Рефераты

Договор строительного подряда

аким образом, преимущественным способом заключения договора строительного подряда является использование взаимосогласованных договоров, в которых стороны активно влияют на содержание условий договора. Такие специальные способы заключения договора, как заключение его в обязательном порядке и на торгах, используется в полной мере при заключении договора строительного подряда для государственных или муниципальных нужд, что обусловлено, главным образом, требованиями бюджетного и гражданского законодательства.

2.3 Права и обязанности сторон в договоре строительного подряда

По договору строительного подряда стороны наделяются взаимосвязанными правами и обязанностями. Правам и обязанностям заказчика противостоят соответствующие права и обязанности подрядчика.

Основные обязанности сформулированы в законодательстве и состоят в том, что заказчик обязан передать подрядчику утвержденную в установленном порядке проектно-сметную документацию, если иное не предусмотрено договором; создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ; производить оплату выполненных подрядчиком работ в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором; принять результат выполненных подрядчиком работ.

Пожалуй, одна из самых главных обязанностей заказчика состоит в передаче необходимой подрядчику для выполнения работ технической документации. На данную обязанность заказчика указывает п. 2 ст. 743 ГК РФ, в котором указано, что договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.

О важности технической документации, определяющей предмет договора строительного подряда, уже указывалось выше при рассмотрении организационно-правовых предпосылок и существенных условий договора строительного подряда.

Правила о договоре строительного подряда допускают возложение обязанности по представлению части технической документации подрядчиком. Такая возможность допускается в случае возложения работ по проектированию на подрядчика. В установленных законом или нормативными актами случаях техническая документация подлежит утверждению компетентным органом. Это ведет к серьезным последствиям, связанным с тем, что внесение изменения в такую техническую документацию или исключение работ, зафиксированных в ней, допускается только с разрешения того органа, который ее утвердил. Любые отступления от требований этой документации, даже по соглашению сторон договора, будут признаны ничтожными. Если техническую документацию готовит заказчик или по его указанию другое лицо, то она должна быть представлена подрядчику в установленный договором срок. Непредоставление заказчиком в срок технической документации рассматривается как просрочка исполнения обязательства со всеми вытекающими отсюда последствиями Шарапов В.В. Особенности применения удержания при исполнении договоров строительного подряда [Текст].//Право и экономика.- 2007.- № 2.- С.29. .

В ранее действующем законодательстве устанавливались серьезные санкции за нарушение срока предоставления проектно - сметной документации, что было связано в первую очередь с необходимостью соблюдения государственной дисциплины. В настоящее время, субъекты самостоятельно выбирают способы обеспечения надлежащего исполнения договорных обязательств.

Второй основной обязанностью заказчика является обеспечение подрядчику необходимых условий для выполнения работ, что проявляется в комплексе дополнительных обязанностей, сформулированных в ст. 747 ГК РФ.

В рамках указанных обязанностей заказчик должен своевременно предоставить для строительства земельный участок. Если это условие включено в договор, то стороны должны согласовать площадь и состояние предоставляемого земельного участка. При отсутствии этого условия в договоре заказчик должен предоставить подрядчику такой земельный участок, который бы обеспечивал своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок.

Законом могут предусматриваться и особенности выделения земельных площадей под застройку. Вопросы, связанные с отводом земель под строительство, регулируются нормами Земельного кодекса РФ, а также некоторыми специальными законами. Так, ст. 25 Закона РФ «О недрах» Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 10. - Ст. 823. определяет такие особенности при застройке площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений. В этом случае застройка допускаются с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных подразделений и органов государственного горного надзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки. Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения произведенных затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов Ершов О.Г. О правовом регулировании отношений по консервации строительства [Текст].//Правовые вопросы строительства.- 2007.- № 1.- С. 45..

Обеспечение строительных работ требует оказания некоторых услуг, в частности, законодатель возлагает на заказчика обязанность передавать подрядчику в пользование необходимые для осуществления работ здания и сооружения, обеспечивать транспортировку грузов в его адрес, временную подводку сетей энергоснабжения, водо- и паропровода и оказывать другие услуги. Среди иных услуг нередко выделяют такие, как предоставление вспомогательной рабочей силы, помощь при испытании, которое предшествует сдаче объекта, обеспечение средствами связи и др. Однако данные услуги заказчик обязан предоставить в случаях и в порядке, предусмотренных договором строительного подряда. Отсюда, казалось бы, следует, что их отсутствие в договоре полностью снимает с заказчика обязанности оказания этих услуг и перекладывает их на плечи подрядчика. Но это не совсем точно. Дело в том, что подрядчику предоставляется право доказать, что причиной неисполнения им своих обязанностей стало неоказание заказчиком помощи, даже если они не зафиксированы в договоре Дудиков М.В. Особенности договора подряда на выполнение работ, связанных с пользованием недрами [Текст].//Юридический мир.- 2007.- № 1.- С.30..

Указанная обязанность не нова для отечественного законодательства. Некоторые из перечисленных в п. 2 ст. 747 ГК РФ услуг, которые может оказывать заказчик подрядчику в ходе осуществления строительства, содержались в ранее действовавших Правилах о договорах подряда на капитальное строительство. В соответствии с п.п. 29, 32-33 Правил о договорах подряда на капитальное строительство заказчик должен был оказывать подрядчику услуги, имеющие непосредственное отношение к строительству. К таковым относилась обязанность заказчика «...передать на условиях аренды здания и сооружения, которые могут быть использованы для нужд строительства». Кроме того, на заказчика возлагалась обязанность по содействию и созданию подрядчику необходимых социальных и культурно-бытовых условий (п. 30-31 Правил о договорах подряда на капитальное строительство). В юридической литературе того периода высказывалось мнение о необходимости совершенствования Правил о договорах подряда на капитальное строительство.

Третьей основной обязанностью заказчика является производство оплаты выполненных подрядчиком работ в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором. Договором строительного подряда может быть предусмотрена оплата работ единовременно и в полном объеме после приемки объекта заказчиком.

В практике взаимоотношений заказчика и подрядчика часто возникают споры, касающиеся стоимости строительства. В условиях быстроменяющихся цен заказчик порой оказывается не в состоянии оплатить предъявленные за выполненные работы счета подрядчика, что приводит либо к замораживанию стройки, либо к срочной корректировке проекта в сторону уменьшения стоимости работ. Чтобы избежать подобных ситуаций, подрядчик уже в момент заключения договора должен предупредить заказчика о возможном повышении цен на строительные работы, а установленную сметную стоимость строительства стороны должны признать ориентировочной или приблизительной.

Заметим, что в договоре следует обязательно указывать на неизменность договорной цены либо на возможность ее уточнения по завершении строительства. В многосторонних договорах подряда общая договорная цена определяется с учетом полного инвестиционного цикла с выделением договорной цены работ и услуг, выполняемых каждым участником сделки.

Установленная в договоре подряда стоимость может быть изменена в следующих случаях:

- если вносятся изменения в объемы и содержание работ по предложению заказчика;

- при изменении по предложению заказчика продолжительности строительства;

- при изменении номенклатуры оборудования и материалов, поставляемых заказчиком, если договорная цена определена с учетом их прежней стоимости;

- при обоюдном согласии заказчика и подрядчика;

- в связи с текущим изменением стоимости строительных материалов, изделий, оборудования, тарифов в оплате труда;

- при остановке работ по причинам, зависящим от заказчика или в связи с обстоятельствами непреодолимой силы при условии выполнения подрядчиком своих обязательств;

- при изменении законодательства в период выполнения обязательств по договору подряда, корректирующему условия договора.

В соответствии со ст. 740, 753 ГК РФ заказчик обязан принять результат выполненных подрядчиком работ. Законодатель особенно тщательно регламентировал данную стадию договора строительного подряда в ст. 753 ГК РФ Соцуро Л.В. Договор и закон в строительстве [Текст].//Правовые вопросы строительства.- 2007.- № 1.- С.56..

Основные обязанности подрядчика в договоре строительного подряда состоят в следующем: осуществлять строительство и связанные с ним работы в строгом соответствии с технической документацией и со сметой; обеспечить строительство материалами, в том числе деталями, конструкциями, или оборудованием, если договором не предусмотрено, что обеспечение строительства в целом или в определенной части осуществляет заказчик; исполнять полученные в ходе строительства указания заказчика, если такие указания не противоречат условиям договора и не представляют собой вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика; при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и безопасности строительных работ; выполнить работы в срок, установленный в договоре, сдать результат выполненных работ заказчику.

В соответствии с п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в строгом соответствии с технической документацией и со сметой. Техническая документация определяет объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования. Она определяет задание заказчика, в соответствии с которым подрядчик должен выполнять работы. Смета определяет цену работ. Но при отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные как в технической документации, так и в смете. Отсюда следует, что в этом случае смета оказывается связанной не только с ценой, но и предметом договора.

При проведении строительных работ подрядчик может обнаружить неучтенные в технической документации работы и в связи с этим возникает необходимость проведения дополнительных работ, и увеличения сметной стоимости строительства. Однако сам по себе факт обнаружения недостатков в технической документации не означает автоматического увеличения сметы пропорционально увеличению стоимости строительных работ. В этом случае возникает обязанность подрядчика сообщить об этом заказчику. В свою очередь, последнему предоставляется срок в десять дней для ответа подрядчикам, если иной срок не установлен законом или договором. При неполучении подрядчиком письменного ответа от заказчика в установленный срок подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Но заказчик будет освобожден от возмещения этих убытков, если сможет доказать отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.

Подрядчик может и продолжить строительство, не дожидаясь ответа, но тем самым он принимает на себя риск ответственности за исполнение работ, не согласованных с заказчиком. В частности, подрядчик лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков. Данное право сохраняется за ним только при условии, если он докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.

Иногда на практике приходится сталкиваться и с такими ситуациями, когда заказчик согласен и на проведение, и на оплату дополнительных работ, вызванных недостатками технической документации, но сам подрядчик, обнаруживший их, отказывается выполнять дополнительный объем работ. Например, из-за того, что это значительно увеличивает срок выполнения работ и может привести к отсрочке исполнения им обязательства по другому, уже заключенному договору. Тогда заказчик может воспользоваться положениями п. 5 ст. 743 ГК РФ. Он предоставляет подрядчику право отказаться от выполнения дополнительных работ только в случаях, когда данные работы не входят в сферу его профессиональной деятельности либо не могут быть им выполнены по не зависящим от него причинам (например, из-за отсутствия специалистов, материалов, оборудования, инструмента т.д.). Если же в нарушении этого правила, подрядчик все же откажется от выполнения дополнительных работ, заказчик в силу ст. 397 ГК РФ приобретает право в разумный срок исполнить обязательство за счет должника своими силами или поручить выполнение дополнительных работ третьим лицам за разумную цену. Подрядчик окажется обязанным возместить заказчику понесенные им расходы и другие убытки.

Ст. 744 кодекса регламентируются вопросы внесения изменений в техническую документацию. Такое право заказчику предоставлено при условии, что вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ. Внесение в техническую документацию изменений в большем объеме осуществляется на основе согласованной сторонами дополнительной сметы.

На подрядчика возложена обязанность по обеспечению строительства материалами, в том числе деталями, конструкциями, или оборудованием, если договором не предусмотрено, что обеспечение строительства в целом или в определенной части осуществляет заказчик. По общему правилу данная обязанность подрядчика вступает в силу, когда в договоре вообще отсутствует условие, определяющее, на ком лежит эта обязанность. Вместе с тем, законодатель предусматривает и два других варианта распределения обязанностей по материальному обеспечению строительства, но которые требуют указания в договоре. Первый вариант, предусматривает полное, а второй лишь частичное обеспечение строительных работ заказчиком. Как правило, это связано с материальными выгодами и возможностями подрядчика и заказчика. Например, не исключена ситуация, когда подрядчик не имеет возможности приобрести какие-либо материалы, а у заказчика они есть. Или заказчик обладает возможностями приобрести аналогичные материалы по более низкой цене, чем это может сделать подрядчик.

Требования к качеству используемых в строительстве материалов и оборудования имеют не только частный интерес - для заказчика, но в значительной мере и интерес публичный. Этим вызвана, прежде всего, необходимость стандартизации и сертификации соответствующих материалов. Однако отмеченного недостаточно. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1997 г. утверждены Правила подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве. Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 1. - Ст. 138. Эти Правила устанавливают общие требования к проведению проверки и подтверждению пригодности для применения в строительстве новых материалов, изделий, конструкций и технологий (далее именуется - новая продукция), применение которых в строительстве не регламентировано действующими строительными нормами и правилами, государственными стандартами и другими нормативными документами. Они являются обязательными для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов государственного надзора, юридических и физических лиц, осуществляющих проектирование, строительство, включая реконструкцию, расширение, техническое перевооружение и ремонт зданий и сооружений, производство и поставку продукции для строительства. Главное требование, предъявляемое к новой продукции - это ее пригодность для применения в условиях строительства и эксплуатации объектов на территории Российской Федерации. Пригодность новой продукции подтверждается техническим свидетельством Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике. Оно выдается с учетом обязательных требований строительных, санитарных, пожарных, промышленных, экологических, а также других норм безопасности, утвержденных в соответствии с действующим законодательством.

Подрядчик обязан исполнить полученные в ходе строительства указания заказчика, если такие указания не противоречат условиям договора и не представляют собой вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. Такая обязанность закреплена в п. 3 ст. 748 ГК РФ.

В соответствии со ст. 748 ГК РФ заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения, качеством предоставляемых подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материала заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. Поэтому совершенно естественно, что подрядчик обязан исполнять полученные в ходе строительства указания заказчика.

В соответствии со ст. 751 ГК РФ при осуществлении строительства и связанных с ним работ подрядчик должен соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и безопасности строительных работ. Так как данная обязанность возлагается на подрядчика, то естественно он и несет ответственность за неисполнение этой обязанности. ГК РФ устанавливает, что подрядчик не вправе использовать в ходе осуществления работ материалы и оборудование, предоставленные заказчиком, или выполнять его указания, если это может привести к нарушению обязательных для сторон требований к охране окружающей среды и безопасности строительных работ.

Когда речь идет об охране окружающей среды, то в действие вступают не только нормы ГК РФ, но и ФЗ «Об охране окружающей среды», Собрание законодательства РФ. - 2002.- № 2.- ст. 133. ФЗ «Об экологической экспертизе» Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4556. и др. Общими требованиями ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматриваются условия размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению нарушений природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (ст. 34).

На подрядчике лежит одна из самых главных и завершающих обязанностей - сдать результат выполненных работ заказчику. Данная обязанность корреспондирует со встречной обязанностью заказчика принять результат работы от подрядчика.

Таким образом, обязанности сторон по договору строительного подряда корреспондируют друг с другом и направлены к выполнению единственной цели договора строительного подряда - достижению результата работ. В связи с чем и обусловлены основные обязанности сторон. При этом соответствующая обязанность одной стороны порождает право другой стороны требовать исполнения данной обязанности.

2.4 Проблемы реализации договора строительного подряда

Помимо ГК к источникам правового регулирования отношений в рассматриваемой области относятся и другие законодательные акты РФ, а также подзаконные акты, утверждаемые Правительством РФ, Министерством строительства РФ (в настоящее время - Госкомитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу - Госстрой России) и другими ведомствами. На наш взгляд, законодатель не исчерпывающе определяет эту область. Подобную точку зрения разделяют и другие авторы. Например, д.ю.н. И. Фаршатов в своей статье "Законодательство Российской Федерации о капитальном строительстве: состояние, противоречия в развитии" пишет: "В плане становления законодательства РФ следовало бы, с моей точки зрения, разработать законы о подрядных и субподрядных работах, о договорах подряда, субподряда либо о взаимоотношениях генерального подрядчика с субподрядными организациями, способные выступить сердцевиной, направляющими звеньями всего законодательства о капитальном строительстве. Результат невнимания со стороны законодателя - продолжающийся стихийный процесс законотворчества, низкая эффективность многих правовых актов, их декларативность и просто "беззубость" Фаршатов И. Законодательство Российской Федерации о капитальном строительстве: состояние, противоречия в развитии [Текст].// Хозяйство и право. - 1996. - № 10. - С. 77..

Для начала необходимо указать, что существуют два возможных варианта участия генподрядчика в выполнении работ. Первый - когда генподрядчик своими силами выполняет часть объема работ; второй - когда он осуществляет лишь руководство строительными работами. Мы будем рассматривать исключительно последний вариант.

В первую очередь надо определить субъектов договора строительного подряда. Ими являются заказчик и подрядчик. В типичном договоре подряда "подрядчики - это физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации".

Однако рассмотрим ситуацию на практике, когда подрядчик для выполнения задания заказчика привлекает третьих лиц - субподрядчиков, а сам становится генподрядчиком. На практике встречаются случаи заключения субподрядчиком нового субподрядного договора (так называемый двойной субподряд), что действующим законодательством не запрещается Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный) [Текст]./ Под ред. О.Н. Садикова. М., КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2006 (издание пятое, исправленное и дополненное с использованием судебно-арбитражной практики). - С.412.. В этой ситуации генеральный подрядчик по отношению к субподрядчику играет роль заказчика. Однако на практике контрагенты в субподрядном договоре используют свою терминологию: генеральный подрядчик в договоре с субподрядчиком именуется не заказчиком, а генподрядчиком, а при двойном субподряде организация, поручающая часть работ другой организации, называется также подрядчиком, а принимающая на себя часть работ - субподрядчиком. Таким образом, там, где строительная организация фактически выступает в роли заказчика, она необоснованно называется подрядчиком. Такая путаница небезобидна. Она позволяет выстроить систему, которая для людей, не посвященных в юриспруденцию (строителей), кажется иерархической: генподрядчик - подрядчик - субподрядчик.

На практике это позволяет генеральному подрядчику осуществлять руководящие функции в отношении субподрядчика в договоре двойного субподряда (т.е. с лицами, с которыми он не состоит в договоре). Кроме того, смещение понятий в определении сторон в системе генподряда может породить сложности в судебной практике. Считаем, что использование строго определенных терминов является самым простым выходом из сложившейся ситуации Коведяев С.В., Маслова Е.А. Проблемные вопросы договоров строительного подряда [Текст].//Правовые вопросы строительства.- 2007.- № 1.- С.34..

Следующий не менее важный вопрос: кто же такой генеральный подрядчик и какова его роль?

Из ст. 706 ГК РФ следует, что генеральный подрядчик - "это подрядчик, привлекший для исполнения предусмотренной в договоре работы (собственных обязательств) третьих лиц". В данном случае простота определения рождает сложность понимания, какие тогда функции обязан осуществлять генеральный подрядчик на объекте строительства.

Например, по мнению А.П. Сергеева, при применении системы генерального подряда "функции генеральных подрядчиков принимают на себя организации общестроительного профиля, а для выполнения специальных работ привлекаются субподрядчики в лице специализированных фирм и организаций" Гражданское право [Текст]: Учебник. В 3 т. Т. 2 / Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. М., Проспект, 2006. - С. 390.. Такой подход отражает должное, но не действительное. Такое утверждение было справедливым лет 20 назад. В учебнике по гражданскому праву за 1980 г. приведено следующее определение: "Генеральными подрядчиками обычно выступают общестроительные организации, выполняющие основные виды массовых общестроительных работ (бетонных, каменных, плиточных и т.д.), а субподрядчиками - специализированные организации, которыми производятся работы определенного вида или комплексы однородных работ (монтаж сборных строительных конструкций, выполнение санитарно-технических или электромонтажных работ, монтаж технологического оборудования и др.)" Советское гражданское право [Текст]: Учебник. Т. 2 / Под ред. В.П. Грибанова и С.М. Корнеева. М., Юриздат, 1980. - С. 189.. Однако сегодняшняя практика рисует нам несколько другую картину, на фоне которой очевидна субъективность предложенного рассмотрения этого вопроса.

В последнее время в нашей стране стало появляться множество компаний, чей бизнес организован именно на системе генподряда. Такого рода компании заключают договор на строительство объекта, не имея собственных сил для производства работ. Для этих целей они привлекают третьих лиц, так как "закон не исключает возможности передачи субподрядчикам всего объема работ с сохранением за генподрядчиком общих функций по руководству и организации выполняемых работ" Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный) [Текст]./ Под ред. О.Н. Садикова. М., КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2006 (издание пятое, исправленное и дополненное с использованием судебно-арбитражной практики).- С.413.. Подобного рода договор по своей природе представляется родственным комиссии или поручению, но не подряду.

Открытым остается вопрос о том, как такие компании получили лицензию на строительство, так как по порядку лицензирования организация должна обладать штатом, определенной строительной техникой и т.п. Однако этот вопрос в скором времени, вероятно, будет решен. Существует проект, согласно которому с 1 января 2007 г. прекращается лицензирование некоторых видов деятельности, в частности проектирования зданий и сооружений, а также строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения, и др. Думается, что это снизит требования и к качеству строительства, и к организациям, ведущим свой бизнес в этой сфере.

Рассмотрим договоры ген- и субподряда. По сложившемуся традиционному мнению советских и российских ученых-цивилистов, договоры генподряда и субподряда имеют одинаковую природу Советское гражданское право [Текст]: Учебник. В 2 т. Т. 2 / Под ред. В.П. Грибанова и С.М. Корнеева. - С. 189; Захаров Ю. Заключение и исполнение договора строительного подряда [Текст].// Хозяйство и право.- 2004. - № 4. - С. 19.. На наш взгляд, это не совсем так, ведь каждый из них обладает своими особенностями, поэтому стоит рассматривать их в отдельности.

Как известно, договор подряда приближен к договору купли-продажи, но разница состоит в том, что в первом случае по договору подрядчик передает заказчику "именно ту вещь, которая явилась результатом его работы" Гражданское право [Текст]: Учебник. В 3 т. Том 2 / Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. - С. 359.. То есть работы необходимо сделать собственными силами. А в том случае, когда генподрядчик передает результат работы субподрядчика, сам не выполняя никаких строительных работ на площадке, он явно выступает в роли продавца.

Не менее интересный момент в отношениях генерального подрядчика с субподрядчиком - это процент, взимаемый за услуги генподрядчика. В настоящее время заказчик предпочитает заключать договор с одной строительной организацией (генподрядчиком), передавая ей весь объем работ либо их основную часть. Генподрядчик на свое усмотрение через субподрядный договор привлекает различные строительные организации, между которыми и распределяет весь объем работ, соответственно получая за свои услуги проценты от стоимости работ. Прибыль таких компаний формируется и напрямую зависит от процента за услуги генподрядчика. Особенно это выражено, когда в роли генподрядчика выступают фирмы, которые не могут выполнять строительные работы лично, так как не имеют собственных сил для выполнения каких-либо объемов работ, поэтому чем выше будет установлен процент за услуги генподрядчика, тем выше их прибыль. По сути дела, генподрядчик "распродает" объем работ по частям.

Хотя процент за услуги генподрядчика не регламентируется действующим законодательством, он все равно является важным фактором при заключении субподрядных договоров. До принятия Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 14 августа 1993 г. "Об утверждении Основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в РФ", отменившего действующие ранее положения, услуги генподряда составляли в зависимости от вида строительно-монтажных работ 1 - 4%. А вот нынешняя ситуация в этом секторе довольно сложна. Генподрядчика ничто не ограничивает от "взимания" денег за свои.

Законодатель несправедливо не уделяет должного внимания данным обстоятельствам. Более того, в действующих нормативных актах об этом даже не упоминается, лишь в Методических рекомендациях, составленных Госстроем РФ, носящих рекомендательный характер. Но и в них мы видим, отсутствие допустимых пределов стоимости услуг генподряда. В этом случае за основу берется договор, но чаще всего составленный по принципу "Разрешено все, что прямо не запрещено законом". Вследствие того что цена за услуги генподряда - полностью договорная, субподрядчики вынуждены доказывать (отстаивать) снижение данной цены, но в большинстве случаев безрезультатно.

Данный вопрос не такой простой, как кажется на первый взгляд. Во-первых, необходимо установить, что должно относиться к определению услуг генподряда. Например, в старых положениях Госстроя СССР они строго определялись гл. 7.

Во-вторых, как понимать услуги генподрядчика, предоставляемые фирмами, не имеющими собственных сил для выполнения каких-либо объемов работ в соответствии с договором? Допустим, если мы станем понимать под этим передачу проектно-сметной документации, надзор за выполнением работ и прочее, то получается, что это то, что делает заказчик для генподрядчика. В то же время заказчик не удерживает с генподрядчика от 6,5 до 11% с причитающейся ему суммы за выполненные работы. Таким образом, становится очевидно, что генподрядчик вуалирует договор купли-продажи в договор подряда, где в качестве товара выступают объемы работ, выполняемые субподрядчиком.

В-третьих, на практике встречаются ситуации с двойным субподрядом, а следовательно, цена за услуги вырастает пропорционально аппетитам генподрядчиков (каждый берет свое). И тут мы наблюдаем картину роста и без того грабительских взиманий. Небезосновательно предположить, что субподрядные организации в таких ситуациях будут специально уходить от налогов, заниматься теневым бизнесом. Достаточно вспомнить старое налоговое законодательство, когда из-за высоких налогов в стране истощился бюджет, и государство вынуждено было ввести единый налог на прибыль, чтобы дать возможность эту прибыль получать. Но сейчас ситуация складывается с точностью да наоборот, только уже не государство забирает прибыль, а генподрядчики. Все это отражается на стабильности экономики нашего государства, потому что "стихийное, не опосредованное государственно-правовым регулированием развитие экономических процессов может привести к расстройству и упадку всей системы материального производства" Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права [Текст]: Учебник. М., 2006. - С. 58..

В настоящее время на нефтеперерабатывающем предприятии ОАО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" ведется крупномасштабное строительство. В роли генподрядчика выступает ЗАО "Глобалстрой-Инжиниринг", подрядчика - ЗАО "Волгонефтехим-монтаж", субподрядчика - ООО "СМУ-4", ООО "Кстовская фирма "ВНХМ" и др. Все работы по строительству ведут субподрядчики, так как генподрядчик и подрядчик не имеют собственных сил для выполнения каких-либо работ, зато каждый на своей ступени берет процент за услуги генподрядчика Иванов А.В. Пути активизации договорной деятельности в строительстве [Текст]. // Юрист. - 1998. - № 1. - С. 26..

В-четвертых, субподрядчик в отличие от генподрядчика имеет больший риск остаться без прибыли в случае существенного возрастания стоимости материалов и оборудования, предоставляемых им для ведения работ, которое нельзя было предусмотреть при заключении договора. Обычно для расторжения такого договора необходимо, чтобы материалы подорожали не менее чем на 10% от предыдущей стоимости. Поэтому для таких ситуаций необходимо учесть возможность расторжения договора субподрядчиков с учетом процента за услуги генподряда.

Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы четко оформить собственные предложения по совершенствованию отношений в области строительного подряда. Это, во-первых, установить строгую систему терминов, которая разграничивала бы права и обязанности каждого из звеньев договора строительного подряда. Во-вторых, ввести фиксированный размер платы за услуги генподрядчика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Статья 740 ГК определяет договор строительного подряда следующим образом: по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик - создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и оплатить обусловленную цену.

Договор строительного подряда возмездный, взаимный (синаллагматический) и консенсуальный. Он не является публичным договором.

Основным отличительным признаком договора строительного подряда как разновидности договора подряда служит особая область его использования. Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Если же указанные специальные работы не связаны со строительством, то они составляют предмет обычного договора подряда. К примеру, монтаж подрядчиком лифтов на функционирующем предприятии регулируется общими нормами о подряде. Иными словами, в отношении одних и тех же по характеру работ может применяться различный правовой режим. По правилам о договоре строительного подряда могут выполняться работы по капитальному (но не текущему) ремонту зданий и сооружений. Капитальный ремонт зданий и сооружений в отличие от их строительства не создает новых объектов. Он проводится в целях восстановления отдельных элементов зданий и сооружений.

Считаем необходимым внесение в нормативно-правовые акты Российской Федерации изменений и дополнений:

1. В п. 1 ст. 702 ГК РФ дополнить следующим абзацем: «При этом под работой понимается совокупность действий (деятельность) по воздействию на овеществленный объект с целью достижения определенного результата».

2. Пункт 1 ст. 740 ГК РФ изложить в следующей редакции: «По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект недвижимости либо выполнить иные работы, неразрывно связанные со строящимся объектом, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену».

3. Пункт 2 ст. 703 ГК РФ изложить в следующей редакции: «По договору подряда, заключенному на изготовление вещи, право собственности на нее возникает у заказчика».

4. Дополнить ст. 740 ГК РФ пунктом 4 следующего содержания: «Договор строительного подряда заключается в письменной форме. В случае заключения договора между гражданином и юридическим лицом или между юридическими лицами договор должен быть скреплен печатью».

5. Пункт 6 ст. 753 ГК РФ изложить в следующей редакции: «Заказчик не вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения мелких отступлений от технической документации, не влияющих на качество объекта строительства (мелкие недостатки).

Заказчик обязан отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком (существенные недостатки).

Заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, не являющихся мелкими или существенными (несущественные недостатки), и потребовать от подрядчика их устранения в разумный срок, по истечении которого подрядчик обязан предъявить результат работ к повторной приемке. При этом организацию и осуществление повторной приемки подрядчик проводит за свой счет.

Под недостатками работы в настоящей статье понимается несоответствие выполненной работы условиям договора строительного подряда, технической документации или строительным нормам и правилам».

6. В пункте 1 ст. 748 ГК РФ слова «Заказчик вправе осуществлять контроль и надзор...» заменить на слова «Заказчик обязан осуществлять контроль и надзор...».

7. Дополнить раздел 3 Главы 37 ГК РФ статьей 757-1 следующего содержания: «Ответственность подрядчика за нарушения условий договора строительного подряда не может превышать сметной стоимости объекта строительства, за исключением случаев обнаружения в работе существенных недостатков и умышленного нарушения условий договора».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 [Текст]: офиц. текст // Российская газета. - 1993. - № 237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: [федер. закон № 51- ФЗ: принят 30.11.1994, по сост. 26.06.2007] // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: [федер. закон № 14-ФЗ: принят 26.01.1996, по сост. 26.06.2007] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.

4. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон № 191-ФЗ: принят 29.12.2004, по сост. 08.11.2007]// Собрание законодательства РФ. - 2005.- № 1 (часть 1).- ст. 16.

5. О защите прав потребителей [Текст]: [закон № 2300-1: принят 07.02.1992, по сост. 25.10.2007] // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 15. - Ст. 766.

6. О лицензировании отдельных видов деятельности [Текст]: [федер. закон № 128-ФЗ: принят 08.08.2001, по сост. 06.12.2007]//Собрание законодательства РФ.- .2001.- № 33 (часть I).- ст. 3430.

7. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения [Текст]: [федер. закон № 52-ФЗ: принят 30.03.1999, по сост. 01.12.2007]// Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 14. - Ст. 1650.

8. О драгоценных металлах и драгоценных камнях [Текст]: [федер. закон № 41-ФЗ: принят 26.03.1998, по сост. 24.07.2007]// Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 13. - Ст. 1463.

9. Об инвестиционной деятельности в российской федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений [Текст]: [федер. закон № 39-ФЗ: принят 25.02.1999, по сост. 24.07.2007]// Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 9. - Ст. 1096.

10. Об экологической экспертизе [Текст]: [федер. закон № 174-ФЗ: принят 23.11.1995, по сост. 18.12.2006]// Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4556.

11. Об охране окружающей среды [Текст]: [федер. закон № 7-ФЗ: принят 10.01.2002, по сост. 26.06.2007]// Собрание законодательства РФ. - 2002.- № 2.- ст. 133.

12. Об архитектурной деятельности в Российской Федерации [Текст]: [федер. закон № 169-ФЗ: принят 17.11.1995, по сост. 18.12.2006]//Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4473.

13. О недрах [Текст]: [закон № 2395-1: принят 21.02.1992, по сост. 01.12.2007] //Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 10. - Ст. 823.

14. О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства [Текст]: [пост. Правительства № 174: принято 21.03.2002, по сост. 03.10.2002]// Собрание законодательства РФ. - 2002. - 12. - Ст. 1149.

15. О правилах подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве//[Текст]: [пост. Правительства № 1636: принято 27.12.1997]// Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 1. - Ст. 138.

Научная и учебная литература

16. Басин Ю.Г. Договор подряда в капитальном строительстве. [Текст] Алма-Ата: Наука, 1961. -155 с.

17. Брагинский М.И. Договор подряда и подобные ему договоры. [Текст] М.: Статут, 1999. -- 290 с.

18. Брагинский М.И. Совершенствование законодательства о капитальном строительстве [Текст]. М.: Стройиздат, 1982. - 120 с.

19. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг [Текст]. - М., Статут. 2003. - 754 с.

20. Брауде И.Л. Отдельные виды обязательств. [Текст] М.: Госюриздат, 1954. - 408 с.

21. Витрянский В.В. Проценты по денежному обязательству как форма ответственности [Текст].// Хозяйство и право. - 1997. - № 8. - С. 68

22. Герасимов А. Принял работы - оплати их [Текст].// Бизнес-адвокат. - 2007. - № 13. - С. 18.

23. Гражданское право [Текст].: в 2 Т. Том II. Полутом 1: учебник (издание второе, переработанное и дополненное)/ Под ред. Суханова Е.А. - М., Волтерс Клувер. 2006. - 698 с.

24. Гражданское право [Текст]: Учебник. В 3 т. Т. 2 / Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. М., Проспект, 2006. - 922 с.

25. Гудова Е.А. Частные и публичные интересы в законодательстве российской федерации о строительстве [Текст].//Журнал российского права.- 2007.- №9.- С.45.

26. Долженко А.Н., Резников В.Б., Хохлова Н.Н. Судебная практика по гражданским делам [Текст]. - М., ПБОЮЛ Гриженко Е.М. 2001. - 650 с.

27. Дудиков М.В. Особенности договора подряда на выполнение работ, связанных с пользованием недрами [Текст].//Юридический мир.- 2007.- № 1.- С.30.

28. Ершов О.Г. Об актах технического нормирования и правовом регулировании отношений в строительстве [Текст].//Законодательство и экономика.- 2007.- № 10.- С.13.

29. Ершов О.Г. О правовом регулировании отношений по консервации строительства [Текст].//Правовые вопросы строительства.- 2007.- № 1.- С. 45.

30. Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). Курс лекций. [Текст] М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. - 340 с.

31. Завидов Б.Д. Основные и специфические особенности общих положений договора подряда (комментарий) [Текст]. // Юрист. - 2007. - № 1. - С. 16.

32. Законодательные памятники русского централизованного государства XV - XVII веков. Соборное уложение 1649 года. Текст, комментарии [Текст]. - М., Юридическая литература. 1987. - 560 с.

33. Захаров Ю. Заключение и исполнение договора строительного подряда [Текст].// Хозяйство и право.- 2004. - № 4. - С. 19.

34. Иванов А.В. Пути активизации договорной деятельности в строительстве. [Текст].// Юрист. - 1998. - № 1. - С. 26.

35. Иоффе О.С. Советское гражданское право. Отдельные виды обязательств: Курс лекций. Т. 2. [Текст].Л.: ЛГУ, 1961. - 755 с.

36. Каменков В.С. Значение, понятие и сфера применения договора строительного подряда [Текст].//Бюллетень нотариальной практики.- 2007.- № 2.- С.22.

37. Козлова Е. Поиск модели договора долевого участия в строительстве и его учетная регистрация. [Текст] // Хозяйство и право. - 2002. - № 2. - С. 82.

38. Кратенко М.В. Договор найма услуг физического лица: проблема судебной практики и перспективы правового регулирования [Текст].// Трудовое право. - 2007. - № 5. - С. 20.

39. Коведяев С.В., Маслова Е.А. Проблемные вопросы договоров строительного подряда [Текст].//Правовые вопросы строительства.- 2007.- № 1.- С.34.

40. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) (издание пятое, исправленное и дополненное с использованием судебно-арбитражной практики) [Текст]. / Под ред. Садикова О.Н. - М., Инфра-М. 2007. - 622 с.

41. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный) [Текст]. / Под ред. О.Н. Садикова. М., КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2006 (издание пятое, исправленное и дополненное с использованием судебно-арбитражной практики). - 890 с.

42. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части второй) (постатейный) [Текст]./ Под ред. Абовой Т.Е., Кабалкина А.Ю. - М., Юрайт. 2005. - 720 с.

43. Курноскина О.Г. Сделки с недвижимостью (издание второе, переработанное и дополненное) [Текст].- М., Юстицинформ. 2006. - 122 с.

44. Лавров Д.Г. Денежные обязательства в российском гражданском праве [Текст]. - СПб., Центр-Пресс. 2001. - 130 с.

45. Лозина Ю.А. Понятие хозяйственных связей и виды договоров, используемых в системе капитального строительства жилья [Текст].// Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа. - 2004. - № 6. - С. 31.

46. Новоселова Л.А. Проценты по денежным обязательствам [Текст]. - М., Статут. 2003. - 402 с.

47. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Ч.3: Договоры и обязательства [Текст]. - М., Зерцало. 2003. -802 с.

48. Попов А. Ответственность за неисполнение денежного обязательства [Текст]. // Хозяйство и право. - 1997. - № 8. - С.79.

49. Римское частное право [Текст]. учебник / Под ред. Новицкого И.Б., Перетерского И.С. - М., Юристъ. 2004. - 455 с.

50. Розенберг М.Г. Ответственность за неисполнение денежного обязательства: Комментарий к гражданскому кодексу РФ [Текст]. - М., МЦФЭР. 1995. - 340 с.

51. Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России [Текст]. - М., Юристъ. 2001. - 322 с.

52. Романец Ю.В. Разграничение договоров подряда и купли-продажи [Текст].// Законодательство. - 1999. - № 9. - С. 18.

53. Семенов М.И. Заключение сделок посредством конклюдентных действий. [Текст] // Право и экономика. - 2002. - № 7. - С. 18.

54. Семенова Е. Поставка или подряд [Текст].// ЭЖ-Юрист. - 2005. - № 25. - С. 9.

55. Советское гражданское право [Текст]: Учебник. Т. 2 / Под ред. В.П. Грибанова и С.М. Корнеева. М., Юриздат, 1980.- 670 с.

56. Соцуро Л.В. Договор и закон в строительстве [Текст].//Правовые вопросы строительства.- 2007.- № 1.- С.56.

57. Столярова Э. Что скрывается за договором подряда? Мнение, ориентированное на работника [Текст].// Бизнес-адвокат. - 2005. - № 1. - С. 23.

58. Фаршатов И. Законодательство Российской Федерации о капитальном строительстве: состояние, противоречия в развитии [Текст].// Хозяйство и право. - 1996. - № 10. - С. 77.

59. Фаткудинов З.М. Вопросы применения договора подряда на капитальный ремонт жилых и производственных зданий. [Текст] // Советская юстиция. - 1972. - № 4. - С. 22.

60. Цыпленкова А.В. Некоторые особенности договоров присоединения. [Текст] // Юридический мир. - 2001. - № З. - С. 28.

61. Шарапов В.В. Особенности применения удержания при исполнении договоров строительного подряда [Текст].//Право и экономика.- 2007.- № 2.- С.29.

62. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. [Текст] М.: Статут 2005. - 890 с.

63. Шичанин А., Гривков О. Исполнение договорных обязательств в зеркале социальных противоречий. [Текст] // Хозяйство и право. - 2001. - № 2. - С. 91. - 92.

Материалы юридической практики

64. О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации [Текст]: [постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ № 6/8 от 1 июля 1996 г.] // Вестник ВАС РФ. - 1996. - № 9. - С. 32.

65. О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей [Текст]:[Постановление Пленума Верховного суда РФ № 11: от 29.09.1994]// Российская газета № 230, 26.11.1994.

66. Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда [Текст]: [Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 51: принято 24.01.2000] // Вестник ВАС РФ. - 2000. - № 3. - С. 21.

67. Постановление Президиума ВАС РФ от 27.01.2007 г. № 5567/07 [Текст]// Вестник ВАС РФ. - 2007. - № 5. - С. 32.

68. Постановление Президиума ВАС РФ от 29.12.2006 г. № 4912/06 [Текст]// Вестник ВАС РФ. - 2007. - № 4. - С. 23.

69. Постановление ФАС Поволжского округа от 19.01.2006 по делу № А55-25307/06 [Текст] // Вестник ВАС РФ. - 2006. - № 5. - С. 32.

70. Постановление Президиума ВАС РФ от 02.03.2006 г. № 6054/06 [Текст] // Вестник ВАС РФ. - 2006. -№ 7. - С. 43.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты