Экономическая контрабанда: уголовно-правовая характеристика и особенности расследования
Экономическая контрабанда: уголовно-правовая характеристика и особенности расследования
КАРАГАНДИНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАЗПОТРЕБСОЮЗА
КАФЕДРА ОБЩЕЮРИДИЧЕСКИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: «Экономическая контрабанда, уголовно-правовая характеристика и особенности расследования»
021640 «Юриспруденция»
Выполнил (а) студент (ка)
гр. Ю-53з
Нурбаева Г.А.
КАРАГАНДА 2008г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНТРАБАНДЫ
1.1 Контрабанда как правонарушение в историческом аспекте
1.2 Понятие контрабанды
1.3 Классификация признаков экономической контрабанды
1.4 Практика применения законодательства об уголовной ответственности за контрабанду
2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНТРАБАНДЫ
2.1 Объективные признаки экономической контрабанды
2.2 Субъективные признаки контрабанды
2.3 Квалифицированные виды экономической контрабанды
2.4 Отличие экономической контрабанды от преступления, предусмотренного статьей 250 УК РК
3 ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНТРАБАНДЫ
3.1 Начальный этап расследования экономической контрабанды
3.2 Следственные версии и планирование расследования
3.3 Особенности тактики первоначальных следственных действий
3.3.1 Осмотр места происшествия, предметов контрабанды и таможенных документов
3.3.2 Задержание и личный обыск подозреваемого, его допрос и освидетельствование
3.3.3 Допросы свидетелей
3.4 Тактика расследования на последующих этапах
3.5 Назначение экспертиз
3.6 Следственный эксперимент
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время все большее распространение во всей преступной среде завоевывает контрабанда.
Корни ее тянутся из глубокой древности. Зародилось это явление еще в XIV веке, когда стали формироваться товарно-денежные отношения.
В большинстве стран мира контрабанда признана одним из самых опасных видов преступной деятельности. Как и преступность вообще, контрабанда, очевидно, будет существовать до тех пор, пока есть государственные границы. Даже в таких высокоразвитых странах, как США, Германия, Великобритания, Франция, существует контрабанда. В этих странах и не ставится задачи полного искоренения данного преступления. Речь идет лишь только о сокращении ее размеров до контролируемых пределов.
Причинами роста контрабанды являются: неоправданно высокие ставки отдельных видов налогов и пошлин; низкий уровень налогового и таможенного контроля; коррумпированность правоохранительных и контролирующих органов; несоответствие уровня налоговых и таможенных ставок, а также экономической ситуации, низкий уровень благосостояния граждан, когда малообеспеченные люди, подгоняемые безысходностью, сознательно участвуют в нелегальном бизнесе.
С начала 90-х годов в Республике Казахстан наблюдается тенденция роста числа случаев экономической контрабанды. Ее масштабы стали настолько высоки, что они создают серьезную угрозу национальным интересам Казахстана. Кроме того, контрабанда нередко сопряжена с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, культурно-исторических ценностей. Она способствует терроризму, создавая для него питательную почву.
Контрабанда наносит вред всем сферам жизнедеятельности государства. Ее общественная опасность проявляется в том, что:
- причиняется экономический ущерб государствам, в том числе их внешнеэкономической деятельности, так как в национальные бюджеты стран не поступают установленные таможенные пошлины и платежи на ввозимые и вывозимые товары;
- растут доходы контрабандистов, что способствует их дальнейшей противоправной деятельности.
На рост контрабандной деятельности в РК прямо или косвенно влияет ряд социально-экономических факторов, а именно: сложное экономическое положение в стране, низкий уровень жизни населения; несоответствие мировых экспортных и внутренних цен на товары; неразвитость пограничной и таможенной инфраструктуры на новых границах, установленных между государствами бывшего СССР; низкая оснащенность современными техническими средствами подразделений, осуществляющих контрольные функции на границе республики; широкое распространение коррупции, устоявшихся связей организованных преступных групп с государственными служащими таможенных органов; неурегулированность проблем взаимодействия служб таможенного контроля с органами республиканской службы безопасности в сфере борьбы с контрабандой на международном уровне.
Так, по заявлению председателя Государственного таможенного комитета, в настоящее время до 80% товарооборота Республики Казахстан составляет контрабанда. В результате контрабанды алкогольной продукции бюджет республики недополучает ежегодно свыше 200 млн. долларов. Аналогичные данные по табачной продукции показывают, что свыше 50 млн. долларов ежегодно проходят мимо казны.
В последнее время охрана внешнеторговой политики приобретает особую значимость. Экономическая контрабанда - одно из наиболее серьезных посягательств на государственные интересы, и эффективность борьбы с ней зависит от скоординированных уголовно - правовых мер.
Актуальность проблемы экономической контрабанды (ст. 209 УК РК) обусловлена тем, что данный вид преступления приобретает в настоящее время в Казахстане размеры массового негативного явления, представляющего реальную угрозу важным экономическим интересам государства, и принимает все более организованные формы. К настоящему времени контрабанда затрагивает сферу национальной безопасности.
В современном уголовном праве экономическая контрабанда относится к разделу преступлений в сфере экономической деятельности и ее общественная опасность определяется тем, что данным деянием причиняется значительный ущерб внешнеэкономической деятельности, имеющей важное значение для развития экономики Республики Казахстан.
Настоящая дипломная работа преследует цель осветить круг вопросов, связанных с понятием и юридической природой, уголовно-правовой характеристикой такого вида экономического преступления как экономическая контрабанда, раскрытие ее предмета, особенностей квалификации по предмету преступления.
Реализация поставленной цели требует решения таких задач, как:
- изучение нормативной базы, регулирующей вопросы, связанные с контрабандой (УК РК, ТК РК и иные законы, акты таможенной службы и иные источники);
- изучение монографий и научных статей исследователей данной проблемы;
- анализ проблем, связанных с квалификацией контрабанды;
- рассмотрение путей их разрешения.
В ходе подготовки к написанию данной работы выбрана методологическая основа исследования: нормативно-правовые акты Республики Казахстан, научные труды современных казахстанских авторов, учебно-справочная литературы, материалы периодической печати и т.д.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНТРАБАНДЫ
1.1 Контрабанда как правонарушение в историческом аспекте
В Западной Европе контрабанда как правонарушение появилась в XIV- XVI в. в период бурного развития товарно-денежных отношений, когда государства признали для себя невыгодным для себя беспрепятственный ввоз и вывоз товаров и в законодательном порядке установили определенные правила провоза товаров через государственную границу.
Для осуществления контроля над провозом товаров и взимания пошлин и иных сборов, установленных государством, на сухопутной границе и в портах были созданы специальные государственные учреждения- таможни.
Всякое нарушение установленных законом и другими нормативными актами правил провоза товаров и ценностей через границу с сокрытием их от контроля со стороны таможни стало именоваться контрабандой, а виновные в совершении таких действий подлежали наказанию.
Само слово «контрабанда» было заимствовано из итальянского языка и вошло во многие современные языки (contra - против и bando- правительственный указ). Оно включает понятие нарушения закона государства или правительственного распоряжения.
Слово «контрабанда» означает также товар, или какой-либо запрещенный законом к ввозу или вывозу предмет, тайно провезенный или пронесенный через границу государства.
Таможенные пошлины стали приобретать роль орудия государственной торговой политики по мере возникновения единого национального рынка. Этот процесс в разных странах происходил неординарно и неравномерно, но повсюду он начинался с таможенных ограничений, возникновение которых и послужило толчком к развитию контрабанды.
Иначе говоря, контрабанда возникла и стала развиваться как противодействие введенным ограничениям и установленным таможенным барьерам.
Войны в Европе в XVI- XVII веках породили еще одну разновидность контрабанды - военную.
Под этим видом контрабанды подразумевались поставки нейтральными государствами одной из воюющих сторон таких предметов и материалов, какие другой воюющей стороной объявлялись запрещенными.
Во время войн и в периоды между ними контрабандная торговля продолжала расти, несмотря на принятие, рядом стран специальных законов. И если в период раннего меркантилизма контрабандой занимались отдельные купцы, то в эпоху развитого меркантилизма контрабандной торговлей стали заниматься торговые компании Европы.
Далее вслед за Европой контрабанда стала укрепляться и в Казахстана.
Возникновение контрабанды в Казахстана относится к периоду, когда происходил процесс образования единого рынка и установления на государственной границе таможенных барьеров. Это произошло в начале XVII века.
В это время вслед за Соборным уложением, упорядочившим фискальные обязанности купечества, правительство ввело Таможенный устав (1653 г.), и Новоторговый устав (1667г.), ознаменовавшие собой установление в стране системы протекционизма.
В соответствии с этими уставами ограничивалась торговля иностранных купцов, которым отныне разрешалось продавать свои товары только оптом и в пределах пограничных городов. Въезд иностранных купцов во внутренние районы государства регламентировался специальным разрешением, за что с них кроме таможенных пошлин взимались дополнительные сборы, а также проезжая пошлина.
С выходом Казахстана к берегам Балтийского моря для предотвращения контрабандного ввоза и вывоза товаров морем Петр I создает специальную таможенную службу в портах.
Важным мероприятием для усиления борьбы с контрабандой было учреждение в Казахстана в 1754г. пограничной стражи как особого корпуса для охраны государственных границ в таможенном и военно-полицейском отношениях. Позже была создана пограничная казачья стража и специальная таможенная стража.
До отмены крепостного права в Казахстана действовал сложный постатейный свод норм уголовного права. Уложение о наказаниях (1845г.) включало систематизированное законодательство о контрабанде.
После судебной реформы 1864г. это уложение подверглось изменениям. Так, из Уложения в Таможенный устав были перенесены нормы, регулировавшие вопросы « О взысканиях и наказаниях за нарушение правил, установленных для ввоза и вывоза товаров», « О взысканиях за нарушение правил,, установленных для провоза товаров из одних таможен в другие и для отвоза товаров», « О взысканиях за нарушение таможенных правил по азиатской торговле (астраханской, сибирской, кавказской)», « О наказаниях за сопротивление таможенным распоряжениям и чинам».
Перенесение этих положений в Таможенный устав не изменило их характера, и потому к ним применялись и в последующее время все нормы общей части Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1885года, которое с последующими дополнениями действовало вплоть до Октябрьской революции.
Таким образом, становятся явными причины появления контрабанды - контрабанда как правонарушение возникла в период развития товарно-денежных отношений, и как бы ее ни контролировали, она продолжает существовать уже на протяжении многих веков.
1.2 Понятие контрабанды
В современном уголовном праве контрабанда относится к разделу преступлений в сфере экономической деятельности.
Преступлениями в сфере экономической деятельности являются предусмотренные Уголовным кодексом общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения, складывающиеся по поводу производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг.
Уголовный кодекс Республики Казахстан устанавливает ответственность за 38 видов преступлений в сфере экономической деятельности. Замечу для сравнения, что в Уголовном кодексе КазССР 1959 года их было только 11.
Под контрабандой следует понимать незаконное перемещение товаров, транспортных средств и специальных предметов (наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, культурно-исторических ценностей и т.д.) через таможенную границу из района, находящегося под национальной юрисдикцией одного государства, в район или через район, находящийся под национальной юрисдикцией другого государства, либо в район или через район, не находящийся под национальной юрисдикцией какого-либо государства, осуществляемое в любой скрытой форме [2, 102].
Перемещение товаров и иных предметов составляет основу противоправного деяния и придает ему исключительно активный характер, т.е. форму действия.
Понятия "перемещение через таможенную границу" и "пересечение таможенной границы" не являются синонимами. Перемещение товаров через таможенную границу РК в таможенном законодательстве выражается не только в фактическом пересечении таможенной границы РК (при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию РК), но и в подаче таможенной декларации или совершении иного действия, непосредственно направленного на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства (при вывозе товаров и транспортных средств с таможенной территории РК).
Местом совершения контрабанды является таможенная граница РК. Таможенную границу образуют пределы таможенной территории РК, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов. При этом таможенную территорию РК составляют сухопутная территория РК, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Таможенная территория РК включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне РК искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Республика Казахстан обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.
В настоящее время общественная опасность рассматриваемого преступного посягательства особенно возрастает. Это связано с тем, что контрабанда стратегического сырья, культурных ценностей, валюты представляет угрозу не только экономической, но и общественной безопасности Казахстана. Именно с целью контрабанды совершаются многие крупные хищения и должностные преступления. Выявленные факты контрабанды ядерных, радиоактивных и других веществ и материалов в условиях, когда террористические и экстремистские проявления достигли своего апогея, свидетельствуют об угрозе общественной безопасности не только для отдельных государств, но и всему мировому сообществу. Именно поэтому борьба с контрабандой наряду с происходящими процессами интеграции должна стать приоритетным направлением в совместной деятельности правоохранительных органов всех цивилизованных государств.
Таможенная политика РК определяется высшими органами государственной власти и управления страны и является составной частью внешней и внутренней политики государства.
Общественная опасность преступлений, связанных с контрабандой, заключается в нанесении вреда экономическому суверенитету и экономической безопасности государству.
Объекты контрабанды крайне многочисленны и разнообразны, а ее масштабы достигают опасных размеров. Особую опасность представляют контрабандный ввоз и вывоз таких предметов, как наркотические средства, оружие, культурные ценности. Сложились высокоорганизованные транснациональные рынки, связанные с контрабандой этих товаров.
Особый экономический вред Казахстану наносит экономическая контрабанда при экспортных операциях.
Предметом экономической контрабанды при осуществлении экспортных операций являются цветные и редкоземельные металлы, лес, сырье стратегического характера, биопродукция.
Огромные потери несет государство в сфере добычи, переработки и экспорта углеводородного сырья. По данным западноевропейских экспертов, при цивилизованной организации торговли сырьем и ресурсами Республика Казахстан могла бы иметь в виде прибыли до 22 млрд. долларов ежегодно.
Рассмотрим основные методы осуществления контрабандных операций при экспорте.
«Традиционный» метод. Предполагает противоправное пересечение таможенной границы, минуя таможенные посты, либо путем фальсификации таможенных документов. Данный метод получил наибольшее распространение на границах с Китаем и Казахстанской Федерацией. В ряде случаев используется сговор с представителями военно-воздушных, сухопутных, военно-морских сил с целью использования транспортных средств, морских баз и спецаэродромов в обход таможенного контроля.
Незаконный вывоз под прикрытием внутритаможенного транзита.
Особенно рельефно эти операции проявились в индустриально развитых регионах Казахстана.
Сущность данной схемы экономической контрабанды состоит в следующем. Сырьевые ресурсы по документам отправляются в Карагандинскую область на адреса несуществующих фирм, либо фирм, представители которых предоставляли дельцам свои реквизиты. В пути следования через груз переадресуется местными фирмами в адрес фирм дальнего зарубежья. Фирма - получатель груза - обеспечивается фиктивными документами о получении груза.
Данный метод используется также для вывоза сырьевых ресурсов под видом отправленных из стран СНГ и проходящих транзитом через территорию Казахстана. Осуществляется подделка декларации, подкуп служащих таможни. Особое распространение получил при вывозе нефти, металла, леса в Китай, Иран, страны Средней Азии и Закавказья.
Для иллюстрации масштабов подобной формы незаконного экспорта можно привести результаты оперативно-профилактической операции «Транзит», проведенной МВД Казахстан во взаимодействии с другими министерствами и ведомствами в 1994 -1995 годах и являющейся одной из многих в серии мер, направленных на пресечение экономической контрабанды. Проверке подверглись более 2 тысяч казахстанских и иностранных хозяйствующих субъектов, осуществивших отгрузки материальных ценностей на сотни миллионов тенге на адреса казахстанских фирм, предприятий и организаций. В результате, только на начальном этапе операции было выявлено свыше 1,3 тысяч фактов экономической контрабанды, хищений, взяточничества, других злоупотреблений, ущерб от которых превысил 15 млрд. тенге, разоблачена деятельность свыше 100 организованных преступных групп. По уголовным делам у преступников было изъято и описано имущества на сумму 23 млрд. тенге. Было вскрыто 25 фиктивных и более 50 действующих фирм, реквизитами которых пользовались преступники для прикрытия противоправного вывоза ресурсов из Республики Казахстан. При этом была также пресечена попытка незаконного вывоза ресурсов на сумму более 12 млрд. тенге.
Контрабанда товаров под прикрытием вывоза товаров на временное хранение и переработку за рубежом. Вывезенные ресурсы не возвращаются. В контролирующие органы представляются фиктивные документы о пересечении грузом казахстанской таможенной границы уже в качестве экспортной поставки. Иногда оформляются подложные отказные письма от имени подставных предприятий и организаций, которые якобы должны были получить продукты переработки. Таким образом, они мотивируют продажу товаров за рубежом.
Например, крупные партии нефти и нефтепродуктов вывозятся из Казахстана без оформления экспортных контрактов в Российскую Федерацию и в Белоруссию, а затем в нарушение обязательств по временному хранению и переработке реализуются в странах Западной Европы и в США. Для сокрытия подобных сделок в таможенные органы представляются фиктивные документы о якобы ввезенных в Республику Казахстан товарах.
Вывоз в рамках официально заключенных экспортных контрактов с учрежденными ими же за рубежом фирмами. При этом цены официального экспортного контракта, как правило, занижаются. Данный способ применяется при экспорте редкоземельных металлов и другого ценного сырья, требующего тщательной экспертизы и заключения специалистов о качестве.
В связи с осуществлением толлинговых операций с зарубежным давальческим сырьем. В ряде случаев в обратном направлении из Казахстана вывозится не готовая продукция, а собственное казахстанское сырье. Используются фиктивные документы на продукцию и сырье.
Незаконный вывоз под прикрытием предприятий с иностранными инвестициями и совместных предприятий. Вывозится сырье, не являющееся продукцией собственного производства, либо разрешенной к беспошлинному вывозу.
Незаконный вывоз за рубеж казахстанских стратегически важных сырьевых товаров зачастую сопровождается хищениями, взяточничеством, уклонением от налогообложения и другими злоупотреблениями, наносящими значительный урон экономическим интересам республики.
Для достижения своих корыстных целей преступные формирования активно проникают в хозяйственную и финансовую деятельность предприятий топливно-энергетического, металлургического и лесного комплексов, создают для прикрытия своей противоправной деятельности различные коммерческие структуры.
В настоящее время общественная опасность рассматриваемого преступного посягательства особенно возрастает. Это связано с тем, что контрабанда стратегического сырья, наркотиков, оружия, культурных ценностей, валюты представляет угрозу не только экономической, но и общественной безопасности любого государство. Именно с целью контрабанды совершаются многие крупные хищения и должностные преступления. Выявленные факты контрабанды ядерных, радиоактивных и других веществ и материалов в условиях, когда террористические и экстремистские проявления достигли своего апогея, свидетельствуют об угрозе общественной безопасности не только для отдельных государств, но и всему мировому сообществу. Именно поэтому борьба с контрабандой наряду с происходящими процессами интеграции должна стать приоритетным направлением в совместной деятельности правоохранительных органов всех цивилизованных государств.
1.3 Классификация признаков экономической контрабанды
Основным признаком преступления, как уголовно наказуемого деяния является незаконное перемещение через таможенную границу РК.
В соответствии со статьей 6 ТК РК территория Республики Казахстан составляет единую таможенную территорию Республики Казахстан.
На территории Республики Казахстан могут находиться создаваемые в соответствии с республиканскими законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Республики Казахстан. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Республики Казахстан для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Республики Казахстан о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых Таможенным кодексом и иными законами.
Преступлением, предусмотренным ст. 209 УК РК, признается хотя бы одно из следующих действий:
- перемещение в крупном размере через таможенную границу Республики Казахстан товаров или иных предметов совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля;
- перемещение в крупном размере через таможенную границу Республики Казахстан товаров или иных предметов, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации;
- перемещение в крупном размере через таможенную границу Республики Казахстан товаров или иных предметов, сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу товаров;
- перемещение в крупном размере через таможенную границу Республики Казахстан товаров или иных предметов, вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу.
Для более полного понимания вопроса контрабанды необходимо рассмотреть все эти признаки в отдельности.
Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов РК путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; устного опроса; получения пояснений; таможенного наблюдения; таможенного осмотра товаров и транспортных средств; таможенного досмотра товаров и транспортных средств; личного досмотра; проверки маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; осмотра помещений и территорий для целей таможенного контроля; таможенной ревизии; а также в других формах, предусмотренных законодательными актами либо не противоречащие им.
Понятие "таможенный контроль" раскрывается в п. 27 ст. 7 ТК РК, где указано, что таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Республики Казахстан по соблюдению таможенного и иного законодательства Республики Казахстан, контроль, за исполнением которого возложен на таможенные органы Республики Казахстан.
Перемещение товаров помимо таможенного контроля означает перемещение их вне определенных таможенными органами мест или вне установленного времени производства таможенного оформления. Последнее производится в определенных для этого местах в регионе деятельности таможенного органа, в котором находится отправитель или получатель товаров либо их структурное подразделение, и во время работы таможенного органа РК. По сути, эта форма преступления состоит в перемещении товаров без таможенного оформления.
Под сокрытием от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, понимается использование тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров, или приданием одним товарам вид других.
Для установления указанного признака необходимо иметь в виду, что тайниками являются места, специально: - изготовленные, т. е функциональное назначение которых в незаконном перемещении товаров и иных предметов, например магнитные контейнеры, прикрепленные к транспортным средствам в труднодоступных местах, дополнительные полости в автомашинах, не предусмотренные заводской конструкцией, и т.п. оборудованные и приспособленные, т. е. подвергшиеся конструктивным изменениям, предварительная разборка и монтаж конструктивных емкостей на транспортных средствах, оборудование их дополнительной оснасткой, приспособлениями, вдалбливание гнезд в каблуки обуви, оборудование чемоданов двойным дном, создание тайников в ручках хозяйственных сумок и т.п. Под другими способами, затрудняющими обнаружение предметов, понимается перемещение товаров и иных предметов с физическим сокрытием, при котором визуальное обнаружение во время таможенного контроля затруднено (например, в вещах, находящихся в ручной клади или багаже, в одежде пассажира, в различных местах на транспортных средствах, среди других грузов и предметов и т.д.).
Придание одним товарам вида других - это существенное изменение внешних характерных признаков предметов, которые позволяют отнести их к предметам иного вида.
Предметом такой формы контрабанды, как перемещение товаров с обманным использованием документов выступают поддельные, недействительные или полученные незаконным путем документы, документы, содержащие недостоверные сведения. Имеются в виду документы, необходимые для таможенных целей: выданные таможенным органом или составленные с его участием (например, акты о результатах выгрузки товаров с транспортных средств), а также удостоверяющие характер и объем груза, разрешения на вывоз последнего (коносаменты, накладные багажные списки, вагонные листы).
Перечень документов и сведений, порядок их представления определяются таможенным комитетом РК в соответствии с ТК РК и иными актами законодательства РК. Под обманным использованием документов понимается представление таможенному органу РК в качестве документов, необходимых для таможенных целей, поддельных, недействительных документов, полученных незаконным путем, содержащих недостоверные сведения, либо документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствам.
Поддельный документ - это документ, полностью изготовленный, фальшивый или подлинный, в который внесены скаженные сведения, например, путем уничтожения части текста, внесения в него дополнительных данных и т.п.
Недействительный документ - это документ, полученный законным путем, однако по каким-либо причинам утратившим свою силу. Например, истек срок его действия.
Документ, полученный незаконным путем, - это документ, полученный заинтересованным лицом в результате представления в качестве оснований для ого выдачи уполномоченному на то лицу заведомо ложных сведений или поддельных (подложных) документов либо в результате злоупотребления должностным лицом служебным положением или совершения им халатных действий при выдаче этого документа.
Документ, содержащий недостоверные сведения, - это документ, который фактически является подлинным, но в который внесены сведения, не соответствующие действительности. При этом он сохраняет признаки и реквизиты настоящего (изготовляется на официальном бланке, содержит фамилии и должности лиц, которые должны его подписывать, и т.п.), однако вносимые в него данные (текст, цифровые материалы) являются ложными.
Транспортные средства, помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, места, где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы РК, а также товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, могут идентифицироваться таможенными органами РК.
Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной или иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации и других средств идентификации.
Средства идентификации могут изменяться или уничтожатся только таможенными органами РК или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств. Таможенному органу РК незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования реальной угрозы. Под обманным использованием средств таможенной идентификации понимается использование поддельного либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам.
Средства таможенной идентификации представляют собой наложение пломб, печатей, нанесение цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставление штампов, взятие проб и образцов, описание товаров и транспортных средств. Средства таможенной идентификации могут изменяться или уничтожатся только таможенными органами, за исключением случаев реальной угрозы уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств.
Недекларирование товаров или транспортных средств заключается в незаявлении по установленной, письменной, устной или иной форме достоверных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РК подлежат декларированию таможенному органу РК.
Декларирование производится путем заявления по установленной форме (письменной, устной, путем электронной передачи данных или иной) точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Форма и порядок декларирования, а также перечень сведений, необходимых для таможенных целей, определяются государственным таможенным комитетом РК.
В соответствии с ТК РК под недекларированием товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РК, понимается незаявление по установленной письменной, устной или иной форме достоверных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
В отношении отдельных видов предметов законом устанавливаются специальные правила перемещения, не сводящиеся к декларированию и зависящие от правового режима перемещаемого товара.
Декларированию подлежат товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РК, товары и транспортные средства, режим которых изменяется, а также другие товары и средства в случаях, определяемых законодательными актами.
Недостоверное декларирование товаров или транспортных средств заключается в незаявлении по установленной, письменной, устной или иной форме достоверных сведений либо заявлении недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Под недостоверным декларированием товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РК, понимается заявление недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
При этом недостоверное декларирование не дает основания для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера. Если же лицо заявляет в декларации и в иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверные сведения о таможенном режиме, таможенной стоимости либо стране происхождения товаров и транспортных средств или заявляет иные недостоверные сведения, дающие основания для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера, то эти действия следует признать не как недостоверное декларирование, а как действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение.
Контрабанда (ст. 209 УК РК) наносит вред финансово-экономической системе государства, поскольку в государственный бюджет не поступают таможенные пошлины и сборы, установленные на ввозимые товары.
Общественная опасность контрабанды, как указывается в «Курсе уголовного права» т.4 [8, 231], определяется тем, что данным деянием причиняется существенный ущерб внешнеэкономической деятельности, имеющей важное значение для развития экономики Республики Казахстан.
В ч.1 статьи 8 ТК РК указывается на то, что все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Республику Казахстан, а также и вывоз из нее товаров и транспортных средств, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Никто не может быть лишен этого права или же ограничен в нем, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан.
Ч. 2 ст. 8 Таможенного кодекса Республики Казахстан указывает на то, что законодательными актами Республики Казахстан и нормативными постановлениями Правительства Республики Казахстан могут быть установлены запреты и ограничения на ввоз в Республику Казахстан, вывоз из Республики Казахстан и транзит через территорию Республики Казахстан товаров и транспортных средств, меры тарифного и нетарифного регулирования в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан.
1.4 Практика применения законодательства об уголовной ответственности за контрабандуВ целях правильного и единообразного применения законодательства об уголовно наказуемой контрабанде, Пленум Верховного Суда постановляет: Под контрабандой понимается незаконное перемещение товаров или иных ценностей и предметов через таможенную границу. Суды должны учитывать, что при экономической контрабанде, ответственность за совершение которой предусмотрена статьей 209 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее - УК), родовым и непосредственным объектом являются экономические интересы государства, а при контрабанде, квалифицируемой по статье 250 УК - интересы общественной и государственной безопасности. Обстоятельствами, отграничивающими уголовно наказуемую контрабанду от контрабанды, наказуемой в административном порядке, а также от нарушений таможенных правил, сопряженных с перемещением товаров и предметов через таможенную границу, являются крупный размер контрабанды либо перемещение предметов, в отношении которых установлены специальные правила. Понятия таможенной и государственной границ определены «Таможенным кодексом Республики Казахстан» и Законом Республики Казахстан «О государственной границе Республики Казахстан».На сухопутной территории, на водах, в воздушном пространстве таможенная граница, исключая периметры свободных таможенных зон и свободных складов, вне зависимости от местонахождения пунктов пропуска, таможенных постов совпадает с государственной границей. Указание в процессуальных следственных и судебных документах крупного размера и других квалифицирующих признаков контрабанды, в том числе специальных правил перемещения в отношении определенных предметов, является обязательным. Незаконное перемещение товаров или иных ценностей и предметов может совершаться как путем ввоза их на таможенную территорию, так и вывоза их с этой территории. Под ввозом и вывозом следует понимать перемещение предметов контрабанды любым способом (провоз или пересылка при помощи любого вида транспорта, в том числе по воздуху, пересылка по почте, перенос в руках, в карманах одежды, в виде ручной клади и др.).