Рефераты

Анализ преступлений против мира

p align="left">Нападение на СССР явилось результатом разрабатываемых планов завоевательного похода на Восток, которые деятели фашизма вели с середины 30-х гг. XX века. Объединенное командование вермахта совместно с органами СС и тайной полиции разработало планы уничтожения значительной части населения СССР, а также программу ликвидации советской экономической системы путем её полного разграбления. Вермахт спланировал и подготовил военные операции, основанные на вероломном и внезапном ударе своих сил территорий СССР. 8

В ноябре 1940 г. Геринг сообщил начальнику управления вооружений и военной экономики Томасу о запланированной "восточной операции". Управлению поручалось подготовить подробную характеристику состояния советской промышленности, исследовать производительность отдельных крупных промышленных центров, изучить сырьевые и нефтяные месторождения Советского Союза и т.д. Эти задачи предстояло решать так называемому "Рабочему штабу "Россия",созданному в начале января 1941 г."Путем такой интенсивной подготовки был собран обширный конкретный материал, который должен был иметь первостепенную ценность для управления страной".

12 февраля 1941 г. под председательством Геринга, состоялось совещание по восточному вопросу, на котором рейхсмаршал давал следующую установку: "Высшей целью всех мероприятий, проводимых на Востоке, должно быть укрепление военного потенциала рейха. Задача состоит в том, чтобы изъять из новых восточных районов самое большое количество сельскохозяйственных продуктов, сырья, рабочей силы".

20 апреля 1941 г. Гитлер назначил Розенберга ответственным за "центральную разработку вопросов восточноевропейского пространства" Розенберг составил план расчленения Советского Союза, где каждой его области (их намечалось 7) предназначалась особая судьба. Например, Великороссия. должна была превратиться в "районы эвакуации для нежелательных элементов населения в большом масштабе".Уже 7 мая этого года вышла "Инструкция для рейхскомиссара на Украине".8 мая-"Инструкция для рейхскомиссара в Остланде" и "Общая инструкция для всех рейхскомиссаров в восточных оккупированных областях".

На заседании нацистского руководства 2 мая 1941 г. участвующие пришли к выводу:"Советские области предоставят всё необходимое" для снабжения вермахта,"даже если последствием этого будет голодная смерть многих миллионов людей".

Венцом планирования агрессивных войн германского нацизма стала разработка директивы Гитлера №21 от 18 декабря 1940 г.более известной как план "Барбаросса". 9

Стратегической основой плана "Барбаросса" являлась теория "блицкрига" - молниеносной войны. Этим планом предусматривался разгром Советского Союза в ходе быстротечной компании максимум в течении пяти месяцев, ещё до того, как будет закончена война против Великобритании. Главными стратегическими объектами были признаны Ленинград, Москва, Центральный промышленный район и Донецкий бассейн. Особое место отводилось захвату Москвы. Предполагалось, что с достижением этой цели война будет выиграна.

Для ведения войны против СССР была создана агрессивная военная коалиция, основой которой стал тройственный пакт, заключенный в 1940г. между Германией, Италией и Японией. К активному участию в агрессии были привлечены Румыния, Финляндия, Венгрия. Гитлеровцам оказывали помощь правящие круги Болгарии, Словакии и Хорватии. С фашистской Германией сотрудничали Испания, Португалия, Турция.

Для реализации плана "Барбаросса" агрессоры мобилизовали экономические и людские ресурсы захваченных и оккупированных стран, их интересам во многом была подчинена экономика и нейтральных государств Европы.

Гитлеровское руководство было настолько уверено в успехе плана, что с начала весны 1941 г. приступило к детальной разработке дальнейших замыслов завоевания мирового господства.17 февраля 1941 года Гитлер выдвинул требование вермахту о разработке плана захвата Афганистана и организации наступления на Индию после окончания восточной компании. Эти операции намечалось провести поздней осенью 1941г. и зимой 1941-1942 гг. Замысел их был изложен в проекте директивы №32 от 11 июня 1941 г. "Подготовка к периоду после осуществления плана "Барбаросса", разосланном командованию сухопутных войск военно-воздушных и военно-морских сил.

Проект предусматривал, что после разгрома Красной Армии вермахт захватит английские колониальные владения и некоторые независимые страны в бассейне Средиземного моря, в Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, вторгнется на Британские острова, развернёт военные действия против Америки. Гитлеровские стратеги планировали уже к осени 1941 г. приступить к завоеванию Ирана, Ирака, Египта, района Суэцкого канала, а затем и Индии, где намечалось соединиться с японскими войсками. Немецко-фашистское руководство рассчитывало, используя Испанию и Португалию, быстро захватить Гибралтар, отрезать Великобританию от её сырьевых источников и предпринять осаду Британских островов.

Разработка директивы №32 и других документов свидетельствует о том, что после разгрома СССР и решения "английской проблемы" гитлеровцы намеревались в союзе с Японией захватить Американский континент. Вторжение в Канаду и США предполагалось осуществить, произведя высадку морских десантов с баз в Гренландии, Исландии, на Азорских островах и в Бразилии - на восточное побережье Северной Америки и с Алеутских и Гавайских островов - на западное. Основные позиции для порабощения мира, как представлялось агрессорам, давал "молниеносный" поход против Советской России.

В отличии от планирования, подготовка агрессивной войны подразумевает совершение любых конкретных действий, направленных на реализацию выработанных планов агрессии,"реальное осуществление комплекса мер и мероприятий организационно-военного и материально-технического характера в целях обеспечения готовности к началу ведения, агрессивной войны".10

Так, например, гитлеровская пропаганда получила указание до крайности обострять германо-польские отношения.27 августа 1939 г. на очередной пресс-конференции в министерстве пропаганды представителям фашистской прессы был сделан упрёк за то, что в газетах помещается мало сообщений о военных приготовлениях Польши, о панических настроениях в стране, о внутренних беспорядках, об экономическом хаосе и т.п.

После этой пресс-конференции все немецкие газеты были заполнены антипольскими статьями. Газета "Франкфуртер цайтунг" в статье "Военные приготовления" писала:"Сообщения из пограничных областей и показания польских дезертиров свидетельствуют о том, что Польша готовит нападение на Германию".29 августа 1939 г. в газетах "Фелькпшер беобахтер" и "Дойче альгемайне цайтунг" появились статьи о" польском терроре" против немецкого национального меньшинства.

Газеты писали о том, что польское правительство больше не в состоянии контролировать положение в собственной стране. 11

Военные приготовления в самой Германии уже нельзя было скрыть. К 25 августа 1939 г. было совершено стратегическое сосредоточение и развертывание германских вооруженных сил на польско-германской границе, начатое в июне под видом проведения маневров. Гитлеровское командование намеревалось разбить польскую армию путём "молниеносной войны", в ходе одной компании, посредством массированного применения мотомеханизированных войск и авиации. Наступление предполагалось начать с района Восточной Пруссии и районов Силезии и Словакии с тем, чтобы использовать благоприятное начертание польских границ, расчленить, окружить к уничтожить польские войска, расположенные на западе, а затем занять столицу Польши Варшаву и остальную территорию.

Итогом подготовки агрессии против Польши стал тот факт, что для нападения на Польшу Германия сосредоточила кроме войск ландвера, пограничных частей и словацкого корпуса 57 дивизий и 2 бригады, насчитывающих более 1,5 млн. человек, более 2500 танков и до 2000 боевых самолётов. 12

Для того чтобы создать пропагандистский повод для нападения на Польщу, гитлеровцы осуществили кровавую провокацию, условно названную ими "Операция Гиммлер". На совещании в ставке 22 августа 1939 года Гитлер говорил своим генералам:"Я дам пропагандистский повод для начала войны. Неважно, будет ли он правдоподобным или нет. Победителя потом не будут спрашивать, говорил ли он правду." Для этого по личному приказу Гитлера начальник германской контрразведки адмирал Канарис изъял из концентрационных лагерей группу польских заключенных. В ночь с 31 августа на 1 сентября 1939 г. группа эсэсовцев, среди которых находились эти политзаключенные, одетые в польскую военную форму и снабженные польскими воинскими документами и оружием, инсценировала нападение на радиостанцию в Глейвице. В помещении радиостанции перед включенным микрофоном было произведено несколько револьверных выстрелов и сделаны выкрики на гюльском языке. Затем эсэсовцы убили политзаключенных.

1 сентября во всех германских газетах было опубликовано сообщение германского информбюро."Сегодня,- говорилось в нём,- около 8 часов вечера поляки напали и захватили радиостанцию в Глейвице". В дополнительном сообщении говорилось, что "пограничные войска вступили в бои с польскими захватчиками".13

Это и был тот пропагандистский ход, который искал Гитлер и о котором он говорил своим генералам на совещании в ставке 22 августа. Гитлеровская пропаганда изображала военные действия против Польши как "ответные" меры германского правительства на "польские провокации".

В войсках же уже 31 августа 1939 г. была изданная Гитлером "Директива №1 о ведении войны". В ней говорилось:"Нападение на Польшу должно быть проведено в соответствии с приготовлениями, сделанными по "Белому плану",учитывая изменения, которые произошли в результате почти полностью завершенного стратегического развёртывания сухопутных сил".Нападение на Польшу предполагалось совершить 1 сентября 1939 г. в 4 часа 45 минут. 14

Подготовка к агрессивной войне нацистской Германии против СССР начала облекаться в форму конкретных действий сразу после оккупации Польши. Начальная стадия выработки нового решения завершилась 31 июля 1940 г. совещанием у Гитлера в Бергхофе, на котором присутствовали все руководители вермахта. Гитлер обратился к ним с речью о войне против Советского Союза. В качестве срока нападения на СССР назывался мак 1941 г. Целью "блицкрига" являлось уничтожение "жизненной силы России". Необходимо нанести два. удара: первый - на Киев с выходом к Днепру, второй - на Прибалтику и Белоруссию с развитием наступления на Москву; затем двухсторонний удар с севера и юга и широкий охват всей территории СССР в европейской части. Для этого, говорилось в обращении, необходимо дополнительно сформировать 40 дивизий, чтобы общее число их достигало 180.

С середины июня до начала сентября 1940 г. в восточные районы, ближе к советским границам, было переброшено 36 дивизий.

Немецкие дивизии, полностью укомплектованные и оснащенные современным вооружением, получили хороший опыт боёв в Европе: Норвегия была оккупирована за 63 дня, Франция - за44,Польша - за 35,Бельгия за 19,Голландия - за 5,Дания - за 1 день.

Итогом подготовки агрессии Германии против СССР стало сосредоточение на советско-германской границе большей части её сил, вооружения и боевой техники - до 5,5 млн. солдат и офицеров Германии, стран-сателлитов и союзников.190 дивизий развернулись на всём протяжении от Баренцева до Черного моря. Их должны были поддерживать с воздуха четыре из пяти немецких воздушных флотов.

Согласно плану "Барбаросса" немецко-фашистские войска, готовившиеся к наступлению, составляли три группы армий:"Север","Центр" и "Юг",перед каждой из которых стояли свои особые задачи.

Группа армий "Север" наступала из Восточной Пруссии в направлении на Даугавпилс, Псков, Ленинград с целью уничтожить советские войска в Прибалтике, захватить порты на Балтийском море.

Группа армий "Центр", наиболее оснащенная из всех, трех, должна была нанести мощные удары на флангах советских войск, сконцентрированных в районе Белостока, соединиться в районе Минска и продолжить наступление через Смоленск на Москву.

Группа армий "Юг", уничтожив силы Красной Армии в Западной Украине и к западу от Днепра, должна была захватить Киев и продолжить наступление на Харьков, Донбасс и Крым.

В решениях Нюрнбергского трибунала указанные действия нацистского руководства были признаны именно как подготовка агрессивной войны против Польши, СССР и ещё десяти государств.

Развязывание агрессивной войны представляет собой начало конкретных действий по её ведению, как с объявлением начала войны, так и без такового.

По утверждению Н.Ф.Кузнецовой, развязывание агрессивной войны представляет собой акт агрессии, который (или которые) предшествуют полномасштабному ведению агрессивной войны, как то: дипломатические демарши с агрессивными целями, разведка боем, захват судов и тому подобные "акты агрессивного поведения".15

О.В.Малахова делает уточнение:"Любой акт развязывания агрессивной войны должен ставить целью её дальнейшее ведение, а не быть просто актом спорадического агрессивного применения военной силы против другого государства (государств) ". 16

Как развязывание агрессивной войны квалифицированы в решениях Нюрнбергского трибунала аншлюс Австрии и вторжение в Чехословакию. Вторжение в Австрию началось 12 марта 1938 г. и, уже, 13 марта Гитлер провозгласил себя главой австрийского государства и взял на себя командование вооруженными силами Австрии. Законом от того же числа Австрия была присоединена к Германии.

21 апреля 1938 г. Гитлером было вынесено решение напасть на Чехословакию не позднее 1 октября 1938 г. С этого времени нацистские военачальники начали подготовку подробных и точных военных планов, предназначенных для нападения в любой возможный момент и рассчитанных на преодоление чехословацкого сопротивления в течении четырёх дней. В течении этого периода немецкое руководство использовало силы своей дипломатической службы для обострения ситуации, связанной с вопросами национальных меньшинств Чехословакии в Судетской области. После угроз войной со стороны Германии Англия и Франция 29 сентября 1938 г. в Мюнхене заключили соглашение с Германией и Италией, предусматривающее уступку Судетской области Германии. От Чехословакии потребовали согласиться с этим 1 октября 1938 г. немецкие войска оккупировали Судетскую область, а 15 марта 1939 г. был отдан приказ Гитлера о захвате части Чехословакии, которая не была уступлена Германии по Мюнхенскому соглашению.

Также в приговоре НЮРНБЕРГСКОГО трибунала как развязывание агрессивных войн против "всего мира" квалифицированы следующие действия руководства фашистской Германии: приказом от 1 сентября 1939 г. немецкие войска вторглись в Польшу (в нарушение условий пакта Бриана-Келлога 1928 г. - Парижского пакта об отказе от войны как орудия национальной политики), после полного поражения Польши немецкие агрессоры вторглись в Данию и Норвегию 9 апреля 1940 г., в Югославию и Грецию 6 апреля 1941 г. Все эти вторжения были запланированными актами, что доказала сторона обвинения трибуналу.

Наконец, 22 июня 1941 г. гитлеровские войска, вероломно нарушив пакт о ненападении между Германией и ССОР, без объявления войны напали на советскую территорию, начав тем самым агрессивную войну. Фашистская Германия и её союзники обрушили на нашу страну военную мощь 190 дивизий, свыше 4 тысяч танков, более 47 тысяч орудий и миномётов, около 5 тысяч самолётов, до 200 кораблей. 17

Ведение агрессивной войны выражается в полно- и широкомасштабной агрессии против другого государства, в виде наступления, нападения, вторжения на его территорию с целью захвата или иными агрессивными целями.

Как говорилось выше, это самостоятельный состав ст.353 УК РФ. А.В. Наумов представляет ч.2 ст. З5З УК квалифицированным составом объективной стороны ч.1 ст.353 УК. Кроме него такого мнения придерживаются Г.Н. Борзенков и В.С. Комиссаров. Если придерживаться теории уголовного права 18(квалифицированный состав - это состав с отягчающими основной состав обстоятельствами), то для вменения ст.353 в части 2 необходимо установить наличие какого-либо из деяний, предусмотренных в ч 1 ст.353 УК. То есть, субъекты, ведущие агрессивную войну, могут подлежать ответственности, если они совершили хотя бы одно из деяний - планирование, подготовку или развязывание войны. Следовательно, лица, не причастные к вышеуказанным действиям, не могут нести уголовную ответственность за непосредственное ведение военных действий. Такой вывод является не только противоречащим ч.2 ст.33 Римского Статута (в отношении того, что для простого исполнителя приказ о совершении любого преступления против человечности всегда расценивается как явно незаконный), но и противоречащим принципу индивидуальной уголовной ответственности за совершение любого акта агрессивной войны, закреплённого в Уставе Нюрнбергского трибунала.

Юридически акт агрессии констатируется вне зависимости от официального объявления войны другому государству. В обвинительном заключении Нюрнбергского трибунала говорилось, что "все обвиняемые и различные другие лица" в течении ряда, лет участвовали в планировании, подготовке, развязывании и ведении агрессивных войн, которые также являлись войнами в нарушение международных договоров, соглашений и обязательств.

Войны, упоминаемые в формуле обвинения в разделе втором обвинительного заключения, и даты их начала следующие: против Польши -1 сентября 1939г.,против Соединенного Королевства и Франции -3 сентября 1939 г., против Дании и Норвегии - 9 апреля 1940 г., против Бельгии, Нидерландов ,Люксембурга - 10 мал 1940 г., против Югославии и Греции - 6 апреля 1941 г., против СССР - 22 июня 1941 г против США - 11 декабря 1941 г.

В период ведения агрессии на территории СССР фашистами было уничтожено, по консолидированным оценкам историков,27 000 000 человек.

Совершение геноцида, военных преступлений и преступлений против человечности в ходе ведения агрессивной войны должны получать самостоятельную правовую оценку - т.е. содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений.

2.1.3 Субъективные признаки преступления агрессии

Многие российские правоведы к субъектам преступлений, предусмотренных ч.1,2 ст.353 УК РФ, относят лиц:

а) "занимающие государственную должность Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, дающую реальную возможность в силу предоставленных законом полномочий планировать агрессивную войну, принимать решения и осуществлять подготовку или развязывание войны" (Г.В. Матусевич), 19

б) "занимающих в результате выборов или по назначению государственные должности государственной службы Российской Федерации, в компетенцию которых входит планирование и решение вопросов военного характера";20

в) "занимающих высшую государственную должность Российской Федерации или субъекта Российской Федерации"(А.В.Наумов). 21

Такая позиция, об ответственности по ст.353 УК РФ специального субъекта, закреплённая даже в официальном комментарии к УК РФ под редакцией Генерального прокурора и Председателя Верховного суда России, вызывает у меня некоторые возражения.

Примерно по такому пути пошла защита главных нацистских преступников на Нюрнбергском процессе, когда доказывала их невиновность в планировании, подготовке и развязывании войн против европейских государств и Советского Союза. Адвокаты настаивали на том, что высшие партийные, военные деятели и министры, будучи простыми исполнителями приказов и планов единственного злого гения - фюрера, не могут нести ответственность за его преступные замыслы, приведенные в действие под условием присяги солдата.

Такая позиция противоречит не только ст.8 Устава Нюрнбергского трибунала, которая устанавливает что:"тот факт, что подсудимый действовал по распоряжению правительства или по приказу начальника, не освобождает его от ответственности...",но и позднейшим решениям международных трибуналов, созданных для суда над военными преступниками :пне может получить освобождение от ответственности тот, кто нарушает законы войны, на. том основании, что он действовал в осуществлении власти государства, если это государство, уполномочивая его на совершение определённых действий выходит за., пределы своей компетенции по международному праву".22

Конечно, сложные расчеты и мероприятия по планированию агрессивной войны государства с учетом аналитических данных по всем отраслям экономики, с учетом анализа геополитической обстановки, под силу, в первую очередь, руководителям государства. Но где гарантии того, что члены какого-нибудь нового ГКЧП не смогут развязать войну против стран-участниц НАТО?

Правильно поступил наш законодатель, когда отказался от установления признаков специального субъекта в ст.353 УК РФ. Следовательно, субъект планирования, подготовки и развязывания агрессивной" - войны в отечественном уголовном праве является общим, т.е. ответственности по 4.1 и ч.2 ст.353 УК РФ может подлежать любое вменяемое физическое лицо, достигшее на момент совершения данного преступления возраста 16 лет.

Субъективная сторона всех актов агрессии может быть выражена только в прямом умысле. Мотивы и цели совершения любого акта агрессивной войны юридического значения для квалификации не имеют.

2.2 ПУБЛИЧНЫЕ ПРИЗЫВЫ К РАЗВЯЗЫВАНИЮ АГРЕССИВНОЙ ВОЙНЫ

Опыт истории учит, что планированию и подготовке агрессивных войн часто предшествует длительная идеологическая подготовка и "обработка" населения, отравление его сознания милитаристским духом, пропаганда войны. Именно так обстояло дело в период подготовки японской агрессии на советский Дальний Восток. Будучи союзником фашистской Германии, японское правительство активно разрабатывало план нападения на Советский Союз, одним из пунктов которого являлась пропаганда войны, как среди населения Японии, так и среди населения республик Советского Союза.

Из директивного письма японского Генерального штаба военному атташе при японском посольстве в СССР подполковнику кавалерии Касахара Юкио (извлечение):

" 1.Проводить, начиная с мирного времени, пропаганду в отношении фактов большевизации, проводимой на Дальнем Востоке Советским Союзом и третьим интернационалом. Разъяснить позицию империи в отношении политики большевизации, проводимой Советским Союзом, обосновывая тем самым справедливость войны с СССР.

2. Для того, чтобы как можно скорее сокрушить боеспособность Советского Союза после начала военных действий, провести в жизнь следующие мероприятия:

а) Оказать поддержку движению за независимость Украины, Грузии и Азербайджана и организовать там волнения;

б) эмигрантские антисоветские организации русских установят связь со своими единомышленниками внутри Советского Союза, будут способствовать созданию антивоенных настроений и составят заговор для свержения рабоче-крестьянской власти" ("Стенограммы... "1 ед.хр.275 л.40) 23

Претворение этих планов в жизнь было справедливо оценено Международным военным трибуналом для Дальнего Востока (1946-1948 г.) как действия по подготовке агрессии и пропаганда войны.

По предложению Советского Союза в 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, осуждающую пропаганду войны. В 1951 г. Верховный Совет СССР принял Закон о защите мира, в котором впервые была сформулирована уголовно-правовая норма об ответственности за пропаганду войны, впоследствии вошедшая в ст.8 Закона СССР от 25 декабря 1958 г."Об уголовной ответственности за государственные преступления" и в УК РСФСР 1960 г. в ст.71.

2.2.1 Объективные и субъективные признаки ст.354 УК РФ

В ст.354 УК РФ речь идет о "публичных призывах" к развязыванию агрессивной войны.

Под призывом понимается устное или письменное обращение к неопределённому кругу лиц с целью убедить их в целесообразности и необходимости начала агрессивной войны. Признак публичности уже будет иметь место при наличии двух лиц, усвоивших данную информацию.

Т.к. в статье речь идет о "призывах", для правильной квалификации действий подозреваемого необходимо установить наличие двух и более обращений к аудитории с целью возбудить в ней убеждение в необходимости развязывания агрессивной войны против другого государства или группы государств.

По ч.1 ст.354 УК РФ ответственности подлежит общий субъект, который совершает данные действия только с прямым умыслом. Т.е.лицо сознаёт, что занимается призывами к агрессивной войне, и желает поступать таким образом. При этом мотивы и цели публичных призывов к развязыванию агрессивной войны могут быть самыми разными (например, повышение своего авторитета в среде какой-либо группы) - юридического значения для квалификации они не имеют.

В ч.2 ст.354 УК РФ содержатся два отягчающих обстоятельства -совершение деяния лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, либо - совершение данного преступления с использованием средств массовой информации.

В соответствии со ст.2 Закона РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991г., под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио- теле-, видеопрограммы, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Соответственно само средство массовой информации - это любое периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Периодичность распространения всех указанных средств массовой информации - не реже одного раза в год. 24

Совершение общим субъектом публичных призывов к развязыванию агрессивной войны, даже при наличии одной записи обращения переданной по различным каналам телевидения, или одной записи в различных печатных изданиях надлежит рассматривать по ч.2 ст.354 УК РФ.

Для определения наличия или отсутствия специального субъекта при проверке факта публичных призывов к развязыванию агрессивной войны необходимо обратиться к п.п.2 и 3 Примечания к ст.285 УК РФ: "Под лицами, занимающими государственные должности РФ... понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов".

Согласно ст.10 Конституции РФ, государственная власть в РФ осуществляется Президентом, Федеральным Собранием РФ, Правительством России и судьями. Полный перечень государственных должностей РФ, в соответствии со ст.9 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г., определён в соответствующих реестрах должностей государственной службы. 25

В свою очередь, продолжая рассмотрение примечания к ст.285 УК, "Под лицами, занимающими государственные должности субъектов РФ... понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов". К числу таких лиц в субъектах России относятся главы и депутаты представительных органов, главы исполнительной власти субъектов РФ и другие лица, должности которых прописаны в соответствующих законах субъекта РФ.

Законодатель, подтверждая повышенную опасность распространения призывов к развязыванию агрессивной войны, совершаемого с использованием средств массовой информации в наше "информационное" время, а также совершение преступления лицом, наделённым государственной властью, устанавливает и повышенную уголовную ответственность, которая, на мой взгляд, предостережет "публичных"лиц от заявлений, нарушающих не только социальный мир в государстве, но и позитивное развитие международных отношений России.

2.3 НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ

2.3.1 Общие положения о незаконном обороте оружия массового поражения

"Незаконный оборот оружия массового поражения" является собирательным понятием, включающим в себя совершение действий в виде разработки, производства, накопления, приобретения или сбыта химического, биологического, токсинного и любого другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации (ст.355 УК РФ в редакции Федерального закона от 19 июня 2001 г. №84-ФЗ).Применение запрещенного вида оружия массового поражения является самостоятельным военным преступлением и влечет ответственность по ч.2 ст.356 УК РФ.

В документах ООН к оружию массового поражения относится такое которое действует "путём взрыва или при помощи радиоактивных материалов, смертоносное химическое и бактериологическое оружие и любое иное оружие, которое будет разработано в будущем, обладающее свойствами атомной бомбы или другого упомянутого выше оружия".26

Химическое оружие - это отравляющие вещества и средства их боевого применения, поражающий фактор которых основан на токсичных свойствах химических веществ и соединений, которые, находясь в газообразном или жидком состоянии, могут проникать в организм человека через дыхательную систему, кожные покровы, слизистые оболочки или пищеварительный тракт.

Кроме этого, статья 2 Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении от 3 января 1993 г. к химическому оружию относит "любое оборудование, специально предназначенное для использования непосредственно в связи с применением боеприпасов и устройств", предназначенных для смертельного поражения или причинения иного вреда; а так же "Прекурсоры" - любые химические реагенты, участвующие в любой стадии производства токсического химиката каким бы то ни было способом.

"Каждое государство - участник Конвенции, - говорится в её первой статье, - обязуется никогда, ни при каких обстоятельствах:

а) не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать или не сохранять химическое оружие или не передавать прямо или косвенно химическое оружие кому бы то ни было;

б) не применять химическое оружие;

в) не проводить любых военных приготовлений к применению химического оружия;

г) не помогать, не поощрять или не побуждать каким-либо образом кого бы то ни было к проведению любой деятельности, запрещаемой Конвенцией государству-участнику".27

Кроме того, в Конвенции установлен ряд обязательств государства-участника по уничтожению своего химического оружия, в том числе и находящегося на территории иностранных государству также любых объектов по производству химического оружия, которые находятся в его собственности или владении или которые размещены в любом месте под его юрисдикцией и контролем.

Положения о незаконности оборота химического оружия и о необходимости его уничтожения в России подтверждены законами "Об уничтожении химического оружия" от 2 мая 1997 г.(в ред. ФЗ РФ от 29 ноября 2001г.) и "О ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия" от 5 ноября 1997 г.

Биологическое (бактериологическое) оружие основано на использовании болезнетворных свойств микроорганизмов (бактерий, вирусов), способных вызывать массовые заболевания людей, животных и растений. К таким возбудителям относят, например, возбудителей чумы, сибирской язвы, оспы, холеры и прочих смертельноопасных болезней. Разновидностью биологического оружия является токсинное оружие - оружие, поражающим фактором которого являются белковые или полипептидные вещества, представляющие собой продукт жизнедеятельности ряда микроорганизмов, животных и растений и способные вызвать гибель человека и животных.

В соответствии со ст.1 Конвенции о биологическом оружии, 28 каждое государство - участник конвенции обязуется никогда, ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать каким-либо иным образом и не сохранять:

1) микробиологические или другие биологические агенты или токсины, каково бы то ни было их происхождение или метод производства, таких видов и в таких количествах, которые не имеют назначения для профилактических, защитных или других мирных целей;

2) оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооруженных конфликтах.

Для Российской Федерации Конвенция о биологическом оружии также вступила в силу.

Ядерное оружие является на данный момент самым разрушительным оружием массового поражения. Оно сочетает в себе несколько поражающих факторов: ударную волну, световое излучение, проникающую радиацию, электромагнитный импульс, радиоактивное заражение.

В настоящее время действует немалое количество международных договоров и соглашений, направленных на ограничение разработки, производства и распространения ядерного оружия. Уже в 1963 году СССР, США, Великобритания, Франция и другие страны подписали Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. В 1968 году был подписан Договор о нераспространении ядерного оружия. В 1971 году - Договор о запрещении размещения на дне морей, океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового поражения. В 1996 году - Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Этими соглашениями была заложена правовая основа нераспространения ядерного оружия, как наиболее опасного и разрушительного вида оружия массового поражения. Тем не менее, для Российской Федерации в настоящее время существует жесткий запрет только на сбыт (передачу в любом виде другой стране) ядерного оружия.

В соответствии со ст.1 Договора о нераспространении ядерного оружия, наша страна обязуется не передавать, кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно, равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройству также контроля над таким оружием или взрывными устройствами.

2.3.2 Объективные и субъективные признаки незаконного оборота оружия массового поражения

В ст.355 УК РФ установлена ответственность за совершение любого из указанных действий в отношении запрещенных видов оружия массового поражения.

Разработка оружия массового поражения представляет собой любую деятельность по созданию и усовершенствованию его поражающих свойств. В первую очередь, разработка оружия массового поражения (далее ОМП) - это проведение научно исследовательских и опытно-конструкторских работ, ставящих целью его получение. Признаками разработки ОМП являются:

1.Наличие программ научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по ОМП и наличие для этого достаточно подготовленных научных кадров, занимающихся закрытыми исследованиями в области изучения воздействия химических, биологических веществ и радиации на живой организм.

2.Наличие предприятий и специального оборудования для работы с опасными веществами.

3.Импорт продукции двойного назначения, которая может быть использована для разработки ОМП (например, строительство в КНДР ядерного реактора мощностью 50 МВт в Ненбене российскими специалистами. Реактор может быть использован как для выработки электроэнергии, так и для наработки оружейного плутония).

4.Вспышки особо опасных инфекционных заболеваний, не типичных для конкретных регионов.

5.Наличие квалифицированного военного и гражданского персонала, обученного для работы с особо опасными веществами.

Производство ОМП может выражаться в любом действии, целью которого является получение готового к применению оружия. Соответствующую правовую оценку должно получать как серийное, так и разовое производство, условия получения, при этом, на квалификацию не влияют.

Накопление ОМП означает количественное пополнение арсеналов такого оружия, годного к применению.

Так действия Исии Сиро, руководителя "Отряда Того"- подразделения японской армии, созданного для подготовки бактериологической войны против Советского Союза, были справедливо оценены Военным трибуналом в Хабаровске в 1949 г. по делу двенадцати военных преступников армии Японии, как проведение деятельности по производству и накоплению биологического оружия массового поражения.*

Приобретение ОМП означает любое завладение таким оружием, включая покупку, хищение, обмен, "получение в дар".

Так израильское правительство неоднократно обвинялось мировым сообществом в проведении тайных закупках и хищениях ядерных материалов в США, Великобритании, Франции, ФРГ. Например, Тель-Авив признал, факт незаконного вывоза им из США в начале 80-х годов кретонов - важного элемента для создания современных образцов ядерного оружия.**

Сбыт ОМП подразумевает любое добровольное отчуждение оружия или компонентов для его создания вне зависимости от получения эквивалента.

В силу .Договора о нераспространении ядерного оружия для России действует запрет на сбыт, наряду с биологическим и химическим, также и ядерного оружия. Тем не менее, рассматривая ст.355 УК, необходимо подчеркнуть, что за любое деяние, составляющее незаконный оборот ОМП ответственность несёт общий субъект, совершающий такие деяния с прямым умыслом. Мотивы и цели виновного для квалификации содеянного по ст.355 УК РФ значения не имеют.

2.4 НАПАДЕНИЕ НА ЛИЦ И УЧРЕЖДЕНИЯ, ПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТОЙ

2.4.1 Статус лиц и учреждений, пользующихся международной защитой

В диспозиции ст.360 УК РФ в качестве потерпевших от нападения указываются представители иностранного государства и сотрудники международных организаций, пользующиеся международной защитой. Такой защите данные лица подлежат вследствие прямого закрепления их "иммунитета" в Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от 14 декабря 1973 г. 29

Согласно ст.1 Конвенции, к таким лицам относятся: 1.Глава государства, в том числе каждый член коллегиального органа, выполняющего функции главы государства согласно конституции соответствующего государства, или глава правительства, или министр иностранных дел, находящиеся в иностранном государстве, а также сопровождающие члены его семьи.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты