Рефераты

Экономическая контрабанда: уголовно-правовая характеристика и особенности расследования

езаконное перемещение осуществляется как в пунктах пропуска и других местах, определенных законодательством для пересечения границы (под видом легального перемещения), так и вне этих мест (нелегальным путем).

Преступление считается оконченным:

- при ввозе и вывозе, осуществляемом нелегально, - с момента непосредственного пересечения границы;

- при ввозе, осуществляемом под видом легального перемещения, - с момента завершения таможенного оформления, а в отношении предметов, для которых установлены специальные правила, - с момента окончания процедуры пограничного контроля;

- при вывозе, осуществляемом под видом легального перемещения, - с момента завершения таможенного оформления.

С объективной стороны контрабанда характеризуется:

- сокрытием от таможенного контроля товаров или иных ценностей и предметов;

- их перемещением помимо таможенного контроля;

- их недекларированием или недостоверным декларированием;

- обманным использованием таможенных и иных документов или средств таможенной идентификации.

Для признания таких действий преступными наступление каких-либо вредных последствий не требуется.

Сокрытие от таможенного контроля заключается в утаивании товаров или иных ценностей и предметов, использовании при их перевозке тайников либо других способов, затрудняющих их обнаружение, или в придании одним предметам вида других.

Перемещение предметов контрабанды помимо таможенного контроля заключается в их пересылке и провозе вне таможенных постов, пунктов пропуска и иных мест, определенных законодательством и таможенными органами Республики Казахстан для проведения таможенного оформления, или вне установленного для его производства времени.

Обманное использование таможенных и иных документов или средств таможенной идентификации предполагает предъявление таможенным органам, а также лицам, осуществляющим пограничный контроль, недействительных, полученных незаконным путем, поддельных, а также содержащих ложные сведения документов, использование поддельных печатей, пломб, штампов и иных подобных средств таможенной идентификации либо предъявление подлинного средства идентификации, относящегося к другим объектам.

Недекларирование или недостоверное декларирование - это невыполнение либо ненадлежащее выполнение обязанности подать таможенную декларацию в соответствии с правилами, установленными законодательством в отношении запрещенных или ограниченных к перемещению либо изъятых из обращения товаров или иных ценностей и предметов.

Под предметами контрабанды понимаются любые движимые предметы материального мира, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая или иные виды энергии и транспортные средства.

К ним относятся также культурные ценности, имеющие значение художественного, научного, исторического и археологического достояния народов - произведения искусства, предметы старины и иные имеющие указанное значение предметы, объекты интеллектуальной собственности, виды животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их части и дериваты (производные). Ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Республики Казахстан указанных, а также иных, не изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых не ограничено, (например, продукты питания, одежда, обувь, паРКюмерные товары и др.), установлена статьей 209 УК.

Перемещение наркотических средств, психотропных, ядовитых, сильнодействующих, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, военной техники, взрывных устройств, огнестрельного оружия и боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения образует состав преступления, предусмотренного статьей 250 УК, и материалов и оборудования, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения, влечет ответственность независимо от размера и количества предметов контрабанды.

Стоимость предметов контрабанды определяется, исходя из государственных регулируемых цен, если таковые на эти предметы имеются, а в других случаях - из таможенной стоимости на момент совершения преступления. При невозможности определения стоимости в указанном порядке (например, в случаях контрабанды фальсифицированных спиртных напитков, других поддельных товаров) она устанавливается на основании заключения эксперта в соответствии с правилами, установленными законодательством о таможенном деле.

При признании деяний, предусмотренных статьей 209 УК, совершенными в крупном размере, во внимание должна приниматься стоимость только той части товаров или иных предметов, которая перемещена через таможенную границу помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, а также стоимость запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу товаров, вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу, не декларированных или недостоверно декларированных.

Должностным лицом, совершившим контрабанду с использованием своего служебного положения, следует считать лицо, которое по долгу службы обязано осуществлять таможенный или пограничный контроль, соответствующие действия по досмотру перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан товаров или иных ценностей и предметов и давать разрешение на пересечение границы.

Контрабанда, совершенная такими должностными лицами с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации по статьям уголовного закона о должностных преступлениях.

Иные должностные лица, совершившие контрабанду с использованием своего служебного положения, несут ответственность на общих основаниях, то есть по совокупности преступлений, предусмотренных подлежащей применению нормой уголовного закона о должностных преступлениях и соответствующей частью статьи УК о контрабанде без ссылки на данный квалифицирующий признак.

Лицо, умысел которого направлен на незаконное перемещение товаров или иных ценностей и предметов, принадлежащих разным лицам, в том числе и ему самому, должно нести ответственность за контрабанду всего вместе взятого (совместно перемещаемого) объема предметов контрабанды. Владелец же отдельной части такого заведомо для него незаконно перемещаемого товара или иных ценностей и предметов, умыслом которого не охватываются действия других лиц по незаконному перемещению остальной части предметов контрабанды, несет уголовную ответственность только за контрабанду ему принадлежащего имущества. Так же должны быть квалифицированы действия лиц, хоть и не являющихся владельцами предметов контрабанды, но виновных в заведомо незаконном перемещении таких предметов через таможенную границу за плату, в качестве курьера и т.п.

Под квалифицирующим признаком "организованная группа" понимается устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения контрабанды.

Совершение контрабанды объективно сопряжено с уклонением от уплаты обязательных платежей и налогов, взимаемых таможенными органами, которое охватывается прямым умыслом виновного одновременно с незаконным перемещением товаров или иных ценностей и является, как правило, целью этого перемещения, поэтому эти действия не подлежат дополнительной квалификации за уклонение от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Такая квалификация может иметь место лишь в тех случаях, когда действия, образующие составы контрабанды и преступного уклонения от уплаты обязательных платежей, совершаются в разное время.

Не требуют дополнительной квалификации также действия, которые представляют собой элементы обманного использования таможенных и иных документов (служебный подлог, подделка знаков оплаты, подделка документов).

В случаях совершения, наряду с контрабандой, иных преступлений, в частности, связанных с валютой, наркотическими средствами, огнестрельным оружием и боеприпасами и т. п., либо с нарушением государственной границы, которые являются объектом иного контроля, нежели таможенного (соответственно пограничного, валютного, над наркотиками и т. д.), содеянное должно квалифицироваться по совокупности совершенных преступлений, предусмотренных соответствующими нормами уголовного закона.

Отмена или упрощение таможенного и пограничного контроля, в том числе на основании международных соглашений, участником которых является Республика Казахстан, не затрагивающие необходимости таможенного оформления товаров или иных ценностей и предметов и обеспечения разрешительного порядка и условий их перемещения через границу, других мер, направленных на защиту казахстанского рынка и пресечение незаконного оборота предметов уголовно наказуемой контрабанды, не сужают пределов действия уголовного закона.

В таких случаях уголовно наказуемое перемещение через таможенную границу товаров или иных ценностей и предметов должно расцениваться как контрабанда, сопряженная с их недекларированием и совершенная помимо таможенного контроля.

Выполнение требований закона о наложении ареста на имущество обвиняемого, находящееся вне территории Республики Казахстан, для обеспечения возможной его конфискации производится лишь на основании и в соответствии с международными соглашениями, участниками которой является Республика Казахстан.

При назначении наказания по делам данной категории судам следует руководствоваться требованиями статьи 52 УК, учитывать при этом также размер и количество предметов контрабанды, обсуждать вопрос о назначении дополнительных наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград с тем, чтобы наказание было обоснованным и справедливым. В предусмотренных законом случаях предметы контрабанды следует обращать в доход государства.

Судам также следует иметь в виду, что средства от реализации обращенных в доход государства предметов контрабанды подлежат перечислению в государственный бюджет в полном объеме.

Если предметы контрабанды были реализованы виновным, суд должен решить вопрос о взыскании с осужденного в доход государства их стоимости и, в случае сопряжения этой реализации с уклонением от уплаты государству обязательных платежей, соответствующей суммы невыплаченных платежей.

При установлении фактов незаконного перемещения контрабандных товаров или иных ценностей и предметов путем их ввоза или вывоза через таможенную границу Республики Казахстан с использованием транспортных средств лицами, признанными виновными в совершении преступлений, предусмотренных статьями 209, 250 УК, судьбу использованных при контрабанде транспортных средств надлежит разрешать в зависимости от того, признаны ли последние в установленном законом порядке вещественными доказательствами по делу в качестве орудий преступления.

Транспортное средство следует признавать орудием преступления, когда оно служит средством перемещения предметов контрабанды через таможенную границу помимо таможенного контроля, а также в иных случаях его использования для сокрытия предметов контрабанды от таможенного контроля (в частности, путем изменения технических параметров транспортного средства, его отдельных агрегатов и частей, перевозки предметов контрабанды в бензобаке, под днищем автомашины, устройства скрытых емкостей и оборудования транспортного средства тайниками, иными приспособлениями, затрудняющими обнаружение контрабандных предметов и т.п.).

Согласно пункту 1 части третьей статьи 121 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, транспортное средство, использовавшееся его собственником в качестве орудия контрабанды и признанное вещественным доказательством, подлежит конфискации. В случае, когда умыслом собственника товаров, иных ценностей или транспортных средств, признанных предметами контрабанды либо использованных в качестве орудий преступления, не охватывалось соучастие в контрабанде и перемещение его имущества через таможенную границу контрабандным путем либо использование этого имущества в качестве орудия контрабанды другими лицами, такое имущество конфискации не подлежит.

2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНТРАБАНДЫ

2.1 Объективные признаки экономической контрабанды

Объектом преступления признаются «наиболее важные и ценные (с позиции господствующего класса) общественные отношения. Наиболее важными являются те отношения, нарушение которых причиняет или может причинить государству и обществу существенный вред, а наиболее ценными социально полезные общественные отношения».

Объект преступления является обязательным признаком каждого преступления. Без посягательства на какой-либо объект преступления не бывает. Действия, которые нарушают общественные отношения, не входящие в круг охраняемых от преступных посягательств, не могут быть признаны преступными. Например, при прогуле без уважительных причин нарушаются трудовые правоотношения, которые не охраняются уголовным правом.

Правильное понимание объекта преступного посягательства имеет важно практическое значение, поскольку это помогает ограничивать преступное поведение от непреступного. Характер объекта в значительной мере позволяет определить степень общественной опасности преступления: чем важнее объект, тем опаснее преступление.

Объективная сторона состава преступления включает в себя: действие или бездействие, общественно опасное последствие, причинную связь между действием или бездействием и последствием; время, место, обстановку, способ, орудия и средства совершения преступления.

Действие или бездействие человека - обязательный признак любого состава преступления.

Общественное опасное последствие, причинная связь, время, место, обстановка, способ, орудия и средства совершения преступления называются факультативными признаками объективной стороны состава преступления, поскольку они могут выступать в роли обязательных только в случаях, когда они указаны в диспозиции уголовно-правовой нормы.

Объектом преступления при совершении контрабанды является внешнеэкономическая деятельность государства.

Анализируя ст. 209 УК РК, а также Таможенный кодекс РК и другие нормативно - правовые акты, раскрывающие отдельные положения данной статьи, можно прийти к выводу, что в качестве непосредственного объекта контрабанды следует рассматривать установленный порядок перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу Республики Казахстан, а точнее - охраняемые уголовным законом общественные отношения в сфере таможенного дела, обеспечивающие установленный порядок товарооборота через таможенную границу Казахстана. Существуют и другие точки зрения, в соответствии с которыми под непосредственным объектом контрабанды понимаются экономические интересы государства в части формирования бюджета посредством таможенных платежей и монополия внешнеторговой деятельности.

Объективная сторона экономической контрабанды заключается в перемещении через таможенную границу Республики Казахстан товаров либо указанных в ст. 209 УК иных предметов и веществ при наличии хотя бы одного из указанных в данной статье признаков.

Состав контрабанды формальный: для его наличия не требуется констатации наступления вредных последствий, доказывания причинной связи между ними и соответствующими действиями.

К обязательным признакам объективной стороны контрабанды относятся:

1. действия в виде перемещения товара или иного предмета (либо действия, непосредственно направленные на реализацию намерения вывезти или ввезти предметы экономической контрабанды, например, подача фальшивой декларации);

2. место совершения действия - таможенная граница Республики Казахстан;

3. один (или несколько) альтернативных способов перемещения через таможенную границу товаров и иных предметов: помимо таможенного контроля, с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, сопряженные с недекларированием или недостоверным декларированием.

Для экономической контрабанды объективная сторона характеризуется перемещением через таможенную границу Республики Казахстан товаров и иных предметов в крупном размере посредством одного или нескольких из пяти альтернативных способов: помимо таможенного контроля, с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, сопряженным с недекларированием, сопряженным с недостоверным декларированием. Данные способы совершения контрабанды мы рассмотрели выше.

Указанное определение объективной стороны не вызывает затруднений, когда товары или иные предметы ввозятся в Республику Казахстан. Экономическая контрабанда всегда рассматривается как оконченное преступление, так как пересечение границы извне легко ассоциируется с состоявшимся въездом в страну, а следовательно, и с ввозом, перемещением товаров или иных предметов на ее территорию как оконченным деянием. Гораздо сложнее определить момент окончания данного преступления, когда речь идет об экономической контрабанде из Казахстана за границу. По общим правилам определения стадии оконченного преступления перемещение через границу следует признавать состоявшимся лишь после фактического ее пересечения, а установить такой факт можно лишь тогда, когда преступник пересек пространство таможенного контроля и оказался за его пределами либо даже на территории другого государства.

Данную точку зрения поддерживают многие таможенники и отдельные ученые, которые, строго следуя формулировке уголовного закона, квалифицируют контрабанду как оконченное преступление только при фактическом пересечении таможенной границы. Следовательно, если лицо, подавшее декларацию, будет при таможенном досмотре изобличено в попытке вывезти товары незаконным способом, то его действия должны рассматриваться как покушение на контрабанду.

Статья 6 ТК РК указывает на то, что таможенную территорию Республики Казахстан составляют сухопутная ее территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними.

Таможенная территория Республики Казахстан включает в себя и находящиеся в морской исключительной экономической ее зоне искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Республика Казахстан обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Однако на территории Республики Казахстан могут находиться и свободные таможенные зоны, а также свободные таможенные склады. Их территории рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Республики Казахстан, за исключением случаев, определяемых Таможенным кодексом и иными законодательными актами по таможенному делу.

Под перемещением товаров через таможенную границу помимо таможенного контроля понимается их перемещение, осуществляемое вне определенных таможенными органами Республики Казахстан мест или вне установленного времени производства таможенного оформления. Если же перемещение товаров встречается с сокрытием от таможенного контроля, то оно значит использование тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров, или же придание одним товарам вида других.

Таким образом, при вывозе предметов контрабанды с таможенной территории Республики Казахстан момент окончания преступления переносится на более раннюю стадию развития умышленного преступного деяния, а действия лица, направленные на реализацию намерения незаконно вывезти товары после подачи им таможенной декларации, следует рассматривать как оконченное преступление. Такой точки зрения на определение понятия "перемещение через таможенную границу" применительно к уголовно - правовым отношениям придерживаются многие правоведы, исследовавшие эту проблему [7]. Этот вывод не противоречит положениям ТК РК и в тех случаях, когда контрабанда осуществляется любым способом при вывозе товаров на территории свободных таможенных зон и на свободные склады, а также и при ввозе с этих зон и складов на остальную часть таможенной территории Республики Казахстан.

В случаях, когда таможенному органу Республики Казахстан в качестве документов, необходимых для таможенных целей, предоставляются документы поддельные, недействительные, полученные незаконным путем и содержащие недостоверные сведения, происходит перемещение товаров, совершенное обманным путем. А перемещение товаров, которое сопряжено с недекларированием или же недостоверным декларированием, значит незаявление по установленной письменной, устной или же иной форме достоверных сведений, либо заявлений недостоверных сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Предметом контрабанды (ст. 209 УК) являются товары (продукты питания, одежда, обувь, транспортные средства), найиональная или иностранная валюта, за исключением предметов, указанных в ст. 250 УК РК данной статьи (наркотические и другие сильнодействующие и отравляющие вещества и т.п.)

Предметом контрабанды могут быть товары как отечественного, так и зарубежного производства. Под иными предметами понимаются любые имеющие стоимость предметы, за исключением указанных в ст. 250 УК РК. В частности, таковыми могут быть валюта Республики Казахстан - находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену тенге в виде банкнот или монеты, ценные бумаги в валюте Республики Казахстан, а также иностранная валюта, т.е. денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов и монеты, являющиеся законным платежным средством в иностранном государстве или группе государств (в том числе изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену), и ценные бумаги в иностранной валюте [11]; ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов, а также лома таких изделий

Не могут рассматриваться в качестве предмета данного преступления такие предметы, стоимость которых не поддается денежной оценке, например продукты интеллектуальной собственности - рукописи литературных произведений, изобретения, письма и т.п. Вместе с тем некоторые предметы, не являющиеся товарами и поэтому не имеющие цены, могут признаваться предметом данного преступления, если их денежная оценка (стоимость) может быть установлена с помощью соответствующей экспертизы, например антикварные вещи, не относящиеся к категории культурных ценностей.

2.2 Субъективные признаки контрабанды

Субъектам преступления по уголовному праву признается вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления установленного в уголовном законе возраста.

Признаки субъекта преступления раскрываются в статье 14 УК. Часть первая статьи 14 УК гласит: «Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом».

В части второй статьи 14 УК законодательно сформулирован один из важных принципов уголовного права - принцип равенства граждан перед законом: «Лица, совершившие преступления, равны перед законом, независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественных объединениям, места жительства или любых иных обстоятельств». Этот принцип является также конституционным, так как основан на статье 14 Конституции РК.

Субъектом преступления может быть только физическое лицо, т. е. человек.

Физическими лицами, о которых говорится в части первой статьи 14 УК, являются граждане Республики Казахстан, лица без гражданства и иностранные граждане, что вытекает из содержания статей 6 и 7 УК. Признание субъектами преступления только физических лиц означает, что субъектами преступления не могут стать юридические лица, т.е. учреждения, предприятия, организации, партии, общественные объединения.

Одним из необходимых признаков субъекта преступления является вменяемость физического лица, совершившего преступление.

Вменяемость - это способность лица во время совершения общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими.

Вменяемость является необходимым условием привлечения лица к уголовной ответственности и его наказания.

Нормы уголовного закона всегда обращены к лицам, обладающим нормальными психическими способностями, которые в состоянии правильно ориентироваться в окружающей обстановке, понимать значимость своего поведения и руководить своими действиями (бездействием).

Лица, не обладающие такой способностью, не могут осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) или руководить ими вследствие болезненного состояния психики и поэтому признаются невменяемыми и не подлежат уголовной ответственности (ст. 16 УК).

Субъективная сторона преступления - это психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствием.

В отличие от объективной стороны, представляющей собой внешнюю сторону преступления, субъективная сторона выражает внешнюю сущность преступления. В то же время объективные и субъективные признаки преступления тесно связаны между собой, находятся в определенном единстве. Поэтому изучение субъективной стороны должно производиться в тесной связи с анализом объективной стороны соответствующего состава преступления.

В субъективную сторону входят: вина, мотив и цель преступления.

Все эти признаки в совокупности характеризуют тот внутренний процесс, который происходит в психике лица, совершившего преступление, и отражают связь сознания и воли лица с совершенным им деянием.

Значение каждого из этих признаков неодинаково.

Вина - обязательный признак субъективной стороны любого состава преступления. Без вины нет состава преступления и, следовательно, уголовной ответственности.

Мотив и цель в отличие от вины для одних составов являются обязательными, а для других - факультативными признаками субъективной стороны.

Правильное установление субъективной стороны преступления - форм вины, мотивов и целей совершения преступления - имеет большое значение; позволяет отграничить преступное поведение от непреступного, точно квалифицировать преступления, отграничивать друг от друга сходные по объективной стороне составы преступления, определять степень опасности лица, совершившего преступное деяние, и индивидуализировать наказание.

Вина - это психическое отношение лица к совершенному им общественно опасному деянию и его общественно опасным последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Вина всегда выражается в умысле или неосторожности.

Согласно части второй статьи 19 УК виновным в преступлении признается лишь лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности.

Вина в совершении преступления - факт объективной действительности. Вывод о вине субъекта суд устанавливает на основе всех собранных по делу доказательств.

О вине речь может идти в том случае, когда совершено предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние, причинившее вред или создающее угрозу причинения вреда личности, обществу или государству, т. е. преступление. Там, где нет преступления, нет и вины в уголовно-правовом понятии.

Содержание умысла раскрывается в статье 20 УК: «Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.

Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность общественно опасных последствий и желало их наступления.

Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично».

Осознание общественно опасного характера своего действия или бездействия и предвидение общественно опасных последствий как процессы, протекающие в сфере сознания, составляют интеллектуальный момент умысла.

Осознание общественно опасного характера своего действия или бездействия составляет необходимый элемент умысла, отсутствие его исключает умышленную вину.

Осознание общественно опасного характера своего действия или бездействия предполагает, что виновный осознает не только фактическую его сторону, но и их социальное значение, т. е. тот вред, который причиняет или может причинить совершаемое им действие или бездействие общественным отношениям, охраняемым уголовным законом.

Субъективная сторона состава преступления не ограничивается вопросами, связанными с виновностью совершившего преступление лица. До, во время и после совершения преступления в психике виновного происходит сложный внутренний процесс, который не сводится только к формам вины.

В связи с этим для уяснения механизма формирования, а также самого содержания психического отношения субъекта к совершаемому им преступлению и его последствиям необходимо установить характер мотива и цель совершения им преступления.

Мотив преступления - это те внутренние побуждения, которыми руководствовался субъект при совершении преступления. Мотив всегда предшествует умыслу, который возникает и укрепляется под влиянием одного или нескольких мотивов. Установление его важно не только для оценки психического состояния лица в момент совершения преступления, но и для характеристики виновного и моральной оценки его личности.

Мотив преступления также характеризует степень вредности совершенного деяния. Он имеет важное значения для квалификации преступления в тех случаях, когда является необходимым признаком состава преступления, учитывается судом при назначении наказания в качестве смягчающего или отягчающего обстоятельства.

Цель преступления - это то, к чему стремится, чего добивается субъект, совершая вредоносное деяние.

Цель преступления так же, как и мотив, характеризует субъективный процесс в сознании лица в связи с совершением им преступления. Следовательно, цель показывает меру общественной опасности преступника, что обязательно должно влиять на наказание.

На основе приведенного выше анализа понятий субъекта и субъективной стороны преступления становиться возможным выделение субъекта и субъективной стороны экономической контрабанды.

Субъектом контрабанды могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста.

Не привлекаются к уголовной ответственности за контрабанду по УК РК дипломатические представители и члены их семей, если они проживают вместе с указанными представителями и не являются казахстанскими гражданами, а также иные граждане, которые согласно действующим законам и международным договорам неподсудны по уголовным делам судам Республики Казахстан. Вопросы уголовной ответственности этих лиц за контрабанду решаются дипломатическим путем.

Контрабанда предполагает наличие вины в форме прямого умысла, т.е. субъективная сторона - прямой умысел.

Представляется очевидным, что субъективная сторона в ст. 209 УК РК характеризуется виной лишь в форме прямого умысла по отношению к перемещению товаров через таможенную границу Республики Казахстан, когда лицо осознает общественную опасность совершаемых действий и желает совершить именно эти действия. Тем не менее, есть и другие точки зрения по этому поводу: многие авторы считают, что "контрабанде присуща строго определенная и ярко выраженная цель, направленная не только на незаконное перемещение товаров и иных предметов через таможенную границу, но и обязательно на их вывоз на территорию иностранного государства для реализации на внешнем рынке (продажи, обмена и т.д.), либо такой же ввоз с территории иностранного государства на таможенную территорию Казахстана для реализации их на внутреннем рынке. При отсутствии такой цели деяние не подпадает под признаки субъективной стороны состава контрабанды" [14, 83]. С этим утверждением едва ли можно согласиться. Экономическая контрабанда - преступление с формальным составом, ее объективная сторона включает только деяние по перемещению товаров и иных предметов через таможенную границу. Достижение какого-то иного преступного результата помимо непосредственного перемещения через границу не требуется для признания этого преступления оконченным и уголовно наказуемым. Таким образом, субъективная сторона экономической контрабанды характеризуется виной лишь в форме прямого умысла.

Мотивами преступления могут быть различные побуждения, которые для состава контрабанды совершенно не имеют значения.

2.3 Квалифицированные виды экономической контрабанды

В уголовном праве Республики Казахстан рассматривается особый вид экономической контрабанды, это так называемые квалифицированные виды контрабанды.

Регулированием данного вопроса занимается ч.2 ст. 209 Уголовного кодекса Республики Казахстан.

Квалифицирующими признаками контрабанды (ч.2 ст. 209 УК РК) являются:

- совершение преступления неоднократно (два или более раза);

- совершение контрабанды должностным лицом с использованием своего служебного положения (должностные лица таможенных органов, специалисты по таможенному оформлению, депутаты, члены Правительства);

- совершение контрабанды с применением физического или психического насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Необходимо отметить, что контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения представляет повышенную общественную опасность.

Должностным лицом, совершающим экономическую контрабанду с использованием своего служебного положения, следует считать такое лицо, служебное положение которого обязывает осуществлять соответствующие действия по контролю перемещаемых через таможенную границу товаров и давать на это разрешение. Таковыми могут признаваться лица, осуществляющие оперативно - распорядительные или властные полномочия. В соответствии с Таможенным кодексом РК к таким лицам относятся: начальник таможни и его заместители; инспектора; другие должностные лица, осуществляющие таможенное оформление и проводящие таможенный контроль, проводящие таможенную идентификацию товаров или транспортных средств. Экономическая контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, может быть совершена также и другими должностными лицами, не связанными непосредственно с выполнением указанных выше функций, но использующими свое служебное положение для незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

Ими могут быть должностные лица, которые по долгу службы имеют возможность пересекать таможенную границу или осуществлять контроль, надзор за перемещением грузов, а также должностные лица, освобожденные в силу ст. 330 Таможенного кодекса от определенных форм таможенного контроля и пользующиеся этим для контрабандного перемещения товаров через таможенную границу.

Согласно ст. 330 ТК РК таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РК и следующих вместе с ним членов его семьи. Освобождаются от таможенного досмотра личный багаж членов Правительства РК, если эти лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением своих служебных обязанностей.

Для привлечения к ответственности по п. "б" ч. 2 ст. 209 УК РК необходимо, чтобы контрабанда была совершена лицом с использованием только служебного положения. Незаконное перемещение должностным лицом через таможенную границу товаров и иных ценностей без использования своего служебного положения не может рассматриваться как квалифицирующий контрабанду признак.

В данном случае понятия "должностное лицо" и "служебные полномочия" должны находиться в прямой зависимости друг от друга. Например, при осуществлении контролируемой поставки должностное лицо использует свое служебное положение, злоупотребляет предоставленным ему правом перемещать отдельные товары и транспортные средства без таможенного контроля.

Должностное лицо - представитель таможенных органов, оказавшее содействие другому лицу в незаконном перемещении через таможенную границу РК предметов контрабанды, подлежит ответственности за соучастие в этом преступлении (ст. ст. 27, 209 УК РК) и за превышение должностных полномочий (ст. 307 УК РК).

В случае, если должностное лицо совершит указанное преступление при условии применения к нему насилия, его уголовная ответственность исключается.

Под применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, следует понимать любое физическое или психическое насилие независимо от того, повлекло оно причинение вреда здоровью потерпевшего или нет.

Насилие к лицу, осуществляющему таможенный контроль, может выражаться в причинении потерпевшему легкого вреда здоровью, вреда средней тяжести, простого и квалифицированного тяжкого вреда здоровью (ст. ст.103, 104, 105 УК).

Однако убийство и причинение тяжкого вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах составом данного преступления не охватываются и образуют совокупность преступлений, предусмотренных ст. 96 (ч. 2 ст. 96) и ч. 3 ст. 209 УК РК.

Особо квалифицирующей признается контрабанда, совершенная организованной группой (ч.3 ст. 209 УК) - устойчивой сплоченной группой лиц, специально организовавшихся для занятия контрабандой.

Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (часть 3 ст. 31 УК РК). В соответствии с ч. 3 ст. 209 УК РК такая контрабанда наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом.

Распределение ролей среди участников группы и ее устойчивость - основные признаки организованной группы. При этом ответственность по ч. 3 ст. 209 несут не только те лица, которые непосредственно перемещали товар или иной предмет контрабанды через таможенную границу, но и все другие участники организованной группы (которые, например, приобретали его с целью доставления за пределы таможенной территории страны или получали его после ввоза на нее, содействовали незаконному перемещению в пункте таможенного контроля или вне его).

Как мы уже отметили ранее, ст. 209 УК РК содержит квалифицированные и особо квалифицированные виды контрабанды, где предусмотрена повышенная уголовная ответственность для должностных лиц и участников организованной группы.

Но следует в статью 209 УК РК следовало бы добавить и такой квалифицирующий признак как совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, так как зачастую экономическая контрабанда совершается не одним лицом или организованной группой, а группой лиц по предварительному сговору. Однако ст. 209 УК не предусматривает в качестве квалифицирующего признака «группа лиц по предварительному сговору». Необходимость данного квалифицирующего признака обусловлена тем, что отсутствие в диспозиции ст. 209 указанного квалифицирующего признака влечет выпадение из квалификации действий преступников их совместных и целенаправленных действий на совершение преступления и, как следствие, смягчение наказания.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты