Рефераты

Договор аренды транспортных средств

аким образом, арендатор обязан, главным образом, организовать управление: заключить трудовые либо гражданско-правовые договоры с квалифицированными работниками, поставить перед ними необходимые задачи по перевозке физических лиц и материальных объектов, исходя из целей коммерческой эксплуатации транспортного средства. Как предусматривается в проекте Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, фрахтователь (арендатор) вправе укомплектовать экипаж как лицами, ранее не состоявшими на службе на этом судне, так и принять на службу прежний экипаж. Данная норма полностью согласуется со статьей 645 ГК РФ, так как независимо от способа комплектования водительского состава (экипажа) старший водитель (капитан) и все другие члены водительского состава (экипажа) становятся служащими фрахтователя (арендатора) и подчиняются ему во всех служебных (трудовых) отношениях.

Аналогично решается вопрос о коммерческой и технической эксплуатации. Эти обязанности могут быть возложены (организованы) арендатором на находящихся в его административном (договорном) подчинении управляющего (директора, распорядителя) или технического исполнителя.

2.2 Договор аренды транспортных средств с экипажем

Если заключается договор аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем, то наряду с основным обязательством, непосредственно связанным с предоставлением транспортного средства в аренду, в договор включаются обязательства по предоставлению арендатору услуг по управлению им и его технической эксплуатации Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). / Под ред. Садиков О.Н. - М., Контракт. 2007. - С. 206.. Бесспорно: ведущее место среди указанных обязательств занимают арендные. Представляется, что разграничение в данном договоре двух видов обязательств исключает смешение признаков (элементов) различных договорных институтов (аренды, перевозки, подряда), приводящее к спорным, характеризующим правовую природу договора, выводам.

Можно ли отнести договор аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем к так называемому смешанному договору? По всей видимости, его можно отнести к договору, который формирует обязательства, входящие в состав двух либо нескольких урегулированных законом типичных договорных отношении, в исследуемом конкретном случае, - к договору, «в котором обязательства, вытекающие из договора аренды, тесно связаны с обязательствами, вытекающими из договора о предоставлении услуг». Однако рассматриваемый договор вряд ли можно признать смешанным в смысле пункта 3 статьи 421 ГК РФ, то есть «договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами» (П. 3 ст. 421 ГК РФ), так как он специально урегулирован Кодексом. Следовательно, руководствоваться нормами о возмездном оказании услуг или о подряде применительно к договору аренды транспортного средства с экипажем можно только по аналогии.

Указание в договоре аренды транспортного средства с экипажем на «предоставление услуг по управлению и технической эксплуатации» приводит к выводу о тесном взаимодействии и сотрудничестве арендатора и арендодателя. Представляется, что без наличия данного, объективно обусловленного отношения между сторонами договор становится бессодержательным и, как правило, не может быть реализован на практике.

Арендодатель должен принять все меры к тому, чтобы арендованное транспортное средство могло быть использовано арендатором наиболее эффективно, с максимально возможной коммерческой выгодой. И, безусловно, он «должен воздерживаться от каких-либо действий, могущих помешать нанимателю (арендатору) пользоваться нанятым (арендованным) имуществом», используя свой контроль и властные полномочия по отношению к экипажу по вопросам управления и технической эксплуатации.

Арендатор, в свою очередь, обязан с максимальной заботой и вниманием относится к сохранности транспортного средства, его оборудования и стремится к соблюдению нормальных, предусмотренных договором показателей амортизационного износа, принимая те или иные решения по коммерческой эксплуатации транспортного средства.

В нерыночной экономике, в системе государственной собственности на средства производства основными хозяйствующими субъектами были, главным образом, социалистические организации, имеющие в своих активах единую государственную собственность. Следовательно, актуальным представлялся вопрос эффективного использования государственного имущества. Обязанность нанимателя (арендатора) пользоваться нанятым (арендованным) имуществом «в соответствии с договором и назначением имущества» означала, что арендатор «не только вправе, но и обязан активно использовать это имущество». Недостаточно активное использование имущества или оставление его вовсе без использования приравнивалось к использованию имущества не по назначению и служило основанием к досрочному расторжению договора.

В современном отечественном экономическом развитии при отсутствии активного использования арендатором арендованного имущества уже объективные рыночные факторы уменьшают доходность, рентабельность, приводят к убыточности данных сделок, таким образом, не требуя соответствующего правового стимулирования и правового ограничения как средств правового воздействия на сознание и волю субъектов Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. - М., Юристъ. 2007. - С. 337-339.. Данный вывод в равной мере относится как к договору аренды транспортного средства без экипажа, так и к договору аренды транспортного средства с экипажем. Однако при заключении договора аренды транспортного средства с экипажем убытки из-за простоя арендованного транспортного средства, при прочих равных условиях, относительно выше, так как кроме издержек (эвальвации) по самой аренде, имеют место неиспользование соответствующих возмездных услуг по управлению и техническому обслуживанию арендованного транспортного средства.

«Из определения договора аренды (предоставление арендатору за плату имущества во временное владение и пользование) следует вывод, что условие об арендной плате относится к существенным условиям всякого договора аренды» Витрянский, В.В. Указ. соч. - С.11., в том числе, и договоров аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа. Последовательно вышеуказанную правовую конструкцию статьи 606 ГК РФ повторяют определения договоров аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа (статьи 632, 642 ГК РФ). Поэтому основной обязанностью арендатора будет являться своевременное внесение арендной платы за пользование арендованным транспортным средством (ст. 614 ГК РФ).

Однако, как подчеркивает один из авторов проекта Гражданского кодекса России Витрянский В.В., если в рассматриваемых договорах не содержится условия о размере подлежащей взиманию с арендатора арендной платы, в отличие от общего правила, касающегося существенных условий договора (ст. 432 ГК РФ), они будут признаны заключенными. В этом случае будет действовать правило пункта 3 статьи 424 Кодекса: «исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги».

В стоимость договора аренды транспортного средства с экипажем включаются не только суммы по оплате обязательств самой аренды (пользования и владения) транспортного средства, но и сопутствующие услуги по управлению и техническому обслуживанию им. Поэтому, безусловно, что при основных аналогичных (сравнимых) условиях договора, стоимость договора аренды транспортного средства с экипажем выше стоимости договора аренды транспортного средства без экипажа. При этом представляется необходимым учитывать, что «сумма договора определяется не стоимостью нанятого имущества, а наемной платой, поскольку это имущество не отчуждается и не переходит в собственность нанимателя» Гражданское право. В 2-х томах. Том 2. Учебник / Под ред. Суханова Е.А. - М., Волтерс Клувер. 2007. - С.87..

По всей видимости, разница в стоимости не делает вторую сделку более ликвидной по сравнению с первой, рассматриваемой в данном параграфе. Это объясняется тем, что услуги экипажа арендодателя, как правило, обходятся арендатору не только дешевле в сравнении с отдельно оплачиваемыми аналогичными услугами других хозяйствующих субъектов, например, по трудовым контрактам, но и по другим причинам.

Во-первых, экипаж арендодателя более информирован обо всех технических нюансах арендованного транспортного средства, а значит, в данном конкретном случае - более профессионален.

Во-вторых, экипаж арендодателя подчиняется по вопросам управления и технической эксплуатации распоряжениям арендодателя. Соответственно этому, арендодатель несет ответственность, по общему правилу, как за вред, причиненный арендованному транспортному средству (ст. 639 ГК РФ), так и за вред, причиненный уже транспортным средством арендодателя третьим лицам (ст. 640 ГК РФ). То есть указанная ответственность снимается с арендатора, если вред произошел не по его вине, и она не была на него специально возложена законом или договором аренды.

В-третьих, у арендодателя, как правило, имеется подготовленная специализированная техническая база по обслуживанию и содержанию конкретного вида его транспортного средства. И чем сложнее и дороже техническая конструкция транспортного средства, тем значительнее указанное преимущество.

В-четвертых, имеет место значительная экономия времени, оперативность по формированию экипажа и обслуживающего персонала арендованного транспортного средства.

Услуги по управлению и техническому обслуживанию транспортным средством непосредственно возлагаются на его экипаж. Однако возникает вопрос: каков количественный состав экипажа и есть ли необходимость определять его сторонам рассматриваемого договора? Гражданский кодекс РФ не дает определения экипажу транспортного средства. Данный вопрос регулируют транспортные кодексы и уставы.

Например, в соответствии с пунктом 1 статьи 56 Воздушного кодекса РФ экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа и кабинного экипажа (обслуживающего персонала). Летный экипаж выполняет наиболее сложные и ответственные функции, обеспечивает самолетовождение и эксплуатацию воздушного судна, а обслуживающий персонал таких функций, «связанных с управлением воздушного судна в полете», не выполняет. Исходя из этого, законодатель по разному подходит к установлению окончательно сформированного состава экипажа в его главных структурных элементах. В частности, количество членов летного экипажа в полете не должно быть меньше минимально установленного состава (п. 1 ст. 56 ВК РФ). То есть минимальное количество членов экипажа, в обязанность которых входит непосредственно управлять транспортным средством, устанавливается в императивной форме. Состав обслуживающего персонала, исходя из анализа соответствующих норм транспортных кодексов и уставов, определятся в окончательном варианте уже на локальном уровне.

Таким образом, стороны в договоре аренды транспортного средства с экипажем, по общему правилу, имеют возможность предусмотреть количественный состав членов экипажа, непосредственно управляющих транспортным средством (исключительно в сторону его увеличения от нормативно предусмотренного) и, в большей мере, состав «обслуживающего персонала», так как возможно не только его увеличение, но и его уменьшение от общеустановленного.

Одна из главных отличительных особенностей договора аренды транспортного средства с экипажем от договора аренды транспортного средства без экипажа состоит в том, что в первом договоре обязанность по поддержанию надлежащего состояния арендованного транспортного средства возлагается на арендодателя, а во втором - на арендатора (ст. ст. 634, 644 ГК РФ). Эти положения Кодекса императивны, поэтому стороны договора не могут предусмотреть иное соотношение данных обязанностей.

По какой причине законодатель предусмотрел исключение из общего юридического нормирования прав и обязанностей сторон в правовом регулировании отношений по содержанию арендованного транспортного средства? По нашему мнению, представляется убедительным выделить два значительных фактора.

Во-первых, данные нормы вполне обоснованы, поскольку отражают сущность, содержательное наполнение законодательно установленных видов аренды транспортных средств: имеют место услуги по технической эксплуатации или они не предоставляются.

Во-вторых, одни из основных структурных элементов в содержании юридической конструкции «поддержание надлежащего состояния сданного в аренду транспортного средства» - текущий и капитальный ремонт - не имеют конкретного законодательного определения. Учитывая вышеизложенную актуальную проблему, объединение рассматриваемых структурных элементов в обязанности по содержанию арендованного транспортного средства какой-либо из сторон в договоре снижает негативное воздействие законодательно не определенного состояния понятий капитального и текущего ремонта.

Таким образом, вторая часть нового Гражданского кодекса России установила достаточную определенность в регулировании рассматриваемых отношений, которые ранее вызывали некоторые вопросы и решались во многом неоднозначно.

Так, в науке, на основе анализа практики, сложилось несколько отличное друг от друга представление об объеме соответствующих обязанностей. Одни авторы под технической эксплуатацией понимают не только осуществление текущего и капитального ремонта, обеспечение необходимыми для эксплуатации принадлежностями и запасными частями, но и заправку транспортного средства горюче-смазочными материалами, предоставление стоянки (или оплаты ее), а также хранение арендованного транспортного средства. Довольно широкий подход, предполагающий полное эксплуатационное обслуживание рассматриваемого предмета договора, включающее расходы как по технической, так и, во многом, по коммерческой эксплуатации транспортного средства.

И в практической деятельности закрепление таких обязанностей у арендодателя возможно. В частности, статья 636 ГК РФ, регулирующая отношения по оплате расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, носит диспозитивный характер. Контрагенты могут предусмотреть в договоре обязанность арендодателя нести все обусловленные технической эксплуатацией расходы, включая оплату горюче-смазочных и других материалов, внесению государственных и иных различных сборов. В повседневной жизнедеятельности граждан договор аренды транспортного средства с экипажем при вышеуказанных условиях широко распространен. Например, аренда гражданами легковых автомобилей (такси).

Кроме того, помимо услуг, обеспечивающих нормальную и безопасную эксплуатацию арендованного транспортного средства в соответствии с целями аренды, договором может быть предусмотрен более широкий круг услуг, предоставляемых арендатору (пункт 1 статья 635 Кодекса). Например, при фрахтовании на время воздушных судов туристическими организациями в соглашении, как правило, оговариваются, кроме основных, дополнительные услуги, предоставляемые арендодателем по организации спутниковой связи, питания, медицинского и иного обслуживания пассажиров.

По вопросу объема услуг, содержащихся в обязанности арендодателя по технической эксплуатации транспортного средства, имеет место и другая более узкая точка зрения. В частности, в литературе (советской и иностранной) высказывалось мнение, что мелкий текущий ремонт транспортного средства лежит на обязанности арендатора (фрахтователя) Егоров, К.Ф. Димайз-чартер и тайм-чартер. // Морской флот. - 2007. - № 11. - С. 32.. При исследовании практики отмечалось, что «при фрахтовании на продолжительный период на фрахтователя обычно возлагается обязанность проведения текущего ремонта в соответствии со сроками и требованиями технических нормалей и классификационных обществ» Егоров, К.Ф. Димайз-чартер и тайм-чартер. // Морской флот. - 2007. - № 11. - С. 32.. И на сегодняшний день таковыми остаются требования диспозитивных норм § 1 главы 34 ГК РФ, касающиеся общих положений об аренде.

Учитывая имеющийся научный и практический материал, а также следуя всем вышеизложенным в настоящей работе выводам, предложениям и обобщениям, по нашему мнению, один из наиболее приемлемых будет являться следующий рекомендательный для потенциальных контрагентов вариант договора аренды транспортного средства с экипажем.

Заключение

Анализ практики, теоретических трудов и состояния современного законодательного регулирования отношений аренды транспортных средств привел нас к определенным выводам и предложениям по совершенствованию действующего законодательства и по основным направлениям дальнейших научных разработок.

Выделение в ГК РФ норм об аренде транспортных средств является
нормативной основой для формирования необходимых положений в отраслевых транспортных кодексах и уставах. Это особенно актуально, так как ГК РФ прямо указывает, что особенности в регулировании подобных отношений могут предусматривать только данные нормативно-правовые акты. Таким образом, требуется научное исследование специфики отношений аренды каждого из основных видов транспортных средств. Теоретическая база на основе системного и комплексного анализа, обобщение имеющейся и формирующейся практики позволит научно обоснованно подойти к формированию отраслевых рассматриваемых норм.

Учитывая факторы глобального изменения всего отечественного законодательства, практику поспешных разработок и принятия «сырых» законов, нами предлагается не ограничивать правовое регулирование рассматриваемых отношений лишь указанными в ГК РФ транспортными кодексами и уставами. В современных быстро меняющихся социально - экономических условиях требуется принятие постановлений Правительства РФ, других подзаконных нормативно-правовых актов.

Передача транспортного средства в пользование по договору аренды невозможна без передачи прав владения на арендованное транспортное средство. Правильное законодательное определение неразрывной связи пользования и владения в рассматриваемых правоотношениях решает многие теоретические и практические вопросы, в том числе, наиболее спорные, например, определение правовой природы фрахтования судов на время (тайм - чартера).

1. Простая письменная форма договора аренды транспортного средства, содержащаяся в ГК РФ, является достаточной для удостоверения соответствующих прав и оптимальной по оперативности и рациональности в гражданском обороте. Однако для аренды некоторых видов транспортных средств, в частности, используемых в международном транспортном сообщении, имеющих большую государственную и общественную значимость (например, космические суда, ледоколы, уникальные транспортные средства), транспортными кодексами и уставами должна быть предусмотрена государственная регистрация.

2. В ГК РФ, транспортных кодексах и уставах следует указать перечень требований, предъявляемых к арендатору транспортного средства: а) соответствующую аттестацию (образовательный документ) - например, авиационного персонала арендатора; б) сертификат (свидетельство, удостоверение) на право управления и техническую эксплуатацию транспортным средством; в) лицензию на право заниматься соответствующей предпринимательской деятельностью при коммерческой эксплуатации транспортного средства.

3. Нормы, регулирующие рассматриваемые отношения, разделены в ГК РФ двумя подпараграфами (договор аренды транспортного средства с экипажем и договор аренды транспортного средства без экипажа). Отсутствие общих положений аренды транспортных средств вносит значительные проблемы в определение тех норм, которые должны применяться при заключении договоров с некоторыми признаками как договора аренды транспортного средства с экипажем, так и договора транспортного средства без экипажа. Таким образом, общие положения по рассматриваемому правовому регулированию желательны. Тем более что подпараграфы 1 и 2 §3 содержат определенное количество абсолютно идентичных норм, которые могут быть объединены в общие положения аренды транспортных средств.

4. Необходимо включение в ГК РФ определения понятия транспортного средства. Предлагается следующее, наиболее обобщенное, включающее в себя главные, конструктивные признаки, его определение: транспортное средство - техническое устройство, способное к самостоятельному, без посторонней тяги, движению в пространстве (самоходное), с целью перевозки (перемещения) физических лиц и материальных объектов.

5. Предлагается предусмотреть нормативное правовое обеспечение возможности арендодателя осуществлять контроль за сохранностью и надлежащим использованием арендованного транспортного средства арендатором.

6. Следует дополнить статью 615 ГК РФ нормой о пределах использования арендованного транспортного средства.

7. В ГК РФ должна быть включена норма, предусматривающая необходимость определения сторонами более точную характеристику предмета рассматриваемого договора. Контрагенты должны отражать в договоре не только общую характеристику годности транспортного средства к выполнению своих функциональных задач, но и конкретные максимальные или минимальные те или иные технические параметры транспортного средства, обеспечивая тем самым согласованный коэффициент его надлежащей технической готовности к эксплуатации.

Таким образом, вопросы аренды транспортных средств являются актуальными и требуют формулирования теоретических положений и практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности рассматриваемого законодательства, необходимого правового регулирования.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Содержание

1

внутренний водный транспорт Российской Федерации

один из видов транспорта, находящегося в ведении Российской Федерации и представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации

2

судно

самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода

3

самоходное транспортное судно

самоходное судно, осуществляющее перевозки грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировку судов и иных плавучих объектов

4

судно смешанного (река - море) плавания

судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям

5

железнодорожные пути общего пользования

железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции

6

железнодорожные пути необщего пользования

железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд

7

речной порт

комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования

8

Воздушное судно

летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

9

Легкое воздушное судно

воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет менее 5700 килограмм, в том числе вертолет, максимальный взлетный вес которого составляет менее 3100 килограмм.

10

Сверхлегкое воздушное судно

воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет не более 495 килограмм без учета веса авиационных средств спасания.

11

контейнер

оборудование, имеющее объем не менее одного кубического метра, пригодное для многократного пользования и приспособленное для погрузки, выгрузки груза, его перегрузки с одного транспортного средства на другое транспортное средство без промежуточной перегрузки груза

12

маршрут

путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения

13

пассажир

физическое лицо, перевозка которого транспортным средством осуществляется на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажира

14

фрахтователь

физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов

15

фрахтовщик

юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов.

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

1.
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 [Текст] // Российская газета, 1993, № 237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51- ФЗ, с изм. 26.06.2007 г. [Текст]// Собрание законодательства РФ, 1994, № 32, Ст. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от26.01.1996 г. № 14- ФЗ, с изм. 26.06.2007 г. [Текст]// Собрание законодательства РФ, 1996, № 5, Ст. 410.

4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ, с изм. 04.12.2007 г. [Текст] // Собрание законодательства РФ, 2002, № 46, Ст.4532.

5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ, с изм. 29.04.2008 г. [Текст]// Собрание законодательства РФ, 2002, № 30, Ст.3012.

6. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ, изм. 04.12.2007 г. // Собрание законодательства РФ, 1997, № 12, Ст. 1383.

7. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 г. № 81-ФЗ, с изм. 06.12.2006 г.[Текст]// Собрание законодательства РФ, 1999, № 18, Ст. 2207.

8. О государственном регулировании развития авиации: Федеральный закон от 08.01.1998 г. № 10-ФЗ, с изм. 29.04.2008 г.[Текст]// Собрание законодательства РФ, 1998, № 2, Ст. 226.

9. О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ, с изм. 01.12.2007 г. [Текст]// Собрание законодательства РФ, 1995, № 50,- Ст. 4873.

10. О правилах дорожного движения (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»): Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090, с изм. 12.04.2008 г. [Текст]// Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, № 47, Ст. 4531.

11. Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 17. - Ст. 1999.

12. Об утверждении положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств: Приказ МВД РФ № 496, Минпромэнерго РФ № 192, Минэкономразвития РФ № 134 от 23.06.2005 г. [Текст] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2005, № 32, С. 21.

13. О порядке регистрации транспортных средств» (вместе с «Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»): Приказ МВД РФ от 27.01.2003 г. № 59 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2003, № 18, С. 32.

Научная литература

1. Агаджанов, З.О координации технической политики российских судоходных компаний, в том числе оффшорных / З. Агаджанов. [Текст]// Российская юстиция. - 2008. - № 1. - С. 13.

2. Базарова, А.С. Аренда транспортных средств / А.С. Базарова. [Текст]// ЭЖ-Юрист. -2008. - № 4. - С. 5.

3. Беляев, В. Смотр гидроавиации / В. Беляев. [Текст]// Гражданская авиация. - 2007. - № 10. - С. 22.

4. Брагинский, М.И., Витрянский, В.В. Договорное право: Общие положения. / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. [Текст] - М., Статут. 2003. - 634 с. - ISBN 5-8354-0016-0

5. Брагинский, М.И., Витрянский, В.В. Договорное право. Договоры о передаче имущества / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. [Текст]- М., Статут. 2004. - 678 с. - ISBN 5-8354-0024-1

6. Васильева, В.В. Договор аренды: юридические аспекты / В.В. Васильева. [Текст] - М., ГроссМедиа. 2007. - 468 с. - ISBN 5-476-00503-2

7. Витрянский, В.В. Общие положения об аренде. (Комментарий ГК РФ) / В.В. Витрянский [Текст] // Хозяйство и право. - 1996. - №2. - С. 7.

8. Газман, В. Создание автотранспортной лизинговой компании: экономико-правовые условия / В. Газман. [Текст] // Хозяйство и право. - 2008. - № 2. - С. 37.

9. Газман, В. Лизинг автотранспортных средств / В. Газман [Текст]// Хозяйство и право. - 2007. - №11. - С. 22.

10. Галиева, Р.Ф. Правовое обеспечение сделок с транспортными средствами / Р.Ф. Галиева [Текст] // Нотариус. - 2008. - № 1. - С. 12.

11. Горемыкин, В.А. Лизинг. Практическое учебно-справочное пособие [Текст]/ В.А. Горемыкин. - М., Норма. 2007. - 318 с. - ISBN 5-86225-447-1

12. Гражданское право. Часть вторая [Текст]: учебник / Отв. ред. Мозолин В.П. - М., Юристъ. 2007. - 768 с. - ISBN - 5-7975-0652-1

13. Гражданское право. В 2-х томах. Том 2. Учебник [Текст]/ Под ред. Суханова Е.А. - М., Волтерс Клувер. 2007. - 724 с. - ISBN 5-466-00043-4

14. Гришин, О.М. Аренда автомобиля: договор аренды, бухгалтерский учет, норма расхода ГСМ. / О.М. Гришин [Текст]// Право и экономика. - 2008. - № 2. - С. 13.

15. Егоров, К.Ф. Димайз-чартер и тайм-чартер / К.Ф. Егоров [Текст]// Морской флот. - 2007. - № 11. - С. 31-32.

16. Ерпылева, Н.Ю. Международное транспортное право / Н.Ю. Ерпылева [Текст]// Законодательство и экономика. - 2007. - № 9. - С. 17.

17. Калпин, А.Г. Договор аренды транспортных средств / А.Г. Калпин [Текст]// Гражданское право. - 2006. - № 2. - С. 17.

18. Коммерческое право / Под ред. Попондоло В.Ф., Яковлевой В. Ф. [Текст]- М., Юристъ. 2006. - 672 с. - ISBN 5-7975-0517-7

19. Коноков, Д.Г., Гержа, Е.Н. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в России и за рубежом / Д.Г. Коноков, Е.Н. Гержа [Текст] // Законодательство и экономика. - 2008. - № 4. - С.16.

20. Крылов, С. Доверенности на право пользования и распоряжения автотранспортом / С. Крылов [Текст] // Российская юстиция. - 2008. - № 1. - С.26-27.

21. Липавский, В.Б. Тайм-чартер в системе договоров фрахтования / В.Б. Липавский [Текст] // Транспортное право. - 2005. - № 3. - С. 12.

22. Липавский В.Б. Чартер в системе договоров аренды транспортных средств / В.Б. Липавский [Текст]// Транспортное право. - 2008. - № 2. - С. 17.

23. Маслов, В. Московское такси на условиях аренды (Проблемы отрасли) / В. Маслов [Текст] // Автомобильный транспорт. - 2007. - № 4. - С. 12.

24. Мейер, Д.И. Русское гражданское право (в 2-х ч. Часть 2). По исправленному и дополненному 8-му изд., 1902 / Д.И. Мейер. [Текст].- М., Статут. 2003. - 672 с. - ISBN 5-8354-0055-1

25. Николаев, М. Право собственности на автотранспортное средство как основание защиты гражданами своих имущественных интересов / М. Николаев [Текст]// Хозяйство и право. - 2008. - №2. - С. 18.

26. Отнюков, Г. Договор перевозки грузов автомобильным транспортом / Г. Отнюков [Текст]// Закон. - 2007. - № 5. - С. 17.

27. Павлова, И.Ю. Система преимущественных прав в современном гражданском праве / И.Ю. Павлова [Текст]// Право и политика. - 2007. - № 9. - С. 21.

28. Певницкий, С.Г. Аренда: некоторые теоретические и практические аспекты / С.Г. Певницкий [Текст]//Правовые вопросы недвижимости. - 2007. - № 1. - С. 15.

29. Победоносцев, К. Курс гражданского права. Третья часть. / К. Победоносцев. [Текст] - М., Статут. 2005. - 706 с. ISBN - 5-8354-0148-5

30. Сарнаков, И.В. Договор аренды: понятие, признаки, характерные черты, место в системе договорных отношений и основные его положения / И.В. Сарнаков [Текст] // Юрист. - 2006. - № 4. - С. 14.

31. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. [Текст]- М., Юристъ. 2006. - 568 с. - ISBN 5-7975-0269-0

32. Фогельсон, Ю. Страховой интерес при страховании имущества / Ю. Фогельсон [Текст]// Хозяйство и право. - 2008. - № 1. - С. 10.

33. Хохлов, В.А. Ответственность за нарушение договора по гражданскому праву. / В.А. Хохлов. [Текст] - Тольятти., Волжский университет им. Татищева В.Н. 2007. - 348 с.

34. Цах, Н.П. Развитие рынка арендных отношений автомобилей / Н.П. Цах [Текст]// Автомобильный транспорт. - 2008. - № 3. - С. 7.

35. Шапкина, Г.С., Павлодский, Е.А. Регулирование аренды и безвозмездного пользования имуществом в Гражданском кодексе Российской Федерации / Г.С. Шапкина, Е.А. Павлодский [Текст]// Законодательство и экономика. - 2007. - № 5. - С. 18.

36. Шапкина, Г. Договор аренды / Г. Шапкина [Текст]// Хозяйство и право. - 2008. - № 1. - С. 23.

Судебная практика

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» [Текст]// Вестник ВАС РФ. - 1996. - № 9. - С. 20.

2. Письмо ВАС РФ от 10.09.1993 г. № С-13/ОП-276 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике» [Текст]// Вестник ВАС РФ. - 1993. - № 11. - С. 104.

3. Информационное Письмо Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 г. № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» [Текст] // Вестник ВАС РФ. - 2002. - № 3. - С. 21.

4. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 июня 2007 г. № 3140/07 [Текст]// Вестник ВАС РФ. - 2007. - № 12. - С. 23.

5. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2007 г. № 3200/07 [Текст]// Вестник ВАС РФ. - 2007. - № 5. - С. 26-27.

Приложение А

Правовое регулирование аренды транспорта с экипажем

Приложение Б

Правовое регулирование аренды транспорта с экипажес экипажем

Приложение В

Отличия договора аренды транспорта от смежных договоров

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты