b>Основные характеристики профессиональной деятельности судебного пристава:
Правовая регламентация.
Деятельность судебных приставов довольно четко регламентирована. Ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, превышение судебным приставом своих полномочий рассматривается как нарушение закона, свидетельствует прежде всего о низком уровне его профессиональной компетентности.
Нормативные рамки, в которых судебный пристав осуществляет свою профессиональную деятельность, способствуют формированию стремления строго придерживаться правовых норм, определяют соответствующие стереотипы поведения. Потребность соблюдать нравственные, правовые нормы является одной из ведущих, доминирующих среди прочих социально значимых потребностей, влияющих на правосознание. Все это определяет высокий уровень социализации личности, ее ответственности перед обществом, нормативности поведения. Надо заметить, что правовая регламентация выступает не только как фактор позитивно развивающий, дисциплинирующий личность, но и как фактор, осложняющий выполнение профессиональных обязанностей. Очевидно, что выполнение деятельности, жестко регламентированной правовыми нормами, требует от судебного пристава постоянного контроля за своими действиями, что предполагает наличие определенного набора личностных характеристик (эмоционально-волевых, интеллектуальных и др.).
Властный характер профессиональных полномочий.
В соответствии с действующим законодательством судебный пристав имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие; удалять из зала суда лиц, находящихся в состоянии наркотического, алкогольного или токсического опьянения, а также лиц, нарушающих порядок судебного заседания; задерживать лиц, допустивших нарушение общественного порядка в здании суда, и передавать их в органы внутренних дел. Кроме того, судебные приставы осуществляют приводы лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, и участвуют в принудительном исполнении судебных актов и актов других органов. Предоставление перечисленных полномочий предполагает их разумное использование с учетом характера содеянного правонарушителем, сложившейся ситуации, личности субъекта, в отношении которого применяются те или иные меры правового характера.
Реализация властных полномочий нередко может приобретать конфликтный характер. Принятие решений в ситуациях конфликтного взаимодействия требует от судебного пристава способности анализировать и прогнозировать последствия своих действий; эмоциональной уравновешенности и, в то же время, решительности; при необходимости жесткости в действиях , в то же время, уважительного отношения к людям.
Повышенная стрессогенность.
Профессиональная деятельность судебного пристава в ряде случаев носит весьма напряженный, ответственный характер. Главным образом, это может быть связано с противодействием заинтересованных лиц. Формы такого противодействия могут выражаться в неправомерном воздействии на защищаемых лиц, создании угрозы безопасности в местах судебного заседания, попытках завладения или уничтожения уголовного дела и вещественных доказательств и т.п. Самостоятельный стрессовый фон создает и конфликтный характер деятельности судебного пристава, необходимость постоянной готовности к пресечению возможных нарушений, что связано с физическим и психическим напряжением.
Нередко нервно-психические перегрузки приводят к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, к появлению невротических реакций, психосоматических функциональных расстройств и различных заболеваний на этой почве. В связи с этим судебные приставы должны отличаться хорошим физическим здоровьем, устойчивостью к длительно воздействующим психофизическим перегрузкам, высокой работоспособностью, нервно-психической и эмоциональной стабильностью.
Высокий уровень личной ответственности.
Уровень личной ответственности судебного пристава определяется характером, решаемых им задач. Выполняя свои профессиональные функции, судебный исполнитель должен осознавать, что он несет персональную ответственность за безопасность защищаемых лиц и остальных граждан, находящихся в судебных помещениях. От его добросовестности и профессионализма зависит очень многое. От сохранности материалов уголовного дела и вещественных доказательств зависит, будет ли вынесен справедливый приговор, а от надежности мероприятий по обеспечению безопасности защищаемых лиц и охраны судебных помещений зависит не только объективность рассмотрения дела, но, возможно, жизнь и здоровье конкретных людей. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел - - 1997. - С.141-143. Ответственное отношение к своей работе предполагает высокий уровень профессионализма, социальной зрелости, смелости, уверенности в себе, способности брать на себя инициативу в критических ситуациях. Приведенные выше особенности профессиональной деятельности судебных приставов являются наиболее общими, базовыми для представителей большинства правоохранительных органов. Выделение полного перечня профессионально важных качеств судебного пристава, разработка его психограммы (совокупности психологических качеств и характеристик, важных с точки зрения профессиональной эффективности) предполагает проведение научного исследования и анализа практической деятельности. В связи с тем, что должности судебных приставов введены недавно и по этой проблеме пока не проводилось исследований, мы обратимся к характеристикам, разработанным для сотрудников правоохранительных органов, выполняющих сходные функции. По своим параметрам и целям деятельность судебных приставов наиболее сходна с характеристиками административно-надзорной и охранной деятельности органов внутренних дел. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел. - 1997. Основным содержанием административно-надзорной деятельности является наблюдение и пресечение нарушений правопорядка в общественных местах. Охранная деятельность заключается в тщательном наблюдении за охраняемыми объектами и пресечении посягательств на охраняемое имущество. Анализ психограмм представителей соответствующих служб органов внутренних дел и нормативных документов, определяющих требования к профессиональной деятельности и личности судебных приставов, позволил определить психологические характеристики, способные в дальнейшем стать основой психограммы судебного пристава. Психологические качества судебного пристава, обеспечивающие эффективность его профессиональной деятельности:
1. Особенности внимания и наблюдательности. Эти характеристики имеют особенно важное значение при осуществлении охраны зданий, помещений судов и совещательных комнат, в частности, в процессе их обследования. Немаловажными они являются и в процессе наблюдения за обстановкой в зале суда, при обеспечении безопасности защищаемых лиц. 2. Профессионально важные эмоциональные и волевые качества. Они наиболее важны для судебного пристава в ситуациях осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, а также в процессе предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений, при задержании лиц, их совершивших, удалении из зала суда нарушителей и т.п.
3. Интеллектуальные характеристики. В данном случае речь идет не обо всех возможных характеристиках интеллектуальной сферы судебного пристава, а лишь о тех, которые являются наиболее важными для принятия адекватных решений в различных ситуациях профессиональной деятельности. В первую очередь, речь идет о способности быстрой ориентировки и принятия решения в сложных, конфликтных ситуациях межличностного взаимодействия, а также о ситуациях, в которых от быстроты и правильности выбора действий зависит безопасность защищаемых лиц.
4. Коммуникативные способности. Специфика профессионального общения судебного пристава состоит в том, что для него крайне важным является знание характеристик невербального общения. Это обусловлено необходимостью определять по внешним проявлениям, поведенческим признакам внутренние (в первую очередь, эмоциональные) состояния и возможные намерения граждан, находящихся в судебных помещениях. Такие знания помогут своевременно предупреждать, а при необходимости и пресекать нарушения и даже возможные преступления в зале суда. Леонтьев А.А. Психология общения. - М., 1997.
5. Особенности памяти. Профессиональная память, необходимая судебному приставу, эффективно "работает" в процессе осуществления наблюдения. Судебный пристав должен фиксировать и запоминать присутствующих в судебном помещении и их поведение, отслеживать происходящие изменения.
6. Моторные качества. Учитывая конфликтный характер деятельности судебного пристава, ему необходимы хорошо развитые моторные качества, четкие стереотипы поведения для деятельности в экстремальных, быстротекущих ситуациях:
- способность к быстродействию в условиях дефицита времени;
- быстрая реакция на возникновение неожиданных раздражителей
- устойчивые стереотипы поведенческих реакций на различные экстремальные ситуации, включая силовое противоборство. Мельников А. «Судебные приставы - это исполнительная власть» Рос. Юстиция №4, С.26, 27.2000
Существенную часть функций судебного пристава обеспечивает административно-надзорная деятельность, т.е. деятельность, связанная с контролем общественного порядка. В этой связи, для корректировки психограммы судебного пристава может быть использована психодиагностическая модель, определяющая профессионально важные для административно-надзорной деятельности качества личности. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел. - С.134 Наиболее успешные субъекты этой деятельности обладали следующими характеристиками:
- наличие определенного жизненного и профессионального опыта;
- интерес к человеку, его переживаниям, способность к эмпатии;
- уверенность в себе, настойчивость, раскованность, способность к противодействию, стремление к личным впечатлениям;
- спортивные качества;
- способность к усвоению новых знаний, обучению;
- склонность к соперничеству, противоборству;
- активная личностная позиция, мотивация достижений, быстрота принятия решений;
- контроль над агрессивностью, требовательность, социальная направленность интересов.
При составлении психограммы для субъекта любой профессиональной деятельности следует помнить, что это идеальный вариант. Не все декларируемые качества в равной мере должны быть выражены у каждого конкретного судебного пристава. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения. - М., 1996 Здесь необходимо учитывать компенсаторный характер профессионально важных качеств личности, т.е. недостаточный уровень одних может быть компенсирован повышенным уровнем других.
Глава 4. Оружие, технические и специальные средства Службы судебных приставов.
Современная научная концепция применения технических средств в правоохранительной сфере исходит из системно-деятельностного подхода и рассматривает технику как инструментальные средства деятельности. Это предполагает при определении системы технических средств, применимых в деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исходить из системы задач, поставленных перед этой службой. К таким задачам Федеральный закон РФ "О судебных приставах" относит ряд обязанностей по обеспечению общественного порядка в судебных помещениях и безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время, а также взаимодействие с другими правоохранительными органами. Приведенный комплекс задач определяет применяемую при этом систему технических средств. Обеспечение порядка во время судебного процесса и безопасности его участников невозможно без применения специальных средств. Охрану помещений наиболее рационально можно организовать только при помощи технических средств охраны, а эффективная система связи позволяет значительно повысить оперативность выполнения возложенных законом обязанностей.
Применение технических средств должно быть научно обоснованным, безвредным для здоровья человека и окружающей среды, соответствовать нравственным принципам. Важнейшим требованием является строгое соблюдение законности, в частности, оружие и специальные средства должны использоваться только в случаях, предусмотренных ст.17 Закона "О судебных приставах".
Средства связи.
Средства связи являются основным техническим средством, которое обеспечивает постоянное непрерывное оперативное управление всеми силами при проведении различных мероприятий.
В служебной деятельности судебных приставов средства связи используются в следующих целях:
- для оперативного руководства силами по поддержанию порядка в суде и охране помещений;
- для оперативного взаимодействия с подразделениями МВД, ВС и другими силами при проведении совместных мероприятий.
Система связи должна обеспечивать высокую надежность и достоверность передачи информации в сроки, обусловленные складывающейся обстановкой.
Для организации и обеспечения связи применяются проводные, радио- и комбинированные средства связи. При помощи этих средств организуется телефонная, телеграфная, факсимильная и сигнально-кодовая виды связи.
Телефонная связь используется для ведения устных переговоров; телеграфная - для передачи текстовой информации; факсимильная - для передачи (приема) изображений документов, предметов и других объектов; сигнально-кодовая - для передачи (приема) сигналов, команд, распоряжений.
Проводные средства обеспечивают высокое качество и удобство установления связи, но обладают меньшей оперативностью. Они используются для передачи (приема) информации только между стационарными объектами. По проводным каналам связи организуется низкочастотная и высокочастотная (ВЧ) телефония, телеграфная и факсимильная связь.
Высокочастотная телефония обеспечивает защиту от прослушивания переговоров посторонними лицами за счет преобразования низкочастотного речевого сигнала в высокочастотный и его последующего кодирования. Прослушать передаваемую информацию можно только с помощью специальной декодирующей аппаратуры ВЧ-связи. Низкочастотные телефонные каналы связи от прослушивания посторонними лицами не защищены.
Телеграфный и факсимильный виды связи обеспечивают документальность при передаче информации. Станции абонентского телеграфа используют собственные каналы телеграфной сети и позволяют устанавливать соединения с любым абонентом, автоматически (при отсутствии оператора) принимать информацию. Факсимильная связь организуется либо по телефонной сети с использованием специальных средств (факсимильных аппаратов), либо по сетям фототелеграфа.
Местная и междугородняя телефонная связь организуется при использовании коммуникаций и аппаратуры Министерства связи, включаемых в городскую телефонную сеть. Для организации связи на одном или нескольких компактно расположенных объектах дополнительно используются собственные мини-АТС и линии связи. Они рассчитаны на установление связи между внутренними абонентами и подключение их через небольшое количество линий к городской телефонной сети. Каждый абонент мини-АТС имеет свой внутренний номер. При выходе внутреннего абонента в городскую сеть мини-АТС автоматически выбирает свободную линию, тем самым обеспечивается необходимая пропускная способность линий связи.
Станции оперативной телефонной связи применяются для повышения оперативности установления связи между подразделениями и службами с руководителем или дежурной частью. Оперативность достигается за счет использования прямых телефонных линий, исключающих "занятость" абонента, и быстроты управления связи (абоненту без набора номера достаточно поднять трубку, а со стороны станции нужно только нажать одну кнопку).
К средствам проводной связи относятся станции и концентраторы оперативной связи, мини-АТС, телефонные аппараты, факсимильные аппараты, телеграфные и фототелеграфные аппараты.
Одним из основных средств связи, способным обеспечить непрерывное управление подразделениями и отдельными сотрудниками в самых сложных условиях, является радиосвязь. Основным преимуществом радиосвязи является ее высокая мобильность, позволяющая в минимальные сроки сконцентрировать в нужном месте необходимое количество сил и средств для проведения мероприятий, согласовать по месту и времени их действия и осуществлять ими единое руководство.
Радиосвязь бывает односторонняя и двухсторонняя. При односторонней связи у одного корреспондента осуществляется только передача, у другого - только прием. При двухсторонней связи у обоих корреспондентов осуществляется как передача, так и прием.
Односторонняя радиосвязь используется для передачи команд и распоряжений, в том числе для сбора по тревоге. Она обеспечивает связь от центрального пульта, имеющего одночастотный мощный передатчик, с расположенными у абонентов приемниками. Преимущество такого способа организации связи заключается в простоте использования, большом радиусе действия аппаратуры, малых габаритах приемника и низкой стоимости как приемника, так и системы в целом. В простейшем случае при подаче сигнала с центрального пульта во всех приемниках одновременно раздается сигнал тревоги. В настоящее время получают распространение системы персонального радиовызова, позволяющие за счет передачи персонального кода оповещать не всех абонентов одновременно, а индивидуально каждого из них.
Одним из видов систем персонального радиовызова является пейджинговая связь, отличительная особенность которой состоит в способе организации оповещений через городскую телефонную сеть. Абонент телефонной сети набирает один из номеров центральной станции пейджинговой сети и передает сообщение оператору. Оператор вводит поступившее сообщение в компьютер, где оно кодируется, снабжается персональным кодом абонента и с помощью центрального передатчика передается в эфир. Передатчик центральной радиостанции может обслуживать территорию с радиусом в несколько десятков километров. Пейджеры представляют собой индивидуальные мобильные радиоприемники с устройством регистрации сообщений в буквенном, цифровом или смешанном представлении. Пейджер декодирует сообщение и, если оно обращено к нему, запоминает его и подает звуковой сигнал.
Для обмена информацией между двумя пунктами используется двухсторонняя связь.
В этом случае возможны две формы организации передачи сообщений:
а) поочередный обмен информацией, когда один корреспондент только передает информацию, а второй ее принимает - симплексная связь; б) непрерывная передача и прием сообщений каждым из корреспондентов - дуплексная связь.
Симплексная связь используется, как правило, между подвижными объектами при относительно небольших информационных потоках. Для стационарных объектов с большой нагрузкой характерна дуплексная связь. С помощью радиостанций, в основном, организуется симплексная связь.
Основным способом организации радиосвязи является радиосеть. Все радиостанции радиосети работают на одной частоте, сообщение любого абонента прослушивают и все остальные. При данном способе организации связи используется простой голосовой вызов. Всем абонентам радиосети присваиваются свои позывные. Для лучшей организации работы в сети назначается главная радиостанция. Она осуществляет контроль за поддержанием дисциплины в эфире, правильным применением позывных, регулирует порядок радиообмена, дает разрешение на установление связи между подчиненными радиостанциями радиосети и оказывает помощь в установлении связи между этими радиостанциями. Все требования главной радиостанции должны точно и немедленно выполняться.
К средствам радиосвязи относятся УКВ радиостанции, которые используются для организации беспоисковой, бесподстроечной двухсторонней симплексной связи. По конструктивному исполнению и назначению все радиостанции подразделяются на стационарные, мобильные, носимые (портативные) и скрытноносимые.
Стационарные радиостанции предназначены для стационарной установки на объектах. Они отличаются высокой мощностью передатчика и, соответственно, большой дальностью установления связи, работой на большом количестве радиоканалов и широкими функциональными возможностями. Дальность связи между такими радиостанциями может быть до 50 км.
Мобильные радиостанции предназначены для установки на автомобилях.
Скрытноносимые радиостанции предназначены для ношения под одеждой и имеют конструкцию, предусматривающую их использование незаметно для окружающих. Передатчик обеспечивает дальность связи до нескольких километров.
Более совершенным видом радиотелефонной связи является сотовая радиотелефонная связь. Ее отличительной особенностью является наличие нескольких приемопередатчиков (базовых станций), каждый из которых обслуживает не отдельную группу абонентов, а определенную территорию.
Мобильный телефон имеет большую дальность действия, которую обеспечивает сотовая структура зон связи. Подобная организация системы связи позволяет также уменьшить мощность передатчика, а значит и габариты абонентского радиотелефона. При работе с радиостанцией не следует располагаться в непосредственной близости от крупных препятствий, особенно металлических или железобетонных зданий и сооружений. Поперечно идущие линии электропередач создают помехи распространению ультракоротких волн. Дальность связи увеличивается, если антенну расположить на возвышенности. Ведя передачу из каменного здания, следует располагаться в помещении с окнами, выходящими в сторону корреспондента.
При пониженной температуре окружающего воздуха нужно принять меры, чтобы предохранить источник питания от замерзания.
Построение системы связи определяется структурой подразделений, местом их нахождения и характером выполняемых задач.Система связи должна обеспечивать непрерывное управление подразделений и служб в любых условиях оперативной обстановки, а это возможно лишь при комплексном использовании проводных, радио и комбинированных средств связи.
Технические средства охраны.
Одной из задач судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов является охрана зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время. ст.11 Федерального закона РФ "О судебных приставах"
В настоящее время для охраны объектов очень широко используются технические средства. Под техническими средствам охраны объекта понимают аппаратуру, устройства, приспособления и конструкции, предназначенные для обнаружения, нейтрализации и ликвидации различных видов угроз охраняемым объектам.
В зависимости от вида они подразделяются на технические средства:
- инженерной защиты;
- контроля доступа;
- телевизионного наблюдения;
- сигнализации.
Средства инженерной защиты обеспечивают защиту от физического проникновения на объект за счет дополнительной укрепленности конструкции зданий и помещений, построения дополнительных защитных сооружений и хранилищ материальных ценностей или информации. В качестве таких средств выступают металлические двери, решетки различной конфигурации на дверях, окнах, между стекол или по слабоукрепленным стенам, специализированные высокопрочные стекла и пленки, сейфы и т.д. Средства инженерной защиты в соответствии с государственными стандартами делятся на категории или классы по устойчивости от воздействия разрушающих несанкционированных действий: взлома, в том числе с применением инструментов, применения огнестрельного оружия и взрыва.
Системы контроля доступа предназначены для ограничения допуска на объект или его отдельные помещения в рабочее время. В состав системы входят устройства идентификации (считыватель), электронная управляющая система, исполнительное устройство (электронные замки, турникеты, кабины).
Функции системы контроля доступа во многом зависят от возможностей устройства управления. Наиболее простые системы имеют одну пару считыватель - исполнительное устройство и осуществляют допуск всех имеющих пропуск сотрудников на охраняемый объект. Более сложные имеют компьютерное управление и создают иерархическую структуру с регулированием прохода сотрудников в строго определенные помещения, документированием места нахождения сотрудников в любой момент времени и в течение рабочего дня в целом.
Все большее распространение получают технические средства телевизионного наблюдения, с помощью которых осуществляется визуальный контроль за соблюдением безопасности на охраняемом объекте. Система теленаблюдения включает видеокамеры, установленные в помещениях охраняемого объекта, видеокоммутатора и видеомониторов, располагающихся в помещении охраны.
В настоящее время используются как цветные, так и черно-белые видеокамеры. Для наблюдения в темное время суток применяются специальные высокочувствительные камеры, которые дополняются инфракрасной подсветкой. Уличные видеокамеры устанавливаются в специальные герметичные корпуса для поддержания оптимального температурного режима. Использование поворотных кронштейнов позволяет из помещения охраны изменить направление просмотра и тем самым значительно расширить зону наблюдения.
Видеокоммутаторы осуществляют переключение видеокамер для просмотра на мониторе. Выбор просматриваемой камеры осуществляется или вручную, или автоматически, с последовательным перебором всех подключенных камер. Существует режим одновременного просмотра нескольких камер, когда экран монитора делится на несколько частей, в каждой из которых просматривается своя видеокамера. В наиболее простых системах коммутатор может конструктивно совмещаться с монитором.
Часто системы телевизионного наблюдения оборудуются аппаратурой видеозаписи, что позволяет производить документирование происходящих событий.
Система телевизионного наблюдения может быть дополнена детекторами движения, которые вырабатывают сигнал тревоги при обнаружении движения на наблюдаемой территории. В этом случае средства телевизионного наблюдения исполняют роль охранной сигнализации.
Важнейшим элементом технических средств охраны объектов являются средства сигнализации, которые, в свою очередь, можно поделить на технические средства охранной сигнализации, технические средства пожарной сигнализации и технические средства тревожной сигнализации. Современное оборудование позволяет все эти виды сигнализации объединить в одну систему, получившую название охранно-пожарной сигнализации.
Тревожная сигнализация предназначена для подачи сигналов тревоги в экстренных ситуациях (например, при нападениях на охраняемый объект) и приводится в действие персоналом путем нажатия на скрытно установленные кнопки или педали. В результате этого в помещении охраны подается звуковой и световой сигнал тревоги, что позволит быстро устранить возникшую угрозу.
Охранно-пожарная сигнализация предназначена для выдачи сигналов тревоги при попытках проникновения в охраняемые помещения при отсутствии там людей или возникновении пожаров в любое время. Наиболее ценные участки объекта (сейфы, отдельные помещения) могут находиться под охраной постоянно, а допуск на них осуществляться на короткое время и только после предварительного согласования.
Таким образом, охранная сигнализация представляет собой комплекс специальных технических средств, устанавливаемых в помещении, на местности и на транспортных средствах с целью обнаружения нарушения установленного режима охраны на объекте и автоматически обеспечивающих передачу информации об этом нарушении.
В состав системы охранной сигнализации входят:
- средства обнаружения - извещатели;
- средства передачи информации - линии связи;
- средства контроля и регистрации информации;
- средства оповещения.
Служба охраны объекта должна иметь разработанный заранее четкий план действий по поступлению сигнала тревоги от системы охранной сигнализации, зависящий от вида поступившего сигнала и места срабатывания сигнализации. Должна быть установлена постоянная связь с вышестоящими инстанциями и органами милиции для принятия решения по поступившим сигналам тревоги и оказанию необходимой помощи в зависимости от конкретной ситуации.
Специальные средства.
Специальные средства применяются судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов в соответствии с Федеральным законом РФ "О судебных приставах" в случаях, когда иные меры не обеспечили исполнения служебных обязанностей. Перечень разрешенных к применению специальных средств приведен в постановлении Правительства РФ от 30 декабря 1998 года N 1584 "Об утверждении перечня боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также специальных средств, состоящих на вооружении Службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации".
Все стоящие на вооружении в Службе судебных приставов специальные средства делятся на две группы: средства индивидуальной безопасности и средства активной обороны.
Средства индивидуальной безопасности предназначены для обеспечения физической защиты сотрудников от вооруженного нападения. К таким средствам можно отнести бронежилеты (жилеты защитные и пулезащитные) и шлемы.
Основной характеристикой бронежилетов является пулестойкость - способность конструкции препятствовать нанесению проникающего ранения защищаемому человеку. Классификация и общие технические требования и основные характеристики, необходимые для изготовления и сертификации бронеодежды. Они распространяются на все типы выпускаемых в России средств индивидуальной бронезащиты и едины для всех ведомств.
Средства индивидуальной защиты применяются в сочетании друг с другом с учетом конкретной обстановки и вооруженности правонарушителей. При экипировке необходимо проверить наличие и целостность защитных броневых элементов, надежность крепления регулировочных ремней и застежек и с их помощью подогнать средства защиты под размер сотрудника.
К средствам активной обороны относятся палки резиновые, наручники, аэрозольные распылители с веществами раздражающего действия.
Палки резиновые предназначены для активного противодействия правонарушителям при нападениях или пресечения их неповиновения. Представляют собой стержень из эластичной резины, сохраняющие достаточную упругость, гибкость и эластичность. Сотрудник, применяя палку, должен избегать нанесения ударов по голове и шее нарушителя.
Наручники - предназначены для конвоирования правонарушителей и надеваются на запястье с тем, чтобы осуществить ограничение их физических возможностей. Они представляют собой два взаимосвязанных браслета с подвижно-замыкающимися полукольцами. Наручники запираются и открываются специальным ключом, при попытке самостоятельно открыть наручники полукольца сжимаются еще сильнее.
При применении наручников необходимо не реже чем один раз в два часа проверять состояние фиксации замков.
Газовые аэрозольные баллоны представляют собой алюминиевые контейнеры с легколетучей жидкостью, в состав которой входят активные вещества раздражающего действия (ВРД), природные соединения, обладающие слезоточивым эффектом, или их комбинации.
После применения спецсредств сотрудник письменно докладывает об этом старшему судебному приставу и председателю суда с указанием: когда, где, против кого и при каких обстоятельствах они были применены.
Оружие. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов применяют оружие в соответствии с Федеральным законом РФ "О судебных приставах". Согласно перечню разрешенных к применению специальных средств, разрешено к применению три вида оружия: пистолеты ТТ, ПМ, ПММ, ПСМ, ИЖ-71, револьвер "Наган"; пистолет-пулемет "Бизон-2"; автоматы АК-74У, АК-105. постановление Правительства РФ от 30 декабря 1998 года N 1584 "Об утверждении перечня боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также специальных средств, состоящих на вооружении Службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации" Пистолеты и револьверы предназначены для противодействия преступникам на расстояниях до 50 метров, имеют небольшую пробивную способность (возможность пробивать препятствия). Для ведения автоматического огня на небольших расстояниях предназначены пистолеты-пулеметы. Этот тип оружия использует наиболее мощные пистолетные патроны и, как правило, имеет более длинный ствол. По сравнению с пистолетами, они имеют большую начальную скорость полета пули и позволяют вести огонь на расстояниях до 100 - 150 метров. Это, пожалуй, наиболее оптимальное оружие для правоохранительных органов в городских условиях в связи с высокой кучностью стрельбы и относительно невысокой дальностью полета пули, что уменьшает возможность случайного поражения граждан. Автоматы являются наиболее мощным оружием, разрешенным к применению Службой судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.Глава 5. Взаимодействие Службы судебных приставов. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов при выполнении своих функций опираются на деловое сотрудничество с правоохранительными и иными государственными органами, которые реализуют свои полномочия в соответствии с законами и иными подзаконными нормативно-правовыми актами. Деятельность каждого из этих органов носит самостоятельный характер. Вместе с тем, сложность и многоаспектность решаемых вопросов, наличие общих задач и целей по обеспечению нормальной деятельности судов зачастую требуют единых, согласованных усилий, сочетания сил, средств, методов, присущих этим органам, иначе говоря, взаимодействия. Так, в отдельных ситуациях выполнение судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов конкретных мероприятий или видов работ (поддержание общественного порядка в судебных помещениях; обеспечение безопасности судей, заседателей, участников процесса, свидетелей; предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений и т.д.) может оказаться весьма затруднительным и потребует помощи других государственных органов, в частности органов милиции, полномочия, методы, средства, а главное, реальные силы, которых позволят решить возникшие проблемы. Cовместными усилиями указанные органы создают целостную динамичную систему, состоящую из взаимосвязанных, постоянно взаимодействующих, согласованных элементов. Согласованность достигается взаимодействием, которое является необходимым и важнейшим условием сохранения целостности и устойчивости всего механизма обеспечения установленного порядка деятельности судов. Под взаимодействием необходимо понимать основанную на законах и других нормативно-правовых актах совместную и согласованную в пространстве, времени, по месту и целям деятельность Службы судебных приставов, судебных и других государственных органов по обеспечению установленного порядка деятельности судебных органов. А. Ягузинский «Взаимодействие между органами, осуществляющими взыскание по исполнительным докуметнтам». Российская Юстиция. 2000 Взаимодействие можно рассматривать в двух аспектах. В широком смысле - это деловое сотрудничество Службы судебных приставов с другими государственными органами в обеспечении установленного порядка деятельности судов на территории всей России, либо на территории конкретного субъекта Российской Федерации. Такое взаимодействие осуществляется путем разработки и принятия соответствующих документов (приказов, инструкций, комплексных и целевых программ, договоров, соглашений, планов), которыми определяются приоритетные направления, формы, методы, сроки совместных действий; проведения межведомственных совещаний, семинаров; осуществления согласованных мер по повышению деловой квалификации сотрудников; обмена положительным опытом работы; проведения совместных мероприятий и т.д. И.В. Решетникова Пособие по иполнительному производству. Москва 2000 Под взаимодействием в узком смысле понимается координация действий судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов с работниками органов внутренних дел, сотрудниками подразделений, осуществляющими конвоирование лиц, содержащихся под стражей, судьей, другими государственными органами при подготовке и рассмотрении конкретного уголовного дела, выполнении других задач, установленных законом. Основными задачами взаимодействия являются: 1. Обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников процесса и свидетелей; 2. Своевременное, быстрое и эффективное выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в зале суда; 3. Исполнение решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения; 4. Обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время; 5. Проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных документов и их сохранности;6. Поддержание общественного порядка в судебных помещениях; 7. Согласование действий с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности; 8. Предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений; 9. Выявление и задержание нарушителей установленного порядка в зале суда и передача их в органы милиции; 10. Осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю; 11. Проведение досмотра граждан и их вещей при осуществлении правомочий в установленном законом порядке. Правильно организованное взаимодействие помогает Службе судебных приставов повысить качество и эффективность своей работы, позволяет решать поставленные задачи в короткие сроки и с меньшими затратами сил и средств. Оно может и должно осуществляться как по инициативе службы судебных приставов, так и иных государственных органов. Все зависит от обстоятельств дела, конкретной ситуации и решаемой задачи. Взаимодействие дает на практике положительный результат, если будут соблюдены определенные условия совместной работы взаимодействующих субъектов (правоохранительных, судебных и иных государственных органов). Прежде всего, при организации взаимодействия и координации деятельности стороны должны руководствоваться общими, исходными положениями (принципами). Под принципами взаимодействия понимаются основные начала, определяющие сущность, цель, содержание и формы делового партнерства и обеспечивающие достижение задач, определенных законом и подзаконными актами. В силу их значимости они выступают своего рода ориентиром при организации и осуществлении делового сотрудничества. Принципы взаимодействия отражают объективные закономерности делового сотрудничества и закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах. Их соблюдение является обязательным условием для всех предприятий, учреждений, организаций, граждан, должностных лиц, вовлеченных в сферу реализации полномочий взаимодействующих сторон. Мартынова В.В., Белоусов Л.В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебных приставах». М.: Статут 1999 Исходя из нормативных положений и правоприменительной практики, которая сложилась в современных условиях в процессе реализации своих полномочий службой судебных приставов, следует выделить следующие принципы взаимодействия: 1) принцип законности; 2) принцип паритетности (равенства); 3) принцип возмездности; 4) принцип доверия; 5) принцип плановости.1. Принцип законности - универсальный общеправовой принцип. Является исходным, руководящим для всех видов деятельности государственных органов и должностных лиц. Законность можно определить как строгое, неукоснительное, безусловное и точное исполнение требований законов и основанных на них подзаконных актов органами государственной власти и управления, органами самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Применительно к взаимодействию принцип законности означает, что их совместная деятельность должна соответствовать требованиям закона и подзаконных актов. Взаимодействующие стороны не могут планировать и осуществлять мероприятия, запрещенные соответствующими нормативными актами, выходить за пределы своей компетенции, использовать формы, средства и методы, не предусмотренные действующим законодательством, либо непосредственно вытекающие из него. Они не только сами должны выполнять требования нормативно-правовых актов в процессе делового сотрудничества, но и требовать, в пределах своей компетентности, соблюдения действующего законодательства гражданами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями. Решения, принятые в целях общих задач, не должны нарушать или каким-либо образом ущемлять права и свободы граждан. 2. Принцип паритетности (равенства) означает, что каждый из участников взаимодействия в ходе сотрудничества не теряет своей самостоятельности, не поступает в подчинение один другому, а имеет равные права при решении всех вопросов совместной деятельности. Субъекты взаимодействия в рамках полномочий самостоятельны в выборе наиболее эффективных приемов и методов решения конкретных проблем и несут ответственность за результаты своей деятельности. Стороны не могут перепоручать друг другу выполнение несвойственных им функций. Так, органы внутренних дел не имеют права поручить судебным приставам, а последние выполнять уголовно-процессуальные, следственные действия (обыски, допросы, выемки и т.д.) или оперативно-розыскные мероприятия. Попытки отдельных субъектов заимствовать конкретные приемы и методы работы, либо решать возникшие вопросы силами и средствами, выходящими за пределы компетентности, ведут к нарушению законности. Реализация принципа равноправия на практике не позволяет предъявлять повышенные требования или устанавливать какие-либо преимущества одной стороны над другой, исключает дублирование и помогает за счет рационального и комплексного использования различных по характеру мер добиваться решения поставленной задачи. 3. Принцип возмездности является объективным отражением реальной действительности, сложившимся в условиях перехода к рыночным отношениям. Если при оказании помощи в выполнении некоторых видов работ в процессе взаимодействия сторона несет материальные затраты, то другая сторона должна их компенсировать, возместить. При отсутствии договоренности между сторонами о компенсации материальных затрат, они производятся за счет собственных средств. Реализация данного принципа дает возможность взаимодействующим субъектам при решении поставленных задач экономить свои материальные средства (затраты), эффективно использовать свои силы и средства. 4. Принцип доверия содержит в себе два условия: а) строгое соблюдение взаимодействующими сторонами государственной и служебной тайны; б) обеспечение полноты и достоверности информации, которой взаимодействующие субъекты делятся между собой. Любое сотрудничество сторон невозможно без выполнения указанных условий. При этом добросовестное поведение сторон в процессе взаимодействия приобретает особо важное значение. Стороны должны располагать определенными знаниями о возможностях друг друга, целях и задачах совместных мероприятий и роли каждого при их проведении. Одновременно с этим стороны также должны обеспечить необходимую конфиденциальность, не допуская разглашения сведений о совместных мероприятиях, используемых силах и средствах. Сохранять и в установленном порядке реализовывать полученную информацию и материалы. Полнота и достоверность информации, которой стороны делятся между собой, в значительной степени зависят от их уверенности в том, что передаваемая ими информация не будет разглашена. 5. Принцип плановости подразумевает целесообразность согласования как перспективного, так и текущего планирования совместной деятельности по конкретным направлениям. Планирование совместных действий дает возможность сторонам обеспечить системность и целенаправленность совместных действий, провести концентрацию сил и средств на наиболее важных направлениях. Одновременно с этим реализация принципа плановости позволяет наладить контроль и учет проводимых мероприятий, обеспечить единство функционирования всех звеньев в целях достижения результата. Принцип плановости во взаимодействии должен сочетаться с развитием инициативы и самостоятельности, стимулировать деятельность субъектов правоотношений. Обладая различной компетенцией, используя специфические приемы и методы, Служба судебных приставов и правоохранительные органы, действуя в атмосфере делового сотрудничества, добиваются достижения главной цели - обеспечения установленного порядка деятельности судов. Интеграция усилий упомянутых ведомств по обеспечению безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса, свидетелей, судебных приставов-исполнителей позволяет объединить их силы, средства и технические возможности, защитить большее число объектов, лучше использовать возможности каждого из этих органов для выявления, предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений.Заключение.Институт обязанности судебных приставов - действовать в строгом соответствии с законом. Судебные приставы по обеспечению установленного правопорядка в зале судебных заседаний, городских и районных судах, по охране свидетелей и оказанию физической помощи при осуществлении судебными приставами-исполнителями своих служебных обязанностей действуют на основании закона «О судебных приставах». Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. Строго регламентируются условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. И при осуществлении своих обязанностей судебные приставы должны строго придерживаться не только закона «О судебных приставах» но и всех действующих законов и нормативных актов на территории нашего государства. Следует иметь в виду, что в некоторых случаях судебный пристав вынужден решать поставленные перед ним задачи в условиях жесткого психологического конфликта, принимать ответственные решения и совершать действия в условиях психологического противоборства. Это требует от него знания основ психологии, владения специальными психологическими приемами по выходу из состояния конфликта. Сегодня, к сожалению, еще не накоплен достаточный опыт психологического воздействия судебных приставов на нарушителей порядка в судебном процессе, других лиц, с которыми им приходится общаться по долгу службы.Многие из судебных приставов по ОУПДС имеют опыт службы в различных силовых структурах, немало тех, кто участвовал в локальных конфликтах. И профессиональная подготовка проводится постоянно. А как же иначе? Ведь при возникновении чрезвычайных ситуаций в здании суда (пожар, теракт, землетрясение, любые другие бедствия) первым на помощь согласно должностным инструкциями придёт судебный пристав по ОУПДС. Поэтому и подготовка регулярная. В том числе и медицинская, и физическая, и огневая. Ведь приставам по ОУПДС предоставлено право для ношения и применения оружия и спецсредств для защиты себя, а также жизни и здоровья граждан.Поэтому, в виду растущего количества преступных посягательств на судебных приставов приходится принимать большой комплекс мер по защите жизни и здоровья сотрудников ФССП, в том числе, и посредством практической отработки действий в случае возникновения нештатных ситуаций.Служба судебных приставов в современных условиях играет положительную роль в укреплении законодательства и выработке в обществе истинного ценностного отношения к праву как к социальному институту, без которого нельзя решать стратегические задачи повышения эффективности правового воздействия на общественные отношения.
Какие мы сможем сделать выводы: предоставив судебным приставам полноту и широту власти, законодатель тем не менее сделал всё возможное для того, чтобы оградить и защитить человека от чиновничьего произвола, лишить госслужащих самоуправства, обязал судебных приставов действовать только в строгих рамках закона. Деятельность судебных приставов постепенно становится серьезным фактором укрепления российской государственности.
Уверенность всех участников судебного процесса в собственной безопасности, которая обеспечивается качественной и беспрерывной работой судебных приставов, -- это залог вынесения справедливого законного решения.
Поэтому, на основании всего вышеизложенного можно сказать, что профессия судебного пристава по ОУПДС -- это достойная работа для настоящих мужчин.
Список использованной литературы.Нормативно правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации;2. ФКЗ РФ "О судебной системе Российской Федерации";
3. Федеральный закон РФ «О судебных приставах» М.: Статут, 1999;
4. Федеральный закон РФ «Об исполнительном производстве» М.: Юристъ, 1999;5. Закон РФ от 23 мая 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР";6. Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР" от 25.12.1958;7. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996, ред. от 28.12.2004;8. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001, ред. от 01.06.2005;9. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002, ред. от 29.12.2004;10. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002, ред. от 31.03,2005;11. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27 октября 1960г.;12. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11.06.1964;
13. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 1998 года N 1584 "Об утверждении перечня боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также специальных средств, состоящих на вооружении Службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации";
14. Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 51;
15. Ведомости Совета народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1991. - N 25;16. Ведомости Верховного Совета РФ. - 1993. - N 33;
17. Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1981;
Учебная литература:1. В. В. Пиляева «Исполнительное производство». Учебное пособие. Москва 2005;2. Т. К. Андреева, В. М. Шерстюк. Исполнительное производство в Российской Федерации в вопросах и ответах. Москва 2000;
3. И.В. Решетникова Пособие по иполнительному производству. Москва 2000;
4. А. Ягузинский «Взаимодействие между органами, осуществляющими взыскание по исполнительным докуметнтам». Российская Юстиция. 2000;
5. Бойков А.Д. «Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 годов». - М., 1997, 104-105;
6. Мельников А «Судебные приставы - это исполнительная власть» Рос. Юстиция №4, 2000;
7. Леонтьев А.А. «Психология общения». - М., 1997;
8. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. «Гроссмейстер общения». - М., 1996;
9. Эрик Берн «Игры ,в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы». 2001;
10. Комментарий к Федеральному Закону Российской Федерации «Об исполнительном производстве» под ред. М. К. Юкова и В.М. Шерстюка. М.: Городец-Статут, 1998.