Рефераты

Досудебное производство в уголовном процессе

p align="left">В соответствии с УПК РСФСР 1922 года и УПК РСФСР 1923 года «возбуждение производства по уголовному делу» рассматривалось как начальный этап предварительного расследования. Только с принятием УПК РСФСР 1960 года продолжавшаяся не один десяток лет в теории уголовного процесса дискуссия о самостоятельном характере этой стадии по отношению к предварительному расследованию утратила актуальность. Тем не менее до сих пор некоторые исследователи проблем возбуждения уголовного дела уделяют значительное внимание доказыванию этого ставшего аксиомой положения.

С момента поступления в органы, уполномоченные возбуждать уголовное дело, сообщения о преступлении (т.е. с момента появления повода для возбуждения уголовного дела) возникает уголовно-процессуальная обязанность выполнить действия, составляющие в своей совокупности деятельность по разрешению вопроса о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом.

В связи с этим нельзя согласиться с Б.Т. Безлепкиным, считающим, что стадия возбуждения уголовного дела начинается с момента официальной фиксации органом дознания, следователем, прокурором, судьей или судом поступления носителя первичной информации о преступлении, например, регистрации в милиции заявления потерпевшего от преступления. При подобном понимании за рамками процессуальной деятельности остается прием заявления о преступлении (где чаще всего и нарушаются права и законные интересы граждан), что не согласуется с ч.1 ст. 144 УПК РФ, указывающей на соответствующую обязанность органов и должностных лиц.

Различные подходы к определению начального момента стадии возбуждения уголовного дела подчеркивают важность предписания п.9 ст.5 УПК РФ, разрешающей споры по данному поводу. Согласно этой норме, обозначающей понятие досудебного производства, уголовное судопроизводство начинается с момента получения сообщения о преступлении.

Непременным условием принятия законного и обоснованного решения является строгая регламентация уголовно-процессуальным законом деятельности всех лиц, участвующих на данной стадии. Хотя на этом этапе, как правило, не могут проводиться следственные действия, это не исключает наличия процессуальной формы деятельности по рассмотрению сообщений о преступлении. Процессуальные действия не сводятся к следственным, к числу таких процессуальных действий относится, в частности, истребование необходимых материалов, с помощью которых может проводиться проверка сообщений о преступлениях.

В соответствии с ч.1 ст. 144 УПК РФ, озаглавленной «Порядок рассмотрения сообщений о преступлении», дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и принять по нему решение. Из текста статьи очевидно, что процессуальная деятельность, осуществляемая в рамках стадии возбуждения уголовного дела в связи с поступившим в орган дознания, к следователю сообщением о преступлении, именуется «рассмотрение сообщений о преступлении».

Рассмотрение сообщений о преступлении есть уголовно-процессуальная деятельность, заключающаяся в системе процессуальных действий и решений по принятию сообщения о преступлении, его проверке и разрешению по существу, которая и составляет содержание стадии возбуждения уголовного дела.

В литературе высказана точка зрения о том, что рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях - это относительно самостоятельная часть уголовного процесса; включение этой деятельности в стадию возбуждения уголовного дела является искусственным. Очевидно, данное суждение не соответствует предписаниям ст. 144 УПК РФ (впрочем, как и ранее действовавшей нормы -ст. 109 УПК РСФСР 1960 года).

Таким образом, в понятие «рассмотрение сообщения о преступлении» не обходимо включать следующие элементы: прием и регистрацию сообщения о преступлении; его проверку; принятие процессуального решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела.

Похожее содержание стадии возбуждения уголовного дела предлагает В.Н. Григорьев.

Однако автор акцентирует внимание на более частных элементах содержания, некоторые из которых целесообразно объединить.

Расследование именуется предварительным не потому, что имеет второстепенное значение в уголовном процессе, а потому, что именно здесь создаются необходимые предпосылки для успешного решения дела по существу. Расследование называется предварительным и по той причине, это оно приводит к предварительным выводам и предшествует разбирательству в суде уголовных дел. Суд, рассматривая дело в судебном заседании, не связан выводами органов предварительного расследования. В стадии судебного разбирательства осуществляется собственное, то есть судебное исследование доказательств - судебное следствие. Однако предварительное расследование не теряет от этого своего важного назначения в уголовном процессе. Оно должно быть произведено так, чтобы у суда были все возможности правильно разрешить уголовное дело, вынести законный, обоснованный и справедливый приговор.

Как и возбуждение уголовного дела, предварительное расследование включает в себя сложный многообразный комплекс процессуальных действий и решений. Закон не устанавливает их строгой последовательности, как это сделано применительно к судебному разбирательству: следователю, органу дознания и дознавателю предоставлено право в зависимости от конкретных обстоятельств определять самостоятельно (за исключением случаев, когда необходима санкция прокурора или разрешение суда) очередность производства следственных и иных процессуальных действий и принятия решений.

Это не означает хаотичности в осуществлении досудебного производства. Устанавливая общие условия производства предварительного следствия, а также требования обоснованности решений, УПК РФ все же указывает последовательность ряда неизменных действий и решений по любому делу, выполнение которых и обуславливает развитие производства и установление истины.

Несмотря на законодательную регламентацию, конкретный перечень процессуальных действий, входящих в содержание стадии предварительного расследования, составляет предмет научной дискуссии. По каждому уголовному делу в рамках данной стадии (с учетом особенностей, установленных при производстве дознания) обязательными, ключевыми являются: принятие дела к своему производству; привлечение лица в качестве обвиняемого и допрос обвиняемого; принятие итогового процессуального решения. Именно этот перечень следует рассматривать как основу разделения на этапы (периоды, части) данной стадии уголовного судопроизводства.

Таким образом, структуру предварительного расследования составляют три этапа: 1) от возбуждения уголовного дела до привлечения лица в качестве обвиняемого; 2) от привлечения лица в качестве обвиняемого до принятия решения о прекращении собирания доказательств; 3) окончание предварительного расследования. На каждом из указанных этапов решаются относительно самостоятельные задачи; решение таких задач служит непременным условием перехода производства в следующий этап.

Процедура уголовно-процессуальной деятельности различается в зависимости от того, признаки какого преступления обнаружены. Поэтому согласно ч.1 ст. 150 УПК РФ предусмотрено две формы предварительного расследования: предварительное следствие либо дознание. Проблема соотношения предварительного следствия и дознания всегда была осложнена неоднозначностью термина дознание, под которым понимается: только установление признаков преступления; производство неотложных следственных действий по закреплению следов преступления по возбужденному уголовному делу; расследование преступления в полном объеме, произведенное должностным лицом органа дознания; сочетание перечисленных видов деятельности.

Согласно п.8 ст.5 УПК РФ дознание - это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Дознание производится в порядке, установленном главами 22 и 24-29 УПК РФ с изъятиями, предусмотренными главой 32 УПК РФ (ч. 1 ст.223 УПК РФ). Исходя из указанной нормы, очевидно, что закон не только не внес ясности в вопрос о соотношении дознания и предварительного следствия, но и создал новые проблемы.

Дознание, соединившее в себе черты протокольной формы досудебной подготовки материалов и дознания в полном объеме, по существу представляет собой предварительное следствие, однако, осуществляемое в отношении конкретного лица в более короткие сроки, без предъявления обвинения и составления обвинительного заключения. Вследствие этого реализация требований закона на практике сопряжена со значительными трудностями.

Подследственность органов дознания по УПК РФ значительно расширена за счет дополнительного отнесения 37 составов (что составляет 200-250 тыс. очевидных преступлений небольшой и средней тяжести); возможности проведение дознания по письменному указанию прокурора по иным преступлениям небольшой и средней тяжести, не перечисленным в п.1 ч.3 ст. 150 УПК РФ, и по преступлениям, совершенным несовершеннолетними.

Прежде всего, возникает проблема производства дознания по преступлениям, совершенным в условиях неочевидности. Согласно ч.2 ст.223 УПК РФ уголовные дела о преступлениях, предусмотренных в ч.З ст. 150 УПК РФ, возбуждаются только в отношении конкретных лиц. Возникает вопрос: каким должен быть порядок возбуждения и расследования дел о таких преступлениях, по которым лица, их совершившие, не установлены. Закон ответа на этот вопрос не дает.

Изучение практики также показывает отсутствие единообразия в данном вопросе. В результате нашего дипломного исследования можно выявить следующие сложившиеся процедуры: а) уголовное дело возбуждает и расследует следователь (2,3% изученных уголовных дел); б) уголовное дело возбуждает дознаватель; прокурор, давая согласие на возбуждение уголовного дела, направляет его по подследственности следователю (11,4%); в) уголовное дело возбуждает дознаватель; прокурор, давая согласие на возбуждение уголовного дела, направляет дело по подследственности в дознание, после чего дознаватель либо без проведения следственных действий передает дело следователю (18,1%), либо в течение 10 суток проводит неотложные следственные действия и передает дело следователю (38,4%), либо в течение 15 суток проводит дознание и передает дело следователю (29,8%).

Проблемы связаны и с производством дознания по очевидным преступлениям. Установленный 15-суточный срок дознания во многих случаях недостаточен для окончания расследования, поскольку оно проводится по широкому кругу преступлений средней тяжести, многие из которых являются достаточно сложными в доказывании. Продление прокурором данного нереального срока по многим делам превращается в пустую формальность.

Однако даже в отведенный законом 25-суточный срок окончание дознания проблематично. К причинам объективного характера следует отнести длительность проведения судебно-медицинской, психиатрической, наркологической экспертиз, технического исследования документов (в среднем 15 суток), а также получения справок о судимости по форме 133 (25-30 дней). По данным Управления по организации дознания милиции общественной безопасности ГУВД г.Москвы, срок представления заключения экспертными учреждениями ГУВД г.Москвы, которые вследствие ограниченных процессуальных сроков дознания в первую очередь проводят экспертизы по таким делам, составляет 10-15 суток; учреждения Департамента здравоохранения г.Москвы представляют заключения экспертов в срок 30 и более суток. Надо учитывать, что при назначении судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз требуется предварительный сбор документов из медицинских учреждений, в которых лицо находилось на лечении, а по наркологической и психиатрической экспертизам - представление характеризующих личность материалов, включая протоколы допросов родственников.

К причинам субъективного характера относится непроведение дознавателями в положенный срок необходимых следственных действий: по данным Следственного комитета при МВД России, за июль - ноябрь 2008 года следователям из дознания передано 11244 таких дела (29,4 % от переданных по подследственности). Так, в Свердловской области Кушвинским отделом дознания по истечении 25-дневного срока передано в СО уголовное дело, возбужденное 5 июля 2008 года по признакам преступления, предусмотренного ст.119 УК РФ, в отношении Черкасова. По делу не выполнено ни одного следственного действия.

Характерен и другой пример. 25 июля 2008 года в СО при Сегежском ГОВД Республики Карелия из прокуратуры поступило уголовное дело, возбужденное органом дознания 16 мая 2008 года по признакам преступления, предусмотренного ст.119 УК РФ. По данному делу дознавателем расследование фактически не проводилось, срок дознания неоднократно продлевался для проведения следственных действий, но они в полном объеме не выполнялись. 10 июля 2008 года дознаватель в очередной раз обратился в прокуратуру с ходатайством о продлении срока дознания до 26 июля 2008 года, после чего 23 июля, не выполнив ни одного следственного действия, направил дело по подследственности.

Таким образом, за период действия УПК РФ значительно увеличилось количество уголовных дел, переданных органами дознания следователям: в г.Москве в июле 2008 года число таких дел составило 94,2 %, а в августе-ноябре - 46,4 %; при этом 28 % всех переданных по подследственности - уголовные дела об очевидных преступлениях, по которым дознание не удалось окончить в срок. Указанные негативные тенденции привели к уменьшению в 2,4 раза (с 112957 до 47325) количества уголовных дел, направленных дознавателями в суд.

Установленной УПК РФ процедурой дознания ущемляются и права участников уголовного судопроизводства. Поскольку роль постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого выполняет обвинительный акт, отсутствие требования разъяснения сущности обвинения, содержащегося в этом документе, существенно нарушает право на защиту. Привлечение лица к уголовной ответственности без предъявления обвинения может отрицательно отразиться на полноте и объективности установления обстоятельств преступления.

Исходя из этого, представляется необходимым внести в ст.223 УПК РФ изменения, согласно которым, дознание, во-первых, осуществляется не только по очевидным, а по всем преступлениям, указанным в ч.З ст. 150 УПК РФ; во-вторых, проводится в том же порядке, что и предварительное следствие, однако, в более короткий срок - в течение одного месяца с возможностью его продления прокурором, но не более, чем на один месяц.

В соответствии с законом на органы дознания возложено также производство неотложных следственных действий (ч.1 ст. 157 УПК РФ). Однако, эти полномочия органа дознания не входят в понятие дознания, впрочем, как и в понятие предварительного следствия, и отнесены к общим условиям предварительного расследования. Возникает вопрос: о какой же форме расследования следует утверждать при производстве неотложных следственных действий, в каком порядке должно быть возбуждено уголовное дело?

Надо сказать, что словарь русского языка определяет «дознание» как «предварительное административное расследование». Действительно, дознание возникло именно как административная деятельность полиции на первоначальном этапе досудебного производства, которая осуществлялась не по процессуальным правилам, обязательным только для производства предварительного следствия. Процессуалистами всегда признавалась неразрывная связь дознания с розыском, в том числе и негласным. Русский дореволюционный уголовный процесс исходил из различия органов, осуществляющих расследование: органы дознания рассматривались как несудебные, органы предварительного следствия - как представители судебного ведомства. Смысл отделения дознания от предварительного следствия заключался в том, что дознание есть только «обнаружение преступного характера происшествия, полагая, что дальнейшие действия по разыскиванию и изобличению преступника должны принадлежать следователю».

УПК РСФСР 1922 года придал дознанию процессуальный характер. Акты органов дознания приобрели юридическую силу доказательств наравне с актами органов предварительного следствия, а режим производства дознания был приближен к режиму производства предварительного следствия. Однако вплоть до принятия УПК РСФСР 1960 года понятия «дознание» и «следствие» практически не разграничивались, что привело к тому, что органы дознания расследовали абсолютное большинство преступлений.

По мнению автора, наиболее оптимальным, испытанным в течение многих лет является построение предварительного расследования по УПК РСФСР 1960 года. Многие противоречия, возникшие с принятием УПК РФ в правовом регулировании дознания и производства неотложных следственных действий - особой разновидности досудебного производства, удалось бы разрешить, если вернуться к формам расследования: предварительному следствию и дознанию, где дознание возможно в виде неотложных следственных действий и в виде полного расследования преступлений.

Дознание первого вида должно представлять собой первоначальный этап расследования преступлений, осуществляемый названными в законе органами дознания, задачами которого являются закрепление доказательств и установление лица, совершившего преступление. Органы дознания, в отличие от следователей, наделены правом осуществлять не только процессуальную, но и оперативно-розыскную деятельность, что дает им неоспоримое преимущество в раскрытии преступления и закреплении доказательств, полученных на первоначальном этапе расследования. Необходимо установить, при наличии каких обстоятельств должно быть произведено указанное дознание: это - необходимость производства неотложных следственных действий, когда лицо, совершившее преступление, известно, но следователь по тем или иным причинам не может немедленно начать расследование, либо необходимость установления лица, совершившего преступление. В связи с этим следует поддержать позицию законодателя о снятии ограничений с перечня неотложных следственных действий, поскольку неотложным, исходя из конкретной ситуации, может оказаться любое из них (за исключением допроса обвиняемого).

Дознание второго вида (т.е. в полном объеме) целесообразно только по преступлениям небольшой и средней тяжести, в т.ч. и в случаях неизвестности лица, совершившего преступление, и должно проводиться в процессуальном порядке, общем и для предварительного следствия, и для дознания, однако, в более короткий срок - в течение одного месяца.

Сказанное позволяет прийти к следующим выводам:

1. Значение уголовно-процессуальной деятельности на стадии возбуждения уголовного дела определяется самостоятельностью этой стадии по отношению к предварительному расследованию, а также обязательностью по каждому уголовному делу. Она служит правовым основанием для всех процессуальных действий и решений при расследовании и разрешении уголовного, дела, поэтому ее ликвидация представляется нецелесообразной.

2. Рассмотрение сообщения о преступлении (содержание стадии возбуждения уголовного дела) есть уголовно-процессуальная деятельность дознавателя, органа дознания, следователя и прокурора, состоящая в системе процессуальных действий и решений по приему и регистрации сообщения о преступлении, его проверке и разрешению в целях выявления наличия или отсутствия уголовно-правовых и процессуальных предпосылок, необходимых для начала процессуальной деятельности по уголовному делу.

3. Уголовно-процессуальная деятельность на стадии предварительного расследования представляет собой систему процессуальных действий и решений, осуществляемых на этапах: от возбуждения уголовного дела до привлечения лица в качестве обвиняемого; от привлечения лица в качестве обвиняемого до принятия решения о прекращении собирания доказательств; окончания предварительного расследования, в целях установления обстоятельств преступления и лиц, виновных в его совершении.

4. Уголовно-процессуальная деятельность в существенной мере различается в зависимости от формы расследования. В числе предложений по совершенствованию форм предварительного расследования следует указать:

4.1. Производство неотложных следственных действий, установленное в УПК РФ как часть досудебного производства, не относящаяся к дознанию и предварительному следствию, представляет один из видов дознания. Дознание этого вида должно представлять собой первоначальный этап расследования преступлений, задачами которого являются закрепление доказательств и установление лица, совершившего преступление. При этом закон не должен ограничивать перечень неотложных следственных действий.

4.2. Дознание второго вида (в полном объеме) следует осуществлять не только по преступлениям, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, но и по всем преступлениям, отнесенным к компетенции органов дознания.

4.3. Срок такого дознания целесообразно увеличить до одного месяца с возможностью продления прокурором на один месяц.

4.4. Привлечение лица в качестве обвиняемого в ходе дознания, проводимому в полном объеме, должно осуществляться по правилам, установленным для предварительного следствия.

Глава 2. Процессуальные и организационные основы деятельности предварительного следствия и дознания по раскрытию и расследованию преступлений

§ 1. Практические аспекты и условия проведения предварительного следствия и дознания

Следующая за возбуждением уголовного дела стадия в российском уголовном судопроизводстве называется предварительным расследованием. Уголовно-процессуальная деятельность на этой стадии подчинена решению следующих задач: путем производства следственных действий по собиранию доказательств раскрыть преступление; объективно установить фактические обстоятельства дела, сформулировать и обосновать обвинение, обеспечив надлежащие условия защиты от него; создать предпосылки для привлечения виновного к уголовной ответственности; обеспечить возмещение причиненного преступлением ущерба, а также выяснить условия, способствовавшие совершению преступления, приняв меры по их устранению; подготовить материалы уголовного дела к судебному разбирательству. При наличии предусмотренных законом оснований эта деятельность может закончиться и прекращением уголовного дела с реабилитацией невиновного. Предварительным такое расследование называется потому, что оно ведется до суда и для суда. Однако, являясь предварительным, расследование не теряет от этого своего важного значения. Это отнюдь не означает, что орган расследования по результатам своей работы по уголовному делу может ограничиться приблизительными, недостоверными, мнимыми выводами. Предварительное расследование должно быть таким, чтобы у суда были все возможности правильно разрешить уголовное дело, вынести законный, обоснованный, мотивированный и справедливый приговор.

Стадию предварительного расследования в обязательном порядке проходят почти все уголовные дела (исключение составляют дела частного обвинения). Как и любая другая, названная стадия уголовного судопроизводства имеет не только свои собственные задачи, но и свое специфическое содержание, свое начало и окончание, особый круг участников уголовно-процессуальной деятельности и завершается особым уголовно-процессуальным документом. Она начинается с момента возбуждения и принятия уголовного дела к производству конкретным органом расследования, а заканчивается, когда установлены основания для составления обвинительного заключения или обвинительного акта либо постановления о прекращении уголовного дела. Ее основное содержание заключается в собирании, проверке и оценке доказательств, иначе говоря, в уголовно-процессуальном доказывании, составляющем стержень любого уголовного дела. Доказывание по уголовному делу связано с применением мер процессуального принуждения. Для стадии предварительного расследования характерны задержания, аресты, обыски и выемки, наложение ареста на имущество и другие меры государственного принуждения, применяемые в целях достижения задач, стоящих перед этой стадией и перед уголовным процессом в целом. Здесь предельно широк круг участников уголовно-процессуальных отношений. Именно на стадии предварительного расследования появляются центральные фигуры - подозреваемый и обвиняемый, вокруг которых концентрируется главная обвинительная версия, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, свидетели, эксперты и другие участники, как имеющие в деле собственный интерес, так и не имеющие такового. Предварительное расследование имеет важное юридическое значение: результаты уголовно-процессуальной деятельности на этой стадии являются необходимыми условиями осуществления правосудия по конкретному уголовному делу и реализации установленной законом уголовной ответственности или же реабилитации невиновного. Предварительное расследование как важнейшая стадия уголовного судопроизводства имеет существенное значение для воспитания гражданского правосознания. Ее успешное завершение, будь то раскрытие преступления, привлечение виновных к законной ответственности и направление уголовного дела в суд или же прекращение дела с реабилитацией невиновного, убеждают общество в неотвратимости ответственности за совершенное преступление и в объективности досудебного производства. И наоборот, бессилие предварительного следствия, его неспособность справиться с поставленными задачами, длительное и бесплодное производство с содержанием обвиняемого под стражей порождает ощущение, что такое следствие ведется не для суда, а само по себе и ради того, чтобы сломать человека внесудебной репрессией.

Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания. Основной из двух названных форм является предварительное следствие, главным признаком которого является то обстоятельство, что оно производится процессуально самостоятельным должностным лицом - следователем. Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, исчерпывающий перечень которых приводится в пункте 1 части третьей статьи 150 УПК. Прокурору предоставлено право ограничиться дознанием и по другим делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, не передавая дело следователю. Такое решение прокурора должно носить письменный характер. Оно представляет собой препроводительное письмо соответствующему органу дознания, которому направляется уголовное дело. Указание прокурора о производстве дознания (вместо предварительного следствия) обязательно для органа дознания (в подавляющем большинстве случаев имеется в виду милиция). И наоборот, по письменному указанию прокурора уголовные дела, которые относятся к подследственности органов дознания, могут быть переданы для производства предварительного следствия (часть четвертая статьи 150 УПК). При принятии решения по указанным вопросам прокурор исходит из объема и сложности предстоящей работы по уголовному делу и времени, необходимого для ее выполнения, а также из презумпции, что следователь является более квалифицированным работником, нежели дознаватель.

Дознание по уголовным делам производится в общем порядке, установленном УПК для предварительного следствия со следующими особенностями:

1) Дознание производится по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести (их перечень содержится в части третьей статьи 150 УПК), возбуждаемым в отношении конкретного лица (часть вторая статьи 223 УПК), иначе говоря, в случаях, когда для раскрытия преступления и ответа на главный вопрос - кто его совершил, не требуется значительных усилий, потому что определенные указания на это лицо уже имеется в первичных материалах, на основании которых возбуждено уголовное дело.

2) Его сроки значительно короче (сроки предварительного следствия и дознания рассматриваются позднее, но в рамках этой же темы).

3) По результатам дознания составляется не обвинительное заключение, а обвинительный акт (статья 225 УПК), который не только имеет значение итогового документа, но и представляет собой аналог постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого.

4) Дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью, нежели следователь; все указания прокурора и начальника органа дознания для него обязательны (часть четвертая статьи 41 УПК).

Производство предварительного расследования как в форме следствия, так и в форме дознания подчиняется совокупности общих «сквозных» правил-требований, закрепленных в УПК, которые призваны обеспечить единообразие досудебной уголовно-процессуальной процедуры и достижение задач, стоящих перед стадией предварительного расследования. Их принято называть общими условиями предварительного расследования (глава 21 УПК так и называется).

Под подследственностью понимается совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от которых расследование данного преступления относится к компетенции того или иного органа предварительного следствия либо дознания. Действующий уголовно-процессуальный закон (статья 151 УПК) дает основания для выделения следующих признаков подследственности: предметный (родовой); альтернативный (смешанный); персональный и территориальный.

Предметный признак выражается в том, что подследственность уголовного дела определяется в зависимости от состава расследуемого преступления, иначе говоря, от его квалификации по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса.

Другой признак, по которому определяется подследственность следователей прокуратуры, называется персональным. Он выражается в том, что в ряде случаев в законе закреплена специфика субъекта преступления.

Предметным признаком всецело определяется подследственность следователей органов Федеральной службы безопасности (часть вторая статьи 151 УПК). Они расследуют уголовные дела о некоторых преступлениях в сфере экономики, о некоторых преступлениях против общественной безопасности и терроризме (статья 205 УК), о большинстве преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, среди которых - государственная измена, шпионаж и др. (статьи 275-281, 283 и 284 УК); о некоторых преступлениях против порядка управления, связанных с нарушениями режима Государственной границы Российской Федерации (статьи 322 и 323 УК), а также против мира и безопасности человечества (статьи 353-355 и 359 УК).

Согласно части третьей статьи 151 УПК, подавляющее большинство уголовных дел о преступлениях, подобранных также по предметному признаку, то есть по составу преступления, относятся к подследственности следователей самого многочисленного следственного аппарата - органов внутренних дел. Это прежде всего наиболее распространенные преступления против здоровья, против собственности, преступления, совершенные в сфере экономики, налоговые преступления, преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, ряд преступлений против общественной безопасности, общественного порядка и порядка управления.

По общему правилу предварительное расследование должно производиться по месту совершения преступления. Данное правило в равной мере касается как предварительного следствия, так и дознания. Если же данное преступление, которое представляет собой длящееся или продолжаемое деяние, было начато на одной территории, а закончено на другой и в силу данного обстоятельства относится к юрисдикции сразу нескольких органов расследования, оно должно расследоваться по месту окончания. Так, например, если угон воздушного судна и захват заложников совершены на севере страны, а преступники обезврежены и задержаны в результате спецоперации уже в южном городе, уголовное дело должно быть возбуждено по месту пресечения преступления, что, конечно, не исключает права центральных органов следствия, например Главного следственного управления Генеральной прокуратуры России, принять дело к своему производству. В случае, когда преступная деятельность образуется из нескольких самостоятельных преступлений, совершенных в различных регионах страны, уголовное дело по решению соответствующего прокурора подлежит расследованию по месту, в котором было совершено большинство преступлений или же наиболее тяжкое из них.

Следующее исключение из общего правила выражается в том, что предварительное расследование по уголовному делу в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков производится не по месту совершения преступления, а по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей. Решение по этому поводу принимается также прокурором. Установив, что уголовное дело ему не подследственно, следователь или дознаватель обязан произвести все неотложные следственные действия и лишь после этого предоставить дело прокурору для направления его по подследственности.

Согласно части первой статьи 152 УПК, в случае необходимости в производстве следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответственно следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее 10 суток. Другим место может быть любой район любой области, края или республики в составе Российской Федерации. Словом, на территории России любой следователь вправе лично выполнить любое следственное действие по уголовному делу, находящемуся в его производстве, или поручить его производство соответствующему следственному подразделению того ведомства, в котором он служит, а также поручить производство розыскных действий тому органу дознания, к компетенции которого эти действия относятся.

Сказанное относится и к действиям, сопряженным с применением уголовно-процессуального принуждения, затрагивающего права и законные интересы граждан, в том числе и конституционные права (в частности, к обыску, выемке, в том числе к выемке почтово-телеграфных отправлений, а также к задержанию и аресту). В подобных случаях следователь, прибывший в командировку для производства следственных действий, уведомляет в общих чертах местного прокурора о цели своего прибытия и о характере предстоящей деятельности. Это правило, не предусмотренное непосредственно в УПК, оправдано во всех отношениях, в том числе и в нравственном. Местный прокурор должен быть в курсе подобных событий в регионе, на который распространяется его юрисдикция, на случай жалоб со стороны граждан. Особое значение соблюдение данного неписаного правила имеет в тех случаях, когда следственные действия производятся на территории другого субъекта Российской Федерации, например республики, входящей в ее состав.

Ситуация, когда преступление многоэпизодно, совершено многочисленной группой соучастников (организованной группой) и его география охватывает несколько регионов Российской Федерации, причем находящихся на значительном расстоянии друг от друга, подчиняется действию общего правила, согласно которому расследование должно производиться там, где было обнаружено преступление, в нашем случае - там, где обнаружен один из его эпизодов. Таковы уголовные дела о крупных экономических преступлениях, когда преступная группа орудует с использованием экономических связей, сложившихся между хозяйствующими субъектами, находящимися в самых различных регионах Российской Федерации, дела о преступлениях, совершенных «гастролером», непрерывно перемещавшимся по стране, и т. п. Очевидно, что районному следователю производство такого уголовного дела далеко не всегда под силу и что его следовало бы передать в производство опытному следователю (старшему следователю, следователю по особо важным делам) областного, краевого, республиканского звена следственного аппарата соответствующего ведомства или даже центрального следственного аппарата (например. Следственного комитета при МВД России). Подобные вопросы решаются исключительно в ведомственном порядке, для их решения на основе уголовно-процессуальных правоотношений законных оснований не имеется. Это означает, что районный следователь в принципе может расследовать уголовное дело и районного, и областного (краевого, республиканского), и даже общероссийского масштаба.

Согласно статье 153 УПК, в одном производстве могут быть соединены уголовные дела в отношении:

нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии;

одного лица, совершившего несколько преступлений;

лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам.

Соединение уголовных дел допускается также в случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц. В последнем случае соединяются уголовные дела о нераскрытых преступлениях, производство расследования по которым может быть приостановлено или даже уже приостановлено. Такое соединение позволяет сосредоточить в одних руках всю работу по раскрытию преступлений, которые, судя по «почерку», совершены одним неустановленным лицом.

Соединение уголовных дел при наличии указанных законных оснований, перечень которых является исчерпывающим, не является обязательным для всех без исключения случаев. На стадии предварительного расследования вопрос о соединении уголовных дел решается исходя из конкретных обстоятельств, определяющих целесообразность соединенного производства с точки зрения всесторонности и объективности установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. Об этом свидетельствуют формулировки, которыми пользуется законодатель: «могут быть» (соединены); допускается (соединение). При отсутствии такой целесообразности уголовные дела могут расследоваться и рассматриваться в суде обособленно.

Соединение уголовных дел производится на основании постановления прокурора, перед которым дознаватель и следователь, считая необходимым такое соединение, обязаны возбудить соответствующее ходатайство. При соединении уголовных дел срок производства по ним определяется по уголовному делу, имеющему наиболее длительный срок предварительного расследования. При этом срок производства по остальным уголовным делам поглощается наиболее длительным сроком и дополнительно не учитывается.

Дознаватель, следователь или прокурор вправе выделить из уголовного дела в отдельное производство другое уголовное дело по следующим основаниям:

лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого не установлено (преступление не раскрыто);

в отношении отдельных подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам о преступлениях, совершенных в соучастии, в случаях, когда подозреваемый или обвиняемый скрылся или по другим причинам место его нахождения не установлено, когда место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в деле отсутствует, а также когда подозреваемый или обвиняемый тяжело заболел, иначе говоря, когда существуют основания для приостановления предварительного следствия (пункты 2-4 части первой статьи 208 УПК), тогда как в отношении других расследование близится к завершению с направлением уголовного дела в суд;

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты