Рефераты

Договор аренды транспортных средств

ышеуказанные аргументы позволяют ответить и на другой вопрос. Можно ли считать транспортными средствами механизмы, не способные к выполнению своего главного функционального предназначения, а именно, передвижения, перемещения, транспортировки пассажиров либо имущества и используемые для иных целей, в частности, в качестве складского помещения? Например, вдоль побережья Волги у саратовских грузовых и пассажирских пристаней стоят малотоннажные речные суда, не функционирующие, как правило, по своему прямому предназначению в качестве перевозочных средств, а используемые как надводные станции (стоянки) катеров и лодок.

По всей видимости, нельзя использовать нормы статей 632 - 649 ГК РФ для регулирования отношений аренды данного вида имущества. Эта специфика обусловлена особенностями материального объекта аренды - транспортного средства Липавский, В.Б. Тайм-чартер в системе договоров фрахтования // Транспортное право. - 2005. - № 3. - С. 12., которое отличает его от договоров имущественного найма (аренды), регулируемыми общими (§ 1 гл. 34 ГК РФ) и другими специальными (§ 2, 4, 5, 6 гл. 34 ГК РФ) положениями об аренде. «При сдаче помещений судна под склад, отель или ресторан отнюдь не имеется в виду эксплуатировать судно как плавучее сооружение», и потому данное «судно» не может рассматриваться в качестве транспортного средства. «Судно должно быть мореходным», так как транспортное средство предоставляется арендатору как самоходное устройство для использования в целях перемещения, транспортировки физических лиц и материальных объектов.

Трубопроводный транспорт - одна из ветвей транспортной промышленности наряду с железнодорожным, водным, воздушным и автомобильным транспортом Галиева, Р.Ф. Правовое обеспечение сделок с транспортными средствами // Нотариус. - 2008. - № 1. - С. 12. и преследует ту же единую народнохозяйственную цель перемещения грузов (жидких, газообразных, а в перспективе и некоторых других), однако техника его эксплуатации и «управления» имеют иной характер, порождающий иные юридические последствия. Как было отмечено в научном исследовании, посвященном этим вопросам, технико-экономические особенности трубопроводного транспорта «оказывают существенное влияние на юридические свойства и юридическую квалификацию договоров, выступающих в качестве правовой формы регулирования экономического процесса перемещения продукции по магистральным трубопроводам». Поэтому договорные арендные отношения по данному предмету требуют отдельного законодательного регулирования, отличного от общих норм § 3 главы 34 ГК РФ.

Таким образом, в системе анализа общего подхода статей 632 - 649 Кодекса, наиболее обобщенное, правильное определение, включающее в себя главные, конструктивные признаки и требующее своего включения в кодифицированный гражданско-правовой акт, следующее: транспортное средство - техническое устройство, способное к самостоятельному, без посторонней тяги, движению в пространстве (самоходное), с целью перевозки (перемещения) физических лиц и материальных объектов Гражданское право. Учебник. Часть 2. / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. - С. 177,178..

По всей видимости, законодатель сознательно не охарактеризовал рассматриваемый объект гражданско-правовых сделок. Налицо полисистемный подход, заключающийся в том, что в конкретно рассматриваемой области необходимо узкоспециальное определение транспортного средства для отграничения от других видов транспортных средств и наиболее полного и совершенного правового регулирования. Например, Воздушный кодекс РФ дает следующее определение воздушного судна. Это «летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды». Кроме того, законодателем дано и более широкое определение воздушных транспортных средств - это «самолеты, вертолеты, авиационные, авиационно-космические ракеты, аэростаты, дирижабли, планеры, автожиры, дельтапланы и другие летательные аппараты».

Правовая характеристика транспортных средств уходит своими корнями в историю. В частности, одно из первых легальных определений автомобильного транспортного средства было дано еще 11 сентября 1896 года (официальная дата рождения отечественного автомобильного транспорта). Это «самодвижущийся экипаж».

Полисистемный подход к юридическому определению транспортных средств отражен и в зарубежном законодательстве. В частности, Торговый кодекс Японии определяет морское судно: «Судно ... означает средство, которое сделано пригодным для плавания с целью использования в торговых сделках».

И все же, поскольку транспортные кодексы и уставы не могут охватить все возможные транспортные средства (например, транспортное средство на воздушной подушке Рябова, Е. Судно или самолет? // Морской флот. - 1976. - № 11. - С. 38; Беляев, В. Смотр гидроавиации // Гражданская авиация. - 2007. - № 10. - С. 22.), необходимость включения в ГК РФ их обобщающего юридического определения очевидна.

Таким образом, специфика рассматриваемого договора в общей характеристике договора аренды обусловлена предметом соглашения - транспортным средством. Особенности содержания правовых отношений аренды транспортных средств проистекают из тех характерных черт предмета договора и условий его обслуживания, которые потребовали на законодательном уровне актуализировать договор аренды данного вида имущества.

Одним из примеров отличия в регулировании аренды транспортных средств от общего правового регулирования аренды является форма заключения договора. Договоры аренды транспортных средств, как с экипажем, так и без экипажа в соответствии с императивными нормами статей 632, 643 ГК РФ заключаются в простой письменной форме и не подлежат государственной регистрации.

Как отмечается, «это принципиальный момент» Витрянский, В.В. Общие положения об аренде. (Комментарий ГК РФ)// Хозяйство и право. - 1996. - №2. - С. 7., так как, по общему правилу, сделки с недвижимым имуществом (к которым, как отмечалось относятся и некоторые виды транспортных средств) и, в частности, договоры аренды недвижимости, заключаемые на срок более одного года, требуют государственной регистрации (см. статьи 164, 169 ГК РФ).

Представляется, что простая письменная форма договора аренды транспортного средства, содержащаяся в ГК РФ, является достаточной для удостоверения соответствующих прав и оптимальной по оперативности и рациональности в гражданском обороте.

Как правило, транспортные средства подлежат обязательной государственной регистрации, в частности, автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см. и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 17. - Ст. 1999.. Однако в данном случае она является актом административным, носящим характер разрешения на безопасную техническую эксплуатацию транспортного средства, и с возникновением вещного права и его регистрацией (удостоверением вещных прав) не связана. Например, в соответствии с Федеральным законом РФ «О безопасности дорожного движения» Ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 50. - Ст. 4873. регистрация автотранспортного средства устанавливается не в целях регистрации прав владельцев на них, а для допуска транспортных средств к дорожному движению.

Другая особенность правового регулирования аренды транспортных средств, которая позволяет выделить данный договор в самостоятельный вид договора аренды, положение о неприменении правил статьи 621 ГК РФ «о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок» Павлова, И.Ю. Система преимущественных прав в современном гражданском праве // Право и политика. - 2007. - № 9. - С. 21..

Данные нормы являются императивными, поэтому обязательны для сторон, независимо от их волеизъявления.

В данном примере арбитражной практики налицо отсутствие правильного представления у истца о нормах статей 642 и 643 ГК РФ, их приоритете по отношению к общим нормам об аренде и об их императивном характере.

Моментом окончания действия договора будет являться не передача арендуемого автомобиля арендодателю, а истечение указанного в договоре срока. Устная договоренность не соответствует форме заключения договора аренды транспортных средств. Должна быть исключительно письменная форма соответствующего договора независимо как от его срока, так и от лиц (физических и юридических) его заключивших. Данное правило в соответствии со статьями 633, 643 ГК РФ распространяется как на договоры аренды транспортных средств с экипажем, так и на договоры аренды транспортных средств без экипажа. Пункт 1 статьи 609 Кодекса, допускающий для соглашений, заключаемых физическими лицами на срок не более года, устную форму, не действует. Поэтому и устная договоренность в рассматриваемом примере арбитражной практики не будет иметь юридическую силу.

В каждом случае, когда стороны заключают договор, они должны согласовывать не только его условия, которые определяют права и обязанности контрагентов, но, наряду с этим, учитывать, что «в силу заключенного ими договора они оказываются связанными также правами и обязанностями, которые предусмотрены в законе» Брагинский, М.И., Витрянский, В.В. Указ. соч. - С. 14..

Для возобновления договорных отношений аренды транспортных средств необходима не пролонгация (в понимании п. 2 ст. 621 ГК РФ о возобновлении договора на тех же условиях) уже имеющегося договора и закончившего срок своего действия, а, в любом случае, даже при сохранении прежних условий, заключение совершенно нового договора с обязательным уточнением (например, по срокам) либо возможным включением в него новых условий, устанавливающих права и обязанности сторон.

В соответствии с этим предполагается наличие, как правило, акта приемки-передачи транспортного средства при завершении срока договора и составление другого акта приемки-передачи транспортного средства при заключении нового договора аренды транспортного средства, хотя может быть и на условиях предыдущего, а значит, фактически идентичного договора.

Используя метод правового моделирования, можно предположить возникновение на практике следующих позитивных ситуаций, в которых форма соответствует содержанию взаимоотношений, воле договаривающихся субъектов. Например, договор прекратил свое действие в соответствии с истечением срока договора. Правовые отношения прекратились. Стороны заключили новый договор на основе прежних существенных и несущественных условиях.

Таким образом, из рассматриваемых, данных законодателем, положений, на первый взгляд, вытекает, что срок договора и срок, на который наниматель может получить транспортное средство в пользование, всегда не совпадают и различаются как по существу, так и по длительности. Если срок, на который наниматель может получить транспортное средство в пользование, рассматривать не в рамках срока договора («когда транспортные средства подаются нанимателю только по его заявкам, а в нерабочее время они находятся во владении наймодателя» Завидов, Б.Д. Договор аренды в современном гражданском праве России // Российская юстиция. - 2007. - № 11. - С. 42.), то он может быть объективно ограничен при позитивном волеизъявлении сторон, лишь сроком возможной эксплуатации транспортного средства, а по длительности может включать в себя определенное количество заключаемых договоров.

Например, закрытое акционерное общество «Московское такси» (г. Москва) сдает в аренду легковые автомобили индивидуальным предпринимателям либо на двенадцать часов, либо на сутки. Данный временной промежуток действия договоров аренды автомобилей с целью коммерческой перевозки физических лиц и багажа, является, как показала практика, наиболее удобным и экономичным, независимо от того, что заключаются они, как правило, с одними и теми же лицами на один и тот же предмет договора, точнее, на идентичные как по номеру, так и по серии автомобили.

Срок договора аренды транспортного средства является диспозитивным, то есть устанавливаемым по соглашению сторон. Однако можно ли его отнести к абсолютно определенным срокам? В ГК РФ не оговаривается ни предельно возможный срок договора аренды транспортных средств, ни срок как обязательное условие заключения договора, без которого он не может считаться заключенным. То есть, если договор заключается на неопределенный срок своего действия, либо он вообще не указывается в соответствии с общей нормой п. 2 ст. 610 ГК РФ, положения ч. 2 ст. 632 и ч. 2 ст. 642 Кодекса теряют свою актуальность, юридическую значимость для конкретных возникающих правоотношений. Из данного вывода следует, что срок договора аренды может быть неопределенным (неуказанным). А значит, срок договора и срок, на который арендатор может получить транспортное средство в пользование, могут совпадать, в отличие от прежнего законодательства, которое ограничивало срок действия договора аренды транспортных средств, по общему правилу, до одного года.

И все же остается вопрос, может ли быть договор аренды транспортного средства бессрочным?

С одной стороны, общие нормы о сроке аренды (п.п. 1,2 ст. 610 ГК РФ) диспозитивны и не ограничивают, как правило, срок договора минимальными и максимальными временными рамками. С другой стороны, системное толкование норм § 3 главы 34 ГК РФ (прежде всего, ст.ст. 632, 642) и, в частности, положений действующего Кодекса торгового мореплавания Союза ССР (ст.ст. 178, 182) определенно формирует представление о срочном характере договора аренды транспортного средства.

Данная коллизия, на наш взгляд, только кажущаяся, так как договор аренды транспортного средства, безусловно, фактически срочен, что вытекает, прежде всего, из самого предмета договора аренды, срок эксплуатации которого в силу технических характеристик ограничен, а значит, и время существования договора его аренды предельно.

Однако в рассматриваемом договоре срок его действия может не оговариваться, поскольку не является его существенным, обязательным условием. При этом не следует считать, что договор заключен бессрочно. Данный факт лишь означает, «что срок договора наступает тогда, когда та или другая из договаривающихся сторон потребует его прекращения... Срок только не определен точно при самом его заключении, а контрагенты предоставили себе определить его впоследствии» Мейер, Д.И. Указ. соч. - С. 262..

Это теоретическое положение подтверждается новым ГК РФ. В комментарии к нему подчеркивается: правовые последствия оформления договора без указания срока аренды заключаются в том, что каждая из сторон такого договора получает право отказаться от него в любое время в одностороннем порядке при условии предупреждения об этом другой стороны за один месяц, а при аренде недвижимости - за три месяца Витрянский, В.В. Указ. соч. - С. 10..

Исключительно сам собственник, другие управомоченные и заинтересованные стороны, как ни какие другие лица, заинтересованы и могут точно определить целесообразность, экономичность и рентабельность установления необходимых сроков.

2. Виды договора аренды транспортных средств

2.1 Договор аренды транспортных средств без экипажа

Договор аренды транспортного средства без экипажа - один из двух видов, обозначенных в Гражданском кодексе России (ст.ст. 642-649, выделенные в подпараграф 2 § 3 главы 34), договоров аренды транспортных средств. Статья 642 ГК РФ дает определение договора следующим образом: «По договору аренды транспортных средств без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации».

Как следует из законодательного определения, данный договор регулирует исключительно арендные отношения, то есть не включает в себя, прежде всего обязательств по предоставлению возможных сопутствующих услуг по управлению и технической эксплуатации транспортным средством. К примеру, при договоре аренды морского (речного) судна (димайз-чартере, бербоут - чартере) это означает, что «в период действия договора судно в коммерческом, административном и навигационно-техническом отношении переходит во владение фрахтователя. Судовладелец получает лишь арендную плату за использование судна, находящегося в его собственности» Ерпылева, Н.Ю. Международное транспортное право// Законодательство и экономика. - 2007. - № 9. - С. 17..

Главным образом, поэтому в научной правовой литературе рассматриваемый договор не вызывает полемики по определению своей правовой природы. В отличие от договора фрахтования на время с экипажем его однозначно относят к гражданско-правовому институту аренды.

Аренда транспортного средства без экипажа может иметь место в составе договора аренды определенного имущественного комплекса, в инфраструктуру которого входит транспортное средство. Например, договор аренды между акционерными обществами открытого типа «Тюменьавиатранс» и «Аэропорт Сургут» от 30 марта 1994 г. № ДА-034/94 на здания, сооружения, передаточные устройства, транспортные средства и иное имущество, необходимое для деятельности аэропорта Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 июня 2007 г. - № 3140/07 // Вестник ВАС РФ. - 2007. - № 12. - С. 23.. Тесная технологическая связь транспортного средства с иными вещами в инфраструктуре имущественного комплекса, их единая производственная целевая применимость делает практически целесообразным не выделять аренду транспортного средства в отдельное соглашение, а рассматривать ее в общей составляющей договора аренды имущественного комплекса.

Как и соответствует общей характеристике правовой природы арендных отношений, основной обязанностью арендодателя в договоре аренды транспортного средства является передача транспортного средства арендатору. «С этой передачи начинается владение наемщика имуществом». Данная обязанность является формирующей договор аренды, без которого, как отмечают авторы, его не может быть.

Кроме того, на арендодателя возлагается обязанность предоставить рассматриваемый предмет договора не только в конструктивной своей основе, но и с наличием обязательного комплекта прилагаемых к нему принадлежностей (в частности, шлюпки и спасательные круги - на морских и речных судах; аптечку, запасное колесо и набор специальных инструментов - для автотранспорта) и документов (паспорт транспортного средства и шасси транспортного средства, инструкций по эксплуатации, технического паспорта, сертификатов качества и т. п.) (п. 2 ст. 611 ГК РФ).

Восточно - Сибирский региональный авиационный отдел Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) подал в Арбитражный суд Республики Саха исковое заявление о взыскании с акционерной компании «Якутскэнерго» платы за аренду двух вертолетов МИ-2. Акционерная компания «Якутскэнерго» обратилась со встречным иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки: взыскании ранее уплаченной арендной платы и передаче двух вертолетов в доход Российской Федерации. Как было установлено в ходе судебного разбирательства, Восточно-Сибирский региональный авиационный отдел (РОСТО) не являлся надлежащим арендодателем, так как предмет договора не был закреплен в его владении в соответствующем нормативно-правовом порядке. Суд обоснованно сделал вывод о ничтожности договора. Согласно пункту 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая сторона обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возврата полученного в натуре - возместить его стоимость в денежной форме. При аренде полученное выражается в пользовании имуществом. Однако фактически «Якутскэнерго» не использовала и не могла использовать вертолеты: они были переданы арендодателем без свидетельств о регистрации удостоверений о годности воздушных судов к полетам, наличие которых в обязательном порядке предусмотрено статьями 13, 14 Воздушного кодекса Союза ССР, действующего при заключении договора от 18.01.94. Таким образом, транспортные средства переданы арендодателем с нарушением требований, в том числе, пункта 2 статьи 611 нового Гражданского кодекса РФ.

Договор исполнен арендодателем в ненадлежащем виде, в связи с чем возврат сторон в первоначальное положение обоснованно произведен судом с взысканием с истца (по основному иску) уплаченной ранее ответчиком арендной платы Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2007 г. № 3200/07 // Вестник ВАС РФ. - 2007. - № 5. - С. 26-27..

В соглашении может быть предусмотрена передача и не обязательных принадлежностей, например, бензин для автомашины. Как отмечается в рекомендациях прайс-листа туристической фирмы «Сказочный мир» (г. Кудымкар): за границей автомобиль выгодно заказывать, брать в аренду с полным баком бензина. В таком случае арендатор будет обязан передать ее арендодателю также с полным баком, но с возможной заправкой на бензоколонке подешевле. Если же автомобиль будет сдан с неполным баком, то сумма контракта увеличится на стоимость бензина марки «супер - экстра».

Но в любом случае, в императивном порядке арендодатель обязан привести транспортное средство в надлежащее для эксплуатации состояние (например, мореходное состояние - для морского и речного транспорта) к моменту его передачи арендатору. Он должен принять все меры к обеспечению годности транспортного средства (его корпуса, двигателя, другого оборудования) для целей, предусмотренных договором, и к его надлежащему снаряжению.

Стороны могут предусмотреть в договоре аренды не только общую характеристику годности транспортного средства к выполнению своих функциональных задач, но и конкретные максимальные или минимальные те или иные технические параметры транспортного средства, «обеспечив согласованный коэффициент технической готовности». Например, при аренде легковых автомобилей с целью участия в спортивных скоростных соревнованиях (в гонках) важным техническим критерием будет являться возможная максимальная скорость арендуемого транспортного средства. И если данный эксплуатационными параметр удовлетворяет арендатора, то вопросы о вторичных (непринципиальных) характеристиках (цвет кузова, оформление кабины, усиление световой мощности фар и так далее) могут разрешиться в договоренности представить их при приеме-передаче арендованного транспортного средства, в новом достигнутом единства конструктивном решении.

При имеющихся обстоятельствах указанного примера целесообразно заключить не традиционный договор аренды транспортного средства без экипажа, то есть без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации, а, как представляется, договор аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению, но - с техническим обслуживанием. Специфика коммерческой эксплуатации рассматриваемого в вышеуказанном примере гоночного автомобиля такова, что техническое обслуживание, с точки зрения рациональности и профессионализма, более удобно производить собственнику рассматриваемого транспортного средства, как правило, создателю этого эксклюзивного скоростного автомобиля, знающего все технологические и технические решения при его производстве и эксплуатации. Таким образом, в данном случае предметом договора аренды будет являться не только само по себе транспортное средство, но и «полезный эффект выполненной работы - восстановленные (при ремонте) или сохраненные (при техническом обслуживании) эксплуатационные свойства» конкретного транспортного средства.

В отличие от договора аренды транспортного средства с экипажем для договора аренды транспортного средства без экипажа актуальным является вопрос о форме и месте передачи предмета соглашения.

Если место исполнения не определено правовыми актами, либо договором, не явствует из обычаев делового оборота, или существа обязательства, исполнение должно быть произведено в соответствии со статьей 316 ГК РФ: по обязательству передать транспортное средство, относящееся к недвижимому имуществу, - в месте его нахождения; по обязательствам передать транспортное средство, предусматривающие его перевозку, в месте сдачи данного имущества первому перевозчику для доставки его кредитору; по другим обязательствам арендодателя передать транспортное средство - в месте изготовления или хранения транспортного средства, если это место было известно кредитору в момент возникновения обязательства.

Как правило, транспортное средство передается с постоянного места своего хранения (нахождения), когда оно не эксплуатируется. Так, например, автотранспортные средства передаются из гаражей арендодателя; воздушные, морские и речные суда - по месту своего постоянного базирования (аэропортов, причалов и пристаней).

В иностранной (английской и французской) практике фрахтования на время морских и речных судов применяется и такой способ определения места передачи как «ренджа». В этом случае в договоре предусматривается, что окончательно порт (место передачи) будет определен фрахтовщиком или фрахтователем в ходе выполнения договора аренды Лукшин, И.В. Особенности договорных правоотношений, регулирующих торговое мореплавание// Транспортное право. - 2008. - № 3. - С. 21..

Представляется значимым обозначить в договоре то место передачи транспортного средства, которое могло бы служить по своим техническим и функциональным характеристикам проверке показателей уровня эксплуатационного состояния транспортного средства, в том числе, соответствия нормативного (документарного) состояния тем реальным практическим проверочным, кроме того, испытательным показателям. Это особо важно, так как доказывание некондиционного или нерабочего технического состояния транспортного средства после начала эксплуатации вызывает большие объяснимые трудности.

При имеющемся фидуциарном элементе сотрудничества контрагентов, в частности, при длительном периоде времени положительного делового и договорного взаимодействия рассматриваемый предмет договора аренды на практике переходит во владение и пользование арендодателя, как правило, без специального тщательного и профессионального техосмотра. Имеет место совершение арендатором действий, содействующих арендодателю в исполнении договорного обязательства, принятие кредитором исполнения по договорному обязательству, надлежаще предложенного должником. Безусловно, данное взаимоотношение сторон ведет к обоюдной экономии их материальных ресурсов и времени, повышает их деловую репутацию, содействует укреплению доверительного отношения сторон. Это в полной мере проявляется как результат не формального отношения должника к выполнению своих обязанностей, а добросовестного отношения, с проявлением максимальной заботы и внимания к интересам кредитора Гражданское право. Часть вторая: учебник / Отв. ред. Мозолин В.П. - М., Юристъ. 2007. - С. 141..

В ином случае, а также когда предметом договора аренды выступает относительно дорогостоящее транспортное средство (за редким исключением оно относится к таковым), учитывая, что транспортное средство, как правило, - это сложное техническое и технологическое устройство, требуется не только полный детальный технический осмотр, но и при необходимости испытательные проверки.

В то же время арендодатель может обратиться в независимую специализированную организацию по техническому обслуживанию (сюрвейеру) и ремонту для дачи соответствующей экспертной оценки фактическому состоянию сдаваемого в аренду транспортного средства. В частности, техническое состояние автотранспортного средства может подтверждаться актом технического осмотра в органах Государственной инспекции по безопасности дорожного движения. Однако даже в этом благоприятном варианте, с точки зрения профессионального и наиболее объективного технического осмотра, существуют на сегодняшний день определенные проблемы.

Так, например, актуальным данный вопрос является для судовладельцев. Какими критериями необходимо оперировать для определения технического состояния морского и речного судна? По Российскому морскому регистру их два - «годное и негодное», по ЦНИИМФу - четыре (с учетом состояния судовых средств), по одним нормативно-правовым документам - «хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное и аварийное», по другим - «хорошее, удовлетворительное и плохое», по третьим - «хорошее, приемлемое, допустимое и недопустимое» Агаджанов, З. О координации технической политики российских судоходных компаний, в том числе оффшорных// Российская юстиция. - 2008. - № 1. - С. 13..

Собственные критерии и методики определения оценки и стоимости судов и плавучих технических средств освоения океана, шельфа и внутренних водных путей и водоемов предлагает Российское общество оценщиков. Так, например, для судов, находящихся во владении в качестве инвестиций, в частности, использующихся владельцем для получения арендного дохода, в качестве базы оценки ими применяется рыночная стоимость.

При необходимости определения технического и эксплуатационного состояния, стоимости автотранспортного средства рекомендуется обратиться в консультационный пункт по автотехнической экспертизе. Положение, о котором (РД 37.009.019-89) и «Методическое руководство по определению стоимости транспортного средства с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления» (РД 37.009.015-92), разработано Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом, в настоящее время, преобразованное в акционерное общество «ФТОЛА-ПЛМИ».

При сдаче в аренду относительно не дорогостоящего, как правило, автомобильного транспортного средства контрагенты договариваются о средней стоимости предмета договора, которая устраивает обе стороны. Если, к примеру, автомобиль новый, то его установочная цена будет близка к цене аналогичного транспортного средства на рынке сбыта. Если автомобиль был в эксплуатации, то оценивается его износ, и стоимость в договоре аренды уменьшается на сумму износа Гришин, О.М. Аренда автомобиля: договор аренды, бухгалтерский учет, норма расхода ГСМ. // Право и экономика. - 2008. - № 2. - С. 13..

Объясняется данное обстоятельство, главным образом, фактической невозможностью детального его описания на момент передачи арендатору. Как уже отмечалось, необходимые законодательно утвержденные дифференцированные оценки отсутствуют. Таким образом, законодательная норма о предоставлении арендодателем арендатору транспортного средства в состоянии, соответствующем условиям заключенного договора и целевому назначению транспортного средства (п. 1 ст. 611 ГК РФ), без нормативно-правового содержательного наполнения, необходимых правовых средств, теряет свою практическую локальную, договорно-правовую реализацию.

По нашему мнению, следует для каждой транспортной отрасли выработать единые федеральные нормативно-правовые специальные критерии (показатели, шкалу) для оценки эксплуатационного (технического) состояния транспортного средства, которые бы значительно понизили издержки в гражданском обороте, в частности, гражданско-правовом обороте аренды транспортных средств, создали бы единые системные, научно обоснованные показатели, предупредили бы многие, в том числе, рассматриваемые судами, споры. Кроме того, представляется желательным, чтобы указанные критерии учитывали международный опыт и были унифицированы с имеющейся или формирующейся международной правовой базой. Например, экспертные оценки технического состояния отечественных морских судов должны быть составлены с учетом и в продолжение находящегося на заключительной стадии своей разработки Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатации судов.

Актуальность объективного точного отражения технического (эксплуатационного) состояния транспортного средства имеет значение не только для арендатора, как субъекта непосредственно заинтересованного в адекватной качественной характеристике транспортного средства, но и для самого арендодателя. Так как по истечении срока договора арендодатель имеет право требовать от арендатора возврата транспортного средства в том состоянии, в котором он его предоставил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (ч. 1 ст. 622 ГК РФ).

Стороны могут предусмотреть в договоре повышенный (или пониженный) уровень допустимого износа транспортного средства, в частности, при необходимости эксплуатации транспортного средства в экстремальных условиях: климатических (погодных), при неудовлетворительном состоянии транспортного пути, при использовании предельных скоростных и других эксплуатационных возможностей транспортного средства и так далее.

Например, очень часто в договорах аренды морского судна без экипажа (димайз-чартере, бербоут - чартере) прямо оговаривается запрет арендатора эксплуатировать судно во льдах, так как использование судна в подобных условиях ведет не только к возможным повреждениям, но и к закономерному износу стальной обшивки судна и других его механизмов.

Данный практический пример убедительно демонстрирует возможное экономико-юридическое средство восстановления, увеличения производственных мощностей хозяйствующих субъектов при учете взаимных интересов и финансовых возможностей сторон как эффективный способ перераспределения материальных ресурсов сторон.

Арендатор обязан пользоваться арендованным транспортным средством в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены - в соответствии с назначением данного вида транспортного средства (п. 1 ст. 615 ГК РФ). В

Представляется необходимым дополнить рассматриваемую статью 615 ГК РФ нормой о пределах (параметрах) использования арендованного транспортного средства. К примеру, целевое использование грузовой автомашины - перевозка соответствующих грузов. Но возникает неурегулированный между сторонами договора вопрос. Груз, какой массы и каких габаритов допустимо перевозить арендатору на арендованном транспортном средстве? Так как возможна, в частности, по Федеральному закону «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3805., перевозка крупногабаритного, тяжеловесного и опасного груза при получении специального разрешения компетентного государственного органа в области дорожного хозяйства (ст. 3, 4 настоящего Закона).

По всей видимости, общая норма статьи 615 ГК РФ, которая распространяется в соответствии со статьей 625 ГК РФ на правовые отношения, связанные с арендой транспортных средств, требует некоторого уточнения в связи со спецификой рассматриваемого предмета договора аренды. Представляется, что арендатор обязан не только соблюдать возможные договорные условия по пользованию арендованным транспортным средством, но и в любом случае, даже если они определены, придерживаться цели и назначения данного вида имущества. На наш взгляд, это, прежде всего, связано с тем, что транспортное средство является источником повышенной опасности и соответственно имеет систему императивных норм для регулирования отношений по надлежащему и, как правило, исключительно целевому их использованию.

Таким образом, арендатор вправе от своего имени заключать договоры перевозки и иные договоры, учитывая и пунктуально придерживаясь предназначения соответствующего транспортного средства, если условиями договора аренды не содержатся ограниченные или расширенные права в его целевой эксплуатации при соблюдении общих нормативно-правовых ограничений и правил безопасного транспортного движения.

Кроме того, представляется, что арендатору желательно в договоре аренды закрепить за собой право получать от арендодателя консультационную помощь в техническом обслуживании и эксплуатации транспортного средства, так как транспортное средство передается по рассматриваемому договору без предоставления услуг по управлению и техническому обслуживанию, а значит, необходимость в консультации по указанным вопросам с большой долей вероятности возникнет по Арендодателю, по всей видимости, следует в договоре аренды транспортного средства без экипажа закрепить за собой право осуществлять контроль за обеспечением имущественной сохранности транспортного средства (например, предупреждения угона автотранспортного средства), надлежащей его эксплуатации в соответствии с вышеперечисленными требованиями, а также за качественным состоянием транспортного средства. «Арендодатель сохраняет определенные права на это имущество и потому вправе контролировать процесс его эксплуатации, требовать определенного режима использования» Певницкий, С.Г. Аренда: некоторые теоретические и практические аспекты // Правовые вопросы недвижимости. - 2007. - № 1. - С. 15.. Данное положение исключительно актуально на практике.

По всей видимости, рассмотренная практика является деформацией нормального развития гражданско-правового регулирования соответствующих отношений и требует, прежде всего, закрепления общей императивной нормы, предусматривающей возможность арендодателя осуществлять контроль за сохранностью и надлежащем использовании транспортного средства арендатором.

В свою очередь, арендатор обязан поддерживать арендованное транспортное средство в надлежащем состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта (ст. 644 ГК РФ). Соответственно данной императивной норме корреспондирует обязанность арендатора по оплате расходов на содержание и эксплуатацию транспортного средства, включая страхование, как самого предмета договора, так и своей ответственности. Однако указанная норма статьи 646 ГК РФ является диспозитивной, а значит, могут быть предусмотрены сторонами различные варианты распределения расходов между сторонами Коноков, Д.Г., Гержа, Е.Н. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в России и за рубежом // Законодательство и экономика. - 2008. - № 4. - С.16..

Данные нормы существенно отличают правоотношения сторон по договору аренды транспортного средства без экипажа от договора аренды транспортного средства с экипажем, по которому в соответствии со статьями 634, 635, 637 ГК РФ все внимание по содержанию транспортного средства лежит на арендодателе. Указанные различия объясняются особенностями каждого из сравниваемых договоров. При аренде транспортного средства без экипажа арендатор получает его в полное владение и пользование Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). / Под ред. Садиков О.Н. - М., Контракт. 2007. - С. 214., принимая на себя обязанности по выполнению комплекса необходимых работ по его обслуживанию, поддержанию в работоспособном состоянии, сохранению эксплуатационных свойств Шапкина, Г.С., Павлодский, Е.А. Регулирование аренды и безвозмездного пользования имуществом в Гражданском кодексе Российской Федерации // Законодательство и экономика. - 2007. - № 5. - С. 18..

Представляется вполне логичным, что в рассматриваемом договоре арендатор своими силами и средствами осуществляет управление, коммерческую и техническую эксплуатацию транспортного средства (ст. 645 ГК РФ). В данной обязанности содержится главная сущностная формирующая черта рассматриваемого вида договора аренды транспортного средства.

По всей видимости, данный факт не означает, что арендатор обязан непосредственно лично выполнять соответствующие императивные нормы статьи 645 Кодекса. Они распределяют, главным образом, обязанности по организации принятия и исполнения решений по вопросам управления, коммерческой и технической эксплуатации, а также - несение ответственности за данные решения. То есть арендатор может не лично управлять транспортным средством. А в некоторых случаях это даже не представляется возможным как с юридической, так и фактической точек зрения, например, при утрате практических навыков вождения воздушным судном или отсутствии соответствующего документа, допускающего управление этим транспортным средством.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты