Актуальные вопросы правового регулирования в сфере защиты и поддержки конкуренции и антимонопольного контроля
Актуальные вопросы правового регулирования в сфере защиты и поддержки конкуренции и антимонопольного контроля
Конспект обзорной лекции по Модулю "Актуальные вопросы правового регулирования в сфере защиты и поддержки конкуренции и антимонопольного контроля"
Тема 1. Общие положения антимонопольного права
1. Виды и сущность монополий. Естественные и государственные монополии
2. Понятие и значение конкуренции. Недобросовестная конкуренция как форма злоупотребления правом
3. Понятие доминирующего положения. Злоупотребление доминирующим положением
4. Группа лиц и аффилированные лица
1. Виды и сущность монополий. Естественные и государственные монополии
В настоящий момент отсутствует легальное определение монополии.
Монополия - исключительное положение, в которое поставлен хозяйствующий субъект на рынке (исключительность заключается в том, что он сосредотачивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара).
Под монополией так же понимают:
- особое поведение господствующего на рынке субъекта
- явление, способствующее несправедливому перераспределению дохода от потребителей к монополистической фирме за счет установления монопольных цен.
- исключительное право (может предоставляться государством одному или нескольким субъектам на осуществление определенной деятельности).
В зависимости от обстоятельств, ведущих к возникновению монополий, выделяют три вида монополий:
1) временная - один хозяйствующий субъект на определенный период становится единственным поставщиком товаров (предприятие, впервые предложившее определенную продукцию);
2) государственная;
3) естественная.
Естественная монополия (ФЗ "О естественных монополиях" 1995 г.) - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Под естественными монополиями понимают такие сферы деятельности, в которых наличие более одного хозяйствующего субъекта ведет к потерям эффективности общественного производства.
Основными признаками естественной монополии являются следующие:
Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.
Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.
Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.
Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.
Существуют два типа естественных монополий:
а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.
Сферы естественных монополий:
- транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам;
- услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
- железнодорожные перевозки;
- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
- услуги общедоступной электрической и почтовой связи;
- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
- услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
Деятельность естественных монополий подвержена государственному регулированию и контролю. Органы по регулированию и контролю:
· Федеральная служба по тарифам (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №332);
· Федеральная антимонопольная служба
Закон выделяет два метода гос. регулирования: ценовое регулирование (установление тарифов) и определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию.
По ценообразованию есть, например, ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФЭК РФ от 27.11.2002 N 84-э/3 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОПЛАТЫ УСЛУГ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ ПО МАГИСТРАЛЬНЫМ ТРУБОПРОВОДАМ", ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФЭК РФ от 16.10.2002 N 70-э/5
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ ПО ТРАНСПОРТИРОВКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ ПО МАГИСТРАЛЬНЫМ ТРУБОПРОВОДАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Субъекты естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование, включаются в соответствующий реестр. В каждой сфере естественных монополий есть свой реестр (см. ПРИКАЗ ФСТ РФ от 26.08.2004 N 59 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ О РЕЕСТРЕ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ"; ПРИКАЗ МАП РФ от 15.11.2001 N 1184 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕЕСТРЕ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ")
Особенности деятельности естественных монополий заключаются в том, что Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары. Так же Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства. Например, Снижение операторами связи тарифов на основные услуги является нарушением антимонопольного законодательства (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 23.12.2004 N А39-916/2004-92/2).
Государственные монополии - это монополии, созданные в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъект монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а так же компетенцию контролирующего органа (Раздел 1 Программы демонополизации утв. Постановлением Правительства РФ 09.03.1994 № 191).
О режиме гос. монополий упоминается в ФЗ от 08.12.2003 N 164-ФЗ "ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ", ФЗ от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)", ФЗ от 19.07.1998 N 114-ФЗ "О ВОЕННО - ТЕХНИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ", ФЗ от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ", ФЗ от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛАХ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЯХ".
Исключительный режим гос. монополии выражается в том, что права на осуществление конкретных видов экономической деятельности принадлежит лишь ограниченному кругу субъектов.
Субъектный состав гос. монополий двухуровневый:
1-й уровень - государство в лице компетентных органов, 2-й уровень - предприятия, непосредственно осуществляющие экономическую деятельность в режиме гос. монополии (Как правило это ГУПы).
Например, предусмотрена гос. монополия на экспорт/импорт отдельных видов товаров (ст. 26 Закона № 164 ФЗ).
Гос. монополия осуществляется с помощью специальных правовых средств:
1) ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКРЕТНОГО ПЕРЕЧНЯ ТОВАРОВ (ПРЕДЕЛОВ ГОС. МОНОПОЛИИ);
2) применение в соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ разрешений (лицензий);
3) использование особых организационно-правовых форм юридических лиц (субъектов гос. монополии);
4) установление обязанности коммерческих организаций, входящих в субъектный состав гос. монополии, совершать определенные сделки;
Еще один вид гос. монополии - эмиссия наличных денег, осуществляется ЦБ РФ. Закон о драг. Металлах устанавливает два вида гос. монополий: на пробирование и клеймение гос. пробирным клеймом ювелирных изделий; на регулирование экспорта необработанных алмазов.
2. Понятие и значение конкуренции. Недобросовестная конкуренция как форма злоупотребления правом
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
В экономике конкуренцию понимают как:
1. особую ситуацию на рынке, характеризуемую двумя факторами:
- наличием большого числа независимых покупателей и продавцов товара;
- свободой для покупателей и продавцов входить на рынок и покидать его.
2. постоянно действующий механизм соперничества, позволяющий достичь лучших результатов предпринимательской деятельности;
3. элемент рынка, позволяющий наиболее эффективно распределить имеющиеся хозяйственные ресурсы.
Необходимые для возникновения и существования конкуренции условия:
1) на рынке действуют независимые поставщики достаточного количества товаров;
2) на рынке присутствует достаточное количество независимых покупателей товаров;
3) поставщики и потребители не прибегают к соглашениям, ограничивающим конкуренцию;
4) на рынке существует свободный доступ к сырью, капиталам и другим хозяйственным ресурсам.
Функции конкуренции.
Регулирование. Основные производственные ресурсы направляются в те сферы, где в них существует наибольшая потребность, и где они могут быть использованы с максимальной эффективностью.
Мотивация. Конкуренция мотивирует хозяйствующих субъектов предлагать на рынке наилучшую по качеству и цене продукцию.
Распределение. Доход от предпринимательской деятельности перераспределяется в пользу тех субъектов, которые используют свои ресурсы наиболее эффективно.
Контроль. Конкуренция ограничивает односторонние действия предпринимателя и предоставляет потребителю возможность выбора.
Недобросовестная конкуренция - действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности. Такие действия противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и способны причинить/причиняют убытки другим хозяйствующим субъектам (ХС), либо способны нанести/наносят вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Недобросовестная конкуренция это правонарушение, его объективной стороной является активное поведение на рынке, бездействие не относится к недобросовестной конкуренции. Это одна из форм злоупотребления правом (ст. 10 ГК РФ).
Выделяют формы недобросовестной конкуренции (ст. 14 Закона о защите конкуренции):
Первая группа нарушений касается информации о конкуренте и его продукции:
1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
Вторая группа нарушений - действия, связанные с дезорганизацией производственного процесса конкурента, т.е. незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Третья группа нарушений связана с осуществлением экономической деятельности посредством нарушением исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации других лиц, а так же посредством регистрации и использования средств индивидуализации, не являющихся объектами исключительных прав, которые какое-то время используются другими лицами.
Достаточно противоречива практика применения п. 2 ст. 10 бывшего Закона о конкуренции (соответственно п. 2 ст. 14 нового закона о защите конкуренции). Есть прецеденты, когда недобросовестной конкуренцией признавалась регистрация одним лицом в качестве товарного знака обозначения, которое использовалось для индивидуализации товаров другим лицом (последнее же не регистрировало такой товарный знак) (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.05.2006). Признано актом недобросовестной конкуренции регистрация и использование товарного знака, сходного с названием запатентованного товара другого субъекта, если это сделано с целью создания препятствий для распространения на рынке продукции конкурирующей компании (Постановление ФАС МО от 02.12.2005).
3. Понятие доминирующего положения. Злоупотребление доминирующим положением
С понятием доминирующего положения тесно связано понятие монополистической деятельности. По Закону о защите конкуренции 2006 г. монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Таким образом, злоупотребление доминирующим положением (ДП) есть частный случай монополистической деятельности.
ДП само по себе правонарушением не является, его существование на рынке объективно и неизбежно.
Доминирующее положение - это такое положение ХС (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Новый закон рассматривает доминирование как для отдельных ХС, так и нескольких ХС в совокупности на определенном рынке.
ДП хозяйствующего субъекта признается в одном из двух случаев:
1) если доля ХС на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
2) если доля ХС на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Не признаются доминирующими ХС, доля которых на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов, если только этот ХС не подпадает под критерии доминирования, предусмотренные для нескольких ХС (совокупности ХС).
Доминирование каждого ХС из нескольких ХС, чьи доли на рынке больше других (хотя и могут быть менее 35 %), признается при наличии в совокупности трех условий:
1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);
2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;
3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.
Доминирующей в любом случае признается естественная монополия.
Основные этапы определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара
* Установление конкретной продукции, работ и услуг, которые могут быть квалифицированы как товар (товары), и получение количественной (в натуральном или стоимостном измерении) информации об объемах товаров, поставляемых хозяйствующим субъектом на соответствующий товарный рынок
* Определение продуктовых и географических границ рынка товар(рынков товаров), производимого (производимых) хозяйствующим субъектом, и получение количественной (соответственно в натуральном и стоимостном измерении) информации о его (их) объеме (объемах)
* Определение возможностей хозяйствующего субъекта оказывать влияние на рынок в плане ограничения конкуренции в каких-либо формах либо ущемления интересов других хозяйствующих субъектов или граждан (т.е. непосредственное установление наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара).
Злоупотребление ДП - это такие действия (бездействия) ХС, занимающего ДП результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. В ст. 10 Закона о защите конкуренции 2006 г. установлен примерный перечень таких действий (бездействий):
- установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
- изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;
- экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
- экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
- экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
- установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;
- создание дискриминационных условий;
- создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
- нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
НЕ ПРИЗНАЕТСЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДП ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ! (п. 4 ст. 10 Закона).
4. Группа лиц и аффилированные лица
Группа лиц - это не объединение, не субъект права в смысле гражданского законодательства. Выделение группы лиц в конкурентном законодательстве обусловлено тем, что юридически самостоятельные субъекты экономического оборота могут быть друг от друга зависимы, соответственно способны оказывать влияние на деятельность друг друга.
Ст. 9 Нового закона перечисляет такие группы:
1 группа. Хозяйственное общество (товарищество) + физическое/юридическое лицо, которое является участником этого общества (товарищества) и имеет более 50% голосов (или не является участником, но имеет полномочие на использование более 50% голосов).
2 группа. Хоз. Общество/товарищество + другое Хоз. Общество/товарищество, в обоих из которых состоит участник с более чем 50% голосами (или хотя и не участник, но имеет полномочие использовать более 50% голосов как в том, так и в другом обществе/товариществе).
3 группа. Хоз. Общество + физическое/юридическое лицо, которое осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого общества.
4 группа. Хоз. Общество + другое хоз. Общество, в обоих из которых одно и тоже лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа.
5 группа. Хоз. Общество/товарищество + физическое/юридическое лицо, которое уполномочено давать этому обществу/товариществу обязательные для исполнения указания.
6 группа. Хоз. Общество/товарищество + другое Хоз. Общество/товарищество, в обоих из которых одно и тоже лицо уполномочено давать им обязательные к исполнению указания.
7 группа. Хоз. Общество + физическое/юридическое лицо, которое предложило избрать/назначить в этом обществе единоличный исполнительный орган.
8 группа. Хоз. Общество + другое хоз. общество, в обоих из которых единоличный исполнительный орган назначен/избран по предложению одного и того же лица.
9 группа. Хоз. Общество + физическое/юридическое лицо, которое предложило избрать более 50% состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) этого общества.
10 группа. Хоз. Общество + другое хоз. общество, в обоих из которых более 50% состава коллегиального исполнительного органа, совета директоров, наблюдательного совета избрано по предложению одного и тоже лица.
11 группа. Хоз. Общество + другое хоз. общество, в которых более 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица.
12. группа. лица, являющиеся участниками одной и той же финансово-промышленной группы.
13 группа. физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры.
Группой признаются Все лица, которые уже состоят в группе с одним и тем же лицом (из групп, перечисленных ранее), так же все другие лица, составляющие группы с каждым из этих лиц.
Если антимонопольным законодательством предусмотрен запрет на действие/бездействие для одного субъекта, такой запрет распространяется на действия всей группы.
Тема 2. Государственные органы антимонопольного контроля
1. Система органов антимонопольного контроля
2. Компетенция федерального антимонопольного органа и его территориальных органов
3. Полномочия по изданию нормативных и ненормативных правовых актов в сфере антимонопольного контроля
1. Система органов антимонопольного контроля
Существуют специализированные органы, уполномоченные осуществлять государственную поддержку конкуренции и антимонопольный контроль:
- Федеральная антимонопольная служба РФ (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 331);
- Федеральная служба по тарифам (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 332).
На уровне СНГ создан особый наднациональный орган - Антимонопольный совет (Межгосударственный совет по антимонопольной политике) (Договор о проведении согласованной антимонопольной политике (Ашхабад, 23.12.1993).
2. Компетенция федерального антимонопольного органа и его территориальных органов
ФАС РФ - юридическое лицо по правовому статусу. Имеет территориальные подразделения (См. Положение о территориальном органе антимонопольной службы утв. Приказом ФАС России от 13.10.2004 № 135).
В законе о защите конкуренции 2006 г. перечислены функции и полномочия антимонопольного органа (т.е. ФАС).
ФУНКЦИИ (ст. 22):
1) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
3) предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
4) осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Среди основных полномочий можно выделить следующие:
* Формирует и ведет реестр хозяйствующих субъектов (ХС), имеющих долю на рынке определенного товара более 35%
* Выдает хозяйствующим субъектам (ХС) обязательные для исполнения предписания
* Выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и иным органам власти и организациям, наделенным соответствующими функциями или правами, а также их должностным лицам обязательные для исполнения предписания, направленные на предупреждение и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных действий, противоречащих антимонопольному законодательству
* Привлекает коммерческие и некоммерческие организации, их руководителей, физических лиц, а также должностных лиц указанных выше органов власти к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства
* Участвует в рассмотрении дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства, обращается в суд или арбитражный суд с заявлениями о нарушениях антимонопольного законодательства, в том числе о признании недействительными договоров и иных сделок, не соответствующих антимонопольному законодательству
* Дает заключения о наличии или об отсутствии ограничения конкуренции на товарном рынке при введении и прекращении действия таможенных тарифов и о введении нетарифных мер
* Устанавливают наличие доминирующего положения ХС
* Дает разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства
Сведения, составляющие коммерческую, служебную и охраняемую законом тайну, не подлежат разглашению. В противном случае причиненные убытки подлежат возмещению антимонопольным органом в соответствии с гражданским законодательством.
Реестр ХС ведется в соответствии с Порядком формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% (Постановление Правительства РФ от 19.02.1996 № 154).
3. Полномочия по изданию нормативных и ненормативных правовых актов в сфере антимонопольного контроля
ФАС РФ уполномочена на издание нормативных и ненормативных правовых актов в соответствии с антимонопольным законодательством.
Признаки ведомственных актов ФАС:
- подзаконность;
- специализированность;
- оперативная распорядительность.
Основные подзаконные акты ФАС и МАП:
1) ПРИКАЗ ФАС РФ от 02.02.2005 N 12 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О НАРУШЕНИЯХ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"
2) ПРИКАЗ ФАС РФ от 15.10.2004 N 140 (ред. от 17.01.2006) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О НАРУШЕНИЯХ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ"
3) ПРИКАЗ ФАС РФ от 25.10.2005 N 247 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОМИНИРУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ"
4) ПРИКАЗ ФАС РФ от 23.12.2004 N 205 "О РАЗЪЯСНЕНИЯХ ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"
ФАС так же издает методические рекомендации, которые не имеют обязательной юридической силы:
1) ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ГКАП РФ от 21.04.1994 N ВБ/2053 "ПО ВЫЯВЛЕНИЮ МОНОПОЛЬНЫХ ЦЕН"
2) ПРИКАЗ ГКАП РФ от 03.06.1994 N 67 <О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ДОМИНИРУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ>
3) ПРИКАЗ МАП РФ от 03.06.1994 N 66 (ред. от 11.03.1999) "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПРЕДЕЛЬНОЙ ВЕЛИЧИНЫ ДОЛИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ ДЛЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДОМИНИРУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ".
ФАС так же издает разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства (официальное толкование законодательства): например, ПРИКАЗ МАП РФ от 27.10.2003 N 373 "О ПРИМЕНЕНИИ СТАТЕЙ 5, 17, 18, 19 ЗАКОНА РСФСР ОТ 22.03.1991 N 948-1 "О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ" В ЧАСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ НАЛИЧИЯ ДОМИНИРУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА"
Тема 3. Антимонопольный контроль в различных сферах предпринимательской деятельности
1. Виды деятельности, подлежащие контролю. Предварительный и последующий антимонопольный контроль
2. Конкурентная политика на товарных рынках. Регулирование рынка слияний и поглощений
3. Антимонопольный контроль на рынке финансовых услуг
4. Контроль рекламной деятельности
5. Антимонопольный контроль во внешнеторговой деятельности
1. Виды деятельности, подлежащие контролю. Предварительный и последующий антимонопольный контроль
Закон о защите конкуренции 2006 г. вводит новый термин "контроль за экономической концентрацией". Экономическая концентрация (п. ст. 4 Закона) - это сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции.
Контролю подлежат следующие виды деятельности:
- создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц;
- деятельность естественных монополий;
- сделки с акциями, долями, паями коммерческих организаций;
- сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций;
- предоставление государственной или муниципальной помощи (контроль осуществляется в соответствии со ст. 20 Закона 2006 г.)
Контроль бывает двух видов: предварительный и последующий. Предварительный контроль заключается в получении согласия антимонопольного органа на совершения определенного действия (посредством подачи ходатайства). Последующий контроль заключается в обязательном уведомлении антимонопольного органа после уже совершившегося определенного действия (ПРИКАЗ МАП РФ от 13.08.1999 N 276(ред. от 31.10.2000) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНЫМ ОРГАНАМ ХОДАТАЙСТВ И УВЕДОМЛЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ СТАТЕЙ 17 И 18 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ").
Ст. 32 Закона о защите конкуренции уточняет категории лиц, могущих обращаться с ходатайствами и уведомлениями в антимонопольный орган а так же требования к подаваемым документам. Принятие решения по ходатайствам и выдача предписания по результатам рассмотрения уведомления регулируется ст. 33 закона.
2. Конкурентная политика на товарных рынках. Регулирование рынка слияний и поглощений
Контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих организаций на товарных рынках.
Основания предварительного контроля
Основания последующего контроля
слияние коммерческих организаций, если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства, превышает три миллиарда рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов;
присоединение коммерческой организации к иной коммерческой организации если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает три миллиарда рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр;
создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом другой коммерческой организации, создаваемая коммерческая организация приобретает в отношении данных акций (долей) и (или) имущества права, предусмотренные статьей 28 Закона о защите конкуренции, и суммарная стоимость активов по последнему балансу учредителей создаваемой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает три миллиарда рублей, либо если суммарная выручка учредителей создаваемой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал, от реализации товаров за последний календарный год превышает шесть миллиардов рублей, либо если организация, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, включена в реестр;
создание коммерческой организации в результате слияния коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов по последним балансам или суммарная выручка от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, коммерческих организаций, деятельность которых прекращается в результате слияния, превышает двести миллионов рублей, - не позднее чем через сорок пять дней после даты слияния;
присоединение одной коммерческой организации к другой если суммарная стоимость активов указанных организаций по последнему балансу или их суммарная выручка от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает двести миллионов рублей, - не позднее чем через сорок пять дней после даты присоединения;