3. Место и значение полиграфической промышленности в народно-хозяйственном комплексе страны........................................................................14
4. Территориальная организация полиграфической промышленности: социально-экономический анализ.......................................................................19
5. Краткая история развития полиграфической промышленности................34
Список литературы..............................................................................................75
Введение
Полиграфия представляет собой особую отрасль промышленности, предназначенную для удовлетворения потребностей в печатной продукции. Значимость данной отрасли чрезвычайно велика, хотя сама она занимает небольшой удельный вес в формировании внутреннего валового продукта страны и традиционно относится к категории так называемых «прочих» отраслей. Являясь социально значимой отраслью, полиграфия напрямую зависит от социально-экономической обеспеченности общества и крайне уязвима в периоды экономической нестабильности. Полиграфическая деятельность имеет устойчивую привлекательность с точки зрения бизнеса, что подтверждается объемом привлекаемых инвестиций и организацией многочисленных частных предприятий. Полиграфию представляют государственные и частные газетные, журнальные и книжные издательства, типографии, специализированные торговые предприятия, что определяет наличие особых внутриотраслевых отношений. Кроме того, на полиграфпредприятия оказывают влияние общефедеральные проблемы, региональные аспекты, связанные с развитием территории, на которой они расположены, а также внутренние возможности, характеризующие силу и слабость самих предприятий.
Одной из задач экономической науки является определение приоритетных направлений и масштабов государственного вмешательства в рыночную экономику. Роль государства в регулировании национальной экономики предопределяется двумя обстоятельствами: государство рассматривается как крупный собственник и как выразитель национальных интересов.
Экономика большинства индустриально развитых стран мирового сообщества, в том числе и России, является многоукладной. Роль и масштабы государственного сектора в развитии национальной экономики предопределяются многими факторами, однако практически во всех индустриально развитых странах мирового сообщества государственный сектор занимает довольно прочные позиции. Он имеет значительный удельный вес и в экономике России. Практически во всех отраслях национальной экономики он занимает особое место и является объектом постоянного внимания со стороны государственных структур всех уровней.
Роль государственного сектора весьма существенна и в развитии полиграфической промышленности, издательско-полиграфического комплекса в целом.
Цели, масштабы, методы государственного регулирования постоянно совершенствуются и являются объектом исследования со стороны отечественных и зарубежных ученых.
Несмотря на актуальность данной проблемы, многие конкретные ее аспекты требуют практического обоснования и критической оценки. Только в последнее время стали появляться научные труды, посвященные этой проблеме.
Актуальность проблемы, ее недостаточное исследование применительно к полиграфической промышленности обусловили выбор темы и содержание данной дипломной работы.
Целью дипломной работы является изучение территориальных особенностей организации полиграфической промышленности на территории Ульяновской области с учетом ее специфической роли в развитии национальной экономики РФ.
В соответствии с целью были поставлены и решались следующие задачи:
* обоснование научных подходов к исследованию методов государственного регулирования рыночной экономики РФ;
* применение системного подхода к исследованию многоукладности российской экономики как открытой экономической системы, к изучению состава и структуры государственного сектора, направлений и перспектив его развития;
* обоснование теоретических и методологических подходов к оценке государственного воздействия на развитие предприятий государственного и негосударственного секторов;
* изучение конкретных методов государственной поддержки развития полиграфии и книгоиздания России;
* разработка основных направлений совершенствования системы государственного регулирования развития полиграфической промышленности, как совокупности различных организационно-правовых структур и предприятий различных форм собственности;
* обоснование методики оценки роли, значимости и перспективности государственного сектора полиграфической промышленности как объекта государственной поддержки.
Научная новизна основных результатов работы характеризуется системным подходом к изучению территориальных особенностей организации полиграфической промышленности, играющей особую роль в развитии многоукладной рыночной экономики Российской Федерации.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных экономистов в области рыночной экономики, нормативно - правовые акты законодательной и исполнительной властей РФ, публикации в периодической печати, в том числе, в общеотраслевых и отраслевых журналах, данные статистической отчетности, информационно -- статистические сборники Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
1. Обзор литературы
Изложению теоретических, методологических и методических проблем посвящены работы Грицына В.П., Лексина В.Н., Леонтьева В.В, Орешина В.П., Петрова А.Н. Сущность и содержание, механизмы и средства государственного воздействия на различные объекты рыночного хозяйствования рассмотрены в трудах Абалкина Л.И., Грязновой А.Г., Сорокина Д.Е. Различные взгляды на экономические процессы, связанные с антикризисным регулированием изложены в работах Богомолова В.А. и Богомоловой А.В..
Братчиков С.А. и Глазьев СЮ. изучали вопросы повышения эффективности деятельности государственных организаций. Марцинкевич В.И. всесторонне изучил опыт США и показал специфические формы и методы, при помощи которых государство США осуществляет всепроникающее регулирующее воздействие на все стороны социально-экономического развития страны. Конкретные направления государственного регулирования экономики России в переходный период рассматривались Мищенко В.В. и Лященко В.П.
В отрасли отдельными аспектами этой проблемы занимались преподаватели МГУП и работники МПТР. Богацкая СТ. - исследовала проблему сравнительной эффективности различных организационно -правовых форм хозяйствования. Исаева О.Г., Кондрашова В.К., -исследовали процессы. становления рыночных отношений в отрасли, особенности управления, в том числе планирования деятельности полиграфических предприятий в переходный период. Королев Р.В. изучал состояние и тенденции реструктуризации полиграфической промышленности в двух аспектах: изменение соотношений различных экономических укладов в отрасли и технологической структуры отрасли. Лукин В.Б., Марголин Е.М.
- исследуют проблемы ценообразования и роль государства в формировании ценовой политики издательств и полиграфических предприятий.
2. Методика исследования
Литературный
Методы исследования вытекают из необходимости выявления специфических закономерностей стилевой эволюции полиграфической промышленности. Это обусловило привлечение общенаучных методов: принципа историзма и целостности, структурноаналитического метода, принципа взаимосвязи исторического и логического. При работе с архивными, литературными и научными источниками были использованы методы сравнительного анализа[13, с. 22].
Сравнительный
Современная методология относит сравнительный метод, в соответствии с масштабами применения, к общенаучным, по функциональному назначению и способам применения - к эмпирическим методам. Можно вычленить различные формы сравнительного метода: сравнительно-сопоставительный метод, который выявляет природу разнородных объектов; сравнение историко-типологическое, которое объясняет сходство не связанных по своему происхождению явлений одинаковыми условиями генезиса и развития; историко-генетическое сравнение, при котором сходство явлений объясняется как результат их родства по происхождению; сравнение, при котором фиксируются взаимовлияния различных явлений.
При изучении различных свойств эмпирических объектов во всем их многообразии непременно используется сравнение. Общеизвестны крылатые слова: "Все познается в сравнении". Окружающий нас мир явлений и вещей бесконечен в смысле неисчерпаемости качественного и количественного их многообразия. Это неисчерпаемое качественное и количественное многообразие вообще, то есть в абсолютном смысле, не поддается количественной оценке. Качественная и количественная оценки как виды отражения действительности, возможны лишь при определенном упорядочении неисчерпаемого качественного и количественного многообразия. Первый этапом такого упорядочения является подразделение окружающего нас качественного многообразия на качества или свойства и на зависимости между свойствами. Следовательно, всеобъемлющая проблема отражения распадается на отражение свойств или величин и на отражение зависимостей между свойствами или величинами.
Эмпирические объекты обладают бесконечным числом различных свойств. Методом сравнения изучается, прежде всего, то свойство, которое является общим для ряда объектов и явлений, а значит обычным и более существенным, которое в дальнейшем целесообразно подвергнуть более детальному изучению. При сравнении необходимо выполнить два основных требования[20, с. 28]:
*сравнивать целесообразно лишь объекты, объективно обладающие общими однородными свойствами;
*сравнивать объекты необходимо лишь по наиболее существенным их свойствам.
Вторым этапом упорядочения качественного многообразия является
подразделение свойств в зависимости от характера их проявления на три группы:
1-я - свойства, проявляющие себя только в отношении эквивалентности,
когда они могут быть одинаковыми или неодинаковыми;
2-я - свойства, проявляющие себя в отношении порядка. Такое свойство может быть, у различных объектов больше или меньше;
3-я - свойства, проявляющие себя в отношении аддитивности. При определенном объединении объектов, которые ими обладают, они суммируются.
Сравнение широко используется при систематизации и классификации понятий, так как позволяет соотнести неизвестное с известным, выразить новое через имеющиеся понятия и категории. Однако роль сравнения в познании нельзя переоценивать. Оно, как правило, носит поверхностный характер, отражая лишь первые шаги исследования. В то же время сравнение готовит предпосылки для проведения аналогии.
Классификация заключается в разделении множества различных объектов, обладающих обнаруженными на основе наблюдения и сравнения сходствами и различиями на группы и классы. Основным требованием к научной классификации как к логической операции служит упорядочение классифицируемых объектов только по их существенным признакам или свойствам, которые содержатся в определениях данных объектов. Различают два вида классификации:
*дихотомия - классификация по отсутствию или наличию данного свойства у классифицируемых объектов, проявляющемуся обычно только в отношении эквивалентности, например, подразделение людей по отношению к средствам производства, до полу и т.д.;
*классификация по изменению порядка или интенсивности существенного свойства, например, классическая классификация Менделеевым химических элементов по изменению их атомного веса. Такая классификация является основой автоматического распознавания объектов.
Определенно, как специфический логический прием, сравнительный метод является необходимой составной частью любого научного исследования, имеющего дело с реальными объектами (а не идеальными, как в различных областях математики).
Наглядный
Характер объекта и предмета исследования определили отбор методов, предполагающих сочетание изучения теории и практики развития творческой личности в общеобразовательной школе. Из числа теоретических методов в работе были использованы анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы; синтез данных из различных областей наук; моделирование. Эмпирические методы, реализованные в процессе эксперимента, включали создание педагогических ситуаций, наблюдение, анкетирование, анализ полученных результатов, их математическую обработку и графическую интерпретацию.
3. Место и значение полиграфической промышленности в народно-хозяйственном комплексе страны
В современных условиях существенно изменилась среда функционирования полиграфических предприятий. Изменились организационные принципы взаимоотношений между издателями, полиграфистами, книжной торговлей; появилось значительное число издающих структур и типографий, не относящихся к государственным предприятиям; коренным образом претерпели изменения форма и принципы материально-технического обеспечения.
Трудно переоценить значение материально-технической базы печати для жизни общества. От возможностей полиграфической промышленности в большей степени зависит нормальное функционирование всех отраслей хозяйства, средств массовой информации, государственных структур. В конечном счете состояние полиграфии определяет уровень информационного обеспечения общества, развития его творческого, научного и культурного потенциала.
Как было отмечено выше, сегодня существенно изменились условия функционирования предприятий, в том числе полиграфических. Положение предприятия в рыночной экономике изменилось коренным образом. Становясь объектом товарно-денежных отношений, оно обладает экономической самостоятельностью и полностью отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности. Сам термин "предприятие" после принятия Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1) [14] претерпел существенные изменения. Он сохранен только для группы предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Все остальные юридические лица получили название организаций, которые подразделяются на две группы: коммерческие -основной целью их деятельности является извлечение прибыли, некоммерческие - их основная цель не связана с извлечением и распределением прибыли между участниками. Гражданским кодексом определены также формы, в которых могут создаваться организации. Для коммерческих организаций это: хозяйственные товарищества (объединения лиц, требующие непосредственного участия учредителей в предпринимательской деятельности), хозяйственные общества (объединения капиталов, не требующие непосредственного участия учредителей в предпринимательской деятельности, но предполагающие наличие специальных органов управления), акционерные общества (открытые и закрытые), производственные кооперативы (характеризуются личным участием членов-пайщиков в труде и в управлении по принципу "один пайщик - один голос", распределением доходов с обязательным учетом характера и степени трудового участия каждого члена-пайщика) и государственные и муниципальные унитарные предприятия. Термином "унитарное предприятие" подчеркивается неделимость имущества государственных предприятий, которое целиком принадлежит соответствующему государственному собственнику. Некоммерческие организации создаются в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), фондов и учреждений.
В рыночной экономике организация сама принимает решения, бывшие раньше прерогативой вышестоящих органов управления. Она самостоятельно формирует цели и задачи, разрабатывает стратегию и политику своего развития, изыскивает необходимые для их реализации средства, набирает работников, приобретает оборудование и материалы, решает множество структурных вопросов, в том числе и такие, как создание, ликвидация, слияние или наоборот разделение подразделений и филиалов, вхождение в состав ассоциаций и других объединений, реорганизация и перестройка организационной структуры управления и многие другие. Короче, организации приобретают все черты самостоятельности, характерные для работы в условиях рынка. В связи с вышесказанным, хочется отметить, что сегодня ушла в прошлое система государственного снабжения и финансирования предприятий, и перед полиграфистами встала одна из самых важных на сегодняшний день проблем - проблема инвестиций и кредитов. Раньше за счет госснабжения все ведущие предприятия отрасли получали современное оборудование, и этого было достаточно, чтобы предприятия могли работать пять - восемь лет, ничего не вкладывая в развитие своей полиграфической базы. Сегодня же предприятия должны сами изыскивать средства для оснащения своей базы.
К источниками финансирования предприятий в рыночной экономике относятся собственные и привлеченные (заемные) средства. Источниками собственных средств являются:
- уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников);
- резервы, накопленные предприятием;
- прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы и др.).
К основным источникам привлеченных средств относятся:
- ссуды банков;
- заемные средства;
- средства от продажи облигаций и других ценных бумаг;
- кредиторская задолженность.
Принципиальное различие между источниками собственных и заемных средств кроется в юридической причине - в случае ликвидации предприятия его владельцы имеют право на ту часть имущества предприятия, которая останется после расчетов с третьими лицами. Основными же источниками финансирования остаются собственные средства. И здесь прибыль является основным источником средств динамично развивающегося предприятия [32, стр.23]. В условиях рыночной экономики величина прибыли зависит от многих факторов, основным из которых является соотношение доходов и расходов. В связи с этим хочется отметить, что раньше отношения полиграфистов, издателей и книготорговцев регламентировались министерством и комитетом по печати. В основе суть этих отношений сводилась к тому, что большая часть прибыли доставалась издателям и книготорговцам. Существовавшую практику отношений, нельзя считать справедливой, но многим типографиям она гарантировала безмятежную жизнь своих предприятий. Сейчас, в условиях рынка, такие отношения уже невозможны, поэтому бороться и добиваться перераспределения прибыли приходится самим полиграфистам.
Раньше при централизованной организации отрасли были только государственные предприятия. Сегодня по уровню собственности полиграфическую промышленность России составляют предприятия, находящиеся в ведении Роскомпечати, а также субъектов Федерации, сохраняющие форму федеральной собственности; переданные в собственность субъектов Федерации и находящиеся в их ведении; предприятия, подведомственные органам законодательной и исполнительной власти; предприятия различных общественных и религиозных и иных организаций; предприятия, входящие в состав других организаций и предприятия с образованием и без образования юридического лица; предприятия типа акционерных обществ, товариществ а также индивидуально-частного характера.
Решение о чековой приватизации промышленных предприятий было принято Правительством Российской Федерации в начале 1992г., была обнародована Программа и типовые документы. В это время успели приватизироваться несколько крупных полиграфических предприятия России, такие, например, как "Молодая гвардия", Чеховский, Ярославский и Тверской полиграфкомбинаты. Далее многие предприятия, желающие приватизироваться, столкнулись с бюрократическими рогатками. Однако процесс приватизации хоть и с трудом, но продвигается. По мнению многих полиграфистов, акционирование может укрепить позиции предприятий. Первые результаты акционирования в отрасли показали, что этой форме собственности принадлежит большое будущее.
Точный учет полиграфических предприятий, функционирующих на территории Российской Федерации, осложнен рядом обстоятельств. Несмотря на то, что полиграфическая деятельность согласно постановлению Правительства Российской Федерации подлежит лицензированию, далеко не все предприятия, обладающие юридической самостоятельностью, обратились за получением лицензии, тем не менее продолжая выпускать печатную продукцию. Множество полиграфических участков и подразделений существуют при различных организациях, учреждениях, предприятиях на правах вспомогательных производств, не фиксируя полиграфическую деятельность в качестве уставной. При этом, однако, печатная продукция производится в том числе и по сторонним заказам. В стране отсутствует порядок, согласно которому организации, осуществляющие хозяйственную деятельность, представляют информацию о себе независимо от формы собственности в тот федеральный орган исполнительной власти, который, по положению о нем, ведает соответствующей отраслью экономики. Все предприятия с производственной мощностью по печати меньше 2 млн. листов-оттисков могут обращаться за лицензиями в региональные управления Госкомпечати.
На начало 1997 года официально оформленным правом на занятия полиграфической деятельностью располагали около 3 тыс. предприятий. Из них 60% - мелкие, с производственной мощностью до 2 млн. листов- оттисков. Среди них 49,8% - государственные предприятия, высшие и средние учебные заведения [39]. Остальные образуют негосударственный сектор так называемой малой полиграфии. При общем относительно стабильном соотношении между предприятиями, получившими лицензии в центре и на местах, внутри этих совокупностей происходят заметные структурные изменения.
4. Территориальная организация полиграфической промышленности: социально-экономический анализ
В малой полиграфии доля государственного сектора за рассматриваемые годы сократилась на 10,2%. Удельный вес предприятий той или иной разновидности государственной формы собственности в общем числе предприятий, заявивших о себе в лицензионной службе Госкомпечати, снизился за то же время на 15,1%.
Заметно изменяется соотношение между государственной и негосударственной формами собственности. Так в целом по полиграфической промышленности на 01.01.95 оно было соответственно 1,7:1, а на 01.01.97 - почти 1:1. Таким образом, доля государственного к сектора в полиграфии постепенно сокращается, и в 1996 году в малой полиграфии она составила 49,8%, а среди крупных полиграфических предприятий - 51,7%. Однако доминирующее положение среди крупных предприятий составляют предприятия государственного сектора. Это объясняется несколькими причинами. Первая - относительно высокая капиталоемкость производства. Полиграфическое оборудование - сложное, высокоточное, поэтому дорогое. Для создания новых предприятий требуются значительные инвестиции, которыми не располагают частные лица.
Вторая причина - отсутствие интереса у частных и юридических лиц к приватизации государственных предприятий из-за низкой рентабельности печатного дела и отсталости действующих производств, на переоснащение которых нужны значительные средства [47].
Собственный инвестиционный потенциал полиграфических предприятий отрасли еще крайне низок. Средний размер годового фонда накопления одного предприятия недостаточен даже для разовой закупки одной печатной машины. Значительная капиталоемкость полиграфического производства при относительно невысокой рентабельности, обусловленной низкой покупательной способностью конечного потребителя, не позволяет предприятиям в условиях инфляции и высоких процентных ставок по кредитам направлять на объемные инвестиции собственные и заемные средства. В то же время государственные инвестиции в последнее время резко сократились. Считаем, что государственная поддержка необходима, поскольку сохранение государственного финансирования позволит поддержать (обновить) производственный потенциал типографий. Полагаем, что доля государственного сектора в отрасли будет сохраняться.
В то же время более 55% полиграфических мощностей сосредоточено в Москве, С-Петербурге и центральном экономическом регионе России. Этим обусловлены такие явления нынешнего периода, как перенасыщение рынков книжной продукцией и периодики в издательско-полиграфических центрах страны и низкая обеспеченность ими удаленных от этих центров регионов. Общая тенденция уменьшения темпов роста числа предприятий, получивших лицензии на полиграфическую деятельность, характерна практически для всех экономических районов страны [39].
На нынешнем этапе экономическая политика государства не обеспечивает условий для саморазвития полиграфического производства. Отрасль находится в затруднительном положении и остро нуждается в государственной поддержке, которая должна быть направлена на создание условий для дальнейшего воспроизводства на собственной финансовой основе.
Принятая Государственной Думой и утвержденная Правительством РФ Федеральная программа "Поддержка государственной полиграфии и книгоиздания в России" призвана стабилизировать положение отечественной полиграфии. В программе разработаны меры по укреплению материально-технической базы отрасли, особое внимание уделяется совершенствованию техники, освоению прогрессивных технологий и материалов, возрождению отечественного полиграфического машиностроения. С этой целью Роскомпечать разместил на различных машиностроительных и конверсионных заводах России заказы на выпуск некоторых видов полиграфического оборудования. Программа состоит из трех подпрограмм: "Поддержка государственной полиграфии", "Книгоиздание в России", "Большая Российская Энциклопедия". Хотя именно в финансирование упирается очень большое количество нерешенных в нашей отрасли вопросов, федеральное финансирование программы невелико. В программе содержится обращение к администрациям регионов России с целью изыскания возможностей поддержать местные СМИ, полиграфию, книгоиздание. Федеральная программа не предусматривает строительства новых предприятий, особое место в ней занимает вопрос акционирования и приватизации полиграфических предприятий. Сейчас в госсобственности находится около 2000 типографий, которые по действующему законодательству имеют право акционироваться. В акционировании могут принять участие издательства. РТнвесторам, в том числе и иностранным, тоже разрешается вложить свои средства в акционирование типографий. Условие остается прежним - профиль предприятия должен быть сохранен, а в остальном все решают акционеры. Еще одна важная задача - обеспечить полиграфию отечественными материалами, 85% которых сегодня ввозится из-за рубежа [47].
В этой связи уместно было бы уделить внимание технологической стратегии. Под технологической стратегией понимается государственная политика, направленная на обеспечение соответствия материально-технической базы отрасли текущим и перспективным потребностям общества в продукции отрасли.
Как было отмечено выше, отрасль образуют предприятия государственного и негосударственного секторов. Государственную политику в отрасли осуществляет федеральный орган управления, в компетенцию которого входят отраслевые вопросы. В настоящее время таким органом является Комитет Российской Федерации по печати. Комитет призван реализовать технологическую стратегию в отрасли независимо от форм собственности предприятий, ее составляющих.
Особенности технологической стратегии применительно к негосударственному сектору обусловлены преобладающей сферой деятельности предприятий этого сектора (полиграфические работы по производству рекламной, коммерческой, представительской продукции, этикеток и упаковок, высококачественных изданий), а также размерами таких предприятий (небольшая численность работающих, ограниченные производственные и складские площади). С этих позиций технологическая стратегия ориентируется на производство малой полиграфической техники, обладающей способностью быстро переналаживаться на новый заказ, достаточно универсальной и в то же время обеспечивающей требуемое качество продукции. Вопросы производительности, оснащения автоматикой и прецизионной контрольно-регулирующей аппаратурой - дополнительные к базовым моделям широкого распространения.
Технологическая стратегия в отношении государственного сектора исходит из концепции его стабилизирующей роли на современном этапе экономических преобразований и нацеленности на удовлетворение тех нужд населения в печатной продукции, которые могут быть отнесены к разряду государственных нужд, для чего требуется соответствующая материально-техническая база. Речь идет о капиталоемких проектах, реализация которых необходима с государственной точки зрения, но по тем или иным причинам невыгодных для частного капитала. К их числу относится организация производства крупного технологического оборудования, освоение массовых технологий, выпуск специальных полиграфических материалов, нормативное, методическое и информационное сопровождение технического развития. Таким образом, технологическая стратегия должна учитывать основные тенденции нынешнего времени, характерные для всех секторов рынка печатной продукции независимо от того, государственные или негосударственные предприятия доминируют в этих секторах [46].
Предпринятая государством попытка создать посредством таможенных барьеров преимущественные условия для развития отечественного производства бумаги и картона, отвечающих современным требованиям полиграфической промышленности, не привели к существенным положительным результатам в этой отрасли. В настоящее время рынок мелованной бумаги и картона практически полностью формируется за счет импортной продукции, так как организация производства аналогичной продукции требует огромных инвестиционных затрат при ограниченности рынка сбыта, что не способствует привлечению инвестиций в такие проекты.
При этом существующая система ввозных таможенных пошлин (превышение ставок таможенных пошлин на сырье по отношению к ставкам на готовую продукцию) создает преимущественные возможности зарубежным поставщикам высококачественной полиграфической продукции, что не способствует развитию отечественной промышленности.
Общий объем рынка полиграфической продукции на 2000 г. оценивался в $1,8 млрд (по оценке Гейдельберг СНГ), из них около $0,9 млрд - продукция, получаемая на основе мелованных бумаг и картона. При этом импортируемая продукция составляла от 27,3% (этикетки) до 68,8% (журналы и каталоги).
В денежном выражении объем импортируемой полиграфической продукции высокого качества составляет более 50% от общего объема потребления, что свидетельствует о хорошем потенциале для развития отечественной полиграфической промышленности.
Отсутствие в доступных источниках информации по объемам потребления высококачественной полиграфической продукции в России в 2004 г. вынуждает использовать косвенные методы оценки рынка за 2004 г. Так, с учетом данных МПТР России о росте объемов импорта мелованных бумаги и картона с 173 тыс. тонн до 241 тыс. тонн (с 63,4 млн долл. США до 100 млн долл. США в стоимостном выражении), что составляет 39% (58% в стоимостном выражении), можно сделать вывод о соответствующем росте объемов рынка высококачественной полиграфической продукции ~ 1,5 раза (~ 1,4 млрд долл. США) при сохранении основных пропорций в структуре потребляемой продукции. Так как отечественная целлюлозно-бумажная промышленность не в состоянии покрыть потребности российской полиграфической и тарной промышленности, основная часть потребности покрывается за счет импорта.
Таблица 1 - Потребление бумаги и картона мелованных в России (тыс. тонн, по данным МПТР РФ, Госкомстат РФ, Минпромнауки РФ):
2008 2009 2007
Всего 164,9 239,3 н/д
Отеч. продукция 54,5 66,6 н/д
Импорт 113,1 173,4 241,3
Доля импорта 68,6% 72,5% -
Как видно из приведенной таблицы, потребление мелованных бумаги картона в России увеличивается почти на 50% ежегодно, при этом основной прирост обеспечивается за счет импорта, так как отечественная целлюлозно-бумажная промышленность не способна увеличивать объемы производства такими темпами, так как исторически отечественные целлюлозно-бумажные и картонажные комбинаты были ориентированы на другие виды продукции. Доля мелованных бумаг и картона в общем производстве бумаги и картона составляет соответственно 0,05% и 3%.
Высокие протекционистские пошлины на товары данной группы (15%), введенные в 1993 г., не помогли отечественной целлюлозно-бумажной промышленности существенно нарастить производство указанных продуктов.
Учитывая, что в России высококачественные мелованные бумаги сейчас практически не производятся (импорт превышает объемы собственного производства в несколько десятков раз), в подавляющем большинстве случаев поставщики предлагают мелованные бумаги западных производителей.
В связи с развитием отечественной полиграфии в последнее время усилилось давление зарубежных производителей печатной продукции на российский рынок. Имея значительные финансовые ресурсы, они имеют возможность минимизировать затраты на экспортную продукцию, идущую на российский рынок, а в отдельных случаях устанавливать демпинговые цены. При этом существующая в России таможенная политика препятствует развитию отечественной полиграфической промышленности.
Сложившаяся диспропорция в ценах на импортируемую печатную продукцию и бумагу для отечественной полиграфии, которая обходится российским полиграфистам значительно дороже, нежели их западным коллегам, в силу высоких ввозных пошлин, создает огромные препятствия развитию российских типографий. Таким образом, продукция отечественной полиграфической промышленности теряет конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках, что провоцирует размещение полиграфических заказов отечественных потребителей за рубежом.
При значительном дефиците отечественных материалов для полиграфии около 70% бумаги и картона мелованных импортируются при таможенной пошлине 15%, в то время как западные полиграфисты поставляют в Россию уже готовую полиграфическую продукцию (ТН ВЭД 4821 ярлыки, этикетки) по таможенной пошлине 5%, а продукцию, подпадающую под Флорентийское соглашение, - беспошлинно.
Разница в таможенных пошлинах между бумагой и товарными позициями, включающими ярлыки и этикетки, составляет 10%. Следовательно, созданы условия более благоприятные для иностранных производителей ярлыков, этикеток и прочей печатной продукции.
В результате до сих пор из России уходят ежегодно за границу заказы на полиграфические услуги на сотни миллионов долларов США. Так, по данным МПТР за пять лет (2005-2007 гг.) импорт только печатных изданий (то есть без учета упаковки, рекламы и этикетки) составил 1 974,24 млн. долл. США. Еще 238,86 млн долл. отрасль была вынуждена перечислить в бюджет в виде таможенных пошлин и НДС на ввезенное в РФ полиграфическое оборудование, а также мелованные сорта бумаги и картона, необходимые для печати многокрасочных изданий, которые в России не производятся. Это те деньги, которые при наличии разумной таможенной и налоговой политики в короткий срок могли бы обеспечить модернизацию отечественной полиграфии, вернуть в страну печать практически всех российских изданий и значительно увеличить поступления в бюджет от производства и реализации печатной продукции в Российской Федерации. (По материалам Коллегии МПТР России от 28 августа 2007 г.)
Для поддержки отечественных производителей полиграфической продукции предлагается:
1. С целью обеспечения равных конкурентных условий для отечественных производителей полиграфической продукции по сравнению с иностранными поставщиками предлагаются снизить пошлины на ввоз необходимого и практически не производимого внутри страны расходного материала - бумаги и картона мелованных (ТН ВЭД 4810) до 0%, что позволит отечественной полиграфической промышленности эффективно конкурировать с иностранными поставщиками как облагаемой таможенными пошлинами продукции, так и освобожденной от ввозных пошлин, в соответствии с условиями Флорентийского соглашения.
2. Для компенсации потерь бюджета от снижения таможенных пошлин на бумагу и картон мелованные (ТН ВЭД 4810) и защиты собственных производителей повысить ставку ввозной таможенной пошлины на этикеточную продукцию (ТН ВЭД 4821) и упаковку (ТН ВЭД 4819) до 15%.
Анализ возможных экономических последствий изменения ставок ввозных пошлин
Для перспективной комплексной оценки последствий предлагаемого изменения ввозных пошлин на бумаги и картон мелованные и готовую высококачественную полиграфическую продукцию, выполнены перспективные расчеты экономической эффективности для вариантов сохранения существующих ввозных пошлин и внедрения предлагаемых.
Обоснованность принятых исходных данных по темпам развития отечественной полиграфии подтверждает тот факт, что по результатам января-мая 2007 г. рост в полиграфической промышленности составил 5,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом в 2009 г. рост составил 25,4% по сравнению с 2008 г. Таким образом, принятие в расчетах ~10% ежегодного прироста в полиграфической промышленности без изменения ввозных пошлин можно считать весьма оптимистичным - факты свидетельствуют о существенно больших темпах торможения развития отрасли.