Территориальные особенности организации полиграфической промышленности на примере Ульяновской области
p align="left">Изменение таможенных пошлин в 2008 г. позволит к 2009 г. достичь следующих дополнительных эффектов:
- улучшить внешнеторговое сальдо (уменьшить отток валютных средств) более чем на 680 млн. долл. США в год (без учета возможного увеличения объемов экспорта готовой продукции);
- увеличить поступления в бюджеты и фонды различных уровней на 27 млн долл. США (при полном учете налогов эффект будет еще больше);
- повысить занятость населения на 28 тыс. человек;
- повысить покупательную способность населения на 80 млн. долл. США (что будет способствовать развитию других отраслей промышленности).
Табл. 2. - Прогноз объемов потребления полиграфической продукции, млн. долл. США
2004 2005 2006 2007 2008 2009
Газеты и журналы 495 550 605 660 715 825
Этикетки 207 223 238 254 269 300
Упаковка 576 660 744 828 912 1080
Рекламная продукция 96 102 108 114 120 132
Итого 1374 1535 1695 1856 2016 2337
5. Краткая история развития полиграфической промышленности
В соответствии с требованиями необходимо было значительно увеличить выпуск книг, изменить их тематику. Печатный двор не мог удовлетворить эту потребность, он нуждался в коренном переоборудовании для печатания светских книг в их новой форме, что не могло быть выполнено в короткий срок. В 1698 г. во время своего пребывания в Голландии Петр I дал привилегию негоцианту Яну Тессингу на печатание русских книг в Амстердаме (официальная грамота была прислана позже, в феврале 1700 г.). По программе, составленной Петром I, типография должна была выпускать «европейский, азиатский и америцкия земныя и морския картины и чертежи, и всякие печатные листы и персоны, и о земных и морских ратных людех, математическия, архитектурския, и городостроительныя и иныя художественная книги» - те книги, в которых нуждалась Россия. Эти издания должны были содействовать «славе нашему великаго государя нашего царского величества превысокому имени и всему Российскому нашему царствию меж европейски монархи». Подчеркивалось, чтобы «пониженья б нашего царскаго величества превысокой чести и государств наших славы в тех чертежах и книгах не было».
В помощь Тессингу, не знавшему русского языка, был взят белорус И.Ф. Копиевский, тоже владевший языком не в совершенстве. Он был переводчиком, составителем и издателем русских книг, печатавшихся в Амстердаме.
Первыми Амстердамскими изданиями были «Введение краткое во всякую историю» и «Краткое и полезное руковедение во арифметику», составленное Копиевским. Здесь впервые в печатной русской книге применялись арабские цифры и ряд терминов, получивших затем распространение в научной и технической книге.
Для Амстердамской русской типографии были изготовлены специальные литеры, более мелкие и тонкие, чем московские. Некоторые буквы в этих книгах по очертанию приближаются к гражданскому шрифту.
Печатание книг за границей, оторванное от России, плохо поддавалось контролю, стоило дорого. Оно не могло решить проблемы увеличения выпуска книг. Амстердамская типография Тессинга уже в 1702 г. прекратила свою работу.
В 1701 г. Петр реорганизовал Монастырский приказ, в ведении которого находилась типография и книгопечатное дело. Начальником приказа царь назначил одного из наиболее приближенных ему лиц - графа И.А. Мусина-Пушкина. Ему было поручено управлять всеми издательскими делами и руководить государственными типографиями. Изготовлением книг на Печатном дворе руководил справщик Ф. Поликарпов - видный деятель русского просвещения в петровское время. Под его началом Московская типография усилила выпуск книг светской тематики, в том числе таких непривычных для нее изданий, как «Таблицы логарифмов и синусов, тангенсов, секансов», реляции о победах русских войск и др.
В 1705 г. в дополнение к Печатному двору создана гражданская типография В. Киприянова, печатавшая главным образом карты. Позже она была передана в ведение приказа артиллерии и обслуживала нужды инженерных и навигационных школ, печатая карты, таблицы, гравюры, или «куншты», и некоторые учебные книги.
К 1708 г. был переоборудован Печатный двор. При типографии была устроена гравировальная мастерская, в которой стали печатать чертежи и иллюстрации, широко применявшиеся в технической и научной книге того времени. В 1722 г. в Москве была открыта типография при сенате для печатания официальной литературы.
Во втором десятилетии XVIII в. появляются типографии в новой русской столице - Петербурге. Первая из них, Санкт-Петербургская типография, основана в 1710 г. Она выпускала основную массу гражданских книг, став в короткое время ведущей типографией в стране. Первая датированная книга, выпущенная этой типографией в июле 1712 г., - «Краткое изображение процессов, или судебных тяжб», излагает правила производства суда и следствия.
В 1720 г. при Александро-Невском монастыре открылась вторая типография в Петербурге. В ней печатались кирилловским шрифтом «Проповеди» и «Слова» Ф. Прокоповича и других сподвижников Петра I, некоторые учебники, в том числе популярный букварь Ф. Прокоповича - «Первое учение отроком».
В 1721 г. образована типография при сенате, где в большом количестве печатались законодательные документы - указы, регламенты, уставы, а также манифесты и другая литература. Для нужд учащихся и печатания распоряжений Адмиралтейской коллегии была создана типография при Московской академии. О темпах развития книгопечатания в первой четверти XVIII в. говорят цифры: если в 1701 г. было выпущено 8 названий книг, то в 1724 г. - 149. За 24 года издательская продукция возросла почти в 19 раз. Наивысшего подъема издательская деятельность достигает в 1720-1722 гг., т.е. в момент завершения Северной войны.
В течение всей первой четверти XVIII в. выходила первая русская печатная газета «Ведомости», пришедшая на смену рукописным «Курантам».
Первые номера «Ведомостей» вышли 16-17 декабря 1702 г., но печатные экземпляры их не сохранились. 27 декабря 1702 г. тысячным тиражом выпускается «Юрнал, или Поденная роспись, что в мимошедшую осаду под крепостью Нотебурхом чинилась. Сентября с 26 числа в 1702 году». Первый сохранившийся номер датирован 2 января 1703 г. С него и ведется отсчет началу русской периодической печати.
Основными директивными материалами для развития издательского дела в годы индустриализации страны и подготовки к сплошной коллективизации сельского хозяйства были решения XIV и XV съездов партии и XVI партконференции. Усилить роль печати как орудия сплочения трудящихся масс вокруг партии, как средства политического воспитания масс требовало постановление ЦК «Об улучшении партруководства печатью» (3 октября 1927 г.). Постановление предусматривало мероприятия по укреплению редакций журналов и книгоиздательств, по улучшению профессионального образования работников печати. 28 декабря 1928 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «Об обслуживании книгой массового читателя».
«Текущий период социалистического строительства, - говорилось в постановлении, - чрезвычайно увеличивает значение массовой книги как орудия организации масс и коммунистического просвещения; повышения их культурного уровня». ЦК ВКП(б) потребовал усилить работу не только издательств, но и всех государственных, общественных, кооперативных и особенно партийных организаций в обслуживании книгой массового читателя. В постановлении подчеркивалась необходимость коренным образом улучшить тематику массовой книги.
Для усиления связи издательств с читателями и осуществления рабоче-крестьянского контроля над печатной продукцией ЦК ВКП (б) предложил издательствам проводить предварительное обсуждение рукописей в рабочей и крестьянской аудитории. Отвечая на постановление ЦК партии, советские издательства усилили выпуск массовой литературы. Госиздат разработал в 1929 г. проект серии общественно-политической и художественной литературы «Дешевая библиотека» (предполагаемый тираж - сотни тысяч экземпляров). На широкие массы рабочего читателя была рассчитана «Библиотека рабочего», популяризирующая задачи партии, ее программу и устав.
Об успешной реализации решений партии свидетельствуют цифры: если в 1927-1928 гг. массовая литература занимала во всей книжной продукции меньше 20%, то уже в 1929-1930 гг. ее удельный вес поднялся до 50%. Тиражи в полмиллиона, миллион и более экземпляров становятся обычными. Ни одна страна мира не знала таких колоссальных тиражей массовой книги. Центральное место занимала популярная книга для рабочих и крестьян. Был создан ряд серий по основным вопросам социалистического строительства.
В начале 20-х гг. полиграфическая промышленность находилась в тяжелом положении и не могла быть использована на полную мощность. В 1920 г. в среднем на всю Россию приходилось не более 16 пудов (около 750 кг) бумаги в месяц. Из-за бумажного голода издательскому делу угрожала катастрофа. В результате энергичных пер, принятых по инициативе партии, началось быстрое восстановление и этой отрасли народного хозяйства. Возобновилось словолитное производство и изготовление печатных красок, значительно увеличился выпуск бумаги, началось преобразование крупных, полиграфических предприятий (бывшей «типографии И.Д. Сытина в Москве и «Печатного двора» в Ленинграде) и строительство новых типографий.
Издательское дело в связи с введением новой экономической политики перестроилось на новый лад. По окончании гражданской войны книжный рынок находился в катастрофическом состоянии - сократился, а по отдельным отраслям знания прекратился выпуск книг, тогда как потребность в них в связи с политической обстановкой в стране, развертыванием культурной революции и социалистического строительства очень возросла. Особенно остро книжный голод ощущался в 1920 г., когда было выпущено минимальное количество книг. Введение новой экономической политики потребовало коренных изменений в деятельности издательств, перестройки организационных и экономических основ книгоиздания и книгораспространения.
Монополизация издательского дела в руках Госиздата, сыгравшая положительную роль в период гражданской войны, не отвечала уже задачам страны, запросам трудящихся. Появились новые формы и методы руководства издательским делом, были созданы условия для развертывания общественной инициативы в организации новых издательств в дополнение к Госиздату, чтобы покончить с книжным голодом.
Перестройка издательского дела началась с обнародования 28 ноября 1921 г. «Декрета о платности произведений непериодической печати». За ним последовало разрешение всем кооперативным обществам и отдельным лицам заниматься издательским делом. Взамен централизованного распределения книг развертывается книжная торговля. В экономику издательств внедряется хозрасчет, что благотворно сказалось на их деятельности, повысило выпуск книжной продукции. Строгий хозяйственный расчет заставлял издательства продуманно составлять свои тематические планы, глубже изучать запросы читателей, более рационально определять тиражи, отказаться от убыточных ведомственных изданий. Издательства стали уделять больше внимания оформлению книги, качеству бумаги, набора, иллюстраций и т.п.
Результаты перестройки сказались очень быстро. Уже в 1922 г. заметно выросла книжная продукция СССР. В 1923 г. тираж книг достиг уровня довоенного 1913 г. - года наивысшего развития издательской деятельности в царской России. В 1924 г. этот уровень был превзойден в 1,5 раза. К десятилетию Советской власти уровень 1913 г. был превзойден по тиражу в 2,5 раза, а по количеству изданий - в 1,5 раза.
Однако появление около 2 тыс. новых издательств вызвало отрицательные явления: параллелизм и дублирование, засорение книжного рынка идеологически невыдержанными изданиями, бесхозяйственное расходование материальных средств. В середине 20-х гг. происходит затоваривание книжного рынка, книги оседают на складах и в книготорговой сети. Издательства испытывали финансовые трудности. Для борьбы с этими отрицательными явлениями принимались оперативные меры. При Госиздате и его отделениях создавались отделы для политического контроля продукции как государственных, так и иных издательств.
В начале 1923 г. было создано Объединение партийно-советских издательств - Совпартиздат. В него вошло 64 крупнейших предприятия, включая и Госиздат. Объединение регулировало выпуск книг, проверяло идейно-политическое содержание и качество подготовки изданий. Оно занималось также вопросами развития полиграфии и книжной торговли, планированием сети издательств и их типизацией. В известной мере оно подготовило почву для создания ОГИЗа.
С первых же дней Великой Отечественной войны вся жизнь Советского Союза была перестроена на военный лад и подчинена одной задаче - борьбе с фашизмом. Свой большой вклад в победу над фашистами внесла печать, работавшая в период войны в чрезвычайно сложных и трудных условиях.
Советская полиграфическая промышленность, как и другие отрасли народного хозяйства, понесла тяжелые потери. На Украине и в Белоруссии, в Прибалтике и на Орловщине, в других оккупированных районах почти полностью были уничтожены типографии и заводы полиграфического машиностроения. Почти совсем прекратился выпуск полиграфического оборудования, большие затруднений были с полиграфическими материалами - шрифтами, бумагой, краской, картоном, переплетными тканями. Оформление изданий резко ухудшилось - уменьшился их формат, переплеты в большинстве случаев были заменены обложкой, сократилось использование глубокой и офсетной печати.
Многие полиграфические и бумажные предприятия, находившиеся в западных районах страны, прекратили работу, некоторые» были эвакуированы на восток и не сразу смогли возобновить свою деятельность.
В 1943 г. была создана портативная плоскопечатная машина для использования в тылу врага. Тогда же возобновился выпуск полиграфического оборудования в связи с вводом в действие Шадринского, Рыбинского и Пензенского заводов.
Советские издательства, как и все народное хозяйство страны, оказались в тяжелом положении. Большая часть издательств в западных и юго-западных областях СССР, захваченных немецко-фашистскими оккупантами, прекратила свое существование. Основная часть издательских работников, авторских кадров ушла в армию. Работа издательств была перестроена на военный лад. Задача состояла в том, чтобы при резком сокращении материальных ресурсов, при значительно меньшем числе работников обеспечить книгой, брошюрой, листовкой, плакатом Советскую Армию и Флот, героических тружеников тыла. Под руководством и при неустанной заботе партии и Советского правительства издательства продолжали в тяжелых условиях снабжать фронт и тыл необходимой литературой. Это было достигнуто рациональной организацией издательского дела, продуманным составлением тематических планов, выпуском литературы, рассчитанной на широкие круги читателей. В годы войны издательства сократили объемы изданий. Если в 1940 г. средний объем книг составлял 6,2 печатных листа, то в 1942 г. он уменьшился до 2,1 печатного листа, т.е. почти в 3 раза.
Был взят курс на производство массовой книги. Из тематических планов издательств исключались работы, посвященные узким второстепенным вопросам, оставлялись только, те работы, которые содействовали решению стоящих перед Советским государством задач и предназначались для широкого круга читателей.
Исключительно продуктивно, с огромным напряжением работали крупнейшие центральные издательства - Воениздат, Госполитиздат, Гостехиздат, Сёльхозгиз и др. Значительно возрос удельный вес областных издательств северных и восточных районов, не подвергшихся оккупации. С 1940 по 1943 г. их доля по числу изданий возросла с 34 до 54%, а по тиражу с 6 до 13%. Интенсивно работали республиканские издательства - Азербайджанское, Армянское, Грузинское, Казахское, Киргизское, Таджикское, Узбекское. Издательская продукция за годы войны сильно сократилась, но уже с 1944 г. выпуск книг увеличивается, так же как и упавший в первые годы войны средний объем одной книги. При резком сокращении среднего объема одной книги в 1942 г. резко возрос средний тираж, так как в период войны выпускались главным образом многотиражные брошюры. Сократились тиражи и периодичность центральной и местной печати.
Период 60-70-х гг. ознаменовался значительными достижениями советской полиграфии. К середине 70-х гг. в СССР введено в строй свыше 150 новых полиграфических предприятий в Москве, Киеве, Минске, Баку, Куйбышеве, Ярославле, Калинине, Туле, Чехове, Электростали. В числе новостроек - новые корпуса типографий газеты «Правда», «Красное знамя», «Красная звезда», первая очередь Калининского комбината детской книги и Чеховского комбината для выпуска журналов. По данным на 1979 г., в стране работало более 3200 полиграфических предприятий.
Предприятия обогатились современным оборудованием, в том числе фотонаборными, электрогравировальными и другими машинами новейших типов. Достижения техники позволили выпускать многокрасочные издания в короткие сроки, используя новейшие электронные процессы изготовления печатных форм и высокопроизводительные многокрасочные печатные машины. Широко внедряется в полиграфическую промышленность перспективный офсетный способ печати. Получает распространение печать без давления - электрография и магнитография. В перспективе - создание типографий-автоматов, где все процессы изготовления книги протекают автоматически благодаря закодированной программе.
Создание новых гарнитур книжных шрифтов делает оформление книги более интересным. Увеличивается выпуск книг в цельнобумажном переплете с яркой красочной обложкой. Внедряется бесшвейное клеевое, крепление книг, лакировка бумажных переплетов, припрессовка прозрачных пленок к переплету и суперобложке, цветная печать на переплете. Применение автоматизированных поточных линий позволило только в 1980 г. выпустить с их помощью 278 млн. экз. книг в твердом переплете и более 240 млн. экз. в мягкой обложке. Все шире применяются синтетические материалы. Создается синтетическая «бумага». Для технических целей в Японии, например, получен заменитель бумаги из стекла. Предполагается, что стекло-бумагу можно будет использовать для издания книг, газет и т.п.
Иллюстративное оформление современной книги будет усовершенствовано благодаря объемным (стереоскопическим) иллюстрациям, особенно необходимым в учебных книгах по технике, естествознанию, медицине и т.п. Они могут быть использованы и в детской книге. Получила распространение новая форма книги - микрокнига, в которой обычные страницы уменьшены в 15-20 раз. Микрокнигу можно читать только с помощью особого проекционного аппарата, в котором увеличенное изображение проецируется на экран, или с помощью специальных очков. Микрокнига дает значительную экономию бумаги и площади хранения.
6. Полиграфическая промышленность Ульяновской области
6.1. История развития
Нашу повседневную жизнь невозможно представить без разнообразной, многокрасочной полиграфической продукции. В этом году исполнится 210 лет полиграфической промышленности на территории Симбирской губернии - Ульяновской области. 18 (30) августа 1797 года в Симбирске был оттиснут типографским способом первый документ.
Карсун стал третьим уездным городом Симбирской губернии, в котором появилась своя типография. Разрешение на ее открытие от Симбирского губернатора 26 января 1900 года получил казанский мещанин Леонид Иванович Павлов. Полноценно функционировать это, как тогда выражались, «заведение для производства и продажи принадлежностей тиснения» начало в 1901 году.
Карсунский типографщик, Л.И. Павлов был личностью незаурядной. До открытия собственного «дела», он работал наборщиком в других частных «заведениях». «Главной рабочей силой типографии» называл наборщиков «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона: «Наборщики набирают, т. е. составляют из отдельных букв слоги, слова и периоды. По поступлении избранного для печати комплекта шрифта, таковой распределяется в разделенной на десятки открытых ящичков шрифт-кассе, где каждому знаку-литере присвоено особое гнездо, удаленное от руки наборщика в зависимости от частоты употребления. Русская касса имеет 110 отделений... Наборщик стоя помещается пред кассою, которая устанавливается наклонно на реале, особом ящике для хранения шрифтов... Хорошим наборщиком считается такой, который в продолжение 10-часовой работы набирает до 10 тыс. букв».
Леонид Иванович начинал с так называемых акцидентных или «мелочных» работ по изготовлению бланков, счетов, квитанций, визитных карточек (на деле, при наборе «мелочные» работы считались самыми сложными), с пары небольших печатных машин-«американок». Он оказался удачливым предпринимателем. Доходы позволили приобрести собственный дом «по левой стороне площади», приобретать новое оборудование, расширять штаты. Свыше 20 000 рублей оценивал имущество Л.И. Павлова в самый канун 1-й мировой войны уездный исправник.
В типографии были установлены три печатных машины немецкой фирмы «Аугсбург» и две «американки», изготовленные за океаном на фирме «Либерти». При ней состоял 21 рабочий - наборщики, тискальщик, производивший контрольные оттиски с вновь сделанного набора, печатники и их помощники - батырщики, накладывавшие на станок чистые листы бумаги и покрывавшие набор типографской краской. Механизмы машин приводились в движение руками четырех вертельщиков.
Дореволюционная история Карсуна не ограничилась единственным полиграфическим предприятием. 17 марта 1914 года разрешение на открытие типографии в собственном доме по Дворянской улице получил 37-летний крестьянин Александр Макарович Головин, он же Заплаткин. В типографии Заплаткина действовали скоропечатная машина и «американская ножная машина
На начало 1-й мировой войны, в августе 1914 года, Леонид Павлов незамедлительно среагировал подачей прошения о разрешении на издание ежедневных, два раза в сутки, бюллетеней с военными сводками, ценою в 3 копейки за экземпляр. Общественный ажиотаж вокруг разразившейся драмы сулил неплохой барыш. В типографии Заплаткина в 1915 году увидел свет небольшой сборник поэтических и прозаических миниатюр «Солдатские письма». Автором его был 31-летний симбирский литератор Николай Ильин (Нилли). Бесталанны и трогательны переживания поэта, остро ощутившего трагизм событий и судеб.
Затянувшаяся война привела Российскую Империю к революции. Удачливый предприниматель Л.И. Павлов лишился и дома, муниципализированного Советской властью, и предприятия, национализированного в декабре 1918 года.
Но его недюжинный талант типографщика и организатора оказался вполне востребован и при новом режиме. Леонид Иванович стал управляющим «Карсунской Типографии № 4 Симбирского Губсовнархоза, бывшей Типографией Павлова»!.. А после того, как по изданному в декабре 1922 года постановлению, юридические и частные лица получили возможность брать в аренду печатные предприятия у государства, Л.И. Павлов заарендовал «свою» типографию. Печатные машины, купленные им, а теперь «народные», исправно продолжали выпускать необходимую продукцию. Ещё не один год трудился Леонид Иванович на благо ставшего ему родным города Карсуна.
До сих пор существует основанная им на самой заре XX столетия типография.
6.2. Характеристика отдельных предприятий
Российская полиграфия -- одна из самых высокотехнологичных и быстроразвивающихся отраслей промышленности страны. Это не только государственные унитарные предприятия, но и сотни частных типографий, активно завоевывающих позиции на рынке бумажно-полиграфической продукции благодаря освоению передовых технологий и приобретению современного оборудования.
В 2000 году на российском рынке полиграфии начался подъем, который продолжается до сих пор. Аналитики отмечают, что главным фактором, способствующим развитию полиграфии в нашей стране, является повышение спроса на упаковку и этикетки. Кроме того, после кризиса 1998 года произошла своеобразная «полиграфическая репатриация» -- заказы на печать, которые прежде размещали за границей, стали возвращаться в Россию. Другая тенденция, наблюдаемая в отечественной полиграфии, -- рост спроса на журнальную продукцию.
Сегодня в структуре российского рынка полиграфической продукции основная доля приходится на сегменты упаковки и журналов. Гораздо меньшую, но не менее важную долю занимает рекламная печатная продукция. В Ульяновской области оперативная полиграфическая печать также прочно вошла в сферу рекламы, помогая компаниям-заказчикам развиваться и приносить доход, подчеркивать фирменный стиль и солидность.
За последние годы частная полиграфия в нашем регионе сделала качественный шаг вперед, и все-таки состояние дел в отрасли далеко от успехов даже соседних регионов, не говоря уже о мегаполисах.
-- Рынок полиграфических услуг в нашей области слишком развитым не назовешь, -- считает глава фирмы «XXI век» Олег Соловьев, -- ульяновские предприниматели до конца еще не «распробовали» все преимущества этого вида рекламы.
-- Не все понимают необходимость оперативной полиграфии, -- соглашается директор ЗАО «Карио» Максим Малов. -- Это вам не Самара и тем более не Москва, где даже ларек понимает выгоду промо- и бизнес-сувенирки! В Ульяновске же пока предложение опережает спрос.
-- Сравнительно небольшие тиражи (до тысячи штук) -- особенность потребительского рынка нашей области, который весьма отличается от емких рынков Москвы или Самары, -- добавляет финансовый директор ООО «Лунный свет» Светлана Харламова. -- Однако надо отметить, что в последнее время у местных заказчиков возросли требования к качеству продукции, что не может нас не радовать, это заставляет развиваться, не останавливаясь на достигнутом уровне.
-- В Ульяновске таких компаний, как наша, -- порядка пяти, а в той же Самаре -- около пятидесяти, -- говорит глава «Типографии Облучинского» Юрий Облучинский. -- Высокий уровень типографии определяется, в первую очередь, наличием высококлассных специалистов (в такую высокотехнологичную отрасль, как полиграфия, человека «с улицы» не возьмешь, а настоящего профи нужно выращивать годами). Во-вторых -- наличием оборудования. Например, в арсенале нашей компании есть две печатные машины «HEIDELBERG» -- признанного производителя полиграфического оборудования из Германии. В России такое не производят. Чтобы развивать бизнес, мы регулярно посещаем специализированные международные выставки полиграфического оборудования и технологий («ПолиграфИнтер» (Москва), «DRUPA» (Германия).
Сегодня в Ульяновской области работают порядка ста компаний, оказывающих те или иные рекламные услуги, из них около 20 имеют серьезное полиграфическое оборудование. Наиболее крупные типографии: «Ульяновский Дом печати», «Печатный двор», «Нисса-Волга», «Аврора», «Арсенал», «Мастер-Студия», «Вега», «Типография Облучинского»...
Кроме того, посредниками между заказчиками и типографиями выступают ульяновские рекламные агентства. Их роль подчас весьма весома: в штате ряда компаний работают профессиональные художники-дизайнеры, специалисты высокого уровня в области полиграфии, готовые предложить своим клиентам по-настоящему эксклюзивную продукцию.
Полиграфическая отрасль, как и торговля, живет мечтами о празднике, главный из которых -- Новый год. Мир полиграфии существует по своим законам: предновогодняя суета в типографиях и рекламных агентствах начинается осенью, а в некоторых -- даже летом.
-- Для сотрудников рекламного агентства «Лунный свет» предновогодние хлопоты начинаются уже в августе-сентябре, как и для наших постоянных клиентов, работающих в Ульяновске: ООО «Техцентр Автомирсервис», ООО «БАУ Мотор Корпорэйшн», ЗАО «Взлет», ЗАО «Силикатчик», ООО «ОСТ-Кровля», ООО «Пластика», ювелирная фирма «Голден Глоб», -- рассказывает Светлана Харламова. -- Отрадно, что услуги «Лунного света» востребованы и за пределами нашей области. Мы сотрудничаем с ЗАО «Корпорация «Защита» (Москва), ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» (Тюмень), ООО «Казанские стальные профили» и многими другими компаниями. А свой первый новогодний заказ получили от Ульяновского автозавода, с которым сотрудничаем и по сей день. В этом году к возросшему объему новогодних заказов мы подготовились основательно -- закупили новейшую цифровую типографию, которая позволяет в течение нескольких часов изготовить необходимый тираж.
-- Новогодний сезон у нас начинает набирать обороты уже с середины сентября, -- продолжает Максим Малов. -- Нашими услугами пользуются как большие корпорации, так и маленькие фирмы, которые понимают, что персонализация подарка для бизнес-партнеров -- великая вещь. Чтобы поддерживать интерес наших клиентов, мы постоянно обновляем ассортимент подарочной продукции. Наша компания готова браться за заказы любой сложности. Однако нам, в первую очередь, интересны оригинальные проекты, и ставку мы делаем не на количество и размер тиража, а на качество и креативность работы. Преимущество нашей компании в том, что мы делаем расчеты на услуги заказчику практически сразу.
-- В нашей базе -- порядка 400-500 корпоративных клиентов, с которыми мы сотрудничаем в течение года. Примерно половина из них обязательно заказывает новогоднюю полиграфическую продукцию, -- рассказывает Юрий Облучинский. -- В результате объемы производства у нас в ноябре-декабре увеличиваются на 20-30%.
-- К сожалению, многие корпоративные клиенты поздно вспоминают о подарках своим партнерам. Повторяется это из года в год, -- рассказывает директор «Дизайн Систем» Вадим Кролевецкий. -- Мы уже не удивляемся, когда нам приносят заказ на новогоднюю продукцию 28 декабря. К новогоднему авралу мы готовимся заранее, пополняем склад наиболее востребованной продукцией -- еже-дневниками, шарами, часами, бумагой для открыток и т.д., набираем дополнительно людей на производство, увеличиваем количество оборудования.
-- Наиболее типичная для новогоднего периода полиграфическая продукция -- это ежедневники и еженедельники, подарочные наборы и канцелярские принадлежности, различного рода календари -- карманные, квартальные, календари-«домики», -- рассказывает Максим Малов.
Чаще всего новогоднюю полиграфию заказывают для постоянных деловых партнеров, поставщиков, лучших клиентов, тем самым уделяя им внимание, демонстрируя свою заинтересованность, делая приятное.
Блокнот или календарь с логотипом компании дарят не просто потому, что на самый главный праздник в году принято дарить хоть что-то. Это стратегический ход: понравившийся презент обязательно будут держать на виду, и он еще не раз напомнит о компании, от имени которой вручен. Подарок, не просто снабженный логотипом, но и интересно выполненный и создающий новогоднее настроение, -- большой плюс в глазах клиентов и партнеров. Это уже не просто знак особого внимания, а необходимая составляющая делового общения.
Специалисты советуют не забывать и о функциональности подарка. Ежедневники, планнинги, органайзеры, несмотря на активное развитие аналоговых компьютерных технологий, не потеряли своей актуальности. Практически каждый -- от руководителя до рядового сотрудника -- нуждается в них, так что этот подарок окажется действительно полезным. Варианты оформления могут быть самые разнообразные. Можно сконструировать ежедневник или еженедельник полностью самостоятельно, разметив страницы и украсив блок цветными вклейками, использовать в его оформлении корпоративные цвета и логотип компании. Можно довольствоваться стандартным блоком, но выбрать дорогой переплет (хотя, как известно, удачный дизайн и его качественное воплощение не обязательно обходятся дорого). Это относится к записным и телефонным книжкам, блокнотам, блокам самоклеящихся листов. Такие подарки -- особенно если страницы в блоке датированы -- целесообразно делать именно перед Новым годом.
Более экономичный, чем, скажем, еженедельник, но не менее полезный подарок -- блокнот, на каждой странице которого можно разместить название компании и логотип, контактную информацию и адрес web-сайта. Первые страницы блокнота можно отвести под важные адреса и телефоны: ЖЭУ, милиция, больницы, библиотеки, вокзалы и т.д. А, к примеру, ульяновский филиал компании «Росгосстрах» разместил в корпоративных блокнотах телефоны центра урегулирования убытков, вызова автоэвакуатора, адреса ульяновских автосалонов, СТО и даже время обнаружения паров различных видов алкоголя. Подобные шаги повышают частоту пользования блокнотом и, как следствие, лояльность к компании-дарителю.
Солидные компании заказывают полиграфическую продукцию и для «внутреннего пользования», понимая, что работнику необходимо ощущать значимость своего труда, осознавать себя частью коллектива. Для сотрудников обычно заказывают фирменные новогодние открытки, грамоты и дипломы для предновогоднего награждения передовиков. Это прекрасная мотивация персонала на эффективную работу в предстоящем году.
-- Наша компания специализируется на производстве представительской продукции, и нашим vip-заказчикам мы предлагаем самый широкий спектр деловых подарков, -- рассказывает Вадим Кролевецкий. -- Есть множество способов сделать подарок индивидуальным и привлекательным. Открытки с объемным тиснением или лазерной вырубкой, ежедневники с впаянной наклейкой с линзой из смолы или шарф с трехмерной вышивкой -- количество вариантов бесконечно… В целом ассортимент новогодней полиграфии не сильно меняется, но вот воплощение, идейная составляющая -- постоянно. Преображается дизайн продукции, используются новые, не-обычные материалы. Всевозможные пластики, золотые шнурочки, дизайнерские бумаги -- еще один способ выделиться. Вырубка, фальцовка, лакирование творят настоящие чудеса -- такое изделие не останется без внимания. Способствует этому и оригинальная конструкция изделия, необычные элементы оформления. Например, календарь в виде пластиковой карты, с выдавленным номером года и отверстием под шнур с логотипом для ношения на шее (можно и на елку повесить).
Упаковка -- еще один вид полиграфической продукции, отражающий новогоднюю атмосферу и создающий ощущение праздника. Оригинальные пакеты, коробочки, оберточная бумага способны украсить любое торжество и заинтересовать, удивить партнера или клиента. Именно на них обращают внимание в первую очередь.
Отличный рекламный продукт -- профессионально выполненный буклет, вмещающий большое количество информации о предприятии и его продукции в компактной и в привлекательной форме. Новогоднее поздравление партнерам, объединенное с коммерческим предложением, можно отправить адресату в плотной стильной фирменной папке с изображением логотипа, слогана компании и другой необходимой информацией. Специалисты советуют добавить в папку буклет, прайс-лист, компакт-диск с презентацией, визитную карточку. Такая фирменная папка говорит о высоком уровне компании, о серьезности ее намерений, а документы в ней никогда не потеряются.
Вся перечисленная продукция призвана стать частью «офисных будней», поэтому смещать в дизайне основной акцент на новогоднюю тему, пожалуй, не стоит -- всего через пару недель это будет казаться неуместным.
В канун Нового года ульяновские компании заказывают полиграфическую продукцию и для своих потребителей (проведение промоакций). Так, в эти дни в ульяновских магазинах сети «Пятерочка» покупателям на кассе раздавали крохотные билеты моментальной лотереи. Счастливчики под защитным слоем обнаруживали выигрыш -- билет на елку или в кино.
Увы, и у такой яркой и праздничной отрасли, как новогодняя полиграфия, есть немало проблем. К сожалению, далеко не все компании-заказчики полиграфической продукции понимают, насколько для них самих важно отнестись к данному шагу максимально серьезно. Отсутствие фантазии, времени, средств или желания нести расходы большие, чем принято (а может, и все вместе), приводит к вполне предсказуемому результату. В офисе любой более или менее крупной компании скапливается множество календарей, ежедневников, открыток, блокнотов, которые отличаются друг от друга разве что цветом обложек и логотипами компаний.
Специалисты уверены: в очередной раз заказывать для подарка банальный ежедневник не имеет никакого смысла: клиент просто потратит деньги впустую. Чтобы подаренные открытки и календарики не превращались в одноразовые пепельницы, а блокноты и планнинги -- в подставки под кофейные чашки, чтобы подарок привлек внимание и напоминал о компании-дарителе в течение всего года, стоит пойти на определенные затраты, изучить возможности типографий и рекламных агентств и максимально использовать их для изготовления новогодней полиграфической продукции, которая займет достойное место в кабинете самого искушенного руководителя. Подарок должен быть приятен получателю. И при этом приносить пользу дарителю.
-- На рынке рекламных услуг в последнее время возросло количество дизайнеров-«самоучек», которые, к сожалению, находят потребителя, предлагая свою некачественную, низкохудожественную продукцию по демпинговым ценам, -- отмечает Светлана Харламова.
-- Без конкуренции нельзя, без нее рынок лишится инноваций и развития, но она должна быть цивилизованной! -- продолжает Максим Малов. -- Считаю, что конкурент -- это, в первую очередь, коллега, а не враг! Пока же правила ведения здоровой конкурентной борьбы у нас часто не соблюдаются.
Участники рынка говорят о необходимости создания профессионального объединения -- ульяновского союза полиграфистов, где можно было бы общаться, делиться опытом, совместно решать ключевые проблемы.
Дальнейшее же развитие новогодней печатной продукции специалисты связывают с развитием местного рынка полиграфии, с развитием города и области в целом, с повышением уровня потребительской культуры, формированием хорошего вкуса у заказчиков, большего понимания плюсов данных услуг.
Маркетинговый Центр «Артефакт» провел исследование, выяснив, организации каких сфер деятельности чаще всего заказывают рекламную фирменную полиграфическую продукцию в преддверии Нового года и какие задачи при этом решают. В опросе принимали участие компании, представляющие различные виды деятельности.
Спрос на те или иные виды полиграфической продукции среди организаций-заказчиков полиграфии выглядит следующим образом.
Наиболее популярный вид предновогодней полиграфии -- карманные календари. Это объясняется тем, что их изготовление достаточно дешево по сравнению с другими видами рекламной полиграфической продукции. Такие презенты уместны в любой ситуации (как физическим лицам, так и представителям организаций).
Заказывая и распространяя предновогоднюю полиграфию, организации стремятся повысить осведомленность о своей компании, оказываемых услугах и продаваемых товарах (45% компаний); привлечь новых и сохранить имеющихся клиентов (30%), поддержать стабильный имидж компании (25%).