3. Тактика действий судебного пристава в ходе подготовки судебного заседания
4. Тактика действий судебного пристава в ходе судебного заседания
5. Тактика действий судебного пристава в особых условиях
Глава 3. Психология деятельности судебного пристава
Глава 4. Оружие, технические и специальные средства Службы судебных приставов
Глава 5. Взаимодействие службы судебных приставов
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
Очередным этапом на пути реализации судебно-правовой реформы в России стало принятие Федерального закона "О судебных приставах". Система органов юстиции пополнилась специальной структурой, основными задачами которой является обеспечение установленного порядка деятельности судов, а также исполнение судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве". В зависимости от выполняемых задач судебные приставы подразделяются, соответственно, на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.
Отличие в характере и содержании их деятельности столь серьезно, что уместно говорить о двух различных по своим функциям должностях в рамках одной Службы судебных приставов Министерства юстиции России. И если институт судебных приставов-исполнителей был создан на основе действовавшей ранее системы судебных исполнителей, то формирование подразделений судебных приставов по обеспечению установленного порядка в деятельности судов пришлось начинать с нуля. В этой связи особую значимость приобретают проблемы профессиональной подготовки судебных приставов, освоение ими всей суммы знаний, навыков и умений, которые предусмотрены квалификационной характеристикой специалиста.
У некоторых посетителей суда вызывают откровенное недоумение принимаемые приставами меры: проверка документов, регистрация посетителей суда, проверка металлодетектором. Тогда как добропорядочный гражданин, не имеющий злого умысла, совершенно адекватно воспринимает подобные меры, например, в зданиях аэропорта, более того, будет возмущён, если меры безопасности не будут приняты. А ведь здание суда -- это не только место большого скопления людей, но и учреждение, в котором рассматриваются уголовные дела, решаются финансовые и материальные споры. Данные обстоятельства повышают вероятность совершения насильственных действий, вплоть до совершения терактов (с целью устранения свидетелей, оказания давления на судейский состав и других граждан, из чувства мести и т.д.).
Сложное психологическое состояние граждан, находящихся в здании суда, постоянно возникающие конфликты между сторонами, которые могут привести к административным правонарушениям, а то и преступлениям, вызывают необходимость в обеспечении общественного порядка в помещениях судов и в судебных заседаниях. Вот эта обязанность и возложена на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. При этом надо учитывать специфику взаимоотношений, складывающихся при осуществлении правосудия. Судебному приставу здесь приходится проявлять максимум выдержки и такта, стараться предотвратить конфликт, а в случае его возникновения, действовать быстро, решительно и исключительно в рамках закона.
Но ведь действия приставов ни в коей мере не ущемляют права граждан, они напротив всецело направлены на их безопасность. К сожалению, жизнь подтверждает необходимость существования такой службы. Жители Ставропольского края помнят о взрыве в здании Дома правосудия г. Ставрополя в марте 2004 года. Тогда, к счастью, обошлось без жертв. А вот недавний пример по Санкт-Петербургу гораздо печальней. Там в процессе судебного заседания один из обвиняемых (бывший работник милиции) во время чтения приговора взорвал гранату, в результате погиб сотрудник конвойного подразделения, ещё 11 человек, в том числе подсудимые, судья и секретарь суда получили ранения различной степени тяжести.
Обеспечение установленного порядка деятельности судов -- это не обеспечение просто порядка в здании суда или в зале в процессе заседания. Порядок деятельности судов понятие гораздо более широкое. Представьте себе ситуацию: идёт судебный процесс, обвиняемый или обвиняемые уже длительное время находятся в следственном изоляторе, граждане, участвующие в судебном процессе, добросовестно являются в судебное заседание, тратят своё личное и рабочее время, планируют свою работу судья, прокурор, адвокат, секретарь, конвойное подразделение и ещё масса сотрудников, прямо или косвенно занятых в судебном процессе. Тратятся деньги налогоплательщиков.
При этом нередки случаи, когда по вине безответственных граждан, которые уклоняются от явки в судебное заседание, срывается судебный процесс. Обвиняемый продолжает находиться в камере СИЗО, остальные вынуждены являться повторно, причём, иногда неоднократно. О каком же тут порядке деятельности судов может идти речь?
В этом случае судья имеет полное право вынести постановление (определение) о принудительном приводе. Исполнение этого постановления также входит в функции судебных приставов по ОУПДС.
Аналогичная ситуация зачастую возникает и при проведении исполнительного производства. Только здесь речь идёт уже о выполнении решения суда, что само собой подразумевает необходимость более кардинальных действий со стороны судебных приставов. Тем более что в данной ситуации возникают отношения сторон: истец -- государство в лице судебного пристава -- ответчик. Истец, конечно, заинтересован в скорейшем исполнении решения суда. Ответчик напротив всеми силами старается это исполнения затянуть. А пристав обязан исполнить решение суда в максимально короткий срок. Вот здесь опять не обойтись без помощи судебного пристава по ОУПДС, который имеет право в принудительном порядке доставить к судебному приставу-исполнителю уклоняющееся от явки лицо.
Судебные приставы подвергаются зачастую нападкам со стороны ответчиков и прямым угрозам. Например, если имеется информация о возможном готовящемся противодействии законным требованиям судебного пристава-исполнителя, учитывая сумму, предъявленную для взыскания в исполнительном листе, личность должника, возможный общественный резонанс и т.д., старший судебный пристав может принять решение на участие в исполнительном действии судебных приставов по ОУПДС. Здесь они уже выполняют функции защитников судебных приставов-исполнителей.
За время работы службы судебных приставов известна масса случаев, когда без участия судебных приставов по ОУПДС исполнительные действия были не только невозможны, но и весьма опасны для судебных приставов-исполнителей и других участников исполнительных действий.
Ну, если необходимо исполнить решение суда о выселении; сносе незаконных построек; аресте имущества предприятий и передачи их новым, признанным судом владельцам; аресте имущества у лиц, находящихся в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, а также с неустойчивой психикой: Как, Вы думаете, встречают в этом случае судебных приставов-исполнителей? Проклятия, оскорбления, травля собаками, попытки применения оружия или бытовых предметов в качестве него с целью нанесения увечий судебному приставу или взыскателю, привлечение криминальных структур: Случается всякое. Задача судебного пристава по ОУПДС обеспечить беспрепятственный доступ судебного пристава-исполнителя к месту исполнительных действий и при этом гарантировать ему безопасность.
Вот почему тема данного диплома являетсяважной и главное актуальной в настоящее время. Работа отражает все аспекты по подготовке судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов. На основе изучения действующего законодательства и подзаконных актов, складывающейся практики анализируется правовое положение этой категории судебных приставов, их права и обязанности, система социальных и правовых гарантий, организация работы всех звеньев Службы судебных приставов. Учитывая специфику функционирования судебных приставов, в работе рассмотрены виды судебной деятельност
Особое внимание уделяется вопросам тактики деятельности судебного пристава по исполнению возложенных на него функциональных обязанностей, рассматриваются конкретные приемы и методы работы судебного пристава по обеспечению безопасности судей, народных и присяжных заседателей, других участников процесса, восстановлению нарушенного порядка в зале судебного заседания и в здании суда, охране совещательных комнат и судебных помещений, предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений, осуществлению привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю.
Важное место в работе занимают конкретные рекомендации судебному приставу по действиям в экстремальных ситуациях: при вооруженных нападениях на здание суда, при пресечении попыток несанкционированных действий в отношении потерпевших и подсудимых, поступления информации о готовящимся террористическом акте и т.п.
Профессиональный интерес представляет использование судебным приставом различного рода средств связи, а также приборов, позволяющих вести наблюдение за объектами, находящимися как внутри, так и вне здания суда, специальных устройств, обеспечивающих безопасность и защиту судебного пристава
Обстоятельный комментарий сопровождает правила применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Здесь же разъясняется, что и при каких обстоятельствах должно быть применено и что применять недопустимо, какая ответственность может наступить для судебного пристава в случае нарушения им требований закона.
В целом рассмотрены правовые понятия, суть которых должна быть хорошо знакома судебному приставу в силу решаемых им задач.
Глава 1. Понятие и виды судебной деятельности.
Действующее законодательство Российской Федерации не дает определения судебной деятельности. В нормах и положениях отдельных нормативных актов, регламентирующих те или иные аспекты деятельности суда, а также в специальной юридической литературе термин "судебная деятельность" используется как однопорядковый с такими правовыми категориями, как "правосудие", "правоохранительная деятельность суда" или "деятельность суда".
Между тем, различие здесь не только очевидно, но и объективно необходимо, поскольку правильное понимание сущности и содержания каждого из видов названной деятельности позволит, с одной стороны, глубже и лучше понять специфику и механизмы реализации именно судебной власти как исключительного конституционного правомочия суда; с другой - методологически правильно исследовать связи и взаимосвязи этой основополагающей функции деятельности суда с другими его правомочиями и направлениями деятельности.
Первичным элементом такого анализа должно стать понятие "правосудие" как фундаментальная категория нашей правовой науки и повседневной правоприменительной деятельности, неразрывно связанная с целями, задачами, функциями, сущностью и содержанием всей деятельности суда, исследуя которую, мы одновременно исследуем отдельные грани понятия и признаки судебной деятельности.
Правосудие как высшая форма судебной деятельности
В обыденном правосознании "правосудие" чаще всего понимается как право на суд; суд о праве; как справедливый, скорый суд, призванный разрешить конфликт двух спорящих между собой сторон. Но коль скоро "правосудие" относится к числу основополагающих правовых категорий, его определение и основные признаки, безусловно, должны опираться на соответствующие категории и нормы права, позволяющие гарантировать определенную стабильность в научном понимании и практическом применении этого многогранного правового явления. К числу таковых признаков (свойств) правосудия, выработанных нашей наукой, в частности, относят то, что:
1) этот вид государственной деятельности осуществляется только судом. Причем судом:
а) в любом предусмотренном законом судебном составе (единолично судьей, судьей и двумя народными заседателями, тремя профессиональными судьями; и т.д.); ст.15, 35 УПК РСФСР, ст.6 ГПК РСФСР, ст.14 АПК РФ
б) созданным и функционирующим в соответствии с нормами и положениями Конституции РФ, Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года "О судебной системе Российской Федерации" и Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года "О военных судах Российской Федерации". Данный вывод вытекает из анализа ч.1 ст.4 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", в соответствии с которой: "Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией и настоящим федеральным конституционным законом". Правильное понимание сущности этого признака в принципе исключает возможность отнесения к правосудию (и, соответственно, к судебной деятельности) юрисдикционной деятельности любых иных органов государства или органов общественной самодеятельности (товарищеских и третейских судов, судов чести, морских арбитражных комиссий и т.п.);
2) законом предусмотрен особый процессуальный порядок осуществления этой деятельности. Учитывая роль и социальное назначение данного вида государственной деятельности, законодатель определил, что она может осуществляться только посредством проведения судебного заседания как особой процессуальной формы деятельности суда и в точном соответствии с установленной законодателем, процессуальной формой ее реализации. Именно отсутствие судебного заседания, к примеру, не позволяет отнести к правосудию такую форму (несомненно) судебной деятельности, как действия и решения судьи по назначению судебного разбирательства, регламентированную главой 20 УПК РФ, а отсутствие строго регламентированной законодателем процессуальной формы не позволяет считать правосудием деятельность судьи по приему жалоб и заявлений граждан, осуществляемую в рамках гражданского судопроизводства;
3) способ осуществления этого вида государственной деятельности строго определен законом. Указанный признак свидетельствует о том, что этот вид судебной деятельности может осуществляться только конкретными способами, а не произвольно по усмотрению каких-либо должностных лиц или органов. Так, ст.4 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР" прямо указывает на то, что правосудие в Российской Федерации осуществляется путем (способом):
а) рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций;
б) рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных. Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1981. - N 28. - Ст.976.
Это однако не означает, что правосудие может быть реализовано исключительно в двух названных способах.
Происходящие в стране социально-экономические изменения, реформы судебно-правовой системы и обусловленные ей кардинальные изменения отраслевого законодательства позволяют сделать вывод о том, что понятием правосудия может и должна охватываться судебная деятельность по рассмотрению и разрешению не только уголовных и гражданских дел, но и административное, арбитражное и конституционное судопроизводство, так как каждое из них вполне отвечает признакам, сущности и содержанию правосудия. Бойков А.Д. Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 годов. - М., 1997. - С.60, 104-105.
Следовательно, в настоящее время можно и нужно говорить не о двух, а о нескольких самостоятельных формах отправления правосудия. Правосудие по уголовным и гражданским делам закреплено в нормах Закона о судоустройстве. На арбитражное правосудие как на свершившийся (законодательный и правоприменительный) факт указывают ст.4 ФКЗ РФ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и ст.1 Арбитражного процессуального кодекса. На конституционное правосудие как единственно возможную форму деятельности этого суда опосредованно указывают нормы ФКЗ РФ "О Конституционном Суде Российской Федерации". Наконец, ст.1 Федерального закона РФ "О мировых судьях в Российской Федерации" положен конец дискуссии о возможности отнесения к правосудию деятельности суда по разрешению дел об административных правонарушениях, так как теперь на самом высоком законодательном уровне определено, что порядок осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях отнесен к компетенции мировых судей; Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 51. - Ст.6270.
4) этот вид государственной деятельности завершается принятием особого судебного решения - акта правосудия, которому, в свою очередь, присущ признак общеобязательности. Это означает, что вступившее в законную силу судебное решение, является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и должностных лиц, граждан. Неисполнение судебного решения может повлечь применение к виновным государственного принуждения, в т.ч. и различного рода санкций (к примеру, применение ст.315 УК РФ).
Исходя из названных признаков, под правосудием обычно понимают: (1) вид государственной деятельности; (2) осуществляемой только судом; (3) путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях, в строго урегулированной законодателем процессуальной форме; (4) отнесенных к его компетенции правовых конфликтов; (5) и принятия общеобязательных решений; (6) обеспеченных (подкрепленных) государственным принуждением
Собственно правосудием судебная деятельность никак не исчерпывается, поскольку законодатель и судебная практика дифференцируют ее формы и содержание.
Судебный контроль как форма судебной деятельности.
Судебный контроль как форма (вид) судебной деятельности длительное время был предметом исключительно гражданского судопроизводства. Практически, однозначно понимаемый как самостоятельная процессуальная деятельность судов общей юрисдикции, он включал в свое содержание нормы и, конечно, практическую деятельность суда, осуществляемую в рамках проверки жалоб граждан на неправильности в списках избирателей (гл. 23 ГПК), дела о взыскании недоимок по налогам, обязательному окладному страхованию и самообложению (гл. 25 ГПК), дела по жалобам на действия административных органов (гл. 24 ГПК) и т.п
Новое звучание идея судебного контроля получила в начале - середине 90-х годов с принятием ряда законодательных новелл в области гражданского и уголовного судопроизводства.
Так, Законом от 23 мая 1992 года к сфере судебного контроля были отнесены проверка законности и обоснованности решения органа предварительного расследования: о применении меры пресечения - ареста; о продлении срока содержания под стражей; кратковременном задержании лица по подозрению в совершении преступления. Закон РФ от 23 мая 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" // Ведомости Совета народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1991. - N 25. - Ст.1865. Законом от 2 июля 1992 года "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" установлен судебный контроль за недобровольным оказанием психиатрической помощи гражданам. Ведомости Верховного Совета РФ. - 1993. - N 33. - Ст.1914. Значительно сфера судебного контроля расширилась с принятием новой Конституции РФ, так как в соответствии с ее нормами предметом практической деятельности суда в сфере уголовного судопроизводства стал контроль за законностью и обоснованностью действий и решений органа предварительного расследования, связанных с необходимостью ограничения конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телеграфных и иных сообщений, тайну телефонных и иных переговоров (ст.23 -25 Конституции РФ).
Организационно-обеспечительные и факультативные формы судебной деятельности.
Анализ деятельности суда по отправлению того или иного вида судопроизводства, а также всей совокупности норм, регламентирующих эту деятельность, свидетельствует о том, что правосудие и судебный контроль еще не исчерпывают собой всего содержания судебной деятельности. Признавая ведущую, определяющую роль правосудия и занимающего все более прочные позиции судебного контроля в отправлении полномочий судебной власти, надо все же признать, что в ряде случаев их реализация невозможна без определенной деятельности суда по созданию для этого необходимых (материальных, процессуальных, организационных) условий, либо устранению возможных препятствий к ее осуществлению. Являясь объективно необходимым условием (предпосылкой) эффективного осуществления правосудия или судебного контроля, подобная деятельность нередко включает в себя существенные элементы организационно-распорядительных или иных управленческих (по сути) действий и решений суда.
Обеспечительные (вспомогательные) формы судебной деятельности. Так, в рамках уголовного судопроизводства отправление правосудия, к примеру, объективно невозможно без такой формы деятельности суда, как подготовительные действия судьи к судебному заседанию, детально урегулированной законодателем в главе 20 УПК РФ. В рамках гражданского судопроизводства эффективное отправление правосудия также предполагает предварительную деятельность судьи по подготовке дела к судебному заседанию, которая детально урегулирована законодателем в главе 14 ГПК РФ. Эта форма судебной деятельности присуща и арбитражному процессу (ст.112 АПК РФ).
В каждом из указанных случаев, суд, действуя строго в рамках предоставленных ему полномочий, либо выясняет реальные предпосылки для будущего отправления правосудия по конкретному делу или спору сторон; либо активно способствует (помогает) сторонам в создании таких предпосылок, либо в рамках необходимых организационно-распорядительных действий обеспечивает саму возможность своевременного и эффективного проведения предстоящего судебного заседания, обеспечивая тем самым реализацию основного направления деятельности судебной власти.
Вместе с тем, для правильного понимания характера названной деятельности, следует учитывать и то обстоятельство, что ее практическое осуществление отнесено к компетенции суда, ее содержание и процедуры строго урегулированы нормами процессуального законодательства, а цели и задачи во многом предопределены целями и задачами того или иного вида правосудия, эффективное осуществление которого она и призвана обеспечить. Все это дает нам основание считать данное направление деятельности суда не только организационно-распорядительным, но и процессуальным, а следовательно, и относительно самостоятельным видом судебной деятельности, несмотря на ее вспомогательный (обеспечительный) характер.
Представляется, что подобный же (вспомогательный) характер носит и деятельность суда по обеспечению исполнения судебных решений (или изменению порядка их исполнения). То, что это направление деятельности не относится к правосудию, признается фактически однозначно. Однако признается и то, что эффективное осуществление правосудия, реализация его целей и задач во многом предопределены именно тем, как реализуются судебные решения.
Сама деятельность по исполнению судебных решений не может относиться ни к правосудию, ни даже к судебной деятельности, так как реальным исполнением (реализацией) судебных решений, как известно, занимается Служба судебных приставов, созданная и функционирующая при Министерстве юстиции РФ (и его подразделениях на местах), т.е. органа исполнительной власти. Сущность, содержание и формы реализации этой деятельности также заставляют нас отнести ее к сфере функционирования исполнительной власти. В соответствии с Конституцией РФ (ст.18), законодательная, судебная и исполнительная ветви власти реализуются самостоятельно, не смешиваясь и не пересекаясь в своей компетенции. Это очевидно, и не требует дополнительных аргументов. Поэтому на суд как на орган судебной власти никак не может быть возложена функция исполнения судебных решений. Это несовместимо с его ролью в правовом государстве. Вместе с тем, законное, обоснованное и своевременное обращение к исполнению судебных решений - это, несомненно, сфера деятельности суда, достаточно урегулированная отраслевым процессуальным законодательством, и направленная в конечном итоге на эффективное достижение целей и задач правосудия, законности и правопорядка в стране. Отрицать ее судебный характер вряд ли возможно.
Подобный же судебный характер носит, например, и деятельность судьи, связанная с разрешением вопросов, возникающих при исполнении приговоров по уголовным делам (об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене одного режима содержания осужденного на другой, об освобождении от отбывания наказания по болезни или инвалидности, о снятии судимости, о замене наказания более мягким). Мельников А «Судебные приставы - это исполнительная власть» Рос. Юстиция №4, С26,27.2000
Общий, обеспечительный характер каждого из видов названной деятельности дает нам основание сгруппировать их в отдельный, относительно самостоятельный вид судебной деятельности, который в силу своей специфики не может быть объединен ни с правосудием, ни с судебным контролем.
Факультативные формы судебной деятельности. Действующее законодательство относит к сфере полномочий судебной власти и такие направления в деятельности суда:
- производство по наложению денежных взысканий и штрафов (гл. 26 УПК РФ; гл. 8 ГПК РФ);
- вынесение частных определений по тем или иным вопросам, возникающим в ходе отправления правосудия (ст.212 УПК РФ; ст.225 ГПК РФ).
Первое направление деятельности служит своего рода процессуальной санкцией, применяемой по решению суда к лицам, виновным в нарушении (неисполнении) требований тех или иных процессуальных норм, и может осуществляться как в рамках отдельного судебного заседания, так и одновременно с вынесением акта правосудия по конкретному делу (ст.323 УПК РФ). Представляется, что и в первом, и во втором случае это направление деятельности суда носит достаточно самостоятельный характер и не может быть сведено к отправлению правосудия. Имея процессуальный характер, осуществляемое судом в рамках предоставленных ему полномочий, это направление деятельности, безусловно, относится к судебной деятельности, которая, в то же время, имеет факультативный характер, так как имеет место не всегда, а лишь в случае наличия, определенных законом нарушений и соответствующей им инициативы суда.
Подобный же факультативный характер имеет и деятельность суда, связанная с вынесением частных определений по вопросам, указанным в ст.212 УПК РФ или ст.225 ГПК РФ, так как и здесь возможные нарушения и возможная реакция суда на них имеют место далеко не всегда и не по всем категориям дел. Однако, являясь самостоятельной формой судебной деятельности, она также должна быть включена в ее содержание, поскольку возможное игнорирование этой ее составляющей обедняет содержание и понимание целого.
Сказанное позволяет определиться в понятии и обязательных признаках судебной деятельности как особой формы реализации полномочий судебной власти.
На мой взгляд, судебная деятельность это:
1. строго урегулированная законодателем и обеспеченная государственным принуждением отрасль правоохранительной деятельности,
3. осуществляемая только судом в пределах его компетенции,
4. направленная на эффективную реализацию полномочий судебной власти,
5. посредством отправления правосудия, судебного контроля, либо создания для этого необходимых предпосылок (условий),
6. имеющая своей целью защиту личности, ее интересов, прав и свобод, а также защиту интересов государства и общества.
Глава 2. Тактика деятельности судебного пристава. 1. Общие положения тактики деятельности судебного пристава
В самом широком смысле, безотносительно к видам человеческой деятельности, тактику следует рассматривать как искусство маневрирования тремя составляющими: исходной информацией, тактическими процедурами, средствами данного вида деятельности. Ключевыми исходными понятиями тактики являются следующие
Тактическая ситуация, т.е. совокупность обстоятельств, в которых действует субъект данного вида деятельности. В зависимости от поисково-познавательной и процедурной стороны работы это могут быть ситуации:
- получения исходной информации;
- анализа информации и принятия решений;
- реализации тактического решения.
На содержание и развитие тактической ситуации в деятельности судебного пристава влияют две группы факторов.
К числу объективных факторов, влияющих на развитие тактической ситуации, следует относить
- количество информации, имеющейся в распоряжении судебного пристава;
- характеристику объекта, на котором судебный пристав находится в период выполнения возложенных на него функций;
- природно-климатические факторы на объекте и прилегающей к нему территории;
- этнические факторы и традиции, существующие в регионе, где работает судебный пристав
- временные факторы, т.е. наличие времени для принятия судебным приставом оптимального решения и реализации процедур в рамках возложенных на него функций;
- наличие сил и средств, имеющихся в распоряжении судебного пристава.
В качестве субъективных факторов, определяющих содержание и ход тактической ситуации, следует учитывать:
- психологическое состояние судебного пристава;
- психологическое состояние людей в зале суда или на ином объекте, где судебный пристав осуществляет свою деятельность;
- вероятность возникновения конфликтов на объекте охраны;
- умысел заинтересованных лиц на противодействие судебному приставу;
- возможность совершения судебным приставом ошибочных действий и проявления безответственности и неисполнительности при выполнении им своих функциональных обязанностей.
Тактическое решение - это вывод судебного пристава о путях решения стоящей тактической задачи. Содержание тактической задачи вытекает из задания, поступающего в Службу судебных приставов, а само решение принимается с учетом объективных и субъективных факторов, влияющих на содержание и развитие тактической ситуации.
Тактический прием является ключевым звеном тактики деятельности судебного пристава. Под тактическим приемом следует понимать наиболее целесообразный и эффективный способ или процедуру решения стоящей тактической задачи. В деятельности судебных приставов могут использоваться тактические приемы:
- осмотра стационарных охраняемых объектов;
- осмотра транспорта;
- досмотра задержанных лиц;
- использования физической силы, специальных средств и оружия судебным приставом;
- действий в чрезвычайных ситуациях и иные.
Тактическая комбинация - это сочетание в рамках одного тактического решения и реализуемых на его основе тактических процедурах комплекса мер охранного, специально-технического, организационного и оперативного характера, которые позволяют обеспечить безопасность судей, иных участников судебного процесса, предотвратить террористический акт в суде, обеспечить успех исполнительного производства и иное.
Тактический риск в теории принятия решений рассматривается как допущение субъектом данного вида деятельности (в нашем случае осуществления процедур на основе ранее принятого решения). Отрицательные последствия по результатам осуществления тактически рискованного решения наступают в том случае, когда субъект не учитывает объективных и субъективных факторов, определяющих содержание тактической ситуации.
В качестве решения с элементами тактического риска в деятельности судебных приставов следует рассматривать:
- решение об усилении режима охраны за счет увеличения количества судебных приставов и игнорирования необходимости использования технических средств контроля посетителей и оперативных форм обеспечения безопасности судебного процесса;
- решение об экипировке судебных приставов на период обеспечения безопасности судебного процесса автоматическим оружием;
- решение судебного пристава собственными силами обезвредить или вынести из помещения взрывное устройство, которое подложено в здание суда или иное судебное помещение;
- попытку судебного пристава единолично пресечь групповое нарушение установленного порядка в суде.
Успех тактических процедур по обеспечению установленного порядка деятельности судов в значительной степени зависит от использования судебным приставом в своей деятельности следующих основополагающих принципов:
- законности используемых тактических приемов, специальных средств и оружия судебными приставами;
- оптимального сочетания сил и средств в деятельности по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
- максимального учета всех факторов в деятельности судебного пристава;
- экономичности и целесообразности принимаемых тактических решений;
- безопасности процедур по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Под обеспечением установленного порядка деятельности судов понимается следующий комплекс мер:
- обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;
- выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде;
- исполнение решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;
- обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;
- проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранности;
- поддержание общественного порядка в судебных помещениях;
- взаимодействие с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;
- предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, а в случае необходимости задержание их с последующей передачей органам милиции;
- осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю.
Осуществление судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов охранных мероприятий должно базироваться на комплексе знаний, умений и навыков. К числу ключевых знаний и умений следует отнести способность своевременно распознавать признаки, свидетельствующие о криминальном оттенке происходящих событий. Рассмотрим указанные признаки применительно к формам преступного посягательства на охраняемые объекты.
Характеристика форм преступного посягательства на охраняемые объекты.
Непосредственным объектом преступных посягательств, применительно к рассматриваемому мною вопросу, будут являться установленный порядок деятельности судов, товарно-материальные ценности, находящиеся в здании суда, материалы судебных дел и вещественные доказательства, жизнь и здоровье работников суда, участников судебного процесса, а также самого судебного пристава. В большей степени подвержены преступным посягательствам неохраняемые объекты и те, которые имеют слабую техническую укрепленность. Еще одним фактором, существенно увеличивающим вероятность преступного посягательства, является недостаточный уровень обеспечения безопасности охраняемых объектов, недостатки в организации и осуществлении охранных мероприятий.
В зависимости от инициативы совершения преступления, тщательности его подготовки и решительности субъектов, которые могут посягнуть на вышеуказанные объекты, их следует классифицировать следующим образом: