Рефераты

Административно-правовой статус военнослужащих

p align="left">В области здравоохранения военнослужащие имеют ряд льгот, которые регламентируются большим количеством нормативно-правовых актов. Это Постановление Правительства Российской Федерации “О порядке возмещения, расходов связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей” СЗ Российской Федерации, 1994, № 23, ст. 2570 от 26 сентября 1994 года № 1093, Закон РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” СЗ Российской Федерации, 1995, № 48, ст.4561; 1996, № 51, ст.5680; 1997, № 47, ст.5341; 1999, № 16, ст.1937; № 28, ст.3460 и другие.

На основании вышеизложенного можно сказать, что законодательство России (в том числе и военное) постоянно развивается и совершенствуется. Правительство Российской Федерации, понимая необходимость реформирования армии и проявления большего внимания к нуждам военнослужащих, разрабатывает и внедряет в жизнь различные законы и другие нормативные правовые акты, касающиеся армии и статуса военнослужащих, но при этом надо отметить, что не все законы работают в нашей стране. Примером может служить пункт 2 статьи 12 Федерального закона РФ “О статусе военнослужащих”, где сказано, что оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих, но в течение 2001 года ожидаемого повышения денежного довольствия военнослужащих так и не произошло.

ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

§ 1. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.

Согласно законодательству СССР обязанности военнослужащих существовали в неразрывной связи с их правами. Права и обязанности военнослужащих делились на три группы: общие, должностные и служебные. Это деление сохранилось по сей день и прописано в Федеральном законе “О статусе военнослужащих”.

Общими обязанностями являются: “Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а так же выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:

быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;

строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;

дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;

совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;

соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации “О воинской обязанности и военной службе”. Федеральный закон "О статусе военнослужащих", СЗ Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331

Статья 37 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” определяет случаи в которых военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющие обязанности военной службы. К таким случаям относятся:

а) участия в боевых действиях, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов;

б) исполнения должностных обязанностей;

в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;

г) участия в учениях или походах кораблей;

д) выполнение приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником);

е) нахождение на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;

ж) нахождение в служебной командировке;

з) нахождение на лечении, следование к месту лечения и обратно;

и) следование к месту военной службы и обратно;

к) прохождение военных сборов;

л) нахождение в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;

м) безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;

о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;

п) участие в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.

Должностные и специальные обязанности военнослужащих прописаны в статье 27 Федерального закона “О статусе военнослужащих”. Должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются большим количеством нормативно-правовых актов, среди которых федеральные законы, общевоинские уставы и другие.

Наиболее подробно в законе “О статусе военнослужащих” указываются должностные обязанности командиров. Они являются единоначальниками и отвечают в мирное и военное время за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы, состояние и сохранность вооружения, военной техники и военного имущества, материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание.

Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации.

Командиры (начальники), отдавшие указанные приказы (приказания) и распоряжения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняют специальные обязанности. Специальные обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами (на применение оружия, силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинения строго определенным лицам и другими правами), которые определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

Существует также ряд запретов, обязательных для исполнения военнослужащими. Так, например, военнослужащие не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях, за исключением научной, преподавательской творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей службы. Военнослужащим запрещается оказывать содействие физическим и юридическим лицам с использованием служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности, а также получать за это вознаграждение и льготы.

§ 2. Ответственность военнослужащих за правонарушения.

По законодательству СССР ответственность военнослужащих за правонарушение делилось на дисциплинарную, материальную и уголовную.

Дисциплинарная ответственность устанавливалась и определялась законом СССР “О всеобщей воинской обязанности” (“Статья 77. За нарушение воинской дисциплины и общественного порядка военнослужащие и призванные на военные сборы военнообязанные несут ответственность в порядке, предусмотренном Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Союза ССР” “Справочник по законодательству для офицеров советской армии и флота”,Военное издательство Министерства обороны СССР, Москва 1977 год. С. 68.) и дисциплинарным уставом вооруженных сил СССР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июля 1975 года.

Материальная ответственность военнослужащих устанавливалась законом СССР “О всеобщей воинской обязанности” (“Статья 79. Военнослужащие и призванные на военные сборы военнообязанные за причиненный ими материальный ущерб несут ответственность в порядке, устанавливаемом Президиумом Верховного Совета СССР” Там же. С. 68.), Положением о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству и приказом Министра обороны СССР от 1966 года № 185.

Военнослужащие несли уголовную ответственность на основании закона СССР “О всеобщей воинской обязанности” (“Статья 78. Военнослужащие и призванные на военные сборы военнообязанные за совершенные ими преступления несут уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством” Там же. С. 68.) и в соответствии с основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 года.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации “О статусе военнослужащих” от 1998 года, военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплиной или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.

Командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушение, совершенные их починенными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступление, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц.

За административные правонарушения (нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил) военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста. За остальные административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами.

За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с федеральным законом о материальной ответственности военнослужащих.

За невыполнение или ненадлежащие выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, военнослужащие несут гражданско-правовую ответственность.

За совершенные преступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Надо отметить, что ответственность военнослужащих за преступления в период СССР была боле жесткой, чем сейчас. Это видно из Указа Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1957 года “О внесении изменений и дополнений в положение о воинских преступлениях”. Дезертирство наказывалось лишением свободы на срок от трех до пяти лет, а в военное время это же деяние наказывалось высшей мерой наказания - расстрелом. Самовольная отлучка из воинской части наказывалась лишением свободы на срок до пяти лет, а в военное время на срок не ниже пяти лет. Самовольное оставление поля сражения во время боя или отказ во время боя действовать оружием влекли за собой расстрел.

§ 3. Офицерские суды чести в Вооруженных Силах СССР.

Надо отметить, что одной из мер привлечения к ответственности военнослужащих за правонарушения были офицерские суды чести, Положение о которых было утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1966 года и объявлено приказом Министра обороны СССР № 180 от 22 июля 1966 года.

Офицерские суды чести являлись выборными органами офицерской общественности Вооруженных Сил СССР и действовали на основании Положения об офицерских товарищеских судах чести в Вооруженных Силах СССР. Они были призваны охранять честь и достоинство офицерского звания, активно содействовать воспитанию офицеров в духе строгого и точного соблюдения законов, военной присяги, воинских уставов и приказов, а также предупреждению проступков и правонарушений со стороны офицеров, созданию обстановки нетерпимости к нарушениям воинской дисциплины и антиобщественным поступкам.

Руководство офицерским товарищеским судом чести осуществлял командир (начальник) части, соединения, учреждения, заведения, в которых создан суд.

Офицерские товарищеские суды чести создавались:

а) в полках, на кораблях 1 ранга и в других отельных частях - для рассмотрения проступков и правонарушений младших офицеров;

б) в дивизиях (отдельных бригадах), военно-морских базах и им соответствующих - для рассмотрения проступков и правонарушений старших офицеров всех частей дивизии (отдельной бригады), военно-морской базы и отдельно для рассмотрения проступков и правонарушений младших офицеров управления и отдельных подразделений дивизии (отдельной бригады), военно-морской базы и им соответствующих;

в) в управлениях корпусов, армий, флотилий, округов, фронтов, флотов, в военно-учебных заведениях, военных учреждениях, а также в главных и центральных управлениях Министерства обороны Союза ССР - для рассмотрения проступков и правонарушений младших и отдельно старших офицеров.

Если вследствие малочисленности офицерского состава командир соединения, соответствующий ему или вышестоящий начальник считал нецелесообразным создание суда чести в той или иной части, учреждении, заведении, то по его указанию офицеры этой части принимали участие в выборах суда чести в одной из расположенных в непосредственной близости частей или в вышестоящем штабе, учреждении.

Офицерские товарищеские суды чести через год после их избрания, а также по окончании срока полномочий отчитывались в своей деятельности на собраниях офицеров.

Офицерские товарищеские суды чести рассматривали следующие дела:

а) о проступках, не достойных звания офицера, роняющих воинскую честь и не совместимых с принципами коммунистической морали и нравственности;

б) о нарушениях офицерами воинской дисциплины и общественного порядка (статьи 30-31 Дисциплинарного устава);

в) о совершенных офицерами правонарушениях, которые по закону могут быть переданы на рассмотрение товарищеского суда;

г) об имущественных претензиях офицеров друг к другу на сумму до 100 рублей при согласии их на рассмотрение дела в товарищеском суде.

Офицерский товарищеский суд чести, установив виновность привлеченного к суду, выносил решение о применении одной из следующих мер общественного воздействия:

а) объявить товарищеское предупреждение;

б) объявить общественное порицание;

в) объявить общественный выговор;

г) возбудить ходатайство о снижении в должности;

д) возбудить ходатайство о снижении в воинском звании на одну ступень;

е) возбудить ходатайство об отчислении учащегося офицера из высшего учебного заведения;

ж) при совершении офицером проступка или правонарушения, не совместимого с пребыванием его в Вооруженных Силах, суд был вправе возбудить ходатайство об увольнении этого офицера из кадров Вооруженных Сил.

Независимо от применения одной из указанных мер общественного воздействия, суд чести мог возложить на виновного обязанность в определенный срок возместить причиненный им ущерб в пределах, не превышающих 100 рублей. При этом возмещение ущерба, причиненного государству при исполнении офицером служебных обязанностей, производится по правилам, установленным Положением о материальной ответственности военнослужащих.

Суд чести мог в отдельных случаях ограничится рассмотрением проступка и не применять указанных мер общественного воздействия, если виновный, чистосердечно раскаявшись, принес извинения коллективу или потерпевшему и добровольно возместил причиненный ущерб.

Если при рассмотрении дела выявлялись обстоятельства, свидетельствующие о необходимости привлечения офицера к уголовной ответственности, суд чести, не вынося решения по существу дела, возбуждал перед командиром ходатайство о направлении материалов военному прокурору.

Решения офицерского товарищеского суда чести о применении мер общественного воздействия, указанные выше, действовали в течение года. Если в течение этого срока офицер не подвергался дисциплинарным взысканиям или мерам общественного воздействия за другие проступки или правонарушения, то примененная к нему товарищеским судом мера считалась погашенной.

При примерном поведении и добросовестном отношении к службе офицера, привлекавшегося к суду чести, офицерский товарищеский суд чести имел право на своем заседании снять примененную меру общественного воздействия до истечения годичного срока, но не ранее чем через шесть месяцев.

III ПРАВА И ЛЬГОТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

§ 1. Права военнослужащих.

Как уже было отмечено права и обязанности военнослужащих делятся на общие, должностные и специальные.

Общие права военнослужащих носят преимущественно личный характер. Они конкретизируют многие из основных прав советских граждан, а также закрепляют ряд преимуществ, вытекающих из особого характера военной службы. Общими для всех военнослужащих правами являются право на материальное обеспечение (содержание), которое слагается из отдельных правомочий военнослужащих на различные виды натурального (вещевого, продовольственного, квартирного) и денежного довольствия, а также на медицинское обеспечение и торгово-бытовое обслуживание; право на льготы; право на поощрение; право на образование и отдых; право на подачу предложений, заявлений и жалоб; право на государственное обеспечение при увольнении в запас или отставку.

Общими правами пользуются все военнослужащие. Однако реализуются они с учетом воинского звания и служебного положения определяются, например, форма одежды и правила ее ношения, нормы натурального и денежного довольствия, система мер поощрения и условия их применения, виды и конкретное содержание льгот, порядок реализации права на образование и отдых, условия назначения и размеры пенсий и пособий и т.п.

Должностные права и обязанности военнослужащих определяются должностью, то есть зависят от того служебного места, которое занимает военнослужащий в организационной структуре воинской части (корабля, учреждения, заведения). Применительно к каждой должности государство устанавливает определенный комплекс обязанностей и соответствующих им прав, закрепляемый в воинских уставах, наставлениях, положениях, инструкциях и руководствах. Чем выше занимаемая должность, тем более широкими полномочиями наделяется занимающий ее военнослужащий.

Должностные права имеют исключительно целевое назначение. Законодательство исходит из того, что каждый военнослужащий, во-первых, не может отказываться от использования предоставленных ему прав по должности; во-вторых, обязан пользоваться ими исключительно в интересах службы; использование служебных прав в личных целях преследуется по закону.

Специальные обязанности и права военнослужащих, как правило, носят временный характер. Они возникают в связи с возложением на военнослужащего задания, выполнение которого выходит за пределы его постоянных обязанностей и прав, например, при направлении в командировку.

В соответствии с федеральным законом “О статусе военнослужащих” и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации военнослужащие имеют право на материальное обеспечение, которое включает: денежное довольствие, продовольственное и вещевое обеспечение, обеспечение жилыми помещениями, медицинское и торгово-бытовое обслуживание, страхование и выплату пособия. В связи с условиями военной службы военнослужащим предоставляются льготы и компенсации

По закону “О статусе военнослужащих” в зависимости от различных условий устанавливаются различные формы обеспечения военнослужащих жилыми помещениями.

Так военнослужащие, проходящие военную службу по призыву (кроме офицеров), размещаются в соответствии с требованиями общевоинских уставов. За указанными военнослужащими, а также курсантами сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) жилищный договор. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений регистрируются по месту жительства, в том числе, по их просьбе, по адресам воинских частей. До получения жилых помещений им предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития.

Денежное довольствие военнослужащих определяется статьями 12 и 13 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, а также целым рядом других нормативных правовых актов.

Денежное довольствие военнослужащих состоит из оклада месячного денежного содержания (оклад денежного содержания), а также месячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты).

В свою очередь оклад денежного содержания состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должности (оклад по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию).

Выплата в размере не менее одного оклада денежного содержания производится военнослужащим, проходящим военную службу по призыву и курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта при убытии в основной отпуск, а также в отпуск по болезни на основании заключения военно-врачебной комиссии.

4 марта 2002 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 249 “О мерах по совершенствованию системы денежного довольствия военнослужащих”. В нем сказано: “В целях совершенствования системы денежного довольствия военнослужащих и унификации основных подходов к формированию денежного довольствия военнослужащих и денежного содержания (вознаграждения) федеральных государственных служащих постановляю:

Правительству Российской Федерации:

до 1 мая 2002 года представить в установленном порядке предложения:

об установлении соответствия основных типовых воинских должностей и воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы и квалификационным разрядам федеральных государственных служащих федеральных органов исполнительной власти в целях определения размеров окладов денежного содержания указанной категории военнослужащих;

о сроках и размерах повышения окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;

о соответствии уровня денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, уровню денежного содержания (вознаграждения) федеральных государственных служащих по соответствующим должностям с учетом положения Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”, определяющего военную службу как особый вид федеральной государственной службы.

Установить, что при введении системы формирования окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, применительно к должностным окладам и надбавкам к ним за квалификационный разряд федеральных государственных служащих повышение в последующем денежного довольствия и денежного содержания (вознаграждения) указанных категорий государственных служащих осуществляется одновременно при соблюдении условий равенства размеров их увеличения по соответствующим должностям” "Российская газета", № 41, от 06.03.2002.

В статье 13 Федерального закона “О статусе военнослужащих” закрепляется право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на различного рода дополнительные выплаты. К ним, в частности, относятся: единовременное денежное вознаграждение по итогам календарного (учебного) года за добросовестное исполнение обязанностей военной службы; премия за образцовое выполнение воинского долга; ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы; ежемесячная доплата к денежному довольствию по дополнительно исполняемой воинской должности; процентная надбавка за выслугу лет.

Кроме того, закрепляется право на такие гарантийные и компенсационные выплаты, как: компенсация расходов при переезде на новое место службы и при направлении в командировку, получение беспроцентной ссуды на обзаведение имуществом первой необходимости. Также, как и в отношении денежного довольствия, вопросы, связанные с конкретными размерами выплат (в пределах предусмотренных Федеральным законом), решаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Наряду с выплатами, названными выше, Федеральный закон предусматривает возможность на условиях, им определяемых, устанавливать дифференцированно надбавки и другие дополнительные выплаты в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач.

Необходимо обратить внимание на то, что Федеральный закон в статье 13 (пункт 11) говорит о том, что кроме предусмотренных данной статьей дополнительных выплат сохраняются и другие выплаты, ранее установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации. В качестве примера можно привести надбавки за ученое звание и ученую степень лицам офицерского состава, имеющим право на их получение в соответствии с действующими нормативными актами, установленные Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 года № 65 “Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и усилении их социальной защиты” СЗ Российской Федерации, 1999, № 22, ст. 2757.

В соответствии с действующим законодательством продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется в одной из следующих норм:

организация питания по месту военной службы - для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

выдача продовольственного пайка;

выплата денежной компенсации взамен положенного продовольственного пойка (питания) в размере его стоимости - по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, только за время нахождения в местах использования отпуска;

выплата продовольственно-путевых денег военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, на время нахождения в пути следования, а также на время нахождения в пунктах командировок, если в этих пунктах отсутствует организованное питание военнослужащих.

Вещевое обеспечение военнослужащих определяется Федеральным законом “О статусе военнослужащих”, Положением о вещевом обеспечении военнослужащих, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 605, а также другими нормативными правовыми актами.

Целью вещевого обеспечения является удовлетворение потребностей военнослужащих в военной одежде, обуви, нательном белье, постельных принадлежностях, снаряжении, теплых вещах, специальной одежде, тканях, нагрудных знаках и знаках различия, санитарно-хозяйственном, спортивном и альпинистском имуществе, что позволяет создать условия для выполнения ими задач боевой и специальной подготовки.

По праву пользования им вещевое имущество подразделяется: на вещевое имущество личного пользования и инвентарное имущество.

Вещевое имущество личного пользования, выдаваемое военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, является их собственностью с момента получения.

Вещевое имущество личного пользования и инвентарное имущество, выдаваемое военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, воспитанникам кадетских (суворовских), морских кадетских (нахимовских) и музыкальных кадетских корпусов; гражданам, призванным на военные сборы, является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении воинской части.

Строки носки (эксплуатации) предметов вещевого имущества, выдаваемых военнослужащим, проходящим военную служб по призыву, воспитанникам кадетских корпусов и гражданам, призванным на военные сборы, а также предметов инвентарного имущества исчисляются со дня их фактической выдачи в носку (эксплуатацию).

Для инвентарных предметов вещевого имущества сезонного пользования срок носки (эксплуатации) в течении одного сезона зачитывается за один год. Время хранения на складах в срок носки (эксплуатации) не засчитывается.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на получение вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества денежной компенсации в размере стоимости указанных предметов.

По желанию офицеров, прапорщиков и мичманов, взамен предусмотренных нормами снабжения предметов вещевого имущества, им могут быть выданы другие, стоимость которых не превышает стоимости заменяемых предметов. Порядок такой замены устанавливается Министерством обороны Российской Федерации и федеральным органами исполнительной власти.

Старшинам, сержантам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по контракту или призыву, и курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования вещевое имущество выдается, как правило, в готовом виде.

К инвентарному имуществу относятся: теплые вещи, постельные принадлежности, предметы снаряжения, лагерные и специальные палатки, специальная одежда, санитарно-хозяйственное, лыжное, спортивное и альпинистское имущество, духовые и ударные музыкальные инструменты, обозное имущество. Инвентарное имущество выдается военнослужащим во временное пользование.

Постельными принадлежностями обеспечиваются: военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, при их размещении в казармах, на кораблях и в местах несения боевого дежурства; воспитанники кадетских корпусов; граждане, призванные на военные сборы; военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при их размещении в казармах, на кораблях и при несении круглосуточного дежурства; военнослужащие при размещении вне пунктов постоянной дислокации воинских частей.

Специальная одежда выдается только тем военнослужащим, которые заняты на работах, связанных с эксплуатацией, обслуживанием, ремонтом военной техники и других видов работ.

Охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, бесплатное обеспечение лекарствами, другим медицинским имуществом по рецептам врачей в военно-медицинских учреждениях. При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Торгово-бытовое обслуживание военнослужащих и членов их семей осуществляется через систему военной торговли. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 873 “О создании единой системы военной торговли” создана единая система военной торговли Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Руководство единой системой военной торговли осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, непосредственное управление предприятиями этой системы - Главное управление торговли этого министерства.

Основные задачи и порядок организации военной торговли определяются Положением о военной торговле, утвержденным вышеназванным Постановлением Правительства Российской Федерации.

В соответствии с этим Положением под военной торговлей понимается совокупность услуг по торгово-бытовому обеспечению военнослужащих и населения, проживающих на территории военных городков и закрытых административно-территориальных образований. Торгово-бытовое обеспечение осуществляется государственными унитарными предприятиями военной торговли, основанными на праве оперативного управления, путем организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания военных потребителей в стационарных условиях, на полевых учения и маневрах.

Основными задачами военной торговли являются производство товаров военного ассортимента, торговля продовольственными и промышленными товарами, включая товары военного ассортимента и оказание бытовых услуг.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются Федеральным законом от 28 марта 1998 года “Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции СЗ Российской Федерации, 1998, №13, ст. 1474; № 30, ст. 3613”. В соответствии с этим Федеральным законом жизнь и здоровье военнослужащих подлежать обязательному государственному страхованию со дня начала военной службы по день окончания военной службы. В определенном законом случаях военнослужащие считаются застрахованные в течение одного года после окончания военной службы, военных сборов, если смерть или инвалидность наступила в следствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имеющих место в период прохождения военной службы.

В случае гибели (смерти) застрахованного лица выгодоприобретателями по данному виду страхования являются супруг (супруга), состоящий (состоящая) на день гибели (смерти) застрахованного лица в браке в ним, родители (усыновители) застрахованного лица, дедушка и бабушка застрахованного лица - при условии отсутствия у него родителей, если они воспитывали или содержали его не менее трех лет, отчим и мачеха застрахованного лица - при условии, если они воспитывали или содержали его не менее пяти лет, дети, не достигшие восемнадцати лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения восемнадцати лет, а также обучающиеся в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, до окончания обучения или до достижения ими двадцати трех лет, подопечные застрахованного лица.

Страховыми случаями при осуществлении данного вида обязательного государственного страхования являются:

гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов;

установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов;

получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы военных сборов тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии);

досрочное увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военной службы, признанных военно-врачебной комиссией ограничено годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.

Размеры страховых сумм определяются исходя из окладов месячного денежного содержания этих военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц, включающих в себя месячные оклады по занимаемой должности и месячные оклады по воинскому (специальному) званию.

При этом военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, размеры страховых сумм определяются исходя из минимального месячного оклада по воинскому званию, установленных для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. При исчислении страховых сумм учитываются оклады месячного денежного содержания (далее - оклады), установленные на день выплаты страховых сумм.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты