Актуальные вопросы правового регулирования в сфере защиты и поддержки конкуренции и антимонопольного контроля
p align="left">Примечание: последним балансом, в случае предоставления в антимонопольный орган уведомления, бухгалтерский баланс по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления уведомления)
Коммерческая организация, созданная без получения предварительного согласия антимонопольного органа, в том числе в результате слияния или присоединения коммерческих организаций, в случаях, указанных в статье 27 настоящего Федерального закона, ликвидируется либо реорганизуется в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если ее создание привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.
Коммерческая организация, на которую возложена обязанность уведомлять антимонопольный орган и которая нарушила порядок уведомления антимонопольного органа об осуществлении таких действий, ликвидируется либо реорганизуется в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если такие действия привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.
Контроль за сделками с акциями (долями), правами и имуществом на товарных рынках.
Предварительный контроль осуществляется, если имеется хотя бы одно условие:
- суммарная стоимость активов по последним балансам лиц (групп лиц), приобретающих акции/доли/права/имущество и лица (группы лиц), чьи акции/доли/имущество или права в отношении которого приобретаются, более 3 млрд. руб.;
- их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает шесть миллиардов рублей и при этом стоимость активов по последнему балансу лица (группы лиц), акции (доли) и (или) имущество которого и (или) права в отношении которого приобретаются, превышает150 млрд. руб.;
- если одно из указанных лиц включено в реестр.
Основания предварительного контроля
Основания последующего контроля
приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций акционерного общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами указанных акций при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось голосующими акциями данного акционерного общества или распоряжалось менее чем двадцатью пятью процентами голосующих акций данного акционерного общества. Указанное требование не распространяется на учредителей акционерного общества при его создании;
приобретение лицом (группой лиц) долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем одной третью долей в уставном капитале данного общества при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось долями в уставном капитале данного общества или распоряжалось менее чем одной третью долей в уставном капитале данного общества. Указанное требование не распространяется на учредителей общества с ограниченной ответственностью при его создании;
приобретение долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем одной третью долей и не более чем пятьюдесятью процентами долей в уставном капитале этого общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами указанных долей;
приобретение голосующих акций акционерного общества лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем двадцатью пятью процентами и не более чем пятьюдесятью процентами голосующих акций акционерного общества, если это лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами таких голосующих акций;
приобретение долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем пятьюдесятью процентами и не более чем двумя третями долей в уставном капитале этого общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двумя третями указанных долей;
приобретение голосующих акций акционерного общества лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем пятьюдесятью процентами и не более чем семьюдесятью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, если это лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем семьюдесятью пятью процентами таких голосующих акций;
получение в собственность, пользование или во владение хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств и (или) нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки или взаимосвязанных сделок, превышает двадцать процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, осуществляющего отчуждение или передачу имущества;
приобретение лицом (группой лиц) в результате одной или нескольких сделок (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности или договора поручения) прав, позволяющих определять условия осуществления хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа.
Приобретение акции (доли), права и (или) имущества, в случаях указанных в ст. 28 Закона, лицами, если суммарная стоимость активов по последнему балансу или суммарная выручка от реализации товаров лиц (группы лиц), указанных в статье 28 закона, за календарный год, предшествующий году осуществления таких сделок, иных действий, превышает двести миллионов рублей и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица (группы лиц), акции (доли) и (или) имущество которого приобретаются или в отношении которого приобретаются права, превышает тридцать миллионов рублей либо если одно из таких лиц включено в реестр,
Сделки, указанные в статьях 28 и 29 настоящего Федерального закона и осуществленные без получения предварительного согласия антимонопольного органа, признаются недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если такие сделки привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.
Сделки, иные действия, указанные в пункте 5 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и осуществленные с нарушением порядка уведомления антимонопольного органа, признаются недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если такие сделки, иные действия привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.
Антимонопольный контроль за предоставлением государственной или муниципальной помощью.
Основания предоставления гос./мун. помощи указаны в ст. 19 Закона о защите конкуренции. Здесь контроль ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ, по системе ходатайств.
К ходатайству прилагается перечень документов, указанных в п. 2 ст. 20 Закона. Антимонопольный орган в срок не более 2 мес. рассматривает ходатайство, проверяя его на предмет возможного устранения или недопущения конкуренции.
Антимонопольный контроль за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц.
Для групп лиц предусмотрен последующий антимонопольный контроль, если они совершают любые сделки/действия, указанные в ст. 27-29 Закона. Но нужно соблюсти ряд условий в совокупности:
- сделки, иные действия, указанные в статьях 27 - 29 настоящего Федерального закона, осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц;
- перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в федеральный антимонопольный орган в утвержденной им форме не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий;
- перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления сделок, иных действий не изменился по сравнению с представленным в федеральный антимонопольный орган перечнем таких лиц.
Антимонопольный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов.
Этот вид контроля нельзя отнести ни к предварительному, ни к последующему в строгом смысле, поскольку его проведение не обязательно. Субъекты правомочны предоставить проект соглашения на экспертизу в антимонопольный орган, который рассматривает проект на предмет соответствия антимонопольному законодательству в течении месяца (ст. 35 Закона).
3. Антимонопольный контроль на рынке финансовых услуг
Контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией финансовых организаций
Предварительный контроль
Последующий контроль
слияние финансовых организаций или присоединение финансовой организации к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при слиянии или присоединении кредитных организаций такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации);
создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом финансовой организации, создаваемая коммерческая организация приобретает в отношении таких акций (долей) и (или) имущества права, предусмотренные статьей 29 настоящего Федерального закона, и стоимость активов по последнему балансу финансовой организации, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при внесении в качестве вклада в уставный капитал акций (долей) и (или) имущества кредитной организации такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации).
Нужно уведомление от финансовой организацией о ее создании в результате слияния финансовых организаций, если стоимость ее активов по последнему балансу не превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при создании в результате слияния кредитной организации такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), - не позднее чем через сорок пять дней после даты слияния;
Нужно уведомление от финансовой организацией о присоединении к ней другой финансовой организации, если стоимость активов по последнему балансу созданной в результате присоединения финансовой организации не превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при создании в результате присоединения кредитной организации такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), - не позднее чем через сорок пять дней после даты присоединения;
Последствия неисполнения требований о ходатайствовании и уведомлении те же как и относительно других коммерческих организаций
Контроль за сделками на финансовом рынке (ст. 29 Закона)
Для проведения предварительного контроля необходимо условие: стоимость активов по последнему балансу финансовой организации превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при осуществлении сделок с акциями (долями), активами кредитной организации или правами в отношении кредитной организации такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации)
Предварительный контроль (основания):
- приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций акционерного общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами указанных акций при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось голосующими акциями данного акционерного общества или распоряжалось менее чем двадцатью пятью процентами голосующих акций данного акционерного общества. Это требование не распространяется на учредителей финансовой организации при ее создании;
- приобретение лицом (группой лиц) долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем одной третью долей в уставном капитале данного общества при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось долями данного общества или распоряжалось менее чем одной третью долей в уставном капитале данного общества. Это требование не распространяется на учредителей финансовой организации при ее создании;
- приобретение долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем одной третью долей и не более чем пятьюдесятью процентами долей в уставном капитале этого общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами указанных долей;
- приобретение голосующих акций акционерного общества лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем двадцатью пятью процентами и не более чем пятьюдесятью процентами голосующих акций акционерного общества, если это лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами таких голосующих акций;
- приобретение долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем пятьюдесятью процентами и не более чем двумя третями долей в уставном капитале этого общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двумя третями указанных долей;
приобретение голосующих акций акционерного общества лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем пятьюдесятью процентами и не более чем семьюдесятью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, если это лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем семьюдесятью пятью процентами таких голосующих акций;
- приобретение лицом (группой лиц) в результате одной сделки или нескольких сделок активов финансовой организации, размер которых превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации;
- приобретение лицом (группой лиц) в результате одной сделки или нескольких сделок (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности или договора поручения) прав, позволяющих определять условия осуществления предпринимательской деятельности финансовой организацией или осуществлять функции ее исполнительного органа.
Контроль за соглашениями (ст. 35).
Финансовые организации обязаны направлять в федеральный антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в любой форме между ними или с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также с любыми организациями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, за исключением:
1) соглашений между финансовыми организациями, имеющими в совокупности долю на товарном рынке менее норматива, установленного Правительством Российской Федерации;
2) соглашений, являющихся договорами о предоставлении финансовых услуг;
3) соглашений, являющихся договорами, заключаемыми финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности.
4. Контроль рекламной деятельности
ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006. Запрещена реклама, являющаяся актом недобросовестной конкуренции (ст. 5 Закона О рекламе).
Ст. 33 Закона о рекламе. Антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением законодательства о рекламе: 1) предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе;
2) возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Антимонопольный орган вправе:
1) выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
2) выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, изданных ими и противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе;
3) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе;
4) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) в случае, предусмотренном частью 3 статьи 38 настоящего Федерального закона (В случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания антимонопольный орган вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя. При этом суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения).
5) обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, ненормативных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ненормативных актов органов местного самоуправления;
6) обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействующими полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
7) применять меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в случае, предусмотренном пунктом 1 части 20 статьи 19 настоящего Федерального закона. Здесь Закон уполномочивает антимонопольный орган обратиться в суд и признать недействительным разрешение на размещение наружной рекламы, выданное местным органом (ст. 19 п. 20 Закона о рекламе). Подать такой иск в суд антимонопольный орган может в случае неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе.
5. Антимонопольный контроль во внешнеторговой деятельности
В настоящий момент действует ФЗ от 08.12.2003 "О специальных, защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров". Целью данного Федерального закона является защита экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации.
В качестве специальных мер защиты применяются импортные квоты (ограничение импорта товара в отношении его количества и (или) стоимости) и специальные пошлины (пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины). Срок действия временной специальной пошлины не может превышать 200 дней, пошлина устанавливается Правительством РФ. Уровень импортной квоты не должен быть ниже среднегодового уровня (в количественном или стоимостном выражении) объема импорта товара, являвшегося объектом расследования, в предшествующий период, за исключением случаев необходимости установления меньшего уровня импортной квоты для устранения серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики.
Предусмотрены так же антидемпинговые меры как способ ограничения демпингового импорта товара. Демпинговый импорт - это ввоз товара на таможенную территорию РФ из-за границы по сниженной цене. Демпинг осуществляется с целью захвата рынков сбыта или избавления от товарных излишков, что может нанести вред российской экономике. В качестве защитной меры вводится предварительная антидемпинговая пошлина, которая вводится Правительством РФ, а собирается таможенными органами. Такая пошлина вводится, если демпинговый импорт причиняет существенный ущерб российской экономике. При применении данной меры необходимо рассчитать демпинговую маржу. Для этого нормальная стоимость товара, являющегося предметом антидемпингового расследования, в государстве экспортере сопоставляется с экспортной ценой данного товара.
Компенсационные меры защиты. Они заключаются в ограничении импорта товаров, субсидируемых иностранным государством (если выяснится, что, импорт такого товара на таможенную территорию Российской Федерации причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики), реализуются путем введения компенсационной пошлины.
Тема 4. Правовое обеспечение защиты от недобросовестной конкуренции и запрета монополистической деятельности
1. Виды и субъекты правонарушений законодательства о конкуренции и монополиях
2. Противоправная деятельность органов власти по ограничению конкуренции.
3. Виды ответственности за нарушение антимонопольного законодательства субъектами предпринимательской деятельности и органами власти
1. Виды и субъекты правонарушений законодательства о конкуренции и монополиях
Правонарушением являются:
- злоупотребление доминирующим положением ХС;
- совершение ограничивающих конкуренцию соглашений между ХС;
- недобросовестная конкуренция;
- акты и действия/бездействия органов гос. власти, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, и Центрального банка.
- соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации;
- действия по недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов;
- нарушение порядка получения согласия и исполнения решения антимонопольного органа по предоставлению государственной/муниципальной помощи;
- нарушения порядка контроля за экономической концентрацией.
- неисполнение решений и предписаний антимонопольного органа.
Субъекты правонарушений: ХС + органы власти и местного самоуправления, иные организации, ЦБ РФ.
2. Противоправная деятельность органов власти по ограничению конкуренции
Глава 3 Закона о защите конкуренции установила основы антимонопольного регулирования деятельности государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих функции первых двух видов органов, а так же государственных внебюджетных фондов и ЦБР.
ст. 15 устанавливает презумпцию на совершение указанными субъектами действий/бездействий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции; на наделение органов полномочиями, осуществление которых может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Исключения из этого правила допускаются на основании указания федерального закона. Перечень нарушений не является исчерпывающим:
1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;
3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
П. 3 ст. 15 установил запрет на совмещение функций гос. органов исполнительной власти, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов. Иное может иметь место на основании указа Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации. Запрещено в любом случае наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
В ст. 16 установлен запрет на согласительные действия с участием указанных субъектов, если такое приводит к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В качестве примерных последствий таких соглашений перечислены следующие:
1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Отдельно регулируется порядок предоставления государственной и муниципальной помощи, поскольку такое действие может влиять на состояние конкуренции неблагоприятным образом. Ст. 19 Закона о защите конкуренции предусматривает цели предоставления государственной или муниципальной помощи, в которых дозволяется предоставление помощи:
- обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- проведения фундаментальных научных исследований;
- защиты окружающей среды;
- развития культуры и сохранения культурного наследия;
- производства сельскохозяйственной продукции;
- поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности;
- социального обслуживания населения;
- социальной поддержки безработных граждан и содействия занятости населения.
За предоставлением государственной и муниципальной помощи устанавливается антимонопольный контроль (предварительный).
3. Виды ответственности за нарушение антимонопольного законодательства субъектами предпринимательской деятельности и органами власти
Гражданско-правовая ответственность. Убытки, причиненные хозяйствующим субъектам монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией, подлежат возмещению в соответствии с положениями гражданского законодательства. Восстановлению так же подлежит деловая репутация, которой причинен ущерб недобросовестной конкуренцией.
Одна из мер ответственности, которая, однако, не носит традиционного гражданско-правового характера, заключается в принудительном разделении или выделении хозяйствующих субъектов. Это правило относится как к коммерческим, так и к некоммерческим организациям (ст. 38 Закона о защите конкуренции). Такое решение принимает суд по иску антимонопольного органа (+ЦБ РФ, если речь идет о кредитной организации). Цель удовлетворения такого иска - развитие конкуренции; условия удовлетворения иска (в совокупности):
- существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации;
- отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, тридцать и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);
- существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.
Административная ответственность. В законе о защите конкуренции установлена ответственность для лиц, чьи действия (бездействие) в установленном настоящим Федеральным законом порядке признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, в виде обязанность перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от таких действий (бездействий) на основании предписания антимонопольного органа (п. 3 ст. 51).
В КоАП РФ есть ряд составов, по которым правомочны возбуждать дела антимонопольные органы.
Статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе.
Статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования (т.е. завышение или занижение установленных тарифов, цен).
П. 1,2 статьи 14.8. Нарушение права потребителя на информацию и включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.
Статья 19.5. Невыполнение в срок предписания или иного акта антимонопольного органа.
Статья 19.8. Непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы или органы регулирования естественных монополий
Уголовная ответственность. Ст. 178 УК РФ устанавливает ответственность за:
1) монополистические действия, совершенные путем установления или поддержания монопольно высоких/низких цен.
2) ограничение конкуренции путем ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен.
Понятия монопольно высокой и монопольно низкой цены содержатся в законе о защите конкуренции. Объективная сторона преступления включает наличие крупного ущерба (т.е. ущерб, превышающий 1 млн. рублей).
Важно отметить, что уголовной ответственности так же могут подлежать руководители естественных монополий, если осуществляют ценообразование за рамками установленных тарифов (см. п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 7 Закона о защите конкуренции).
Тема 5. Административный порядок рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства
1. Органы, уполномоченные на рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства
2. Стадии административного рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Состав Комиссии по рассмотрению дела. Итоговый документ по результатам расследования. Возможность обжалования решения антимонопольного органа
3. Компетенция антимонопольного органа по обращению в суд в связи с нарушениями антимонопольного законодательства
1. Органы, уполномоченные на рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства
Федеральная служба по тарифам правомочна рассматривать дела о нарушениях законодательства о естественных монополиях (пп. 6.6 п. 6 Положения о Федеральной службе по тарифам (Постановление правительства РФ от 30.06.2004); ст. 23.59 КоАП РФ)
Федеральная налоговая служба согласно Положению о ней (Постановление правительства РФ от 30.09.2004) правомочна контролировать производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции; производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции. Статья 23.59 КоАП РФ дает право ФНС рассматривать дела по ст. 19.5, 19.8 КоАП (это подтверждено Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 10.12.2003 № Ф04/6204-1108/А75-2003).
2. Стадии административного рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Состав Комиссии по рассмотрению дела. Итоговый документ по результатам расследования. Возможность обжалования решения антимонопольного органа
Порядок возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства урегулирован в главе 9 Закона о защите конкуренции, а так же Правилами рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства (утв. приказом ФАС РФ от 02.02.2005 № 12), Правилами о рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг (утв. Приказом МАП РФ от 15.09.2000 № 707), Правилами рассмотрения дел о нарушениях на рынке банковских услуг антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг (Утв. Приказом ФАС РФ от 15.10.2004 № 140).
Возбуждение дела. Основания для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства предусмотрены в п. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции:
- материалы от государственных органов, органов местного самоуправления, указывающие о нарушении антимонопольного законодательства;
- заявление граждан или юридических лиц;
- обнаружение антимонопольным органом нарушений антимонопольного законодательства;
- сообщения в СМИ, указывающие на нарушения антимонопольного законодательства.
Подведомственность определяется местом совершения правонарушения либо местом жительства (нахождения) правонарушителя. По правилам Приказа № 12 (п. 1.6, 1.7) ФАС РФ может потребовать от территориального органа дело на рассмотрение или поручить территориальному органу дело к рассмотрению.
Рассмотрение заявления осуществляется в течении 1 месяца с момента его получения (п. 1.7 Приказа № 12, п. 3.4. Приказа № 707, п. 3.8 Приказа № 140). По результатам процедуры выносится решение о возбуждении дела и о создании комиссии или об отказе в возбуждении дела. Решение оформляется приказом (п. 4 ст. 44 Закона о защите конкуренции).
Создание комиссии. Создается на основании приказа руководителя антимонопольного органа, этим же приказом назначается Председатель комиссии. Председателем является заместитель руководителя ФАС РФ или руководитель (его заместитель) территориального органа.
По Приказам № 12, № 707 в состав Комиссии входят не менее 3 человек, все - специалисты ФАС РФ (территориального органа). Если дело возбуждается в отношении финансовой организации (за исключением кредитных), половину состава комиссии должны представлять представители органа, выдавшего лицензию такой финансовой организации (п. 4 ст. 40 Закона о защите конкуренции), при этом число членов комиссии должно быть четным.
По Приказу № 140 Комиссия создается на федеральном и региональном уровне. В состав Комиссий включаются на паритетной основе представители федерального (территориального) антимонопольного органа и Банка России (территориальных учреждений Банка России), обладающие полномочиями принятия решения. Общее количество членов Комиссии не может быть менее четырех человек. Председателей Комиссий назначает федеральный антимонопольный орган. Представители Банка России (территориальных учреждений Банка России) включаются в состав Комиссий по представлению Банка России (территориальных учреждений Банка России). Состав Комиссий утверждается приказом руководителя федерального (территориального) антимонопольного органа. Представителей ЦБ РФ должна быть половина от общего числа членов (п. 3 ст. 40 Закона о защите конкуренции), при этом число членов комиссии должно быть четным.
Рассмотрение дела. Председатель комиссии выносит определение о назначении дела к рассмотрению не позднее 15 дней с момента вынесения приказа о возбуждении дела (п. 6 ст. 44 Закона о защите конкуренции). Дело рассматривается комиссией в срок не превышающий 3 месяца со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению. Рассмотрение дела осуществляется на заседании комиссии. На заседании комиссии ведется протокол. Следует отметить, что порядок проведения заседания по стадиям новым законом не регулируется. Приблизительно можно выделить две стадии:
вступительная стадия, на которой председатель:
1) открывает заседание комиссии;
2) объявляет состав комиссии;
3) объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, проверяет явку на заседание комиссии лиц, участвующих в деле, проверяет их полномочия, устанавливает, извещены ли надлежащим образом лица, не явившиеся на заседание, и имеются ли сведения о причинах их неявки;
4) выясняет вопрос о возможности рассмотрения дела;
5) разъясняет лицам, участвующим в деле, их права, определяет последовательность совершения действий при рассмотрении дела;
и стадия рассмотрения дела по существу, на которой:
1) заслушиваются лица, участвующие в деле;
2) заслушиваются и обсуждаются ходатайства, принимаются по ним решения, которые должны быть отражены в протоколе заседания;
3) исследуются доказательства;
4) заслушиваются мнения и пояснения лиц, участвующих в деле, относительно доказательств, представленных лицами, участвующими в деле;
5) заслушиваются и обсуждаются мнения экспертов, привлеченных для дачи заключений;
6) заслушиваются лица, располагающие сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела;
7) по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе комиссии обсуждаются вопросы об основаниях и о необходимости объявления перерыва в заседании, об отложении, о приостановлении рассмотрения дела.
Допустимо кроме того объединение или выделение дел (п. 2.20 Приказа № 12, п. 7.4, 7.5 Приказа № 707, п. 6.4, 6.5 Приказа № 140).
Рассмотрение дела может быть отложено по основаниям, предусмотренным в п. 1 ст. 47 Закона. В процессе рассмотрения дела может потребоваться его приостановление (при этом течение срока рассмотрения дела прерывается) (п. 3 ст. 47 Закона).
Рассмотрение дела прекращается в случае (ст. 48 Закона):
1) добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение;
2) отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии);
3) ликвидации юридического лица - единственного ответчика по делу;
4) смерти физического лица - единственного ответчика по делу;
5) наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Принятие решения. Решение принимается большинством голосов, если число голосов равное, то голос председателя имеет решающее значение (п. 2.26 Приказа № 12, п. 5.7 Приказа № 707, п. 5.7 Приказа № 140).
Решение состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной части. Требования к содержанию решения см. в п. 2.26 Приказа № 12, п. 5.9 Приказа № 707, п. 5.9 Приказа № 140). В резолютивной части решения должны содержаться сведения (п. 3 ст. 41 Закона):
1) выводы о наличии или об отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела;
2) выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) ответчика по делу;
3) выводы о наличии или об отсутствии оснований для выдачи предписания и перечень действий, включаемых в предписание и подлежащих выполнению;
4) выводы о наличии или об отсутствии оснований для принятия антимонопольным органом других мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, обеспечению конкуренции (в том числе оснований для обращения с иском в суд, для передачи материалов в правоохранительные органы, для направления в государственные органы или органы местного самоуправления рекомендаций об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции).
Выдача предписания. Предписание изготавливается одновременно с решением. Копия немедленно отправляется или вручается лицу, которому вынесено предписание. Формы предписаний установлены Приказами № 707 и 140. Приказ № 12 перечисляет сведения, которые должны содержаться в предписании (п. 2.30):
дата и место выдачи предписания;
наименование антимонопольного органа, выдавшего предписание;
персональный состав Комиссии по рассмотрению дела с указанием должностей;
сведения о решении, на основании которого выдается предписание;
наименование организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), в отношении которой выдается предписание;
норма антимонопольного законодательства, которая применена в отношении нарушителя;
конкретные требования, предусмотренные статьей 12 Закона о конкуренции, и разумные сроки исполнения;
сроки, в которые нарушитель должен сообщить о выполнении предписания;
сведения о возможности и сроках обжалования предписания со ссылкой на законодательство Российской Федерации.
Обжалование решения и предписания осуществляется в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения.
3. Компетенция антимонопольного органа по обращению в суд в связи с нарушениями антимонопольного законодательства
Антимонопольный орган обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями (п. 6 ст. 23 Закона о защите конкуренции):
а) о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов или ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации;
б) о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству;
в) об обязательном заключении договора;
г) об изменении или о расторжении договора;
д) о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством;
е) о взыскании в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;
ж) о привлечении к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства лиц, допустивших такое нарушение;
з) о признании торгов недействительными;
и) о понуждении к исполнению решений и предписаний антимонопольного органа;