтересованных сторон и исполнителей Программы, создание системы взаимного информирования всех участников исполнения Программы;

- создание базы данных о параметрах, характеризующих миграционные процессы

- создание механизма привлечения инвестиций, рационального использования выделенных бюджетных средств, повышение эффективности размещения средств, необходимых для регулирования миграционных процессов;

- возмещение расходов, связанных с приемом и обустройством мигрантов, формируется за счет средств, выделяемых из областного бюджета на реализацию мероприятий в рамках областной миграционной Программы.[6]

Все мероприятия программы четко прописаны: утверждены ответственные исполнители, сроки исполнения, стоимость, источники и объем финансирования, а также ожидаемые конечные результаты. Также программа содержит в себе технико-экономическое обоснование некоторых показателей расходования средств на реализацию мероприятий программы.

Ожидаемые результаты реализации Программы - создание единой и эффективно действующей системы иммиграционного контроля, сведение до минимума незаконной миграции. Оказание более ощутимой помощи в обустройстве слабозащищенной категории вынужденных переселенцев. Снижение санитарно-эпидемиологического риска для населения области в результате миграции.

В целом Пензенская область добилась ряда поставленных задач на 2004-2006 , хотя остаются ряд проблемы в первую очередь касающихся незаконной миграции, предоставления жилья вынужденным переселенцам и беженцам.

Заключение

Таким образом, на основании работы можно сделать ряд следующих выводов.

Дано понятие прогнозированию и программированию социально-экономических массовых явлений (в нашем случае - это миграционные процессы)

Рассмотрены основные виды прогнозов - это поисковый и нормативный прогноз. Изучены основные методы прогнозирования и программирования, хотя вышеперечисленные методы лишь частичка огромного количества методов, которые продолжают появляться в этой научной области.

В наиболее узком понимании миграция -- это совокупность безвозвратных межпоселенных передвижений населения, связанных с переменой места жительства, т. е. переселение. Это процесс, меняющий «рисунок» расселения в отдельных странах, на континентах, во всем мире. Нас интересовала миграция в очередь в РФ, а также способность её предугадать и спрограммировать свои действия в зависимости от складывающейся ситуации.

Как и в других странах, границы миграционной емкости России связаны с тенденциями и перспективами экономического развития, положением на рынке труда, наличием и развитием социальной инфраструктуры и др. Кроме того, в России приходится учитывать еще и некоторые геополитические факторы. В частности, если бы имел место массовый приток китайцев на российский Дальний Восток, то он не только не привел бы к глубинной культурной ассимиляции (ввиду непосредственной близости мощного собственного культурного материка), но и мог бы рано или поздно привести к активизации существующих территориальных притязаний Китая.

Прогнозы миграции более всего неопределенны, так как зависят не только от экономико-политического будущего России, но и от ситуации как на постсоветском пространстве, так и вне его.

Варианты прогноза миграции между Россией, государствами -- участниками СНГ и странами Балтии основаны на сочетании сценария «стабильной русскоязычной диаспоры» для Белоруссии, России, стран Балтии и Молдавии и скорее всего Казахстана и «медленной репатриации» для остальных государств -- участников СНГ.

Эмиграция из России в страны дальнего зарубежья также носит в значительной степени этнический характер, хотя нельзя не отметить, что в последние годы доля русских в числе эмигрантов неуклонно повышается. С учетом этого прогноз выезда в дальнее зарубежье восполнен независимой экстраполяцией по трем странам (Германия, Израиль и США), а по другим странам -- суммарно.

Как свидетельствуют данные статистики, Россия достаточно неохотно принимает представителей национальностей, не относящихся к народам и этническим группам Российской Федерации и тем более выходцев из других стран. Это объясняется и позицией общественного мнения, и геополитическими факторами. Хотя предполагается переход от ограничения миграции в Россию этих категорий мигрантов к регулированию иммиграции, весьма вероятно, что это произойдет не ранее 2010 г., когда начнется реальное сокращение численности населения рабочих возрастов. Можно ожидать что вместе с активизацией трудовой миграции Россия начнет принимать более широкий круг иммигрантов.

Расчеты показывают, что при самых оптимистических предпосылках для поддержания стабильной численности населения России необходимо принимать не менее полумиллиона мигрантов в год в среднем в период 2001--2050 годов. Такой вариант развития событий мало вероятен в силу целого ряда экономических и политических причин. Однако само возникновение в начале ХХI века четвертого миграционного потока (миграция в Россию из стран дальнего зарубежья) кажется вполне возможным. В 1996--2000 гг. чистая миграция в Россию составляла 270 тыс. человек. Поэтому представляется, что примерно столько мигрантов Россия может принимать и в будущем. Основываясь на этих предположениях, был разработан четвертый вариант прогноза миграции.

Кроме этого был рассмотрен ряд основополагающих законов касающихся миграции и миграционных процессов, а также федеральная миграционная программа, "Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации", « Целевая миграционная Программа Пензенской области на 2004 - 2006 годы.»

Проанализировав эти документы можно сделать вывод, что проблемы связанные с прогнозированием и программированием миграционных процессов выходят если и не на ведущее место в государственной политике, то по крайне мере привлекают все больше и больше государственного внимания, как на федеральном уровне так и на региональном. О повышенном внимании к программированию миграционных процессов говорят постоянные поправки вносимые в долгосрочную федеральную миграционную программу. Создаются различные государственные центры помощи мигрантам, различные государственные и негосударственные фонды и т.д.

В Пензенской области власти тоже стремятся идти в ногу с федеральным центром и у нас принимаются целевые миграционные программы, которые довольно успешно реализуются. Единственным большим минусом федеральных и региональных программ является финансирование, которого не всегда хватает на реализацию разработанных мероприятий и действий.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 04.12.2007 № 328-Фз// ПС Гарант

2. Указ Президента РФ « О федеральной миграционной программе» от 13.06.1996 N 881// ПС Гарант

3. Постановление Правительства РФ « О федеральной миграционной программе на 1998-2000 годы» от 10 ноября 1997г. № 1414// ПС Гарант

4. Распоряжение Правительства РФ "Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации" от 1 марта 2003 г. № 256 // ПС Гарант

5. Приказ Министерства Социальной защиты населения РФ «О мерах по реализации федеральной миграционной программы» от 10 февраля 1995 г. №29 // ПС Гарант

6. Постановление Правительства Пензенской области « О федеральной миграционной программе Пензенской области на 2004-2006 годы» от 27 мая 2004 г. № 277-пП// ПС Гарант

7. Аверьянова Т. В. Социальная политика: Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2003. -456 с.

8. Баранова К. И. Социальное программирование: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2004. -282 с.

9. Воронин В. В. Экономическая география Российской Федерации: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. В 2ч.-- Самара, 2007. - 176 с.

10. Галецкий В.Д. Миграция населения и перспективы демографического развития России// Проблема прогнозирования .-2003. - №4. -С. 19 - 25

11. Горланов А. Н. Итоги переписи 2002 года.// Российская газета. - 2003. - 25 марта. - С. 4 - 7.

12. Денисов Е. Н. Население России и экономические процессы.// Социально-экономический журнал. - 2003. - №4. - С. 15 - 17.

13 Дуброва Т.А. Прогнозирование социально-экономических процессов. -М.:Норма, 2002 .- 137 с.

14. Ерзнкян Б.А. Социальное и экономическое прогнозирование.: Учебное пособие.:СПб.:Питер,2003. - 236 с.

15. Зиновьева Н. Н. Демография и экономика. - М.: ЮНИТИ, 2004.- 381 с.

16. Иванова Т.Д. Проблемы миграции и опыт её регулирования в полиэтническом Кавказском регионе// Вопросы прогнозирования.-2005. - №5. - С. 47 - 58.

17. Ломакина Е. Г. Социальная география России и стран ближнего зарубежья: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2004. - 246 с.

18. Международная миграция населения: Россия и современный мир// Социс.-1998. - №6. - С. 38 - 48

19. Мирченко Н. Г. Население России: город и село.//Российская газета. - 2005. - №21. - С. 5 - 6.

20. Одарин О. Миграционная политика современной России.//Ученый совет .-2006. - №10. - С. 76 - 78

21. Опарина Н. Е. Экономическая и социальная география: Учебник для вузов. - М.: Гардарики, 2003. -173 с.

22. Орешин В. Россия и международная миграция трудовых ресурсов.// Мировая экономика и международные отношения.- 2006. - №4 - С. 17 - 25

23. Панина И. Г. Экономическая и социальная география России. - М.: Высшая школа, 2003.- 371 с.

24. Переведенцев В.И. Миграция населения в СНГ: опыт прогноза.//Полис.-1993.- №2. - С. 69 - 74

25. Последствия китайской миграции для России//Внешнеэкономический бюллетень.-2004. - №4.- С. 171 - 196

26. Региональная экономика: Учеб. пособие для вузов. Под ред. Т. Г. Морозовой. -- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. -149 с.

27. Романова А. Е. Социальное программирование и его методика. - М.: Высшая школа, 2003. - 446с.

28. Савельева И. О. Население России: вчера, сегодня, завтра.// Социально-экономический журнал. - 2004. - №1. - С. 38 - 42.

29. Тимофеев Н. Н. Экономическая география Российской Федерации: Учебник для вузов. - М.: Гардарики. 2002. -372 с.

30. Тимофеева Е. Н. Демография: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2007. - 319 с.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты