p align="left">Е.Любой представитель или должностное лицо государства, или любое должностное лицо, которое "имеет право в соответствии с международным правом на специальную защиту" от любого посягательства на его личность, свободу и достоинство, а также проживающие с ним члены его семьи.
Следовательно, правом на международную защиту обладают главы представители и должностные лица государств, находящиеся в государстве пребывания. Данное право абсолютно и распространено на всё время пребывания перечисленных лиц на территории иностранного государства.
Статус охраняемых международным правом лиц принадлежит персоналу дипломатических представительств: дипломатическим агентам, административно-техническому персоналу, обслуживающему персоналу и дипломатическим курьерам.
В соответствии со ст.29 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г30 "личность дипломатического агента неприкосновенна".Неприкосновенность фигуры дипломатического агента призвана обеспечить особую защиту дипломатического персонала иностранных государств,"более надёжную, чем та, которую принимающие государства обязаны предоставлять частным лицам".
Под дипломатическим агентом понимается, в соответствии с ч.1 ст.1 и ч.1 ст.14 Венской конвенции 1961 г.:
а) глава представительства - лицо, на которое аккредитующим государством возложена обязанность действовать в этом качестве; оно должно принадлежать к классу послов и нунциев, либо посланников или интернунциев, либо поверенного в делах;
б) член дипломатического персонала представительства - т.е. член персонала представительства, имеющий любой дипломатический ранг: посла или нунция, посланника или интернунция, временного поверенного.
Согласно ч.1 ст.31 Венской конвенции неприкосновенность персоны дипломатического агента действует в отношении любой его деятельности дипломатического агента, а также распространена на членов его семьи, постоянно проживающих вместе с ним (ч.1 ст.37). Конвенция не оговаривает круг "членов семьи", но в качестве бесспорного положения считается, что такая неприкосновенность распространяется на супруга и несовершеннолетних детей дипломатического агента.
Неприкосновенность персоны дипломатического агента и членов его семьи распространена как на время осуществления им служебных функций, так и на время отдыха - т.е. носит абсолютный характер во всё время пребывания дипломатического агента на территории принимающего государства.
В силу указания ч.2 ст.37 Венской конвенции, аналогичной по объёму и времени действия личной неприкосновенностью и международной защитой пользуются члены административно-технического персонала посольств. Ими признаются члены персонала представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание последнего, и постоянно проживающие с ними члены семей.
Также Венская конвенция устанавливает неприкосновенность дипломатического курьера (в том числе временного) - лица, осуществляющего перевозку дипломатической почты. Часть 6 статьи 27 документа устанавливает, что срок прекращения права на неприкосновенность дипломатического курьера наступает "в момент доставки таким курьером порученной ему дипломатической почты по назначению".
Документы международного права выделяют особый статус личной неприкосновенности членов специальных миссий. Согласно п."а11 ст.1 Конвенции о специальных миссиях от 8 декабря 1969 г 31 (далее -Конвенция о специальных миссиях) под таковыми понимаются временные миссии, по своему характеру представляющие государство, направляемые одним государством в другое с согласия последнего "для рассмотрения с ним определенных вопросов или для выполнения в отношении его определенной задачи".Статус личной неприкосновенности членов специальных миссий совпадает с таковым статусом для дипломатического агента.
В Конвенции о специальных миссиях закреплена обязанность третьего государства обеспечивать личную неприкосновенность любого члена специальной миссии при транзите через его территорию - ст.36-38 Конвенции.
Международной защитой пользуются представители государств при международных и межправительственных организациях. Изначально данное право было регламентировано в Конвенции о привилегиях и иммунитетах Организации Объединённых Наций от 13 февраля 1946 г. 32 и получило дальнейшую детализацию в ряде других соглашений и факультативных протоколах к ним.
В Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН от 21 ноября 1947 г. 33 определены принципы личной неприкосновенности глав представительств и членов дипломатического персонала (ст.30),персонала делегаций государств на конференциях, проводимых в международных организациях (ст.60),которые совпадают с объемом международной защиты дипломатического агента. В ст.36 и 66 определены пределы международной защиты административно-технического и обслуживающего персонала, аналогичные соответствующим для Венской конвенции о дипломатических сношениях.
Объем права на международную защиту консульского персонала в принимающем государстве определён в Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. (далее - Конвенция о консульских сношениях) 34 и многочисленных двусторонних консульских конвенциях. Правом на международную защиту, согласно п."д" и "е" от Л Конвенции о консульских сношениях, обладают консульские должностные лица (любые лица, в том числе главы консульских учреждений, которым поручено выполнение консульских функций) и консульские служащие (любые лица, выполняющие административные или технические обязанности по обслуживанию консульского учреждения).
Таким образом, можно говорить о существовании следующих категорий лиц, пользующихся правом международной защиты:
1.Главы государств, официальные представители и должностные лица государств, пребывающие на территории иностранного государства,
2.Дипломатический персонал (дипломатические агенты, административно-технический персонал, обслуживающий персонал посольств, дипломатические курьеры, представители государств при международных организациях).
Нормы международного права также устанавливают перечень учреждений и иных предметов, которые пользуются международной защитой. С точки зрения доктрины уголовного права, они являются предметами преступных посягательств.
В диспозиции ст.360 УК РФ, под влиянием актов международного права, указано, что "нападение" может совершаться на служебные или жилые помещения, транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой.
В качестве защищаемых объектов международные документы называют:
1.Официальные помещения, жилые помещения, транспортные средства лица, пользующегося международной защитой, резиденция главы государства в стране пребывания (ст.1 Конвенции о лицах, пользующихся международной защитой 1973 г.).
2."Помещение" дипломатического представительства - т.е. здания или части зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы ни принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок; а также предметы, предназначенные для официального пользования представительства и предметы, предназначенные для личного пользования дипломатических представителей (ст.1,20,36 Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.).
3."Помещения11 Организации Объединённых Наций "где бы они не находились" и багаж персонала ООН (ст.1 раздел 4,ст.4 раздел 11 Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г.).
4.Служебные помещения, жилые помещения или транспортные средства любого члена персонала ООН и связанного с ней персонала (ст.9 Конвенции о персонале ООН).
5."Консульские помещения" - т.е. используемые исключительно для целей консульского учреждения здания или части зданий и обслуживающий данное здание или части зданий земельный участок, кому бы ни принадлежало право собственности на них (ст.1,31 Конвенции о консульских сношениях 1963 г.).
Таким образом, российский законодатель последовательно воспроизводит предписания соответствующих норм международного уголовного права и международных договоров и соглашений об обязательности их имплементации в национальное уголовное законодательство.
2.4.2Объективная сторона нападения на лиц и учреждения, пользующиеся международной защитой
Состав преступления, предусмотренного ст.360 УК РФ сконструирован законодателем как формальный - его объективную сторону образует факт совершения действия в виде "нападения".
Акт любого нападения представляет собой внезапное проявление агрессии по отношению к кому или чему-нибудь. Главный объективный признак нападения на лицо - насильственное, агрессивное возденет -вне на потерпевшего.При этом насилие, являясь неотъемлемым признаком любого нападения, может быть как физическим, так и психическим.
Нападение как насильственное физическое воздействие может быть следующих видов:
1) направленное на нарушение анатомической целостности человеческого
организма;
2) направленное на нарушение нормального физиологического функционирования человеческого организма;
3) выраженное в ограничении физической свободы человека.
Например,10 июля 2003 г. в Москве было совершено нападение на посла Республики Гана и его водителя. Потерпевшие были избиты группой молодых людей в районе Поклонной горы, когда совершали свою обычную вечернюю пробежку. В результате насильственного физического воздействия посол и его водитель получили многочисленные ушибы лица и тела. 35
Агрессивный характер нападения может проявляться в учинении психического насилия в отношении потерпевшего. Обычно психическое насилие состоит в угрозе причинения вреда жизни и здоровью потерпевшего - при этом угроза должна быть таковой, чтобы создать у потерпевшего убеждение в её полной реальности, в способности и решимости нападающего немедленно её реализовать при каком-либо противодействии, а также объективно угроза должна быть осуществима -т.е. у нападающего должны иметься возможности её осуществления.
Форма выражения угрозы может быть самой различной - слова, жесты, демонстрация оружия или иных предметов, используемых в качестве оружия, применение которых может быть опасно для жизни и здоровья потерпевшего.
Например, генеральный консул Финляндии в Санкт-Петербурге в ночь на 30 октября 1998 г. подвергся нападению в поезде Таллинн - Санкт-Петербург. Как сообщили в финском генконсульстве в Петербурге, неизвестные, угрожая пистолетом, напали на их шефа У.Ринна. 36
В реальности нападение носит обычно комбинированный характер: в акте нападения переплетаются проявления физического и психического насилия.
Так, например, в Мюнхене 17 сентября 2000г. около 22.00 полицией был задержан атташе Генерального консульства России А.Кудрявцев. Он следовал на автомашине по служебным делам, но был остановлен под предлогом превышения скорости. Полицейские демонстративно подчеркивали, что "не признают никакого дипломатического иммунитета11. Против Кудрявцева была применена грубая физическая сила. Учиняя этот произвол, полицейские постоянно оскорбляли атташе. Телесные повреждения, нанесённые сотруднику консульства, были удостоверены утром 18 сентября в одной из мюнхенских клиник. 37
Последствия нападения могут быть самыми разными, выражаясь в реальном причинении вреда жизни или здоровью потерпевшего.Однако, вполне допустимо, что никаких последствий нападения не наступит. В любом случае нападение должно получить уголовно-правовую оценку как самостоятельное преступное деяние.
Учитывая специфику законодательной конструкции двухобъектных преступлений, к которым относится предусмотренный в ст.360 УК РФ состав (при нападении на лицо дополнительным объектом является здоровье этого лица),вопрос о том, перерастает ли причиненное насилие в самостоятельный состав преступления или охватывается диспозицией ст.360,следует решать в зависимости от тяжести последствий здоровью потерпевшего.Как указывает проф. А.В.Наумов, 38 совокупность преступлений будет налицо в тех случаях, когда санкция уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за совершение одного из этих преступлений, образующих двухобъектное преступление, превышает санкцию, установленную законодателем за совершение двухобъектного преступления. При совпадении санкций вопрос должен решаться аналогично: двухобъектное преступление слагается из посягательств на два и более основных объекта, каждый их которых подлежит самостоятельной уголовно-правовой охране.
Если результатом насильственного нападения стало причинение смерти, тяжкого, или вреда здоровью средней тяжести лицу, пользующемуся международной защитой, то содеянное требует дополнительной квалификации, т.к. верхняя граница санкции за убийство превышает, за причинение тяжкого вреда здоровью также превышает верхнюю границу санкции ст.360 УК РФ (7 лет лишения свободы), а за умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью - совпадает с верхней границей санкции ч.1 ст.360 УК РФ (5 лет лишения свободы).
Таким образом, максимально допустимый объем насилия, не требующий дополнительной квалификации со ст.360 УК РФ, может выражаться в реальном причинении лицу, пользующемуся международной защитой легкого вреда здоровью, а также побоев, охватываемых пониманием нападения в ст.360 УК РФ.
"Нападение на ... служебные или жилые помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой11 может выражаться, во-первых, в физическом уничтожении данных объектов (как это было с комплексом зданий посольства КНР в Югославии после налета и бомбардировок посольства авиацией НАТО 8 мая 1999 г.), во-вторых, нападение может состоять во вторжении на территорию дипломатического или консульского учреждения, представительства международной организации (как это было 23 февраля 2000 г. на территории Генерального консульства России В Познани (Польша), когда ворвавшиеся на территорию преступники сорвали российский флаг, разорвали и подожгли его. Демонстративное бездействие польских полицейских и властей было расценено в Москве как "фактическое поощрение экстремистов, как нежелание создать нормальные условия для работы российских представительств в Польше со всеми вытекающими отсюда последствиями. 39 Нарушение неприкосновенности транспортных средств и иных предметов, пользующихся международной защитой, можно признать содержательным смыслом "нападения" как уголовно значимого деяния, совершаемого виновным в отношении всех перечисленных предметов.
Таким образом, и физическое вторжение в служебное или жилое помещение, и уничтожение (повреждение) имущества в этих помещениях и взлом или несанкционированный обыск транспортного средства охватываются определением"нападение" на предметы, находящихся под международной защитой.
2.4.3Субъективные признаки нападения на лиц и учреждения, пользующиеся международной защитой
В ст.360 УК РФ отсутствуют какие-либо указания на специальные характеристики, которыми должен быть наделён субъект, осуществляющий "нападение".И это представляется правильным, т.к. правоохраняемый интерес мирного урегулирования межгосударственных споров должен быть защищен от посягательств любого лица - именно о таком понимании субъектного круга преступлений против мира говорят документы современного международного права. Следовательно, субъект преступления, предусмотренного ст.360 УК РФ,- общий.
Исходя из понимания самого акта "нападения" следует сделать вывод, что данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Местоположение представительских учреждений и международных организаций, их опознавательная символика (в том числе и на транспортных средствах),охрана и специальные документы у представителей иностранного государства или сотрудников международной организации прямо указывают на специальный статус этих лиц и предметов как объектов международной защиты. Лицо или группа лиц желают напасть именно на представителей иностранного государства, и учреждения (предметы),пользующиеся международной защитой. Статья 360 УК РФ сконструирована таким образом, что не допускает возможной ошибки в объекте посягательства со стороны вменяемого субъекта. Наиболее весомым аргументом признания возможности совершения нападения только с прямым умыслом служит законодательное определение целей совершения данного деяния, закреплённых в ч.2 статьи: провокация войны или осложнение международных отношений. 40
Цель провокации войны означает, что виновный, совершая нападение на лицо или учреждение, пользующееся международной защитой, стремится к началу вооруженного столкновения между государствами или группами государств как субъектами международного права. При этом, не имеет значение наступление фактических последствий его посягательства в области мирных взаимоотношений государств.
История знает массу случаев, когда нападения подобного рода являлись отправной точкой самых кровавых войн в человеческой летописи. Достаточно вспомнить убийство в Сараево эрцгерцога Франца Фердинанда, положившее начало Первой мировой войне. В настоящее время также имеются примеры, когда нападения на дипломатический корпус служат поводом к развязыванию войны.
Так, в результате убийств боевиками Организации освобождения Палестины, базирующихся в Ливане, израильских дипломатов в Париже -3 апреля 1982 г. и в Лондоне - 5 июня 1982 г.,6 июня 1982 г. израильские войска начали военную операцию против государства Ливан. В результате вмешательства Совета Безопасности ООН эту войну удалось прекратить лишь в июне 1985 г., когда израильские войска покинули Ливан.
В отличие от конкретно определённой цели провокации войны, "осложнение международных отношений" как цель данного преступления носит собирательный характер. Преступник желает "накалить" отношения между государствами через разрыв дипломатических отношений последних, срыв различного рода переговоров, свёртывание межгосударственного сотрудничества по различным направлениям также через приостановление участия государства в международном соглашении либо деятельности международных организаций в России.
Так,22 марта 2001 г. Московским городским судом был вынесен приговор по делу А. Сусликова, обстрелявшего посольство США в Москве в марте 1999г. Он осужден по ст.166,205,222 и 360 УК РФ за совершение следующих действий.29 марта 1999 г. Сусликов с сообщником завладели автомобилем, принадлежащим ГУВД Москвы. Затем они подъехали к посольству США на Новинском бульваре, где проходил пикет москвичей против начала натовских бомбардировок Югославии. Преступники выпустили по посольству две автоматные очереди и скрылись с места происшествия. Одним из стрелявших был Сусликов. В обвинительном приговоре суд указал, что обвиняемый предпринял эту акцию с целями "устрашения населения, оказания воздействия на принятие решении органами власти" и "осложнения международных отношении" .
Цель провокации войны или осложнение международных отношений становится одним из главных оснований отграничения преступления, предусмотренного ст.360 УК РФ, от иных преступлений, чья объективная сторона также характеризуется актом насильственного нападения. Наиболее частыми в отечественной практике являются хулиганские цели, а также цель хищения имущества, принадлежащего лицам, пользующимся международной защитой: так, согласно сообщению РТР от 19 мая 2002 г., только за первые месяцы этого года в Москве зафиксировано 81 нападение на иностранцев, среди которых были дипломатические представители Великобритании, Конго, Эфиопии и других стран. Все эти нападения были, по словам начальника ГУВД Москвы,"хулиганскими" -ни по одному из них не возбуждалось уголовное дело по ст.360 УК.
3.ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ МИРА В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
Анализ нормативной базы показал, что не все составы преступлений, перечисленные в Проекте Международного кодекса вошли в раздел УК РФ о "международных11 преступлениях. И, наоборот, не все деяния против мира, преступность которых установлена в уголовном законе России содержаться в ст.15-26 Проекта (публичные призывы к развязыванию агрессивной войны; нападение на лиц и учреждения, которые пользуются международной зашитой).
Рассматривая преступления против мира, остановлюсь на тех, которые, на мой взгляд, имеют дальнейшую перспективу пополнить XII раздел отечественного уголовного закона.
Российский законодатель последовательно вводит в нормы уголовного права предписания международных актов, устанавливающих преступность тех или иных действий. Одним из таких действий давно перешедших границы государств является международный терроризм.
Международное уголовное право, несмотря на немалое количество документов, не определяет сам термин "терроризм". Вместо него речь обычно идёт о преступлениях, являющихся проявлениями международного терроризма. К таким актам документы международного права относят самые разные преступления.
Многие преступления, названные террористическими в Европейской конвенции по борьбе с терроризмом от 27 января 1977 г., 1 такие как правонарушения, относящиеся к применению Гаагской конвенции по борьбе с преступным захватом летательных аппаратов от 16 декабря 1970г. правонарушения, содержащие захват заложников или незаконное лишение свободы правонарушения, содержащие использование бомб, гранат, ракет, автоматического огнестрельного оружия, насколько подобное использование представляет опасность для людей, - вошли в гл.24 УК РФ "Преступления против общественной безопасности". Это ст.ст.205 - "Терроризм",206 -"Захват заложника",211 -"Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава", 227 -"Пиратство".
Не отрицая того, что действия криминализированные вышеуказанными статьями УК РФ являются действиями против общественной безопасности как правоохраняемого интереса, нельзя не признать того, что они, будучи совершенными с целью оказания влияния на развитие отношений между государствами или религиозными системами, посягают на мировой правопорядок и нормальный ход международных отношений. Ярким примером, обосновывающим такой подход, служат события, последовавшие после 11 сентября 2001 г.
Международная обстановка выдвинула новые требования понимания терроризма.
Прогрессивны положения, давшие толчок для нового осмысления проблемы международного терроризма заложены в Преамбуле Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма от 9 декабря 1994г. Проявлениями терроризма определены деяния, которые "угрожают жизни ни в чём не повинных людей или приводят к их гибели, имеют пагубные последствия для международных отношений и могут поставить под угрозу безопасность государств" 2. Прогрессивность определения для международного права заключается в том, что объектом посягательства здесь кроме прочего выбрано мирное развитие международных отношений государств.
На дипломатической конференции 1998 г. в Риме, принявшей Статут Международного уголовного суда остро дебатировался вопрос об определении международного терроризма как преступления против мира и безопасности человечества. 3 Особенно резкой критике со стороны представителей Алжира, Индии, Турции и Шри-Ланки подверглась формулировка, согласно которой уголовно-правовой запрет ограничивается "государственным" терроризмом, тогда как международный терроризм им не исчерпывается. Этот тезис можно поддержать анализируя лишь открытые сведения Службы внешней разведки России, передаваемые в средства массовой информации по обстановке в Чеченской республике.
В связи с этим необходимо отметить и то, что террорист может действовать не обязательно для достижения своих личных целей. Чаще присутствует ситуация, когда акт терроризма совершается в интересах представителей третьих сторон (государств, религиозных организаций, транснациональных корпораций). Например, военная компания в Чечне наглядно показала, что за чеченскими и иностранными террористами стоят агрессивные планы представителей арабского мира (Саудовской Аравии, Каира, Бахрейна) по отторжению Чечни от территории России и образованию Великого исламского государства, куда также вошла бы будущая Великая Албания с землями бывшей Югославии и Греции.
Располагая такими фактами, представители государств, признают международный терроризм именно как преступление против международного мира и человечности.
Какие же данные могут указать на преступления международных террористов как на преступления против мира?
Во-первых, преступления международных террористов имеют место при отсутствии фактических военных действий между государствами, как это закреплено в Определении агрессии.
Во-вторых, преступления международных террористов посягают на интересы соблюдения всеобщего мира. Вспомним хотя бы факт ведения американскими войсками военных действий в Афганистане в 2002г. по мотивам поиска террориста №1 и его сообщников, которые проводились в ответ на преступления террористов 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне.
В-третьих, преступления международного терроризма посягают на правила мирного разрешения межгосударственных споров. Например, акции палестинских камикадзе, проводимые в израильских городах.
Таким образом, можно сказать, что данные преступления посягают на непосредственный объект преступлений против мира: охраняемые международным правом интересы соблюдения всеобщего мира и правила мирного урегулирования межгосударственных споров.
Принятие Закона РФ "О борьбе с терроризмом" 25 июля 1998 г. ещё раз подтвердило направленность мысли российского законодателя в определении международной террористической деятельности в сторону её закрепления в нормах права как международного уголовного преступления. Статья 3 данного Закона указывает на то, что под международной террористической деятельностью понимается такая, которая осуществляется террористом или террористической организацией на территории более чем одного государства; наносящая ущерб интересам более чем одного государства; эта деятельность проводится гражданами одного государства в отношении граждан другого государства или на территории другого государства, а также в случаях, когда как террорист, так и жертва террора являются гражданами одного и того же государства или разных государств, но преступление совершено за пределами территорий этих государств. Субъектами этих преступлений-действий являются как агенты иностранного государства, так и граждане одной страны.
Полагаю, что возможная криминализация международного терроризма как преступления, посягающего на интересы всеобщего мира может быть осуществлена в гл.34 УК РФ в следующем виде:
Статья. Международная террористическая деятельность. Международная террористическая деятельность - действия, предусмотренные статьями 205, 205-1, 206, 211 и 227 настоящего Кодекса, направленные против интересов мира другого государства и его населения, - наказывается ...
Примечание. В данной статье под интересами мира государств признаются интересы соблюдения всеобщего мира и правил мирного урегулирования межгосударственных споров в соответствии с международным правом.
Ещё одним преступлением, которое может привести к нарушению мирных отношений между народами, согласно определению, содержащемуся в ст.1 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. является преступление расизма.
Одна группа или группы людей провозглашаются со ссылкой на какие-то "доказательства" расового, этнического или религиозного характера превосходящими другие группы, в результате чего вся внутренняя и внешняя политика государства превращается в систему осуществления этих расистских теорий. Это неизбежно наносит ущерб дружественным отношениям и сотрудничеству между народами, международному миру и безопасности.
Парижская декларация ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках от 27 ноября 1978 г. подтвердила опасность проявлений расизма (таких как дискриминационное поведение, закрепление на внутригосударственном законодательном уровне практики расового неравенства) для международного мира.
Современным примером проявлений расизма можно назвать политику латвийского государства в отношении русскоязычного населения, которое составляет 34% жителей Латвии или 900 тысяч из 2 млн.750 тыс. человек проживающих. По данным экспертов ПАСЕ на апрель 1998г. в законодательстве Латвии существовало 68 дискриминационных норм, в области социально-экономических и политических прав в отношении русскоязычного населения.
Закон о гражданстве Латвии направлен на "выдавливание" и, так называемую, "деколонизацию" неграждан (около 500 тыс. человек), которые лишены не только прав на участие в политической жизни и местном самоуправлении; свободный выбор места жительства; обучение на родном языке; на получение медицинской помощи и пенсий, -но также лишены важнейшего права каждого человека - права на самооборону от посягательств на жизнь, здоровье и честь. 4
Реагируя на грубые и массовые нарушения прав человека, органы ООН и Совета Европы проводят политическую работу по противодействию таким проявлениям внутренней политики государств. ООН одновременно заявляет, что рассмотрение его органами таких фактов не должно перерастать в непосредственное воздействие на законодательную процедуру государств, иначе это может пойти в разрез с принципами Устава, в частности с принципом невмешательства во внутренние дела государства. 5
Рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, Конституция РФ обязывает государство на их всемерную защиту. Являясь участником международного сотрудничества и субъектом международного права, Российская Федерация признаёт и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Наш законодатель имплементируя положения международных документов в области прав человека и их защиты, ввёл соответствующие нормативы также и в УК РФ 1996 г.Глава 19 Кодекса объединяет уголовно-правовые нормы о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина. Одновременно, некоторые посягательства на эти права и свободы запрещены и охраняются другими главами УК (например, право человека на здоровую окружающую среду охраняется нормами гл.26 УК о нарушениях экологической безопасности общества).
Не умаляя международного характера преступлений расизма, отечественная уголовная доктрина исходит из того, что эти действия посягают на внутреннее конституционное устройство отношений между гражданами, гражданами и должностными лицами и, поэтому, отражает преступность проявлений расизма в гл.19 УК "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина" (в ст.136 -"Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина"); в главе 29 УК "Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства" (в ст.282 -"Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства",в ст.282-1 -"Организация экстремистского сообщества") и др. главах УК РФ.
Несмотря на то, что Межпарламентская ассамблея Содружества Независимых Государств включила ст.111 "Расовая дискриминация" в главу о преступлениях против мира и безопасности человечества Модельного уголовного кодекса, закрепление преступления расизма в главе 34 УК РФ привело бы к нарушению важнейшего принципа международного уголовного права ne bis in idem -и повлекло бы наступление нескольких юридических последствий в связи с квалификацией по двум и более нормам УК РФ одного деяния.
Принятие международной конвенции о предупреждении, пресечении и наказании за международное преступление расизма, как это было сделано в отношении геноцида и апартеида явилось бы значительным вкладом в развитие нормативной базы, направленной на противодействие расизму как преступлению против мира.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная планетарная обстановка, характеризующаяся постоянством возникновения новых очагов напряженности и угроз международному миру обязывает задумываться правительства цивилизованных государств не только о защите своих внутренних границ, но и об укреплении сотрудничества как представителей специальных служб, так и представителей юридической науки для создания эффективной системы поддержания международной безопасности и мира. Успех этой деятельности зависит от того - смогут ли руководители государств соизмерять свои решения и поступки с общепринятыми нормами международного права, с принципами ООН, выработанными для поддержания мира и безопасности на планете. Только коллективное сотрудничество государств на основе права может стать действенным щитом против новых угроз и вызовов международному миру.
Одновременно с этим нормы международного права напоминают нам о том, что обязанностью каждого государства является осуществление его уголовной юрисдикции над лицами, несущими ответственность за совершение международных преступлений. В связи с этим, будем надеяться, что принцип о неотвратимости наказания, провозглашенный в Уголовном кодексе станет действительно работающим.В каких бы чинах и званиях ни оказались виновные в этих преступлениях, наказание должно следовать неотвратимо!
Подводя итог проведенному анализу преступлений против мира, включенных в новый самостоятельный раздел УК РФ необходимо отметить следующий момент. На мой взгляд, постановкой данной системы преступлений в последнюю главу российского уголовного закона, законодатель подчеркивает краеугольное равенство защиты интересов личности и интересов поддержания и сохранения мира на Земле, как основы добрососедских отношений Российской Федерации со всеми государствами мира.
ПРИМЕЧАНИЯ
Глава 1.
1. Организация Объединённых Наций. Генеральная Ассамблея. Комиссия международного права. Сорок пятая сессия.3 мая-23 июля 1993 г. Комментарии и замечания правительств в отношении проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, принятого в первом чтении комиссией международного права на её сорок третьей сессии, с.3-15.
2. Новый уголовный кодекс Франции.М.,1993. с.56-57.
3. Уголовный кодекс ФРГ.М.,1996.с.134.
4. Уголовный кодекс Испании.М.,199В.с.183.
5. Уголовный кодекс Республики Польша.Минск,1998.с.47-48.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.,Кодекс 2004.с.157-159.
7. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от 14 декабря 1973 г.// Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып.33.М.,1979.
8. По сообщениям Русской службы Би-Би-Си 11 мая 1999 г.
16. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1965 г.
"О наказании лиц, виновных в преступлениях против мира и человечности и военных преступлениях, независимо от времени совершения преступления"// Ведомости Верховного Совета СССР.1965.№ 10.ст. 123.
Глава 2
1 Гроций Гуго.О праве войны и мира.М.,1956.с.186-188.
2 История государства и права зарубежных стран. Учебник//Под ред. С.А. Чибиряева.М.,Былина.2002.с.281-286.
3Определение агрессии как международного преступления от 14 декабря 1974г.// Официальные документы ООН.Т.1.Нью-Йорк,1975.
4 Уголовное право. Особенная Часть. Учебник./ Под ред. Профессора А.И.Рарога.М.,ИМПЭ.1996.с.462. Также Курс уголовного права. Особенная часть.Т.5./Под ред. Г.Н.Борзенкова,В.С.Комиссарова.с.356
5 А.Г.Кибальник, И.Г.Соломоненко. Преступления против мира и безопасности человечества. С-Петербург 2004.с.135.
20 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть / Под ред.Ю.И.Скуратова,В.М.Лебедева.с.560.
21 Уголовное право. Особенная часть. Учебник./ Под ред. А.И. Рарога. М. ,ИМПЭ 1996.с.462.
22 Решения Нюрнбергского трибунала.
23 М.Ю. Рагинский. Милитаристы на скамье подсудимых, М.,1985.
Приложения.
24 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ 1992 г. № 7.ст.300.
25 Российская газета.2003.31 мая.
26 Резолюции и решения Генеральной Ассамблеи ООН, принятые на ХХ11 сессии.Нью-Йорк,1968,с.47.
27 www.un.org/russian
28 Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинного оружия от 10 апреля 1972 г.//Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып.31.М.,1977.
* М.Ю.Рагинский. Милитаристы на скамье подсудимых.М.,1985. с.239.
** А.Г.Кибальник, И.Г.Соломоненко. Преступления против мира и безопасности человечества. С-Петербург,2004.с.172.
29 Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от14 декабря 1973 г.//Сборник действующих договоров соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 33. М. ,1979.
30 Ведомости Верховного Совета СССР.1964.№ 18.Ст.221.
31 Международное публичное право. Сборник документов.Т.1.М.,1996. с.209-221.
32 Там же.с.237-241.
33 Там же.с.279-288.
34 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.1989.№ 12.Ст.275.
35 Сообщение ИТАР-ТАСС от 12 июля 2003г.
36 Сообщение ИТАР-ТАСС от 2 ноября 1998г.
37 Смирнова М. В Мюнхене избит российский дипломат//Независимая газета.2000 г. 4 октября.
38 Наумов А.В. Уголовно-правовое значение насилия//Насильственная преступность.М.,1997.с.63-64.
3 См.: Блищенко И.П., Фисенко И.В. Международный уголовный суд М.,1998.с.85-90.
4 С.А. Глотов. Конституционно-правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека.Саратов.1999. с.86,с.330.
5 В.И.Попов, ВЛ.Исраэлян. ООН как инструмент по поддержанию и укреплению мира.М.,1980.с.170.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. М.,Инфра-М 2007 г.
2. Устав Организации Объединенных Наций, принятый на Конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 г. / Яндекс.ру.
3. Устав Международного военного трибунала (Нюрнбергского) от 8 августа 1945 г./ Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1955.Вып.11.
4. Римский Статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 Г. //www.un.org/russian
5. Определение агрессии как международного преступления от 14 декабря 1974 г.// Официальные документы ООН.Т.1.Нью-Йорк, 1975.
6. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г.//Ведомости Верховного Совета СССР.1954.№ 12.Ст.244.
7. Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него ОТ 30 ноября 1973 Г.// www.un.org/russian
8. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинного оружия от 10 апреля 1972 г.//Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып.31.М.,1977.
9. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении от 3 января 1993 Г.// www.un.org/russian
10. Конвенция о лицах, пользующихся международной защитой - Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от 14 декабря 1973 г.//Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 33. М.,1979.
11. Проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества//Российская юстиция.1995.№ 12.
12. Уголовный кодекс Российской Федерации.М.,2008.
13. Уголовный кодекс Франции.М.,1993.
14. Уголовный кодекс ФРГ.М.,1996.
15. Уголовный кодекс Испании.М.,1998.
16. Уголовный кодекс Республики Польша.Минск,1998.
17. Закон СССР от 12 марта 1951 г. "О защите мира".//СПС "Консультант".
18. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1965 г. "О наказании лиц, виновных в преступлениях против мира и человечности и военных преступлениях, независимо от времени совершения преступлениям/Ведомости Верховного Совета СССР № 10 1965 г.Ст.123
19. Закон РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г.//СПС "Консультант".
20. Закон РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991г.//Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ 1992г. № 7.Ст.300.
21. Закон РФ "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г.//Российская газета.31 мая 2003 г.
22. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.//Ведомости Верховного Совета СССР.1964.№ 18.Ст.221.
23. Конвенция о специальных миссиях 1969 г.//Международное публичное право. Сборник документов.Т.1.М.,1996.С.209-221.
24. Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г.//Между народное публичное право. Сборник документов.Т.1.М.,2007.С.237-241.
25. Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждениях ООН 1947 г.//Международное публичное право. Сборник документов.Т.1.С.279-288.
26. Венская конвенция о консульских сношениях 2008 г.//Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.1989.№ 12 Ст.275.
27. Адельханян Р.А. Военные преступления в современном праве. М.,2008.
28. Влищенко И.П., Фисенко И.В. Международный уголовный суд. М., 2008.
29. Великая Отечественная война в вопросах и ответах (1941-1945) М.,2007.
30. Глотов С.А. Конституционно-правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека.Саратов.2007.