Глава 3. Экологической политики правительства Российской Федерации при выпуске ввозимой продукции на таможенную территорию Российской Федерации………………………………………………………………………..22
3.1. Таможенные дело как объект, способствующий реализации экологической политики Российской Федерации……………………………22
Список источников литературы………………………………………………...42
Введение
Данная курсовая работа представляет собой исследование экологической политики правительства Российской Федерации при выпуске ввозимой продукции на таможенную территорию Российской Федерации.
Степень разработанности данного вопроса является довольно высокой. Для регулирования вопросов экологической безопасности и природопользования Российской Федерации приняты следующие нормативно-правовые акты: Законы РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98, «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002, «Об экологической экспертизе» от 23.11.95, «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 01.12.99 и другие. Научным обоснованием методик функционирования системы экологической безопасности нашей страны занимались: Денисова С.А., Симонова В.Н., И.С.Дугучиев, Николаева С.Л. - «Роль экспертизы в системе таможенного контроля и необходимость усиления юридического статуса экспертной деятельности в таможенных целях», Петрова И.Н., Багрикова С.В., Денисова С.А. - «Особенности таможенной экспертизы парфюмерно-косметической продукции, и другие.
Актуальность работы определяется тем, что в настоящее время на территорию Российской Федерации ввозится большое количество разнообразных товаров, которые не всегда отвечают высоким стандартам качества и могут навредить здоровью российских граждан и состоянию окружающей среды.
В процессе работы используются материалы из отечественных библиографических источников и сборники нормативно-правовых актов, регулирующих экологическую политику Российской Федерации. С ними можно ознакомиться в списке источников литературы.
Объектом исследования являются методы и функции государственного управления экологической политикой при выпуске ввозимой продукции на таможенную территорию Российской Федерации.
Предмет исследования - способы и методы экологической экспертизы ввозимой продукции на таможенную территорию Российской Федерации, их эффективность и законодательная поддержка.
Цель данной работы - изучить основные принципы и способы реализации экологической политики Российской Федерации при выпуске ввозимой продукции на таможенную территорию Российской Федерации.
Передо мной, как автором работы стоят следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие экологической политики, раскрыть принципы экологической политики Российской Федерации.
2. Описать товар, как объект исследования при проведении таможенной экспертизы. Привести примеры различных видов таможенной экспертизы.
3. Ознакомится с принципами проведения экологической политики правительства Российской Федерации при выпуске ввозимой продукции на таможенную территорию Российской Федерации.
5. Изучить особенности экологической экспертизы пищевых продуктов и продовольственного сырья.
6. Оформить работу согласно стандартам.
Методология исследования включает в себе метод анализа и синтеза полученных данных.
В ходе анализа нормативно-правовых актов, регулирующих экологическую политики правительства Российской Федерации при выпуске ввозимой продукции на таможенную территорию Российской Федерации, сертификацию товаров и экологическую экспертизу ввозимой продукции, определяются способы и методы их реализации.
Содержание работы состоит и, трех глав, первая из которых описывает теорию экологической политики, вторая - характеризует товары, как предмет таможенной экспертизы, третья - охватывает понятия сертификации импортной продукции, заключения и списка источников литературы.
Глава 1. Понятие экологической политики
1.1. Экологическая политика Российской Федерации
В настоящее время почти все страны земного шара, включая Россию, испытывают на себе многие экологические проблемы. В их числе загрязнение почв, вод и атмосферного воздуха, глобальное потепление и «парниковый» эффект, накопление промышленных отходов.
Особую актуальность приобретают в последнее время вопросы экологической безопасности продуктов питания и предметов первой необходимости. Все чаще производители данных товаров пренебрегают их качеством, используя загрязненное сырье и упрощенные технологии производства. И если в пределах страны разработаны стандарты требований к качеству товаров и меры по борьбе с фальсификатом, то импортная продукция представляет потенциальную опасность.
Наиболее часто нарушение экологической безопасности встречается среди продуктов питания: мяса (особенно мяса птицы), рыбных консервов, кондитерских изделий, растительного масла, алкогольных напитков. В числе непродовольственных товаров чаще всего не соответствуют нормам экологической безопасности парфюмерно-косметические изделия, моющие синтетические средства, детские игрушки, швейные и трикотажные изделия, кожаная обувь, видео - и аудио продукция. Для глобальной и эффективной борьбы с ними правительства государств разрабатывают собственную экологическую политику.
Экологическая политика - организационная и регулятивно-контрольная деятельность общества и государства, направленная на охрану и оздоровление естественной окружающей среды, эффективное объединение функций природопользования и охраны природы и обеспечения нормальной жизнедеятельности человека.[ Розанов С.И. Общая экология. Учебник. -М: Лань, 2001. - 287 с.]
Учитывая комплексность реализации экологической политики важно очертить круг системных проблем, которые требуют первоочередного внимания. Для объективной оценки эффективности внедрения экологической политики можно использовать несколько критериев. Во-первых, это показатели состояния здоровья населения - продолжительность жизни, соотношения между рождаемостью и смертностью, динамика возрастного и полового распределения населения по стране вообще и по регионам в частности. Во-вторых, это показатели уровня развития и действенности системы управления окружающей средой, прежде всего - системы не истощающего (сбалансированного) природопользования. В-третьих, это показатели состояния окружающей среды, образно говоря, показатели состояния здоровья окружающей среды - уровень загрязнения воздушного бассейна, водных объектов, земельных ресурсов, масштабность рекреационных зон и заповедных территорий, богатство биологического разнообразия.
Несложный анализ показывает, что критерии этой триады тесно взаимосвязанными: на здоровье человека влияет качество окружающей среды, при этом как показатели здоровья население, так и показатели здоровья окружающие среды зависят от уровня развития системы управления окружающей средой.
В настоящее время государственная экологическая политика Российской Федерации определяется концепцией устойчивого развития, что закреплено Указами Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" и от 1 апреля 1996 г. "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию".[ Иванов В.Н. Россия федеративная. Проблемы и перспективы. - М:, 2002. - 446 с.] Основные принципы, задачи и мероприятия экологической политики определяются: законодательством Российской Федерации (Конституция Российской Федерации; федеральный закон "Об охране окру-жающей природной среды" и др.); программами Правительства Российской Федерации в области структурной перестройки экономики и экономического роста; федеральными целевыми программами; государственными стандартами и иными нормативными актами.
1.2. Экологическая доктрина Российской Федерации
Особое место занимает «Экологическая доктрина Российской Федерации» утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 31 2002 года № 1225-р. Она определяет главные цели, направления и принципы в сфере развития экологической безопасности страны, характеризует экономические и финансовые механизмы ее реализации.[ Протасов В.Ф. Экология, охрана природы: законы, кодексы, платежи, показатели, нормативы, ГОСТы, экологическая доктрина. Термины и понятия. Экологическое право. - М: Финансты и статистика, 2006. - 375 с.]
Согласно положениям Доктрины, основными направлениями государственной политики в области экологии являются: обеспечение устойчивого природопользования, снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение, сохранение и восстановление природной среды, предотвращение чрезвычайных экологических ситуация, снижение экологического риска здоровью граждан, обеспечение экологической безопасности жилья, одежды, бытовой техники и предметов домашнего обихода, контроль над распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов.
Также приоритетными являются проведение экологического мониторинга, информационное обеспечение, и экологическое просвещение населения.
Гарантировать экологическую безопасность для здоровья российского населения, а также экологическую безопасность, одежды, бытовой техники, продуктов питания и нераспространенные чужеродных видов и генетических измененных организмов, призвана экологическая политика правительства Российской Федерации при выпуске ввозимой продукции на таможенную территорию Российской Федерации.
Глава 2. Товароведение в таможенном деле
Товар, как объект исследований таможенной экспертизы
Экологическая политика правительства Российской Федерации при выпуске ввозимой продукции на таможенную территорию Российской Федерации осуществляется органами таможенного контроля и надзора.
Таможенный контроль рассматривается как совокупность мероприятий, которые осуществляются таможенными органами в границах своей компетенции с целью обеспечения соблюдения норм таможенного законодательства, положений международных договоров.[ Свинухов В.Г. Таможенное дело. Учебник для ВУЗов. - М: Экономистъ, 2005. - 297 с.] Другими словами, таможенный контроль - осуществление таможенными органами Российской Федерации специальный действий, направленных на соблюдение юридическими и физическими лицами таможенного законодательства, международных соглашений и правил, которые регулируют порядок ввоза, вывоз или транзита товаров, транспортных средств, валюты.
В зависимости от предмета принято различать общий и специальные виды таможенного контроля. Общий таможенный контроль в зависимости от конкретного предмета можно поделить на таможенный контроль товаров и таможенный контроль транспортных средств.
В зависимости от направления перемещения товаров принято различать таможенный контроль импортных, экспортных и транзитных товаров.
Соответственно импортный контроль осуществляется относительно товаров, которые ввозятся на территорию Российской Федерации, экспортный - относительно товаров, которые вывозятся из Российской Федерации, а транзитный - относительно товаров, которые перемещаются таможенной территорией государства.
В зависимости от характеристик товаров, которые предопределяют особенности таможенного контроля, выделяют подвиды таможенного контроля товаров: таможенный контроль ручной клади и контроль багажа как такого, что сопровождается, так и такого, что не сопровождается.
Товар - это сложное понятие, которое включает совокупность многих свойств, главными среди которых есть потребительские свойства, то есть возможность товара удовлетворять потребности. Одним из потребительских свойств является экологическая безопасность.
Для определения свойств товаров, их качества и безопасности проводятся таможенные экспертизы. Для проведения таможенного контроля берутся образцы и пробы товаров. При этом составляется акт.
Для более четкого понимания сущности, назначения и методики проведения экспертиз рассмотрим некоторые теоретические положения, которые касаются этого вида деятельности.
Экспертиза - особый вид научно-практического исследования, проведенного экспертами с целью получения достоверного, квалифицированного, объективного и независимого вывода, необходимого для принятия обоснованного решения проблемных или противоречивых вопросов, которые возникают в разных сферах человеческой деятельности. Существует большое количество экспертиз, которые имеют разное назначение и предметы исследования, изучают разнообразные объекты, используют разные исследовательские приемы и решают разные за значимостью задачи. Общим для них есть конечная цель - установления истины.
Экспертиза товаров при таможенном контроле осуществляется в тех случаях, если для разъяснения необходимы специальные знания.[ Жиряева Е.В. Товароведение: Учебное пособие. Второе издание. - Спб: Питер, 2003. - 416 с.]
Проведение экспертиз полагается на экспертов при таможенных лабораториях. Возможно также случаи, когда экспертизы проводятся иными органами, уполномоченными таможенной службой. Экспертом может выступать любое лицо, имеющее необходимое образование и квалификацию.
Назначение экспертизы подтверждается постановлением начальника таможенной службы. В нем указываются основания для проведения экспертизы, данные эксперта, наименование организации, проводящей экспертизу, цели проведения экспертизы, перечень предоставляемых материалов и документов.
Срок осуществления экспертизы не должен превышать срок временного хранения товаров или шесть месяцев, если экспертиза проводится в отношении транспортных средств. В иных случаях срок проведения таможенный экспертиз может составлять один год.[ Таможенный Кодекс Российской Федерации. Официальный текст. (01.12. 2007). - М: Гросс-Медиа, 2008. - 180 с]
С постановлением о проведении экспертизы должны быть ознакомлены декларанты или иные лица, отвечающие за товар.
Покрытие расходов на проведение таможенной экспертизы осуществляется из федерального бюджета.
По окончании проведения экспертизы эксперт дает заключение в письменной форме, где указывает результаты исследований и выводы по поставленным вопросам с материальным и документальным основанием. Если в ней брали участие несколько экспертов, то все они должны поставить свои подписи.
Заключение передается в таможенный орган, откуда она пересылается декларанту. Таможенные органы при принятии решения, исходят из результатов таможенной экспертизы, указанных в заключении.
В случае недостаточной ясности или полноты заключения, может быть назначена дополнительная таможенная экспертиза.
На выбор эксперта, постановку дополнительных вопросов экспертизы имеет право повлиять декларант или лицо, отвечающее за товар.
Виды таможенных экспертиз
Экспертизы можно систематизировать и классифицировать по разным
основаниями. В соответствии с Федеральным Законом от 7 июля 1993 г. № 5340-1 «О Торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», Торгово-промышленным палатам предоставлено право осуществлять по заказу российских и иностранных предприятий и предпринимателей экспертизу количества, качества и стоимости товаров (грузов). Длительное время это право использовалось достаточно ограниченно. Но, постепенно, особенно в последнее время в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию понятие экспертиза и форма её использования распределились в трех основных направлениях:
- государственная экспертиза, это та, которая проводится государственными органами и инспекциями по поручению федеральных или муниципальных органов;
- общественная экспертиза, исполняющая функции защиты прав потребителя и назначаемая общественными организациями;
- независимая экспертиза, которая может проводиться по поручению как государственных, так и общественных организаций независимыми профессиональными экспертными компаниями.
По цели проведения экспертизы делятся на два типа - судебные, имеющие процессуальный характер, и несудебные (ведомственные).
Систематизацию экспертиз принято проводить по областям науки или общественной практики, общности научно-практических знаний. По этому критерию выделяются такие виды экспертиз, как воинские, политические, социологические, технические, экономические, криминалистические, медицинские, искусствоведческие, товароведческие, экологические и др. Каждая область знания, имея собственную теоретическую базу, формирует для экспертизы свой специфический набор методических, технических и научно-правовых положений.
Для таможенного дела и товароведение наиболее актуальны следующие виды:
Товарная экспертиза -- оценивание главных характеристик товаров, а
также их трансформаций при товародвижении для принятия решений, выдачи независимых и компетентных заключений, которые служат конечным результатом. При проведении экспертизы могут оцениваться все основные параметры товара: ассортиментный, качественный, количественный, стоимостный или их части.[ Николаева м.А. Товарная экспертиза. Учебник для вузов. - М.: "Деловая литература", 1999. - 288 с]
Экспертная оценка -- процесс выбора одной или нескольких характеристик товара, определения их реальных значений и подтверждения соответствия требованиям или предоставленной информации. При этом требования могут устанавливаться не только нормативно-правовыми актами, но и самими экспертами. Предоставленная товарная информация подразумевает наличие сведений маркировки, сопроводительных документов и других профильных источников.
Экспертной оценке подлегают единичные экземпляры, упакованные единицы товаров, а также товарные партии. Наиболее часто проводится товарная экспертиза именно товарных партий, которые определяются как совокупность единичных экземпляров или упаковочных, объединенных общностью признаков: временем выработки, общностью сырья, производства, едиными транспортными средствами.
Товароведная экспертиза -- оценка потребительских свойств товаров по органолептическим, физико-химическим и микробиологическим показателям, а также показателей их количественных характеристик, осуществляемая экспертами путем проведения испытаний (измерений) или опроса и/или на основании информации на маркировке и/или в товарно-сопроводительных документах.
Санитарно-гигиеническая экспертиза -- оценка свойств товаров, осуществляемая экспертами для подтверждения их санитарно-гигиенической безопасности.
Ветеринарная экспертиза -- оценка ветеринарной безопасности, осуществляемая экспертами для подтверждения соответствия товаров установленным требованиям.
Экологическая экспертиза -- оценка экологических свойств товаров; проводится экспертами для установления влияния этих свойств на окружающую среду.[ Дьяков К.Н. Экологическое проектирование и экспертиза: Учебник. - М: Аспект-Пресс, 2005. - 484 с.]
Кроме указанных видов товарной экспертизы иногда выделяют технологическую и документальную экспертизу, однако они являются либо частью товарной экспертизы, либо используют ее результаты для комплексной оценки.
Товароведная экспертиза является обязательной, в то время, как другие только дополняют ее.
Количественная экспертиза в отличие от приемки товаров по качеству проводится независимыми экспертами, что обеспечивает ее большую достоверность; результаты экспертизы должны приниматься как окончательные и поставщиком, и покупателем. Эксперты при проведении этой экспертизы должны руководствоваться Гражданским кодексом РФ (ст. 465, 466, 483, 521). Предварительно эксперт должен ознакомиться со всеми необходимыми документами: договорами на поставку товаров или договорами купли-продажи, товарно-сопроводительными документами и др. При проведении экспертизы упакованных товаров необходимо учитывать, что их количественная характеристика включает массу самого товара (нетто) и упаковки (тары), а также количество упаковочных единиц. Поэтому при количественной экспертизе надо учитывать массу: брутто, нетто и тары.
Результаты количественной экспертизы могут быть обжалованы одной из заинтересованных сторон. В этом случае назначается контрольная экспертиза, которая может подтвердить или опровергнуть результаты первичной экспертизы. В случае опровержения результатов первичной экспертизы новые результаты должны быть аргументированы.
Качественная экспертиза это оценка качественных характеристик товара экспертами для установления соответствия их требованиям нормативных документов. Проводят эту экспертизу с целью определения качества товара в товарной партии при сдаче-приемке, или после длительного хранения, или при обнаружении скрытых технологических дефектов в процессе хранения, когда обычные сроки предъявления претензий поставщику истекли. Кроме того, экспертиза по качеству применяется при оценке образцов новых товаров перед постановкой их на серийное производство. Для пищевых продуктов качественная экспертиза только по органолептическим показателям называется дегустацией.
В зависимости от назначения качественная экспертиза бывает: приемочная, по комплектности, новых видов товаров, дегустация пищевых продуктов, по договорам.
На основе исторического опыта проведения различных торговых операций купли-продажи возник следующий поэтапный вид экспертиз:
- при поиске товара (услуги) и выборе поставщика проводится экспертиза типовых образцов;
- при заключении договора (контракта)- экспертиза договора (контракта) на соответствие типовым требованиям и требованиям Гражданского кодекса РФ;
- при отгрузке товара - предотгрузочная экспертиза;
- при транспортировке товара до границы РФ и таможенной очистки экспертиза информации о товаре;
- реализация товара - экспертиза по потребительским характеристикам и инспекционный контроль.
Таможенную экспертизу информации о товаре удобно проводить до того, как товар пересек таможенную границу Российской Федерации. В настоящее время подобные экспертизы проводят Центральные таможенные лаборатории и Федеральная таможенная служба с целью выдачи Предварительного Классификационного Решения (о присвоении кода Товарной номенклатуры ВЭД). Однако, экспертные заключения об отнесении товара к определенной группе номенклатуры внешнеэкономической деятельности могут быть выданы и независимыми экспертами.
Каждый класс может включать экспертизы разного рода, которые характеризуются общими признаками: предметом, объектом, методикой и задачами экспертных исследований.
В свою очередь, внутри одного рода экспертиз может происходить их распределение на виды и подвиды, которые определяются изменением одного или нескольких характерных признаков рода.
Например, если в технической экспертизе документов исследуются разные объекты, предметы, относятся разные задачи, применяются разные методики, то в этом случае имеют место разные виды и подвиды технической экспертизы документов.
По очередности проведения экспертизы делятся на первичные и повторные (в случае ненадлежащего качества или полноты вывода эксперта может быть предназначенная повторная экспертиза, проведения которой поручается другому эксперту).
По масштабности решаемых задач - на основные и дополнительные. По количеством исследуемых объектов - на малообъектные и многообъектные. По количеству экспертов и способам их работы - на единоличные и коллективные (комиссионные) и т.п.
В данное время существуют самые разнообразные организационные формы осуществления экспертизы: общественные, приватно-кооперативные, цеховые (ведомственные), государственная, международные, робота в которых проводится комиссионно ли единолично, на постоянной ли временной основе.
При этом Центральная таможенная лаборатория осуществляет научно-методическое руководство таможенными лабораториями регионов.
Экологическая таможенная экспертиза
В ходе таможенной экспертизы товара производится идентификация товара, определение страны производства, фиксируется его состояние, отбираются образцы для испытания, проводится экспертная оценка качества и цены товара. При этом учитываются стандарты, применимые к товару.
Стандартизация товара - это установление единых норм и требований, предъявляемых к выпускаемому товару, что позволяет создать единую систему обслуживания, упростить функционально-управленческую структуру фирмы, стандартизировать маркетинговые усилия.[ Схиртладзе А.Г., Радкевич Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник. - М: Высшая школа, 2007. - 791 с.]
Сертификат соответствия ГОСТ Р - это документ, подтверждающий соответствие продукции требованиям качества и безопасности, установленными для нее действующими государственными стандартами и правилами (ГОСТ, ГОСТ Р, ГОСТ Р МЭК, ТУ и пр.). Сертификат соответствия ГОСТ Р выдается соответствующими органами по сертификации, аккредитованными при Госстандарте. Сертификат соответствия также иногда называют синонимами: сертификат качества, сертификат безопасности, сертификат РосТест, таможенный сертификат, и т.д.
Соответствие нормам стандартизации учитывается и при проведении экологической экспертизы.
Экологическая таможенная экспертиза - установление соответствия ввозимой продукции экологическим требованиям и определение допустимости потребительского использования объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий товаров на здоровье человека, окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий потребительского использования объекта экологической экспертизы.[ Притулько В.М. Экологическая экспертиза: Учебник. - М: Academia, 2005. - 234 с.]
Основными принципами проведения экологической экспертизы являются:
- презумпция потенциальной экологической опасности любой проверяемой продукции;
- комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду продукции и последствий ее потребительского использования;
- обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
- достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу;
- независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий;
- научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;
- гласность и участие общественных организаций, учет общественного мнения.
Одной из главных «внутренних» сложностей в осуществлении экологической экспертизы является в некоторой степени их субъективный характер и трудности с количественной интерпретацией изучаемых экологических параметров среды. Анализ неоднородности экспертной комиссии, получение групповой количественной экспертной оценки с учетом коэффициентов компетентности экспертов и коэффициентов относительной важности оцениваемых показателей воздействия той или иной деятельности на экологию осуществляется путем математико-статистического системного анализа и прогноза, которые являются информационным обеспечением экологической экспертизы и ОВОС.
Общественная эко экспертиза, являясь частью экологической экспертизы, на сегодняшний день менее всего изучена. Она декларирована законодательством, но практически не реализуется на территории РФ. Для решения этой проблемы необходимы тщательный анализа и разработки соответствующих нормативно-методических актов.
Экологические свойства товаров характеризуют степень вредного воздействия продукции на окружающую среду, возникающего при производстве, потреблении или эксплуатации товаров, а также при их хранении и утилизации.
Все больше загрязнение окружающей среды ставит существование человечества на грань катастрофы. Из-за этого резко возрастает степень значимости экологических свойств (например, для муки, крахмала, стирального порошка надежны транспортные средства, упаковка). Все товары в разной степени загрязняют окружающую среду на различных этапах товародвижения. Так, наибольшее загрязнение окружающей среды отмечается при производстве товаров или сырья, материалов или полуфабрикатов. Показателями экологических свойств товаров служат различные виды загрязнений, которые ухудшают безопасность окружающей среды. В Федеральном законе «О техническом регулировании» безопасность населения и окружающей среды объединены в безопасность для жизни, здоровья потребителей, животных и растений, для имущества юридических и физических лиц.
Безопасность - очень важное и широко трактуемое свойство многих объектов: товаров, процессов, услуг, а так же окружающей среды. Поэтому в ст. 2 ФЗ "О техническом регулировании» дано обобщенное определение:
«Безопасность - состояние, при котором риск вреда или ущерба ограничен допустимым уровнем. Это отсутствие риска для жизни, здоровья, при эксплуатации товаров».[ Федеральный Закон «О техническом регулировании». - М: - Омега-Л, 2008. - 55 с.]
Безопасность товаров относиться к обязательным требованиям и должна регламентироваться техническими регламентами. Этим качеством должны обладать все потребительские товары. В отличие от других потребительских свойств, ухудшение или утрата приводит к потерям функционального или социального назначения, превышение допустимого уровня показателей безопасности переводит продукцию в категорию опасной. В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» различают следующие виды безопасности:
1) химическая безопасность - отсутствие риска, которой может быть нанесен токсичными веществами. (Токсичные элементы - соли тяжелых металлов, запрещенные пищевые добавки, красители для упаковки, мышьяк, ртуть, медь, железо);
2) рациональная безопасность - отсутствие вреда, которые могут нанести радиоактивные элементы (строительные материалы: шифр, цемент);
3) механическая безопасность - отсутствие вреда, который может быть нанесен вследствие ударов, трения, проколов (в основном на непродовольственные товары - одежда, обувь);
4) электрическая, магнитная, э/магнитная безопасность - отсутствие риска, который может быть нанесен воздействием электрических, магнитных, э/магнитных полей при эксплуатации сложнотехнических товаров (электротовары, например, печи);
5) термическая безопасность (температура увеличивается) - ею должны обладать нагревательные приборы;
7) противопожарная безопасность - отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья при хранении и эксплуатации товаров в результате возгорания или самовозгорания.
Экологическая экспертиза, как процедура выявления источник экологической опасности товара включает в себя: отбор проб товаров, их консервацию, доставку в лабораторию, химический, радиационный, микробиологический анализ.
При химическом анализе проверяется степень содержания тех или иных химических веществ (органического и неорганического происхождения) в товаре, в зависимости от его типа. Экологическая безопасность товара определяется отсутствием или минимально допустимым содержанием вредных (токсичных) веществ в товарах.
Под вредным понимается вещество, которое при контакте с организмом человека вызывает производственные травмы, профессиональные заболевания или отклонения в состоянии здоровья. Классификация вредных веществ и общие требования безопасности введены ГОСТ 12.1.007-76.
В отношении радиоактивности существует очень много норм - нормируется буквально все. Во всех случаях проводится различие между населением и персоналом, т.е. лицами, чья работа связана с радиоактивностью (работники АЭС, ядерной промышленности и т.п.). Вне своего производства персонал относится к населению. Для персонала и производственных помещений устанавливаются свои нормы.
Будем говорить только о нормах для населения - той их части, которая прямо связана с обычной жизнедеятельностью, опираясь на Федеральный Закон “О радиационной безопасности населения” № 3-ФЗ от 05.12.96 и “Нормы радиационной безопасности (НРБ-96). Гигиенические нормативы ГН 2.6.1.054-96”.
Для вдыхаемого воздуха, воды и продуктов питания нормируется содержание как техногенных, так и естественных радиоактивных веществ. В дополнение к НРБ-96 в этом случае используются “Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов (СанПиН 2.3.2.560-96)”.
Для стройматериалов нормируется содержание радиоактивных веществ из семейств урана и тория, а также калий-40 (в соответствии с НРБ-96).
Удельная эффективная активность (Аэфф) естественных радионуклидов в строительных материалах, используемых для вновь стоящихся жилых и общественных зданий (1 класс), Аэфф = АRa +1,31АTh + 0,085АК не должна превышать 370 Бк/кг, где АRa и АTh - удельные активности радия-226 и тория-232, находящиеся в равновесии с остальными членами уранового и ториевого семейств, АК - удельная активность К-40 (Бк/кг).
Микробиологический анализ товаров призван определить из санитарно-гигиеническую безопасность. После его проведения определяется наличие микроорганизмов и болезнетворных бактерий в товаре. Обязательным является наличие санитарно-эпидемиологического заключения.
Также для отдельных групп товаров проводятся измерение параметров электромагнитных полей и акустическая экспертиза. Неверова А. Н. Товароведение и экспертиза промышленных товаров: Учебник. - М: МЦФЭР, 2006. - 847 с.
Санитарно-эпидемиологическое заключение (иногда называют синонимами: гигиенический сертификат, гигиеническое заключение или «гигиена») - это документ, подтверждающий соответствие продукции установленным гигиеническим нормам (ГН) и санитарным правилам (СанПиН). Гигиеническое заключение выдается органами Роспотребнадзора (СЭС, ЦГСЭН) после проведения экспертизы продукции (условий производства, ТУ) на основании протокола испытаний и предъявленных документов.
Санитарно-эпидемиологическое заключение является обязательным документом при таможенном оформлении ввозимых на территорию России товаров.
Немаловажным моментом оценки товара остается и характеристика отходов, остающихся после его потребительского использования, возможность их переработки.
На экологичность производства полимерных материалов (ПМ) и изделий из них влияют потребление энергии, расход технологической воды, объем воздуха и объем воды, расходуемые на 1 кг ПМ для снижения концентрации вредных веществ в воздухе или в воде до допустимого законом уровня, а также другие факторы.
Новая система оценки экологичности вариантов упаковок (в первую очередь - пленочных упаковок) из различных ПМ или их сочетаний с другими материалами позволяет охарактеризовать безразмерную весовую долю вышеперечисленных экологических параметров для каждой конкретной упаковки по сравнению с другими упаковками, определить их общий экологический индекс и выбрать оптимальный вариант.
Глава 3. Экологическая политика правительства Российской Федерации при выпуске ввозимой продукции на таможенную территорию Российской Федерации
3.1. Таможенное дело, как объект, способствующий реализации экологической политики Российской Федерации
Таможенное дело - полиструктурное явлением, включающее в себя: порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и других предметов; таможенное регулирование, связанное с установлением и взысканием таможенных платежей, процедуры таможенного контроля и оформление, борьбу с контрабандой и нарушениями требований таможенного кодекса, направленных на реализацию таможенной политики. Таможенное дело есть составной частью внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности государства, где придерживаются признанной в международных отношениях системы классификации и кодирования товаров, единой формы декларирования экспорта и импорта товаров, таможенной информации, других международных норм и стандартов.
Но этим не ограничивается содержание таможенного дела. В таможенное дело также включается таможенная статистика и ведения товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, профилактика выявления и прекращения контрабанды и других нарушений таможенного законодательства, рассмотрение дел про их нарушение, сотрудничество с таможенными органами других стран. Кроме этого при выполнении своих непосредственных обязанностей таможенные органы связаны с другими правоотношениями: международно-правовыми, гражданско-правовыми, внешнеэкономическими и т.п. Соответственно каждый из пересчитанных направлений имеет свое содержание, свою специфику и инструментарий осуществления. В ряде случаев осуществления таможенного дела выходит за пределы компетенции самых таможенных органов. Так, основы таможенного дела, в том числе размеры налогов и собрания и условия таможенного обложения, специальные таможенные зоны и таможенные режимы на территории Российской Федерации, перечень товаров, экспорт, импорт и транзит которых через территорию Российской Федерации запрещается, устанавливаются исключительно законами и этим таможенным кодексом.