Рефераты

Форма российского государственного усройства

p align="left">При рассмотрении принципа равноправия субъектов РФ нужно обратить внимание на проблему ассиметричности федерации. Этот вопрос встал наиболее остро тогда, когда стали складываться конституционно-правовые основы нового федеративного устройства РФ. Россия, объявляя разные по статусу на тот момент единицы субъектами РФ вынуждена была определенное время учитывать и сохранять неравное положение субъектов. Это в свою очередь, обуславливалось необходимостью учета более высокого уровня государственной интеграции и участие в делах Федерации одних субъектов; требовалось время, чтобы другие субъекты территориальных и национально-территориальных единиц поднялись на уровень федеральных отношений. Эта проблема стала наиболее ясно проявляться, стало очевидной когда отдельные субъекты стали добиваться более высокого ранга, когда пошла волна двусторонних договоров субъектов и Федерации, определяющих их преимущества перед другими субъектами. Это вылилось в ущербность идей ассиметричной федерации, даже в ее опасность для федеративного устройства РФ.

Конечно, субъекты могут быть различны по экономическому потенциалу, уровню культуры, численности населения и т.п. В мире нет федерации, субъекты которой были одинаковы во всех отношениях. В Конституции РФ отдается предпочтенье симметричной федерации, т.е. все субъекты РФ юридически находятся в одинаковом, равном положении как во взаимоотношениях с Федерацией, так и во взаимоотношениях друг с другом. Захаров А.А. Ассиметричность федерации. М.: Юристъ. 2006г. стр. 147

Принцип построения РФ на сочетании национально-территориального и территориального начал. В составе РФ, имеющие национальное начало в своем образовании и названии являются 21 республика, 10 автономных округов и одна автономная область. Нельзя утверждать, что они построены абсолютно по национальному признаку, так как это может вызвать представление об особом статусе нации, ее приоритетах в органах власти и т.п. Эти субъекты созданы не только по национальному, но и по территориальному признаку, т.е. объединяют всех граждан, проживающих на соответствующей территории. Национальный признак учитывается в плане языка, образования, культуры, обычаев.

Говоря о национально-территориальном принципе, который лежит в основе структуры РФ, нельзя не упомянуть об идее сообществ из лиц соответствующей национальности или языка. В мире существуют федерации, как союзы этих общин. Такая федерация например в Бельгии, где субъекты представлены тремя языковыми общинами - фламандскими, валлонскими, немецкоязычными. Они занимаются вопросами национального языка, культуры, образования. Большинство граждан соответствующей общины проживают компактно. Страна поделена на три области. Видно, что языковой и территориальный принцип переплетаются. Внедрение данной проблемы в РФ вызовет определенные проблемы. Идею национального единства лучше воплотить в национально-культурной автономии. При этом она должна объединять только тех лиц соответствующей национальной принадлежности, которые живут за пределами компактного проживания данного этноса. Кокотов А.Н. Нация и российская государственность. Екатеринбург.: Право. 2005г. стр. 59

2.2 Основные характеристики РФ как федеративного государства

Центром всего строя федеративных отношений является РФ. Россия - федеративное государство, созданное по воле многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г. Она имеет все признаки государства федеративного, а именно:

Как федеративное государство Россию характеризует наличие своего Основного закона - Конституции, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношения между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства и взаимоотношение Федерации с ее субъектами, форму правления. Возможность самостоятельно решать эти вопросы свидетельствуют об учредительном характере федеральной государственной власти, и говорит о том, что Россия носит конституционно-правовой характер и не может рассматриваться в качестве договорно-конституционной модели федерации. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ. 2007г. стр. 301

У РФ есть своя территория и территориальное верховенство. Территория - один из основных признаков государства, определяющий пространство, на которое распространяется суверенитет и власть государства. Каждое государство заинтересовано в ясном определении пределов своей территории, т. к. территориальные споры чреваты военными конфликтами, порождают много трудностей. Для федеративных государств, правовое закрепление своей территории имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государственно-правовое значение. От этого зависит поле действия федерального законодательства и судебной власти.

Территория РФ включает сухопутное пространство, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними. Внутренние воды включают реки, озера, моря, заливы, лиманы и т.д. Территориальное море - примыкающий к сухопутной территории морской пояс шириной до 12 морских миль. Воздушное пространство включает высоту до 100 км. В понятие государственная территория входят расположенные под сухопутной и водной территорией недра. Закон РФ «О недрах» устанавливает, что недра в границах территории РФ, подземное пространство, содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и другие ресурсы являются государственной собственностью. Континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ, на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от берега. Порядок осуществления суверенных прав на шельфе регулируется Федеральным законом «О континентальном шельфе РФ».

Исключительная экономическая зона - морское пространство шириной до 200 миль от берега. Прибрежные государства могут создавать искусственные острова, установки и сооружения, осуществлять рыболовство, проводить исследования, осуществлять защиту морской среды и естественных ресурсов.

Охрана территории, континентального шельфа, исключительной экономической зоны находится в ведении федеральных властей. Они должны обеспечивать территориальную целостность РФ и ее субъектов. Федеральным законом «О внутренних морских водах территориальном море и прилежащей зоне» регулируется прилежащая зона - морской пояс, расположенный за пределами территориального моря, граница которого находится на расстоянии 24 миль от исходных линий. Баглай М.В. Конституционное право России. М.: Норма. 2007г. стр. 349

Территориальное верховенство включает два аспекта: внутренний и внешний. Внешнеполитический аспект состоит в том, что никто извне не может распоряжаться территорией РФ, проводить изменения - отделение, присоединение, переустройство и т.д. Внутренний аспект в том, что органы субъектов РФ не могут производить изменения территории РФ без ее участия. Изменение границ между субъектами утверждает Совет Федерации. Не допускается установление внутренних границ. В ст. 74 ч. 2 Конституции указывается, что ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с ФЗ если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья, охраны природы и культурных ценностей. Карапетян Л.М. Федеративное устройство российского государства. М.: Проспект. 2004г. стр. 103

РФ обладает высшей властью в отношении своей территории. Конституция РФ, ее ФЗ имеют верховенство на всей ее территории. РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на всей территории.

Важным элементом конституционно-правового статуса РФ является наличие единого гражданства, право приема в гражданство и решение вопросов связанных с прекращением гражданства. Конституция РФ в ст. 6 предусматривает единую федеральную законодательную основу гражданства в виде Федерального закона. Таковым является ФЗ «О гражданстве в РФ» от 31 мая 2002 г., который предусматривает единое гражданство РФ, хотя на начальном этапе государственного строительства допускалось гражданство, как федерации, так и республик в составе РФ. Прием в российское гражданство и разрешение выхода из него являются компетенцией Федерации. Закон о гражданстве также определяет порядок разрешения споров между Федерацией и субъектами по вопросам гражданства. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М.: Проспект. 2006г. стр. 46

Для России как федеративного государства характерно наличие общих для всей Федерации органов государственной власти: Президента - главы государства, Федерального собрания - представительного и законодательного органа РФ, Правительство - осуществляет исполнительную власть. В структуре, процедурах деятельности органов государственной власти отражена федеративная природа России: субъектам РФ предоставляется право на создание своей системы органов государственной власти, но обуславливает эту систему основами конституционного строя РФ и общими принципами организации органов государственной власти, установленными Федеральным законом.

В ч. 2 ст. 77 Конституции установлено, что по вопросам ведения Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти образуют единую систему органов исполнительной власти в РФ. Конституция РФ позволяет федеральным органам исполнительной власти для осуществления своих полномочий создавать свои территориальные органы и назначать должностных лиц.

Президент и Правительство обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ в соответствии с Конституцией.

Конституция разрешает федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов по обоюдному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.: Дрофа. 2005г. стр. 129

Для РФ как федеративного государства характерна единая внутренняя и внешняя политика. России присуще ее международное признание и международное правосубъектность, т.е. участие в международных правоотношениях. Это означает, что международное сообщество воспринимает Россию с учетом ее федеративного устройства и структурного состава. Внешняя и внутренняя политика осуществляется органами Федерации, формируется с участием субъектов РФ.

К элементам конституционно-правового статуса РФ относится ее право внешних сношений с иностранными государствами, реализуя которое она представляет и защищает как интересы всей РФ в целом, так и интересы каждого ее субъекта. Россия обладает абсолютной правосубъектностью: она заключает международные и межгосударственные договора и соглашения, участвует в работе международных организаций, системах коллективной безопасности, региональных межгосударственных союзах. Проводя единую внешнюю политику, РФ признает и уважает государственный суверенитет и суверенное равенство всех стран, право на самоопределение, равноправие и невмешательство во внутренние дела, территориальную целостность и нерушимость существующих границ, отказ от применения силы и угрозы силой, мирное урегулирование споров, добровольное выполнение обязательств и др., принципы и нормы международного права. Приоритетными являются отношения с бывшими союзными республиками Союза ССР. РФ обладает исключительным правом объявлять войну и заключать мир.

Конституционно-правовой статус РФ характеризуется наличием единой федеральной системы права, разветвленного законодательства, регулирующего абсолютное большинство общественных отношений в стране. В Конституции выражается принцип верховенства федеральных законов (ч. 2 ст. 4). В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов не могут противоречить ФЗ, принятым по вопросам ведения РФ и по предметам совместного ведения.

Федеративная система права включает федеральные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты государственных органов субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления в системе права РФ относятся также некоторые законодательные акты бывшего СССР, если они не противоречат действующему законодательству РФ. Составной частью системы права являются общепризнанные принципы и нормы международного права и ратифицированные международные договоры РФ. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В число федеральных нормативных правовых актов входят: Конституция РФ; федеральные конституционные законы; Федеративный договор; Федеральные законы; нормативные акты Президента РФ; нормативные постановления палат Федерального собрания РФ, Правительства РФ, федеральных министерств, служб, агентств; соглашение о делегировании полномочий РФ ее субъектам; межгосударственные договоры и межправительственные соглашения и т.д.

Ядром системы права РФ служит ее Конституция, имеющая высшую юридическую силу, прямое действие и применяемое на всей территории РФ. Единство федеративной системы права обеспечивается верховенством Конституции РФ и ФЗ на всей ее территории. Это обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие федеральных нормативных актов, нормативных актов субъектов, муниципальных нормативных актов. Отрицание верховенства ФЗ по предметам ведения РФ, провозглашение верховенства законов субъектов ведет к войне законов в рамках единого государства и правового развала РФ. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ. 2007г. стр. 306

Практически все федеративные государства мира имеют единую армию и не позволяют создание войсковых формирований субъектам Федерации. Россия как федеративное государство имеет единые Вооруженные силы, которые подчиняются верховному Главнокомандующему ВС РФ - Президенту РФ. Россия располагает единой системой служб безопасности и внутренних дел. Органы безопасности в истории федеративного строительства создавались с учетом территориальной структуры государства, только с вертикальным подчинением. Руководители органов внутренних дел субъектов РФ назначаются Президентом РФ по представлению Министра ВД РФ. Россия определяет структуру и организацию Вооруженных Сил, разрабатывает и проводит оборонную политику РФ.

Россия как государство располагает единой, денежной, кредитной финансовой системой, с единой денежной единицей, системой налогов, кредитно-денежным обращением, Центральным банком и т.д. В соответствии со ст. 75 Конституции РФ денежной единицей в России является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ России. Введение и эмиссия других денег в РФ не допускается. Денежная система РФ включает в себя официальную денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения.

Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятие из обращения на территории РФ осуществляется исключительно банком России. Наличные деньги выпускаются в обращение в виде банковских билетов и монет. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами ЦБ РФ и обеспечиваются всеми его активами. Банк России планирует объем производства, перевозки и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов, устанавливает правила хранения, перевозки, инкассации наличных денег, устанавливает признание платежности денежных знаков, порядок замены поврежденных банкнот, порядок их уничтожения, порядок ведения кассовых операций в России.

Система налогов, общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются ФЗ. На федеральном уровне законом устанавливается система налогов взимаемых в федеральный бюджет. Субъекты РФ, обладая правом на введение налогов, обязаны делать это в соответствии с общими принципами налогообложения. Единство экономической системы выражается в плюрализме форм собственности, свободе экономической деятельности и защите конкуренции.Баглай М.В. Конституционное право России. М.: Норма. 2007г. стр. 357

Конституционно-правовой статус РФ характеризуется наличием собственности России. К объектам исключительно федеральной собственности в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную, государственную собственность республик, краев, областей, муниципальную собственность» относятся:

- объекты, составляющие основу национального богатства. Ими являются ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны; охраняемые и особым образом используемые природные объекты; историко-культурные и природное наследие, художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения.

Существует государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. В соответствии с Указом Президента от 6 ноября 1993 г. в этот свод входят: Государственный Академический Мариинский театр; государственный историко-культурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»; Госфильмофонд РФ; Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная поляна»; Московская фабрика декоративной росписи; Российский государственный архив древних актов;

- объекты, необходимые для функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач. К их числу относится государственная казна РФ, имущество Вооруженных Сил, железнодорожных, пограничных, внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел, и других учреждений, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета. В их число включены средства Пенсионного фонда РФ, других внебюджетных фондов, ЦБ, залоговый запас, алмазный и валютный фонды.

- объекты оборонного производства. К ним относятся все предприятия производящие системы и элементы вооружений, взрывные и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание и запуск, сопровождение космических аппаратов, осуществление научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в указанных областях - независимо от доли военных заказов; защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления органов государственной власти, объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

- объектами отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, являются: предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья; предприятия топливно-энергетического комплекса; предприятия и объекты электроэнергетики за исключением объектов инженерной инфраструктуры городов, предприятия и объекты железнодорожного, воздушного, трубопроводного транспорта, речного и морского транспорта, предприятия газификации; федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации; предприятия связи, телевизионные и радиовещательные центры Постановление Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную, государственную собственность республик, краев, муниципальную собственность» от 27 декабря 1991г. СЗ РФ. 2004г.

Исключительно к федеральной собственности относятся предприятия фармацевтической промышленности, производства медико-биологических препаратов. В постановлении ВС РФ от 27 декабря 1991 г. определяется круг объектов, относящихся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Это предприятия всех отраслей народного хозяйства, признанные в соответствии с законодательством РФ занимающими доминирующее положение на республиканском или местных рынках товаров; крупнейшие предприятия народного хозяйства; предприятия атомного и энергетического машиностроения; предприятия рыбопромысловой промышленности; зверосовхозы; государственные санаторно-курортные учреждения, объекты космического хозяйства, находящиеся в ведении центральных органов исполнительной власти; учреждения здравоохранения и народного образования, культуры и спорта; научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геологоразведочные и изыскательские организации, а если они находятся в составе научно-производственных объединений - и эти объединения; предприятия автомобильного транспорта (кроме городского пассажирского транспорта); предприятия по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем и сооружений

Статус земли, недр, вод, лесных и других федеральных природных ресурсов определяется по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти ее субъектов. В федеральной собственности находятся земельные участки и другие природные объекты, предназначенные для обеспечения деятельности Президента РФ, федеральных органов государственной власти, Вооруженных Сил, пограничных, внутренних и железнодорожных войск РФ. Карапетян Л.М. Федеративное устройство российского государства. М.: Проспект. 2004г. стр.124

Россию характеризует наличие государственного языка. В соответствии со ст. 68 Конституции, государственным языком на всей территории РФ является русский язык. Как федеративное государство РФ вправе регулировать вопросы использования языка и языковые отношения применительно ко всей своей территории. 1 июня 2005 г. принят ФЗ «О государственном языке России», согласно которому русский язык является основным средством межнационального общения народов РФ. Эта норма Конституции очень важна в государстве, в котором проживают более 100 национальностей. 85% населения составляют русские, а подавляющее большинство лиц других национальностей считают русский язык своим родным. Признание русского языка государственным означает, что он изучается в образовательных учреждениях, на нем издаются официальные документы, ведется работа в законодательных, исполнительных органах государственной власти, суде. Закон от 1 июня 2005 г. предусматривает, что граждане, не владеющие русским языком, могут использовать в государственных органах родной язык, а в определенных случаях им обеспечивается перевод. Это исключает право определенных субъектов устанавливать свой государственные языки. Такое право предоставлено Конституцией республикам, в органах государственной власти, органах местного самоуправления которых эти языки употребляются наряду с государственным языком РФ. Федеральный закон «О государственном языке РФ» от 1 июня 2005г. СЗ РФ 2006г. Ст.2014

Языки народов являются национальным достоянием государства. Граждане РФ имеют право получать основное общее образование на родном языке, они могут создавать национальные клубы, студии и коллективы искусства, организовывать библиотеки, кружки по изучению национального языка, общероссийские, республиканские и другие ассоциации. В местах компактного проживания национальных групп допускается использование их языка в официальном делопроизводстве. Государственные программы предусматривают финансовые и другие меры, направленные на сохранение и развитие языков народов РФ.

Законом РФ от 25 октября 1991 г. установлено, что алфавиты государственного языка РФ и государственных языков республик строится на графической основе кириллицы. Иные графические основы алфавитов могут устанавливаться ФЗ. Закон РФ от 25 октября 1991г. «О языках народов России». СЗ РФ 2003г. Ст. 1019

К этой ситуации применительно постановление Конституционного Суда РФ от 16 ноября 2004 г., которое признало это положение Закона РФ не противоречащим Конституции. В нем отмечено, что изменение графической основы алфавита допустимо если только оно преследует конституционно-значимые цели, отвечает историко-культурным, социальным, политическим реалиям, а также интересам многонационального РФ. Решение этого вопроса республикой в одностороннем порядке, без учета вытекающих из Конституции РФ требований и гарантий в языковой сфере, могло бы привести не только к ослаблению федеративного единства, нарушению полномочий РФ в языковой сфере, но и к ограничению конституционных прав и свобод граждан, в том числе проживающих за пределами республики, для которых данный язык является родным, на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитание, обучение и творчество, на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, многие из которых созданы на основе исторически сложившейся письменности.

Исполнительная власть Федерации и субъектов не должны действовать разрозненно, так как эффективность решения многих проблем будет затруднена.

Конституция в ч. 2 ст. 77 предусматривает создание единой системы исполнительной власти. Но такая система органов исполнительной власти не исчерпывает всей проблемы организации исполнительной власти в Федерации. Федеральные органы исполнительной власти могут создать свои территориальные органы, которые будут независимы от органов субъектов. Конституционный суд в постановлении от 7 июня 2000 г. признал не противоречащим Конституции РФ положение, при котором законодательный орган государственной власти субъекта может принимать участие в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в случаях предусмотренных законом и при осуществлении территориальными органами полномочий по вопросам совместного ведения РФ и субъектов. Авакьян С.А. Конституционное право России. М.: Юристъ. 2007г. стр.115

Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. были учреждены семь федеральных органов. Этим же Указом утверждено Положение о полномочном представителе Президента в федеральном округе. По своей природе он является административным образованием, охватывающим территорию нескольких субъектов РФ. Их создание не затрагивает конституционных основ федерализма.

Этот институт призван обеспечить национальную безопасность, улучшить политическую, экономическую и социальную обстановку. С их помощью должна быть преодолена раздробленность.

Полномочный представитель является должностным лицом и федеральным государственным служащим. Непосредственно подчиняется и подотчетен Президенту РФ. Назначается и освобождается Президентом, входит в Администрацию Президента. Его заместители назначаются и освобождаются Руководителем Администрации. Он обеспечивает реализацию Президентом РФ своих конституционных полномочий; не наделен властными полномочиями, но имеет право запрашивать и получать необходимые ему документы, организовывать проверки исполнения указов и распоряжений, имеет право беспрепятственного доступа в любые организации.

Он обеспечивает координацию деятельности федеральных органов, анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов, организует взаимодействие федеральных органов и органов субъектов., органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными и религиозными объединениями. Он разрабатывает программы социально-экономического развития территории, организует контроль за исполнением ФЗ, иных нормативно-правовых актов (в случае выявления противления вносит предложение о приостановлении действия этих актов). Через него проходит согласование кандидатур на должности федеральных служащих, проекты федеральных (отношений) решений, затрагивающих интересы субъектов РФ.

Организует проведение согласительных процедур для разрешения разногласий, принимает участие в работе органов государственной власти субъектов РФ, в работе органов местного самоуправления, обладает рядом прав представительского характера, содействует деловому сотрудничеству.

Россия обладает всеми необходимыми символами (атрибутами) государства. У нее имеются Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн, в которых своеобразной формой выражается государственный суверенитет РФ, - а также ее столица - город Москва.

Согласно ст. 70 Конституции РФ, государственный флаг, герб, гимн, их описание и порядок официального использования устанавливается ФКЗ. Государственный флаг в соответствии с ФКЗ от 25 декабря 2000 г. «О государственном флаге РФ», представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: белого, синего, красного. Отношение ширины к его длине 2:3. Государственный флаг РФ поднят постоянно на зданиях: Администрации Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального собрания РФ, Правительства РФ, Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, ВАС РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Центрального банка РФ, Счетной палаты РФ, ЦИК РФ, Уполномоченного по правам человека РФ. Федеральный конституционный закон «О государственном флаге РФ» от 25 декабря 2000г. СЗ РФ. 2001г. Ст. 5020

Он поднят постоянно на зданиях федеральных органов исполнительной власти, резиденциях полномочных представителей Президента РФ, на зданиях органов государственной власти субъектов. Он вывешивается на зданиях органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также на жилых домах в дни государственных праздников.

Он также поднят на зданиях дипломатических представительств, консульских учреждений, резиденций глав дипломатических представительств и консульских учреждений, когда это связано с исполнением ими служебных обязанностей, на зданиях иных официальных представительств РФ за пределами РФ, в том числе официальных представительств РФ при международных организациях - в соответствии с нормами международного права, правилами дипломатического протокола и традициями страны пребывания. В качестве кормового флага, на судах внесенных в реестр судов РФ; на буксирных судах - на гафеле или носовом флагштоке (судно, плавающее под флагом иностранного государства, должно при плавании во внутренних водах РФ, либо во время стоянки в порту РФ в дополнение к своему флагу поднимать и нести в соответствии с международными морскими обычаями Государственный флаг РФ; военных кораблях и судах - в соответствии с Корабельным Уставом, вспомогательных судах ВМФ; судах зарегистрированным в реестре иностранного государства и представленных во владение и пользование российским фрахтователем без экипажа;

Государственный флаг установлен постоянно в залах заседания Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, в залах судебного заседания, в рабочем кабинете Президента РФ, в иных помещениях, предназначенных для проведения торжественных мероприятий с участием Президента РФ, в рабочих кабинетах Председателя Совета Федерации, Председателя Государственной Думы, Председателя Правительства РФ, Руководителя Администрации Президента РФ, полномочных представителей Президента в федеральных округах, Председателя Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора, Председателя Центрального банка РФ, Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека РФ, Председателя Центральной избирательной комиссии РФ, руководителей органов государственной власти субъектов, глав муниципальных образований, глав дипломатических представительств и консульских учреждений и иных официальных представительств РФ за пределами РФ, официальных представительств РФ при международных организациях.

В дни траура в верхней части древка государственного флага крепится черная лента, длина которой равна длине полотнища флага. Государственный флаг поднятый на мачте, припускается до половины мачты. Во время траурных церемоний, предусматривающих отдание воинских почестей умершему гражданину РФ, гроб с телом покойного накрывается полотнищем государственного флага РФ. Перед погребением полотнище сворачивается и передается родным покойного.

При одновременном подъеме (размещении) Государственного флага РФ и флага субъекта РФ, муниципального образования, общественного объединения, предприятия, учреждения, организации флаг РФ располагается с левой стороны от другого флага, если стоять к ним лицом; при временном подъеме (размещении) нечетного числа флагов, флаг РФ располагается в центре, а при четном числе - левее центра. При одновременном подъеме (размещении) Государственного флага РФ и других флагов. Размер флага субъекта РФ, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации не может превышать размер Государственного флага РФ, а высота подъема Государственного флага РФ не может быть меньше подъема других флагов.

Надругательство над государственным флагом, его использование с нарушением ФКЗ влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ. 2007г. стр. 312

В соответствии с ФКЗ от 25 декабря 2000 г. «О государственном гербе РФ». Он представляет собой четырехугольный, закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой руке - скипетр, в левой - держава. На груди орла - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Он воспроизводится на бланках органов государственной власти РФ дипломатических представительств, консульских учреждений, на документах удостоверяющих личность гражданина РФ, на документах общегосударственного образца. Он помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенные отдельными государственными властными полномочиями.

Государственный герб РФ помещается на фасаде здания официальной резиденции Президента РФ, на фасаде зданий Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, Конституционного суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного суда и т.д.; в рабочем кабинете Президента РФ, Председателя Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, в кабинетах председателей судов РФ, полномочных представителей в федеральных округах, председателей ЦИК, ЦБ, Счетной палаты, в кабинетах руководителей федеральных органов государственной власти, прокуроров, глав муниципальных образований, руководителей органов государственной власти субъектов РФ.

Государственный герб помещается на пограничных знаках и в пункта пропуска через государственную границу РФ; на боевых знаменах воинских частей, на штандарте Президента РФ; на знаменах федеральных органов исполнительной власти, определяемых Президентом РФ; на государственных наградах РФ и документах к ним, на знаках отличия за окончание ВУЗов, денежных знаках.

Он может быть размещен на знаках различия и форменной одежде, установленной для лиц, состоящих на военной или иной государственной службе, в качестве геральдической основы эмблем федеральных органов государственной власти. Гербы субъектов, общественных объединений, предприятий, учреждений не могут быть идентичны Государственному гербу РФ - он не может быть использован в качестве геральдической основы гербов иных. При одновременном размещении нескольких гербов действуют правила касающиеся государственного флага РФ: он располагается слева если стоять к нему лицом, в центре или левее центра; он может быть меньше размерами иного герба. Федеральный конституционный закон «О государственном гербе РФ» от 25 декабря 2000г. СЗ 2001г. Ст.5022

Государственный гимн РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях предусмотренных ФКЗ от 25 декабря 2000 г. Государственный гимн может использоваться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом, ином вокальном и инструментальном варианте. Могут быть использованы средства звукозаписи, средства телетрансляций и радиотрансляций. Он должен исполняться в точном соответствии с утвержденным текстом и музыкальной редакцией. Слова гимна написаны С.В. Михалковым, а автором музыки является А.В. Александров. Государственный гимн РФ исполняется: при вступлении в должность Президента РФ - после принесения им присяги; при вступлении в должность руководителей органов государственной власти; при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации и сессии Государственной Думы Федерального собрания РФ; при официальной церемонии подъема Государственного флага и других официальных церемоний; во время церемоний встреч и проводов посещающих РФ с официальным визитом глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, официальных представителей иностранных государств, глав межгосударственных и межправительственных организаций - в соответствии с дипломатическим протоколом; во время проведения воинских ритуалов.

Государственный гимн РФ может исполняться: при открытии памятников и памятных знаков; при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам РФ; во время иных торжественных мероприятий проводимых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и негосударственными организациями. Федеральный конституционный закон «О государственном гимне РФ» от 25 декабря 2000г. СЗ РФ 2002г. Ст. 5021

Государственный гимн транслируется государственными телевизионными и радиовещательными компаниями: перед началом и окончанием вещания, а при круглосуточном вещании - в 6 ч и 24 ч. по местному времени, - ежедневно; в новогоднюю ночь - после трансляции боя часов на Спасской башне Московского Кремля в 24 ч. по местному времени.

Исполнение государственного гимна РФ на территории иностранных государств при проведении официальных мероприятий осуществляется в соответствии с правилами установленными МИД РФ, но с учетом традиций страны пребывания. Государственный гимн РФ используется при проведении официальных церемоний во время спортивных соревнований. Гошуляк В.В. Конституционно-правовые основы российского федерализма. М.: Дрофа. 2006г. стр. 241

РФ имеет свою столицу. Согласно ст. 70 Конституции РФ, столицей РФ является город Москва, статус которой должен определяться Федеральным законом. 15 апреля 1993 г. принят Закон РФ «О статусе столицы Российской Федерации» (в редакции от 22 августа 2004 г.) Столица РФ - место нахождения федеральных органов государственной власти РФ, представительств республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, дипломатических представительств иностранных государств в РФ. Территорией столицы РФ является территория города Москвы. Закон РФ от 15 апреля 1993 г. закрепляет федеральную собственность на здания и сооружения, занимаемые федеральными органами, а также на земельные участки под ними. ФЗ законом от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетированиях» установлено, что эти публичные мероприятия в городе Москве проводятся в соответствии с ФЗ от 19 июня 2004 г. Закон установил время проведения мероприятия с 7-00 до 23-00 текущего дня по местному времени. Законом предусмотрена компенсация затрат города в связи с выполнением им функций столицы за счет федерального бюджета. Баглай М.В. Конституционное право России. М.: Норма. 2007г. стр. 373

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты