Рефераты

Формирование и реализация государственной политики

сфере животноводства в 2002-2006 гг. отмечена тенденция снижения поголовья скота во всех категориях хозяйств (таблица 1.9). В личных подсобных хозяйствах населения увеличилось в 2 раза поголовье овец и коз (816 голов).

С 2002 по 2006 гг. производство продукции животноводства в связи с убыточностью прекратило 2 предприятия: ОАО «Учебно-опытное хозяйство АГАУ «Барнаульское», ОПХ «Овощевод». Кроме того, в ГУП ОПХ «Докучаева» в 1 квартале 2007 года произведен забой всего поголовья КРС.

С целью поддержки сельскохозяйственных предприятий и улучшения их финансового состояния в 2006 году предприятиям перечислено около 35 млн. рублей субсидий в рамках краевых и федеральных целевых программ.

В качестве сдерживающих факторов развития сельскохозяйственного производства выделяются невысокий технологический уровень производства, недостаточное внедрение высокопроизводительных инновационных разработок, высокая стоимость энергоресурсов.

В соответствии с Планом мероприятий по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» на территории г. Барнаула в 2007-2010 годах, проводится целенаправленная работа по вовлечению в сельскохозяйственный оборот земель бывшего совхоза «Барнаульский». ООО «Топливная энергетика» планирует арендовать около 4 тыс. га пахотных земель.

На модернизацию производства к 2012 г. сельскохозяйственные предприятия города планируют затратить более 350 млн. рублей.

Малое предпринимательство

Малый бизнес развивается все динамичнее и оказывает существенное влияние на экономику города и решение социальных вопросов.

Количество малых предприятий на 1 января 2007 г. составило 9834 (или 70 % от общего количества малых предприятий края), из них по видам экономической деятельности:

- оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 54,7%;

- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг-14,4%;

- обрабатывающие производства - 11,7%;

- строительство - 8,8 % .

Число работающих на малых предприятиях - 64,7 тыс. человек (36,2% от общего числа занятых в экономике) (таблица 1.11). В налоговых инспекциях Барнаула состоит на учете 20900 индивидуальных предпринимателей (на 1408 больше, чем за 2005 год).

Предпринимателями полностью закрыты потребности в объектах торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ведется модернизация и создание нового производства стройматериалов. Сегодня перерабатывающие предприятия города полностью обеспечивают горожан хлебобулочными и макаронными изделиями, молочными продуктами, подсолнечным маслом, мукой, крупами, кондитерскими изделиями и мороженым

Сегодня факторами, тормозящими развитие предпринимательства, является:

- негативное влияние монополий, образующихся в бизнесе, которые в настоящее время наблюдаются в экономике города;

- длительные сроки согласования разрешительных документов на освоение инвестиций (строительство, ввод новых мощностей) как в городских, так и федеральных службах;

- несоблюдение социальных гарантий для работников, занятых в малом бизнесе;

Взаимодействие бизнеса и власти осуществляется, в частности, на основе участия представителей объединений предпринимателей в работе Координационного совета предпринимателей при главе города, который принимает самое активное участие в формировании и реализации политики поддержки малого предпринимательства.

Продолжена реализация Программы поддержки и развития предпринимательства в городе Барнауле на 2005-2007 гг. Проводятся «Дни открытых дверей» для предпринимателей, анкетирование представителей бизнеса.

Отработанная система дает определенные положительные результаты. Сохраняется динамика роста объема производства и оказанных услуг, доли вклада в бюджет города численности работников. Освоены новые формы финансовой поддержки предпринимательства. Такие, например, как реализация Соглашения о сотрудничестве между администрацией Барнаула и Алтайским банком Сбербанка России. За 2006 год выдано кредитов 138 млн. рублей под 12% годовых.

Освоены выделенные из краевого бюджета денежные средства на субсидирование части банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым субъектами малого предпринимательства в объеме 1,1 млн. рублей, в том числе дополнительно к первоначальной сумме - 600 тыс. рублей. Субсидирование части банковской процентной ставки по кредитам получили 63 субъекта малого предпринимательства

С целью заинтересованности предпринимателей и создания благоприятной ситуации для инвестиций определен перечень более 20 перспективных направлений жизнедеятельности городского хозяйства для вложения инвестиций представителями реального сектора экономики, которые доведены до предпринимателей.

Особенно динамично развиваются торговля, бытовые услуги. Есть определенные успехи и в развитии предпринимательства в сфере производства, представители которого заняли призовые места в прошедшем в этом году краевом конкурсе «Лучший предприниматель». ООО «Сибэнергопром» - в номинации «Развитие инновационной деятельности», индивидуальный предприниматель - Емелин В.П. - «Эффективность и развитие». Кроме того, Емелин В. П., занимающийся производством плавленых сыров под торговой маркой «Плавыч», удостоен и звания «Лучший предприниматель края 2006 года».

Муниципальные финансы

Доходы

Изменения бюджетного и налогового законодательства РФ обусловили неустойчивость структуры доходов бюджета города и величины их поступлений.

Так, в 2005 году поступления собственных доходов составили 1900 млн. рублей, которые снизились в сравнении с 2004 годом на 24% или на 603,6 млн. рублей по причине:

- снижения нормативов отчисления в бюджет города по регулирующим налогам (налог на доходы физических лиц - с 55% до 30%, налог на имущество организаций - со 100% до 20%);

- передачи в краевой бюджет налога на игорный бизнес, акцизов на пиво и вино;

- отмены зачисления в бюджет города налога на прибыль, водного налога, налога на рекламу.

В 2006 г. наблюдается рост собственных доходов на 969,2 млн. рублей или на 51% (за счет увеличения норматива отчисления в бюджет города на 10% по налогу на доходы физических лиц, эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, а также увеличения объема продажи недвижимого имущества) (таблица 1.12). Обеспеченность доходами на 1 жителя увеличилась на 26% и составила 7886 рублей (таблица 1.14).

Основную долю (75,4%) в собственных доходах бюджета города в 2006 году занимали налоговые доходы, которые составили 2162,4 млн. рублей, их поступление в сравнении с 2005 годом увеличилось на 39%.

Одним из основных источников налоговых доходов является налог на доходы физических лиц. Сумма поступлений за 2006 год составила 1229,3 млн. рублей, что на 77% превышает уровень 2005 года.

Поступление неналоговых доходов в бюджет города составило 706,9 млн. рублей, что в 2 раза выше уровня 2005 года и в 2,5 раза уровня 2004 года.

Одним из основных источников неналоговых доходов являются доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности - 64,6% от общего объема неналоговых доходов. Исполнение указанной статьи неналоговых доходов составило 456,9 млн. рублей, что в 1,8 и 2 раза выше соответственно 2005 и 2004 годов.

Причиной данного роста является введение коэффициентов для различных видов использования земли к ставкам арендной платы за земли, исходя из кадастровой оценки земли, при расчете арендной платы за муниципальное имущество введен коэффициент инфляции.

Поступления средств от приватизации муниципального имущества составили 182,2 млн. рублей, что в 4,8 раза выше уровня 2005 года и в 37,5 раза 2004 года, в связи с увеличением объема продажи муниципального имущества.

Безвозмездные перечисления поступили в размере 2268,6 млн. рублей и увеличились лишь на 85,5 млн. рублей или на 4% по отношению к уровню 2005 года. Доля безвозмездных перечислений в общей сумме доходов составила 44,2% и снизилась к уровню 2005 на 9%.

Кроме того, в бюджет города в 2006 году поступили безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц в сумме 15,0 млн. рублей.

Расходы

Анализ исполнения расходной части бюджета города за 2004-2006 гг. показал, что за 2005 год объем финансирования расходов (в сумме 4159 млн. рублей) к уровню 2004 г. снизился на 13% (таблица 1.13). Данное уменьшение связано с исключением из объема средств ТФОМСа по отрасли «Здравоохранение», возмещения разницы в тарифах на коммунальные услуги по отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство».

Данные изменения отразились на структуре расходов - доля социально значимых отраслей возросла до 63 %.

Одна из основных статьей расходов - оплата труда работников бюджетной сферы (39% объема расходов). В 2005 году произведено увеличение заработной платы указанной категории работников с 01 декабря 2004 г. на 20% и с 01 сентября 2005 г. на 11%.

Бюджет города 2006 года по расходам исполнен в объеме 5001 млн. рублей, что выше уровня 2005 года на 20%. Данный рост также связан с увеличением заработной платы работников бюджетной сферы с 01 мая на 20% и с 01 октября на 11%.

Значительно возросли в части городских полномочий расходы на капитальные вложения - по сравнению с предшествующим периодом почти в 2 раза.

Финансировались расходы на погашение кредиторской задолженности. В целом ее объем сократился на 616 млн. рублей.

С 2006 года дополнительным источником финансирования расходов является муниципальный целевой бюджетный фонд. За отчетный период поступило 15 млн. рублей. Из структуры расходов исключено финансирование военных комиссариатов по отрасли «Национальная оборона».

Существующие местные налоги и налогооблагаемая база города Барнаула не обеспечивает необходимый объем расходов местного бюджета (к местным относятся лишь два налога - земельный налог и налог на имущество физических лиц). Полномочия по регулированию налогов на местном уровне ограничиваются установлением размеров ставок в пределах, определенных федеральным законодательством, сроков уплаты и дополнительных налоговых льгот.

В анализируемом периоде администрацией города разработан и утвержден план мероприятий, в рамках которого в 2007 году проводятся мероприятия по увеличению собственного налогового и неналогового потенциала, объем собственной доходной части на 2007 год оценивается в размере 3700,9 млн. рублей, что на 29% выше уровня 2006 года.

Финансовая политика муниципального образования строится в соответствии с разработанными основными направлениями бюджетной, налоговой и долговой политики.

Муниципальное имущество и земли

Земельные ресурсы в черте города продифференцированы на основе кадастровой оценки земель. В результате выявлена площадь, с которой потенциально возможно взимание платы за землю, 25 % от площади города или 8 031 га (земли жилой застройки, дачных и садоводческих объединений граждан, гаражей и погребов, организаций торговли и бытового обслуживания, учреждений образования и здравоохранения, промышленности, под административными и общественными объектами).

Взимание платы за земли, занятые: военными объектами - 37 га; городскими лесами - 5 013 га; обособленными водными объектами - 4 449 га; землями общего пользования и резерва - 5 035 га; сельскохозяйственного использования (пойма р. Обь) - 9 636 га не предусмотрено действующим законодательством либо невозможно в связи с отсутствием землепользователя.

В целях реализации экономического потенциала города, завершена инвентаризация 1541 земельного участка под многоквартирными домами общей площадью 592,5505 га для постановки на государственный кадастровый учет как на ранее учтенные участки (таблица 1.15).

За счет средств муниципального бюджета начата инвентаризация земель сельскохозяйственного использования в черте г. Барнаула - территория Мало-Балдинского луга общей площадью 746 га.

За 2006 год от управления земельными ресурсами города в бюджет города поступило 382,9 млн. руб., что на 28 % превышает уровень 2005 года (за 12 месяцев 2004 года - 170,8 млн. руб.; 2005 года - 299,01 млн. руб.), из них:

земельного налога - 192,2 млн. руб.;

от аренды земельных участков - 167,2 млн. рублей (выполнение годового плана на 104 %);

от продажи земли- 23,4 млн. рублей (выполнение на 130 %).

Имущество. В 2006 году действовало 1892 договора аренды. Площадь нежилых помещений, сданных в аренду - 526,9 тыс.м2.

Общее поступление за 2006 год по арендной плате муниципального имущества составило - 256,1 млн. руб. Запланированная сумма доходов 250,81 млн.руб. Сумма превышения фактически полученных доходов от аренды составила сверх плана - 5,3 млн.руб.

В 2006 году нежилые помещения муниципальной собственности были переданы в доверительное управление нескольким управляющим компаниям.

Общее поступление доходов по арендной плате от управляющих компаний за 2006 год составило - 31,6 млн. руб.

Дополнительный доход от сдачи в аренду муниципального имущества, переданного в доверительное управление, за 2006 год составил 13,2 млн. рублей.

Социальная сфера

Здравоохранение

Для оказания первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи населению города и края функционирует 42 муниципальных учреждения здравоохранения. На базе городских больниц функционирует 12 краевых специализированных центров и 12 межрайонных отделений.

В лечебных учреждениях города работают более 13 тыс. сотрудников в том числе: врачи - 22,0% , среднее звено - 41,2% , младший персонал -18,0%. Коечный фонд муниципальных больниц составляет 5040 коек (77,1 коек на 100 тыс. населения) (таблица 1.17).

За последние три года плановая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений выросла на 8,1% за счет выделения дополнительных площадей из объектов муниципальной собственности, но дефицит площадей для оказания первичной медико-санитарной помощи составляет около 13,0%.

Проблемы стабильно высокого использования ресурсов отрасли связаны с высоким уровнем заболеваемости населения. Увеличивается разрыв между уровнями общей и первичной заболеваемости, что свидетельствует о накоплении хронической патологии среди населения, особенно взрослого. Удельный вес диспансеризации больных с хроническими заболеваниями остается достаточно низким, что приводит к частым обострениям хронических заболеваний, к росту заболеваний с временной утратой трудоспособности. Особенно это касается наиболее ресурсоемкого класса - сердечно - сосудистой патологии.

Более 80% больных, обратившихся в лечебные учреждения первичного звена, обследуются профилактически с целью выявления онкозаболеваний и туберкулеза.

Избыточная сеть медицинских учреждений слабо материально-техническое оснащена, процент износа оборудования доходит до 80%. Недостаточная приоритетность первичной медико-санитарной помощи, в том числе и за счет низкого авторитета участковых врачей, привела к доминированию в здравоохранении дорогостоящей стационарной и скорой медицинской помощи. Отсутствие критериев эффективности работы врачей первичного звена, не позволяет оценить результативность работы и ввести механизм материального стимулирования. Недостаточная мотивация медицинского персонала к качественной работе обусловлена низким уровнем оплаты труда в здравоохранении, особенно среди среднего и младшего медицинского персонала и врачей стационарного звена. Отсутствие нормативов обеспечения населения врачами, средним медицинским персоналом, больничными койками затрудняет процесс реформирования здравоохранения. Требуется поиск новых ресурсосберегающих технологий, таких как дневные стационары. За последние три года обеспеченность местами дневных стационаров выросла практически в 2 раза, а за последний год на 12%, составив 8,6 на 10000 населения. Но все же потребность в местах дневного стационара остается высокой.

Образование

По сравнению с 2004 г. в 2006 году количество детей, посещающих детские сады, увеличилось на 446 ,составив 21806 человек. Однако количество школьников уменьшилось на 6451 человек, что привело к сокращению численности учителей общеобразовательных школ с 4934 человек в 2004 г. до 4349 человек в 2006 г.

Важную роль в удовлетворении запросов населения на образовательные услуги играют школы нового типа, их 37, в том числе 12 лицеев, 12 гимназий, 7 школ с углублённым изучением предметов, 6 частных школ. Сотрудничество с вузами города привели к росту по сравнению с 2004 годом экспериментальных площадок с 89 до 95. Почти 90 тыс. школьников углублённо изучают более 23 предметов в 74 школах.

В школах успешно функционирует 113 детских организаций. Они объединяют более 38,0 тыс. школьников.

Совершенствованию учебно-воспитательного процесса способствовали действующие городские целевые программы в области образования «Дети Барнаула» на 2004-2008 годы, «Основные направления развития образования г. Барнаула на 2005-2010 годы», а также участие педагогов города в конкурсах приоритетного национального проекта «Образование».

В конкурсе общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, приняли участие 23 школы г. Барнаула (40% от числа городских школ края). Победителями стали 12 школ города.

По направлению «Поощрение лучших учителей» от г. Барнаула поступило 135 заявок, 42 учителя стали победителями. 2597 классных руководителей школ города получают ежемесячное денежное поощрение.

Культура

В г.Барнауле осуществляют деятельность 43 учреждения культуры и искусства, в том числе 27 - муниципальных учреждений (таблица 1.19).

Сохранение и развитие учреждений культуры велось в соответствии с перспективным Планом, принятым на 2004-2006 гг. Удалось завершить строительство пристройки, двух классов детской музыкальной школы №5, открыть отделение дизайна и компьютерной графики в детской художественной школе №2. ООО «КиноМир» произведена реконструкция кинотеатра «Искра». На компьютеризацию библиотек, в том числе приобретение программы «ИРБИС», направлено 227,8 тыс. рублей, создается полноценный электронный каталог, открыт собственный сайт. Благодаря выигранному гранту, в библиотеку №15 поступило компьютерное оборудование. За счет бюджетных средств в ДК г. Барнаула произведена реконструкция главного входа, малого зала (3233,0 тыс. рублей).

Несмотря на предпринимаемые усилия, не удается кардинально улучшить состояние материально - технической базы учреждений культуры, износ составляет 70%.

Каждый город ищет свои пути формирования культурной политики, создающей благоприятные условия для сохранения и умножения культурного потенциала, взаимодействия культурного процесса с другими сферами общественной деятельности. В связи с этим комитет по культуре разработал проект городской целевой программы «Культура Барнаула (2007-2009 годы)», которая утверждена решением Барнаульской городской Думы от 27.02.2007 №515.

Физическая культура и спорт

Система физической культуры и спорта Барнаула представляет собой совокупность учреждений, объектов соответствующего профиля (таблица 1.20). В основе данной системы - муниципальные учреждения, коллективы физкультуры, в которых закладывается фундамент всестороннего развития физических и духовных сил, укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни и достижения высоких спортивных результатов.

Для решения вышеуказанных задач город располагает следующей материально-технической базой:

Наименование показателей

2004

2005

2006

Спортивные залы, (ед.)

218

218

238

Количество занимающихся физической культурой и спортом, всего (тыс. человек)

51,0

60,0

93,0

Количество проведенных физкультурно-массовых мероприятий (ед.)

480

540

620

В них приняло участие, (тыс. человек)

48,0

50,0

62,0

Ряд социальных исследований, позволяющих оценить степень вовлечённости населения города Барнаула в сферу физической культуры и спорта, показал следующее:

- активно и регулярно занимаются физической культурой и спортом - 10% горожан;

- занимаются умеренно и нерегулярно - 19%;

- не занимаются, но следят за физкультурно-спортивными мероприятиями - 31%;

- не имеют отношения к физической культуре и спорту, не интересуются данной областью - 40%.

В настоящее время принята новая редакция целевой комплексной Программы «Развитие физической культуры и спорта в г.Барнауле на 2007-2008 годы».

Социальная защита населения

В основе деятельности системы социальной защиты населения города положены принципы социального реагирования, дифференцированного подхода в определении размеров и видов помощи, гарантированности, адресности, комплексности использования всех экономических факторов для повышения уровня социальной поддержки населения, самостоятельность служб социальной защиты населения в сочетании с централизованными мероприятиями.

Важнейшими направлениями деятельности служб социальной защиты населения являются:

- современное и качественное назначение и выплата различных видов пособий, компенсаций, доплат и других видов социальных выплат, за счет различных бюджетных источников, всего 47 видов;

- предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. В 2004 году проведенная модернизация отделов субсидий районных комитетов по социальной защите населения и организации технологического взаимодействия с ООО «Единый РКЦ» позволила значительно сократить документооборот и упростить порядок предоставления субсидий;

- оказание адресной социальной помощи малоимущим гражданам и малоимущим семьям с детьми.

С целью повышения уровня и качества жизни ветеранов продолжается реализация городской целевой комплексной программы «Пожилой человек» на 2002-2006 годы, предусматривающей меры по социальной реабилитации ветеранов, развитию специализированных форм социального обслуживания пожилых граждан. В городе создан банк данных на всех ветеранов ВОВ, ведется работа по созданию Общегосударственной базы данных «Ветеран».

В городе успешно действуют гериатрическое отделение на базе МУЗ «Городская больница №9», отделение сестринского ухода при МУЗ «Городская больница №2».

В городе успешно реализуется краевая комплексная программа «Социальная защита инвалидов Алтайского края на 2002-2004 годы». На 01.01.2005 в г. Барнауле проживали 54989 инвалидов, из которых 2929 -дети в возрасте до 18 лет.

Под постоянным вниманием находится работа с общественными организациями инвалидов (ООИ). Для координации их деятельности с 1993 года создан и работает координационный Совет по работе с районными обществами инвалидов. Районные общества инвалидов освобождены от платы за арендуемое помещение. Общая сумма льгот, предоставленных ООИ в 2004 году составила 569,9 тыс. рублей.

Одним из направлений социальной защиты является работа с семьями, имеющими несовершеннолетних детей. На учете в органах социальной защиты населения состоят 54848 семей, в которых воспитывается более 71,1 тысячи детей.

Каждые из трех лет работы служб социальной защиты населения (2004-2006 гг.) характеризовались внесением изменений в законодательные акты Российской федерации, повлекшие изменения предоставляемых видов и форм социальной поддержки различных категорий населения города Барнаула.

На территории города Барнаула на протяжении 3 лет действует программа жилищных субсидий для малообеспеченных граждан. Главное достоинство этой программы - её социальная значимость как первой общероссийской программы адресной социальной поддержки населения, основанной на заявительном принципе, помощи семье в целом, зависимости права на получение помощи и её размера только от материального положения семьи, невозможности использовать эту помощь не по назначению.

Из общего числа получателей субсидий - 57143 (77,5%) имеют доход не выше 1,25 прожиточного минимума на человека и только 493 (0,7%) имеют доход свыше 2-х прожиточных минимума на человека. В число получателей субсидий вошли работники бюджетной сферы (младший медицинский персонал, учителя и другие). С введением дифференцированного подхода платежная дисциплина квартиросъемщиков в городе увеличилась до 90%.

На 01.12.2005 субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг были предоставлены 55155 семьям, что составляет 22,5 % от общего количества квартиросъемщиков. Сумма предоставленных субсидий составляет 477,7 млн. рублей. Средний размер субсидии составляет 647 рублей (таблица 1.21).

В течение года велась подготовительная работа по переходу предоставления субсидий на жилье и коммунальные услуги через персонифицированные социальные счета граждан, открытые в отделениях Сберегательного банка России.

С 01.01.2006 г. вступил в действие Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», которым деятельность социальной защиты населения в системе муниципальных органов власти не предусмотрена.

В ходе реализации данного закона нормативными правовыми актами Алтайского края органам местного самоуправления передан ряд полномочий по реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан - ветеранов труда, тружеников тыла, жертв политических репрессий, гражданам, проживающим в сельской местности, малоимущим гражданам и семьям с детьми.

Реализация государственных полномочий осуществляется за счет

средств бюджетов Российской Федерации, Алтайского края, Фонда социального страхования Российской Федерации, поступающих в виде субвенций из краевого бюджета.

Основным результатом реализации государственных полномочий и 2006 году является полный охват социальными выплатами всех граждан, имеющих право на их получение (таблица 1.22).

В целом в 2006 году меры социальной поддержки предоставлены 118,2 тыс. человек на сумму 1,1 млрд. руб., в сравнении с прошлым годом расходы бюджета увеличились в 1,7 раза (таблица 1.23).

Жилищно-коммунальное хозяйство

Общая площадь жилищного фонда г. Барнаула на 01.01.2007 составляет 12791,2 тыс. м2, в том числе на обслуживании в муниципальных жилищных предприятиях - 7572,4 тыс.кв.м Ежегодно жилищный фонд, обслуживаемый ими, увеличивается за счет приема жилья от ведомственных предприятий и организаций. В тоже время проводится работа с населением по выбору способа управления жилищным фондом, что способствует уменьшению площади обслуживаемого жилищного фонда. На 01.01.2007 собственники помещений 1678 жилых домов определились со способом управления, в том числе: на 248 домах выбрали такие формы управления как ТСЖ, непосредственное управление и новые управляющие компании.

В последние годы наблюдается рост финансовых средств, выделяемых на капитальный ремонт (таблица 1.24), но в тоже время на сегодняшний день 366 домов жилищного фонда города требуют капитального и восстановительного ремонта. Для выполнения этих работ необходимо около 900 млн. рублей.

В г. Барнауле на 01.01.2007 г. (по данным ФГУП «Ростехинвентаризация») насчитывалось 47,9 тыс.кв.м ветхого жилищного фонда, в основном это жилые дома малоэтажной застройки в деревянном исполнении, введенные в эксплуатацию с 1861 г. по 1950 г.

Активизировалась работа жилищно-эксплуатационных предприятий по привлечению собственников помещений для ремонта мест общего пользования и благоустройства дворовых территорий, что привело к значительному росту объемов выполняемых работ.

Интенсивное строительство новых объектов, рост коммунально-бытовых нагрузок должны обеспечиваться стабильным развитием энергетического комплекса города (таблицы 1.25, 1.26, 1.27). Для повышения надежности и экономической эффективности производства, распределения и доведения до потребителей всех видов энергии в г. Барнауле, как и в целом по России проводится реформирование отрасли.

Мероприятия по развитию предприятий большой энергетики (Барнаульского филиала ОАО «Кузбассэнерго», ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, Барнаульской теплоцентрали) осуществляются в соответствии с планом РАО «ЕЭС России».

Развитие коммунальной энергетики предполагает закрытие мелких нерентабельных котельных, модернизацию и перевод существующих котельных на природный газ.

Транспорт, дорожное хозяйство и связь

В современных условиях среди требований, предъявляемых населением к общественному пассажирскому транспорту, основным ставится качество транспортного обслуживания.

На сегодняшний день в городе функционируют 116 маршрутов (таблица 1.28), из которых: 51 автобусный, 49 маршрутных такси, 5 троллейбусных и 11 трамвайных, в том числе 11 сезонных садоводческих.

Ежедневно в городе, в среднем, работает 1100 единиц общественного транспорта, в том числе 40 троллейбусов, 170 трамваев, 340 автобусов и 560 микроавтобусов. За исключением муниципального предприятия «Горэлектротранс», все автоперевозчики частной формы собственности (24 юридические лица, 27 физические лица). В 2006 году был осуществлен полный перевод на конкурсный отбор автоперевозчиков для работы на маршрутной сети города.

В соответствии с действующими нормативами (стандарты качества обслуживания населения автобусными перевозками) для городов с численностью от 500 до 1000 тыс. человек необходимо от 1,3 единицы подвижного состава на 1000 жителей. Фактически на 1000 жителей Барнаула приходится 1,6 единиц общественного транспорта, то есть в 1,2 раза больше.

При этом в структуре автобусного парка города преобладают микроавтобусы «Газель» и другие модели особо малой и малой вместимости - 52%, при рекомендуемых 9%, а доля автобусов средней, большой и особо большой вместимости составляет 48%, вместо рекомендуемых 91%.

Поэтому муниципалитетом ведется политика по замене микроавтобусов «Газель» на более вместительный и комфортабельный подвижной состав.

Продолжается реализация 3-х стороннего соглашения между администрацией города, Управляющей Компанией «Русские Автобусы» и компанией «Сибирьавтоцентр» на поставку в город автобусов отечественного производства. В результате действия данного инвестиционного проекта на сегодняшний день, без привлечения бюджетных средств, в город поступило 59 новых автобусов большой и средней вместимости, из них 36 в текущем году.

Начата реализация соглашения, достигнутого во время визита в Алтайский край Премьер-министра Республики Беларусь, в рамках реализации которого разработана программа сборки троллейбусов из комплектующих частей производства УП «Белкоммунмаш» (г. Минск) на базе МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула на 2007 - 2010 гг.

Износ большинства выпускаемых на линию машин составляет более 80%. На сегодняшний день производена сборка первых пяти троллейбусных машин. В перспективе планируется ежегодно собирать до 24 единиц, что позволит за 4 года полностью обновить парк и вывести его на проектную мощность - 100 единиц. Наличие новых троллейбусов позволит сократить интервал движения до 4-5 минут. После этого можно будет говорить о продлении либо открытии новых троллейбусных маршрутов.

Дорожное хозяйство

Общая площадь дорог города составляет 14900 тыс. м2. Значительно возросший поток автомобильного транспорта, увеличил нагрузку на магистрали, что приводит к быстрому износу дорожного полотна. Объемы проводимого ежегодного ремонта составляют порядка 20% от ежегодной потребности (таблица 1.29).

На территории г. Барнаула находятся 42 мостовых сооружения, которые являются частью улично-дорожной сети города, и от их состояния зависит пропускная способность транспортных потоков на улицах и дорогах. Большинство из них имеют возраст более 20 лет, поэтому требуют тщательного содержания и проведения соответствующего ремонта. Анализ уровня физического износа сооружений показывает, что практически все сооружения на улицах и дорогах г. Барнаула имеют износ более 25-30%, при котором требуется проведение капитального ремонта.

Связь

На сегодняшний день в Барнауле действуют 47 АТС, в целом уровень телефонизации барнаульцев составляет более 85% (таблица 1.30). Уровень цифровизации в Барнауле на сегодняшний день около 76%. В городе осталось шесть координатных АТС, которые в перспективе будут заменены на цифровые.

ОАО «Сибирьтелеком» начало реализацию федерального проекта по подключению школ Алтайского края к сети Интернет. Программа предусматривает установку и настройку оборудования обучение педагогов, разработку методических материалов и ряд других мероприятий. В настоящее время все школы города получили доступ во всемирную сеть.

Продолжает развиваться технология высокоскоростного доступа в Интернет ADSL, которая прежде всего дает возможность для работы пользователям с очень большими объемами информации, в том числе с цифровыми видео и мультимедиа.

Потребительский рынок товаров и услуг

В последние годы потребительский рынок города активно развивается, быстро реагируя на изменения уровня жизни населения и требования, предъявляемые потребителем. Строительство, реконструкция и модернизация объектов, новые формы обслуживания, гибкая ценовая политика максимально удовлетворяют потребности населения в бесперебойном обеспечении продовольственными и промышленными товарами, услугах предприятий общественного питания, бытового обслуживания.

Динамика экономических показателей указывает на то, что потребительский рынок становится крупнейшей отраслью хозяйства города, обеспечивая, самый высокий уровень темпов роста по сравнению с другими отраслями экономики и оказывает существенное влияние на развитие города, насыщение потребительского сектора товарами и услугами, а также рынок труда. Доля предприятий потребительского рынка в налоговых поступлениях по городу составляет более 25%.

2004-2006 гг. характеризуются открытием магазинов новых форматов, торговых центров, оснащенных новейшим оборудованием, с современным дизайном интерьеров и широким ассортиментом предлагаемых к продаже товаров. Дальнейшее развитие получили сетевой принцип организации торгового обслуживания, крупноформатные торговые предприятия (торговые центры, супермаркеты), магазины «шаговой доступности». За 2004 год открылось - 4 торговых центра общей площадью более 10 тыс.кв.м., в 2005 году - 15 торговых центров общей площадью более 34 тыс.кв.м., в 2006 году - 10 торговых центров общей площадью более 46 тыс.кв.м.

В 2006 году количество розничных торговых сетей достигло 45. В их составе 509 отделов и магазинов (в 2005 году - 12 сетей, 152 магазина, в 2004 - 10 сетей, 85 магазинов). Доля магазинов самообслуживания увеличилась за 3 года в 2 раза (с 11% в 2004 году до 20% в 2006 году). Увеличилась доля магазинов промышленной группы товаров с 47,5% в 2004 году до 51% в 2006 году. Торговая площадь стационарных розничных магазинов по состоянию на 01.01.2007 составляет 292,65 тыс.кв.м., обеспеченность торговыми площадями за 3 года увеличилась на 41% и составила 160% (таблица 1.31). На 11% сократилось количество нестационарных торговых объектов с 1109 в 2004 году до 922 в 2006 году.

Анализ розничного товарооборота показывает:

- устойчивый ежегодный рост оборота предприятий торговли (с 2004 по 2006 годы в 1,56 раз в действующих ценах);

- увеличение доли товарооборота крупных и средних предприятий розничной торговли;

- устойчивое сокращение удельного веса продаж товаров на рынках города (с 17,5% в 2004 году до 15,9% в 2006 году) по данным статистики;

- увеличение объема продаж непродовольственных товаров в общем объеме товарооборота с 52,8% в 2004 году до 58,4% в 2006 году.

На 01.01.2007 осуществляют свою деятельность 354 предприятия общественного питания на 14 516 посадочных мест.

За 2004-2006 гг. сеть предприятий общественного питания увеличилась на 6 тыс. посадочных мест (таблица 1.32). Активно развиваются предприятия форматов бизнес-класса, отличающиеся повышенными условиями комфортности и ориентацией на высокодоходные группы населения.

Сфера бытового обслуживания представлена организациями малого бизнеса. Количество индивидуальных предпринимателей занятых в отрасли составляет 64%. Наибольшее их количество занято в оказании парикмахерских услуг, услуг по ремонту обуви, пошиву одежды, ремонту автотранспорта, оказании фотоуслуг, изготовлению мебели и металлопластиковых изделий.

В общей структуре бытовых услуг, оказываемых населению, наибольший удельный вес занимают:

- парикмахерские услуги -23,7%;

-услуги по ремонту автотранспорта -18,4%;

- услуги ателье и мастерские по ремонту и пошиву обуви - 13,5%;

-услуги по пошиву одежды - 9,6%.

Такая динамика сохраняется на протяжении 2004-2006 годов, что говорит о стабильном спросе на данные виды услуг.

Количество рентабельных предприятий бытового обслуживания за последний год увеличилось в 1,9 раза, а их удельный вес составил - 78%.

Темпы роста объёмов и экономические показатели отрасли в целом удовлетворительные, что свидетельствуют о наличии потенциала для дальнейшего развития (таблица 1.33).

За счет открытия новых предприятий потребительского рынка в 2004-2006 годах дополнительно создано более 7000 рабочих мест.

Строительство и инвестиционная деятельность

Строительство

В 2006 году продолжилась положительная динамика увеличения ввода в эксплуатацию жилья, 250,3 тыс. м2, это на 10,2% превышает показатель 2005 года и составляет 57,1% от общего ввода жилья по краю.

На жилищное строительство и улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан и молодых семей в 2006 году израсходовано бюджетных средств в объеме 65,4 млн. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 10,4 млн. рублей; из краевого - 22 млн. рублей; из городского - 33 млн. рублей.

Из ветхого и аварийного жилищного фонда переселено 59 семей. На строительство объектов социальной сферы израсходованы средства: городского бюджета - 16,012 млн. рублей, из краевого - 10,0 млн. рублей, из федерального - 54,25 млн. рублей.

Выполняя программу газификации города, введено в эксплуатацию в 2006 году 75 км газовых сетей высокого и низкого давления, переведено на природный газ 1681 квартира, в том числе частный сектор, 52 котельных.

На строительство и проектирование объектов газификации в 2006 году израсходовано 3,999 млн. рублей из городского бюджета и привлечены кредитные ресурсы в объеме 17,861 млн. рублей.

Инвестиции

Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2006 г. составил 11,2 млрд. рублей и превысил уровень 2004 г. в сопоставимых ценах в 1,5 раза. В общекраевом объеме инвестиций доля города увеличилась в 2006 г. до 40,3%.

В целях активизации инвестиционных процессов на территории города в 2005 г. принята Программа повышения инвестиционной привлекательности г. Барнаула до 2010 года. В соответствии с целевым индикатором программы ежегодный прирост инвестиций в основной капитал должен составлять 10 - 12 % в сопоставимых ценах.

Увеличилась доля инвестиций в основной капитал субъектов малого бизнеса с 22% до 35%, общий объем инвестиций составил в 2006 году около 4 млрд. руб.

Наибольший рост инвестиций в основной капитал в 2006 году был отмечен в текстильном и швейном производстве (рост в 8,6 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), производстве резиновых и пластмассовых изделий (в 4,3 раза), электрооборудования (1,6 раза), издательской и полиграфической деятельности (в 2,9 раза), а также в строительстве (7,4 раза), в сфере здравоохранения (в 1,4 раза) и предоставлении коммунальных и социальных услуг (в 1,9 раза).

В целях развития предприятий реального сектора экономики администрацией города поддержан ряд инвестиционных проектов для получения ими компенсации процентов по банковским кредитам из краевого бюджета (16 предприятий, общая стоимость проектов на сумму около 1 млрд. рублей).

В 2006 году основным источником в структуре источников инвестиций крупных и средних предприятий были привлеченные средства, на которые пришлось 64%. При этом в структуре привлеченных средств снизилась доля банковских кредитов с 22,4% до 13%, а существенно вырос удельный вес бюджетного финансирования с 14% до 30%. В собственных источниках инвестиций предприятий значительно преобладают амортизационные отчисления (60,1%). Вместе с тем доля прибыли в структуре собственных источников инвестиций выросла с 27,1% до 39,9%.

Из бюджета города на инвестиционные расходы выделено 312,5 млн. рублей, что в 2,1 раза больше, чем в 2005 году. Всего в рамках реализации федеральных программ в городе освоено более 380 млн. рублей, краевой инвестиционной программы - 280 млн. рублей.

В целях активизации инвестиционных процессов в сфере коммунального хозяйства города утверждены инвестиционные программы коммунальных организаций ООО «Барнаульский Водоканал», ООО «Барнаулэнерго».

В этих программах определены конкретные инвестиционные проекты, источники их реализации, а также их социально-экономическая эффективность. Общий объем финансирования инвестиционных программ коммунальных организаций составит 2,8 млрд.руб.

В течение 2007-2009 гг. промышленными предприятиями города планируется реализовать инновационные, инвестиционные проекты общей стоимостью свыше 3,5 млрд. рублей. Часть из них включена в краевую программу развития промышленного производства:

- создание производства новых видов двигателей, колесного многоцелевого сельскохозяйственного трактора, комплекса энергосберегающих посевных и почвообрабатывающих машин, топливных насосов, приводных цепей повышенной точности, строительных конструкций для каркасного строительства жилых домов, ячеистобетонных (газобетонных) и многослойных теплоэффективных блоков, блочных тепловых пунктов, бытовой техники, рапсового масла в качестве биотоплива, пластмассовой, консервированной и рыбной продукции.

- расширение производства дизельных установок, выпуска патронов, тканей, резинотехнических изделий, растительного масла.

- реконструкция и модернизация трансформаторного, инструментального производства, производства асбестовых технических изделий, роторных линий, строительных материалов, пива, молочных и мясных продуктов, кондитерских изделий, сыров, мороженного.

Благоустройство и озеленение территории, вывоз мусора и бытовых отходов

В городе 769 улиц, проспектов, переулков, проездов, общей протяженностью 684 км; более 4 тыс. км сетей инженерных коммуникаций, около 12 млн. м2 жилищного фонда. Площадь озеленения улично-дорожной сети города составляет 325 га (таблица 1.34).

Сложная ситуация наблюдается в сфере благоустроительной деятельности. Анализ объемов финансирования за последние годы показывает, что средств, выделяемых на благоустройство, явно недостаточно для поддержания требуемого уровня состояния городской среды.

Помимо острого дефицита финансовых средств, городское хозяйство характеризуется неудовлетворительным состоянием и других экономических ресурсов, главным образом, муниципального имущества. Функционирующие в благоустроительном хозяйстве муниципальные унитарные предприятия, имеют в своем распоряжении технику с уровнем износа - 89%, что не позволяет городу качественно организовать санитарную уборку территории.

В плане благоустроительной деятельности очень актуальны в городе вопросы сбора, вывоза и утилизации промышленных и бытовых отходов. Действующий вариант схемы санитарной очистки был разработан в 1978 г. и требует корректировки. До настоящего времени в г. Барнауле нет ни одного специализированного предприятия по комплексной переработке отходов. Отсутствует также система раздельного сбора отходов.

Схема обезвреживания твердых бытовых отходов (ТБО) основана на захоронении их на полигоне в Льняном логу, эксплуатация которого по прогнозам может осуществляться еще в течение 10 лет.

Территориальный уровень развития г. Барнаула

В целях рациональной организации управления городским хозяйством и приближения органов местного самоуправления к населению, в 1938 г. на городской территории выделены Железнодорожный, Октябрьский и Центральный районы, позднее в 80-ые годы прошлого века - Ленинский и Индустриальный.

Кроме Железнодорожного и Октябрьского, в состав остальных районов входят территории пригородной зоны. Население по районам распределено неравномерно, самый густонаселенный район Железнодорожный - плотность населения 7590 чел/км2 - это в 5 и более раз выше плотности населения в остальных районах города.

Территориальным органом федеральной службы государственной статистики ежемесячно отслеживается динамика значений следующих показателей социально-экономического развития районов города:

- стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами;

- сальдированный финансовый результат организаций;

- начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций;

- перечень предприятий и величина просроченной задолженности по заработной плате работников;

- оборот розничной торговли по крупным и средним предприятиям;

- оборот общественного питания по крупным и средним предприятиям;

- объем платных услуг;

- ввод в действие жилых домов.

По средним значениям основных показателей социально-экономического развития, рассчитанным за 2005 - 2006 гг. лидером был и остается Центральный район, на 2 месте Железнодорожный, в 2006 г. он разделил его с Индустриальным районом, который поднялся с четвертого места. Октябрьский район ухудшил свою позицию - с третьей позиции на четвертую, и замыкает пятерку два года подряд Ленинский район.

Концепция развития Барнаула до 2017 года

Концепция развития г. Барнаула (далее - Концепция) определяет политику развития г. Барнаула на долгосрочный период и является основой для разработки программы социально-экономического развития г. Барнаула на 2008-2012 гг.

Учитывая единство экономического и правового пространства Российской Федерации, Концепция разработана в соответствии с программными документами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Администрации Алтайского края, в том числе с учетом Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина от 26.04.2007, мероприятий приоритетных национальных проектов «Образование», «Здравоохранение», «Развитие агропромышленного комплекса», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».

При разработке Концепции использованы тенденции изменений социально-экономической ситуации в городе и крае и принята ориентация на максимальное использование собственного потенциала развития.

Потенциальные возможности для развития

Оценивая величину накопленных потенциалов (природно-ресурсного, территориально-географического, трудового, производственного, социально-инфраструктурного, финансового, научно-инновационного) как внутренних источников долгосрочного развития города следует сказать о наличии, наряду с позитивными, негативных индикаторов в каждом частном потенциале. Тем не менее, у города есть достаточные внутренние источники для динамичного развития.

Природно-ресурсный потенциал позволяет развивать производство строительных материалов из собственного сырья для местных нужд (кирпичное сырье, строительные пески).

Территориально-географический потенциал достаточно развит. Он определяется повышенной плотностью железнодорожных путей сообщения и автомобильных дорог, а также наличием транспортного сообщения с Казахстаном, Средней Азией, Монголией и в будущем - с Китаем.

Трудовой потенциал характеризуется стабильной численностью трудовых ресурсов, высоким уровнем образования (более 70% населения в возрасте 15 лет и старше имеют профессиональное образование) и высоким уровнем занятости.

Производственный потенциал Алтайского края в значительной степени сконцентрирован в г. Барнауле - около 40% промышленной продукции произведено городскими предприятиями. Город специализируется на производстве и распределении энергоресурсов (24,1% в объеме отгруженных товаров), на производстве пищевых продуктов (23,3%), транспортных средств и оборудования (17,7%), резиновых и пластмассовых изделий (14,6%), готовых металлических изделий (10,9%).

Институциональный потенциал определяется развитостью агентов кредитного, страхового рынков. Банковская сеть на территории города обширна и продолжает развиваться. Она включает 5 самостоятельных кредитных организаций, 24 филиала и 5 представительств банков других регионов России, 58 дополнительных офисов филиалов инорегиональных банков, расположенных на территории г. Барнаула (из них 53 - филиалы Сберегательного банка России). Страховую деятельность на территории г. Барнаула осуществляют 3 региональных страховых компании и 18 филиалов иногородних страховых компаний.

Финансовый потенциал увеличивается вслед за растущими возможностями местного бюджета, доходная часть которого в 2006 г. увеличилась по сравнению с 2004 г. на 15%. Лучшая наполняемость бюджета позволяет расходовать дополнительные средства на развитие города, в том числе на реализацию мероприятий адресной инвестиционной программы, финансирование которой увеличилось за данный период в 2,4 раза.

Научно-инновационный потенциал, имеющийся в городе, достаточен. Ежегодно создаются технологии и продукты принципиально новые и новые в масштабах России, применение которых необходимо и возможно на местных предприятиях.

Возможности (предпосылки) для развития, точки роста, позиционирование города в структуре экономики и социальной жизни края, исходя из имеющегося потенциала

Городской округ - город Барнаул является регионоформирующим центром Алтайского края. На площади, составляющей 0,2% от всей площади Алтайского края, сосредоточено 27% трудоспособного населения края. По итогам 2006 г. доля города в общекраевых объемах составила:

38,4% - по объему промышленного производства;

40,3% - по инвестициям в основной капитал;

57,1% - по вводу в эксплуатацию жилья.

По итогам 2006 г. объем налоговых сборов достиг в г. Барнауле 10720 млн. рублей, доходы городского бюджета составили 5138,0 млн. рублей, что составляет соответственно 46,5% и 19,7% общекраевых показателей.

Анализ современного социально-экономического положения г. Барнаула (раздел I), накопленный потенциал, позволяет выделить ряд конкурентных преимуществ города как динамично развивающегося промышленного, торгового, научно-образовательного, медицинского, культурного центра Алтайского края:

1) многоотраслевой транспортный узел, находящийся на пересечении железнодорожных, автомобильных, воздушных, водных, трубопроводных, информационных коммуникаций;

2) диверсифицированная структура экономики;

3) наличие свободных промышленных площадей для размещения новых производств;

3) развитость финансово-кредитной системы;

4) высокий научно-образовательный потенциал;

5) туристическая привлекательность города как центра интенсивно формирующегося туристско-рекреационного комплекса региона.

Накопленные конкурентные преимущества города необходимы для формирования «точек ускоренного роста», способных кардинальным образом повлиять на динамику городского развития.

На период до 2017 г. определены «точки ускоренного роста» г. Барнаула:

1) стабильно развивающиеся обрабатывающие производства, имеющие значительный удельный вес в структуре промышленного производства города: производство пищевых продуктов, производство оборудования, производство резиновых и пластмассовых изделий;

2) малый бизнес, при дальнейшем участии муниципалитета в осуществлении инвестиционных проектов;

3) строительный комплекс, прежде всего за счет ускоренного развития жилищного строительства, в том числе в сегментах производства строительных материалов, конструкций и комплектующих;

4) реализация крупных инвестиционных проектов: модернизация производства Барнаульского патронного завода (232 млн. рублей), создание нового и реконструкция действующего производства плавленых сыров (300 млн. рублей), реконструкция и техническое перевооружение основного производства Барнаульского пивоваренного завода (240,6 млн. рублей), создание высокотехнологичного производства на Агро-Сиб-Раздолье (410 млн. рублей), техническая модернизация типографии ИД Алтапресс, развитие коммунальной инженерной инфраструктуры города (6412,9 млн. рублей), строительство и ремонт автомобильных дорог и мостовых сооружений (9200,0 млн. рублей), на газификацию города (1447,0 млн. рублей), строительство Федерального центра высоких медицинских технологий (2000 млн. рублей)

Определение миссии, главной цели, целей и приоритетных направлений долгосрочного развития г. Барнаула

Миссия - обеспечение высокого качества жизни населения на основе целенаправленного преобразования города в промышленный, торговый, научно-образовательный, медицинский, культурный и транзитный центр на границе «Большого Алтая».

В Алтайском регионе на основе меморандума о развитии сотрудничества в рамках Международного координационного совета «Наш общий дом - Алтай» происходит взаимовыгодное приграничное сотрудничество на уровне исполнительных и законодательных органов власти шести приграничных территорий четырех стран: Казахстана (Восточно-Казахстанской области), Китая (Синьцзян-Уйгурского автономного района), Монголии (Ульгийского и Ховдского аймаков) и России (Алтайского края и республики Алтай).

Главная цель - достижение устойчивого экономического роста и переход на качественно новый уровень жизни населения городского округа.

Этапы достижения долгосрочных целей

Развитие экономики г. Барнаула и достижение долгосрочных целей Программы необходимо разделить на два этапа: 2008-2012 годы - первый этап, который будет характеризоваться наращиванием потенциала экономики города и на втором этапе в течение 2013 - 2017 годов будет происходить устойчивое развитие всех сфер жизни города и формирование основы для будущего инновационного сценария развития г. Барнаула, который будет реализовываться после 2017 г.

1. 2008-2012 годы. Основными задачами этапа являются сглаживание негативных и закрепление позитивных тенденций социально-экономического развития города, при сохранении общих тенденций развития.

Укрепление трудового потенциала выразится в дальнейшем создании новых рабочих мест, увеличении заработной платы работников (в том числе малых предприятий), решении социальных проблем работающих, в поддержании режима благоприятствования малому бизнесу.

Наращивание производственного потенциала укрепит партнерские отношения муниципалитета с собственниками крупнейших организаций города на основе заключенных соглашений в целях оптимального сочетания экономических, трудовых и социальных интересов сторон, в увеличении доли малого бизнеса в производстве товаров народного потребления и в сфере услуг, в повышении инвестиционной привлекательности города за счет дальнейшего улучшения институциональных условий функционирования бизнеса. Одним из существенных результатов этапа станет создание благоприятных условий для ускоренного развития в намеченных «точках роста» города.

Финансовый потенциал будет расти как результат оптимизации управления муниципальными финансами: максимального использования налогового потенциала города, перераспределения финансовых ресурсов в пользу наиболее эффективных направлений, сокращения малоэффективных, необоснованных бюджетных расходов.

2. 2013-2018 годы. Этап нивелирования негативных тенденций и качественного изменения уровня жизни населения.

На данном этапе необходимо добиться сближения показателей рождаемости и смертности и создания благоприятных условий для закрепления населения в городе.

Итогом реализации этапа должно стать развитие благоприятных условий для перехода промышленного комплекса города на инновационный путь развития и обеспечение устойчивого экономического роста, способствующего притоку населения и инвестиций в город.

Будут созданы благоприятные условия для жилищного строительства и повышения доступности жилья для населения.

«Средний класс» составит подавляющую долю населения г. Барнаула.

Сценарии реализации долгосрочных целей, выбор базового сценария

Реализация Программы социально-экономического развития г. Барнаула, которая будет проходить в два этапа, должна учитывать возможные сценарные условия, определяющие основные параметры изменения внутренней и внешней среды города. Наиболее вероятные, из возможных, три сценария долгосрочного развития г. Барнаула:

инерционный

умеренно оптимистичный

инновационный.

1. Инерционный сценарий развития предполагает:

- сохранение текущей структуры экономики с преобладанием традиционных промышленных производств;

- низкий уровень модернизации действующих производств;

- умеренную инвестиционную и инновационную активность хозяйствующих субъектов;

- сохранение темпов снижения общей численности населения;

- снижение численности трудоспособного населения;

- сокращение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, сопровождающееся усугублением процессов дифференциации населения по уровню доходов;

- увеличение миграционного оттока населения из города.

2. Успешная реализация умеренно оптимистичного сценария развития позволит добиться:

- сбалансированности экономики с преобладанием успешно развивающихся предприятий;

- высокой инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов;

- снижения показателей смертности населения, особенно трудоспособного возраста, увеличения рождаемости;

- минимизации миграционной убыли населения;

- модернизации инфраструктуры города (транспортной, жилищно-коммунальной, электроэнергетики) и учреждений социальной сферы (образования, здравоохранения, культуры), которая позволит существенным образом улучшить качество жизни населения;

- роста численности населения с доходами, в 4,5-6 раз превышающими величину прожиточного минимума на душу населения в месяц (среднего класса) с 29,5% до 40%.

3. Инновационный сценарий развития характеризуется:

- прежде всего, активным созданием и внедрением инноваций в «точках ускоренного роста» города, с последующим распространением на все сферы экономики;

- существенным повышением конкурентоспособности продукции местных предприятий на региональных и российских товарных рынках, за счет высокотехнологичной, импортозамещающей продукции, основанной на результатах собственных исследований;

- глубокой модернизацией городской инфраструктуры города;

- созданием кластеров предприятий и производств;

- постоянной работой на территории города инновационно-технологических центров и технопарков.

Реализация инерционного сценария развития не может быть стратегическим выбором муниципалитета, т.к. его реализация не позволяет достичь главной стратегической цели и задач развития города.

Локализация инноваций в университетах города и на малом количестве предприятий, в основном оборонного комплекса, не позволяет придать инновационным процессам всеобщий характер, что затрудняет реализацию инновационного сценария до 2017 г.

Стратегическим выбором муниципалитета и наиболее вероятным станет умеренно оптимистичный сценарий развития г. Барнаула, на его основе разработаны прогнозные значения индикаторов изменения социально-экономического положения города и проведено целеполагание.

Ожидаемый результат (основные индикаторы)

Результатами реализации программных мероприятий станут существенная модернизация материально-технической базы экономики города, относительно самостоятельная финансовая основа муниципального образования, развитие благоприятных условий функционирования предприятий всех форм собственности. В конечном итоге, устойчивый рост реальных доходов населения сделает возможным преобладание «среднего класса» в доходной структуре населения. Стабильно высокой будет занятость населения, произойдет снижение уровня официально зарегистрированной безработицы к трудоспособному населению до 0,66%. Объемы промышленного производства за время действия Программы увеличатся в 1,7 раза. Рост объемов инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования - в 2,7 раза.

1. Демографический потенциал, уровень жизни населения:

значительно сократится убыль населения г. Барнаула за счет снижения показателей смертности и миграции;

повысится уровень и качество жизни населения, размер среднемесячной начисленной заработной платы установится на уровне 39,9 тыс. рублей;

улучшится социальное положение малообеспеченных слоев населения, уровень бедности сократится до 11,3% против 14,0% в 2007 г.;

повысится уровень обслуживания населения предприятиями торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

2. Экономический потенциал:

в малом бизнесе будет работать более половины от численности занятых в экономике - 55,0%;

за время действия Программы будет создано более 91тысячи новых рабочих мест.

3. Бюджетная система:

произойдет четкое разграничение доходных источников и расходных полномочий, рост налоговых и неналоговых доходов муниципального бюджета, совершенствование налоговой политики и повышение финансовой обеспеченности муниципального развития, обеспеченность бюджета собственными доходами увеличится с 57,3% в 2007 г. до 60,8% в 2017 г., снизится уровень дотационности местного бюджета с 2,1% до 0,7%;;

становление и развитие системы бюджетирования, ориентированного на результат, позволит увеличить эффективность работы бюджетных учреждений и реализации муниципальных целевых программ;

4. Инфраструктурный потенциал:

увеличится обеспеченность жильем, будут реализовываться программы поддержки обеспечения жильем молодых семей, малообеспеченных граждан;

повысится качество торговли и услуг, предоставляемых населению, рост благосостояния горожан, скажется на росте товарооборота на душу населения.

5. Социальная инфраструктура:

повысится уровень обеспечения населения объектами социальной инфраструктуры;

улучшится состояние объектов социальной инфраструктуры, соответственно повысится качество медицинского обслуживания, оказания образовательных, социальных, спортивных, культурно-просветительских услуг населению.

Список литературы

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Российская газета. - 1993. - №237.

1. Закон Алтайского края от 11.10.1999 № 48-ЗС (ред. от 12.07.2005) «О научной деятельности и региональной научно-технической политике Алтайского края» // Сборник законодательства Алтайского края. - 1999. - № 42(62).

2. Постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов от 06.04.2006 № 156 «О приоритетных направлениях социально-экономического развития Алтайского края на 2006-2008 г.г.» // СПС Консультант Плюс.

3. Постановление Администрации Алтайского края от 19.01.2006 № 9 (ред. от 09.11.2006) «Об утверждении положения о главном управлении экономики и инвестиций в Алтайском крае» // Сборник законодательства Алтайского края. - 2006. - № 117.

4. Проект «Стратегия развития г. Барнаула до 2010 года // www.barnaul.org

5. Адирим И. , Янов Я.А. Система моделей регионального прогнозирования. - М.: Экономика, 2002. - 564 с.

6. Анализ бюджетной системы: проблемы укрепления местных и региональных бюджетов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2007. - № 3.

7. Арзамаскин В.И. Комплексный региональный экономический анализ. Под ред. Садкова В. - Томск, 2004. - 356 с.

8. Вишнев С.М. Основы комплексного прогнозирования. - М.: Наука, 2006. - 216 с.

9. Дмитриева О. Региональная экономическая диагностика. - СПб., 2005. - 95 с.

10. Жихаревич Б.С. Современная экономическая политика городских и региональных властей. - СПб., 2005. - 220 с.

11. Иванова В.Н. Местное самоуправление: проблемы теории и практики. - СПб., 2005. - 215 с.я

12. Когут А.Е., Рохчин В.Е. Информационные основы регионального социально экономического мониторинга. - СПб., 2005. - 230 с.

13. Комплексное региональное планирование и прогнозирование. - М.: Наука, 2003. - 216 с.

14. К определению понятия «правовой фактор» и его межотраслевой роли в региональной экономике / Отв. ред. Л.А. Калганова // исполнительное право. - 2006. - № 4.

15. Павленко В.Ф. Планирование территориального развития. - М.: Экономика, 2004. - 65 с.

16. Понятие, признаки и функции налогов как основа конституционного регулирования налоговых отношений // Налоги и налогообложение. - 2006. - № 12.

17. Россия и ее регионы // Власть и экономика. - 2005. - № 2.

18. Тенденции развития законодательства субъектов РФ в социально-экономической сфере / Отв. ред. С.С. Собянин // Журнал российского права. - 2007. - № 1.

19. Чичканов В.П. Принципы и методы долгосрочного планирования экономики региона. - М., 2006. -310 с.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты