p align="left">При обнаружении существенных недостатков заказчик в соответствии с п. 2 ст. 737 ГК обязан доказать, что недостатки возникли до принятия результата работ или по причинам, возникшим до этого. Требование о безвозмездном устранении существенных недостатков, в отличие от требований, связанных с иными недостатками, может быть предъявлено не только, когда они были обнаружены в пределах двухгодичного срока, но и после его истечения в пределах срока службы созданной (отремонтированной) подрядчиком вещи. Если срок службы не установлен - в течение 10 лет. При отказе или уклонении подрядчика от удовлетворения требования о безвозмездном устранении недостатков заказчик может по своему выбору требовать возвращения части цены, уплаченной за работу; возмещения расходов, понесенных в связи с устранением недостатков своими силами; отказаться от договора и потребовать возмещения понесенных убытков.
При толковании ст. 737 ГК возникают определенные сложности. Всегда или не всегда на заказчике при обнаружении существенных недостатков лежит бремя доказывания того, что они возникли до момента приемки-передачи, или возникли по причинам, имевшимся до этого момента? Вывод о том, что бремя доказывания всегда лежит на заказчике, встречается в юридической литературе <*>. На наш взгляд, более правильно иное толкование ст. 737 ГК. Пункт 1 ст. 737 является общим правилом, применяемым при обнаружении любых недостатков в течение гарантийного срока или разумного срока в пределах двух лет с момента принятия результата работ. Статья 737 (п. 2 и 3) ГК устанавливает особенности для предъявления требований, связанных с существенными недостатками (в том числе особое правило о возложении на заказчика бремени доказывания), но распространяются они лишь на случаи, когда недостатки обнаружены за пределами сроков, обозначенных в п. 1 ст. 737 ГК. Поэтому доказывать причину возникновения недостатков заказчик обязан, если обнаружил их по истечении двухлетнего срока.
КонсультантПлюс: примечание.
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) (под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина) включен в информационный банк согласно публикации - Издательство "Юрайт", 2004.
См., например: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. М., 2002. С. 406.
Особенность бытового подряда в том, что помимо требований, обозначенных в ст. 737 и 723 ГК, заказчик на основании ст. 739 ГК вправе предъявлять требования, аналогичные требованиям покупателя, связанным с приобретением товара ненадлежащего качества (ст. 503 - 505 ГК).
Договор бытового подряда прекращается по общим основаниям прекращения подрядных отношений, за одним исключением. Последствия отказа заказчика от договора (п. 2 ст. 731 ГК) иные, чем предусмотренные в общих положениях о подряде (ст. 717 ГК). Заказчик, отказавшийся от договора, оплачивает подрядчику часть цены пропорционально фактически выполненной работе и возмещает расходы, произведенные подрядчиком в целях исполнения договора, если они не вошли в цену уже выполненной работы. По общим положениям, помимо выплаты пропорциональной части цены работ заказчик в пределах разницы между ценой всего и фактического объема работ возмещает подрядчику убытки, включающие как прямой ущерб, так и упущенную выгоду. При отказе от договора бытового подряда взыскание упущенной выгоды подрядчика исключено.
§ 3. Договор строительного подряда
1. Понятие договора строительного подряда. Основной сферой применения договора строительного подряда является деятельность по созданию, реконструкции, модернизации основных производственных и непроизводственных фондов. Вместе с тем достаточно распространены и договоры, заключаемые для удовлетворения бытовых или других потребностей граждан (при строительстве гаражей, дачных домов, коттеджей и проч.). Работы, выполняемые на его основании, ведут к созданию или обновлению объектов недвижимости: застройке городских и сельских поселений, развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, сохранению объектов историко-культурного назначения и т.п.
Согласование государственных, общественных и частных интересов в области строительства обеспечивается органами государственной власти и местного самоуправления. Оно осуществляется как путем государственной поддержки инвестиционных строительных проектов и направления финансовых ресурсов на государственные (муниципальные) нужды, предоставления льготных условий пользования природными ресурсами, так и посредством установления государственного технического регулирования, градостроительных нормативов, определения основных принципов ценообразования и сметного нормирования в строительстве и т.п.
Деятельность по строительству включает выполнение общестроительных, отделочных, санитарно-технических, специальных и монтажных работ и т.п. Она может осуществляться за счет финансовых средств заказчика работ (заказчик при этом является и инвестором) либо за счет средств иных лиц, вкладывающих в строительство денежные средства или иные инвестиции и не являющихся заказчиками работ. В последнем случае инвесторами могут выступать, в частности, органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом, а также будущие пользователи объектов - физические и юридические лица, как российские, так и иностранные.
Работы на основании договора строительного подряда выполняются обычно специализированными строительными, монтажными, пусконаладочными и иными организациями .
Строительные и иные работы с участием специализированных строительно-монтажных организаций, однако, выполняются не только на основании договора строительного подряда. В частности, в ряде крупных городов жилищное и гаражное строительство ведется на основании так называемых инвестиционных контрактов, составленных по типу договора простого товарищества (совместной деятельности). Их участниками выступают инвесторы - будущие собственники недвижимости. В число инвесторов могут входить и строительно-монтажные организации, осуществляющие вклад в общее дело в виде материалов, оборудования и строительно-монтажных работ. Такая схема договорных связей позволяет инвесторам строить объекты собственными силами, не заключая между собой договора строительного подряда. См.: Обобщение практики рассмотрения судами Российской Федерации дел по спорам между гражданами и организациями, привлекающими денежные средства граждан для строительства многоквартирных жилых домов // БВС РФ. 2003. N 2.
Статья 740 ГК определяет договор строительного подряда следующим образом: по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик - создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и оплатить обусловленную цену.
Договор строительного подряда возмездный, взаимный (синаллагматический) и консенсуальный. Он не является публичным договором. Однако в случаях, установленных законом (ст. 445, 448 ГК), его заключение может быть для сторон обязательным.
Основным отличительным признаком договора строительного подряда как разновидности договора подряда служит особая область его использования. Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Если же указанные специальные работы не связаны со строительством, то они составляют предмет обычного договора подряда. К примеру, монтаж подрядчиком лифтов на функционирующем предприятии регулируется общими нормами о подряде. Иными словами, в отношении одних и тех же по характеру работ может применяться различный правовой режим. По правилам о договоре строительного подряда могут выполняться работы по капитальному (но не текущему) ремонту зданий и сооружений. Капитальный ремонт зданий и сооружений в отличие от их строительства не создает новых объектов. Он проводится в целях восстановления отдельных элементов зданий и сооружений.
Понятие строительства включает как новое строительство, так и работы по расширению объекта.
ГК (п. 2 ст. 740) допускает включение в договор строительного подряда условия, согласно которому подрядчик берет на себя обязанность в течение определенного срока обеспечить эксплуатацию объекта после его принятия заказчиком.
Специфический договор строительного подряда - договор о строительстве "под ключ": подрядчик принимает на себя все обязанности своими силами и средствами, из своих материалов построить по заданию заказчика объект, который передается заказчику в готовом виде, в состоянии, пригодном к немедленной эксплуатации. При строительстве "под ключ" объектами строительства чаще всего выступают жилые дома, дачные постройки и проч.
Правовое регулирование. Поскольку договор строительного подряда - вид договора подряда, то к нему, если иное не предусмотрено специальными правилами о строительном подряде, применяются общие положения ГК о подряде (п. 2 ст. 702). Так, общими положениями о подряде регулируются структура договорных связей, условия о порядке оплаты работ, качестве работ, сроках, способах защиты, цене и др. (ст. 706 - 709, 711, 712, 715, 724 ГК и др.).
Правила о договорах подряда на капитальное строительство, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 26 декабря 1986 г. N 1550, на территории Российской Федерации не действуют. См. п. 6 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 14 августа 1993 г. N 812 "Об утверждении Основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации" // САПП РФ. 1993. N 34. Ст. 3189.
К работам по капитальному ремонту зданий и сооружений правила о договоре строительного подряда применяются, если иное не предусмотрено договором (п. 2 ст. 740 ГК). Если же в договоре на выполнение работ по капитальному ремонту предусмотрено, что нормы договора о строительном подряде к нему не применяются, то будет действовать правовой режим, установленный гл. 39 ГК ("Возмездное оказание услуг"). Не исключается и такое правовое регулирование, когда отношения сторон будут определяться лишь отдельными правилами договора о строительном подряде при условии, что это не затронет императивных предписаний гл. 39 ГК. Таким образом, правило, в силу которого к выполнению работ по капитальному ремонту применяются нормы о строительном подряде, представляет лишь легальную презумпцию, отступление от которой возможно по соглашению сторон.
Если же заказчиком по договору строительного подряда выступает гражданин, а работы выполняются для удовлетворения его бытовых или других потребностей (при строительстве гаража, дачного домика, жилого дома и проч.), к такому договору соответственно применяются правила ГК о бытовом подряде, но лишь в части, касающейся прав заказчика (п. 3 ст. 740). Такой гражданин также пользуется правами, предоставленными потребителю Законом "О защите прав потребителей".
Важное место в правовом регулировании строительного подряда занимают нормативные акты публичного порядка, регулирующие условия и порядок вложения инвестиций, определяющие требования в области градостроительного планирования, использования земельных участков под строительство, регламентирующие технические требования к выполнению работ, архитектурный и градостроительный надзор, обеспечение соблюдения требований экологической безопасности и т.п. К подобным актам относятся, в частности: Федеральные законы от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании" <1>, от 25 февраля 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" <2>, от 9 июля 1999 г. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" <3>, от 17 ноября 1995 г. "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" <4>, Градостроительный кодекс Российской Федерации <5> и др. <6>.
<1> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.
<2> СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1096.
<3> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.
<4> СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4473; 2003. N 2. Ст. 167.
<5> СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2069; 2003. N 2. Ст. 167.
<6> Важная роль в правовом регулировании строительного подряда принадлежит также Постановлению Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1008 "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации" // СЗ РФ. 2001. N 1 (ч. II). Ст. 135; Постановлению Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 714 "Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета" // СЗ РФ. 2001. N 43. Ст. 4097; и др.
Другой особенностью правового регулирования отношений по рассматриваемому договору является наличие системы нормативно-технических актов, т.е. нормативных актов, регламентирующих технические процессы проектирования объектов строительства, строительно-монтажных, пусконаладочных работ, а также определяющих технические требования к применяемым в строительстве материалам, конструкциям и изделиям. Прежде всего это СНиП - строительные нормы и правила. Широко распространены также государственные и отраслевые стандарты (ГОСТ, ОСТ) и технические условия (ТУ) на строительные материалы, детали и конструкции, технические регламенты в отношении зданий, строений, сооружений.
Указанные документы содержат как обязательные, так и рекомендуемые положения по соответствующему кругу вопросов. Так, обязательны положения СНиП, определяющие надежность зданий и сооружений, прочность и устойчивость строительных конструкций, безопасность людей при аварийных ситуациях. Как обязательными, так и рекомендательными могут быть положения государственных стандартов относительно требований к проектной, технологической и другой документации либо требований по размерной и функциональной совместимости и взаимозаменяемости материалов и проч.
2. Структура договорных связей по договору строительного подряда определяется в соответствии с общими положениями о структуре договорных связей при подряде. Принято различать простую и сложную структуры договорных связей. Простая структура возникает, когда подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить определенные работы самостоятельно, посредством заключения прямых договоров. Сложная структура предполагает участие в строительстве нескольких исполнителей.
Для строительного подряда в качестве типа сложной структуры договорных связей характерна система генерального подряда. К примеру, генеральный подрядчик по договору строительного подряда на строительство жилого комплекса берет на себя производство основных строительных работ. К выполнению отдельных комплексов специальных работ (отделочных, работ по монтажу лифтов, благоустройству территории и т.п.) возможно привлечение нескольких субподрядчиков.
При больших объемах работ заказчик может привлечь к их исполнению нескольких генеральных подрядчиков (по отдельным участкам или комплексам работ).
По договору генерального подряда заказчик вправе передать не все работы, входящие в общий комплекс работ на объекте. Оставшиеся (непереданные) работы заказчик может выполнять сам либо с согласия генерального подрядчика передать их выполнение им отобранным исполнителям, с которыми заключает непосредственные прямые договоры, не входящие в систему генерального подряда (п. 4 ст. 706 ГК). Система генерального подряда в сочетании с прямыми договорами широко развита при возведении крупных и сложных промышленных объектов. В этом случае, к примеру, договор на выполнение общестроительных работ может быть заключен с организацией общестроительного профиля, договор на монтаж технологического или энергетического оборудования - со специализированной монтажной организацией, договор на пусконаладочные работы - с организацией, специализирующейся на наладке подобного оборудования, и т.д. Некоторые из названных договоров вполне могут быть договорами генерального подряда, а остальные - прямыми.
3. Стороны договора строительного подряда. В качестве заказчика вправе выступать физические и юридические лица, включая иностранные. Заказчики, как отмечалось ранее, не всегда являются инвесторами. Нередко на практике функции заказчика передаются инвестором будущему пользователю объекта либо специализированной организации в силу того, что выполнение функций заказчика требует специальных знаний. При этом между инвестором и заказчиком заключается договор. Чаще всего это договор поручения либо агентский договор, согласно которым посредническая организация обязуется заключить договор с подрядчиком от своего имени или от имени инвестора и принимает на себя выполнение юридических и иных действий, связанных с осуществлением функций заказчика.
Возможны и иные пути участия лиц, обладающих специальными познаниями в области строительства, в отношениях, возникающих из договора строительного подряда. Если заказчик не обладает специальными знаниями либо по иным причинам не желает в полном объеме выполнять функции заказчика, то контроль и надзор за строительством объекта и принятие от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком он вправе доверить третьему лицу - профессионалу, инженеру или инженерной организации. При этом заказчик самостоятельно, без согласия подрядчика, выбирает такого инженера (инженерную организацию) и заключает с ним договор об оказании услуг, связанных с контролем и надзором за строительством (ст. 779 - 783 ГК). Функции такого инженера (инженерной организации) должны быть отражены и в подрядном договоре (ст. 749 ГК).
Инженер (инженерная организация) действует от имени, в интересах и за счет заказчика. Ответственность за его действия несет заказчик, но при условии, что они совершены в рамках данных инженеру (инженерной организации) полномочий.
В качестве подрядчиков в договоре строительного подряда выступают предприниматели: строительные, строительно-монтажные, пусконаладочные и иные организации, созданные в различных организационно-правовых формах а также индивидуальные предприниматели. Отдельные виды деятельности, составляющие предмет рассматриваемого договора, подлежат лицензированию.
Нередко в составе таких юридических лиц создаются обособленные подразделения - филиалы в виде строительных управлений (СУ), монтажные управления (МУ) и др., руководители которых от имени юридического лица заключают договоры строительного подряда, позволяющие филиалу непосредственно выполнять функции подрядчика.
В настоящее время перечень видов строительной деятельности, подлежащих лицензированию, значительно сокращен. Так, лицензированию подлежат: строительство зданий и сооружений I-го и II-го уровней ответственности по государственным стандартам; работы по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. См.: ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" // СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3430; 2003. N 13. Ст. 1178; см. также: Положение о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2002 г. N 174 "О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства" // СЗ РФ. 2002. N 12. Ст. 1149.
4. Форма договора строительного подряда. Порядок его заключения. В § 3 гл. 37 ГК не содержится указаний относительно формы рассматриваемого договора. Исходя из ст. 161 ГК форма договора строительного подряда должна быть, как правило, письменная. Если же его сторонами выступают два гражданина-предпринимателя, а сумма сделки не превышает 10 минимальных размеров оплаты труда, договор может быть совершен устно.
Порядок заключения договора строительного подряда регламентируется общими положениями ГК для договоров, заключаемых по свободному усмотрению сторон, согласно которым выбор контрагента, определение условий договора осуществляются сторонами самостоятельно либо путем торгов. Широкое распространение практики подрядных торгов составляет важную особенность заключения договора строительного подряда. Порядок организации и проведения торгов определяется Положением о подрядных торгах в Российской Федерации <*>.
Утверждено распоряжением Госкомимущества России и Государственного комитета РФ по вопросам архитектуры и строительства от 13 апреля 1993 г. N 660-р/18-7 // БНА РФ. 1993. N 8; 1995. N 1.
В строительном подряде важно правильно определить момент заключения договора. Он должен выбираться сторонами с учетом того обстоятельства, что подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, а также со сметой, определяющей стоимость работ (п. 1 ст. 743 ГК). При этом нередко частью технической документации заказчик должен обладать еще до начала работ. Так, при строительстве (капитальном ремонте) объектов, эксплуатация которых затрагивает публичные интересы, до начала выполнения работ заказчик в установленном порядке обязан получить разрешение на их проведение: получить "право на строительство (реконструкцию)" или "право на проведение капитального, планово-предупредительного ремонта, перепланировки помещений и др." <*>. Преждевременно было бы заключать договор до получения названных документов. Поэтому договоры на выполнение подобных работ, как правило, заключаются в тот момент, когда будущий заказчик уже имеет часть технической документации, необходимую и достаточную для начала выполнения работ.
Основанием для получения права на строительство является распорядительный акт государственных органов или органов местного самоуправления, оформленный на основании комплекса исходно-разрешительной документации (ИРД). В состав ИРД входят: градостроительное заключение, включающее заключение по земельным отношениям; заключение по инженерному обеспечению объекта; заключение экологической экспертизы (по необходимости) и др.
5. Риск в договоре строительного подряда. Отношения сторон по вопросу о распределении рисков регулируются правилами, содержащимися в общих положениях о подряде (ст. 705 ГК и др.), и нормами § 3 гл. 37 ГК.
Заметим также, что нормы о распределении рисков между сторонами договора строительного подряда в значительной степени совпадают с содержащимися в общих положениях о подряде (ст. 705 ГК). Прежде всего это правило о том, что работа выполняется на риск подрядчика. Риск подрядчика сводится к тому, что он принимает на себя, если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон, все неблагоприятные последствия, возникающие в силу случайных обстоятельств, не зависящих от воли и поведения сторон.
В то же время, в правилах о строительном подряде, принимая во внимание его длительные сроки и зависимость многих условий строительства от заказчика, ряд рисков переносятся с подрядчика на заказчика. Тем самым в подобных ситуациях снижается риск подрядчика.
Так, в п. 1 ст. 741 ГК предусмотрено, что риск случайного повреждения или случайной гибели объекта строительства до момента его приемки несет подрядчик. Следовательно, при случайной гибели (повреждении) объекта строительства до сдачи его заказчику подрядчик (как и при обычном подряде) лишен права требовать вознаграждения за выполненные работы.
Особыми являются лишь следующие положения. Во-первых, п. 1 ст. 741 ГК в отличие от ст. 705 ГК содержит императивные предписания и исключает принятие сторонами иного решения о распределении рисков в подобных случаях.
Во-вторых, при гибели (повреждении) не по вине подрядчика результата отдельного этапа работ, наступившей до приемки работ в целом, но после приемки заказчиком отдельного этапа работ, применяется специальный порядок распределения рисков. С момента приемки результата отдельного этапа выполненных работ риск его случайной гибели (повреждения) переносится на заказчика (п. 3 ст. 753 ГК). Примером может служить следующий случай. Подрядчик осуществлял строительство здания речного пароходства. В договоре выделялись этапы работ: возведение фундамента, строительство надземной части здания, отделочные работы. Возведение фундамента было завершено и в установленном порядке принято заказчиком. Весенним разливом реки, сопровождающимся подъемом воды выше предельных отметок, фундамент смыло. Работы по его сооружению подрядчик вынужден был выполнить вторично. При таких обстоятельствах фундамент должен быть восстановлен за счет средств заказчика.
В-третьих, специальное правило о переносе риска на заказчика предусмотрено и для случаев гибели или повреждения объекта строительства (до его приемки) вследствие недоброкачественности предоставленного заказчиком материала (деталей, конструкций) или оборудования либо исполнения ошибочных указаний заказчика (п. 2 ст. 741 ГК). В подобной ситуации риск переносится на заказчика лишь при условии, что подрядчик предупредил заказчика об обстоятельствах, которые грозят годности или прочности результата работ (п. 1 ст. 716 ГК). При соблюдении этих условий подрядчик вправе требовать оплаты всей предусмотренной сметой стоимости работ.
Снижение риска подрядчика в строительном подряде допускается и при превышении подрядчиком определенной твердо цены. По общему правилу, риски превышения твердой цены несет подрядчик (п. 6 ст. 709, п. 1 ст. 743 ГК). Исключение составляют предусмотренные нормами о строительном подряде случаи переноса указанного риска с подрядчика на заказчика. Так, при обнаружении подрядчиком необходимости выполнения дополнительных работ либо при превышении им сметы не менее чем на 10% вследствие удорожания работ закон обязывает заказчика возместить подрядчику дополнительные затраты (п. 3, 4 ст. 743 и п. 3 ст. 744 ГК) (подробнее об этом см. далее о цене работ).
Риск случайной гибели (повреждения) материалов, оборудования, переданных для переработки (обработки) вещи, распределяется в договоре строительного подряда в соответствии с общими правилами п. 1 ст. 705 ГК, согласно которым предполагается, что риск падает на сторону, предоставившую материалы (вещи).
Также согласно общим положениям о договоре подряда возлагаются риски при просрочке передачи или приемки результата работы. Соответствующие риски несет просрочившая сторона (п. 2 ст. 705 ГК).
Страхование на период строительства. В отношении стороны, на которой лежит риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, материалов, оборудования и другого имущества, либо ответственность за причинение при строительстве вреда другим лицам, договором может быть предусмотрена обязанность застраховать соответствующие риски. Условия такого страхования должны быть сообщены контрагенту по договору строительного подряда (п. 1 ст. 742 ГК). Подобное страхование имеет временные границы. Оно прекращается вместе с прекращением подрядного обязательства.
6. Предмет договора строительного подряда и другие условия. К числу существенных условий рассматриваемого договора (в силу прямого указания ч. 1 ст. 740 ГК) относятся: предмет договора, срок выполнения работ и их цена.
Согласно п. 2 ст. 740 ГК предметом договора подряда является выполнение работ и их особый результат в виде построенного или реконструируемого предприятия, здания, сооружения или иного объекта недвижимости, а также законченного комплекса монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ либо работ по капитальному ремонту зданий и сооружений.
В случаях, предусмотренных договором, в предмет договора могут включаться не только строительство (реконструкция) объекта либо выполнение комплекса определенных работ, но и обеспечение эксплуатации объекта в течение указанного в договоре срока (использование зданий, сооружений, технических устройств по назначению, их техническое обслуживание). Возможно поэтапное выполнение работ и достижение результата. Этапы в этом случае должны быть четко определены и названы в договоре.
Детально предмет договора характеризует задание заказчика, в соответствии с которым должен выполнять работы подрядчик. Задание для заказчика обычно готовит подрядчик. Подобное задание, одобренное (принятое) заказчиком, передается подрядчику для исполнения.
В договоре строительного подряда задание заказчика содержится не только в обычных предложениях и разъяснениях, содержащихся в тексте договора, но главным образом в технической документации к договору, в которой указываются вид, объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования.
Вместе с тем предмет договора может быть установлен и иным образом (например, путем ознакомления с типовым образцом). Поэтому отсутствие технической документации не служит безусловным основанием для утверждения о том, что соглашение по предмету договора не достигнуто и договор признается незаконченным.
См.: п. 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 января 2000 г. N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" // ВВАС РФ. 2000. N 3. Далее - Обзор Президиума от 24 января 2000 г. N 51.
Техническая документация включает исходно-разрешительную документацию (ИРД), градостроительную <1>, предпроектную <2> и проектную документацию (проекты на строительство) <3> и др. Состав и содержание технической документации зависят от вида объекта строительства. Она разрабатывается в соответствии с требованиями нормативно-технической документации. В ряде случаев техническая документация подлежит государственной экспертизе <4>, а также утверждению компетентными органами <5>.
<1> Градостроительная документация - документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке (ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Она включает территориальные схемы градостроительного планирования развития территорий, генеральные планы городских и сельских поселений и т.п.
<2> К предпроектной документации относятся, в частности, задание на проектирование, включающее основание для проектирования, основные технико-экономические показатели объекта, сведения о социально-экономических и экологических условиях района строительства и проч.
<3> Основным проектным документом на строительство объектов является, как правило, технико-экономическое обоснование строительства - ТЭО. На основании утвержденного в установленном порядке ТЭО разрабатывается рабочая документация: рабочие чертежи, чертежи типовых конструкций, изделий и узлов и проч.
<4> Так, в ходе разработки технической документации на объекты капитального строительства, независимо от того, кто (заказчик или подрядчик) ее готовит, от источников финансирования строительства, организационно-правовой формы организации-заказчика градостроительная документация и проекты на строительство подлежат государственной экспертизе в специально уполномоченных на то государственных органах (ст. 14 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений").
<5> Например, состав, порядок разработки и утверждения такого вида технической документации, как градостроительная, определяется в соответствии с требованиями СНиП 11-04-2003 "Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации" (утв. Постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 г. N 150). См. также письмо Госстроя России от 20 марта 2003 г. N СК-1692/3 "О порядке разработки, согласования, утверждения и составе предпроектной и проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений".
Вопрос о том, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию (проекты, рабочие чертежи, расчеты, таблицы, разъяснения и проч.), определяется договором строительного подряда (п. 2 ст. 743 ГК). С учетом существующей в стране новой экономической конъюнктуры при строительстве непромышленных зданий, жилых домов, гостиниц и т.п. обязанность по разработке проектно-сметной документации чаще всего возлагается на подрядчика. Независимо от того, кто - заказчик или подрядчик - готовит техническую документацию, она подлежит согласованию сторонами.
Подрядчик при выполнении строительных работ не вправе отступать от технической документации. Предполагается, что технической документацией охватывается весь комплекс работ по строительству. Вместе с тем обязанность осуществлять строительство в соответствии с технической документацией не исключает ситуации, при которой в период действия договора стороны сочтут необходимым внести изменения в техническую документацию (и тем самым изменить предмет договора).
Заказчик вправе сделать это во всякое время до сдачи ему результата работ и без объяснения причин, в силу любых обстоятельств. К примеру, в связи с изменением потребностей заказчика, усовершенствованием отдельных проектных решений либо применением новых технологий и проч. Однако решение заказчика о пересмотре технической документации может затронуть интересы подрядчика.
Защищая интересы подрядчика, закон (п. 1 ст. 744 ГК) предусмотрел два ограничения в праве заказчика изменить техническую документацию. Во-первых, ограничение, касающееся объема связанных с этим дополнительных работ. Подобные работы по стоимости не должны превышать 10% указанной в смете общей стоимости строительства, т.е. быть относительно невелики по объему. Во-вторых, ограничение, касающееся существа изменения технической документации. Изменение не должно менять характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ. К примеру, изменение технической документации не должно привести к замене работ по капитальному ремонту на работы по строительству нового объекта. Если оба указанных условия заказчиком соблюдены, то подрядчик не вправе отказаться от дополнительных работ, вызванных изменением технической документации (соответственно при условии их оплаты).
В случае когда предлагаемые заказчиком изменения технической документации требуют выполнения дополнительных работ, превышающих по стоимости указанный выше предел в 10%, либо меняют характер работ, изменение технической документации возможно только с согласия подрядчика и требует согласования дополнительной сметы (п. 2 ст. 744 ГК).
Изменение технической документации может последовать при определенных названных в законе условиях и по требованию подрядчика.
Подобное возможно в случаях, когда подрядчик обнаружил в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость дополнительных работ (п. 3 ст. 743 ГК) (о порядке сообщения подрядчиком заказчику о необходимости дополнительных работ и увеличения в связи с этим сметы см. далее о цене работ). Изменения в техническую документацию по требованию подрядчика вносятся в случае обнаружения им дефектов в ней. Если дефекты в технической документации устранены силами и средствами подрядчика, он вправе требовать возмещения понесенных при этом разумных расходов (п. 4 ст. 744 ГК).
Срок выполнения работ по договору строительного подряда регламентируется общими правилами о сроках выполнения работ по договору подряда, предусмотренными ст. 708 ГК, согласно которым в договоре указываются начальный и конечный сроки выполнения работ. Помимо этого стороны могут предусмотреть сроки завершения отдельных этапов работ (промежуточные сроки). Не исключено установление сторонами еще более конкретных сроков, например сроков устранения недостатков, обнаруженных в ходе работ или при их приемке. Разумеется, только к конечному сроку может применяться правило о сроке как существенном условии рассматриваемого договора, названном таковым в законе (см. п. 4 Обзора Президиума от 24 января 2000 г. N 51).
Работы должны выполняться в согласованные сроки. Нарушением условия о сроке, безусловно, признается нарушение конечного срока, а если на этот счет в законе, ином правовом акте или договоре не предусмотрено иного, то также начального и промежуточного сроков (ст. 708 ГК). В частности, п. 2 ст. 715 ГК дает заказчику право отказаться от договора и требовать от подрядчика возмещения убытков, если он своевременно не приступает к исполнению договора или выполняет работу медленно.
Досрочное выполнение работ также может служить нарушением требования о сроке, поскольку допускается лишь с согласия заказчика (ст. 315, 711 ГК). Применительно к досрочному выполнению работ действует общая для обязательств, связанных с предпринимательской деятельностью, презумпция о недопустимости исполнения работ до срока, предусмотренного договором.
Сроки в договоре строительного подряда могут устанавливаться не только для подрядчика, но и для заказчика. Например, сроки передачи заказчиком материалов, оборудования, проектно-сметной документации и проч.
Цена подлежащей выполнению по договору строительного подряда работы является существенным условием. Она устанавливается свободно, по усмотрению сторон, и может определяться: непосредственным соглашением сторон; сметой. Если же предварительной договоренности не было и смета не составлялась, то в случае спора между сторонами цена работы устанавливается в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК (ст. 709 ГК). Цены могут согласовываться с учетом результатов выполнения работ. За досрочное выполнение работ и их высокое качество могут быть предусмотрены доплаты, за несвоевременное выполнение работ и их ненадлежащее качество - скидки.
При большом объеме и сложности строительных работ их цена обычно определяется путем составления сметы. Смета <*> может составляться заказчиком или подрядчиком, но приобретает юридическую силу только после ее согласования обеими сторонами. Сметная документация может состоять из локальных смет, объектных смет, сметных расчетов на отдельные виды затрат, сводных сметных расчетов стоимости строительства и др. Основанием для установления сметной стоимости строительства являются проект и рабочая документация.
Смета в строительном подряде представляет собой документ, определяющий стоимость отдельных видов работ и их общую стоимость, стоимость монтируемого оборудования, строительных материалов и конструкций, предоставляемых подрядчиком, расходы по эксплуатации машин и механизмов, стоимость оказываемых третьими лицами услуг и т.п.
См., например: Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации. СНиП 81-01-94; принят и введен в действие письмом Минстроя России от 29 декабря 1994 г. N ВБ-12-276.