Дорожно-патрульная служба государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России: организация деятельности и правовое регулирование
p align="left">В случае превышения предельно допустимой концентрации абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, выявленного в результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, составляется акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения установленной формы, который подписывается сотрудником, освидетельствованным и понятыми. При несогласии освидетельствованного с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения в акте освидетельствования делается соответствующая запись, после чего осуществляется направление лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. При отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения акт освидетельствования не составляется.
Бумажный носитель с записью результатов исследования и подписью освидетельствованного и понятых приобщается к акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Копия акта выдается лицу, в отношении которого проведено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.
ПРОТОКОЛ 00 АА N 000000
о направлении на медицинское освидетельствование
«__»__________20__ г. "__" часов "__" минут подпись__________________
государственный регистрационный знак ________________ на основании ст.
27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "__" __________ 20__ г., в "__" час. "__" мин. направлен(а) для прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии признаков опьянения.
Основание для направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (нужное подчеркнуть):
1. Отказ от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
2. Несогласие с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
3. Наличие достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Пройти медицинское освидетельствование ___________________________
(согласен / отказываюсь) (подпись) Понятые:
1. Фамилия __________________ Имя _____________ Отчество _________ адрес места жительства __________________________тел.
Подпись _______________
2. Фамилия __________________ Имя _____________ Отчество _________ адрес места жительства __________________________тел.
Подпись _______________
Копию протокола о направлении на медицинское освидетельствование
(подпись лица, направляемого на медицинское освидетельствование)
Подпись должностного лица, составившего протокол __ Инспектор и водитель - М.: ООО «Книжное издательство За рулем» 2008
Основаниями для направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения являются:
отказ лица от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;
несогласие лица с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;
наличие достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения при отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения Статьи 27.12 часть 11 Кодекс Российской Федерации по административным правонарушениям.;
Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения, в котором отражены результаты медицинского освидетельствования на состояние опьянения, прилагается к протоколу о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Экземпляр акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения выдается врачом (фельдшером), проводившим освидетельствование, водителю транспортного средства, в отношении которого проводилось медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Основанием для изъятия водительского удостоверения является выявление административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида.
При изъятии сотрудником водительского удостоверения водителю выдается временное разрешение на право управления транспортным средством установленного образца.
Данное временное разрешение на право управления транспортными средствами действительно при предъявлении удостоверения личности гражданина (паспорта) Инспектор и водитель - М.: ООО «Книжное издательство За рулем» 2008..
В графе временного разрешения, содержащей перечень категорий транспортных средств, зачеркиваются буквы, обозначающие категории транспортных средств, право управления которыми, в соответствии с изъятым водительским удостоверением, у водителя отсутствует. При изъятии удостоверения во временное разрешение вписывается соответствующая категория транспортного средства, право управления которым водитель имеет.
Временное разрешение выдается на срок до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, но не более чем на два месяца. В случае если дело об административном правонарушении, рассмотрение которого находится в компетенции сотрудника, не рассмотрено в течение двух месяцев, срок действия временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, продлевается сотрудником, правомочным рассматривать дело об административном правонарушении, на срок не более одного месяца при каждом обращении.
При этом неприкосновенность иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации Часть 3 статьи 2.6 Кодекс Российской Федерации по административным правонарушениям., а также должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции Часть 2 статьи 1.4 Кодекс Российской Федерации по административным правонарушениям., не исключает законной самообороны от их противоправных действий, возможности применения физической силы, специальных средств, применения и использования огнестрельного оружия в соответствии со статьями 12 - 15 Закона Российской Федерации "О милиции".
Сотрудники Дорожно-патрульной службы действуют по исполнению административных процедур в отношении иностранных граждан, пользующихся иммунитетом, а также должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции, осуществляются в порядке, изложенном в пунктах 227 - 236 Административного регламента
МВД Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Основанием для возникновения вопроса об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации, а также особых условий применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции, является предъявление указанными лицами документов, подтверждающих и удостоверяющих их полномочия Приказ МВД РФ от 31 декабря 2009г. 27 января 2010г. «Регистрационный номер №16074 "О внесении изменений в Административного регламента МВД Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 2 марта 2009г. №185».
Действия, которые связанны с контролем за дорожным движением, остановкой транспортного средства и пешехода, технического состояния транспортного средства и т.д., применяются в отношении иностранных граждан, пользующихся иммунитетом, а также должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции, на общих основаниях.
При оформлении материала по факту дорожно-транспортного происшествия с участием транспортного средства, в котором находятся лица, пользующиеся иммунитетом (если они не нуждаются в медицинской помощи), сотрудник Дорожно-патрульной службы предлагает водителю присутствовать при составлении материалов по данному происшествию. Если водитель или кто-либо из пассажиров выражает нежелание присутствовать при составлении материалов, сотрудник Дорожно-патрульной службы записывает необходимые сведения об указанных лицах и разрешает им покинуть место происшествия. В таких случаях в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения делается запись о причине отсутствия водителя.
При совершении административного правонарушения лицом, пользующимся иммунитетом, сотрудником Дорожно-патрульной службы составляется протокол об административном правонарушении либо выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении, а документы возвращаются владельцу. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении к таким лицам не применяются, за исключением случаев, когда имеются достаточные основания полагать, что указанные лица, управляя транспортным средством, находятся в состоянии опьянения. В этом случае они подлежат отстранению от управления транспортным средством, освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения на общих основаниях, транспортное средство задерживается до устранения причины задержания.
Протокол об административном правонарушении, другие материалы дела незамедлительно передаются руководителю подразделения для последующего их направления в Департамент государственного протокола Министерства иностранных дел Российской Федерации Приказ МВД РФ от 31 декабря 2009г. "О внесении изменений в Административного регламента МВД Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 2 марта 2009г. №185».
К лицам, выполняющим определенные государственные функции, в отношении которых действуют особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, относятся:
- зарегистрированный кандидат на должность Президента Российской Федерации Статья 42 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" ;
- члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Статья 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".;
- депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Статья 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".;
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Статья 12 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" .;
- судьи Статья 16 Федерального закона от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" ;
- члены избирательных комиссий, комиссий референдума Статья 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ;
- зарегистрированный кандидат в депутаты органов местного самоуправления Статья 24 приложения к Федеральному закону от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления";
- прокуроры и следователи Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации Статья 42 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации".
При совершении зарегистрированным кандидатом на должность Президента Российской Федерации, членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, зарегистрированным кандидатом в депутаты органов местного самоуправления, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, членом избирательной комиссии, комиссии референдума административного правонарушения, рассмотрение дела о котором не находится в компетенции судьи, вынесение постановления по делу об административном правонарушении осуществляется на общих основаниях. При совершении ими административного правонарушения, предусматривающего административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, составляется протокол об административном правонарушении либо выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении, которые со всеми материалами дела незамедлительно передаются руководителю подразделения для последующего решения вопроса о привлечении указанных лиц к административной ответственности.
При совершении административного правонарушения зарегистрированным кандидатом на должность Президента Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственной Думы, зарегистрированным в кандидаты на членство в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления, зарегистрированным кандидатом на должность главы муниципального образования, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, членам избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, председателем избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, сотрудник возбуждает дело об административном правонарушении. К указанным лицам при наличии соответствующих оснований применяется отстранение от управлением транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, иные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, за исключением предусмотренных особыми условиями, установленными Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
В случае выявления достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, совершенного судьей, прокурором и следователем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, сотрудник составляет об этом рапорт, который с другими материалами незамедлительно передается руководителю подразделения для последующего направления в органы прокуратуры.
При наличии достаточных оснований полагать, что указанные лица, управляя транспортным средством, находятся в состоянии опьянения, сотрудник в целях обеспечения безопасности других лиц принимает меры к прекращению дальнейшего движения транспортного средства до предоставления для управления транспортным средством иного лица или другого устранения условий, препятствующих дальнейшему движению транспортного средства, о чем сообщает в дежурную часть для немедленного информирования органов прокуратуры.
О совершении административного правонарушения иностранным гражданином, пользующегося иммунитетом, а также должностным лицом, выполняющие определенные государственные функции, в отношении которого действуют особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, сотрудник Дорожно-патрульной службы незамедлительно сообщает в дежурную часть Российская газета 05.02.2010 №24.
При предъявление сотруднику Дорожно-патрульной службы в ходе исполнения им государственной функции участниками дорожного движения, не относящимися к иностранным гражданам, пользующимся иммунитетом, должностным лицам, выполняющим определенные государственные функции, служебных удостоверений, иных документов не является основанием для ограничения предоставленных сотруднику полномочий.
В случае предъявления водителем (сопровождающими лицами) установленных нормативными правовыми актами МВД России специальных документов, ограничивающих допустимый объем проверки, такая проверка может быть осуществлена в разрешенных пределах. При этом не исключается возможность осуществления проверки достоверности предъявленных документов посредством обращения в дежурную часть
При обращениях участников дорожного движения в содействии сотрудников Дорожно-патрульной службы в случаях необходимости по оказанию помощи:
- в оказании или организации оказания первой помощи пострадавшим и доставления их в лечебные учреждения.
- в защите от преступных и иных противоправных посягательств на их жизнь, здоровье, а также их собственность;
- в организации транспортировки поврежденных или неисправных транспортных средств, охране имущества, оставшегося без присмотра в результате дорожно-транспортных происшествий;
- в переходе инвалидами, престарелыми и детьми улиц и дорог.
Взаимоотношения с иностранными гражданами и лицами без гражданства осуществляются на основании законодательства Российской Федерации и международных соглашений (договоров), в соответствии с которыми виновные в нарушении Правил дорожного движения Российской Федерации могут быть привлечены к ответственности.
2. Нормативно правовое регулирование деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России
2.1 Обязанности, права и социальная зашита сотрудников дорожно-патрульной службы
Специфика деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации при выполнении служебных задач заключается в том, что их повседневная работа осуществляется в тесном контакте с источниками повышенной опасности, к которым относится, прежде всего, транспортные средства.
Правовую основу деятельности ДПС составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Закон Российской Федерации от 19 апреля 1993 г. № 1026-1 «О милиции», федеральные законы, Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 25, ст. 2897; 2002, № 27, ст. 2679; 2005,
№ 19, ст. 1781; 2007, № 18, ст. 2180; 2008, № 27, ст. 3250., постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 47, ст. 4531; Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, № 45, ст. 5521; 2000, № 18, ст. 1985; 2001, № 11, ст. 1029;
2002, № 9, ст. 931; № 27, ст. 2693; 2003, № 20, ст. 1899; 2003, № 40, ст. 3891; 2005, № 52 (часть III),
ст. 5733; 2006, № 11, ст. 1179; 2008, № 8, ст. 741; № 17, ст. 1882. Далее - «Правила дорожного движения»., иные нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящее Наставление и иные нормативные правовые акты МВД России, а также законодательные и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и правовые акты органов местного самоуправления, изданные в пределах их полномочий.Сотрудник дорожно-патрульной службы при несении службы обязан:
1) Знать нормы Правил дорожного движения.
2) Организовать безопасный и бесперебойный процесс дорожного движения.
3) Федерации и законодательства об ответственности за их нарушения.
4) Знать оперативную обстановку в зоне поста или маршрута патрулирования.
5) Контролировать соблюдение участниками дорожного движения установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в области дорожного движения.
6) Предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, выяснять причины и обстоятельства, способствующие их совершению, в пределах своих прав принимать к нарушителям меры административного воздействия.
7) Предупреждать водителей о возникшей на их пути опасности, которую они не в состоянии своевременно обнаружить.
8) При получении информации о готовящемся преступлении немедленно докладывать дежурному или непосредственному начальнику и принимать меры к его предотвращению.
9) При получении сведений от граждан о совершаемых или совершенных преступлениях установить и записать все установочные данные о заявителях, конкретное место преступления, кем и против кого оно совершено или готовится, и другую информацию, имеющую значение для раскрытия преступления, немедленно доложить об этом дежурному или непосредственному начальнику, принять меры к выявлению и задержанию лиц, совершивших преступление, оказанию помощи пострадавшим, установлению свидетелей и до прибытия следственно-оперативной группы обеспечить охрану места происшествия, неприкосновенность обстановки, сохранность следов и вещественных доказательств.
10) При прибытии на место происшествия следственно-оперативной группы действовать в соответствии с указанием ее руководителя, о чем доложить своему дежурному.
11) Оказывать, в пределах своей компетенции, помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в состоянии, опасном для их здоровья и жизни.
12) Знать дислокацию ближайших нарядов милиции, войсковых нарядов, представителей общественных формирований по охране правопорядка и систему связи с ними, места расположения и режим работы медицинских учреждений, организованных автостоянок, станций технического обслуживания и других объектов сервиса.
13) Осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.
14) Регулировать дорожное движение, в том числе с использованием жестов.
15) Производить неотложные действия на месте ДТП, тщательно и квалифицированно разбираться в обстоятельствах нарушений правил дорожного движения и ДТП.
16) Принимать меры по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП, охране имущества, оставшегося без присмотра, оказывать гражданам содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств.
17) Оказывать содействие в беспрепятственном проезде транспортных средств аварийно-спасательных служб в районы аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных событий, принимать участие в охране общественного порядка в этих местах.
18) Выявлять и задерживать объявленные в розыск транспортные средства, а также транспортные средства, водители которых скрылись с мест ДТП, или используемые в противоправных целях.
19) Контролировать наличие у водителей документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации.
20) Контролировать содержание в исправном и безопасном для движения состоянии улиц, дорог и дорожных сооружений и их освещенность.
21) Изучать порядок и условия движения транспорта и пешеходов и принимать соответствующие меры по улучшению организации движения и повышению его безопасности.
22) Осуществлять контроль за соблюдением условий обеспечения безопасности дорожного движения при проведении на улицах и дорогах ремонтно-строительных и других работ.
23) Быть культурными и вежливыми в обращении с гражданами, строго соблюдать законность.
24) Оказывать (в период, не связанный с выполнением конкретных специальных заданий) содействие водителям в устранении неисправностей транспортных средств, своевременной доставке пассажиров и грузов к месту назначения, а также помощь пешеходам, особенно инвалидам, престарелым и детям, при переходе ими улиц и дорог.
25) Докладывать по окончании несения службы дежурному по подразделению о результатах работы Обязанности и права сотрудника дорожно-патрульной службы (Из приказа МВД РФ от 20.04.1999 г. "Об утверждении наставления по работе дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ").
Сотрудникам Дорожно-патрульной службы выполнять свои обязанности в чрезвычайно сложных условиях, требующих максимального физического и психического напряжения и связанных с риском для жизни и здоровья. Риск как физический, так и психологический - объективная составляющая профессиональной деятельности сотрудников Дорожно-патрульной службы.
На посту (маршрут патрулирования) сотрудник дорожно-патрульной службы должен получить от сменяемого им сотрудника информацию об оперативной обстановке, имевших место происшествиях, проводимых на улицах и дорогах ремонтно-строительных и иных работах, поступивших указаниях и сообщениях, исправности технических средств регулирования дорожного движения, а также другие сведения, имеющие прямое отношение к несению службы. Если в предшествующую смену контроль за дорожным движением на данном посту или маршруте не осуществлялся, сотрудник проверяет исправность технических средств регулирования, специальных средств, средств связи, состояние дорог и улиц, условия производства на них ремонтно-строительных и других работ.
О принятии поста, маршрута патрулирования и выявленных недостатках докладывает в дежурную часть строевого подразделения.
При несении службы нарядом в составе двух или более сотрудников Дорожно-патрульной службы назначается старший наряда.
Старший наряда обеспечивает руководство деятельностью наряда на период несения службы и обязан:
- Организовывать работу состоящих в наряде сотрудников Дорожно-патрульной службы, докладывать командиру, дежурному по подразделению о необходимости внесения изменений в их расстановку и порядок несения ими службы в зависимости от сложившейся обстановки.
- Осуществлять контроль за несением службы сотрудниками Дорожно-патрульной службы и оказывать им практическую помощь при выполнении задач по контролю за дорожным движением.
- Проверять правильность ведения служебной документации, качество оформления материалов по ДТП и административным правонарушениям, принимать меры по устранению выявленных недостатков.
- Контролировать правильность использования оперативно-технических и специальных средств.
- Докладывать дежурному о своем местонахождении и обстановке на участке несения службы не реже одного раза в час.
Во время несения службы сотрудник Дорожно-патрульной службы должен принять меры к устранению помех в движении, освобождению проезжей части от оставленных на ночь транспортных средств, обозначению опасных участков на посту или маршруте патрулирования Приказ МВД РФ от 27 января 2003 г. N 59 «О регистрации транспортных средств».
Сотрудник Дорожно-патрульной службы при несении службы имеет право:
- Требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов власти и должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественных объединений (пункт 1 статьи 11 Закона Российской Федерации "О милиции").
- Проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения, а при наличии данных о том, что они имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, производить в порядке, установленном федеральным законом, личный досмотр лиц, досмотр их вещей, ручной клади и багажа, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии данных о наличии законных оснований для их ношения и хранения (пункт 2 статьи 11 Закона Российской Федерации "О милиции").
- Останавливать на стационарных постах, контрольных постах милиции, контрольно-пропускных пунктах транспортные средства для проверки у водителей, в том числе с использованием автоматизированных баз данных, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации, и в установленных законодательством Российской Федерации случаях изымать их.
- Останавливать транспортные средства, водители которых нарушили правила дорожного движения.
- Запрещать эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения (пункт 23 статьи 11 Закона Российской Федерации "О милиции").
- Проводить в установленном законодательством Российской Федерации порядке освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, повлекших угрозу безопасности дорожного движения, для установления факта алкогольного или наркотического опьянения либо направлять или доставлять указанных лиц в медицинские учреждения, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении (пункт 19 статьи 11 Закона Российской Федерации "О милиции").
- Задерживать военнослужащих, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам (пункт 12 статьи 11 Закона Российской Федерации "О милиции").
- Входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках (пункт 18 статьи 11 Закона Российской Федерации "О милиции").
- Применять в установленном порядке оперативно-технические и специальные средства для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения, осуществления контроля за техническим состоянием транспортных средств, а также, в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях, оружие и специальные средства для принудительной остановки транспортных средств (подпункт М пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации).
- Осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, административное задержание и личный досмотр граждан, досмотр транспортных средств (подпункт Н пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации).
- Составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, принимать другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях (пункт 5 статьи 11 Закона Российской Федерации "О милиции").
- Ограничивать или временно запрещать движение транспортных средств и пешеходов на дорогах, а также не допускать граждан и транспортные средства на отдельные участки местности и объекты, обязывать их остаться там или покинуть эти участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан, проведения следственных и розыскных действий (пункт 22 статьи 11 Закона Российской Федерации "О милиции").
- Ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности (пункт 23 статьи 11 Закона Российской Федерации "О милиции").
- Запрещать эксплуатацию транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр, не имеющих укрепленных на установленных местах государственных регистрационных знаков, транспортных средств, в конструкцию которых внесены изменения без соответствующего разрешения, имеющих скрытые, подложные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки, равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения (подпункт Ж пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации).
- Пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими организациям, общественным объединениям и гражданам (пункт 29 статьи 11 Закона Российской Федерации "О милиции").
- Использовать транспортные средства организаций, общественных объединений или граждан, кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и автомобилей специального назначения, для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в органы внутренних дел, а также для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств, проезда к месту происшествия или сбора по тревоге, в не терпящих отлагательства случаях, с отстранением при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами (пункт 28 статьи 11 Закона Российской Федерации "О милиции").
- Применять и использовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке оружие, специальные средства и физическую силу (раздел IV Закона Российской Федерации "О милиции").
Сотрудники строевых подразделений обязаны знать и выполнять:
Требования нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих права и обязанности сотрудников милиции, вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также порядок прохождения службы в органах внутренних дел, в пределах, необходимых для выполнения служебных обязанностей.
Условия, пределы и порядок применения физической силы, специальных средств, применения и использования огнестрельного оружия.
Порядок пользования техническими средствами и средствами связи.
Приемы оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Порядок и тактику действий при возникновении чрезвычайных обстоятельств, кризисных и иных нештатных ситуаций.
Должностные инструкции командира отдельного строевого подразделения Дорожно-патрульной службы утверждаются начальником органа управления
Госавтоинспекции или подразделения Госавтоинспекции, в непосредственном подчинении которого находится строевое подразделение.
Должностные инструкции сотрудников полков, отдельных батальонов и рот ДПС утверждаются их командирами.
Должностные инструкции сотрудников отдельных взводов, а также отделений и групп ДПС утверждаются начальником подразделения Госавтоинспекции, в непосредственном подчинении которого они находятся.
Должностные инструкции разрабатываются для каждого сотрудника.
Примерные должностные инструкции инспектора Дорожно-патрульной службы
Инспектор (старший инспектор) Дорожно-патрульной службы назначается на должность и освобождается от должности приказом начальника (командира).
Инспектор (старший инспектор) Дорожно-патрульной службы находится в непосредственном подчинении (наименование должности командира строевого подразделения).
Инспектор (старший инспектор) Дорожно-патрульной службы руководствуется в своей работе Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О милиции», Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Положением о Госавтоинспекции, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России (МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации), положением о (наименование строевого подразделения) и настоящими должностными обязанностями Приказ МВД РФ от 8 июня 1999 г. N 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Инспектор (старший инспектор) Дорожно-патрульной службы обязан:
1. Знать и выполнять:
- требования Наставления по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, других нормативных правовых актов МВД России в части, касающейся инспекторского состава дорожно-патрульной службы;
- правила дорожного движения Российской Федерации; нормы законодательства Российской Федерации об ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения, порядок их применения;
- условия, пределы и порядок применения физической силы, специальных средств, применения и использования огнестрельного оружия;
- правила пользования техническими средствами и средствами связи;
- правила оказания первой помощи пострадавшим в ДТП;
- порядок действий при возникновении чрезвычайных обстоятельств, кризисных и иных нештатных ситуаций;
- уставные требования.
2. Выполнять в соответствии с поставленными при заступлении на службу задачами и поступающими в ходе несения службы указаниями действия и требования, предусмотренные нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Наставлением.
Инспектор (старший инспектор) Дорожно-патрульной службы пользуется правами сотрудников милиции, предусмотренными Законом Российской Федерации «О милиции» Статьи 10 и 11 Закона Российской Федерации «О милиции». , Положения о Госавтоинспекции, в пределах, необходимых для выполнения служебных обязанностей.
Сотрудники строевых подразделений при несении службы имеют право применять физическую силу, специальные средства, применять и использовать огнестрельное оружие в соответствии с Законом Российской Федерации «О милиции» Статьи 12-16 Закона Российской Федерации «О милиции»..
Инспектор (старший инспектор) Дорожно-патрульной службы несет в соответствии с законодательством Российской Федерации персональную ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных на него обязанностей, соблюдение законности, дисциплины, внутреннего распорядка, сохранность закрепленного служебного автотранспорта, табельного оружия, средств связи и технических средств, бланков строгой отчетности.
Инспектор (старший инспектор) Дорожно-патрульной службы выполняет поставленные перед ним задачи во взаимодействии с нарядами ДПС, несущими службу на соседних постах и маршрутах патрулирования на основе совместных планов, приказов, указаний и инструкций Приказ МВД РФ от 2 марта 2009г. №186дпс для служебного пользования «Наставление по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ».
Применительно к обеспечению личной безопасности сотрудников дорожно-патрульной службы в качестве объекта правового регулирования выступает взаимосвязанная совокупность общественных отношений, упорядочение которых нормами права обеспечивает благоприятные условия для обеспечения личной безопасности сотрудников дорожно-патрульной службы.
Предметом правового регулирования охватываются общественные отношения, в которые выступают сотрудники дорожно-патрульной службы, обеспечивая личную безопасность при выполнении возложенных на них задач.
Учитывая особенности и характер складывающихся отношений при решении задач дорожно-патрульной службы, под правовым регулированием обеспечения личной безопасности сотрудников дорожно-патрульной службы следует понимать осуществляемое при помощи правовых средств (правообеспечение и правоприменение) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения в целях защиты жизни, физического и психического здоровья названных субъектовА.Б. Котенев 72 Безопастность дорожного движения .
Использование сотрудниками дорожно-патрульной службы бронежилетов особенно актуально при выполнении ими такой задачи дорожно-патрульной службы, как предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения Гл. 3 Наставление по работе ДПС МВД России.
Обеспечение личной безопасности сотрудников дорожно-патрульной службы обуславливает необходимость совершения правовой основы проверки документов инспектором дорожно-патрульной службы у водителей и пассажиров транспортного средства путем внесения соответствующих изменений в правила дорожного движении.
Обеспечение личной безопасности сотрудников дорожно-патрульной службы от совершения наезда со стороны ТС, например, при нахождении в транспортном патоке, во время выполнения им регулировочно-распорядительных действий чрезвычайно сложно. Одной из мер личной безопасности, которая может использоваться сотрудником дорожно-патрульной службы для остановки ТС, является причинение этому ТС механических повреждений при помощи огнестрельного оружия. Для остановки необходимо закрепить право сотрудников милиции использовать огнестрельное оружие для остановки ТС путем его механического повреждения для защиты жизни и здоровья как граждан, так и самих сотрудников дорожно-патрульной службы.
В заключении необходимо отметить, что предлагаемые изменения личной безопасности сотрудников дорожно-патрульной службы, позволят, на мой взгляд, привести ее в соответствие с объективными задачами и условиями дорожно-патрульной службы, что будет объективно способствовать повышению уровня правовой защищенности сотрудников дорожно-патрульной службы в рассматриваемой области и, как следствие, приведет к снижению их профессионального риска.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Усиление ответственности водителей - важный элемент повышения безопасности движения. Принятые законодателями решения это убедительно подтвердили. Но постоянное увеличение штрафов и санкций, особенно водителям и пешеходам, не даст эффекта, если не анализировать условия, которые порождают правонарушения Кирьянов В. Не перечеркивать наработанное а последовательно наращивать усилия // Журнал Профессионал 2009 №5 с.10.
На сегодняшний день прибыли работодателями и водителями рассматриваются как главная цель в ущерб интересам пассажиров и их безопасности. Руководители органов власти на местах не препятствуют выходу на рынок недобросовестных перевозчиков. Остается несовершенной нормативная база.
В правилах перевозки пассажиров и багажа отсутствуют даже минимальные требования по безопасности пассажирских перевозок.
Еще хуже положение по грузовым перевозкам, за исключением междугородных, где какие либо регулирующие начала, кроме правил движения, на сегодня практически отсутствуют. За режимом труда и отдыха водителей никто не следит. Сегодня очень часто водители работают по 18-20 часов, поэтому и засыпают за рулем, последние дорожные происшествия свидетельствуют об этом. Большая часть школьных автобусов находится на балансе организаций, не контролирующих режим труда и отдыха водителей, медицинские проверки отсутствуют.
Дорожно-транспортная структура катастрофически отстаёт, темпы роста автопарка в три раза превышает темпы строительства новых дорог и инженерных сооружений. В результате заторы и пробки.
Следующий важный вопрос обеспечить техническую исправность машин на всех этапах жизненного пути. Регистрация и гостехосмотр - фактически единственный инструмент государства, побуждающий владельцев поддерживать автомобили в исправном состоянии, так как система техобслуживания и ремонта должным образом не организована.
Крайне тяжко идет процесс изменения общественного сознания по проблеме безопасности дорожного движения. Граждане зачастую не понимают сути реформ в этой сфере. Много мнимых правозащитников, ложных информаторов, часто просто очернительных публикаций и передач.
В связи с этим первостепенной задачей является обеспечение информационно-пропагандистского сопровождения предпринимаемых государством сегодня мер. В информационной работе важно налаживание непосредственного диалога с населением.
В деятельности по надзору за соблюдением правил дорожного движения основным направлением является внедрение средств автоматической фиксации нарушений, правил дорожного движения. Первые примеры в ряде субъектов показывают, что создание системы автоматического контроля, кроме положительного влияния на состояние аварийности, оправдано еще и экономически.
Стало значительно больше уделяться внимания именно спасению жизни, так дорожное происшествия, к сожалению, - неизбежные издержки автомобилизации. И во всех стандартах решается основная задача - спасти жизнь человека, максимально уменьшить тяжесть последствий.
Серьезные мероприятия проведены по линии Минздравсоцразвитие, МЧС, Минобрнауки, Минстранса.
Слабые стороны и еще нерешенные проблемы формируемой в современных условиях системы управления безопасности дорожного движения в стране. Сейчас важно не перечеркивать наработанное за последние несколько лет, а последовательно наращивать усилия, и мировой опыт также подтверждает это.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993года
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года (в ред. Федеральных законов, с изм., внесенными Федеральным законом от 21.07.2005 N 113-ФЗ).
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 мая, 24, 25 июля, 2, 28 декабря 2002г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003г., 22 апреля, 29 июня, 2, 28 декабря 2006г., 12, 26 апреля 2007г.)
4. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа, 30 декабря 2001 г., 25 апреля, 30 июня, 25 июля 2002 г.)
5. Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"Статья 13
6. Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". Статья 12
7. Федерального закона от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" Статья 16
8. Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Статья 29
9. Приложения к Федеральному закону от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" Статья 24
10. Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" Статья 42Постановление Правительства Саратовской области от 31.07.2009г.
№340-П «О долгосрочной областной целевой программе «Повышения безопасности дорожного движения в Саратовской области на 2010-2012г»
11. Приказ МВД РФ от 20 апреля 1999 г. N 297 «Об утверждении наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Приказов МВД РФ от 21.06.1999 N 453, от 10.09.2001 N 800, от 19.03.2004 N 187, от 28.03.2005 N 209).
12. Приказ МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185 "Об утверждении Административного регламента МВД Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения" (Вступает в силу: 1 сентября 2009 г. Приложение к приказу МВД РФ от 02.03.2009г. № 185)
13. Приказ МВД РФ от 31 декабря 2009г. N 1023 г.Москва Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 января 2010г. «Регистрационный номер №16074 "О внесении изменений в Административного регламента МВД Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 2 марта 2009г. №185»
14. Приказ МВД РФ от 8 июня 1999 г. N 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Приказа МВД РФ от 07.07.2003 N 525).
15. Приказ МВД РФ от 7 декабря 2000 г. N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору".
16. Приказ МВД РФ от 27 января 2003 г. N 59 «О регистрации транспортных средств» (в ред. Приказов МВД РФ от 22.12.2003 N 1014, от 19.01.2005 N 26, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N ГКПИ 2003-635).
17. Приказ Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения».
18. Приказ МВД РФ от 28 марта 2005 г. N 209 «О внесении изменений в приказ МВД России от 20 апреля 1999 г. N 297».
19. Приказ МВД РФ от 2 марта 2009г. №186дпс для служебного пользования «Наставление по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения
МВД РФ» (Для служебного пользования Приложение к приказу МВД России от 02.03.2009 №186дсп)
20. Постановление правительства Саратовской области от 31.07.2009 N340-П «О долгосрочной целевой программе «Повышения безопастности дорожного движения в Саратовской области на 2010-2012годы»
22. Безопасность дорожного движения: Сборник научных трудов, выпуск 8.- М.: НИЦ БДД МВД России, 2007. - 136с.
23. Предупреждение дорожно-транспортного травматизма: Обзорная информация. Выпуск 18.- М.: НИЦ БДД МВД России, 2006.-68с.
24. Надзор полиции за соблюдением правил дорожного движения: Обзорная информация. Выпуск 14.- М.: НИЦ БДД МВД России, 2002.-44с.
25. Инспектор и водитель - М.: ООО «Книжное издательство За рулем» 2008.- 96с.
26. Фельде Ю.В. ГИБДД МВД России- служба государственная // Вестник МВД России: сборник науч. статей.-М.: Главное организационно-инспекторское управление МВД России, 2002.-№3 С. 35-42
27. Дорожно-патрульная служба ГИБДД: учебное пособие.- М.: ЦОКР МВД России, 2008.- 334с.
28. Административное право: Часть вторая. Учебник. - М.:ЦОКР МВД России, 2005.-280с.
29. Сальников В.П. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник, М.:ЦЩКР МВД России, 2005. - 163с.
30. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая. Часть особенная. Учебник. М.: МЮИ МВД России, 2002.
31. Лукьянов В.В. Безопасность дорожного движения. - М.: Транспорт, 2003.
32. Нургалиев Р. Жизнь без страха //Право от 09.10.2009г. №168
33. Перечень изменений, которые вносят в Административного регламента МВД Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 2 марта 2009г. №185 от Нургалтева. //Российская газета от 5 февраля 2010года № 24
34. Бахрах Д.Н. Административное право. -М 2003.
35. Кирьянов В. Не перечеркивать наработанное а последовательно наращивать усилия // Журнал Профессионал 2009 №5 с.10
36. Буряк Р. "Кодекс чести" дорожных инспекторов //Журнал Право и власть 2009г. №9 с. 22
37. Управление ГИБДД ГУВД по Саратовской области анализ состояния аварийности на территории Саратовской области за период 12 месяцев (01.01.2009 г. по 31.12.2009 г.) Саратов 2009г.