Рефераты

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей по законодательству Российской Федерации.

оследующий выпуск ребенка из данного учреждения осуществляется на основании распоряжения органа опеки и попечительства о передачи ребенка на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью, в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей .

В соответствии с п. 2 ст. 123 СК до определения оптимальной формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Глава II Усыновление и удочерение детей оставшихся без попечения родителей.

2.1 Понятие усыновления и удочерения.

Под усыновлением или удочерением понимается юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком - с другой стороны, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению. ст. 137 СК РФ Отсюда следует, что усыновление влечет за собой следующие правовые последствия: а) установление правовой связи между усыновителями (усыновителем) и усыновленным ребенком, а также между усыновленным ребенком и родственниками усыновителя; б) прекращение правовой связи усыновленного ребенка с его родителями и другими родственниками по действительному кровному происхождению. Таким образом, усыновление одновременно является как правообразующем, так и правопрекращающим юридическим фактом.

Усыновление является одним из самых старейших правовых институтов и существует во всех современных правовых систем как наиболее оптимальная и предпочтительная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В РФ усыновление является одной из основных и достаточно широко распространенных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В СК подробно регламентируются условия, порядок и правовые последствия усыновления, а также основания и порядок прекращения усыновления. Это позволяет обеспечить права и интересы, как ребенка, так и лиц, желающих его усыновить. С этой же целью Семейным кодексом устанавливается судебный порядок усыновления ребенка вместо ранее действовавшего в соответствии со ст.98 КоБС административного порядка усыновления. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 125 СК РФ порядок передачи детей на усыновление, а также осуществление контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации должен определяться соответствующим нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность физических и юридических лиц, не уполномоченных на то законом, в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, законом не допускается. ст. 1261 СК РФ Однако к посреднической деятельности по усыновлению детей не относится: а) деятельность органов опеки и попечительства (то есть органов местного самоуправления), а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, определяемого Правительством РФ по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей; б) деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей. Но их деятельность может осуществляться на территории Российской Федерации только в силу международного договора или на основании принципа взаимности. Названные органы и организации (как российские, так и иностранные), осуществляющие правомерную деятельность по усыновлению детей, не могут преследовать коммерческие цели - то есть извлечение дохода. Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливается Правительством Российской Федерации; в) действия в процессе усыновления надлежащим образом уполномоченного представителя лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в пределах, допускаемых законодательством.

Усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение, и только в их интересах. п. 2 ст. 124 СК РФ Лица, достигшие совершеннолетия (18 лет), не могут быть усыновлены. Эта принципиальная норма, соответствует требованиям ст. 21 Конвенции о правах ребенка.

Основной социальной целью усыновления является создание детям, лишившихся попечения родителей, наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания в условиях семьи. Не случайно Кодексом среди форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, приоритет отдается усыновлению. Усыновление происходит также и в интересах усыновителей, хотя прямо об этом в законе не говориться, так как оно предоставляет, в частности, возможность лицам, не имеющим детей, удовлетворить чувство родительской любви, потребность в отцовстве и материнстве. Однако на первое место при усыновление должны быть поставлены интересы ребенка. Поскольку при усыновлении ребенка в правовом отношении полностью приравниваются к родным детям усыновителя, приобретает в лице усыновителей родителей и родную семью, следует исходить из общей посылки, что усыновление соответствует интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В целом под интересами детей при усыновление следует понимать создание для них благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для воспитания и всестороннего развития (в физическом, психическом, духовном и ином отношении), максимально приближенных к обстановке, привычной для ребенка в утраченной им семье. Поэтому при усыновлении ребенка должны учитываться его этнические происхождение, принадлежности к определенной религии и культуре, родной язык. Возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также возможность обеспечить усыновляемым детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.22 п.2 ст. 124 СК РФ

К интересам ребенка, которые обязательно должны быть соблюдены при усыновлении, могут быть отнесены самые разнообразные обстоятельства, влияющие на соблюдение его законных прав и интересов. В частности, при подачи заявления об усыновлении ребенка одинокой женщиной (одиноким мужчиной) целесообразно установить, соответствует ли интересам ребенка передача его в неполную семью, сможет ли заявительница (заявитель) по своему возрасту, состоянию здоровья, материальному положению осуществлять должное содержание и воспитание ребенка до достижения им совершеннолетия.

Именно в интересах детей п. 3 ст. 124 СК закреплено правило, согласно которому усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается (так как при усыновлении прекращаются правоотношения ребенка не только с родителями, но и с другими родственниками), за исключением отдельных случаев, когда такое усыновление в силу тех или иных причин отвечает интересам детей. Так не рекомендуется разобщать братьев (сестер), которые воспитывались в одном учреждении или проживали совместно до их устройство в воспитательные учреждения, а также осведомленных друг о друге и о своем родстве. Разобщение детей в этих случаях может допускаться только в их интересах и в ситуациях, когда усыновители не настаивают на сохранении тайны усыновления, и обязуются не препятствовать общению усыновленных детей с братьями и сестрами. Возможно разделение братьев и сестер при усыновлении, если кто-либо из них подлежит содержанию в специальном лечебно-воспитательном учреждении, а также, в порядке исключения, в тех случаях, когда дети, состоящие в родстве, одновременно передаются на усыновление, но в разные семьи, где они приобретают родителей и семью.

Не редко дети, имеющие одну мать (или отца), совместно не воспитывались в семье, находятся в разных детских учреждениях, значатся под разными фамилиями и об их родственных связях знает лишь их мать (отец), длительное время не проявляющие о них заботы. С учетом изложенных обстоятельств на практике допускается, в порядке исключения, передача детей на усыновление в разные семья.

Не вызывает сомнения, что легче процесс взаимной адаптации усыновленного и усыновителя происходит при усыновлении малолетнего ребенка. Иное дело, когда речь идет об усыновлении подростка, в воспитании и становлении личности которого возможны дополнительные сложности. По этой причине следует особенно внимательно рассматривать просьбы об усыновлении юношей, девушек четырнадцатисемнадцати лет лицами, ранее участвовавшими в их воспитании или содержании, не проявлявшими о них заботы и внимания, выяснять истинные мотивы усыновления, соответствие его интересам усыновляемого юноши (девушки). Усыновление детей такого возраста не всегда может рассматриваться как “соответствующие интересам усыновляемого”, поскольку усыновление налагает обязанности не только на усыновителей, но и в будущем на усыновленных детей, достигших совершеннолетия. В результате усыновленный четырнадцати семнадцатилетние юноши и девушки, находящиеся на воспитании или содержании усыновителей непродолжительное время (13 года), в дальнейшем будут обязаны осуществлять содержание и уход за усыновителями и проявлять заботу о них. Усыновление подростков такого возраста может производиться в тех случаях, когда усыновлению предшествовало их воспитание и содержание лицами, желающими быть усыновителями, или наличие между ними контактов и отношений, свидетельствующих о проявляемой заботе, взаимной привязанности, желании юридически оформить ранее сложившиеся взаимоотношения.

Тщательное выяснение обстоятельства дела при решении вопроса о допустимости усыновления подростка - залог предотвращения усыновления его недобросовестными лицами в целях возложения, на него спустя непродолжительное время обязанностей по собственному содержанию или получения тех или иных льгот. При этом необходимо установить, с какой целью производится усыновление подростка: заменить ему родную семью или получить право на жилое помещение усыновленного, пенсию, пособие, наследство и т. п.

Закон не содержит ограничения по усыновлению детей, страдающих каким-либо заболеванием, из чего следует, что усыновлены, могут быть как здоровые, так и больные дети. Однако если ребенок болен или имеет какие-либо отклонения в своем развитии, то кандидаты в усыновители должны быть поставлены в известность о состояние здоровья ребенка и о дополнительных усилиях морального и материального характера, которые потребуются от них в будущем для надлежащего воспитания, усыновленного ребенка. В ситуации, когда речь идет об усыновлении больного ребенка, необходимо выяснить наличие у усыновителей реальных возможностей не только для воспитания, но и для лечения ребенка. Это особенно важно, когда усыновляют ребенка, страдающего тяжелым недугом, требующим специального ухода, длительного лечения, создания особых условий для воспитания. В этой связи следует иметь в виду, что закон прямо не предусматривает в качестве основания для отмены усыновление состояние здоровья ребенка, если о его болезни кандидаты в усыновители были своевременно предупреждены и не смотря на это осознанно выразили желание усыновить больного ребенка.

В том же случае, когда после усыновления были выявлены умственная неполноценность или наследственные отклонения в состояние здоровья ребенка, существенно затрудняющие либо делающие невозможным процесс воспитания, о наличие которых усыновитель не был предупрежден при усыновлении, суд вправе отменить усыновление исходя из интересов ребенка и с учетом мнения самого ребенка, если он достиг возраста десяти лет. ст. 57, 141 СК РФ

Что касается информации о состояние здоровья ребенка, то она должна содержаться в специальном медицинском заключение о состояние здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданном экспертом медицинской комиссией, которое прилагается к представляемому в суд заключению органов опеки и попечительства о соответствии усыновления интересам ребенка. п. 3 ст. 272 ГПК РФ По желанию усыновителей может быть проведено независимое медицинское освидетельствование ребенка.

В СК отдается предпочтение усыновителям, являющимися гражданами Российской Федерации и проживающие на территории Российской Федерации, а также родственниками ребенка (не зависимо от их гражданства и места жительства) перед усыновителями - иностранными гражданами.

Согласно п. 4 ст. 124 СК усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представилось возможности передать этих детей на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, или на усыновление родственниками ребенка не зависимо от места их жительства и гражданства. Данные ограничения соответствуют ст. 21 конвенции о правах ребенка, в которой признано, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком только тогда, когда ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является не возможным. Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, не являющимся родственниками детей, только по истечению трех месяцев со дня поступления сведений о таких детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. В этой связи сведения о детях, которые могут быть переданы на усыновление, предоставляются данной категории лица без гражданства не ранее упомянутого срока.

Согласно п. 1 ст. 126 СК, учет детей, подлежащих усыновлению, осуществляется в том же порядке, что и учет детей, лишившихся родительского попечения. Порядок учета лица без гражданства, желающих усыновить детей, не подлежит правовому регулированию на федеральном уровне, поскольку согласно п. 2 ст. 126 СК должен быть определен органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В некоторых субъектах Российской Федерации такой порядок уже определен. Как правило, учет кандидатов в усыновление осуществляется соответствующими органами управления образования или созданными на их основе специализированными центрами по усыновлению.

Основанием для постановке граждан на учет в качестве кандидатов в усыновители, как правило, является заключение органа опеки и попечительства о возможности граждан (гражданина) быть усыновителями (усыновителем) с учетом ограничений, установленных ст. 127, 128 СК. Такое заключение составляется по результатам рассмотрения подаваемого в орган опеки и попечительства (или в соответствующий орган власти субъекта Российской Федерации) заявление лица без гражданства, желающих усыновить ребенка. К этому заявлению обычно прилагаются следующие документы:

– справка с места роботы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;

– копия финансового лицевого счета с места жительства;

– копия свидетельства о браке (если состоят в браке);

– медицинская справка государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состояние здоровья лица, желающего усыновить ребенка; а также иные документы.

Приведенный примерно перечень документов во многом совпадает со списком документов, которые необходимо предоставлять в суд гражданам для решения вопроса об установление усыновления конкретного ребенка. ст. 271 ГПК РФ Кроме того, лицо, обращающееся с просьбой об усыновлении, должно предъявить паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, другой документ, удостоверяющий личность.

Орган опеки и попечительства (или соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ) не только изучает представленные документы, но и проводит детальное обследование условий жизни заявителя и его семьи. Предварительное обследование условий жизни лица без гражданства, желающих усыновить ребенка направленно на соблюдение прав и интересов ребенка в результате предстоящего усыновления. Что включает выявление возможных препятствий к усыновлению, а также ознакомление с личностью кандидата в усыновители. Однако при этом должны быть соблюдены требования ст. 23 Конституции РФ о не прикосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, тайны переписки и т. п. Акт о результатах обследования условий жизни граждан, желающих усыновить ребенка, имеет важное значение как на первоначальной стадии (при решение вопросы о постановке на учет лица без гражданства в качестве кандидатов в усыновители), так и в последующем. Не случайно, что он включен законов в число документов, подлежащих обязательному изучению судом при рассмотрении дела об установление усыновление. ст. 272 ГПК РФ

На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни лица без гражданства, желающих усыновить ребенка, орган опеки и попечительства готовит заключение об их возможности быть усыновителями.

При положительном решение вопроса заявители ставиться на учет в качестве кандидатов в усыновители. Только после этого им выдается информация о ребенке, который может быть усыновлен, а также направление для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (месту нахождения).

Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители в орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителей. Одновременно заявителям возвращаются все документы, и разъясняется порядок обжалования решения, включая возможность обращения в суд.

После постановки на учет кандидаты в усыновители имеют право получить подробную информацию о ребенке, который может быть усыновлен, а также сведения о наличии у него родственников; обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинское освидетельствования усыновляемого ребенка при участии представителя учреждения, в котором находиться ребенок. Они обязаны лично изучить документы усыновляемого ребенка, познакомиться и установить с ним контакт.

Если кандидаты в усыновители не смогли подобрать для усыновления ребенка по месту их жительства. Они могут обратиться за получением сведений о ребенке, подлежащем усыновлению, в орган управления образованием любого субъекта РФ в министерства общего и профессионального образования РФ.

Имеет некоторые особенности учет иностранных граждан и лица без гражданства, без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 126 СК РФ учет иностранных граждан и лица без гражданства, без гражданства желающих усыновить детей являющихся гражданами РФ производиться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти (то есть Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации). Соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не только ведет учет иностранных граждан и лица без гражданства, обратившихся в этот орган и изъявивших желание усыновить детей являющихся гражданами Российской Федерации, но и предоставляет им информацию о детях, в отношение которых возникли установленные законом основания для их усыновления иностранными гражданами или лицами без гражданства.

Кроме того, орган исполнительной власти субъекта РФ в 10-дневный срок с момента подачи иностранными гражданами или лицами без гражданства заявления о желание усыновить конкретного ребенка должен обратиться в Министерство общего и профессионального образования РФ с письменным запросом о подтверждение того, что ребенок находиться на централизованном учете. В запросе обязательно указывается фамилия, имя отчество и дата рождения ребенка, фамилия, имя кандидатов в усыновители, страна их проживания, а также наименование и адрес компетентной организации, подготовившей заключение на кандидатов в усыновители и взявшей на себя обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновляемого ребенка. В свою очередь, Министерство общего и профессионального образования РФ в 10-дневный срок с момента получения запроса письменно подтверждает наличие сведений в федеральном банке о детях, оставшихся без попечения родителей, об усыновляемом ребенке и сообщает о том, что в установленные законодательством РФ сроки не представилось возможности его передачи на воспитание в семью граждан РФ.

В последующем перечисленные выше документы подлежат обязательному рассмотрению в суде при решение вопроса об усыновление ребенка иностранными гражданами. ст. 125 СК РФ

Учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей являющимися гражданами Российской Федерации, ведется и Министерством общего и профессионального образования РФ, если они обратились непосредственно в указанное министерство.

Если усыновление производиться иностранными гражданами или лицами без гражданства - родственниками ребенка или супругом его родителя (отчимом, мачехой) то постановка на учет в качестве кандидата в усыновители не требуется.

К лицам, выразившим желание стать усыновителями и подавшим заявление в орган опеки и попечительства или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о постановке их на учет в качестве кандидатов в усыновители, законом предъявляются определенные требования.

Их соблюдения является гарантией обеспечения права несовершеннолетних детей, передаваемых на усыновление, а по этому обязательно, причем даже в случаях, когда предварительная постановка лица на учет в качестве кандидата в усыновители не требуется. Соответствие личности усыновителя требованиям закона проверяется и судом при решение дела об усыновлении ребенка. В соответствие с п. 1 ст. 127 СК усыновителями могут стать совершеннолетние лица обоего пола. Несовершеннолетние граждане не могут быть усыновителями, даже в случае приобретения ими полной дееспособности ст. 21, 27 ГК РФ , поскольку в ст. 128 СК установлен возрастной ценз для приобретения права быть усыновителем.

Помимо этого усыновители должны быть в состояние надлежащим образом выполнять родительские обязанности, что может быть выяснено как при постановки их на учет в качестве кандидатов в усыновители ст. 126 СК РФ , так и непосредственно в суде. Данное требование обусловлено тем, что усыновление производиться в интересах ребенка, а потому предполагаемый усыновитель (усыновители) по своим личным качествам и условиям жизни должен обладать соответствующими возможностями по обеспечению воспитания и всестороннего развития ребенка. В связи с этим закон ст. 127 СК РФ устанавливает запрет для отдельных категорий граждан быть усыновителями. Из числа будущих усыновителей исключены лица, в возможности которых обеспечить надлежащее воспитание детей имеются по соответствующим причинам серьезные и веские сомнения. По сравнению с прежнем законодательством перечень лица без гражданства, которые не могут стать усыновителями, значительно расширен. К ним отнесены: а) лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; б) супруги, один из которых признан судом не дееспособным или ограниченно дееспособным; в) лица, ранее дискредитировавшие себя как воспитатели, а именно: лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей; бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине; г) лица, лишенные судом родительских прав, или лица, ограниченные судом в родительских правах; д) лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права; е) лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель); ж) лица, не имеющие постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям; з) лица, имеющие на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.

Согласно п. 1 ст. 127 СК право на усыновление признается за совершеннолетними лицами обоего пола, если они не входят в число лиц, которым запрещено быть усыновителями. Усыновителями могут быть как супруги, так и одинокие лица, причем как состоящие в браке с отцом (матерью) ребенка (например, отчим, мачеха), так и являющиеся совершенно посторонними для усыновляемого ребенка. Однако на практике усыновителями чаще всего становятся супружеские пары, лишенные возможности иметь собственных детей. Здесь следует иметь в виду, что если в последующем брак между супругами будет, расторгнут или признан не действительным, то указанные обстоятельства сами по себе не затрагивают юридическую силу факта усыновления ребенка. Закон разрешает также усыновление ребенка одним из супругов ст. 133 СК РФ , одинокими лицами (мужчиной или женщиной), в том числе родственниками ребенка. Однако Семейным кодексом не допускается совместное усыновление одного и того же ребенка лицами, не состоящими между собой в браке п. 2 ст. 127 СК РФ . Такой запрет ясен и вытекает из содержания ст. 123 СК, устанавливающей приоритет именно семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, которое при ином решение данного вопроса обеспечить не удастся.

При наличие нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка при условии обязательного соблюдения рассмотренных выше требований закона к личности усыновителей (усыновителя) и интересов усыновляемого ребенка п. 3 ст. 127 СК РФ .

Лицам, желающим встать на учет в качестве кандидатов в усыновители, разъясняется, что наличие перечисленных в ст. 127 СК препятствий для воспитания ребенка служит основанием для отказа судом в установление усыновления, а потому сбор и подготовка документов нецелесообразны. Вместе с тем отпадение в последующем предусмотренных законом препятствий (например, восстановление в родительских правах, выздоровление, снятие судом ограничения дееспособности) может являться основанием для подачи заинтересованными лицами повторного заявления в орган опеки и попечительства (или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) о постановке их на учет как лица без гражданства желающих усыновить ребенка.

Семейный кодекс не только требует, чтобы усыновители были совершеннолетними гражданами, но устанавливает, что разница в возрасте между усыновителем, не состоящем в браке, и усыновляемым ребенком должна составлять не менее шестнадцати лет п. 1 ст. 128 СК РФ . Данное правило обусловлено различными причинами морального, этического, социального и иного характера. Однако прежде всего это связано со стремлением законодателя придать отношениям между усыновителем и усыновленным характер, максимально приближенный к отношениям между родителями и детьми, в том числе и по возрастным параметрам.

Как известно, родителями становятся в основном совершеннолетние граждане то есть после достижения восемнадцати лет. На практике имеются случаи более раннего отцовства (материнства), когда родителями становятся и несовершеннолетние граждане. Соответствующая разница в возрасте с детьми позволяет родителям должным образом осуществлять свои права и обязанности по воспитанию и образованию детей с учетом жизненного опыта. Перечисленные возрастные особенности, присущие отношениям между родителями и детьми, полностью распространяются на отношения между усыновителем и усыновляемым ребенком. Более того, в большинстве случаев усыновителю потребуется значительно больше внимания и такта для завоевания подлинного родительского авторитета в глазах усыновленного ребенка. Понятно, что этого сложно будет достигнуть, если усыновитель в силу незначительной разницы в возрасте с усыновленным будет восприниматься им в качестве сверстника или старшего товарища. Но не лица, пожелания которого равнозначны требованиям настоящего родителя. В такой ситуации невозможно рассчитывать на надлежащие родительское воспитание усыновителем ребенка. Именно в целях обеспечения выполнения усыновителями своих родительских обязанностей и установлено требование закона о разнице в возрасте не мене шестнадцати лет между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновленным.

Вместе с тем по причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте между усыновителем, не состоящем в браке, и усыновляемым ребенком может быть сокращенна п. 1 ст. 128 СК РФ . Перечень подобных причин, даже примерный, в Семейном кодексе не приводиться. По этому данный вопрос будет решаться судом индивидуально в каждом конкретном случае в зависимости от сложившихся до усыновления взаимоотношений между усыновителем и усыновляемым ребенком (например, если ребенок привязан к лицу, желающему его усыновить, считает его своим родителем и т. д.).

В соответствии с п. 2 ст. 128 СК наличие разницы в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком не требуется в случае усыновления гражданами детей своего супруга. То есть для отчима (мачехи), желающих усыновить ребенка своей жены (мужа), сделано исключение, направленное на устранение препятствий к формированию родительских отношений между ними и детьми другого супруга и созданию в результате этого полноценной семьи. Если ребенка усыновляют оба супруга, то, как следует из п. 1 ст. 128 СК, разница в возрасте между ними и ребенком не имеет значения.

Что касается предельного возраста усыновителя, то он специально не оговорен законом, хотя при установлении усыновления необходимо учитывать - сможет ли усыновитель преклонного возраста по интеллектуальным, медицинским и иным критериям выполнять возложенные на него обязанности.

2.2 Условия усыновления.

К условиям усыновления закон относит получение согласия установленного круга лица без гражданства: а) родителей ребенка или лиц, их заменяющих; б) самого ребенка, достигшего возраста десяти лет; в) супруга усыновителя, если ребенок усыновляется одним из супругов. Раскроем содержание этих условий более подробно.

Переход в результате усыновления в полном объеме родительских прав и обязанностей к усыновителям предполагает предварительное получение согласия на усыновление родителей ребенка, которые при этом утрачивают свои родительские права. В этой связи ст. 129 СК в качестве необходимого условия усыновления называет обязательное согласие родителей усыновляемого ребенка. Данная норма не вызывает сомнения в своей обоснованности, соответствует ст. 21 Конвенции о правах ребенка и является гарантией обеспечения законных прав родителей усыновляемого ребенка. Кроме того, в п. 1 ст. 129 СК специально оговорено, что при усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, которые не достигли возраста шестнадцати лет, требуется также согласие их родителей или опекунов (попечителей). Указанное правило вытекает из положения ст. 62 СК, согласно которым несовершеннолетние родители, не состоящие в браке и не достигшие возраста шестнадцати лет, не вправе самостоятельно осуществлять свои родительские права. Таким образом, до достижения несовершеннолетними родителями, не состоящими в браке, возраста шестнадцати лет на усыновление их ребенка необходимо получить не только их согласие, но и согласие их законных представителей, то есть их родителей, опекунов или попечителей, а при их отсутствии - согласие органа опеки и попечительства. Если законные представители не выразили согласия на усыновление ребенка, то усыновление не может состояться, несмотря на получение согласия несовершеннолетних родителей. В том случае, когда речь идет об усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, обладающих родительскими правами в полном объеме (это несовершеннолетние, достигшие возраста шестнадцати лет или несовершеннолетние, вступившие в брак ранее шестнадцати лет), то для усыновления требуется согласие только несовершеннолетних родителей.

Согласие родителей на усыновление ребенка должно быть выражено в их личном письменном заявлении п. 1 ст. 129 СК РФ . Подлинность подписи родителей на заявление о согласии на усыновление ребенка должна быть нотариально засвидетельствована нотариусом или другими должностными лицами, имеющими право совершать нотариальные действия.

Подлинность подписи родителей на заявлении о согласии на усыновление ребенка может быть заверена руководителем воспитательного учреждения, где воспитывается или находиться ребенок, или органом опеки и попечительства по месту производства усыновления или по месту жительства родителей. При этом родителям разъясняются последствия усыновления, предусмотренные законом. На практике администрация воспитательного учреждения при поступлении ребенка, имеющего родителя (мать или отца), не изъявляющего желания лично осуществлять его воспитания и содержание, получает, как правило, согласие на усыновление ребенка. Если родители дают согласие на усыновление ребенка, то администрация воспитательного учреждения обязана предупреждать, что оно не имеет “срока давности”, то есть действительно независимо от того, сколько времени прошло с момента выдачи такого согласия, и усыновление ребенка может быть произведено без дополнительного уведомления родителей.

В случае, когда у ребенка, лишившегося родительского попечения и находящегося в воспитательном учреждении, имеются другие близкие родственники (дедушка, бабушка, тетя, дядя, совершеннолетние братья и сестры), следует установить их участие в его жизни, воспитании, целесообразность общения, возможность передачи в их семьи. И хотя закон не требует получения их согласия на усыновление, в интересах несовершеннолетнего необходимо уточнить все обстоятельства дела.

При получении органом опеки и попечительства от одинокой матери согласие на усыновление ее ребенка, оставленного в родильном доме (отделении), рекомендуется разъяснить ей последствия усыновления, выяснить обстоятельства, послужившие основанием для дачи такого согласия, возможность осуществления ею личного воспитания ребенка и, в зависимости от полученных данных, решать вопрос о передачи ребенка на усыновление.

Согласие родителей ребенка на его усыновление (при усыновление ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, - также согласия их законных представителей, а при их отсутствие - согласия органа опеки и попечительства), выраженное в письменном заявлении, в соответствии со ст. 272 ГПК прилагается к представленному в суд заключению органа опеки и попечительства о соответствие усыновления интересам ребенка.

Родители вправе отозвать данное ими согласие на усыновление ребенка без объяснения причин, но только до вынесения решения суда об усыновление п. 2 ст. 129 СК РФ . С принятием решения об усыновление правовые отношение между родителями и детьми полностью прекращаются, в связи, с чем отозвать данное ими согласие на усыновление детей родители уже не смогут.

Согласие родителей на усыновление их ребенка может быть двух видов: а) согласие на усыновление ребенка конкретным лицом (это могут быть, например, родственники ребенка: братья, сестры, дядя, тетя и т. д.; или другие известные им лица); б) согласие на усыновление ребенка без указания конкретного лица. Право выбора усыновителей в этом случае предоставлено органу опеки и попечительства или органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Получение в последующем (то есть уже при усыновлении ребенка конкретными лицами) повторного согласия родителей не требуется. Однако в любом случае согласие родителей на усыновление ребенка может быть дано только после его рождения п. 3 ст. 129 СК РФ . Таким образом, предварительная дача согласия родителей на усыновление еще не родившегося ребенка законом не допускается.

При усыновлении на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации ребенка, являющегося иностранным гражданином, необходимо получить не только согласие законного представителя ребенка, но и компетентного органа государства, гражданином которого является этот ребенок п. 1 ст. 165 СК РФ .

В ряде случаев, прямо предусмотренных законом ст. 130 СК РФ , допускается усыновление детей без согласия их родителей. Это возможно в случаях, если родители: а) неизвестны; б) признаны судом безвестно отсутствующими; в) признаны судом недееспособными; г) лишены судом родительских прав; д) по причинам, признанным судом неуважительными, они более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его содержания и воспитания. Данный перечень обстоятельств, при наличии которых усыновление ребенка может быть произведено без согласия родителей, является исчерпывающим.

Считается, что родители ребенка неизвестны, если отсутствует сведения как о его матери, так и об отце. Подобные ситуации чаще всего случаются при обнаружении подкинутых (найденных) детей ст. 19 Закона об актах гражданского состояния, о чем составляется соответствующий документ - акт, протокол или справка, который и будет являться основанием для усыновления детей без согласия родителей. Если же неустановлен только один из родителей, то получение согласия другого родителя на усыновление является обязательным. Так, усыновление может быть при отсутствии согласия родителей, если дети были подкинуты, найдены во время стихийного бедствия или в районах, где проходили боевые действия, а также при иных чрезвычайных обстоятельствах, о чем имеется соответствующий акт, выданный в установленном порядке органами внутренних дел, и родители этих детей не известны.

В соответствии со ст. 42 ГК РФ безвестно отсутствующими может быть признан в судебном порядке гражданин, если в течении года в месте его жительства нет сведения о месте его пребывания. В том случае, если невозможно установить день получения последних сведений об отсутствующем, то началом исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года.

Согласно ст. 29 ГК РФ недееспособным может быть признан судом гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководствоваться ими. Понятно, что такие лица в силу своего заболевания не только не могут должным образом осуществлять воспитание детей, но и не в состоянии объективно выразить свою волю, в том числе и на усыновление ребенка. Именно по этому их согласия на усыновление ребенка не требуется. В тоже время согласия на усыновление детей лиц, ограниченных судом в дееспособности ст. 30 ГК РФ , требуется, так как они ограничиваются только в имущественных правах.

Не требуется согласия родителей ребенка на усыновление в случаях, если они лишены судом родительских прав. Дело в том, что под родительскими правами, которых лишаются родители, подразумеваются все права, основанные на факте родства с ребенком, в том числе и право, дать согласие на усыновление ребенка. ст. 71 СК РФ Однако необходимо учитывать, что согласно п. 6 ст. 71 СК усыновление ребенка в случае лишения родителей (одного из них) родительских прав допускается не ранее истечения шести месяцев со дня вынесения судом решения о лишении родителей (одного из них) родительских прав. Если же родители ограничены судом в родительских правах ст. 73, 74 СК РФ , то их согласие на усыновление ребенка необходимо, поскольку они лишь право на личное воспитание ребенка, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Как и прежде, закон допускает усыновление ребенка без согласия родителей в случаях, если они: во-первых, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком; во-вторых, уклоняются от его воспитания и содержания; в-третьих, пренебрегают своими родительскими обязанностями по причинам, признанным судом неуважительными. Все три обстоятельства, как следует из содержания ст. 130 СК, должны быть в совокупности. Сюда относятся случаи, когда дети не проживают совместно с родителями, а находятся у других лиц, (дедушка, бабушка, брат, сестра и т. п.) или в государственном воспитательном учреждении более шести месяцев, родители же при этом без уважительных причин не проявляют в отношении своих детей родительской заботы и внимания (не навещают детей, не дают средства на их содержание и т. д.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Современные рефераты