Рефераты

Административно-правовой статус управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

частие в пределах своей компетенции в реализации федеральных и городских целевых программ по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.

Работа Оперативной службы строится по следующим приоритетным направлениям:

организация и проведение оперативно-розыскных мероприятий межрегионального характера по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков в крупных и особо крупных размерах;

выявление и пресечение противоправной деятельности организованных групп и преступных сообществ, занимающихся поставками и сбытом наркотических средств на территории г. Москвы;

противодействие легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных в результате совершения преступлений, отнесенных законодательством Российской Федерации к подследственности органов госнаркоконтроля;

проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на подрыв экономических основ наркобизнеса;

выявление и пресечение каналов и источников незаконного поступления наркотических средств и психотропных веществ Постановление Правительства Москвы «Об осуществлении на территории города Москвы контроля за хранением, перевозкой или пересылкой наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» от  23  декабря 2008 года № 1187-ПП .

Оперативная служба организует и осуществляет розыск лиц, которые обвиняются или подозреваются в совершении преступлений, отнесенных законодательством Российской Федерации к подследственности органов госнаркоконтроля, и скрылись от органов предварительного следствия или суда либо местонахождение которых неизвестно.

Организует и проводит в установленном порядке во взаимодействии с заинтересованными подразделениями Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Управления, правоохранительными органами и специальными службами Российской Федерации и г. Москвы комплексные оперативно-профилактические и иные операции.

Осуществляет анализ оперативной обстановки и результатов деятельности по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.

Анализирует, обобщает и распространяет положительный опыт работы оперативных подразделений Управления по административным округам г. Москвы.

Отдел дознания и административной практики

Отдел рассматривает материалы о возможных нарушениях федерального законодательства, регулирующего оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров руководителями организаций, принимает соответствующие процессуальные решения в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, возбуждает и расследует в форме дознания уголовные дела о преступлениях, отнесенных к компетенции Управления, по которым предусмотрено производство дознания Постановление Правительства Москвы «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» от  25  марта  2008  года №  210-ПП.

В функции данного подразделения также входит выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений (нарушений), отнесенных действующим законодательством к компетенции органов Управления, принимает меры по полному возмещению государству ущерба, причиненного расследуемым преступлением (рассматриваемым правонарушением).

Правовой отдел.

Правовой отдел является структурным подразделением, организующим правовое обеспечение деятельности Управления.

В связи с этим на него возложены следующие задачи:

осуществление контроля за соответствием законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам Управления, правовым актам Управления проектов документов, представляемых на подпись (утверждение) или визирование начальнику Управления;

оказание помощи подразделениям Управления в разработке проектов правовых актов и документов по направлениям деятельности и осуществление их правовой экспертизы;

оказание и осуществление судебно-правовой защиты законных прав и интересов Управления, его сотрудников, по вопросам, связанным с их профессиональной деятельностью;

систематизация законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Управления, кодификация правовых актов Управления;

оказание помощи в организации и осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, проводимых оперативными подразделениями Управления Постановление Правительства Москвы «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» от  25  марта  2008  года №  210-ПП.

Базовая экспертно-криминалистическая служба.

Деятельность Базовой экспертно-криминалистической службы основывается на принципах, предусмотренных ст. ст.5-8 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Данное структурное подразделение проводит в соответствии с законодательством Российской Федерации судебные экспертизы по постановлениям следователей, дознавателей органов Управления, и, по распоряжению руководства Управления, других правоохранительных органов, прокуроров, судей, а также определениям судов, проводит исследования по заданиям следователей, дознавателей и оперативных сотрудников органов Управления, организует работу специалистов на местах проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, ведет криминалистические учеты Распоряжение заместителя мэра Москвы «О создании межведомственной рабочей группы по вопросам реализации дополнительных мер по профилактике наркомании, алкоголизма и игромании» от 24 апреля 2009 года № 34-РЗМ .

Организационно-инспекторская служба.

Организационно-инспекторская служба является головным подразделением в Управлении по организации и осуществлению ведомственного контроля, планирования оперативно-служебной деятельности, организационного обеспечения заседаний коллегии Управления и оперативных совещаний при начальнике Управления, а также координации работы дежурных частей местных органов Управления.

Данное структурное подразделение:

организует и осуществляет комплексные инспекторские, контрольные и тематические проверки деятельности подразделений Управления, на основе чего готовит и докладывает начальнику Управления итоговые документы о состоянии оперативно-служебной деятельности и предложения по ее совершенствованию;

изучает и оценивает информационно-отчетные документы подразделений Управления;

разрабатывает планы основных организационных мероприятий Управления, контролирует исполнение запланированных мероприятий и готовит доклады начальнику Управления о результатах контроля;

осуществляет планирование и организационное обеспечение заседаний коллегии Управления, оперативных совещаний при начальнике Управления, контролирует подготовку материалов к ним, оформляет протоколы и иную необходимую документацию, контролирует выполнение принятых решений.

организует получение, обработку, анализ информации об оперативной обстановке и результатах оперативно-служебной деятельности подразделений Управления.

Отдел информации и общественных связей.

Отдел информации и общественных связей Управления является структурным подразделением Управления, обеспечивающим в пределах своей компетенции выполнение задач информационно-пропагандистского сопровождения оперативно-служебной деятельности Управления, и организует взаимодействие со средствами массовой информации.

Данное структурное подразделение создает и совершенствует систему мер, обеспечивающих информирование общественных институтов и граждан о деятельности Управления через СМИ, распространяет официальную информацию Управления, обеспечивает выступления руководства, сотрудников и федеральных государственных служащих Управления в СМИ, проведение других информационных мероприятий, а также:

осуществляет в пределах своей компетенции профилактическую деятельность, направленную на предупреждение незаконного потребления и оборота наркотических средств и психотропных веществ;

участвует в формировании и осуществлении информационной политики Управления, отслеживает и выявляет возникающие при этом проблемы, вырабатывает систему объективного отражения деятельности Управления в СМИ, формированию позитивного общественного мнения об Управлении и органах Управления;

разрабатывает предложения и организует мероприятия, направленные на противодействие пропаганде наркотических средств, психотропных веществ в СМИ Положение о Совете при Директоре ФСКН России по взаимодействию со средствами массовой информации, утвержденное приказом ФСКН России от 15 апреля 2005 г. № 122 .

Служба собственной безопасности.

Служба собственной безопасности является структурным подразделением Управления, которое:

разрабатывает и реализует программы по обеспечению безопасности деятельности Управления;

осуществляет комплекс оперативно-розыскных мероприятий по противодействию проникновению в Управление лиц, намеревающихся использовать служебное положение в корыстных целях, связанных с преступными группами (сообществами), а также противодействует совершению преступных посягательств в отношении объектов Управления;

обеспечивает безопасность деятельности сотрудников, служащих и работников Управления, в связи с исполнением ими служебных обязанностей, их близких, а также лиц, привлеченных к конфиденциальному сотрудничеству, в случаях получения данных о возможных противоправных действиях в отношении этих лиц;

проводит работу по предотвращению утечки информации об оперативно-служебной деятельности Управления, других сведений, составляющих охраняемую законом тайну и находящихся в распоряжении Управления;

организует и проводит работу по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и иных преступлений в подразделениях Управления, предупреждению вовлечения их сотрудников, служащих и работников в противоправную деятельность;

участвует в розыске лиц из числа подозреваемых в совершении противоправных деяний в отношении сотрудников, служащих и работников Управления в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Служба специального назначения.

Служба специального назначения Управления создана на базе Управления физической защиты Федеральной службы налоговой полиции по г. Москве.

Основными задачами Службы являются:

обеспечение защиты сотрудников Управления и их близких родственников, лиц, оказывающих содействие органам Управления, участников уголовного судопроизводства по делам, отнесенным к подследственности органов Управления, на жизнь, здоровье и имущество которых совершаются посягательства;

обеспечение безопасности объектов Управления, организация и осуществление на них пропускного, внутриобъектового и противопожарного режимов;

охрана мест хранения и сопровождение перевозок изъятых и конфискованных из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ;

кинологическое обеспечение Управления;

Служба специального назначения состоит из оперативно-боевых подразделений, подразделений по охране зданий и объектов и подразделений обеспечения. Такая структура позволяет качественно выполнять стоящие перед Службой задачи.

Службы по административным округам.

Службы по административным округам являются структурными подразделениями Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по городу Москве и уполномочены решать задачи в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, противодействия их незаконному обороту на территории находящихся в их ведении округов.

В соответствии с возложенными на них задачами Службы по административным округам:

разрабатывают и реализуют меры, направленные на соблюдение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах и психотропных веществах с учетом специфики социально-экономической и криминогенной ситуации на территории города Москвы;

осуществляют оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и правовыми актами Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по городу Москве;

осуществляют профилактическую деятельность, направленную на предупреждение незаконного потребления и незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;

осуществляют розыск лиц, обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к подследственности органов Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, и скрывшихся от органов предварительного следствия или суда либо местонахождение которых не известно;

производят дознание и предварительное следствие по уголовным делам, отнесенным законодательством Российской Федерации к подследственности органов Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;

осуществляют в соответствии с федеральным законодательством производство по делам об административных правонарушениях;

осуществляют в установленном порядке в соответствии с межведомственными соглашениями и приказами взаимодействие с правоохранительными, иными территориальными органами исполнительной власти и органами власти города Москвы;

участвуют в разработке и реализации окружных программ по противодействию преступлениям в области оборота наркотических средств и психотропных веществ;

противодействуют в пределах своей компетенции легализации доходов, полученных от незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, на территории города Москвы;

вносят предложения о представлении в суд требования о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о наркотических средствах и психотропных веществах;

осуществляют контроль за деятельностью юридических и физических лиц в сфере легального оборота наркотических средств и психотропных веществ Постановление Правительства Москвы «О Концепции комплексной городской целевой программы совершенствования наркологической помощи и противодействия наркомании в городе Москве» от  27 октября  2009  года № 1166-ПП.

Вот, например результаты работы Управления ФСКН России по г. Москве за период с 17.05.2010 г. по 23.05.2010 г. , которые регулярно подаются в сводке:

1. Выявлено преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ и их прекурсоров - 27. в том числе:

тяжких и особо тяжких - 23.

связанных со сбытом - 10.

связанных с хранением - 15.

2. Выявлено административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ и их прекурсоров - 27.

3. Задержано по подозрению в совершении преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ и их прекурсоров - 25 человек.

в том числе:

граждан России - 22.

иностранных граждан - 3.

4. Изъято из незаконного оборота наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ и их прекурсоров общим весом - 10363,87 гр.

5. Возбуждено уголовных дел - 27.

6. Наложено административных штрафов на сумму - 14 тыс. руб.

7. Изъято курительных смесей - 14, 2 гр. http://www.ugnk.mos.ru/svodka

2.3 Нормативно-правовые и организационные аспекты противодействия наркобизнесу

Отечественное законодательство, посвященное борьбе с незаконным оборотом наркотиков, подходило к решению данного вопроса в зависимости от конкретной исторической эпохи, в рамках которой происходило развитие российского общества и государства. И это понятно, так как новые задачи, возникавшие перед нацией на очередном рубеже социально-экономических и политических преобразований, требовали для их решения адекватных правовых норм взамен прежних, устаревших.

Мало кто сегодня знает, что согласно Декрету № 1 "О суде", изданному 24 ноября 1917 года, какое-то время советская власть, взявшая управление государством у Временного Правительства, разрешала судам руководствоваться "законами свергнутых правительств" См: Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. - М.: Юридлит. 1990. С. 120. Изучение этого исторического нюанса, однако, обнаружило неравномерность применения утвержденного правила. Область незаконного оборота наркотиков не подпадала под юрисдикцию Декрета № 1. Ввиду особой социальной опасности наркобизнеса для интенсивно насаждаемого большевиками революционного порядка преодоление этого криминального явления осуществлялось в первые годы советской власти с помощью иных нормативных документов (главным образом носивших политическое предназначение). Среди них нельзя не упомянуть следующие:

Практика внесудебных репрессий расстрелов, после долгого обсуждения целесообразности/нецелесообразности смертной казни как средства борьбы с врагами была введена Всероссийской Чрезвычайной Комиссией (ВЧК).

Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и СНК от 17 января 1920 г. № 22 "Об отмене применения высшей меры наказания (расстрелы)" эта санкция упразднялась как по решениям ВЧК и ее местных органов, так и по приговорам революционных трибуналов. Исключительное право расстрелов оставалось за военными трибуналами. Иными словами, полоса "красного террора" в России завершилась и деятельность торговцев наркотиками, расцениваемая прежде как пособническая контрреволюции и Антанте, не подвергалась позднее когда-либо смертельной опасности См: Михайлов Б.П. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: актуальные проблемы и пути их решения: Монография. - М.: МосУ МВД России, 2003. С. 100.

Статьей 140-д преследовалось изготовление и хранение с целью сбыта и сбыт кокаина, опия, морфия, эфира См: Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков- М.:ФСКН, 2006. С. 145 и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения, за совершение чего предусматривалось наказание в виде лишением свободы "на срок до 3-х лет с конфискацией части имущества или без таковой конфискации и с воспрещением проживания в Москве, Ленинграде, в пограничной полосе и в портовых городах, список коих устанавливается по соглашению Народным Комиссариатом Внутренних Дел и Народным Комиссариатом Юстиции на срок не свыше 3-х лет".

Как в УК РСФСР 1922 г. (ст.46-47), так и в УК РСФСР 1926 г. (ст.24) имелись нормы социальной защиты в виде мер принудительного лечения наркоманов, допустивших преступление. Таких индивидов врачи и суд определяли "морально дефективными". Статья 140-д УК РСФСР 1922 г. с незначительными редакционными изменениями преобразовалась в ст.104 УК РСФСР 1926 г.

Последняя норма предусматривала теперь ответственность за изготовление и хранение с целью сбыта и сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения, что каралось лишением свободы или исправительно-трудовыми работами на срок до одного года. Второй частью этой статьи предусматривалась ответственность за те же действия в виде промысла, а равно содержание притонов, что каралось лишением свободы на срок до трех лет со строгой изоляцией См: Драган Г., Казачев Б. Наркомания и наркобизнес. - М.: Бек, 1998. С. 75.

Дальнейшее упорядочение государственного контроля над оборотом наркотиков внесло постановление ВЦИК и СНК СССР on 23 мая 1928 г. "О мерах регулирования торговли наркотическими веществами". Статьей 1 указанного постановления запрещалось свободное обращение в пределах страны кокаина, его солей, гашиша, опия, морфия, героина, дионина и их солей и пантопона См: Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков- М.:ФСКН, 2006. С. 149.

Статьей 2 постановления устанавливалось, что количество упомянутых в ст.1 средств, необходимое для лечебных целей, ежегодно определяется соглашением Народных Комиссариатов здравоохранения союзных республик и советских социалистических республик Грузии, Армении и Азербайджана.

Статья 3 постановления оговаривала, что перечень предприятий, имеющих право производить или продавать упомянутые ст.1 средства, а также порядок торговли ими на территории Союза ССР, определяются законодательством союзных республик См: Майоров А.А, Маланин В.Б. Наркотики: преступность и преступления -СПб.: «Юридический центр Пресс», 2002.С.90.

С принятием уголовных кодексов союзных республик 1959-1961 гг. была установлена ответственность за различные незаконные действия с наркотическими веществами, появились новые составы преступлений.27 октября 1960 года Верховным Советом РСФСР утверждается новый УК РСФСР.

УК РСФСР 1960 г. содержал целую группу норм, направленных на борьбу с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков. В частности, согласно ст.224 устанавливалась ответственность за изготовление, сбыт, а равно хранение или приобретение с целью сбыта наркотических веществ без специального на то разрешения. Наказывалось это деяние лишением свободы на срок от одного до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой, с обязательной конфискацией наркотических веществ См: Лапунин О.П. Наркобизнес: новая угроза России с Востока. - М.: Изд-во Института Востоковедения РАН, 1996. С.60.

Новые уголовно-правовые нормы конкретизировали применение принудительных мер медицинского характера. В соответствии со ст.62 УК РСФСР в случае совершения преступления наркоманом суд наряду с наказанием за совершенное преступление мог применить к нему принудительное лечение. Наркоманы, приговоренные к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, подлежали принудительному лечению в медицинских учреждениях со специальным лечебным и трудовым режимом. При осуждении этих лиц к лишению свободы они подвергались принудительному лечению во время отбывания наказания, а после освобождения из места лишения свободы в случае необходимости продления такого лечения в медицинских учреждениях со специальным и трудовым режимом.

В УК РСФСР 1960 года в течение последующих лет составы антинаркотических норм все более специализируются, а санкции ожесточаются, включаются новые незаконные деяния, например, склонение к употреблению наркотиков несовершеннолетних.

Заметную поддержку укреплению контроля над наркотиками оказывали исполнительная и представительная ветви государственной власти - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1974 г. "Об усилении борьбы с наркоманией". Названным Указом впервые в истории отечественной юриспруденции устанавливалась административная ответственность за потребление наркотиков без назначения врача (ст.44 КоАП РСФСР); вводились квалифицирующие признаки: крупные размеры наркотических средств; действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц, особо опасным рецидивистом. Устанавливаются институты уголовной ответственности за хищение наркотиков (ст.2241 УК), склонение к их потреблению (ст.2242 УК), организацию или содержание притонов для потребления наркотических средств (ст.2261 УК), незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку или сбыт сильнодействующих и ядовитых веществ (ст.2262 УК) См: Караганов С. А. Наркомания в России: угроза нации. Учебное пособие - М.: Изд-во «Юридическая литература», 2001. С.89.

12 июня 1987 года принимается постановление Совета Министров СССР №695 "О запрещении посева и выращивания гражданами масличного мака", которым не допускались также посев и выращивание мака и конопли "на приусадебных участках колхозников, рабочих, служащих и на других земельных участках, находящихся в личном пользовании".

Указом от 29 июня 1987 г. на территории РСФСР вводились новые составы преступлений в УК РСФСР, а именно: ст.2102 Вовлечение несовершеннолетних в немедицинское потребление лекарственных и других средств, влекущих одурманивание; ст.2243 Незаконные приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах либо потребление наркотических средств без назначения врача; ст.2251 Незаконные посев или выращивание масличного мака и конопли.

КоАП РСФСР пополнился: ст.991 Непринятие мер к обеспечению охраны наркотикосодержащих посевов; ст.992 Незаконные посев или выращивание масличного мака или конопли; ст.44 Незаконные приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах либо потребление наркотических средств без назначения врача См: Романова Л.И. Классификация преступлений, предметом которых являются наркотические средства и психотропные вещества. Учебное пособие.- Владивосток, 2001. С.70.

Другими нормативными документами этого периода являлись постановления пленумов Верховного суда СССР/РФ о практике борьбы с незаконным оборотом наркотиков и злоупотребления ими. Так, постановление Пленума Верховного Суда СССР от 26 сентября 1975 г. "О судебной практике по делам о хищении наркотических веществ, незаконном изготовлении и распространении наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ" вышло вслед за Указом от 24 апреля 1974 г. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 24 декабря 1987 г. "О судебной практике по делам о хищении наркотических средств, а также незаконном изготовлении, распространении и других противоправных действиях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами" обобщило практику реализации Указов от 22 и 29 июня 1987 г. Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами" подвел итог переходному периоду. Спустя 5 лет принимается постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" См: Рейдин П.Н. Совершенствование борьбы с наркотизмом (отечественный и зарубежный опыт). - М.: Изд-во Академии МВД России, 1997. С. 89.

С 1968 года в стране функционировали специализированные исправительно-трудовые колонии для наркоманов. Накопленный в этой сфере опыт был учтен в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (УИК РФ) 1996 г. Среди типов исправительных учреждений УИК РФ выделяет, в частности, лечебные исправительные учреждения (п.8 ст.74).

Переломным моментом в развитии отечественного антинаркотического законодательства стала Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации от 22 июля 1993 г. Этим документом предусматривались комплексные меры предупредительного и карательного характера самого широкого смысла, предлагался развернутый, направленный в будущее план долговременных действий См: Чистова Л.И Методика расследования преступлений связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами: Учебное пособие. - М.: Изд-во «НОРМА-ИНФРА», 2006. С.146.

Из основополагающих идей, заложенных в Концепцию, получила дальнейшее продолжение необходимость подготовки специального закона. В ходе ее реализации принят Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", который 8 января 1998 года был утвержден Президентом Российской Федерации.

Следующим шагом стало принятие Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 12 мая 2009 г. Настоящая Стратегия разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области противодействия незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров с учетом отечественного и зарубежного опыта. Стратегией определяются цель, принципы, основные направления и задачи государственной антинаркотической политики Российской Федерации. СТРАТЕГИЯ государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Президентом Российской Федерации 12 мая 2009 г. -М.: Юридическая литература, 2009. С.3

Анализ действующего российского законодательства, позволяет определить специфику административно-правового противодействия по двум направлениям.

Первое направление носит организационно-управленческий аспект и обусловливается сутью административного права как системы норм, направленных на регулирование общественных отношений в сфере государственного управления. В рамках этого аспекта административно-правовое противодействие проявлениям наркобизнеса осуществляется путем нормативного регламентирования отдельных видов управленческой деятельности, установления административно-правового статуса государственных органов призванных осуществлять контроль за оборотом наркотических, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, оказывать противодействие незаконному обороту этих веществ См: Лебедев А.Н. Наркомания и незаконный оборот наркотиков. Вопросы теории и практики противодействия. Учебное пособие. -М: Изд-во «ЮНИСИТИ-ДАНА», 2005. С. 95. В этой связи, принято Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Второе направление административно-правового противодействия связывается с юридической формализацией соответствующих деяний в качестве административно-правового деликта, т.е. в качестве правонарушения, не достигшего степени общественной опасности характеризующей преступление. Эти противоправные явления не являются прямыми проявлениями наркобизнеса, они находятся в определенной зависимости от этого системного общественно опасного явления и являются так называемыми "сопутствующими" правонарушениями. К их числу в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях относятся: незаконное приобретение либо хранение наркотических средств или психотропных веществ, а также оборот их аналогов (ст.6.8) и потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст.6.9) См: Наумов А. Ответственность за незаконный оборот наркотиков. Вопросы правотворчества и правоприменения // Российская юстиция. - 2009 - №7. - С. 10.

Особое значение гражданско-правового противодействия наркобизнесу определяется сущностью наркобизнеса как незаконного предпринимательства. В этой связи акцентируется внимание на формах гражданско-правового противодействия наркобизнесу, закрепленных в Федеральном законе "О наркотических средствах и психотропных веществах". В частности это такие меры как, например, "ликвидация юридического лица в связи с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ" (ст.51); "ликвидация юридического лица, осуществляющего финансовые операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ" (ст.52) См: Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации: Утвержден Постановлением Правительства РФ №681 от 30 июня 1998.

Вместе с тем наркобизнес представляет собой единую систему противозаконной деятельности, элементы которой существуют не обособленно друг от друга, а взаимообусловлено См: Щукин В. И. Характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и вопросы организации их раскрытия и расследования. Проблемы национальной политики России по контролю за наркотиками и международное сотрудничество. -Белгород, 1998. -С.168. Кроме того важна целевая установка участников на систематическое извлечение прибыли, что является одним из факторов повышающих степень угрозы исходящей от этого вида общественно опасной деятельности.

Одной из наиболее важных тенденций наблюдающегося в последние годы развития незаконного оборота наркотиков в России является активная интеграция российской организованной наркопреступности в мировую систему наркобизнеса. В настоящее время более 50% наркотических веществ поступает на российский нелегальный рынок контрабандным путем. Российская Федерация за последние годы стала объектом активной наркоэкспансии, осуществляемой, прежде всего, из центрально-азиатского региона. По экспертным оценкам, российская организованная наркопреступность за последние годы имела контакты более чем в 70 государствах мира, включая Колумбию, Тайланд, Афганистан и другие страны - производители наркотических веществ. В этой связи в Концепции национальной безопасности Российской Федерации акцентируется внимание на том, что сегодня объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по такой проблеме международной безопасности, как борьба с международным наркобизнесом.

Глобализация наркобизнеса, объективно обуславливает и интеграцию систем государственно-правового противодействия этому явлению. Эта тенденция - частное проявление глобализации как процесса "трансформации государственно-правовых, политических, экономических, хозяйственных структур в направлении становления целостной и единой мировой геостратегической реальности" См: Зеличенко А. Кто остановит Афганскую наркоэкспансию? // Комсомольская правда. - 2001. - 25 февраля. -С. 4.

Отправным правовым началом при объединении усилий государств в сфере противодействия международному наркобизнесу следует считать Шанхайскую комиссию 1909 года.13 государств приняли 9 резолюций, ограничивающих потребление и оборот наркотических средств. В 1912 году в Гаване была подписана первая международная конвенция, в рамках которой запрещался оборот опиума. В период с 1925 по 1953 годы также был принят ряд международных актов, направленных на противодействие наркобизнесу и ограничение потребительской сферы: Женевская международная конвенция по запрещению опиума (1925 г); Женевская международная конвенция об ограничении и регламентации распределения наркотических средств (1931 г); Женевская международная конвенция по борьбе с незаконным оборотом вредных лекарственных веществ (1936). Конвенция о психотропных веществах 1971 года (заключена в г. Вене 21.02.1971). Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXV.- М.: Юридическая литература, 1981. С. 67 В 1946 году сформирован первый международный институт, функционально предназначенный оказывать противодействие наркобизнесу - Комиссия ООН по наркотическим средствам. Несколько позднее, были подписаны международные документы, определяющие сегодня вектор развития национальных государственно-правовых механизмов противодействия наркобизнесу - Единая конвенция о наркотических средствах (1961 г) (с поправками, внесенными в нее в соответствии с протоколом 1972 г), Конвенция о психотропных веществах (1971 г), Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. См: Конвенция ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ». Международное публичное право. Сборник документов. Т.1. - М.: Бек, 1996. С.79

Кроме вышеперечисленных актов нормативно-правовые и организационные основы противодействия наркобизнесу транснациональных организованных преступных сообществ в условиях экономической глобализации, устанавливаются соглашениями между государствами. Это определяется необходимостью адаптации основополагающих начал к конкретным условиям межгосударственного взаимодействия наркобизнесу. В этой связи Российской Федерацией заключены двусторонние соглашения с Кубой, с Аргентиной, с Узбекистаном, со Словацкой Республикой, с Туркменистаном, Ирландией, Республикой Нигерия, Королевством Камбоджа, Социалистической Республикой Вьетнам, Украиной, Республикой Казахстан, Белоруссией, Коста-Рикой, Боливией. Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2000 г. №836 одобрено Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

Российской Федерацией был заключен еще целый ряд международных соглашений о сотрудничестве между правоохранительными органами. К их числу относятся: Соглашение между МВД России и МВД Итальянской Республики о сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью и незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 11 сентября 1993 г.; Соглашение между МВД России и МВД Туркменистана в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств от 18 мая 1995г. Несмотря на объективно складывающуюся тенденцию интеграции национальных систем противодействия наркобизнесу, нормативные основы этого противодействия закрепляют в основном общие положения См: Конвенция о психотропных веществах 1971 года (заключена в г. Вене 21.02.1971). Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXV.- М.: Юрид. лит., 1981. С.267. Они в основном ориентированы на обмен информацией и периодическое проведение встреч представителей министерств и ведомств, работающих по линии пресечения незаконного оборота наркотиков. Вместе с тем необходимо установление общих задач, принципов содействия друг другу в области проведения мероприятий по выявлению и пресечению каналов транзита наркотиков См: Майоров А.А, Маланин В.Б. Наркотики: преступность и преступления -СПб.: «Юридический центр Пресс», 2002. С. 101.

В целях координации совместных усилий по противодействию наркобизнесу в 1992 г. в Киеве было подписано Соглашение о сотрудничестве МВД Азербайджанской Республики, Республики Армения, Беларусь, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Российской Федерации, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, Эстонской Республики о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Данное соглашение предусматривает: обмен оперативно-розыскной, оперативно-справочной и криминалистической информацией; проведение по запросам одной из сторон, подписавших соглашение, оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в т. ч. - осуществление непрерывного оперативного наблюдения за передвижением сбытчиков наркотиков, имеющих международные связи; осуществление согласованных мероприятий по перекрытию каналов транзита наркотиков, в том числе - проведение контролируемых поставок; оказание взаимной помощи в сфере борьбы с легализацией доходов, полученных от незаконных операций с наркотиками; взаимодействие в сфере контроля за легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также их прекурсоров и ряд других мер См Афанасьев Б.А. Афганская наркоэкспансия. Актуальные проблемы борьбы с преступностью: Учебник. -Владивосток: Изд-во Приморского университета, 2000. С.66.

Анализ нормативно-правовых и организационных основ противодействия наркобизнесу транснациональных организованных преступных сообществ в условиях экономической глобализации, позволяет констатировать наличие параллельной интеграционной тенденции в области противодействия наркобизнесу. На фоне трансформации национальных политико-правовых систем усматривается устойчивая и в достаточной степени рельефно проявляющая себя тенденция к формированию наднациональной системы противодействия наркобизнесу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Современные рефераты