Рефераты

Административно-правовой статус управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

качестве аргументов подтверждающих высказанный тезис следует рассматривать следующие обстоятельства:

1) формирование межгосударственной политико-правовой идеологии, в основе которой лежит понимание наркобизнеса как полиобъектного источника угрозы национальной безопасности, степень опасности которого существенным образом повышается в условиях глобализационных процессов;

2) формирование наднациональных правовых основ противодействия наркобизнесу;

3) становление наднациональных институтов политико-правового противодействия наркобизнесу как источнику угроз национальной и международной безопасности;

4) международная политико-правовая практика в сфере противодействия наркобизнесу, включающая правоотношения, правоприменительную, правотворческую и иные виды деятельности См: Совершенствование борьбы с организованной преступностью и наркобизнесом: Материалы Всероссийской межведомственной научно-практической конференции (16-17 декабря 1997 года). Выпуск 1 и 2. - М.: ПРИОР, 1998. С.289.

Глава III. Особенности и проблемы регламентации административно-правового статуса управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по г. Москве

3.1 Наркоситуация в России, прогноз её развития и основные направления противодействия незаконному обороту наркотиков

Как свидетельствует история развития наркомании в нашей стране, она существует давно и протекает волнообразно. Последний и наиболее серьезный всплеск наркомании и незаконного оборота наркотиков в Российской Федерации относится к началу 90-х годов и продолжается до настоящего времени, постоянно нарастая.

За последние пять лет количество потребителей наркотиков в стране увеличилось почти в 3,6 раза и, по мнению специалистов, при сохраняющейся тенденции число лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами, уже в первом десятилетии XXI в. может превысить 4 млн. человек См: Гельдибаев М.Х. Легальный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Проспект», 2007. С. 165.

Продолжается перестройка российского наркорынка в сторону вытеснения маковой соломы и наркотиков каннабисной группы более сильными по воздействию на организм человека и более дорогими высококонцентрированными препаратами, особенно героином и опием. Все большее распространение получают стимуляторы амфетаминового ряда (см. Приложение 3).

Емкий рынок сбыта наркотиков, удобство географического положения страны для их транзита и ряд других причин способствуют лавинообразному росту контрабанды наркотических средств и психотропных веществ. В последние годы Россия стала объектом экспансии международного наркобизнеса. Более половины всех изымаемых на территории страны наркотических средств имеют зарубежное происхождение.

Наркобизнес стал одним из наиболее прибыльных видов преступной деятельности. Ввоз, транзит и распространение наркотиков на территории России оказались весьма привлекательными для организованных групп и преступных сообществ, занявших доминирующие позиции в этой сфере и наладивших прочные связи с международной организованной наркопреступностью. В распространение наркотиков вовлечены в качестве курьеров и мелких дилеров тысячи простых граждан, которых к этому подталкивает не только жажда легкой и быстрой наживы, но зачастую и тяжелое материальное положение См: Давыдов С.И., Кузьменко А.В. Организация борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: Курс лекций. - Барнаул.: Изд-во «ВЕГА» - 2006. С.78.

Злоупотребление наркотиками. Снижение духовности в российском обществе, распространяющаяся в молодежной среде "мода" на наркотики, расширяющаяся экспансия международного наркобизнеса в Россию - все это способствует дальнейшей наркотизации населения страны. Сегодня практически нет ни одного населенного пункта, где бы не было лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств.

С 1985 года отмечается значительный устойчивый рост числа больных, обратившихся в медицинские учреждения за помощью.

Рост показателей распространенности наркомании характерен как для городского, так и сельского населения страны, но эта проблема в городах проявляется значительно острее.

Вместе с тем, по мнению специалистов, в связи с перенасыщенностью наркорынков крупных российских городов имеются все условия для экспансии высококонцентрированных наркотиков во все регионы страны, включая и сельские районы.

Если раньше среди лиц, обратившихся за помощью, в основном использовались наркотики, изготавливаемые кустарно или полукустарно из растительного сырья (мак, конопля), то в последнее время растет потребление высококонцентрированных наркотических средств См: Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. - М.: Юридлит. 1990. С. 120.

На общем неблагоприятном фоне растущей наркотизации населения особую тревогу вызывает увеличившееся потребление наркотических средств и других психоактивных веществ (ПАВ) См: Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков- М.:ФСКН, 2006. С. 150 детьми и подростками.

Важным фактором, влияющим на рост молодежной наркомании, является то, что в этой среде злоупотребление наркотиками стало престижным, как бы отражающим причастность к особой субкультуре. Наркотики стали непременным атрибутом вечеринок, дискотек, концертов модных музыкальных групп.

Наряду с "омоложением" наркомании она все более поражает женщин Драган Г., Казачев Б. Наркомания и наркобизнес. - М.: Изд-во «Бек», 1998. С. 45.

С ростом числа лиц, потребляющих наркотики инъекционным способом (в некоторых регионах их доля в общем количестве потребителей достигает 70%), связано увеличивающееся поражение населения ВИЧ-инфекцией, вирусными гепатитами и другими сопутствующими заболеваниями.

Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Наряду с ростом злоупотребления наркотическими средствами развивается и преступность, связанная с ними.

Анализ статистики показывает, что среди преступников, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков, большую часть составили лица в возрасте от 18 до 30 лет (65,9%), две трети лиц, совершивших наркопреступления, нигде не работали и не учились, высоким становится участие женщин (свыше 14%), увеличивается доля наркопреступников из числа иностранных граждан (3.4%) См: Мартынович А.Ю. К вопросу об объекте и предмете преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Сибирский юридический вестник. 2006. №3. С. 10.

Несмотря на продолжающуюся реструктуризацию российского нелегального наркорынка в сторону увеличения доли наркотиков синтетического происхождения, особенно стимуляторов амфетаминового ряда, все же по-прежнему в незаконном обороте преобладают наркотики растительного происхождения.

Это, прежде всего, опий и соломка мака, из которой изготовляются различные опийные растворы, употребляемые путем инъекций, а также группа наркотических средств, изготовляемых из конопли (гашиш, гашишное масло, марихуана). Очевидно, что наркотики растительного происхождения составляют (в общем числе фактов задержания лиц с наркотическими средствами) абсолютное большинство. Аналогичная ситуация прослеживается и по весу изъятых из незаконного оборота наркотических средств. Среди наркотиков растительного происхождения наибольшую опасность представляют опий и гашишное масло, доля которых в последние годы постоянно растет См: Михайлов Б.П. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: актуальные проблемы и пути их решения: Монография. - М.: Изд-во МосУ МВД России, 2003. С.109.

Наиболее доступным и крупным источником для изготовления и поступления в незаконный оборот наркотиков растительного происхождения является дикорастущая конопля, зарослями которой по оценкам специалистов засорено более 1 млн. га земель. Значительные площади ее произрастания характерны для юга Сибири, Дальнего Востока. Северокавказского региона, где дикая конопля отличается высокой степенью наркотической активности См: Сергеев А.Н. Современная наркоситуация в России // Вестник МВД России. 2002. №6. С. 19.

Принимаемые меры по ликвидации очагов ее произрастания в масштабах страны положительного эффекта не достигают. Это обусловлено высокой урожайностью и устойчивостью наркорастений к климатическим условиям. Как утверждают специалисты, в зависимости от климатических зон конопля на площади в 1 га может дать до 10 млн. семян, которые сохраняют способность к воспроизводству до пяти лет, а в южных регионах России до восьми.

Простота изготовления и доступность сырья продолжают привлекать внимание заготовителей и потребителей наркотических средств. Из районов заготовки марихуана переправляется практически во все крупные города и промышленные центры России, а также в другие страны.

Другой источник производства наркосырья незаконные посевы мака и конопли. Несмотря на существующие в стране законодательные запреты, предусматривающие строгую уголовную ответственность за незаконное культивирование запрещенных к возделыванию наркокультур, число лиц, привлекаемых к ответственности за данное правонарушение, не сокращается.

Наиболее остро проблема незаконных посевов проявляется в регионах Северного Кавказа и юга Российской Федерации.

Вместе с тем необходимо отметить, что незаконные посевы мака в России - это традиционное выращивание семян для использования при выпечке хлебобулочных изделий, и осуществляются они в небольших размерах на личных приусадебных участках граждан. Общая площадь их по всей России не превышает 100 га См: Сергеев А.Н. Современная наркоситуация в России // Вестник МВД России. - 2002. - №6. - С. 20.

Продолжается утечка наркотикосодержащих лекарственных препаратов из легального оборота в нелегальный.

По-прежнему органами внутренних дел выявляется значительное количество подпольных лабораторий, среди которых наиболее часто встречаются специализирующиеся на синтезе наркотиков опийной и амфетаминовых групп.

Вызывает тревогу наличие нарколабораторий, производящих синтетические наркотики (эфедрон, первитин, фентанил и т.п.) См: Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации: Утвержден Постановлением Правительства РФ №681 от 30 июня 1998 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.02.2004 № 51, от 17.11.2004 г. № 648, от 08.07.2006 г. № 421, от 04.07.2007 г. № 427)..

Основным источником поступления наркотиков на российский подпольный рынок является контрабанда. В настоящее время наркотики зарубежного происхождения на российском наркорынке составляют около 50%, а в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах и промышленных центрах России их доля достигает 80-90%.

Все более активно проявляют себя в контрабанде организованные, хорошо законспирированные преступные группы с международными связями, ведущую роль в которых играют выходцы из Афганистана, Таджикистана. Азербайджана. Нигерии, и ряда других стран.

В Российской Федерации за преступления, связанные с наркотиками, задерживались граждане 84 государств. Наиболее часто пресекалась преступная деятельность наркодельцов из Таджикистана, Азербайджана, Узбекистана, Украины и других стран СНГ, Нигерии, Литвы, Китая, Афганистана, Латвии, Камеруна.

Особую тревогу вызывает контрабандный ввоз и распространение героина, который поступает в Россию из Афганистана, Пакистана и Таджикистана транзитом через Узбекистан, Казахстан, Киргизию, Туркменистан и Азербайджан. См: Зеличенко А. Кто остановит Афганскую наркоэкспансию? // Комсомольская правда. - 2001. - 25 февраля. -С. 6

Более трети (по объему) изъятых на территории Российской Федерации наркотиков предназначалась для дальнейшей перевозки (транзитом) в Европу, Северную Америку и некоторые государства Азиатско-Тихоокеанского региона.

Для доставки наркотических средств наркодельцами используются практически все виды транспорта, однако, как показывает практика, в последние годы свыше 93% наркотиков контрабандно доставляются на территорию России автомобильным и железнодорожным транспортом.

Произошло изменение в структуре использования транспортных средств. Доля железнодорожного транспорта сократилась на 4,4%, а автотранспорта увеличилась на 5,4%. Это связано с переориентацией наркодельцов на доставку крупных партий наркотиков автомобилями Гыскэ А.В. Борьба с преступностью в системе обеспечения внутренней безопасности российского общества: Учебник. - М.: Изд-во «Юрист», 2007. С. 125.

При контрабанде наркотиков используются многочисленные маршруты с использованием различных видов транспорта. Курьеры, перевозящие наркотики, зачастую избегают следовать прямыми рейсами, используя более дорогие, но менее безопасные, по их мнению, транзитные маршруты.

При контрабандном перемещении наркотиков на территорию России и через нее методы их сокрытия остаются традиционными. Основными из них по-прежнему являются: сокрытие среди товаров, предметов и продуктов питания, которые не привлекают особого внимания при досмотре и пересечении границы, в личных вещах, бытовых приборах, различных изделиях художественного промысла, а также в пустотах автомобильного и железнодорожного транспорта и специально оборудованных для этих целей тайниках.

В последние годы пресечены крупные транзитные почтовые отправления в Нидерланды, Германию, Канаду, США и др.

Методы сокрытия.

В автомобилях:

в различных местах салона (под ковриками);

в рулевых тягах, поддонах, бензобаках;

в запасных колесах, багажниках и специально изготовленных тайниках.

На теле курьера:

в белье;

в одежде (в том числе в одежде ребенка), карманах;

в поясных сумках, ремнях, поясах;

на голове в волосах;

в протезах См: Попов В. Афганистан сажает Европу на иглу // Независимая газета. -2009. - 8 декабря. - С. 4.

Среди разнообразных способов сокрытия перевозимых наркотических средств обращает на себя внимание активное использование перевозчиками наркотиков внутриполостных способов их сокрытия. При этом если ранее данный способ использовался только при перевозке наркотиков воздушным транспортом, то теперь такие факты зафиксированы на автомобильном и железнодорожном транспорте.

Анализ сведений показывает, что, когда в средствах массой информации прошли сообщения о задержаниях так называемых "глотателей" нигерийцев, этот способ стал апробироваться при переброске наркотиков из Таджикистана в Россию.

Отмечены случаи сокрытия героина в пропитанных им картонных прокладках, стенках сумок и чемоданов.

На контрабандном заполнении рынка наркотиков как в самой России, так и в Европе негативно сказываются проблемы укрепленности границы Российской Федерации, имеющей значительную протяженность, ее соседство с целым рядом государств традиционных производителей наркотиков, геополитическое положение России, как "моста" между Азией и Европой, увеличивающиеся пассажиров и грузопотоки Гыскэ А.В. Борьба с преступностью в системе обеспечения внутренней безопасности российского общества: Учебник. - М.: Изд-во «Юрист», 2007. С. 127 .

Транспортировка опия в Россию осуществляется, как правило, из стран "Золотого полумесяца", где он в основном и производится.

Преобладающая часть героина, ввозимого на территорию России, также доставляется из упомянутого региона, в первую очередь из Пакистана и Афганистана См: Попов В. Афганистан сажает Европу на иглу // Независимая газета. -2009. - 8 декабря. - С. 6.

При этом особое беспокойство вызывает ситуация на южных границах, прежде всего на границе с Казахстаном. Государственная граница между Российской Федерацией и Казахстаном на практике является российской границей с государствами Центральной Азии.

Следующий напряженный участок южных границ России и в целом СНГ это участок на таджикско-афганской границе, охраняемой в соответствии с российско-таджикским соглашением от 1993 года российскими пограничниками. Они по заключению миссии Программы ООН по международному контролю над наркотическими средствами (ЮНДКП) являются единственной реальной силой, противостоящей потоку наркотиков из Афганистана.

Большая часть подпольных лабораторий в Пакистане и Афганистане по производству героина переместилась к пакистано-афганской границе и в приграничные с Таджикистаном и Туркменией провинции Афганистана.

В том, что большая часть наркотиков афганского происхождения предназначена для распространения в странах СНГ и Европы, сомневаться не приходится. Такие объемы наркотиков, а на границе их задерживается в лучшем случае до 30%, не под силу "освоить" ни России, ни всем странам СНГ вместе взятым. http://www.ugnk.mos.ru/svodka

На этом фоне все отчетливее проявляются тенденции смещения Балканского маршрута в северном направлении. Это связано с активизацией турецких грузовых перевозок через территорию Российской Федерации.

Другие опиаты, прежде всего маковая соломка и ацетиллизированный опий, в подавляющем большинстве поступают из Украины, Литвы и Белоруссии.

Через Западные и Северо-Западные регионы России из Нидерландов, Польши и Германии в нашу страну ввозятся синтетические наркотики: амфетамин, метамфетамин, экстази и ЛСД См: Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков- М.:ФСКН, 2006. -С. 157.

На границах с Прибалтийскими государствами обстановка также характеризовалась устойчивой тенденцией роста контрабанды наркотиков. Если в предыдущие годы на этом направлении основными видами контрабандных наркотиков были маковая солома и марихуана, то в последнее время отмечается контрабанда опия, гашиша, кокаина, амфетаминов, в том числе экстази.

Кокаин на территорию России поступает как напрямую из Латинской Америки (Перу, Аргентины, Венесуэлы), так и транзитом через другие государства.

Он перевозится курьерами на самолетах, в контейнерах морским транспортом и пересылается в почтовых отправлениях. По данным экспертов, в последнее время страны Балтии начинают играть заметную роль в международной системе контрабанды кокаина. После его поступления в порты стран Балтии далее он следует в Европу либо в Россию См: Сергеев А.Н. Современная наркоситуация в России // Вестник МВД России. - 2002. - №6. - С. 22.

Имеется информация об активизации контрабанды героина в Россию железнодорожным и автомобильным транспортом по маршруту из стран "Золотого треугольника" через территорию Китая и Дальнего Востока.

Примерно этими же маршрутами поступают в Россию наркотики, которые затем транзитом вывозятся в Европу, Северную Америку и некоторые государства Азиатско-Тихоокеанского региона.

Существует две разновидности транзита через Россию. В первом случае территория нашей страны используется иностранными преступными группами как короткий и, по их мнению, наиболее безопасный путь доставки наркотиков в страны-потребители. Во втором варианте непосредственное участие в налаживании контрабандной цепи принимают российские наркодельцы.

Организуя работу по перекрытию каналов транзита наркотических средств через Россию, правоохранительные органы пресекли десятки таких преступлений. Предотвращены поставки в Великобританию, Грецию, Польшу, Финляндию, Югославию, на Украину, в Белоруссию, Нидерланды, США, Италию и целый ряд других государств. Например, пресечена контрабанда гашиша (около двух тонн) из Афганистана в Нидерланды, перевозимого в 20-тонных контейнерах в брикетах с эмблемой шампуня. Маршрут следования через Латвию См: Тонков Е.Е., Польщиков В.П. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие / Под ред. В.А. Галкова. - М.: Изд-во ИМЦ ГУК МВД России, 2003. С. 67.

Вывоз наркотиков непосредственно из Российской Федерации, по нашим сведениям, еще не принял значительных размеров. Однако он из года в год возрастает. Зарегистрированы факты их вывоза в Германию, Финляндию, Швецию, Израиль, Австралию, США и ряд других государств.

Как свидетельствует анализ правоприменительной практики, и результаты научных исследований наркоситуация в стране сегодня представляет реальную угрозу национальной безопасности и здоровью населения. Однако надлежащего понимания складывающейся ситуации в обществе пока нет. Несмотря на повышение активности средств массовой информации, антинаркотическая пропаганда ведется бессистемно. В периодической печати, художественной литературе, кино мало качественных материалов, книг, фильмов, произведений антинаркотической направленности См: Розанов С.А. Синтетические наркотики. Учебник. -СПб.: Проспект, 2001. С. 90.

Более того, в некоторых средствах массовой информации проводится скрытая и явная реклама наркотической субкультуры, описание наркоприключений кумиров, дискуссии о необходимости или возможности легализации потребления наркотиков, декриминализации правонарушений в этой сфере, методик "эффективного и быстрого излечения от наркозависимости".

Наряду с этим увеличивается утечка из законного оборота значительного количества химических веществ (прекурсоров), используемых для производства наркотиков. Расширяется растительная сырьевая база для незаконного производства наркотиков, растет число подпольных нарколабораторий. Сильнодействующие наркотики, поступающие контрабандным путем, заполняют российский наркорынок. С учетом сложившихся тенденций следует ожидать значительного увеличения количества ВИЧ-инфицированных потребителей наркотиков. Главным препятствием для совершенствования антинаркотической деятельности органов исполнительной власти всех уровней, в том числе и органов внутренних дел страны, является ее недостаточное ресурсное обеспечение См: Прохоров Л.А., Прохорова М.Л. Незаконный оборот наркотиков в структуре организованной преступности: состояние, тенденции, перспективы // Право и политика. 2010. №6. С. 6.

Слабое финансирование мешает совершенствованию организационно-кадровой работы, что в свою очередь тормозит развитие системы подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, которые из-за своей малочисленности не могут в должной мере справиться с возрастающим объемом работы.

Отрицательную роль играет слабая материально-техническая обеспеченность подразделений и служб правоохранительных органов, осуществляющих непосредственную борьбу с наркоугрозой. Сложная экономическая ситуация в стране и, как следствие этого, невозможность финансирования необходимых потребностей правоохранительных органов приводит к кадровой неукомплектованности, недостаточному оснащению средствами связи, оргтехникой, автотранспортом, специальными средствами по обнаружению, изъятию и исследованию наркотических средств, что значительно снижает эффективность их деятельности.

Слабость ресурсного обеспечения сказывается практически во всех сферах противодействия наркоугрозе. Например, недостаток финансовых и материально-технических ресурсов препятствует активной работе по уничтожению дикорастущих наркотикосодержащих растений и их незаконных посевов.

По оценкам специалистов, только для полного картирования мест произрастания наркорастений необходимо обследовать свыше 300 млн. га незанятых земель, при этом потребуется финансовых затрат на сумму 2 млрд. руб См: Прохоров Л.А., Прохорова М.Л. Незаконный оборот наркотиков в структуре организованной преступности: состояние, тенденции, перспективы // Право и политика. 2010. №6. С. 9.

Значительные резервы совершенствования антинаркотической деятельности лежат в сфере ведомственного и межведомственного взаимодействия.

Например, проведенный анализ оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков показал, что без тесного взаимодействия территориальных и транспортных подразделений органов внутренних дел, ФСКН, таможни, ФСБ практически невозможно проведение межрегиональных контролируемых поставок наркотических средств и психотропных веществ с целью документирования и последующего пресечения преступной деятельности всех звеньев, которые входят в наркогруппировки, особенно специализирующихся на контрабанде наркотиков См: Наумов А. Ответственность за незаконный оборот наркотиков. Вопросы правотворчества и правоприменения // Российская юстиция. - 2009 - №7. - С. 12.

Недостаточно налажено сотрудничество органов исполнительной власти и в профилактической работе антинаркотической направленности. Особенно это касается взаимодействия органов внутренних дел, ФСКН, здравоохранения и образования в противодействии злоупотреблению наркотическими средствами и другими одурманивающими веществами в подростковой среде.

В некоторой степени преодолению недостатков в антинаркотической деятельности правоохранительных органов может способствовать и решение имеющихся существенных проблем в правоприменительной практике. Это касается как повышения качества документирования и расследования преступной деятельности наркодельцов, так и внесения изменений в действующее законодательство по вопросам участия понятых в оперативно-следственных действиях, производства исследований и экспертиз наркотических средств и психотропных веществ, а также выработки единого подхода к вопросам учета и регистрации наркопреступлений.

Не все благополучно и в сфере судопроизводства. Нередко судами назначаются чрезмерно мягкие наказания опасным наркопреступникам, не используются предоставленные законом возможности принудительного лечения от наркомании и направления на лечение наркоманов как обязательного условия назначения условного наказания.

Катастрофическая проблема с финансированием на федеральном уровне усугубляется нехваткой средств в регионах.

Эти и другие проблемы предопределяют необходимость безотлагательного принятия чрезвычайных и комплексных мер, направленных на предупреждение дальнейшего распространения незаконного употребления наркотиков и их незаконного оборота.

По оценкам экспертов сформируется наркоситуация, характеризующаяся:

значительным ростом спроса на наркотики, увеличением числа лиц, больных наркоманией и сопутствующими заболеваниями;

увеличением числа несовершеннолетних и молодежи в числе потребителей наркотиков;

изменением структуры немедицинского потребления наркотических средств в сторону увеличения доли "жестких" наркотиков, прежде всего героиновой и амфетаминовой групп;

возрастающим влиянием наркомании на общеуголовную преступность, общественный порядок, проникновением наркогруппировок в сферу экономической деятельности государственных и частных коммерческих структур, сопровождающимся коррумпированном государственных служащих, перемещением незаконных доходов от торговли наркотиками в сферу легального бизнеса;

распространением преступности, связанной с незаконными посевами наркотикосодержащих растений и производством наркотиков в подпольных лабораториях См: Гельдибаев М.Х. Легальный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Проспект», 2007. С.172.

Высока вероятность усиления активности противоправной деятельности организованных преступных наркогруппировок с межрегиональными и международными связями, усилением в этой связи контрабандной деятельности в масштабах, угрожающих безопасности общества в целом.

В связи с ростом объемов незаконного производства наркотиков опийной группы в странах Центральной Азии и "Золотого полумесяца" увеличится транзит героина, опия через Россию в страны Европы.

Значительные площади дикой конопли на территории России, Казахстана, Киргизии и других стран Центральной Азии и "Золотого полумесяца" будут стимулировать незаконное производство в этих государствах и вывоз в другие страны, прежде всего европейские, гашиша и марихуаны.

Этому процессу способствуют высокая степень коррумпированности властных структур некоторых государств Центральной и Юго-Восточной Азии, проведение органами власти скрытой и явной поддержки наркобизнеса (Афганистан, Пакистан, Камбоджа и др.), тесная связь наркобизнеса и незаконной торговли оружием, обеспечивающих финансовую подпитку деятельности террористических и экстремистских группировок.

Наличие развитой химической индустрии и несовершенство контроля в этой сфере деятельности будут стимулировать незаконную реализацию химических веществ, используемых для изготовления наркотических средств, в страны традиционного нелегального производства наркотиков, а также утечку прекурсоров в сферу незаконного производства и изготовления наркотиков внутри страны.

По оценкам специалистов, главным фактором, определяющим оперативную обстановку в сфере контрабанды наркотиков, в ближайшее время, будет борьба международных преступных групп за рынки сбыта на территории России. Пространство бывшего СССР будет и далее использоваться для транзита наркотиков в страны Западной Европы, однако это направление контрабандной деятельности пока не будет играть решающей роли. Международные криминальные структуры из Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии в поисках новых источников прибыли будут главным образом нацелены на освоение и развитие наркорынков на территории бывшего СССР, в первую очередь на территории России, где имеются более выгодные перспективы по сравнению с традиционно сложившимися наркорынками в государствах Западной Европы и Северной Америки См: Комиссина И., Куртов А. Наркотическая "заря" над Центральной Азией - новая угроза цивилизации // Центральная Азия и Кавказ. 2005. №5. С. 23.

Таким образом, в ближайшее время негативное развитие наркоситуации будет в первую очередь направлено против России. Определенную роль в этом будут играть существующий уровень криминализации общества, неготовность правоохранительных органов к широкомасштабному противодействию, а также благоприятные экономические условия для отмывания доходов наркобизнеса.

Прогнозируемая обстановка на предстоящий период, в дополнение к изложенным выше факторам будет осложняться следующими обстоятельствами:

1. Весовые характеристики изъятия контрабандно перемещаемых наркотических средств и психотропных веществ могут снижаться из-за изменений в структуре контрабанды наркотиков, связанных с увеличением доли более сильных наркотиков, таких как героин, кокаин и синтетические стимуляторы;

2. Возможности повышения эффективности таможенного контроля на наиболее наркоопасном центрально-азиатском направлении сдерживаются идущими объективно необходимыми процессами интеграции стран СНГ и формирования таможенного союза и поэтому требуются новые решения;

3. Учитывая несовершенство контрольных механизмов в легальном обороте, будет продолжаться рост контрабанды различных видов наркотических и психотропных веществ в форме лекарственных препаратов, в первую очередь стимуляторов, транквилизаторов и анальгетиков. Кроме того, наркотические средства в виде таблеток и капсул более приспособлены к преодолению психологического барьера при их потреблении, поскольку не связаны с употреблением шприцов, с возможностью передачи инфекции СПИДа и гепатита;

4. В крупномасштабных операциях, связанных с контрабандой наркотиков и прекурсоров, все более активно будут использоваться международные грузовые перевозки в адрес как реально существующих, так и фиктивных юридических лиц;

5. Поскольку организованные преступные группы, действующие на региональном и местном уровнях, заинтересованы в контактах с международными и зарубежными структурами наркобизнеса как в источнике валютных поступлений, борьба с контрабандой наркотиков будет все более приобретать характер борьбы с организованной преступностью;

6. В ближайшее время возрастет опасность контрабанды наркотиков в Россию из Украины, где имеются значительные площади посевов опийного мака. Можно предположить возможность увеличения контрабанды продуктов переработки мака ацетиллированного опия, морфина и появление контрабанды героина. Наиболее вероятным каналом для транспортировки украинских наркотиков в Россию будет территория Белоруссии;

7. Следует ожидать роста контрабанды синтетических стимуляторов, наркотикосодержащих и психотропных лекарственных препаратов в Россию из государств Прибалтики, Польши, Германии и Голландии;

8. Одновременно с увеличением контрабандного ввоза препаратов эфедрина из КНР будут предприниматься попытки ввоза таких препаратов из стран Восточной Европы. Основным направлением нелегального перемещения эфедрина будут крупные города в центральных областях России;

9. Учитывая особенности развития обстановки в регионе Дальнего Востока, нельзя недооценивать опасность контрабанды наркотиков в Россию с территории КНДР. По информации Всемирной таможенной организации, наряду с культивированием опийного мака на территории КНДР началось производство синтетических стимуляторов амфетаминового ряда;

10. Международными экспертами отмечается рост незаконного производства амфетаминов в странах "Золотого треугольника" и их контрабанда в страны Европы. Этот процесс обязательно коснется и Российской Федерации. См: Комиссина И., Куртов А. Наркотическая "заря" над Центральной Азией - новая угроза цивилизации // Центральная Азия и Кавказ. 2005. №5. С. 24-25

Сложившаяся наркоситуация в Российской Федерации и ее неблагоприятный прогноз развития обязывают общество и дальше искать новые пути противодействия незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими, определять наиболее эффективные меры по сокращению спроса и предложения на наркотики, а также вырабатывать стратегические направления этой деятельности. Одним из таких шагов явилось разработка Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Президентом Российской Федерации 12 мая 2009 г. См: СТРАТЕГИЯ государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Президентом Российской Федерации 12 мая 2009 г. п. 45

Необходимость разработки Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации была обусловлена воздействием таких негативных тенденций, как устойчивое сокращение численности населения России, ухудшение качественного состава генофонда нации вследствие расширения масштабов незаконного распространения наркотических средств и психотропных веществ, а также активизацией деятельности транснациональной преступности, усилением терроризма, экстремизма, сепаратизма и ростом преступности. http://www.ugnk.mos.ru/info

Настоящая Стратегия разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области противодействия незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров с учетом отечественного и зарубежного опыта. Стратегией определяются цель, принципы, основные направления и задачи государственной антинаркотической политики Российской Федерации.

3.2 Направления усовершенствования административно-правового регулирования деятельности Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по г. Москве

На сегодняшний день Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, а также её Управление по г. Москве занимает достойное место в системе правоохранительных органов.

В последние годы поток наркотиков, поставляемых в Россию контрабандным путем, резко увеличился. Уже ни для кого не секрет, что основной трафик наркотиков идет из Афганистана, через территорию Казахстана, Таджикистана.

За последние 5 лет на таджикско-афганской границе задержано зелья более чем на 1 млрд долл. В среднем за месяц здесь изымается такое количество наркотиков, которое способно было посадить "на иглу" более 1,5 млн человек!

Но это то, что задержали, а сколько прошло мимо? В Афганистане только в 2004 г. по сравнению с 2003 г. производство наркотиков, по данным Афганского министерства внутренних дел, увеличилось на 20%. В настоящее время около 10 тыс. га в Афганистане находится под посевами мака. Это не удивительно - ведь производство наркотиков дает большой доход. В условиях тотальной бедности, безработицы для населения Афганистана - это основной источник дохода. А само государство Афганистан не имеет достаточных средств даже на уничтожение этих посевов См: Попов В. Афганистан сажает Европу на иглу // Независимая газета. 2009. 8 декабря. С. 7.

В этой связи жизненно необходима помощь со стороны мирового сообщества, в том числе новая и продуманная международная политика со стороны России по отношению к этой стране. Целесообразнее средства инвестировать в восстановление и развитие каких-либо отраслей в Афганистане, предотвращая расход этих же средств, может, даже в больших размерах, на борьбу с контрабандой наркотиков, поставляемых в Россию.

В целях повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти при выработке и реализации дополнительных мер по профилактике наркомании, алкоголизма и игромании в городе Москве была создана межведомственная рабочая группа по вопросам реализации дополнительных мер по профилактике наркомании, алкоголизма и игромании http://www.ugnk.mos.ru/info.

Межведомственная рабочая группа по вопросам реализации дополнительных мер по профилактике наркомании, алкоголизма и игромании является совещательным органом, созданным с целью оперативного принятия совместных решений и координации проведения единой политики Правительства Москвы по профилактике наркомании, алкоголизма и игромании. Она группа находится в ведении Правительства Москвы.

Межведомственная рабочая группа в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами города Москвы, решениями Государственного антинаркотического комитета, Антинаркотической комиссии в городе Москве, а также положением См: Распоряжение заместителя мэра Москвы «О создании межведомственной рабочей группы по вопросам реализации дополнительных мер по профилактике наркомании, алкоголизма и игромании» от 24 апреля 2009 года № 34-РЗМ , п. 5.

Межведомственная рабочая группа осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами исполнительной власти Российской Федерации, города Москвы, Общественным советом города Москвы, Ассоциацией муниципальных образований города Москвы и иными некоммерческими, общественными объединениями и организациями города Москвы.

К задачам межведомственной рабочей группы относятся:

Разработка и реализация плана дополнительных мер по профилактике наркомании, алкоголизма и игромании в городе Москве.

Координация деятельности органов исполнительной власти города Москвы и общественного сектора столицы по реализации в рамках своей компетенции профилактических мер в московском регионе.

Анализ реализуемых мер по профилактике наркомании, алкоголизма и игромании в городе Москве и определение наиболее эффективных из них.

Участие в подготовке решений о целесообразности реализации социально значимых инициатив общественных объединений, организаций и иных некоммерческих объединений по вопросу профилактики наркомании, алкоголизма и игромании, представленных на конкурс социально значимых программ и проектов некоммерческих организаций города Москвы.

Вовлечение заинтересованных ведомств в деятельность по профилактике наркомании, алкоголизма и игромании.

Изучение российского опыта по межведомственной координации профилактики наркомании, алкоголизма и игромании Распоряжение заместителя мэра Москвы «О создании межведомственной рабочей группы по вопросам реализации дополнительных мер по профилактике наркомании, алкоголизма и игромании» от 24 апреля 2009 года № 34-РЗМ .

Также в целях усиления безопасности России, исключения подрыва здоровья ее населения контрабандным героином и, в конечном счете, прекращения функционирования сложившегося и устойчивого наркотрафика из Афганистана - необходимо срочно выработать соответствующие политические и экономические меры. Пояса безопасности вокруг Афганистана - это хорошая мера, однако она не решает данной проблемы в полной мере.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Современные рефераты