p align="left">Страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах:
в случае гибели (смерти) застрахованного лица а период прохождения военной службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов - 25 окладов каждому выгодоприобретателю;
в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов;
инвалиду I группы - 75 окладов;
инвалиду II группы - 50 окладов;
инвалиду III группы - 25 окладов;
в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы, военных сборов тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) - 10 окладов, легкого увечья (ранения, травмы, контузии) - 5 окладов;
в случае досрочного увольнения с военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, признанных военно-врачебной комиссией ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы - 5 окладов.
Страховщик освобождается от выплаты страховой суммы по данному виду обязательного государственного страхования, если страховой случай:
наступил вследствие совершения застрахованным лицом деяния, признанного в установленном судом порядке общественно опасным;
находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица;
является результатом доказанного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или самоубийства застрахованного лица.
Страховщик не освобождается от выплаты страховой суммы в случае смерти застрахованного лица, если смерть последнего наступила вследствие самоубийства и к этому времени застрахованное лицо находилось на военной службе не менее двух лет.
Выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая. Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, а также перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым иди легким, устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 855 “О мерах по реализации Федерального Закона “Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции”.
Несвоевременная выплата страховщиком страховых сумм по причине задержки внесения страхователем страховых взносов не является основанием для выплаты штрафа.
Военнослужащие, как и все граждане нашей страны обладают трудовыми правами (служебное (рабочее) время и право на отдых). Согласно статье 11 Федерального закона “О статусе военнослужащих” общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (т. е. 40 часов в неделю).
Однако в пункте 3 статьи 11 Федерального закона “О статусе военнослужащих” говорится, что ряд мероприятий, таких как, боевое дежурство, учения, походы кораблей и т. д., перечень которых определяется министерством обороны Российской Федерации, проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. При утверждении перечня таких мероприятий обращается внимание на то, что должно быть исключено привлечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени при проведении мероприятий, не предусмотренных перечнями (Приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 года № 492 “Об утверждении перечня мероприятий, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих” Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 4, январь 1999 г.).
Вместе с тем необходимо отметить, что и в таких случаях военнослужащим должен быть предоставлен отдых, компенсирующий их участие в указанных мероприятиях, порядок и условия, предоставления которого определяются Положением о порядке прохождения военной службы. В частности в данном Положении говорится, что за каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям военнослужащему предоставляются двое суток отдыха. Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящую военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевое готовности подразделения и интересов службы.
Привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного рабочего времени компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. Либо при невозможности этого “переработка” суммируется с предоставлением военнослужащим дополнительных суток отдыха, которые по желанию военнослужащего, могут быть присоединены к основному отпуску.
Федеральный закон “О статусе военнослужащих” предусматривает продолжительность и условия предоставления различных видов отпусков. Прежде всего это, конечно, основной отпуск, предоставляемый ежегодно военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Продолжительность такого отпуска зависит от длительности военной службы и может быть увеличена путем предоставления дополнительных суток отдыха с учетом места похождения военной службы (в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных), при прохождении военной службы не воинских должностях, исполнение обязанностей военной службы на которых связанно с повышенной опасностью для жизни и здоровья, а также ветеранам боевых действий на территории других государств. При этом продолжительность основного отпуска увеличивается на количество суток, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно. Федеральный закон не предусматривает случаев увеличения или сокращения продолжительности отпуска в виде поощрения или наказания у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в отношении которых это возможно в соответствии с общевоинскими уставами.
Федеральный закон “О статусе военнослужащих” предусматривает возможность предоставления военнослужащим - контрактникам не только основного, но и других отпусков: учебных (для подготовки к вступительным экзаменам и сдачи вступительных экзаменов, а затем и для сдачи экзаменов в период обучения в профессиональных общеобразовательных учреждениях различного типа); каникулярных (во время перерывов в учебных занятиях в указанных образовательных учреждениях); творческих (для лиц, являющихся соискателями ученых степеней кандидата или доктора наук); по болезни (на основании заключения военно-врачебной комиссии); по личным обстоятельствам на срок до 10 суток (в законе дается примерный перечень исключительных случаев предоставления такого отпуска), продолжительность которого увеличивается на количество суток, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно, с указанием вида транспорта - наземного, водного, воздушного.
Особо выделяется такой вид отпуска по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток, который предоставляется по их желанию, кроме основного отпуска военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, в один год из трех лет до достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также военнослужащих, проходящих в соответствии федеральными законами военную службу после достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе и не использовавшим указанный отпуск ранее. Данный отпуск предоставляется один раз за весь период военной службы, что фиксируется в личном деле военнослужащего.
Супругам же военнослужащих отпуск по их желанию предоставляется одновременно с отпуском военнослужащих, с возможностью увеличения отпуска супругов военнослужащих до величины отпуска самих военнослужащих с предоставлением по основному месту работы дополнительных дней отдыха без сохранения заработной платы.
§ 2. Льготы и компенсации, предоставляемые военнослужащим.
Под льготами понимаются установленные законодательством специфические военно-служебные права, предусматривающие определенные преимущества военнослужащих и членов их семей пред другими гражданами в различных сферах общественной жизни: по налогам, по перевозкам, жилищному обеспечению и других. Под компенсациями понимаются права материального характера, призванные компенсировать затраты или лишения, связанные с исполнением обязанностей военной службы.
Надо отметить, что советское правительство, в свое время, проявляло должную заботу о военнослужащих, предоставляя им определенные льготы и компенсации в связи с характером и особенностями военной службы. “Проявляя отеческую заботу о военнослужащих, Коммунистическая партия и Советское правительство действуют в интересах всего народа, ибо предоставление определенных льгот не только улучшает материальное положение воинов и их семей, но и укрепляет у них чувство гордости за принадлежность к Советским Вооруженным Силам, поднимает моральный дух, вдохновляет на лучшее выполнение воинского долга. В. И. Ленин еще в 1920 г. отмечал в этой связи: “Когда красноармейцы видели, что в тылу о них заботятся, тогда Красная Армия была одушевлена тем духом, который давал ей победу”.
Действуя в соответствии с ленинскими указаниями, XI съезд партии (1922 г.) в постановлении по вопросу об укреплении Красной Армии призвал все местные партийные и советские органы обратить внимание на поддержку хозяйств красноармейцев, “дабы красный воин, спокойный за свою семью, мог целиком отдаваться делу своей боевой подготовки”. Ленинская линия на улучшение материального положения военнослужащих настоятельно проводилась в жизнь на протяжении всех последующих лет. При этом чем прочнее становилось экономическое положение Советского государства, тем больше заботы оно проявляло о защитниках нашей Родины” “Основы советского военного законодательства”, учебник для высших военно-политических училищ, Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва 1978 год. С. 127-128.
Льготы военнослужащим и их семьям относятся к различным областям производственной, социальной и культурной жизни. Одни из них предоставляются при прохождении действительной военной службы, другие - при увольнении в запас и в отставку. Особую категорию образуют льготы инвалидам войны и военной службы и семьям погибших воинов.
Говоря о предназначении и характере льгот для военнослужащих и членов их семей необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом “О статусе военнослужащих” льготы, гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим в связи с особым характером возложенных на них обязанностей. В связи с этим социальное предназначение льгот военнослужащим обусловлено трудностями и другими особенностями, непосредственно связанными с военной службой. Это, например, необходимость для военнослужащих постоянно находится в боевой готовности и возможность быть привлеченным в любое время для решения служебных, в том числе, и боевых задач, связанных с риском для жизни и здоровья; относительно частая по сравнению с гражданскими лицами перемена места жительства; проживание вместе с членами семьи в отдаленных местах и местах с тяжелым неблагоприятным климатом; отрыв военнослужащих по призыву от семей и постоянного места жительства и т. п.
Объем и содержание льгот зависят от служебно-должностной категории, к которой относится военнослужащий, его воинского звания, срока пребывания на военной службе и иных особенностей ее прохождения.
Военнослужащие и члены их семей пользуются льготами с момента начала военной службы, и как правило, до исключения из списков личного состава воинской части. Однако, на отдельные льготы в предусмотренных законом случаях у них сохраняется право на льготы и после увольнения с военной службы, а также появляется право на льготы специально установленные для военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил и их семей.
Действующее законодательство предусматривает для военнослужащих следующие льготы: льготы по проезду на транспорте, льготы по обеспечению жилыми помещениями и оплате их содержания, льготы в области здравоохранения, льготы по налогам, льготы связанные с реализацией права собственности и т. д.
Льготы по проезду на транспорте. Эти льготы регламентируются Федеральным законом “О статусе военнослужащих” СЗ Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331, Постановлением Правительства Российской Федерации “О некоторых вопросах реализации льгот по проезду и перевозкам личного имущества военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, установленных Законом РФ “О статусе военнослужащих” СЗ Российской Федерации, 1994, № 12, ст.1397 от 6 июля 1994 года № 806, приказом Министра обороны РФ “О порядке реализации льгот по проезду и перевозкам личного имущества военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей” от 2 сентября 1994 года № 300.
Согласно этим нормативным правовым актам все военнослужащие имеют право на бесплатный проезд всеми видами транспорта, как междугороднего, так и городского и пригородного (кроме такси), при следовании в командировку, к местам использования отпусков (как основных так и дополнительных), на лечение, в связи с переводом к новому месту службы, а также к постоянному месту жительства при увольнении с военной службы. Если военнослужащим и членами его семьи приобретаются билеты, то им возмещаются расходы, связанные со сборами за предварительную продажу билетов и резервирование мест, за пользование постельными принадлежностями и страховые сборы. Оплата такого проезда осуществляется по месту службы военнослужащего.
Однако следует иметь в виду, что не подлежат оплате сборы, связанные с переоформлением билетов по инициативе военнослужащих, а также расходы, возникшие в результате с переоформлением билетов по инициативе военнослужащих, а также расходы, возникшие в результате применения штрафных санкций и доставки билетов на дом.
Проходящие военную службу по контракту военнослужащие имеют право на бесплатную перевозку до 20 тонн личного имущества всеми видами транспорта с прежнего места жительства на новое в связи с переводом к новому месту службы и при увольнении с военной службы, а члены семей военнослужащих - при переезде к избранному месту жительства в связи со смертью (гибелью) военнослужащего.
Военнослужащие при следовании в служебные командировки, к месту использования отпуска и обратно, а также к новому месту службы наделены правом внеочередного приобретения проездных документов на все виды транспорта. Направляемые в служебные командировки военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право бронирования и внеочередного получения мест в гостиницах по предъявленным ими командировочным удостоверениям.
Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, законом предусмотрено право на получение денежной компенсации в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством РФ, при использовании ими личного транспорта в служебных целях.
Льготы по обеспечению жилыми помещениями и оплате их содержания. Они предоставляются за счет государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов, переданных в пользование Министерству обороны РФ, другими министерствами и ведомствами, в войсках которых проходят службу военнослужащие по контракту.
Военнослужащим и проживающим с ними членам семей жилые помещения должны предоставляться не позднее трехмесячного срока со дня прибытия их к новому месту службы по нормам и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
На первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) им должны предоставляться служебные жилые помещения или общежития. По месту прежнего жительства военнослужащего за ним и членами его семьи сохраняется право на жилые помещения, занимаемые до поступления на военную службу, и они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва или поступления на военную службу. По истечении указанного срока они должны обеспечиваться жилыми помещениями на общих основаниях.
Лицами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются военнослужащие, имеющие на одного члена семьи жилую площадь менее, нормы, установленной местными органами самоуправления; нуждающиеся в увеличении жилой площади в связи с наличием больных членов семьи, имеющих право на дополнительную жилую; проживающие в одной или смежных комнатах по две семьи, а также военнослужащие, подлежащие переселению из непригодных для проживания ветхих домов, бараков, подвалов и других непригодных для проживания помещений.
Дети военнослужащих, потерявшие мать или отца, а также несовершеннолетние братья и сестры военнослужащих, лишившиеся попечения родителей или их заменяющих, помещаются в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в первоочередном порядке.
Льготы в области здравоохранения. Льготы в этой области предусмотрены большим количеством нормативно-правовых актов: Федеральным законом “О статусе военнослужащих” СЗ Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331, Федеральным законом “О ветеранах” СЗ Российской Федерации, 1995, № 3, ст. 168, Законом РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” СЗ Российской Федерации, 1995, № 48, ст.4561; 1996, № 51, ст.5680; 1997, № 47, ст.5341; 1999, № 16, ст.1937; № 28, ст.3460
, Постановлением Правительства РФ “О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей СЗ Российской Федерации, 1994, № 23, ст. 2570” от 26 сентября 1994 года № 1093, а также рядом других.
Бесплатная медицинская помощь в военно-медицинских учреждениях оказывается военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы; офицерам, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет в льготном исчислении 20 лет и более; членам семей офицеров, проходящих военную службу и уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями, и лицам, находящимся на их иждивении.
Лица, относящиеся к этим категориям, прикрепляются к военно-медицинским учреждениям по территориальному принципу независимо от подчиненности этих учреждений.
Льготы по налогам. Эти льготы предусмотрены Федеральным законом “О статусе военнослужащих” и рядом других нормативных правовых актов.
Все военнослужащие освобождаются от уплаты подоходного налога с получаемого ими денежного довольствия, денежных вознаграждений и других выплат, связанных с исполнением ими обязанностей по военной службе, а также от уплаты земельного налога на имущество физических лиц.
От уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц освобождаются также граждане, уволенные с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более.
Родители и супруги военнослужащих, погибших (умерших) вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите государства или при исполнении иных обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, освобождаются от уплаты налога на строение, помещение и сооружение.
Органам местного самоуправления предоставлено право освобождать полностью или частично от уплаты других налогов и сборов военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также членов их семей.
Льготы, связанные с реализацией права собственности. Данная категория льгот заключается в том, что для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, предусматривается по их желанию бесплатная передача в собственность или предоставление в пожизненное наследуемое владение земельных участков для ведения коллективного садоводства и личного подсобного хозяйства в размерах до 0,25 га, а для индивидуального жилищного строительства в городах и поселках городского типа - 0,1 га.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и имеющим общую продолжительность военной службы не менее 15 лет, за три года до их увольнения с военной службы по возрасту, а также гражданам, уволенным с военной службы до достижения предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющими общую продолжительность военной службы 15 лет и более, органами государственной власти, управления и органами местного самоуправления по избранному ими месту жительства бесплатно предаются в собственность или предоставляются в пожизненное наследуемое владение земельные участки в размерах 0,1 га а городах и поселках городского типа, 0,25 га в сельской местности - для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, а для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - в размере не менее 0,3 га.
Льготы ветеранам. Эти льготы регламентируются Федеральным законом “О ветеранах” СЗ Российской Федерации, 1995, № 3, ст. 168, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами. В соответствии с Федеральным законом “О ветеранах” устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР и территориях других государств (далее ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.
Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает:
создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти;
разработку и исполнение целевых государственных и местных программ по социальной защите ветеранов, обеспечивающих реализацию прав и льгот, установленных Федеральным законом “О ветеранах” и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей;
выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов средств, необходимых для реализации программ, указанных в статье 8 Федерального закона “О ветеранах”;
пропаганду с использованием средств массовой информации важности добросовестной военной службы и трудовой деятельности, значения государственных наград за ратные и трудовые подвиги.
Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации:
за счет средств федерального бюджета возмещаются расходы на:
а) оплату проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов;
б) получение от кредитных организаций разовых льготных кредитов на приобретение (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство садовых участков, организацию подсобного или фермерского хозяйства;
в) оплату установки квартирного телефона и абонентскую плату за пользование им;
г) санаторно-курортное лечение (оплату путевок);
д) обеспечение транспортными средствами или на транспортное обслуживание вместо получения транспортного средства (выплату денежной компенсации)
е) обеспечение протезно-ортопедическими изделиями;
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы на:
а) оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда;
б) оплату коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда;
в) оплату проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения, на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских);
г) предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов;
д) изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства;
е) обеспечение лекарствами;
ж) оплату услуг вневедомственной охраны;
з) выплату денежной компенсации за бензин, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и запасные части к ним;
и) выплату денежной компенсации вместо путевок в санаторно-курортные организации.
Дополнительные средства для финансирования установленных законом мер социальной защиты ветеранов могут быть получены из любых не запрещенных законом источников.
Права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ограничивающие права и льготы, предусмотренные для ветеранов Федеральным законом “О ветеранах”, являются недействительными.
Органы законодательной власти Российской Федерации и органы законодательной власти субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации вправе в пределах своей компетенции и имеющихся у них средств принимать решения о дополнительных мерах социальной защиты ветеранов, не предусмотренных Федеральным законом “О ветеранах”.
Социальная защита ветеранов предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих ветеранам льготы по :
пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений;
оплате коммунально-бытовых услуг и торговому обслуживанию;
медицинскому и протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения;
обеспечению транспортными средствами и оплате проезда;
трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда;
пользованию услугами учреждений связи, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений;
получению услуг учреждений социального обслуживания, социальной и юридической помощи.
Меры социальной защиты ветеранов определяются статьями 14-23 Федерального закона “О ветеранах”. При наличии оснований ветераны одновременно могут иметь льготы по нескольким статьям данного Федерального закона, а также на льготы, установленные другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
При наличии у ветерана права на получение одной и той же льготы по нескольким основаниям льгота предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Надо отметить, что в конце прошлого века появилась тенденция увеличения количества льгот, предоставляемых военнослужащим. Это обусловлено тем, что в условиях спада производства и развития рыночной экономики денежное довольствие военнослужащих остается на очень низком уровне. Индексация не дает ощутимого результата, так как стремительный рост цен сводит не нет все усилия правительства увеличить денежное довольствие военнослужащих. Естественно чтобы как-то поддержать статус военнослужащих на определенном уровне правительство идет на такие меры как увеличение количества льгот предоставляемых военнослужащим.
Эта мера принесла определенные результаты. И можно сказать, что на данном этапе развития нашего общества это положительно отразилось на престиже военной службы, а также оказало материальную и моральную поддержку военнослужащим.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За последние время к нуждам военнослужащих не проявлялось должного внимания. В результате такие негативные явления как недостаток финансирования, плохое материально-техническое обеспечение и прочее привели к тому, что престиж военной службы резко упал, участились случаи уклонения от военной службы по призыву, в армии многие военнослужащие увольняются по разрыву контракта в связи с недостаточным размером денежного довольствия, нередки задержки выплаты денежного довольствия. Естественно говорить о престижности военной службы в таких условиях не приходится.
В данной работе было показано, как развивалось законодательство России в вопросе о статусе военнослужащих, обязанности и ответственность военнослужащих, права и льготы, предоставляемые военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Законодательство России (в том числе и военное) постоянно развивается и совершенствуется. Правительство Российской Федерации, понимая необходимость реформирования армии и проявления большего внимания к нуждам военнослужащих, разрабатывает и внедряет в жизнь различные законы и другие нормативные правовые акты, касающиеся армии и статуса военнослужащих, но при этом надо отметить, что не все законы работают в нашей стране. Примером может служить пункт 2 статьи 12 Федерального закона РФ “О статусе военнослужащих”, где сказано, что оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих, но в течение 2001 года ожидаемого повышения денежного довольствия военнослужащих так и не произошло;
Увеличились виды ответственности военнослужащих за правонарушения, но вместе с тем смягчилось наказание за преступления. Эта тенденция характерна для всего нашего законодательства: уменьшились сроки лишения свободы за различные виды преступлений, введен мораторий на смертную казнь, за те преступления, за которые раньше сажали в тюрьму, теперь направляют в колонию-поселение и т. д.
В данный момент военнослужащие имеют довольно большое количество различных льгот. Все эти льготы имеют своей целью улучшить материальное положение военнослужащих, повысить престиж военной службы, обеспечить приток кадров на военную службу. Но тем не менее престиж военной службы продолжает падать. Обсуждающийся в думе проект изменений и поправок в Федеральный закон “О статусе военнослужащих”, по которому некоторые льготы будут отменены с 1 июля 2002 года, вызывает недовольство в среде военнослужащих. Обещания правительства поднять уровень денежного довольствия военнослужащих до уровня государственных служащих не вызывают доверия среди военнослужащих. К тому же, потеря ряда льгот с одновременным повышением денежного довольствия может обернуться очередным провалом армейской реформы. Военнослужащие боятся потерять то малое, что у них уже имеется;
Учитывая проблемы финансирования армии, стоящие в настоящее время перед нашим государством, можно сказать, что льготы предоставляемые военнослужащим, являются одной из наиболее реальных мер по предотвращению падения престижа армии и поддержания статуса военнослужащих на определенном уровне. Отмена каких-либо льгот без значительного повышения размера денежного довольствия военнослужащих либо повышение размера денежного довольствия военнослужащих таким образом, что различные выплаты и налоги сведут эту прибавку на нет приведет к резкому падению престижа военной службы и умалению статуса военнослужащих;
В армии достаточно остро стоит проблема подбора кадров. Молодежь идет на военную службу не достаточно охотно. Это касается не только службы по призыву, но и службы по контракту. Если раньше большой процент молодых людей отслуживших в армии оставался на сверхсрочную службу на должностях сержантов и прапорщиков, то сейчас таких находится все меньше и меньше. На многие должности, комплектуемые на контрактной основе, приходится набирать тех, кто не может найти себе применение в гражданской жизни и идет в армию как в последнюю инстанцию, где может потребоваться его неквалифицированный труд. Все это говорит о том, что в нашем современном обществе статус военнослужащих стоит вровень со статусом дворника и разнорабочего. А современная армия не может себе позволить неграмотных военнослужащих, поэтому направляет их на различные курсы и в образовательные учреждения. Армия затрачивает большое количество средств и времени на подготовку специалистов для себя. И в результате такой молодой специалист, получив специальность за счет государства, кладет на стол рапорт с просьбой об увольнении в связи с недостаточным размером денежного довольствия;
В нашем обществе назрела необходимость реформирования армии. Целью данной реформы должно стать укрепление обороноспособности нашей страны, улучшение материального положения военнослужащих, повышение престижа военной службы.
Учитывая вышеизложенные выводы в целях улучшения материального положения военнослужащих и повышения престижа военной службы можно выдвинуть следующие предложения:
Прировнять оклады военнослужащих к окладам государственных служащих, так как Федеральный закон “О воинской обязанности и военной службе” определяет военную службу как особый вид федеральной государственной службы.
Повышение окладов федеральных государственных служащих должно происходить с одновременным повышение окладов военнослужащих, так как это предусматривает Федеральный закон “О статусе военнослужащих”.
Отмена каких-либо льгот, предоставляемых военнослужащим, не должна происходить до тех пор пока не прекратится рост цен и падение курса национальной валюты. Ведь не секрет, что рост цен на коммунальные услуги стал уже привычным явлением в нашем обществе, а отмена льготной оплаты этих услуг для военнослужащих приведет к тому, что довольно таки большая часть заработной платы военнослужащего будет уходить на оплату коммунальных услуг. Добавим к этому отмену компенсации тринадцати процентного налога, отмену выплаты надбавки за выслугу лет и прочие надбавки. И что же останется? Не окажется ли это очередное повышение окладов военнослужащим фикцией? Не приведет ли это к тому, что вся та сумма прибавки, которую так ждут в армии, будет уходить на различные выплаты государству. Это может привести к очередному падению престижа военной службы, а значит к падению обороноспособности нашей страны. Но и при стабилизации цен и курса рубля лучше не сразу отменять ту или иную льготу, а для начала заменить ее денежной компенсацией. Отмена льгот для военнослужащих должна происходить постепенно, не затрагивая материального благополучия военнослужащих.
При увеличении размера денежного довольствия военнослужащих надо учитывать такой немаловажный фактор как члены семьи военнослужащего. Денежное довольствие военнослужащих должно быть не ниже официально установленного прожиточного минимума, но при этом необходимо помнить, что члены семей военнослужащих далеко не всегда могут устроиться на работу в той местности, где проходит службу военнослужащий. Значит, размер денежного довольствия должен учитывать и этот факт. Военнослужащие должны получать достаточно, чтобы прокормить не только себя, но и свою семью.
Военнослужащие по характеру своей службы заведомо подвергаются риску потери жизни. На сегодняшний день пенсии семьям по случаю потери кормильца находятся на низком уровне. А это значит, что в случае гибели военнослужащего его семья не сможет прожить на эту пенсию. Поэтому при расчете данной пенсии надо исходить из того же прожиточного минимума. И минимальный размер пенсии должен равняться одному прожиточному минимуму на каждого неработающего члена семьи погибшего военнослужащего.
В пункте 13 статьи 11 Федерального закона “О статусе военнослужащих” говорится о предоставлении военнослужащим-женщинам отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком в порядке, установленном федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, с распространением на женщин-военнослужащих предусмотренных законодательством дополнительных льгот, гарантий и компенсаций. Таким образом, согласно названных выше положений, право на отпуск по уходу за ребенком имеют только женщины-военнослужащие и этого права лишены мужчины - как отцы ребенка, так и другие родственники, осуществляющие уход за ребенком. Хотя такая норма не противоречит Федеральному закону “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” от 19 мая 1995 года, с последующими изменениями и дополнениями, однако нарушает права отца ребенка, закрепленные в Семейном кодексе Российской Федерации от 29 декабря 1995 года, в пункте 1 статьи 61 которого говорится, что "родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права)". В конечном итоге такого рода положения Федерального закона "О статусе военнослужащих" нарушают Конституцию Российской Федерации, в статье 19 которой записано, что "мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации", а в статье 15 говорится, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации". Хотя в статье 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и говорится о возможности установления настоящим законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами некоторых ограничений в обладании военнослужащими прав и свобод человека и гражданина, однако данное положение не соотносится с положениями статьи 55 Конституции Российской Федерации, в которой закрепляется законодательная основа для ограничения прав и свобод человека и гражданина: "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Вряд ли использование мужчинами-военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, прав в качестве отцов своих детей может значительно повлиять на обеспечение обороны и безопасности государства. Выходом из создавшегося положения могло бы стать предоставление таким военнослужащим права приостанавливать прохождение военной службы по контракты на период отпусков по уходу за ребенком, предусмотренных действующим законодательством. Срок приостановления военной службы по контракту должен включаться в выслугу лет военнослужащего. Со дня же окончания такого отпуска, т. е. прекращения основания для приостановления военной службы, наступали бы правовые последствия, предусмотренные статьей 45 данного закона: военнослужащий мог бы заключить новый контракт о прохождении военной службы либо уволиться с военной службы по основаниям и в порядке, предусмотренным данным законом.
С учетом вышеизложенных выводов и рекомендаций можно сказать, что вопрос о статусе военнослужащих в нашей стране продолжает оставаться одним из самых актуальных вопросов, стоящих перед законодателями. И однозначного мнения по улучшению материального положения военнослужащих и поднятию престижа военной службы пока не существует.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года
Федеральный закон РФ № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года “О статусе военнослужащих”, "Собрание законодательства Российской Федерации", 1998, № 22, ст. 2331
Федеральный закон РФ № 53-ФЗ 28 марта 1998 года “О воинской обязанности и военной службе”, "Собрание законодательства Российской Федерации", 1998, № 13, ст. 1475
Федеральный закон РФ № 5-ФЗ от 12 января 1995 года “О ветеранах”, "Собрание законодательства Российской Федерации", 1995, № 3, ст. 168
Фатеев К. В. “Юридический справочник офицера”, Москва 2001 г.
Закон СССР "О всеобщей воинской обязанности"
Дубровин В. Н., Мигачев Ю. И. “Военная служба в Российской Федерации”, Москва 2000 год.
Положение о порядке прохождения военной службы, Собрание законодательства Российской Федерации, 1999 № 38, ст.4534; № 42, ст. 5008; 2000, № 16, ст. 1678; № 27, ст. 2819
Положение о прохождении военной службы прапорщиками, мичманами ВС СССР
Положение о прохождении военной службы офицерским составом ВС СССР
Положение о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку, и их семей, утвержденное постановлением СМ СССР от 17. 02.81 г. № 193
“Льготы для различных категорий лиц”, Москва 2000 г.
“Справочник по законодательству для офицеров советской армии и флота”, Военное издательство министерства обороны СССР, Москва 1977 год.
Законы России: “Военный пакет”, Москва 1993 год.
“Социальная защита военнослужащих. Сборник нормативно-правовых актов”, Москва 1993 год.
“Основы советского военного законодательства”, Военное издательство Министерства обороны СССР, Москва 1978 год
“Справочник офицера”, Военное издательство Министерства обороны СССР, Москва 1971 год.