p align="left">Подрядчик обязан выполнять работы в соответствии со сметой. Превышение без согласия заказчика затрат по сравнению с теми, которые учитывались при определении цены работы (сметы), компенсируется подрядчиком за счет его собственных средств (п. 1, 4 ст. 743 ГК).
В строительном подряде, как и при обычном подряде, смета может быть приблизительной (т.е. в ходе строительства уточняемой в соответствии с условиями договора) <*> или твердой (окончательной). При отсутствии в договоре подряда других указаний смета (а значит, и цена работы) будет считаться твердой (п. 4 ст. 709 ГК). Предполагается, что в согласованной сторонами смете учтены затраты на все необходимые работы. Для устранения неблагоприятных последствий удорожания выполняемых работ в смете принято предусматривать резерв для покрытия непредвиденных и дополнительных работ.
Так, зачастую в договоре строительного подряда указывается, что цена строительно-монтажных работ состоит из двух частей: базисной и переменной. Базисная часть определяется путем составления сметы исходя из цен, известных на конкретную дату, и выражается точной суммой. Переменная часть отражает изменение цен и выражается определенным индексом. Согласно материалам одного из арбитражных дел в качестве такой переменной величины выступали текущие индексы стоимостных показателей, определяемые областным центром по ценообразованию (см. п. 6 Обзора Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 января 2000 г. N 51). Подобная практика обусловлена тем, что в настоящее время, как правило, отсутствуют единые нормы и расценки на работы, исчисленные на основе действующих цен. Поэтому, к примеру, в практике строительно-монтажных организаций г. Москвы при составлении смет применяется следующий порядок определения цены работы. Базисная часть сметы составляется на основании утвержденных ранее Госстроем СССР и другими союзными ведомствами единых норм и расценок на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ЕНиР). Так, на сварочные работы такие ЕНиР были утверждены Госстроем СССР в 1986 г. К этим базовым ценам применяются коэффициенты пересчета сметной стоимости строительно-монтажных работ. Для Москвы такие коэффициенты ежегодно разрабатывает ОАО "Моспроект".
Приблизительная смета намечает лишь ориентировочную стоимость предстоящих работ, и, если в процессе их исполнения выяснится, что не все они были учтены или что их стоимость оказалась выше предполагаемой, подрядчик вправе требовать соответствующего повышения оплаты. Такие сметы целесообразны, когда при заключении договора исключается возможность предвидеть более или менее точный объем работ или необходимых для этого расходов и учесть их в цене договора. Невозможность предвидения зависит от многих обстоятельств: срока договора, характера работ (подземные, дноуглубительные и т.п.), сложности работ, их новизны, природных условий места выполнения работ и проч.
Изменение приблизительной сметы в сторону снижения ее итоговой суммы за счет оправданной экономии не дает право заказчику на соответствующее уменьшение оплаты работы, поскольку ст. 710 ГК предусматривает, что вся экономия, достигнутая в процессе исполнения договора, остается у подрядчика. Исключение составляют случаи, когда стороны приняли иное решение о распределении экономии или когда экономия достигнута за счет снижения качества работ.
Превышение твердой цены не относится на счет заказчика, поскольку входит в понятие риска подрядчика, о котором говорилось ранее. Но из текста п. 3 ст. 743 ГК, п. 3 ст. 744 ГК следует возможность пересмотра по требованию подрядчика также и твердой сметы. Во-первых, при обнаружении в ходе строительства не учтенных в технической документации работ и в связи с этим необходимости дополнительных работ. Во-вторых, в случаях когда по не зависящим от подрядчика причинам произошло удорожание строительства, и стоимость работ превысила смету не менее чем на 10%. Следует подчеркнуть, что закон не ставит последствия наступления названных обстоятельств в зависимость от того, твердой или приблизительной считается цена работы (смета) <*>. В этом, на наш взгляд, проявляется более высокий уровень защиты интересов подрядчика в договорах строительного подряда.
В отличие от общих положений о подряде, согласно которым правила п. 5 ст. 709 ГК об увеличении сметы в результате дополнительных работ распространяются на случаи превышения лишь приблизительной сметы.
Когда подрядчик обнаруживает в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим выявляется необходимость дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, закон требует, чтобы подрядчик сообщил заказчику об этом.
Заказчик, в свою очередь, в течение 10 дней или в иной срок, установленный законом или договором, должен сообщить подрядчику о принятом решении: о согласии или, напротив, о несогласии с проведением дополнительных работ. При неполучении в установленный срок ответа на свое сообщение подрядчик обязан приостановить соответствующие работы. Заказчик при этом наделяется правом доказать отсутствие необходимости проведения указанных в сообщении подрядчика дополнительных работ. Если заказчик не докажет отсутствие необходимости в подобных работах, он обязан оплатить их, т.е. соответственно увеличить смету (приблизительную или твердую). Помимо этого на счет заказчика относятся убытки, вызванные простоем (п. 3 ст. 743 ГК).
При нарушении подрядчиком обязанностей, указанных в п. 3 ст. 743 ГК, т.е. умолчании о дополнительных работах либо продолжении их выполнения при неполучении ответа на свое сообщение о них, заказчик не обязан оплачивать дополнительные работы (т.е. не обязан увеличивать смету) и возмещать вызванные этим убытки. Если, однако, подрядчик сможет доказать необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства, заказчик не вправе отказаться от оплаты выполненных дополнительных работ (п. 4 ст. 743 ГК).
И, наконец, как уже отмечалось, подрядчик вправе требовать пересмотра сметы (приблизительной или твердой) и соответственно - дополнительной оплаты в случаях удорожания строительства, когда "по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на десять процентов" (п. 3 ст. 744 ГК). Названное специальное основание для пересмотра сметы является особенностью строительного подряда и носит характер расшифровки абстрактного понятия "существенное возрастание стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора" (п. 6 ст. 709 ГК), применительно к отношениям по строительному подряду. Тем самым положение о минимальном десятипроцентном объеме превышения сметы представляет собой установленную законом презумпцию того, какого рода превышение стоимости работ считается существенным. Доказать такое превышение обязан подрядчик.
Причем речь идет не об удорожании строительства за счет повышения цен поставщиком или иным контрагентом подрядчика, а об удорожании за счет общего повышения рыночной цены на материалы, ресурсы, услуги и т.п. (к примеру, в результате централизованного повышения цен на энергоносители, увеличения таможенных пошлин и проч.).
И, напротив, если по тем же самым обстоятельствам стоимость работ возросла менее чем на 10% (к примеру на 5%), то смета не пересматривается и ее превышение компенсируется за счет средств подрядчика.
Повышение цен на материалы, оборудование, предоставляемые для работ заказчиком, не может вести к изменению сметы.
Порядок оплаты работ определяется договором. Из формулировки ст. 711 ГК следует, что если договором не предусмотрена предварительная оплата, то расчеты осуществляются после приемки заказчиком результатов работы.
При строительстве крупных дорогостоящих объектов, для возведения которых необходимо заранее закупать оборудование, материалы и т.п., применимы различные варианты оплаты. Во-первых, авансовые платежи заказчика. Они могут применяться и до начала работ, и в ходе их производства <*>. Во-вторых, плановые платежи с установленной очередностью: ежемесячные, ежеквартальные и т.п. Обычно периодичность связывается сторонами с общим сроком и темпами выполнения работ. В-третьих, платежи по мере завершения циклов, комплексов работ или отдельных этапов. В подобных случаях оплата производится после подписания актов приемки промежуточных работ либо актов приемки отдельных этапов работ. В-четвертых, полная оплата работ после их полной приемки заказчиком. При полной оплате засчитываются все ранее выполненные авансовые и промежуточные платежи. Полная оплата производится при условии, что все работы выполнены надлежащим образом и в установленный срок.
При этом возможны различные варианты зачета сумм предварительной оплаты в счет полной оплаты. Авансовые платежи могут быть зачтены при полной оплате, при оплате выполненных промежуточных работ или отдельных этапов работ. Аванс может засчитываться в счет сумм предстоящей оплаты не полностью, а в части (например, 20% от аванса при оплате каждого из пяти этапов работ).
Заметим также, что в целях стимулирования надлежащего выполнения работ нередко применяется порядок оплаты, характерный именно для строительного подряда, при котором заказчиком удерживается часть предназначенной для полной оплаты суммы. В подобном случае по соглашению сторон часть платы (обычно 5 - 15% стоимости работ) не выплачивается подрядчику до определенного момента. К примеру, до истечения гарантийного срока на результат работы или до достижения объектом строительства указанных в технической документации показателей, в том числе таких, как производственная мощность предприятия и т.п. Такое право удержания предусматривается в договоре обычно для покрытия возможных расходов заказчика по устранению недостатков работы.
7. Права и обязанности сторон. Основным исполнителем работ по договору строительного подряда является, конечно, подрядчик, но и заказчик - активный участник исполнения. ГК предусмотрены различные формы участия заказчика в отношениях строительного подряда, содействующие либо обеспечивающие выполнение работ.
Прежде всего заказчик должен дать задание подрядчику, содержащееся главным образом в технической документации. Без сомнения, важной является обязанность заказчика по материальному обеспечению исполнения работ. Формы и объем такого обеспечения весьма разнообразны. Несмотря на то, что общими положениями о подряде (п. 1 ст. 704 ГК) предусмотрено, что работы выполняются иждивением подрядчика, в договоре подобное правило можно изменить (п. 1 ст. 745 ГК). Заказчик вправе по договору принять на себя обязанность обеспечить строительство в целом или в части материалами, деталями, конструкциями и проч. При сооружении промышленных объектов заказчик чаще всего обеспечивает строительство оборудованием, подлежащим монтажу на будущем предприятии.
Заказчик обязан своевременно предоставить земельный участок в состоянии, необходимом для его использования в строительстве; передать в пользование здания и сооружения, нужные для обеспечения работ или относящиеся к фронту работ. На отдельно расположенных стройках заказчик принимает на себя ряд дополнительных обязанностей: передать в пользование складские помещения, общежития для работников подрядчика, обеспечить временную подводку сетей энергоснабжения, водоснабжения, паропровода, оказание транспортных и других услуг (п. 1, 2 ст. 747 ГК).
Главные обязанности заказчика на стадии завершения строительства: принятие законченного строительством объекта и оплата выполненных работ.
Поскольку от хода и характера строительных работ зависит результат, передаваемый заказчику, последний наделен правом контроля и надзора за выполнением работ (ст. 748 ГК). Заказчику предоставлено право наблюдать за ходом и качеством работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), за качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также за правильностью использования подрядчиком материалов заказчика. Однако недопустимо вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. Подрядчик обязан исполнить указания заказчика по устранению недостатков в работах, если указания не противоречат условиям договора и не являются вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
В то же время надзор и контроль за выполнением работ - право, а не обязанность заказчика. Поэтому подрядчик, ненадлежащим образом выполнявший работы, не вправе ссылаться на то, что заказчик не осуществлял в процессе строительства должного надзора или контроля за их исполнением. Исключения возможны лишь для случаев, когда законом на заказчика возложена обязанность осуществлять такой надзор и контроль (п. 4 ст. 748 ГК).
Основная обязанность подрядчика - построить в установленный срок объект либо выполнить иные работы. Причем, как уже отмечалось, подрядчик обязан осуществить строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией и сметой качественно, исполняя указания заказчика, не противоречащие условиям договора и не представляющие собой вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика (п. 1 ст. 743, п. 3 ст. 748, ст. 754, 755 ГК).
Для строительного подряда подобно другим разновидностям подряда характерна независимость подрядчика от заказчика в организации работ при выполнении задания. Заказчик, как уже отмечалось, не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. Независимость подрядчика выражается в том, что он самостоятельно определяет способ выполнения задания. Подрядчик поэтому, если иное не предусмотрено соглашением с заказчиком, выполняет работы своим иждивением - из своих материалов, своими силами и средствами (п. 1 ст. 704, п. 1 ст. 745 ГК), самостоятельно решая все вопросы организации и обеспечения выполнения работ. Наиболее ярко это проявляется при заключении договора о строительстве "под ключ". В таком строительном подряде подрядчиком выполняется полный инвестиционный цикл на основании задания заказчика: разработка технической документации и сметы, обеспечение строительства материалами и оборудованием, выполнение общестроительных и специальных работ, сдача объекта в эксплуатацию.
Подрядчик рассматривается законом как профессиональный исполнитель работ в отличие от заказчика, который обращается к подряду лишь от случая к случаю. Поэтому ГК предусматривает обязанности подрядчика предупреждать заказчика о степени пригодности предлагаемых последним материалов или способов выполнения работ (п. 1 ст. 716, п. 2 ст. 751 ГК). Неисполнение этой обязанности влечет для подрядчика неблагоприятные последствия (п. 2, 3 ст. 716 ГК).
Существенное значение для договора строительного подряда имеет обязанность подрядчика по охране окружающей среды и обеспечению безопасности строительных работ. В процессе строительства должны соблюдаться требования природоохранного законодательства <*>, предупреждающие ведение работ, следствием которых может быть нарушение экологических норм и правил. Подрядчик при осуществлении работ также должен предусматривать меры, обеспечивающие их безопасность, в частности оснащение строительной площадки и отдельных видов работ, а также специалистов средствами безопасности.
См.: Федеральный закон от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды", ст. 10 Градостроительного кодекса РФ и др.
Надлежащее исполнение подрядчиком своих обязанностей зачастую обусловлено встречным исполнением обязательств заказчиком. Так, в силу п. 1 ст. 719 ГК подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредставление материалов, оборудования, технической документации, препятствовало исполнению договора.
При выполнении работ на крупных и дорогостоящих объектах <*> в договор нередко включается условие, устанавливающее обязанность подрядчика предоставить обеспечение надлежащего выполнения его обязательств (ст. 329 ГК). Таким обеспечением зачастую выступает банковская гарантия возврата аванса при неисполнении работ либо уплаты определенной суммы при нарушении подрядчиком обязанностей по сохранности оборудования, обеспечению эксплуатации объекта после его приемки заказчиком и проч.
Особенно работ по монтажу дорогостоящего или уникального оборудования на строящихся объектах.
Устранять искусственные препятствия при исполнении обязательства призвано правило ст. 750 ГК о сотрудничестве участников строительного подряда. Как неисполнение заказчиком обязанности по сотрудничеству Высший Арбитражный Суд РФ расценил, в частности, следующий факт. Заказчик - муниципальное предприятие по строительству жилья не принимал результат работ - построенный дом, поскольку он не подключен к системе водо- и теплоснабжения. Подключение же не было сделано подрядчиком из-за того, что администрация города отказывалась временно отключить подачу тепла и воды для выполнения врезки коммуникаций дома в общегородскую систему ресурсоснабжения. Заказчик мог оказать содействие в получении разрешения на указанные работы, в том числе путем обсуждения с руководством города вопроса об изменении способа подключения объекта, но оставил без ответа все обращения к нему. На этом основании суд пришел к выводу о непринятии заказчиком зависящих от него мер по устранению препятствий к исполнению договора и о неисполнении им обязательств по сотрудничеству и отказал ему во взыскании с подрядчика неустойки за просрочку сдачи объекта (см. п. 17 Обзора Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 января 2000 г. N 51).
8. Сдача и приемка результата работы. Согласно ст. 740 ГК заказчик обязан принять результат работ. В практике встречаются различные виды приемки: промежуточная, частичная, приемка отдельных этапов работ, полная; а также приемка заказчиком и государственная приемка. Главное назначение всех видов приемки - проверить качество работ.
Промежуточная приемка проводится обычно в отношении тех выполняемых промежуточных работ, которые скрываются последующими конструкциями либо предназначаются для больших механических и иных нагрузок. Например, прочность фундамента здания может быть проверена и приемка осуществлена до закрытия его плитами и возведения стен. В процессе строительства возможна регулярная промежуточная приемка работ, в частности ежемесячная, подтверждающая выполнение работ за определенный период.
Частичная приемка также является приемкой в процессе строительства. Она применяется, как правило, когда строится сложный строительный комплекс, включающий отдельно стоящие здания и сооружения, объекты гражданской обороны и проч., которые могут эксплуатироваться заказчиком самостоятельно. Допустим, объектом строительства являются административный корпус предприятия, производственное здание и здание оздоровительного комплекса. При частичной приемке (в отличие от промежуточной) заказчик не только проверяет качество части выполненных работ, но также берет в фактическое владение результат работы и вправе его эксплуатировать (к примеру, административный корпус). Подобное возможно, если результат определенной части работ выделен в договоре в качестве отдельного этапа. Поэтому частичная приемка ведет к приемке отдельного этапа работ и, соответственно, к переходу риска случайной гибели или повреждения результата отдельного этапа с подрядчика на заказчика (п. 3 ст. 753 ГК).
В то же время не следует отождествлять приемку отдельного этапа работ и частичную приемку. Приемкой отдельного этапа может быть и промежуточная приемка при условии, что подлежащая приемке в процессе строительства часть работ выделена в договоре как этап <*>.
Вместе с тем и промежуточная приемка далеко не всегда является приемкой отдельного этапа работ. На необходимость разграничения различных видов приемки в процессе строительства указывает и Высший Арбитражный Суд РФ на примере одного из дел. Так, в коммерческой практике промежуточная приемка отдельного этапа работ и приемка промежуточных работ, не относящихся к таковому, оформляется путем подписания одного и того же акта, именуемого актом формы N 2. При этом акты приемки промежуточных работ подтверждают фактическое выполнение работ за определенный период и, как правило, подписываются ежемесячно, что позволяет получить основание для промежуточных расчетов. И если фактически выполненные промежуточные работы не были выделены в договоре в качестве отдельного этапа, то акты формы N 2 не являются актами предварительной приемки отдельного этапа работ. Такое разграничение имеет принципиальное значение при распределении рисков случайной гибели или случайного повреждения результата работ. В случае принятия промежуточных работ, не относящихся к отдельному этапу, действует общее правило о распределении рисков (ст. 741 ГК) (см. п. 18 Обзора Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 января 2000 г. N 51).
Полная приемка - приемка законченного строительством объекта в целом заказчиком либо комиссией, образуемой соглашением сторон. В комиссию могут входить независимые эксперты, представители субподрядчиков и другие лица, приглашенные заказчиком и подрядчиком.
В случаях, порядке и с последствиями, предусмотренными правовыми актами, возможно проведение государственной приемки с участием представителей государственных органов и органов местного самоуправления. Обычно такая приемка проводится при строительстве объектов недвижимости, эксплуатация которых затрагивает серьезные публичные интересы - основных производственных и непроизводственных фондов (зданий и сооружений, жилых комплексов и иных подобных объектов). При этих условиях объект считается принятым к эксплуатации и право на него подлежит государственной регистрации только после надлежащего завершения государственной приемки.
Порядок приемки подобных объектов в эксплуатацию определяется СНиП 3.10.04.-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" <*>. В соответствии с ним до предъявления объектов государственной приемочной комиссии заказчиком назначаются рабочие комиссии, осуществляющие предварительную приемку без участия представителей государственных органов либо органов местного самоуправления. И лишь затем законченные строительством объекты должны предъявляться к приемке государственным приемочным комиссиям.
Постановлением Госстроя СССР от 21 февраля 1987 г. N 84.
Заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных работ, обязан немедленно приступить к его приемке. Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом сдачи или приемки, подписанным обеими сторонами. При отказе одной стороны от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной (п. 4 ст. 753 ГК). Оформленный таким образом акт имеет юридическую силу, является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору и порождает обязанность заказчика по оплате выполненных работ (см. п. 14 Обзора Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 января 2000 г. N 51). Акт может быть оспорен в суде заинтересованной стороной. Суд вправе признать односторонний акт недействительным, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными. Так, заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены заказчиком или подрядчиком (п. 6 ст. 753 ГК).
9. Ответственность по договору строительного подряда и другие способы защиты. Гражданско-правовая ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора строительного подряда является полной и строится на основании общих положений об ответственности по договору (гл. 25 ГК). Условия применения мер гражданско-правовой ответственности различаются в зависимости от субъекта ответственности. Так, заказчики-граждане либо некоммерческие организации отвечают за нарушение договора строительного подряда при наличии вины в соответствии с п. 1 ст. 401 ГК. Заказчик либо подрядчик, нарушившие договор при осуществлении предпринимательской деятельности, несут в соответствии с п. 3 ст. 401 ГК ответственность и за случайное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Наряду с взысканием убытков ответственность за нарушение условий договора строительного подряда может выражаться в уплате неустойки (пени, штраф), как правило, договорной. В отношении подрядчика договорная неустойка устанавливается чаще всего за нарушение сроков выполнения работ, в отношении заказчика - за нарушение сроков оплаты выполненных работ. Сфера применения законной неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора строительного подряда крайне узка.
Так, в § 3 гл. 37 ГК "Строительный подряд", как и в § 1 гл. 37 ГК "Общие положения о подряде" не предусматриваются случаи законной неустойки, в том числе за ненадлежащее качество предъявленного подрядчиком к сдаче заказчику результата работ. Вместе с тем законная неустойка установлена за нарушение обязательств при выполнении подрядных строительных работ для государственных нужд. См., например, п. 9 Основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 14 августа 1993 г. N 812 // САПП РФ. 1993. N 34. Ст. 3189.
При просрочке заказчиком оплаты работ возможно взыскание с него процентов за пользование чужими денежными средствами согласно правилам ст. 395 ГК об ответственности за неисполнение денежного обязательства.
При нарушении обязательств по строительному подряду применяются и другие санкции или способы защиты, не относящиеся к гражданско-правовой ответственности (ст. 12 ГК). Одни из них осуществляются судом, другие - управомоченным субъектом. Такие меры могут применяться как отдельно, так и наряду с мерами гражданско-правовой ответственности. Прежде всего имеются в виду последствия, предусмотренные правилами о строительном подряде и общими положениями о подряде в случаях: некачественного выполнения работ подрядчиком, неисполнения заказчиком встречных обязанностей по предоставлению материалов, оборудования, технической документации или просрочки оплаты (либо неоплаты) заказчиком выполненных работ и др.
К числу способов защиты в указанных случаях относятся: отказ заказчика или подрядчика полностью или частично от исполнения договора (п. 3 ст. 715, п. 2 ст. 719, п. 3 ст. 723, п. 3 ст. 745 ГК и др.); удержание подрядчиком результата работы либо оборудования или иного оказавшегося у него имущества заказчика в случае неисполнения заказчиком обязанности об оплате (ст. 712); неприступление к работе или приостановка работ (п. 1 ст. 716, п. 1 ст. 719); безвозмездное устранение подрядчиком недостатков либо соразмерное уменьшение установленной за работу цены при ненадлежащем качестве работ (ст. 723, 754) и др.
Кроме того, как уже отмечалось, в строительном подряде широко применяется такой дополнительный способ защиты интересов заказчика, как удержание заказчиком на определенное время части предназначенной для полного расчета суммы оплаты.
Следует иметь в виду и возможность возложения на участников договора административной ответственности за правонарушения в области строительства, влекущие снижение и потерю прочности, устойчивости и надежности зданий, строений и сооружений, их частей или отдельных конструктивных элементов.
См.: ст. 9.4 КоАП "Нарушение требований нормативных документов в области строительства", ст. 9.5 "Нарушение установленного порядка строительства объектов, приемки, ввода их в эксплуатацию".
10. Изменение, расторжение договора строительного подряда осуществляются в соответствии с нормами гл. 37 ГК о подряде (как правило, исходя из ее общих положений) и правилами гл. 29 ГК "Изменение и расторжение договора".
Говоря об этом, следует упомянуть, что одностороннее изменение или расторжение договора строительного подряда может быть осуществлено по решению суда либо без обращения в суд путем отказа от исполнения договора полностью или частично. При этом можно указать на довольно большое число норм о подряде, допускающих односторонний отказ от исполнения без обращения в суд.
Чаще всего такая возможность предусматривается как реакция на строго определенные договорные нарушения. Так, подрядчик вправе отказаться от договора в случае обнаружившейся невозможности использования предоставленных заказчиком материалов или оборудования без ухудшения качества работ (п. 3 ст. 745 ГК) или когда нарушение заказчиком своих обязанностей препятствует исполнению договора подрядчиком (п. 2 ст. 719). Односторонний отказ заказчика как реакция на договорные нарушения возможен в случае некачественного выполнения работ (п. 3 ст. 723) либо выполнения их с недостатками, позволяющими полагать, что работа не будет выполнена надлежащим образом (п. 3 ст. 715), и др.
Важно заметить, что из самой сущности подряда вытекает (если иное не предусмотрено договором) право заказчика в любое время без объяснения причин расторгнуть договор путем отказа от исполнения. Заказчик при этом принимает на себя определенные последствия по оплате подрядчику вознаграждения за выполненную часть работы и по возмещению убытков, вызванных расторжением договора (ст. 717 ГК).
Достаточным основанием для отказа заказчика от договора иногда признается лишь предположение о возможной неспособности стороны исполнить принятые на себя обязательства. Так, отказ от исполнения может последовать, если подрядчик несвоевременно приступил к работе или обнаружится, что он выполняет работу медленно и окончание ее к сроку становится явно невозможным (п. 2 ст. 715 ГК).
Частным случаем основания для изменения или расторжения договора без обращения в суд является правило ст. 752 ГК о консервации строительства. Основанием консервации служит любая причина, в том числе не зависящая от сторон (стихийные бедствия, отсутствие бюджетного финансирования и проч.). В подобных обстоятельствах работы приостанавливаются, а объект строительства консервируется. Судьба договора решается по усмотрению сторон, поскольку ГК не содержит нормы, которая связывала бы консервацию с окончательным прекращением договорных отношений. По соглашению сторон возможно как расторжение договора, так и изменение его условий, прежде всего о сроке договора. В последнем случае на подрядчика возлагается обязанность после отмены консервации возобновить работы на прежних или иных условиях.
Правила ст. 752 ГК о последствиях консервации носят императивный характер. В соответствии с ними на заказчика возлагается обязанность оплатить подрядчику в полном объеме выполненные до момента консервации работы, а также возместить расходы, вызванные необходимостью прекращения работ и консервации строительства <*>, с одновременным зачетом выгод, которые подрядчик получил или мог получить вследствие прекращения работ.
В частности, расходы, связанные с переброской подрядчиком строительных материалов и механизмов в другое место.
§ 4. Договор подряда на выполнение проектных
и изыскательских работ
1. В рамках договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик - принять и оплатить их результат (ст. 758 ГК).
Этот договор тесно связан с договором строительного подряда, проектные и изыскательские работы предшествуют началу строительства и являются для него необходимой предпосылкой. Как самостоятельный вид договора, он сравнительно нов для российского гражданского права. Отдельные нормы, посвященные проектным и изыскательским работам, появились в Основах гражданского законодательства 1991 г., а более детальное регулирование он получил лишь в действующем ГК.
Общие положения о подряде применяются к отношениям по выполнению проектных и изыскательских работ, если иное не установлено § 4 гл. 37 ГК. Помимо ГК среди законов, в той или иной части регулирующих проектные и изыскательские работы, следует выделить Федеральные законы от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности", от 25 февраля 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", от 17 ноября 1995 г. "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", Градостроительный кодекс РФ. Принятие специального закона, посвященного проектно-изыскательским работам, не предусмотрено.
Большое значение для регулирования этой сферы деятельности имеют подзаконные акты, важная роль отводится строительным нормам и правилам, государственным и отраслевым стандартам. С принятием Федерального закона от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании" <*> начался процесс замены государственных и отраслевых стандартов на технические регламенты.
СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.
2. Сторонами договора являются заказчик и подрядчик (изыскатель).
На стороне заказчика может выступать любое лицо; каких-либо ограничений законодательство здесь не содержит. Специальные требования к правосубъектности подрядчика устанавливаются в законодательстве о лицензировании. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" (п. 1 ст. 17) предусмотрел необходимость лицензирования деятельности по инженерным изысканиям для строительства и по проектированию зданий и сооружений I-го и II-го уровня ответственности. Право проведения изысканий, связанных с геологическим изучением недр, может принадлежать лишь обладателю лицензии на пользование недрами (ч. 4 ст. 11 Закона РФ "О недрах").
Обязанности подрядчика, как правило, возлагаются на специализированную организацию, выполняющую проектные и изыскательские работы, либо на подрядчика по договору строительного подряда, если это предусмотрено в договоре (п. 2 ст. 743 ГК). Учитывая сложность, капиталоемкость строительных работ, в этой сфере все большее распространение получает схема взаимодействия, в рамках которой обязанность по проведению проектно-изыскательских работ первоначально возлагается на подрядчика по договору строительного подряда, и уже он, в свою очередь, привлекает проектные и изыскательские организации, заключая с ними отдельные договоры.
Привлечение субподрядчиков, разрешение вопросов, связанных с множественностью лиц в обязательстве, происходят по общим правилам договора подряда. Никаких исключений или особенностей по сравнению с общими положениями о подряде здесь нет.
3. Форма договора, как правило, письменная. Отдельных правил для данной разновидности договора ГК не устанавливает. При его заключении следует руководствоваться общими положениями о форме сделок. Специальные законы могут предусматривать обязательность письменной формы договора.
4. Предмет договора - проектные и изыскательские работы, по итогам которых подрядчик обязан подготовить и передать заказчику техническую документацию, предоставить данные по полученным результатам изыскательских работ.
Понятие проектной документации применительно к строительству, реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений дано в п. 1 ст. 61 Градостроительного кодекса РФ. Она понимается как совокупность графических и текстовых материалов, определяющих объемно-планировочные, конструктивные и технические решения для строительства, реконструкции и капитального ремонта указанных объектов, а также благоустройства их земельных участков. Проектная документация разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией, строительными нормами и правилами, согласовывается с соответствующими органами архитектуры и градостроительства, органами государственного контроля и надзора в соответствии с федеральным законодательством субъектов Федерации.
Дополнительные требования к проектной документации для реализации инвестиционного проекта установлены в ст. 1 Закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Помимо планировочных, конструкторских и технических решений она должна отвечать требованиям обоснования экономической целесообразности, объема, сроков капитальных вложений.
В состав проектной (технической) документации могут входить чертежи, графики, технико-экономические обоснования, расчеты цен (сметы) работ и другие документы. Конкретные требования к их составу и содержанию необходимо уточнять дополнительно в каждом конкретном случае, руководствуясь как законами, так и подзаконными нормативными актами, в первую очередь строительными нормами и правилами. Используемая ранее в сфере строительства Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство зданий и сооружений, введенная в действие Постановлением Минстроя России от 30 июня 1995 г. N 18-64 (СНиП 11-01-95), в настоящее время не действует.
Категория "изыскательские работы" в законе не раскрывается. В общем виде изыскательские работы можно охарактеризовать как подготовительные для строительной или иной промышленной деятельности. Цель изыскательских работ - установить возможность такой деятельности вообще, а если это возможно, то определить, при соблюдении каких условий и требований допустимо проводить работы, использовать их результат (исходя из физических, химических, биологических свойств явлений внешнего мира).
Примерный перечень изыскательских работ (по группам) дается в утверждаемых Госстандартом классификаторах видов экономической деятельности. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2003 г. N 108 <*> 2003 - 2004 гг. являются переходным периодом для введения Общероссийского классификатора видов экономической деятельности вместо Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства.
СЗ РФ. 2003. N 8. Ст. 762.
С точки зрения удельного веса в развитии российской промышленности двумя основными группами являются изыскания, связанные со строительством (включая инженерно-геологические и экологические), и разведочно-изыскательские работы (включая геолого-разведочные, геофизические и геохимические) в области изучения недр и гидрографических изысканий.
Предмет договора на выполнение проектных и изыскательских работ выделяется среди предмета иных подрядных договоров в первую очередь тем, что деятельность подрядчика не направлена на создание, уничтожение или изменение свойств объектов материального мира - вещей. Работы по преимуществу носят интеллектуальный характер, в ряде случаев связаны с созданием или использованием объектов интеллектуальной собственности, что наиболее характерно для архитектурных проектов.
Характеризуя договор на выполнение проектных работ, законодатель делает четкий акцент на техническом характере проектной документации, тем самым подчеркивая отличие его предмета от предмета договоров на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и иных договоров на создание объектов интеллектуальной собственности. Однако с практической точки зрения всегда важно иметь в виду возможность получения такого результата, который будет подпадать под действие норм законодательства об авторском праве, что нужно учитывать при формулировании условий договора.