Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей по законодательству Российской Федерации.
снованиями досрочного расторжения договора по инициативе органа опеки и попечительства могут являться такие обстоятельства, как возникновение в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка, а также возвращение ребенка родителям или усыновление ребенка. Кроме того, стороны вправе расторгнуть при невыполнении его условий (в договоре должны быть определены условия, невыполнение которых дает право сторонам на досрочное расторжение договора). Все возникающие в результате досрочного расторжения договора имущественные и финансовые вопросы решаются по согласию сторон, а при возникновение спора - в судебном порядке.4.2 Права и обязанности приемных родителей.Приемными родителями могут стать только совершеннолетние лица обоего пола, как состоящие в браке, так и не состоящие в браке, способные воспитывать детей и создать им условия для всестороннего развития. Закон п. 1 ст. 153 СК РФ устанавливает запрет для отдельных категорий граждан быть приемными родителями. Это касается лица без гражданства, в возможности которых обеспечить надлежащее семейное воспитание детей имеются по объективным причинам серьезные и веские сомнения. К ним отнесены:а) граждане, признанные судом недееспособными вследствие психического расстройства, в результате которого не могут понимать значения своих действий или руководствоваться ими ст. 29 ГК РФ , или ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, в связи, с чем ставят свою семью в тяжелое материальное положение ст. 30 ГК РФ ;б) лица, лишенные пол суду родительских прав или ограниченны судом в родительских правах ст. 69- 71, 73 СК РФ ;в) лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащие выполнение возложенных на них законом обязанностей (при использовании ими опеки (попечительства) в корыстных целях, при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи) ст. 141 СК РФ ; г) бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине (в случае уклонения усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребления родительскими правами, жестокого обращения с усыновленными, заболевания хроническим алкоголизмом или наркоманией); ст. 141 СК РФ д) лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию детей.Подбор приемных родителей осуществляется органом опеки и попечительства. Лица, желающие взять ребенка на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями. К заявлению должны быть приложены следующие документы: справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке; документы, подтверждающие наличие жилья у лица, желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью; копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке); медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью.Для подготовки заключения о возможности быть приемными родителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью.На основании заявления и акта обследования условий жизни лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности заявителей стать приемными родителями. При этом в соответствии с п. 2 ст. 146 СК обязательно должны быть приняты во внимание нравственные и иные качества лиц, желающими стать приемными родителями, состояние их здоровья, способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними, а также, если это возможно, желание самого ребенка. Критерии, по которым должна оцениваться способность лица к выполнению обязанностей приемных родителей.В случае если лицо (лица) изъявляет желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитие, ребенка-инвалида, в заключении должно быть указанно о наличии у приемных родителей необходимых для этого условий.Заключение органа опеки и попечительства о возможности конкретных лиц быть приемными родителями дает им право на подбор детей из воспитательных учреждений, лечебно-профилактических учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы по направлению органа опеки и попечительства для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения). Администрация этих учреждений обязана ознакомить лиц, желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии здоровья.Согласно п. 3 ст. 153 СК приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя), предусмотренными ст. 36-38 ГК и ст. 150 СК.Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы (в том числе в суде) без специальных на то полномочий п. 2 ст. 31 ГК РФ ; совершают от имени малолетнего приемного ребенка и в его интересах все необходимые сделки п. 2 ст. 32 ГК РФ; дает согласие на совершение тех сделок, которые приемный ребенок в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет не вправе совершать самостоятельно, и оказывают содействие приемному ребенку в осуществлении им своих прав и исполнении обязанностей п. 2 ст. 33 ГК РФ ; имеют право помещать приемного ребенка в дошкольные образовательные учреждения на общих основаниях; распоряжаются в установленном ст. 37 ГК порядке имуществом приемного ребенка. Приемные родители вправе требовать по суду возврата ребенка, переданного в приемную семью, от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от близких родственников ребенка. п. 2 ст. 150 СК РФ При необходимости приемные родители, как законные представители приемного ребенка, вправе и в других случаях обратиться в установленном порядке в суды за защитой прав детей, находящихся у них на воспитании. ст. 10 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных отношений. Приемные родители не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка. ст. 55 и 150 СК РФ Орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение установленного образца, в котором указываются фамилия, имя отчество и адрес приемных родителей, дата и номер договора о передачи ребенка на воспитание в приемную семью, а также фамилия, имя отчество, год рождения каждого ребенка.4.3 Права ребенка (детей), переданного на воспитание в приемную семью.На воспитание в приемную семью могут быть переданы дети в возрасте до восемнадцати лет, оставшиеся по различным причинам без попечения единственного или обоих родителей: дети-сироты; дети, родители которых неизвестны; дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими; дети, родители которых объявлены в судебном порядке умершими; дети, родители которых осуждены и отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; дети, родители которых находятся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; дети, родители которых уклоняются от их воспитания или от защиты их прав и интересов; дети, родители которых отказывались взять их из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты и другие аналогичных учреждений; дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждений, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях. ст. 121 и п. 1 ст. 154 СК РФ На ребенка, передаваемого, на воспитание в приемную семью, администрация учреждения предоставляет в орган опеки и попечительства, следующие документы: свидетельство о рождении ребенка; документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в приемную семью (свидетельство о смерти родителей (родителя), копия решения суда о лишении родителей (родителя) родительских прав и др.); заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии реб6нка, выданное экспертной медицинской комиссией в установленном порядке.Законом п. 2 ст. 154 СК РФ установлено, что предварительный выбор ребенка для передачи в приемную семью осуществляется лицами, желающими принять ребенка в семью, по согласованию с органом опеки и попечительства. Для подбора ребенка (детей) орган опеки и попечительства: а) предоставляет приемным родителям информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью; б) выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).На каждого ребенка, передаваемого в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация воспитательного или лечебно-профилактического учреждения передает приемным родителям необходимые документы: свидетельство о рождении; выписка из истории развития ребенка (история новорожденного) о состоянии здоровья; справку о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае передачи ребенка из родильного дома, родильного отделения лечебно-профилактического учреждения); документ об образовании (для детей школьного возраста); документы о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справку о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей); справку о наличии и местонахождении братьев сестер; опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, о лицах отвечающих за его сохранность; документы о закреплении ранее занимаемой жилой площади за несовершеннолетним; копию решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионную книжку на ребенка, получающего пенсию, документ о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении. Указанные документы передаются непосредственно приемным родителям не позднее двух недельного срока после заключения договора о передачи ребенка на воспитание в приемную семью.Приемным родителям представляется также медицинское заключение экспертной медицинской комиссии о состоянии здоровья ребенка. При необходимости они имеют право на независимую экспертизу состояния его здоровья, но только в медицинских учреждениях, имеющих соответствующую лицензию.Ребенок, передаваемый в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию и другие социальные выплаты и компенсации. п. 4 ст. 154 СК РФ Так, Законом о государственных пенсиях в РФ предусмотрено, что на детей, оставшихся без попечения родителей, могут назначаться следующие виды пенсий: пенсия по случаю потери кормильца, пенсия по инвалидности; социальная пенсия детям-инвалидам в возрасте до шестнадцати лет; социальная пенсия инвалидам с детства; социальная пенсия в возрасте до восемнадцати лет, потерявшим одного или обоих родителей, причитающиеся ребенку (детям) выплаты и компенсации перечисляются в соответствии с законодательством РФ на счета, открываемые на имя ребенка (детей) в банковском учреждении.Согласно п. 2 ст. 60 СК алименты, пенсии и пособия, причитающиеся детям, находящимся в приемной семье, поступают в распоряжение их приемных родителей как законных представителей. Полученные сумы расходуются приемными родителями на содержание, воспитание и образование ребенка, но с учетом ограничений, установленных гражданским и семейным законодательством для опекунов и попечителей.При передаче в приемную семью за ребенком сохраняется также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением. п. 4 ст. 154 СК РФ Собственником жилого помещения ребенок мог стать на основание наследования его по закону или по завещанию, приватизации, получения в дар, купли-продажи. Сохранение за детьми, находящимися в приемной семье, право собственности на принадлежащие им жилое помещение вытекает из соответствующих положений гражданского законодательства. ст. 209, 288 ГК РФ Передача в приемную семью несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без попечения родителей, не влечет за собой прекращение права собственности на принадлежащее ему имущество, в том числе и на жилое помещение.Обязанность обеспечивать контроль за использованием и сохранностью жилого помещения или иного имущества ребенка возложена на органы опеки и попечительства по месту нахождения имущества.Важной гарантией защиты законных интересов ребенка, переданного на воспитание в приемную семью, является закрепление за ним права на защиту своих прав, на общение с родителями и другими родственниками, а также на выражение своего мнения ст. 55-57 СК РФ , то есть приемный ребенок имеет все те права, которыми Кодекс наделяет несовершеннолетних детей. Что касается личных контактов ребенка с кровными родителями и родственниками, то их поддержание возможно, если это не противоречит интересам ребенка, его нормальному развитию и воспитанию. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия приемных родителей. При возникновении споров порядок общения между ребенком, его родителями, родственниками и приемными родителями определяются органами опеки и попечительства.Порядок материального обеспечения приемной семьи регламентируется ст. 155 СК. Денежные средства ежемесячно выплачиваются приемным родителям на содержание каждого приемного ребенка с учетом расходов на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг. Если ребенок передается на воспитание в приемную семью на срок более одного года. То дополнительно выделяются средства на приобретение мебели. Указанные денежные средства выплачиваются органами местного самоуправления приемным родителям, в течение всего срока действия договора, а при передачи ребенка на воспитание в приемную семью на срок до достижения им совершеннолетия - до достижения возраста восемнадцати лет.Размер ежемесячных денежных средств на содержание каждого приемного ребенка устанавливается органами местного самоуправления исходя из установленных норм материального попечения по фактически сложившимся ценам в данном регионе. Причем размер денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка, пересчитывается ежеквартально с учетом изменения цен на товары и услуги. Денежные средства должны перечисляться в банковские учреждения на банковские счета приемных родителей ежемесячно в строго установленный срок.Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей), сведения об израсходованных средствах представляются ежегодно в орган опеки и попечительства. Как уже отмечалось, при рассмотрении вопроса о содержании договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью размер оплаты труда приемных родителей (это одно из условий договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью) и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов РФ.Орган опеки и попечительства вправе осуществлять контроль за выполнением приемными родителями обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка, в том числе контроль за расходованием денежных средств, выделяемых на содержание ребенка.ЗаключениеВ заключительной части дипломного сочинения хочется отметить, что в последние годы в России наблюдается рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Причем лишь небольшое число этих детей остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к явлениям так называемого “социального сиротства”, то есть являются сиротами при живых родителях. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях является падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне важное значение.Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, до принятия семейного кодекса в РФ применялись различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. К настоящему времени (за период с 1998 по 2001гг.) свыше тридцати тысяч детей усыновлены, около ста пятидесяти тысяч находятся под опекой и попечительством граждан всего устроенных детей около трех сот тысяч. Ранее между существовавшими формами устройства детей в семью либо в специализированное детское учреждение закон не делал какого-либо различия. В Семейном кодексе же впервые реализованы предложения о необходимости законодательного признания преимущества семейных форм содержания и воспитания детей, утративших родительское попечение и детей-сирот и отказа от монополии государства на воспитание таких детей в государственных воспитательных учреждениях. Закрепление в СК положения о приоритете семейных форм воспитания детей, безусловно, имеет принципиальный характер. Оно направленно на усиление гарантий соблюдения прав несовершеннолетних, поскольку воспитание в семье предпочтительнее с учетом как материально-бытовых условий жизни, так и иных самых разнообразных интересов ребенка. Именно семейное воспитание дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и иных особенностей. Усыновление является одним из самых старейших правовых институтов и существует во всех современных правовых систем как наиболее оптимальная и предпочтительная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В РФ усыновление является одной из основных и достаточно широко распространенных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Основной социальной целью усыновления является создание детям, лишившихся попечения родителей, наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания в условиях семьи. Не случайно Кодексом среди форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, приоритет отдается усыновлению. Усыновление происходит также и в интересах усыновителей, хотя прямо об этом в законе не говориться, так как оно предоставляет, в частности, возможность лицам, не имеющим детей, удовлетворить чувство родительской любви, потребность в отцовстве и материнстве. Однако на первое место при усыновление должны быть поставлены интересы ребенка. Поскольку при усыновлении ребенка в правовом отношении полностью приравниваются к родным детям усыновителя, приобретает в лице усыновителей родителей и родную семью, следует исходить из общей посылки, что усыновление соответствует интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.К условиям усыновления закон относит получение согласия установленного круга лица без гражданства: а) родителей ребенка или лиц, их заменяющих; б) самого ребенка, достигшего возраста десяти лет; в) супруга усыновителя, если ребенок усыновляется одним из супругов. Раскроем содержание этих условий более подробно.Согласие родителей на усыновление их ребенка может быть двух видов: а) согласие на усыновление ребенка конкретным лицом (это могут быть, например, родственники ребенка: братья, сестры, дядя, тетя и т. д.; или другие известные им лица); б) согласие на усыновление ребенка без указания конкретного лица. Право выбора усыновителей в этом случае предоставлено органу опеки и попечительства или органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Получение в последующем (то есть уже при усыновлении ребенка конкретными лицами) повторного согласия родителей не требуется. Однако в любом случае согласие родителей на усыновление ребенка может быть дано только после его рождения. Таким образом, предварительная дача согласия родителей на усыновление еще не родившегося ребенка законом не допускается.В ряде случаев, прямо предусмотренных законом, допускается усыновление детей без согласия их родителей. Это возможно в случаях, если родители: а) неизвестны; б) признаны судом безвестно отсутствующими; в) признаны судом недееспособными; г) лишены судом родительских прав; д) по причинам, признанным судом неуважительными, они более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его содержания и воспитания. Данный перечень обстоятельств, при наличии которых усыновление ребенка может быть произведено без согласия родителей, является исчерпывающим.Дела об установление усыновления рассматриваются судом в порядке особого производства, по правилам, предусмотренным ГПК, с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора. Усыновление является добровольным актом и может быть произведено только по волеизъявлению лица, желающего усыновить ребенка. Это означает, что никто не может быть принужден к усыновлению детей вопреки своей воле.Дела об установление усыновления ребенка рассматриваются единолично судьей в закрытом судебном заседание с обязательным личным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, а также прокурора. Причем невыполнение судом этих требований закона может явиться основанием к отмени решения, если это нарушение привело либо могло привести к неправильному разрешению вопроса об усыновление.Для того чтобы вопрос об усыновление был решен максимально с учетом интересов ребенка, суд может привлечь к участию в деле родителей (родителя) усыновляемого ребенка, его родственников, представителей учреждения, в котором находиться ребенок, оставшийся без попечения родителей, и других заинтересованных лиц, а также самого ребенка, достигшего возраста десяти лет. Решая вопрос о необходимости вызова в судебное заседание несовершеннолетнего, судье целесообразно выяснить мнение по этому поводу органа опеки и попечительства с тем, чтобы присутствие ребенка в суде не оказало на него неблагоприятного воздействия.При удовлетворение судом заявленной просьбы взаимные права и обязанности усыновителей (усыновителя) и усыновляемого ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка.При решении дела об усыновлении усыновления ребенка суд наряду с требованиями заявителей об усыновлении ребенка разрешает и другие просьбы заявителей: а) об изменении имени, отчества и фамилии ребенка; б) об изменение даты и места рождения усыновленного ребенка; в) о записи усыновителя (усыновителей) в качестве родителей усыновленного ребенка. Кроме того, по просьбе заинтересованных лица без гражданства суд рассматривает вопросы о сохранении личных неимущественных и имущественных прав одного из родителей усыновленного ребенка или родственников его умершего родителя - то есть дедушки и бабушки.По просьбе усыновителя усыновляемому ребенку присваивается фамилия усыновителя, а также указанное им имя. Отчество усыновленного ребенка определяется по имени усыновителя, если усыновитель мужчина, а пари усыновлении ребенка женщиной - по имени лица, указанного ею в качестве отца усыновленного ребенка.В том случае, если фамилии супругов-усыновителей различные, то по соглашению супругов-усыновителей высказывается просьба о присвоении ребенку фамилии одного из них.При вынесении решения об установлении усыновления суд одновременно должен принять положительное или отрицательное решение по просьбе усыновителей (усыновителя) об изменение даты и места рождения ребенка, о чем указывается в резолютивной части решения об усыновлении.Решение суда об удовлетворении просьбы усыновителей о записи их в качестве родителей усыновленного ребенка в книге записей рождений или об отказе в удовлетворении такой просьбы принимается одновременно с решением об установлении усыновления. На основании решения суда об установлении усыновления ребенка и соответственно записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка орган загса вносит необходимые изменения в актовую запись о рождении ребенка.Дела об отмене усыновления рассматриваются судом в порядке искового производства. Обязательное участие в рассмотрение таких дел должен принимать орган опеки и попечительства, так как они относятся к категории споров, связанных с воспитанием детей. Требование об участии органа опеки и попечительства в разрешении спора вытекает из определенных семейным и гражданским законодательством задач органов опеки и попечительства и направленно на обеспечение надлежащей защиты законных прав и интересов усыновленных детей. Орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни усыновленного ребенка и представить суду заключение, о соответствии отменны усыновления интересам ребенка.Таким образом, суд вправе отменить усыновление ребенка и при отсутствии виновного поведения усыновителя, когда по обстоятельствам, как зависящим, так и не зависящем от усыновителя, не сложились отношения, необходимые для нормального развития и воспитания ребенка. К таким обстоятельствам, в частности, можно отнести отсутствие взаимопонимания в силу личных качеств усыновителя и (или) усыновленного, в результате чего усыновитель не пользуется авторитетом у ребенка либо ребенок не ощущает себя членом семьи усыновителя; выявление после усыновления умственной неполноценности или наследственных отклонений в состоянии здоровья ребенка, существенно затрудняющих либо делающих невозможным процесс воспитания, о наличии которых усыновитель не был предупрежден при усыновлении; восстановление дееспособности родителей ребенка, к которым он сильно привязан и не может забыть их после усыновления, что отрицательно сказывается на его эмоциональном состоянии, и т. п. суд вправе отменить в указанных случаях усыновление исходя из интересов ребенка и с учетом мнения самого ребенка, если он достиг возраста десяти лет.Институт опеки и попечительства над детьми, оставшимися без родительского попечения, длительное время существовал в различных формах, как в дореволюционной России, так и затем в РСФСР. В настоящее время в семейном праве под опекой и попечительством понимается форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.К несовершеннолетним детям, оставшимся без попечения родителей, относятся дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограниченны в родительских правах или признанны недееспособными. Отсутствие родительского попечения может быть вызвано также болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, длительное отсутствие родителей (в связи с командировкой, отбыванием наказания в местах заключения и т. п.), уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов и иными причинами.Основанием установления опеки и попечительства над детьми является факт утраты ими по тем или иным причинам родительского попечения. Опека и попечительство над детьми преследует две основные цели: а) воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; б) защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.Орган опеки и попечительства назначает опекуна или попечителя ребенку в течение месяца с момента, когда ему стало известно о необходимости установления опеки и попечительства. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств (например, ребенок уже проживал в семье кандидата в опекуны, попечителя) опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства также и по месту жительства опекуна (попечителя).Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. Это обязательное условие, что естественно, поскольку принуждение к исполнению опекунских или попечительских обязанностей интересам ребенка соответствовать не может и цели опеки (попечительства) вряд ли будут достигнуты. Необходимо добровольное волеизъявление лица, отвечающего по своим личным качествам необходимым требованиям закона, принять на себя обязанности опекуна (попечителя). Орган опеки и попечительства не вправе назначить опекуном (попечителем) лицо, которое по состоянию здоровья не может осуществлять обязанности по воспитанию ребенка. Требование к состоянию здоровья опекунов (попечителей) не отличаются от соответствующих требований, предъявляемых к лицам, желающим стать усыновителями.Орган опеки и попечительства может назначить ребенку опекуна (попечителя) и по просьбе самих родителей, если они по каким-либо причинам не могут лично осуществлять воспитание ребенка. При этом родители могут предложить органу опеки и попечительства кандидатуру опекуна (попечителя).Опека (попечительство) могут быть прекращены в результате освобождения опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей. Так, освобождение опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей производиться органом опеки и попечительства при возвращении несовершеннолетнего подопечного родителям или передача его на усыновление. В случае помещения подопечных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение (организацию) органы опеки и попечительства могут принять такое решение при условии, что это не противоречит интересам подопечного. При наличии уважительных причин (болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным и т. п.) опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения им своих обязанностей по его просьбе.Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на: а) воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание; б) обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования всестороннего развития и уважения их человеческого достоинства; в) причитающимся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты; г) сохранение права собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством; д) защита от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя).Права опекуна и попечителя (как родительские права) не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. При осуществлении предоставленных им законом прав опекуны и попечители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Если опекун (попечитель) будет злоупотреблять своими правами, осуществлять их в противоречии с интересами подопечного ребенка, то орган опеки и попечительства должен вынести решение об отстранение опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей.В течение последних десятилетий практика передачи детей, утративших родительское попечение, на воспитание в семью, стала возрождаться в РФ первоначально в виде создания детских домов семейного типа, в том числе на основание крестьянских (фермерских) хозяйств. Однако окончательный вопрос об образовании приемных семей и их правовой статус был решен только с принятием Семейного кодекса, в ст. 123 которого определенно, что приемная семья является одной из форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей.Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и приемными родителями, то есть супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью.Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы (в том числе в суде) без специальных на то полномочий; совершают от имени малолетнего приемного ребенка и в его интересах все необходимые сделки; дает согласие на совершение тех сделок, которые приемный ребенок в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет не вправе совершать самостоятельно, и оказывают содействие приемному ребенку в осуществлении им своих прав и исполнении обязанностей; имеют право помещать приемного ребенка в дошкольные образовательные учреждения на общих основаниях.Ребенок, передаваемый в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию и другие социальные выплаты и компенсации. При передаче в приемную семью за ребенком сохраняется также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением.Важной гарантией защиты законных интересов ребенка, переданного на воспитание в приемную семью, является закрепление за ним права на защиту своих прав, на общение с родителями и другими родственниками, а также на выражение своего мнения, то есть приемный ребенок имеет все те права, которыми Кодекс наделяет несовершеннолетних детей.Список литературы.Нормативные акты:Конституция Российской Федерации - М.: «ПРИОР»: 1997 г. - 64 с. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: «ДЖОНИОР»: 2002 г. Семейный кодекс Российской Федерации. - М.: «ДЖОНИОР»: 2002 г. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации - М.: «Славянский дом книги»: 2003 г. Конвенция о правах ребенка (Нью-Иорк, 20 ноября 1989 г.) //Информационная система «Гарант» Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (с изм. и доп. от 25 октября 2001 г., 29 апреля 2002 г., 22 апреля, 7 июля, 8 декабря 2003 г.) //Информационная система «Гарант» Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» //Информационная система «Гарант» Федеральный закон от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ» (с изм. и доп. от 29 декабря 2001 г.) //Информационная система «Гарант» Федеральный закон от 29 апреля2002 г. № 44-ФЗ «О внесение изменений и дополнений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния»». Пункт 5 //Информационная система «Гарант» Федеральный закон от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «О внесение изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образование»» (с изм. от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г.) //Информационная система «Гарант» Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. от 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г.) //Информационная система «Гарант» Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образование» (с последними изменениями от 5 марта 2004 г.) //Информационная система «Гарант» Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. от 9 июля 1992 г., 17 июля 1996 г., 30 марта 1998 г., 21 декабря 2000 г., 14 мая 2001 г.) //Информационная система «Гарант» Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье» //Информационная система «Гарант» Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2002 г. № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей и осуществляющие контроль за его формированием и использованием» //Информационная система «Гарант» Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. № 719 «Об утверждении порядка предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка» (с изм. и доп. от 19 июня 2002 г.) Пункт 6 //Информационная система «Гарант» Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. № 719 «Об утверждении порядка предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка» (с изм. и доп. от 19 июня 2002 г.) Пункт 7 //Информационная система «Гарант» Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 июля 2002 г. № 218 «О порядке предоставления сведений о состоянии здоровья детей, оставшихся без попечения родителей, для внесения в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей» //Информационная система «Гарант» Приказ Министерства образования Российской Федерации от 28 июня 2002 г. № 2482 «Об организации работы по ведению государственного банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» //Информационная система «Гарант» Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 сентября 1996 г. № 332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями» //Информационная система «Гарант» Приказ Министерства образования Российской Федерации от 16 февраля 1993 г. № 50 «Об утверждении положения о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)» //Информационная система «Гарант» Приказа Минздрамедпрома Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 25 декабря 1995 г. №№ 369, 641 «О медицинском освидетельствование детей передаваемых на воспитание в семью» //Информационная система «Гарант» Приказ Министерства образования Российской Федерации и Министерства здравоохранения РФ от 5 ноября 1992 г. № 404/285 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» //Информационная система «Гарант» Приказ Министерства образования Российской Федерации об утверждение положение «О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)» от 16 февраля 1993 г. № 50 //Информационная система «Гарант» Письмо Министерства образования Российской Федерации от 30 января 1997 г. № 15/438-6 «О порядке введения в действие постановления Правительства Российской Федерации «О приемной семье»» //Информационная система «Гарант» Письмо фонда социального страхования Российской Федерации от 18 февраля 2002 г. № 2 - 18/05/ 1136 «О пособиях по временной нетрудоспособности по беременности и родам» //Информационная система «Гарант» Письмо фонда социального страхования Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. № 02 - 18/05-7806 «О порядке назначения и выплаты пособия при усыновлении ребенка» //Информационная система «Гарант» Письмо Министерства Образования Российской Федерации от 2 апреля 1997 г. № 15/322-6 «О порядке предоставления информации о детях подлежащих усыновлению» //Информационная система «Гарант» Порядок предоставления сведений о состоянии здоровья детей, оставшихся без попечения родителей для внесения в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (утв. Министерством Здравоохранения Российской Федерации от 8 июля 2002 г. № 218) //Информационная система «Гарант» Порядок организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (утв. Приказом Министерства Образования РФ от 28 июня 2002 г. № 2482) //Информационная система «Гарант» Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275) //Информационная система «Гарант»2. Литература:2.1 Антокольская М.В. Учебник Семейное право. - М.: Юристъ, 1996 г. - 366 с.2.2 Антокольская М.В. Учебник Семейное право. - М.: Юристъ, 2001 г. - 336 с.2.3 Антокольская М.В. Учебник Семейное право. - М.: Юристъ, 2002 г. - 336 с.2.4 Ануфриева Л.П. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть 3 (постатейный). - «Вольтерс Клувер» 2004 г.2.5 Викут М.А., Зайцев И.М. Гражданский процесс России: Учебник. - М.: «Юристъ», 1999 г. - 384 с. 2.6 Гангола В.А., Илларионов Т.И. Гражданское право: Учебник для вузов Ч. I. - М.: ИНФРА . М, 1998 г. - 464 с.2.7 Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. - М.: «ЭКЗАМЕН», 2003 г. - 864 с.2.8 Гришаев С.П. Гражданское право: Учебник. - М.: «Юристъ», 1999 г. - 484 с. 2.9 Ивлев Г.П. Комментарий к Гражданскому процессуальному праву Российской Федерации. - М.: «ЮРАЙТ - ИЗДАТ», 2003 г. - 558 с. 2.10 Коралев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу РФ. - М.: «Юридический дом» «Юстицинформ», 2003 г. Глава 182.11 Калинова Л.Г., Четвертакова Е.Г. Гражданский процесс (курс лекций). - М.: «Приор-издат», 2003 г. - 224 с.2.12 Кузнецова И. М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. - М.: БЕК, 1996 г. - 512 с.2.13 Кузнецова И.М. Семейное право: Учебник. - М.: Юристъ, 199 г. - 118 с.2.14 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный) Часть третья. - М.: «ВИТРЭМ», 2002. - 320 с. 2.15 Мусин В.А., Чечина Н.А., Чечета Д.М. Гражданский процесс. Учебник. Издание 2, перераб. и доп. - М.: «ПРОСПЕКТ», 1999 г. - 472 с.2.16 Нечаева А.М. Семейное право (курс лекций). - М.: «Юристъ» 1998 г. - 336 с.2.17 Нечаева А.М. Семейное право (курс лекций). - М.: «Юристъ» 2000 г. - 336 с.2.18 Пчелинцева Л.М. Семейное право России. Учебник для вузов. - М.: «Издательская группа НОРМА-ИНФРА». 1999 г. - 672 с.2.19 Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. - М.: НОРМА - ИНФРА. М, 2002. - 320 с. 2.20 Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право: Учебник Ч.III изд. 2е перераб. и доп. - М.: «ПРОСПЕКТ», 1999 г. - 624 с.2.21 Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право: Учебник Ч.I изд. 3е перераб. и доп. - М.: «ПРОСПЕКТ», 1999 г. - 632 с.2.22 Садикова О.Н. Гражданское право России: Курс лекций Ч.I. - М.: - «Юридическая литература», 1996г. - 304 с.2.23 Садиков О.Н. Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций. - М.:»Юристъ», 2001 г. - 776 с. 2.24 Садиков О.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Части I. - М.: «ЮРИНФОРМЦЕНТР», 1996 г. - 448 с. 2.25 Суханов Е.А. Гражданское право: В 2т Том I Учебник. - М.: «Издательство БЕК», 2002 г. - 816 с.2.26 Треушников М.К. Гражданский процесс. Учебник. - М.: ООО «Городец - Издат», 2003. - 720 с. 2.27 Шакарян М.С. Гражданское процессуальное право России: Учебник для вузов. - М.: «Юристъ», 2002 г. - 634 с.2.28 Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права: Вступительная статья Суханова Е.А.-М.: Фирма «СПАРК»,1995.г.- 556 с.3. Материалы судебной практики:3.1 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 июля 1997 г. № 9 «О применение судами законодательства при рассмотрение дел об установлении усыновления» //Информационная система «Гарант»Приложение. ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫДипломная работа выполнена мной совершенно самостоятельно. Все использованные в работе материалы и концепция из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.«___»____________20__г.______________________ Слепова Александра Валерьевна