Рефераты

Административно-правовые методы выявления и предупреждения незаконного оборота наркотических средств

p align="left">Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом

наркотических средств и психотропных веществ

по Самарской области

В последнее время в Управление ФС наркоконтроля России по Самарской области поступают запросы из средств массовой информации с просьбой разъяснить позицию Управления по фактам изъятия из продажи книг, пропагандирующих наркотические средства и психотропные вещества.

Группа информации и общественных связей Управления ФС наркоконтроля России по Самарской области сообщает, что сотрудниками Управления проведена проверка деятельности нескольких книготорговых фирм г. Самары с целью пресечения правонарушений в сфере пропаганды и рекламы наркотических средств в печатных изданиях. 22 Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Самарской области. Пресс - релиз. 12.04.2004 г.

Ряд книг был взят на лингвистическую экспертизу с целью установления в указанных изданиях наличия пропаганды наркотиков. Книги Баяна Ширянова «Срединный пилотаж» и «Верховный пилотаж» (уголовное дело, возбужденное против этого автора, вскоре будет рассмотрено в суде г. Москвы), Александра и Энн Шульгиных - «Фенэтиламины, которые я знал и любил» отправлены на лингвитсическую экспертизу в Москву. Экспертами для анализа книг Александра Данилина « LSD. Галлюциногены; психоделия и феномен зависимости», Фредерика Бегбедера «Рассказики под экстази», Тома Вулфа «Электропрохладительный несложный тест» выступят психологи и лингвисты Самарского Государственного Университета и Самарского Государственного Педагогического Университета. Опыт сотрудничества с самарскими учеными у Управления ФС наркоконтроля России по Самарской области уже есть. Именно экспертные оценки сотрудников СамГУ стали основой заключения по делу против ООО «Плазма» по факту пропаганды наркотиков, выигранному на прошлой неделе Управлением ФС наркоконтроля России по Самарской области.

Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в своей деятельности решает широкий спектр задач: помимо борьбы с незаконным оборотом наркотиков, это и контроль за легальным оборотом наркотических средств, и профилактика наркомании, и противодействие рекламе и пропаганде наркотиков. 11 Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Самарской области. Пресс - релиз. 12.04.2004 г

В настоящее время в России практически не контролируется рынок печатной продукции. В связи с этим на полках книжных магазинов зачастую появляются издания сомнительного характера, пропагандирующие употребление наркотиков, терроризм, оккультизм, тоталитарные секты. Данные факты нельзя замалчивать. Писательский талант можно использовать как во благо общества, проповедуя гуманистические ценности, так и во вред. Всем известна сила печатного слова. Убедительность мысли, отображенной в художественном произведении может толкнуть читателя на повторение опыта героев, моделирование изложенных в книге ситуаций. Пропаганда - одно из сильнейших орудий современного общества с открытым информационным пространством.

Поэтому ФС наркоконтроля России считает необходимым выявление и пресечение фактов пропаганды немедицинского употребления наркотических средств и психотропных веществ.

У органов наркоконтроля уже есть положительный пример борьбы с рекламой и склонением к потреблению наркотических средств в печатных изданиях. В частности, в Ульяновской и Свердловской областях была изъята из продажи книга Л. Гринспун и Д. Бакалара «Марихуана: запретное лекарство». Экспертиза усмотрела в данной книге пропаганду наркотических средств, за которую предусмотрена ответственность по статье 6.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях (пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров). Суд вынес обвинительный приговор и наложил штраф 40 МРОТ (40 тысяч рублей). 11 Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Самарской области. Пресс - релиз. 12.04.2004 г

§3.2 Значение, эффективность и результаты деятельности государственных органов по выявлению и предупреждению незаконного оборота наркотических средств

Когда указом президента была расформирована федеральная служба налоговой полиции и образован Государственный Комитет по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, появился анекдот о том, что теперь всех наркодилеров заставят иметь кассовый аппарат и своевременно подавать декларации о доходах. Теперь это не кажется шуткой. Первым громким делом ведомства господина Черкесова стал запрет на использования кетамина в ветеринарной практике. Дальше комитет расширил сферу своей деятельности еще больше: вознамерился закрыть программы по раздаче больным наркоманией одноразовых шприцев, арестовал в Приморском крае партию футболок с изображением листка конопли. Апофеозом борьбы с пропагандой наркотиков стала ревизия мировой литературы. Насколько все эти действия Госнаркоконтроля эффективны и вписываются ли они в рамки действующего законодательства? Как должна быть построена работа этого важнейшего органа власти для реальной борьбы с действительно существующей угрозой? 11 Шарий Л. Госнаркоконтроль: власть как наркотик, М. Политком, 2004 г. С. 17.

Мнения Евгения Мысловского и Льва Левинсона: Евгений Мысловский, президент Фонда «Антимафия», бывший следователь по особо важным делам Генеральной Прокуратуры СССР:

ГНК частично состоит из бывших сотрудников МВД, которые занималась оперработой, частично из работников налоговой службы, среди которых также есть оперативники. Комитет не дублирует работу милиции, которая занимается только обследованием и контролем определенной территории. Места торговли наркотиками обычно известны местным милиционерам, но милиционер может просто срывать взятки и фактически кормиться за счет наркоторговцев. Задерживать таких милиционеров и отслеживать эту ситуацию - одна из задач Госнаркоконтроля. По уму, ГНК должен стать неким единым центром, стратегически прорабатывающим оперативную работу: налаживать агентурную сеть, отслеживать наркотрафик, - которому должны подчиняться силовые структуры на местах. Но пока еще до этого далеко. Сейчас налицо не дублирование функций (у милиции функции иные - правоохранительные), а обыкновенная несогласованность действий.

Но для того чтобы наладить эффективную оперативную работу 8 месяцев мало, должно пройти минимум года три. У нас за 10 лет ФСБ реформировалось 8 раз. А ведь всякий уходящий из органов человек уносит с собой свои связи. Так что ни о какой эффективной борьбе речи пока идти не может. А результатов, по-видимому, требуют. Результаты должны выражаться в показателях, а показывать пока нечего. Отчет о проделанной работе - это бухгалтерия: задержано столько-то тонн героина, а тут: арестована партия футболок.

Конечно, это все глупость, при том, что формально они правы. Но ведь в уголовном праве кроме формализма должна быть целесообразность и логика. Проблема борьбы с незаконной пропагандой может принимать самые разные формы, но здесь явный пример того, что заставь дурака богу молиться… Это ведь легче, чем разрабатывать оперативные группы и доказывать сбыт. 11 Шарий Л. Госнаркоконтроль: власть как наркотик, М. Политком, 2004 г. С. 18.

Пропаганда - дело тонкое. Брошюру, где просто классифицируются существующие наркотические средства, тоже можно расценивать как пропаганду. В любом случае вопрос о пропаганде не должен решаться силовыми органами власти. Экспертиза художественной литературы - дело министерства культуры, вопрос о запрете на использование наркоза - дело медицины, а не Госнаркоконтроля. История с судом над ветеринаром возмутительна. Им совершенно точно не нужно было пиарить свои подвиги, эта неблагодарная тема не делает им чести.

Поимкой нужно заниматься и реформировать законодательную базу, потому что существующий УПК может свести на нет все усилия.

Лев Левинсон, правозащитник, руководитель альянса «Новая наркополитика», эксперт Российского института прав человека:

Аппарат Федеральной службы Госнаркоконтроля насчитывает 40 тысяч человек. Это больше, чем в аналогичной службе США. Причем значительная часть этого аппарата - бывшие «налоговики», то есть люди, приученные к другому виду работы. Конечно, и милицейские службы боролись с наркоторговлей плохо, потому что они насквозь коррумпированы, но у них хотя бы был опыт оперативной работы в розыске. И так как с МВД никто не снимал функций контроля за незаконным сбытом наркотиков, то на одной поляне оказались две команды. Поэтому ГНК ищет себе нетронутую милицией нишу: ветеринары, художественная литература, футболки с символикой (их же еще никто не арестовывал!). 11 Шарий Л. Госнаркоконтроль: власть как наркотик, М. Политком, 2004 г. С. 18.

Не все законы идеальны, и потому нельзя просто тупо исполнять закон. Например: мелкая кража считается административным правонарушением, но если человек взял в магазине лишний пакет для продуктов - это не является даже мелкой кражей, хотя формально его можно в этом обвинить. Госнаркоконтроль опирается на статью 6.13 (о пропаганде) Административного кодекса, где рассматривается возможное наказание, но содержательная часть (что считать пропагандой) не раскрывается, поэтому она должна раскрываться в другом законе: о наркотических средствах. Там действительно излагается, что есть пропаганда, но крайне неудачно.

Осенью правительство внесло проект поправок ко всему закону о наркотических средствах. Этот закон, написанный в 1997 году, не поддается никакой критике. Но теперь, в конце апреля - начале мая, поправки к нему должны быть приняты Думой, и тогда многое должно измениться. В частности, в нынешней редакции статьи 46 (о пропаганде) закона о наркотиках запрещаются действия, направленные на распространения информации о методах, способах изготовления, способах использования, местах сбыта и т.д.. Получается глупость: ведь сами по себе сведения обо всем этом - нейтральны, а любой издатель, естественно, стремится к распространению своей продукции! Вот и получается, что все прочесывается под одну гребенку: и битники, и абсолютно «антинаркотический» Данилин. И вот когда антимонопольный комитет Госдумы, который отвечает за рекламу и которому отправляют на экспертизу все эти тексты, понял, что головная роль у них будет только увеличиваться по мере нарастания ретивости Госнаркоконтроля, он внес в статью соответствующие уточнения.

В новой формулировке запрещенной пропагандой именуется распространение информации (дополненный список старой статьи), осуществляемой в целях сохранения и расширения незаконного оборота наркотиков. То есть наказуемым становится не само распространение информации, цели которого могут быть самые разные (от медицинских до художественных), а преступный умысел такового распространения. Соответственно, экспертиза будет отметать 99 процентов направляемых ей текстов. По крайней мере, на художественной и медицинский литературе (как, например, о лекарственных свойствах конопли) они точно обожгутся.

Что касается того, как на самом деле должна строиться работа Госнаркоконтроля, то я позволю себе процитировать президента. Путин, выступая на коллегии ГНК, сформулировал основную задачу, которую он ставит перед этой службой: подорвать финансовые основы наркобизнеса. Понятно, что за этим стоит работа по выявлению черного рынка, это работа не на улице (по мелкому сбыту работает милиция), здесь нужна концептуальная база по пресечению наркопотоков. 11 Шарий Л. Госнаркоконтроль: власть как наркотик, М. Политком, 2004 г. С. 19.

Второй момент: стратегия программы «Мир без наркотиков» доказала свою провальность, европейский опыт показывает, что только дифференцированный подход к веществам, разным по степени вреда, приводит к снижению уровня употребления тяжелых наркотиков. Всем известно об особом положении легких наркотиков во многих европейских странах, но ведь в Европе сейчас развивают работу по проекту выдачи героина больным наркоманией бесплатно. Потому что сначала этот эксперимент был проведен в Швейцарии и вызвал очень много споров, но потом референдумом была признана эффективность этого метода, поскольку благодаря ему значительно снижается преступность и как следствие рост распространения этого недуга. Я не готов сказать, что в России нужно завтра начать бесплатно раздавать героин. Но если мы хотим решить эту страшную проблему, а не топтаться на одном месте, красуясь своими принципами, то мы не можем не принимать во внимание более богатый европейский опыт. 11 Шарий Л. Госнаркоконтроль: власть как наркотик, М. Политком, 2004 г.

Правовые основы и формы сотрудничества государств -- участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств

В опубликованном 23 февраля 2000 г. ежегодном докладе Международного комитета по контролю над наркотиками за 1999 г. подчеркивается необходимость и важность вопросов, связанных с координацией усилий государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств. Успех этой борьбы напрямую зависит от эффективности совместных действий государств. 22 Бюллетень ООН. Представительство ООН в Республике Беларусь. 2000. Январь - февраль. С. 4.

Взаимодействие государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств в рамках определенного региона, а также на двусторонней основе является важной составляющей частью противодействия наркобизнесу во всем мире. Учет особенностей конкретного региона позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы государств, что положительным образом сказывается на ситуации, складывающейся в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков в целом по всему миру.

Учитывая данное обстоятельство, в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. были закреплены положения, в соответствии с которыми государствам-участникам рекомендуется использовать возможности двустороннего и многостороннего сотрудничества. Так, в соответствии с пунктом 11 статьи 6 названной Конвенции «Стороны стремятся заключать двусторонние и многосторонние соглашения с целью осуществления или повышения эффективности выдачи». 11 Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Т. 3. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1997. С. 71. На основании пункта 3 статьи 10 Конвенции 1988 г. государства «...могут заключать двусторонние или многосторонние соглашения или договоренности в целях повышения эффективности международного сотрудничества во исполнение настоящей статьи и могут в этой связи принимать во внимание финансовые договоренности».

В связи о вышеизложенным представляет научный и практический интерес изучение опыта двустороннего и регионального сотрудничества государств в борьбе с наркобизнесом и, в первую очередь, его правовой основы с целью дальнейшего совершенствования форм такой деятельности. Основное внимание в данной статье будет уделено анализу правовой основы сотрудничества государств в борьбе с наркобизнесом в рамках Содружества Независимых Государств.

Основу взаимодействия государств - участников СНГ в различных областях, в том числе в вопросах борьбы с наркобизнесом, составляют нормативные акты, на основании которых было создано данное образование. В соответствии со статьей 4 Устава Содружества Независимых Государств 1993 г., к сферам совместной деятельности государств-членов относятся, наряду с иными, вопросы борьбы с организованной преступностью.

В качестве основной правовой базы межгосударственных отношений в рамках Содружества Устав определяет (ст. 5) многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях взаимоотношений государств-членов.

Вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств нашли свое отражение в различных соглашениях, принятых в рамках СНГ.

В первую очередь необходимо упомянуть соглашения, регулирующие такие сферы межгосударственных отношений, без организации четкого взаимодействия в рамках которых нельзя говорить об эффективном противодействии наркобизнесу. Речь идет о сотрудничестве в пограничных и таможенных вопросах.

Так, в соответствии со статьей 4 Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества по обеспечению стабильного положения на их внешних границах 1992 г. стороны, в целях поддержания стабильного положения на внешних границах договорились о взаимодействии погранвойск, служб государственной (национальной) безопасности, внутренних дел, таможенных органов, служб фитосанитарного контроля и консульских служб.

На основании Соглашения о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией 1995 г. государства-участники договорились об организации совместного контроля за перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств, что непременно повысит эффективность противодействия незаконному обороту наркотических средств. 11 Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Т. 3. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1997. С. 72.

Особую роль в правовой регламентации взаимодействия государств - участников СНГ в борьбе с наркобизнесом играют соглашения по вопросам борьбы с преступностью.

Так, в соответствии с Соглашением о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью 1998 г. стороны обязались сотрудничать в предупреждении, пресечении, выявлении, раскрытии и расследовании целого ряда преступных деяний, в том числе незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

В этом же Соглашении имеется указание на особую роль специальных органов, осуществляющих борьбу с преступностью. В соответствии со статьей 1 названного нормативного акта государства «...через свои компетентные органы осуществляют сотрудничество в борьбе с преступностью, особенно в ее организованных формах, в соответствии с положениями настоящего Соглашения и при соблюдении своего законодательства и международных обязательств». Тем самым поощряется заключение международных соглашений межведомственного характера.

В рамках СНГ уже заключен ряд таких международно-правовых актов: Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в борьбе с преступностью 1992 г., Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1994 г. и др.

Отдельные явления, с которыми сталкивается мировое сообщество на современном этапе, создают предпосылки для осложнения криминогенной ситуации. Одним из таких явлений можно назвать незаконную миграцию, которая способствует активизации деятельности преступных групп, в том числе и занимающихся незаконным оборотом наркотиков.

С целью противодействия данному явлению в 1998 г. было принято Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией, которое создает правовую основу для взаимодействия.

Вопросы оказания правовой помощи в процессе борьбы с преступностью регламентированы в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. и в Протоколе 1997 г. к названной Конвенции. 11 Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Т. 3. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1997. С. 73.

Борьба с преступностью на территории государств СНГ осуществляется в различных формах. В целях ее координации в 1997 г. было создано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников Содружества Независимых государств, а также были учреждены: Совет Министров внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств (1996); Координационный совет Генеральных прокуроров государств - участников Содружества Независимых Государств (1995).

В соглашениях, специально посвященных вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, формы сотрудничества конкретизируются применительно к данному направлению деятельности. Так, в Соглашении о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1994 г. достаточно детализированы вопросы информационного обмена. Информация разделена на две группы:

- направляемая постоянно депозитарию Соглашения, который по запросу рассылает такую информацию любой стороне;

- направляемая по собственной инициативе или по запросу заинтересованной стороне.

К первой группе относятся:

- информация о методах борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

- информация об использовании технических средств и специально тренированных собак;

- информация о специалистах, имеющих опыт обучения методам борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

- нормативные акты, публикации, научные, профессиональные и учебные работы по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

- информация о новых видах наркотиков, технологиях и местах их производства, маршрутах их незаконной перевозки и способах их сокрытия;

- информация об изменениях цен на наркотики в различных странах и регионах;

- информация о принципах организации таможенного контроля за наркотиками, новых способах и методах их обнаружения;

- информация о химических веществах, используемых для незаконного производства наркотических средств и психотропных веществ, включенных в таблицу I и II Конвенции ООН 1988 г. о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, следующих из этих государств или через их территорию;

- подлинные образцы наркотиков и других опасных веществ растительного и синтетического происхождения;

- информация в области идентификации и лабораторного анализа наркотиков.

Во второй группе представлена информация:

- о конкретных фактах и событиях, связанных с обнаружением незаконного перемещения наркотиков с территории одного государства - участника Соглашения на территорию другого;

- о подозреваемых или известных лицах, причастных к незаконному обороту наркотиков;

- о транспортных средствах, грузах и почтовых отправлениях, используемых в незаконном обороте наркотиков, следующих транзитом через территорию любого государства-участника или нелегально ввозящихся на такую территорию;

- о методах сокрытия и маскировки, применяемых при транспортировке наркотиков.

В отношении передаваемой и получаемой информации введено требование о ее конфиденциальности, а также ограничение на передачу сведений (без согласия одного из государств-участников, если распространение сведений может нанести ущерб его интересам или интересам совместных действий) средствам массовой информации.

Кроме того, в названном Соглашении предусматриваются и иные формы сотрудничества: 11 Сборник нормативных актов, регулирующих взаимодействие государств -- участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью. Вып. 1. Мн., 1998. С. 141.

- осуществление наблюдения за въездом и выездом лиц, подозреваемых в участии в незаконном обороте наркотических средств, а также за грузами, транспортными средствами и почтовыми отправлениями, в отношении которых имеются подозрения, что они используются в незаконном обороте наркотиков;

- осуществление согласованных мероприятий и операций по перекрытию каналов незаконного перемещения наркотических средств, включая проведение контролируемых поставок;

- обеспечение выступления официальных лиц одного государства-участника в качестве свидетелей или экспертов перед судом или властями другого государства на основании официального запроса последнего в связи с нарушением законов, касающихся оборота наркотиков;

- проведение взаимных консультаций с целью координации и повышения эффективности сотрудничества.

Названные формы сотрудничества в обобщенном виде нашли свое закрепление в Соглашении о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с преступностью 1998 г. 11 Сборник нормативных актов, регулирующих взаимодействие государств -- участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью. Вып. 1. Мн., 1998. С. 141 - 142.

Таким образом, правовая основа сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств представлена различными категориями международно-правовых актов:

- уставными документами Содружества;

- нормативными актами, регламентирующими отдельные сферы сотрудничества (пограничные, таможенные и др.);

- международно-правовыми документами, специально посвященными данной проблеме.

В них регламентированы следующие формы сотрудничества:

- исполнение запросов;

- обмен информацией;

- содействие в проведении оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий;

- обмен опытом работы, научными разработками, учебной литературой;

- помощь в подготовке и переподготовке кадров.

Вместе с тем, нормативная база сотрудничества, на мой взгляд, нуждается в дальнейшем развитии.

Необходимо заключение государствами - участниками СНГ специального международно-правового акта, подробно регламентирующего вопросы борьбы именно с наркобизнесом. Имеющиеся договоры регламентируют вопросы борьбы с организованной преступностью, где наряду с иными рассматриваются вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.

Однако каждая преступная деятельность имеет свои, только ей присущие особенности. В связи с этим и меры по противодействию такой деятельности также будут специфическими. Они и должны оговариваться в специальном соглашении. Имеющаяся правовая база регламентирует вопросы борьбы с наркобизнесом в комплексе с мерами по противодействию другим преступным деяниям. Поэтому в данных нормативно-правовых актах отсутствует конкретика и не в полной мере учитываются вопросы противодействия именно незаконному обороту наркотических средств.

Тем не менее, нельзя рассматривать борьбу с незаконным оборотом наркотических средств полностью изолированно от борьбы с иными преступными деяниями. Так, широко известно, что отдельные международные террористические группировки для получения средств на проведение своей деятельности сами занимаются незаконным оборотом наркотических средств или же теснейшим образом сотрудничают с организованными преступными группами наркодельцов.

Кроме того, для расширения и совершенствования своей деятельности наркодельцы стараются легализовать средства, полученные в результате незаконного оборота наркотических средств. В связи с этим борьбу с незаконным оборотом наркотических средств необходимо увязывать с противодействием международному терроризму и легализации преступных доходов, что должно находить отражение в специальных международно-правовых актах.

Необходима активизация межрегионального сотрудничества, в частности с Европейским союзом. Как было подчеркнуто на состоявшемся в октябре 1998 г. заседании Координационного совета Генеральных прокуроров государств СНГ, «организованные уголовные сообщества и наркосиндикаты стремятся создать новые наркомаршруты через рубежи Содружества, глобальную сеть распределения наркотиков в Восточной и Западной Европе, Средней Азии, других соседних с СНГ регионах, завоевать новые рынки сбыта на огромных пространствах. Есть свидетельства попыток использовать СНГ в качестве полигона для опробования и внедрения недавно синтезированных наркотиков, маркетинга различных препаратов и искусственного повышения спроса на них». 11 Егизарян Г. Необходимость координации борьбы с организованной преступностью в государствах - участниках СНГ // Беларусь в мире. 1999. № 2. С. 15. Поэтому европейские государства заинтересованы в создании и совершенствовании постоянных и прочных контактов с правоохранительными органами государств СНГ.

В международных соглашениях межведомственного характера необходимо развивать и конкретизировать с учетом особенностей региона положения универсальных международных договоров. Однако это правило не всегда учитывается. Так, в соответствии со статьей 7 Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1994 г., на мой взгляд, недостаточно четко регламентированы вопросы осуществления контролируемых поставок. Основа для их осуществления, заложенная в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., на практике не всегда трактуется, а следовательно, и применяется государствами однозначно. В связи с этим в региональных нормативных актах должно закрепляться положение, не вызывающее различий в правоприменительной практике.

Важным является вопрос о совершенствовании взаимодействия правоохранительных органов государств Содружества в вопросах оперативно-розыскной деятельности. В этой связи хотелось бы обратиться к опыту европейских государств, где на основе международных договоренностей существуют такие специфические формы взаимодействия, как транснациональное наблюдение и транснациональное преследование, в соответствии с которыми специально выделенным сотрудникам правоохранительных органов разрешается проведение наблюдения за незаконными действиями подозреваемого в совершении таких тяжких преступлений, как убийство, фальшивомонетничество, перевозка наркотиков и т. д., а также в исключительных случаях его преследование на территории другого государства - участника специального соглашения. 11 О развитии международного сотрудничества полицейских служб // Бюллетень: Борьба с преступностью за рубежом: По материалам зарубежной прессы. 1996. № 3. С. 37.

Неоднократно отмечалось, что на территории СНГ «...многие криминальные сообщества теперь уже самостоятельных государств активно налаживают межгосударственные и транснациональные связи.

Особенно это характерно для таких видов преступности, как торговля оружием и радиоактивными материалами, наркобизнес, фальшивомонетничество, разбои и грабежи, преступления в кредитно-банковской сфере. В совершении этих преступлений нередко участвуют лица, являющиеся гражданами разных стран. Поэтому преступные группировки уже давно вышли за рамки одного государства и являются, по существу, межгосударственными и межнациональными». 22 Егиазарян Г. О некоторых проблемах совершенствования правовых связей стран СНГ в борьбе с организованной преступностью // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1999. № 4. С. 15.

Кроме того, на проходившей в г. Минске в январе 1999 г. конференции государств - участников СНГ на тему «О совершенствовании сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью» было отмечено, что недостаточно проводятся исследования совершения преступлений международными преступными группами.

Однако в большинстве соглашений по вопросам борьбы с организованной преступностью речь идет преимущественно о преследовании и наказании, по существу, отдельных лиц, причастных к преступной деятельности. На мой взгляд, необходимо конкретизировать положения соответствующих международно-правовых актов, акцентировав внимание на вопросах борьбы именно с организованными сообществами наркодельцов, что, безусловно, имеет свои специфические черты по сравнению с противодействием отдельным преступникам.

Кроме того, в специальных соглашениях по вопросам борьбы с наркобизнесом необходимо особо регламентировать вопросы, связанные с уголовным преследованием руководителей организованных преступных групп, занимающихся незаконным оборотом наркотиков. На этот аспект обращает особое внимание Международный комитет по контролю над наркотиками. 11 Ежегодный доклад МККН: Справочная записка № 2 от 4 марта 1997 г. С. 2.

Учет вышеназванных положений, на мой взгляд, мог бы положительным образом сказаться на деятельности государств - участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, сотрудниками Управления Федеральной Службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Удмуртской Республике совместно с сотрудниками Управления ФСБ России по Удмуртской Республике изъята крупная партия героина.

17 марта при сбыте наркотического средства задержан не работающий ранее судимый 34-летний житель г.Омска. Для продажи в Удмуртии он привез почти 4 килограмма героина высокого качества. Стоимость данной партии на «черном рынке» составляет примерно 3 миллиона рублей.

По данному факту Управлением Федеральной Службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Удмуртской Республике возбуждено уголовное дело по статье ст.228 ч.4 УК РФ 'Незаконное приобретение, хранение, перевозка, сбыт наркотических средств.

Это вторая успешная операция, проведенная совместными усилиями сотрудников Управления Федеральной Службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по УР и Управления ФСБ РФ по УР. В ходе первой было изъято 60 кг марихуаны.

В Управлении Госнаркоконтроля РФ по РТ состоялось заседание коллегии, посвященное результатам деятельности управления в 2003 году. В работе коллегии принял участие премьер-министр РТ Рустам Минниханов, секретарь Совета Безопасности РТ Венер Салимов, прокурор РТ Кафиль Амиров, министр внутренних дел РТ Асгат Сафаров, заместитель начальника УФСБ РФ по РТ Юрий Пахомов, первый заместитель начальника управления Госнаркоконтроля России по ПФО полковник полиции Александр Преподобный, представители Татарстанской таможни, Управления исполнения наказания МЮ РФ по РТ.

Премьер-министр РТ Рустам Минниханов положительно оценил работу республиканского управления и сказал, что главный вопрос первого полугодия - формирование территориального подразделения и организация работы - выполнен. По его словам, борьба с наркотиками касается многих министерств и ведомств - в целях координации усилий и был создан комитет, который, как выразился Рустам Минниханов, теперь является главным ответственным по борьбе с наркоманией. Премьер-министр пообещал поддержку со стороны Правительства РТ всем правоохранительным органам в работе по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

О результатах работы доложил начальник управления Госнаркоконтроля России по Татарстану генерал-майор полиции Шамиль Давлетгильдеев. По его словам, одним из главных достижений за прошедший период стало то, что Управление в целом сформировано и способно решать возложенные на Госнаркоконтроль задачи. На сегодняшний день общая укомплектованность управления составляет 84%, в 10 городах республики развернуты межрайонные отделы управления, которые также завершают комплектование.

В 2003 году оперативная обстановка в Татарстане, связанная с незаконным оборотом наркотиков, продолжала оставаться достаточно сложной. Регион представляет большой интерес для наркоторговцев и занимает узловое положение на транспортных коммуникациях, связывающих Урал и Сибирь с европейской частью России, а также ряд стран ближнего зарубежья с государствами Европы. Уровень наркотизации населения остается высоким. На сегодняшний день на учете в наркологических учреждениях состоит более 7 тыс. лиц с диагнозом «наркомания» (85% из них потребляют героин). По экспертным оценкам, число лиц, употребляющих наркотики, превышает 100 тыс. человек.

С момента создания учреждения (с 1 июля 2003 года) сотрудниками управления возбуждено 56 уголовных дел, в том числе 48 по ст. 228 УК РФ («незаконное хранение, сбыт наркотиков в особо крупных размерах») и 2 дела по ст. 188 УК РФ («контрабанда наркотиков»). В суд направлено 14 уголовных дел, два человека приговорены к лишению свободы.

За полгода из незаконного оборота изъято 193 кг наркотических средств, в том числе 14,5 кг героина. Перекрыты три канала поставки наркотиков в республику, два из которых носили международный характер. Среди региональных управлений Приволжского федерального округа Татарстан занял второе место по количеству изъятых наркотических средств.

В этот период провели две операции «Клуб» и «Допинг». В ходе последней было проверено 127 объектов, где осуществляется легальный оборот наркосодержащих препаратов. В результате было выявлено 32 нарушения установленных правил обращения с наркотическими средствами и психотропными веществами, в том числе 3 факта безлицензионной деятельности учреждений. Выявлено 10 преступлений и 2 административных правонарушения. На заседании было отмечено, что результаты оперативно-розыскной работы были достигнуты во многом благодаря тесному сотрудничеству с МВД Татарстана, УФСБ РФ по РТ и Главным оперативным управлением Госнаркоконтроля России. Министр внутренних дел Асгат Сафаров, прокурор РТ Кафиль Амиров в своих выступлениях положительно оценили роль Госнаркоконтроля как координирующего органа и отметили важность тесного сотрудничества всего правоохранительного блока в работе по борьбе с наркотиками и профилактики наркотизации. На пресс-конференции, состоявшейся после заседания, Александр Преподобный сказал, что самое главное достижение руководства управления в том, что оно создало коллектив единомышленников, который преступает к выполнению поставленных перед ним задач. «В республике были серьезные наработки в этой области, важно их усвоить и двигаться вперед. Этот опыт мы пропагандируем в других регионах округа», - заявил он.

По словам заместителя председателя Госнаркоконтроля РФ Александра Михайлова, за последние десять лет число наркозависимых в России увеличилось в 9 раз. Общее число наркопреступлений, совершенных в 2003 году, несколько снизилось по сравнению с 2002 годом, но незначительно - с 189,5 тыс. до 181,5 тыс.

По данным Госнаркоконтроля, на реализацию мер по борьбе с наркоманией и наркопреступностью в 2004 году требуется 1 миллиард 600 миллионов рублей. В прошлом году антинаркотическим ведомством было потрачено на эти цели около 495 миллионов рублей.

Называя эти цифры, Александр Михайлов упомянул США, где за последние десять лет на борьбу с наркопреступностью государство выделило 33 миллиарда долларов. «При этом в нашей стране проблема наркомании стоит гораздо более остро», - отметил заместитель главы Госнаркоконтроля.

Отвечая на вопрос журналистов, почему число преступлений, связанных с наркотиками, с каждым годом растет, Александр Михайлов призвал искать объективные причины. Открытие границ после окончания «холодной войны» и снятия «железного занавеса», процессы глобализации - всё это, по мнению Михайлова, делает Россию незащищенной перед наркоопасностью. 11 Поздняков А. III международная научно-практическая конференция «Проблемы совершенствования противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ» «Росбалт», М. 2004 г. С. 37.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты